Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра транспорта и коммуникаций РК от 28.06.2011 № 403.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 10 Положения о Комитете гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 ноября 2004 года № 1232, а также в целях осуществления в соответствии с законодательством государственного надзора и регулирования деятельности субъектов гражданской авиации Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила подготовки субъектов гражданской авиации Республики Казахстан к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника управления государственного надзора за безопасностью полетов Комитета гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Жолдыбаева А.Б.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
Председатель
Утверждены
приказом Председателя Комитета
гражданской авиации Министерства
транспорта и коммуникаций
Республики Казахстан
от 29 ноября 2004 года N 234
Правила подготовки субъектов
гражданской авиации Республики Казахстан к работе
в осенне-зимний, весенне-летний период Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила подготовки субъектов гражданской авиации Республики Казахстан к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном регулировании гражданской авиации" в целях обеспечения эффективного функционирования деятельности, высокого уровня безопасности и регулярности полетов организаций и предприятий гражданской авиации Республики Казахстан. Эксплуатация авиационной техники, обеспечение безопасности и регулярности полетов в значительной степени зависят от метеорологических условий. В практике работы организаций и предприятий гражданской авиации Республики Казахстан определились два периода: осенне-зимний период и весенне-летний период, каждый из которых характеризуется климатическими особенностями в различных районах Республики Казахстан.
2. Подготовка организаций и предприятий гражданской авиации к работе в условиях осенне-зимнего и весенне-летнего периода проводится в течение двух месяцев:
1) для южных регионов республики (Шымкентская, Жамбылская, Кызылординская, Мангыстауская, Атырауская, Алматинская области и аэропорт Балхаш) должна закончится - весенне-летний период к 1 мая, осенне-зимний период - к 15 ноября;
2) для остальных организаций и предприятий гражданской авиации, базирующихся в других регионах республики окончание подготовки к весенне-летнему периоду - к 15 маю, осенне-зимнему периоду - к 1 ноябрю.
3. Комплекс мероприятий по подготовке к работе организаций и предприятий гражданской авиации в предстоящий период должен быть направлен на:
1) обеспечение ритмичности в работе и исключения случаев попадания неподготовленных экипажей, авиационных специалистов и авиационной техники в особые условия полета;
2) своевременную и качественную подготовку систем, зданий и сооружений, обеспечивающих бесперебойную, ритмичную работу по перевозке пассажиров и грузов.
4. В Комитет гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан за месяц до начала подготовки к работе в соответствующий период субъекты гражданской авиации представляют планы мероприятий, отражающие особенности организации подготовки в предстоящий период.
Глава 2. Основные задачи подготовки к работе в условиях
осенне-зимнего (весенне-летнего) периода
5. Проведение организационных мероприятий, направленных на мобилизацию работников, обеспечение высокого качества подготовки авиационных специалистов, слаженности в работе коллектива, повышения ответственности каждого работника за качественное выполнение производственных заданий.
6. Обеспечение высокого уровня подготовки летного, диспетчерского, инженерно-технического состава и специалистов наземных служб, тренировка экипажей, диспетчерского состава, обучение специалистов правилам и методам технической эксплуатации воздушных судов, средств радиотехнического обеспечения и связи, наземной техники с учетом особенностей работы в предстоящий период.
7. Высококачественная подготовка авиационной техники и средств обеспечения полетов, предусматривающая своевременное и полное выполнение регламентных и дополнительных работ и обеспечивающая высокий уровень безопасности и регулярности полетов.
8. Проведение комплекса профилактических работ по подготовке и поддержанию в исправном состоянии наземного оборудования, средств механизации, зданий и сооружений в целях обеспечения их безотказной работы при техническом обслуживании и подготовке воздушных судов к вылету.
Глава 3. Организация подготовки к работе
в осенне-зимний (весенне-летний) период
9. За месяц до начала подготовки руководители на основании предложений соответствующих служб субъекта гражданской авиации разрабатывают и утверждают проект плана подготовки к работе в осенне-зимний, весенне-летний период.
Копии проекта плана высылаются в службы не позднее, чем за 20 дней до начала подготовки.
10. В соответствии с проектом плана подготовки субъекта гражданской авиации, начальниками разрабатывается план подготовки отделов и служб с учетом особенностей и специфики, с которым должны ознакомится все работники отдела, и службы не позднее, чем за 15 дней до начала подготовки.
11. На совещании командно-руководящего состава обсуждается и корректируется проект плана подготовки служб и отделов организаций и предприятий гражданской авиации с учетом недостатков в организации и проведения подготовки в соответствующий период.
На совещании проект плана утверждается руководителем субъекта гражданской авиации.
12. В соответствии с утвержденным планом издается приказ руководителя службы (отдела), в котором определяются:
1) главные задачи подготовки;
2) состав преподавателей;
3) назначаются комиссии по приему зачетов по службам (отделам), по проверке готовности воздушных судов, радиотехнических средств трасс и аэродромов, систем захода на посадку, специального автотранспорта, наземного оборудования и средств механизации, по контролю за ходом подготовки и готовностью к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период.
13. Организацию и проведение сезонной подготовки командно-летного, инспекторского и летного состава всех категорий осуществляется в строгом соответствии с руководящими документами.
14. Перед началом подготовки за 15 дней до начала на основании плана - мероприятий служб издается приказ руководителя авиакомпании о подготовке к работе в осенне-зимний период, весенне-летний период с указанием сроков начала и окончания подготовки.
15. Приказом руководителя авиакомпании назначается состав преподавателей, при этом по летной службе состав преподавателей определяется на весь учебный год.
16. Приказом также назначается комиссия, осуществляющая контроль подготовкой служб и их готовности к полетам в осенне-зимний, весенне-летний период.
17. План мероприятий разрабатывается в целом на все службы авиакомпании, где отдельно выделен план подготовки летной службы.
18. Перед началом подготовки в летной службе проводится заседание летно-методического совета (разбор командно-летного состава).
19. На летно-методическом совете:
1) Изучаются документы, методические рекомендации, регламентирующие подготовку в осенне-зимний период, весенне-летний период;
2) Утверждается тематический план проведения теоретической учебы, разработанный в соответствии с тематикой летно-методического совета Комитета гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан к особенностям полетов в авиакомпании;
3) Устанавливается порядок проведения теоретических занятий (сроки, место, время, проведения) классно-групповым методом и утверждаются контрольные вопросы для самостоятельной подготовки и контроля знаний;
4) Утверждаются базовые конспекты по темам профессиональной учебы с учетом изменений и дополнений к ним;
5) Определяется дата проведения летно-технической конференции по типам воздушных судов, эксплуатируемых в авиакомпании;
6) Утверждаются рекомендации летному составу по особенностям пилотирования воздушного судна, эксплуатации воздушного судна (систем и двигателей) с учетом особенностей региона полетов и допущенных отклонений, нарушений, предпосылок к авиационным происшествиям в прошлые годы аналогичного периода.
20. После проведения методического совещания с командно-летным составом заместитель директора летной службы на основании тематики теоретической подготовки, разработанной летно-методическим советом Комитета гражданской авиации, составляет квартальный план профессиональной учебы и расписание занятий с летным составом по типам воздушных судов. План проведения теоретической подготовки заносится в журнал профессиональной учебы.
21. Тренировка на тренажере проводится по программам ежеквартальной тренировки. Оформляется в задании на тренировку, где ведется учет годовой тренировки авиаспециалиста на тренажере.
22. Летная подготовка для самолетов 4 класса и вертолетов проводится в соответствии с программами подготовки летного состава данного типа и методическими рекомендациями. Записывается отдельно в задании на тренировку, а также отдельно ведется учет ежеквартальных заходов и подтверждение личного минимума командира воздушного судна.
23. Предварительная подготовка к полетам в осенне-зимний период, весенне-летний период проводится после теоретической подготовки и тренировки на тренажере по вариантам, разработанным летно-методическим советом Комитета гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. Учет предварительной подготовки осуществляется в специальных журналах.
24. Контроль готовности экипажа проводится в летной службе с привлечением старших специалистов служб, проводивших подготовку по разработанным контрольным вопросам или с применением автоматизированных средств контроля знаний.
25. Проводятся занятия с летным составом и бортпроводниками по изучению применения бортовых аварийно-спасательных средств, аварийных радиостанций и порядка работы с ними, использованию пиротехнических и светосигнальных средств.
26. Заключительным этапом сезонной подготовки является летно-техническая конференция.
План летно-технической конференции составляется на основании тематики, разработанной летно-методическим советом Комитета гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, а также по выявленным недостаткам при проведении контроля знаний в процессе теоретической подготовки и контроля готовности в процессе предварительной подготовки.
Обсуждение вопросов, вынесенных на летно-техническую конференцию, проводятся коллегиально.
27. На пленарном заседании летно-технической конференции изучаются анализы по организации летной работы и состоянии безопасности полетов, доводятся рекомендации по особенностям пилотирования, эксплуатации воздушного судна, навигации и правил полетов.
28. Рекомендации по особенностям пилотирования, эксплуатации, навигации и правил полетов вывешиваются в летно-методическом классе на весь осенне-зимний, весенне-летний период.
29. На основании прохождения теоретической подготовки, тренировки на тренажере, предварительной подготовки и контроля готовности экипажей в летной службе издается приказ о допуске к полетам каждого летного специалиста.
30. Разрабатывается план подготовки инженерно-авиационного состава к работе в осенне-зимний, весенне-летний период в соответствии с требованиями руководящих документов как раздел общего плана подготовки авиакомпании (аэропорта).
31. Составляется график подготовки самолетно-вертолетного парка к осенне-зимнему, весенне-летнему периоду, который утверждается начальником инженерно-авиационной службы.
Приказом начальника инженерно-авиационной службы назначается комиссия по контролю подготовки инженерно-авиационного состава к работе в осенне-зимний период.
32. Для инженерно-технического состава организуются и проводятся занятия по изучению особенностей технической эксплуатации авиационной техники. Проведение занятий поручается наиболее подготовленным специалистам.
33. В программы занятий включаются вопросы, отражающие особенности работы и технического обслуживания авиационной техники в данный период. При этом проводится разбор причин отказов авиационной техники, связанных с нарушением правил эксплуатации систем воздушных судов. Уделяется серьезное внимание знанию правил и особенностей выполнения работ по буксировке воздушных судов и опробованию двигателей на местах стоянки, а также правил техники безопасности.
Изучается Руководство по организации движения воздушного судна, спецавтотранспорта и средств механизации на аэродромах гражданской авиации, принимаются зачеты.
34. Проводится техническая конференция с участием старших бортинженеров и инженеров летных служб по особенностям эксплуатации воздушных судов в осенне-зимний, весенне-летний период с подробным разбором авиационных происшествий и инцидентов, случаев повреждения воздушных судов на земле, нарушений правил эксплуатации авиационной техники в полете и на земле в соответствующие периоды за прошлые годы.
35. По окончании занятий и проведении технической конференции проверяется знание работниками инженерно-авиационной службы особенностей эксплуатации и технического обслуживания авиационной техники.
Зачеты принимаются у лиц, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом авиационной техники, вплоть до начальника цеха. По результатам издается приказ о допуске личного состава к техническому обслуживанию с указанием номеров свидетельств и допуску к конкретным видам обслуживания.
Лица, показавшие при проверке неудовлетворительные знания, не допускаются к работе до повторной сдачи зачетов. Результаты поверки и оценка записываются в журнал технической учебы.
36. При подготовке авиационной техники к эксплуатации в осенне-зимний, весенне-летний период на воздушном судне выполняются дополнительные работы, связанные с особенностями их эксплуатации. Для воздушных судов каждого типа определяются дополнительный перечень и объемы работ, не предусмотренных регламентом, выполнение которых необходимо и обязательно для качественной подготовки авиационной техники в конкретных условиях эксплуатации (климатические условия, специфика эксплуатации, условия работы, районы базирования и др.). Перечень дополнительных работ прилагается к карте-наряду на техническое обслуживание.
37. Проводится тщательная дефектация воздушных судов и их систем, бытового и буфетно-кухонного оборудования.
38. На всех воздушных судах проводится проверка наличия, исправности и работоспособности съемного оборудования, чехлов, заглушек, бортового аварийно-технического имущества и после соответствующей обработки укомплектовывается.
39. На новой авиационной технике, поступившей с заводов, выполняются работы, связанные с особенностями эксплуатации в предстоящий период. Ремонтные заводы выполняют работы по подготовке воздушных судов к эксплуатации в осенне-зимний, весенне-летний период по заявкам эксплуатационных предприятий.
40. Проводится разовая проверка выполненных доработок, технической документации и правильности ее ведения, наличия формуляров и паспортов на все агрегаты. Вся техническая документация, регламентирующая порядок проведения подготовки к соответствующему периоду эксплуатации, комплектуется, проверяется главным инженером и хранится в отделе технического контроля инженерно-авиационной службы.
41. Каждое воздушное судно, подготовленное к эксплуатации в осенне-зимний, весенне-летний период, осматривается комплексной комиссией, состоящей из представителей летной и инженерно-авиационной службы, службы бортпроводников, службы поисково-аварийного обеспечения полетов и назначаемой приказом руководителя авиакомпании (аэропорта). Председателем комиссии назначается начальник инженерно-авиационной службы или один из его заместителей. О недостатках, обнаруженных при осмотре, производится запись в ведомости дефектации. После устранения недостатков комиссия дает заключение о допуске воздушного судна к эксплуатации в соответствующий период.
42. Воздушное судно считается подготовленным к эксплуатации в осенне-зимний, весенне-летний период, если работы, предусмотренные регламентом технического обслуживания и указаниями, выполнены в полном объеме, воздушное судно осмотрено комплексной комиссией и в его формуляре произведена запись.
43. Подготовка и ремонт наземного оборудования, средств механизации, подъемных транспортных средств подогрева и удаления обледенения, гидроподъемников, швартовочных приспособлений, якорных креплений, электроталей, электроколоток, колодок и другого оборудования организуется, и проводятся в соответствии с календарным планом работ и регламентами технического обслуживания.
44. Проводится профилактическое обслуживание всего стендового оборудования, проверяются сроки годности оборудования и его соответствие нормам технической пригодности. По результатам проверки производится запись в паспорте или формуляре.
45. Проверяется состояние зданий и сооружений инженерно-авиационной службы (ангаров, доков, тепляков) предангарных и гоночных площадок, струеотклоняющих щитов, а также работоспособности и пожарной безопасности отопительных систем и приборов, электронагревателей, систем вентиляции и кондиционирования.
46. С учетом особенностей работы в соответствующий период эксплуатации пересматриваются совместно с отделом материально-технического снабжения субъекта гражданской авиации перечень неснижаемого запаса частей, агрегатов и материалов, возвратно-обменного фонда и принимаются меры по их укомплектованию.
47. Своевременно подаются заявки в отдел материально-технического снабжения на средства подогрева, инструменты, чехлы, спецодежду, утеплительные материалы.
48. Проводится химчистка, стирка и ремонт специального технического обмундирования, чехлов, мягкого инвентаря воздушных судов.
49. Проверяются технические средства, применяемые для проведения аварийно-спасательных и эвакуационных работ.
50. Инженерно-авиационная служба считается подготовленной, если 90 процентов приписного парка воздушных судов осмотрено и принято комиссией, исключая находящиеся на заводах в ожидании ремонта и на хранении на предстоящий период эксплуатации, работники инженерно-авиационной службы прошли подготовку в полном объеме и сдали зачеты по эксплуатации авиационной техники, наземное оборудование и средства механизации для технического обслуживания воздушных судов годны, проведено профилактическое обслуживание стендового оборудования и контрольно-проверочной аппаратуры.
51. Подготовка аэродромов, зданий и сооружений, спецавтотранспорта, аэродромных средств механизации светотехнического оборудования и электроустановок начинается не позднее, чем за месяц до начала соответствующего периода работы.
52. Разрабатывается план подготовки наземных служб к работе в осенне-зимний, весенне-летний период, который утверждается руководителем авиапредприятия. В плане указываются ответственные лица и сроки выполнения намеченных мероприятий.
Служба спецтранспорта разрабатывает график использования спецмашин в осенне-зимний период, весенне-летний период, который согласовывается с инженерно-авиационной службой, другими заинтересованными службами и утверждается руководителем аэропорта.
53. С работниками наземных служб организуются и проводятся занятия по изучению особенностей эксплуатации аэродромов, зданий и сооружений, светотехнического, теплотехнического и сантехнического оборудования, энергоустановок спецмашин, а также случаев повреждения воздушных судов на земле по вине работников наземных служб в соответствующий период за прошедшие годы.
Проводятся совместно с другими службами практические занятия по правилам подъезда (отъезда) спецавтотранспорта к воздушным судам.
По окончании занятий знание особенностей работы в данный период проверяется специально назначенной приказом по предприятию комиссией. Результаты проверки оформляются протоколом, который является основанием для допуска к работе в текущий период.
54. Проводится тщательное обследование состояния покрытий взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, места стоянок, перронов, концевых и боковых полос безопасности, запасных и вспомогательных грунтовых взлетно-посадочных полос, грунтовой территории летного поля, водосточно-дренажной сети. Результаты обследования оформляются актами. Принимаются меры по устранению дефектов, влияющих на безопасность полетов.
55. Проводится сезонное техническое обслуживание спецмашин и аэродромных механизмов в соответствии с инструкциями завода изготовителя с последующей записью в формулярах о проделанной работе.
56. На аэродроме и прилегающих к нему территориях проверяется состояние предупреждающих знаков безопасности движения спецавтотранспорта и пешеходов.
57. Проверяются средства для измерения коэффициента сцепления взлетно-посадочной полосы.
58. Проводится ревизия технического состояния инженерных сооружений и систем водопровода канализации, теплоснабжения, вентиляции, котельного оборудования природоохранных объектов и принимаются меры по устранению недостатков, влияющих на безопасность, надежность и эффективность их эксплуатации.
59. При подготовке к работе в осенне-зимний период:
1) выполнить в соответствии с годовыми планами необходимые работы по капитальному и текущему ремонту аэропортов, зданий, сооружений, подъездных путей к объектам и площадок для передвижных автолабораторий, спецтранспорта и аэродромных средств механизации, светосистем и электроустановок, объектов, оборудования и сетей теплотехнического и сантехнического обеспечения, газопылеулавливающих установок; подготовка сезонной техники (льдоуборочных, снегоуборочных машин и др.) планируется и проводится по окончании предшествующего осенне-зимнего периода;
2) в расчете на средний и максимальный снегопад и гололед составить план организации работ по содержанию аэродрома, в котором должны быть указаны очищаемые и уплотняемые поля, места выкладки снега, очередность выполнения снего-льдоуборочных работ, необходимое для этих целей количество бригад, порядок и численность дополнительно вызываемого водительского состава, количество специальных аэродромных машин и механизмов, эффективность их использования для подготовки аэродрома к полетам в установленные сроки;
3) заготавливается необходимое количество и обеспечивается надежное хранение химических реагентов, котельно-печного топлива и горючего для резервных дизель-генераторов, а также строительные материалы для выполнения аварийных и ремонтных работ.
60. При подготовке к работе в весенне-летний период:
1) тщательно проверяется состояние аэродромов и прилегающих к ним участков летного поля, водосточно-дренажных устройств и инженерных сетей, заделать швы и трещины в покрытиях, устраняются выявленные неисправности, восстанавливается ровность поверхности грунтовой части летного поля, выполняется подсев трав и другие агротехнические мероприятия, обновляются маркировочные знаки, ремонтируются отмостки сопряжения искусственных покрытий с грунтовой частью летного поля;
2) обновляют покраску арматуры огней светотехнических систем посадки, маркировку осветительных мачт, выполняют полугодовой регламент по обслуживанию светотехнических систем.
61. Подготовленный спецтранспорт и аэродромные механизмы осматриваются комиссией под председательством руководителя аэропорта и допускаются к работе в соответствующий период на основании акта осмотра спецтехники, утвержденного руководителем аэропорта.
62. Наземные службы считаются подготовленными к работе в предстоящий период, если:
запланированные мероприятия по подготовке зданий, сооружений, подъездных путей к объектам, площадок для передвижных автолабораторий, электросветосистем, электроустановок, теплотехнических и сантехнических систем, оборудования и объектов, природоохранных объектов и спецтранспорта выполнены в полном объеме; коэффициент исправности аэродромной техники, укомплектованность водительского состава и укомплектованность аэродромных бригад кочегарами и операторами котельных составляет не менее 90 процентов;
все приписные аэродромы местных воздушных линий проверены и признаны пригодными к работе;
создан необходимый запас химических реагентов для борьбы с гололедом и котельно-печного топлива;
подготовлено не менее 85 процентов спецтранспорта;
машины для работы на летной полосе радиофицированы и оборудованы проблесковыми огнями.
63. Подготовка пассажирских и служебных помещений, аэровокзалов, цехов бортового питания, служб бортпроводников и грузовых служб начинается не позднее, чем за полтора месяца до начала соответствующего периода и проводится в соответствии с инструкциями, правилами и указаниями.
64. Разрабатывается план подготовки службы организации перевозок, службы бортпроводников к работе в осенне-зимний, весенне-летний период и утверждается руководителем авиакомпании (аэропорта).
65. Теоретические и практические занятия организуются и проводятся в целях:
1) изучения особенностей работы в осенне-зимний, весенне-летний период и отработки взаимодействия служб в случаях задержки воздушных судов, скопления пассажиров;
2) изучения техники безопасности при организации погрузочно-разгрузочных работ на складах, воздушных судах, в цехах бортового питания и при обслуживании пассажиров в аэровокзалах и на борту воздушных судов;
3) изучения особенностей эксплуатации бортового пассажирского и буфетно-кухонного оборудования, специфика транспортировки, хранения и сроков реализации продуктов питания и напитков в соответствующий период навигации;
4) изучения основных руководящих документов, регламентирующих организацию перевозок, обслуживание пассажиров и грузовой клиентуры, а также правил движения спецавтотранспорта и средств механизации на аэродромах;
5) изучения случаев повреждения воздушных судов на земле по вине работников службы организации перевозок в соответствующий период за прошедшие годы;
6) изучения результатов анализа жалоб пассажиров и мер по их предотвращению, а также передовых методов их обслуживания.
66. По окончании занятий принимаются зачеты и оформляются соответствующие допуски к работе в осенне-зимний, весенне-летний период.
67. Проводится сезонное техническое обслуживание средств механизации в соответствии с действующими инструкциями.
68. Служба организации перевозок, служба бортпроводников считаются подготовленными к работе в предстоящий период, если запланированные мероприятия выполнены в полном объеме, средства механизации, помещения, рабочие места и специалисты подготовлены и обеспечивают работу в предстоящий период.
Теоретические и практические занятия включают:
1) изучения особенностей работы в осенне-зимний, весенне-летний период;
2) изучения техники безопасности;
3) изучения особенностей эксплуатации бортового пассажирского и буфетно-кухонного оборудования, специфика транспортировки, хранения и сроков реализации продуктов питания и напитков в соответствующий период навигации;
4) изучения основных руководящих документов, регламентирующих организацию перевозок, обслуживание пассажиров и грузовой клиентуры, а также правил движения спецавтотранспорта и средств механизации на аэродромах;
5) по отработке практических навыков оказания взаимопомощи и до врачебной медицинской помощи в целях обеспечения выживаемости пассажиров и членов экипажей в экстремальных условиях при вынужденной посадке.
69. Проводится техническое обслуживание сооружений, технологического оборудования и контрольно-измерительных средств.
70. Организуются занятия по особенностям эксплуатации сливно-наливных устройств, средств фильтрации, заправки и проведения аэродромного контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов в предстоящий период.
71. Обеспечение авиационными горюче-смазочными материалами на оперативных точках разрешается только после приемки в эксплуатацию с оформлением акта средств хранения, выдачи, транспортировки и заправки, авиационных горюче-смазочных материалов, а также при наличии приказа по предприятию о назначении лиц для работы с авиационными горюче-смазочными материалами.
72. Осуществляется подготовка дистиллированной воды и средств контроля ее качества.
73. При подготовке к работе в осенне-зимний период создается необходимый запас специальных жидкостей "Арктика", "Арктика-200", противокристаллизационных жидкостей, оформляются допуски к работе с указанными жидкостями, контролируется качество спецжидкостей в емкостях и расходных бачках.
74. Своевременно подаются заявки в отдел материально-технического снабжения на необходимое количество спецодежды для сотрудников отдела горюче-смазочных материалов.
75. В соответствии с графиком осуществляется зачистка резервуаров, топливозаправщиков, автоцистерн, маслозаправщиков, расходных бачков противокристаллизационной жидкости и производится проверка измерительных средств.
76. Служба горюче-смазочных материалов считается подготовленной к работе в предстоящий период, если создан необходимый запас авиационных горюче-смазочных материалов и спецжидкостей, проведены профилактические мероприятия по подготовке средств приемки, хранения, транспортировки, фильтрации, заправки и контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов имеются утвержденные технологические карты, должностные инструкции, специалисты прошли подготовку, обучение, у них приняты зачеты, и они обладают достаточными теоретическими знаниями, практическими навыками по выполнению возложенных на них функциональных обязанностей.
77. Проверяется наличие планов, инструкций и практические действия экипажей, служб аэропорта по действиям при инцидентах, связанных с анонимными сообщениями о закладке взрывчатых веществ, блокирования взлетно-посадочной полосы, воздушного судна.
78. Проводится обследование пунктов досмотра пассажиров, ручной клади и багажа, грузов на коммерческих складах. Уровень укомплектованности личным составом и оснащенности спецтехникой, состояние качества досмотра. Организация взаимодействия с пограничными и таможенными органами по контролю международных рейсов.
79. Проверяется состояние взлетно-посадочной полосы, периметрового ограждения аэродрома, важных режимных объектов, подъездных дорог к охраняемым объектам.
80. Организуется выполнение сезонного техобслуживания средств охранной сигнализации на объектах, устойчивость работы средств радиосвязи и их подготовка к эксплуатации.
81. Организуется охрана воздушных судов и объектов с учетом особенностей предстоящего периода, наличия и размещения самолетно-моторного парка в базовых аэропортах. Корректируется дислокация постов службы авиационной безопасности, сторожевой охраны, уточняются маршруты автопатрулирования нарядов службы авиационной безопасности, готовность и оснащенность постов.
82. Караульные помещения службы авиационной безопасности приводятся в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов в сфере гражданской авиации.
83. Предприятие считается подготовленным по обеспечению авиационной безопасности в предстоящий период, если запланированные мероприятия выполнены в полном объеме.
84. Разрабатывается план подготовки летного состава, бортпроводников и расчетов аварийно-спасательных команд к выполнению задач по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов в указанный период, который утверждается руководителем предприятия. Составляется расписание занятий в каждой службе.
При составлении плана особое внимание уделяется практической отработке и закреплению навыков по действиям за минимальные сроки в экстремальных условиях.
85. Проверяются знания поисковых экипажей воздушных судов по применению радиоаппаратур поиска и навигации и при необходимости, дается дополнительная тренировка (на тренажере или воздушном судне) по упражнениям Программы подготовки поисковых экипажей. Проводятся занятия по методам и способам поиска воздушных судов, потерпевших бедствие. Проверяется оборудование воздушных судов поисковой аппаратурой и наличие на них аварийных радиостанций.
86. Проводятся занятия с летным составом и бортпроводниками по изучению применения бортовых аварийно-спасательных средств, аварийных радиостанций и порядка работы с ними, использованию пиротехнических и светосигнальных средств.
87. Проводятся занятия с летным составом и бортпроводниками по отработке практических навыков оказания взаимопомощи и до врачебной медицинской помощи в целях обеспечения выживаемости пассажиров и членов экипажей в экстремальных условиях при вынужденной посадке вне аэродрома.
88. Каждый член экипажа и бортпроводники самостоятельно отрабатывают на тренажере или воздушном судне порядок открытия аварийных выходов, навыки приведения бортовых средств эвакуации из воздушного судна в рабочее состояние при действиях по аварийному расписанию.
89. Не мене двух раз в каждом периоде проводятся тренировки с аварийно-спасательными командами аэропортов по оповещению, сбору и действиям расчетов аварийно-спасательной команды при проведении поисковых и аварийно-спасательных работ, проверяется наличие спецаппаратуры аварийного оповещения расчетов аварийно-спасательной команды и схем прохождения информации с места авиационного происшествия.
90. При проверке технических знаний обращается внимание на знание требований Правил проведения авиационных поисково-спасательных работ.
91. Служба считается подготовленной к работе в предстоящий период, если запланированные мероприятия по поисковой, аварийно-спасательной подготовке выполнены в полном объеме, летный состав, бортпроводники и члены аварийно-спасательной команды после теоретических занятий провели тренировки и отработали на практике необходимые приемы, о чем производится соответствующая запись.
92. Разрабатывается план подготовки служб аэропорта к работе в указанный период, который утверждается руководителем аэропорта.
93. Пожарно-техническими комиссиями проводится обследование объектов в объеме требований. Выявленные недостатки немедленно устраняются.
94. Проводятся занятия в службах и вторичные противопожарные инструктажи с работниками аэропорта по особенностям пожарной безопасности в предстоящий период.
95. Не реже одного раза в каждом периоде проигрываются оперативные планы и карточки.
96. Проводится сезонное обслуживание пожарной техники, испытание пожарного оборудования и техническое обслуживание систем и установок пожарной автоматики.
97. Отрабатываются нормативы по пожарно-стрелковой подготовке тушению пожаров на воздушных судах с учетом особенностей каждого периода.
98. Пополняются запасы воды, пенообразователя и других средств тушения пожара.
99. К осенне-зимнему периоду дополнительно: обеспечивается размещение пожарной техники и пожарного оборудования в обогреваемых помещениях.
100. К весенне-летнему периоду дополнительно: очищается территория после таяния снега от сгораемых материалов, убирается трава с территории складов горюче-смазочных материалов, с мест стоянки воздушных судов, объектов эксплуатации радиотехнического оборудования и связи и прилегающих к нему мест.
101. Для подготовки службы материально-технического снабжения к работе в осенне-зимний, весенне-летний период разрабатывается план, который утверждается руководителем субъекта гражданской авиации.
102. В плане необходимо предусмотреть выполнение следующих работ:
1) проведение специальных занятий с работниками службы по вопросам подготовки к работе в осенне-зимний, весенне-летний период;
2) выполнение плановых работ по подготовке складских и служебных помещений, их утеплению, освещению и ограждению, приведению в порядок складских территорий;
3) подготовка средств складской механизации;
4) подготовка пожарного оборудования складов и их территорий, приобретение и замена средств пожаротушения в соответствии с требованиями наступающего периода;
5) обеспечение надлежащих температурных режимов хранения приборов, агрегатов и оборудования в данный период;
6) обеспечение неснижаемых запасов запасных частей и агрегатов и проведение необходимых корректировок их перечней с учетом наступающего периода;
7) обеспечение необходимым имуществом служб авиакомпании, аэропорта, субъекта гражданской авиации для своевременной подготовки их к работе в соответствующий период.
103. Служба материально-технического снабжения считается подготовленной к работе в осенне-зимний, весенне-летний период, если план мероприятий по подготовке выполнен в полном объеме.
104. В региональных представительствах государственного предприятия "Казаэронавигация" в соответствии с приказом руководителя государственного предприятия "Казаэронавигация" разрабатывается план подготовки к работе в осенне-зимний, весенне-летний период и представляется на утверждение начальникам регионального государственного предприятия "Казаэронавигация" и руководителем баз эксплуатации радиотехнического оборудования и связи.
105. План подготовки разрабатывается на основе анализа безопасности полетов при обслуживании воздушного движения за последние три года, задач по улучшению организации воздушного движения с учетом опыта прошлых лет и допущенных при организации воздушного движения ошибок.
106. В процессе подготовки специалисты организации воздушного движения, согласно плану руководителя государственного предприятия "Казаэронавигация", принимают участие со специалистами соответствующих служб по проверке состояния различных видов обеспечения полетов.
Проверяется соответствие должностных инструкций диспетчеров, а также оборудование рабочих мест, типовой документации организации воздушного движения и инструкции по производству полетов.
107. В ходе подготовки организуются теоретические и практические занятия, которые проводятся в целях:
1) изучения местных климатических особенностей и характера, возможных в предстоящий период опасных для полетов метеоявлений;
2) изучения причин авиационных происшествий и инцидентов при организации воздушного движения, включая опасные сближения воздушных судов в полете и повреждения воздушных судов на земле, допущенные по вине диспетчеров в соответствующий период за предыдущие 3 года;
3) проверки практической работы руководителей полетов и навыков диспетчеров на рабочих местах по организации воздушного движения в объеме, предусмотренном технологией работы.
108. В процессе проведения занятий (в объеме не менее 8 часов в месяц) проверяется знание руководителями полетов и диспетчерским составом основных руководящих документов по организации воздушного движения, а также причин авиационных происшествий и инцидентов по вине диспетчеров, мер по их предупреждению.
109. В целях изучения местных особенностей организации воздушного движения и обеспечения полетов в предстоящий период проводится техническая конференция специалистов службы движения, с привлечением соответствующих специалистов службы движения и других служб, взаимодействующих с ними при обеспечении полетов.
110. Службы движения считаются подготовленными к работе в предстоящий период, если не менее 90 процентов лиц диспетчерского состава службы движения прошли подготовку в полном объеме, знают требования руководящих документов и имеют практические навыки работы, оцененные на рабочем месте не ниже "хорошо", состояние диспетчерских пунктов, оборудования, документов и справочного материала отвечает существующим требованиям.
111. Подготовка службы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи к работе в осенне-зимний, весенне-летний период ведется по планам баз эксплуатации радиотехнического оборудования и связи авиапредприятия.
112. Основные направления работ, включаемых в план:
1) подготовка (обучение, тренировка) персонала службы (базы) с учетом особенностей работы и эксплуатации средств радиотехнического оборудования и связи в соответствующий период и в аварийных ситуациях;
2) проверка технического состояния, проверка на соответствие действующим нормам (требованиям) и, при необходимости, ремонт объектов, подъездных путей к ним, зданий, сооружений, антенно-фидерных устройств, линейно-кабельных сооружений, оборудования, электросетей, основных и резервных источников электроснабжения объектов, электрозащитных, отопительных устройств, средств пожаротушения, охраны труда;
3) обеспечение объектов запасными оборудованиями и приборами, горюче-смазочными материалами и другим расходным имуществом.
113. За месяц до начала соответствующего периода работы отделом эксплуатации радиотехнического оборудования и связи разрабатываются предложения для включения в план подготовки баз эксплуатации радиотехнического оборудования и связи авиапредприятий.
114. Служба (база) эксплуатации радиотехнического оборудования и связи считается подготовленной к работе в соответствующий период, если все запланированные мероприятия полностью выполнены и нет ограничений по радиотехническому обеспечению полетов.
Глава 4. Контроль за ходом подготовки и порядок представления
донесений о готовности к работе в предстоящий период
115. Подготовка подразделений и служб к работе в осенне-зимний, весенне-летний период в субъектах гражданской авиации организуется и проводится под непосредственным руководством руководителей организаций и предприятий гражданской авиации.
116. Командно-руководящий состав субъекта гражданской авиации в соответствии с планом основных работ организует качественную подготовку подразделений и служб к работе в предстоящий период и оказывает подчиненным подразделениям и службам необходимую практическую помощь.
117. Проверка готовности служб к работе в осенне-зимний, весенне-летний период проводится комиссией, назначенной руководителями субъекта гражданской авиации. Председателем комиссии назначается один из заместителей руководителя.
118. По результатам проверки служб составляется акт по установленной форме (приложение № 2).
119. Руководителем после утверждения акта издается приказ о готовности предприятия к работе в предстоящий период.
Копии акта и приказа представляются в инспекцию по безопасности полетов организаций и предприятий гражданской авиации.
120. На основании полученных актов и справок по результатам проверки готовности субъекта гражданской авиации к работе в осенне-зимний, весенне-летний период инспекция по безопасности полетов субъекта гражданской авиации готовит проект приказа о готовности к работе в предстоящий период.
121. Контроль за ходом подготовки субъекта гражданской авиации к работе в осенне-зимний, весенне-летний период проводится специалистами Комитета гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
122. После получения докладов и актов о готовности предприятий к работе в осенне-зимний, весенне-летний период Комитет гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан организует и проводит проверку готовности субъектов гражданской авиации к работе в предстоящий период.
123. По результатам проверки составляются справки (приложение 1). Вскрытые при проверке недостатки устраняются немедленно или в указанные сроки. Об устранении недостатков руководители субъектов гражданской авиации представляют письменное донесение в Управление государственного надзора за безопасностью полетов Комитета гражданской авиации.
124. На основании полученных актов и справок по результатам проверки субъектов гражданской авиации к работе в осенне-зимний, весенне-летний период, Комитет гражданской авиации готовит проект приказа о допуске к работе в предстоящий период.
Приложение № 1
к Правилам подготовки субъектов гражданской
авиации Республики Казахстан к работе
в осенне-зимний, весенне-летний период,
утвержденного приказом председателя
Комитета гражданской авиации
Министерства транспорта и коммуникаций
от 24 ноября 2004 г. № 234
УТВЕРЖДАЮ
Командир ________________________
_________________________________
(инициалы, фамилия)
_________________________20 ___ г.
АКТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ГОТОВНОСТИ СЛУЖБ
_______________________________________
(субъект гражданской авиации)
В соответствии с планом основных мероприятий по подготовке
авиапредприятий к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период
комиссия предприятия под председательством
________________________________________________________________
(должность, фамилия, инициалы)
в период с _______________ по _____________ 20___ г. провела
проверку готовности служб ___________________________.
Комиссией проверены_______________________________________
________________________________________________________________
(службы субъекта ГА)
Проверкой установлено, что
(отмечаются положительные результаты работы командно-руководящего
состава предприятия по выполнению требований приказов и указаний
по подготовке к предстоящему периоду работы. Указываются выполненные
мероприятия и процент их выполнения по субъекта гражданской авиации
и отдельно по службам, процент подготовленного летного, диспетчерского
состава и техников метеослужбы, подготовленных воздушных судов,
автоспецтранспорта и средств перронной механизации, укомплектованность
служб, смен, звеньев, бригад и аварийно-спасательных расчетов).
Вместе с тем комиссией вскрыты недостатки:
по летной службе _________________________________________
________________________________________________________________
по службе движения и метеослужбе _________________________
________________________________________________________________
по инженерно-авиационной службе __________________________
________________________________________________________________
по наземным службам ______________________________________
________________________________________________________________
по службе организации перевозок и службе бортпроводников _
________________________________________________________________
по службе (базе) эксплуатации радиотехнического
оборудования и связи ___________________________________________
______________________________________________________ по службе
горюче-смазочных материалов ____________________________________
________________________________________________________________
по аварийно-спасательной службе и охране аэропортов ______
______________________________________________________ по службе
материально-технического снабжения _____________________________
Выводы и предложения _____________________________________
(дается оценка каждой службе, делаются выводы
о готовности служб субъекта гражданской авиации в целом к работе
в предстоящий период, вносятся предложения по проведению
дополнительных мероприятий для устранения выявленных недостатков).
Председатель комиссии
Члены комиссии:
Приложение № 2
к Правилам подготовки субъектов гражданской
авиации Республики Казахстан к работе
в осенне-зимний, весенне-летний период
утвержденного приказом председателя
Комитета гражданской авиации
Министерства транспорта и коммуникаций
от 24 ноября 2004 г. № 234
СПРАВКА
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ГОТОВНОСТИ СЛУЖБ
ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
________________________
В соответствии с приказом Председателя Комитета гражданской
авиации от _____ № _______комиссия аппарата под председательством
_____________________ в период с _________ по __________ 20___ г.
провела проверку готовности __________________ к работе в осенне-
зимний (весенне-летний) период.
Комиссией проверены _______________________________________
(службы)
Проверкой установлено, что
(отмечаются положительные результаты работы командно-руководящего
состава предприятий по выполнению требований приказов и указаний по
подготовке к предстоящему периоду работы. Указываются выполненные
мероприятия и процент их выполнения по предприятию и отдельно по
службам, процент подготовленного летного, диспетчерского состава,
инженерно-технического и техников метеослужбы, подготовленных
воздушных судов, автоспецтранспорта и средств перронной механизации,
укомплектованность служб, смен, звеньев, бригад и аварийно-
спасательных расчетов).
Вместе с тем комиссией вскрыты недостатки:
по летной службе __________________________________________
_______________________________________________________ по службе
организации воздушного движения и метеослужбы____________________
_________________________________________________________________
по инженерно-авиационной службе ___________________________
_________________________________________________________________
по наземным службам _______________________________________
_________________________________________________________________
по службе организации перевозок и службе бортпроводников __
_________________________________________________________________
по службе (базе) эксплуатации радиотехнического оборудования
и связи __________________________________________________________
__________________________________________________________________
по службе горюче-смазочных материалов ______________________
__________________________________________________________________
по аварийно-спасательной службе и охране аэропортов ________
__________________________________________________________________
по службе материально-технического снабжения _______________
Выводы и предложения _______________________________________
(дается оценка каждой службе, делаются выводы о готовности служб и
предприятий в целом к работе в предстоящий период, вносятся
предложения по проведению дополнительных мероприятий для устранения
выявленных недостатков, устанавливаются сроки устранения недостатков,
предлагаются меры для поощрения и наказания должностных лиц и
специалистов).
Председатель комиссии
Члены комиссии: