Сноска. Утратил силу приказом Министра образования и науки РК от 21.04.2008 N 5191 (порядок введения в действие см. п.5 ).
ПРИКАЗЫВАЮ:
Правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся в организациях среднего общего образования;
Правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся в организациях начального и среднего профессионального образования;
Правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся в высших учебных заведениях.
2. Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 ноября 2004 года N 953 "Об утверждении Правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 3298) признать утратившим силу.
3. Департаменту дошкольного и среднего образования (Испусинова С.Б.) представить в установленном порядке настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан Абдымомунова А.К.
5. Настоящий приказ вводится в действие со дня официального опубликования.
Министр
Утверждены
приказом Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 7 сентября 2006 года
N 481
Правила проведения текущего контроля успеваемости,
промежуточной и итоговой государственной аттестации
обучающихся в организациях среднего общего образования
1. Основные положения
1. Настоящие Правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся в организациях среднего общего образования (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об образовании" и определяют порядок проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся в организациях среднего общего образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
2. В настоящих Правилах использованы следующие определения:
1) текущий контроль успеваемости обучающихся - это систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая учителем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой;
2) промежуточная аттестация обучающихся
-
процедура, проводимая с целью оценки качества усвоения содержания части или всего объема одной учебной дисциплины после завершения ее изучения;
3) итоговая государственная аттестация обучающихся - процедура, проводимая с целью определения степени освоения ими государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования.
2. Организация и проведение текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся в организациях среднего общего образования
3. В начальных классах экзамены не проводятся. Обучающиеся аттестуются на основании оценок промежуточной аттестации.
Учащиеся 1 классов на повторный год обучения не оставляются, за исключением обучающихся, которые могут быть оставлены по рекомендации медико-педагогической комиссии и по согласованию с родителями (или иными законными представителями).
В 1 полугодии 1 класса оценка уровня усвоения учебного материала не выставляется.
4. Из 2-8 (9), 10 (11) классов в следующий класс переводятся обучающиеся, имеющие годовые и итоговые оценки "3", "4", "5" по всем учебным предметам с учетом экзаменационных оценок.
5. В организациях среднего общего образования Республики Казахстан на начальной (4 класс) и основной (9 класс) ступенях осуществляется промежуточный государственный контроль (далее - ПГК).
6. Текущий контроль в 5-8 (9), 10 (11) классах проводится учителями по всем учебным предметам с целью проверки усвоения программного материала по каждой теме и разделу.
7. Промежуточная аттестация обучающихся в 5-8 (9) 10 (11) классах проводится до 31 мая после завершения учебного года . Перечень учебных предметов (не более 2-х), необходимость, формы и сроки устанавливаются организациями образования в соответствии с учебным планом и учебными программами, разработанными на основе государственного общеобязательного стандарта общего среднего образования.
8. Обучающиеся 5-8 (9), 10 (11) классов, имеющие неудовлетворительные оценки по 1-2 предметам, допускаются к промежуточной аттестации. Обучающиеся, имеющие неудовлетворительные оценки по трем и более предметам, на основании решения педагогического совета (далее - педсовет) организации образования оставляются на повторный год обучения и оформляются приказом по организации образования.
9. Для обучающихся 2-4 классов, имеющих неудовлетворительные оценки не более чем по двум предметам, по решению педсовета организуются контрольные работы в форме устных, письменных или тестовых заданий. При получении оценок "3", "4", "5" обучающиеся переводятся в следующий класс.
10. Обучающиеся 5-8 (9), 10(11) классов, имеющие неудовлетворительные итоговые оценки по 1-2 предметам, подлежат повторной аттестации по этим предметам. На период летних каникул этим обучающимся даются соответствующие учебные задания по предметам. Повторная аттестация проводится не ранее 3-х недель после завершения учебного года.
3. Организация и проведение итоговой
государственной аттестации обучающихся
в организациях среднего общего образования
11. Итоговая государственная аттестация обучающихся старшей ступени среднего общего образования проводится в форме:
единого национального тестирования (далее - ЕНТ);
итоговых экзаменов по предметам.
12. Обучающиеся старшей ступени среднего общего образования, желающие поступать в организации среднего профессионального и высшего профессионального образования Республики Казахстан, претенденты на получение аттестата о среднем общем образовании "Алтын белгi", а также аттестата о среднем общем образовании с отличием проходят итоговую государственную аттестацию в обязательном порядке в форме ЕНТ.
Участники международных олимпиад по общеобразовательным предметам текущего года освобождаются от сдачи единого национального тестирования.
К международным предметным олимпиадам (соревнованиям, конкурсам) относятся олимпиады (соревнования, конкурсы) с участием в них команд не менее, чем из 10 стран мира. Перечень международных олимпиад (соревнований, конкурсов) утверждается центральным исполнительным органом в области образования (далее - Министерство).
Учащиеся организаций среднего общего образования, обучавшиеся по линии международного обмена школьников за рубежом и не принявшие участие в ЕНТ, обучающиеся республиканских музыкальных школ, общеобразовательных школ с узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения, обучающиеся, по состоянию здоровья не принявшие участие в ЕНТ, обучающиеся, не желающие в текущем году поступать в организации среднего профессионального и высшего профессионального образования республики, итоговую государственную аттестацию проходят в организациях образования в форме итоговых экзаменов по предметам.
13. Итоговая государственная аттестация обучающихся в организациях образования проводится комиссиями по проведению итоговых экзаменов (далее - Комиссия), составы которых утверждаются руководителями организаций образования.
14. Обучающиеся организаций среднего общего образования с уйгурским, узбекским и таджикским языками обучения, претендующие на получение аттестата о среднем общем образовании "Алтын белгi", аттестата о среднем общем образовании с отличием сдают итоговую государственную аттестацию по предметам независимой комиссии, создаваемой департаментом (управлением) образования области (города).
15. Перечень учебных предметов, выносимых на итоговую государственную аттестацию, и сроки проведения итоговых экзаменов обучающихся 9 (10), 11 (12) классов определяются Министерством.
16. К итоговой государственной аттестации допускаются обучающиеся 9 (10), 11 (12) классов, освоившие образовательную программу в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов среднего общего образования Республики Казахстан.
17. Для рассмотрения письменных экзаменационных работ обучающихся школ с узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения, претендующих на получение аттестата о среднем общем образовании "Алтын белгі", обучающихся республиканских музыкальных школ-интернатов, не участвующих в ЕНТ, обучающихся 9 классов республиканских школ-интернатов, претендующих на получение свидетельства об основном общем образовании с отличием, приказом Министра образования и науки Республики Казахстан создается Республиканская комиссия по итоговой государственной аттестации обучающихся (далее - РКИГА), которая начинает свою работу 1 июня текущего года.
18. В составе РКИГА создаются комиссии по проверке письменных работ и подтверждения оценок претендентов, выставленных экзаменационными комиссиями организаций образования с узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения, республиканских музыкальных школ-интернатов, не участвующих в ЕНТ, по казахскому языку и литературе, русскому языку и литературе, математике, а также по рассмотрению документов обучающихся, представленных к награждению, на их соответствие требованиям настоящих Правил и Положения о знаке "Алтын белгі", утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 1999 года N 1219.
19. Документы претендентов на аттестат о среднем общем образовании "Алтын белгі" должны быть представлены в Министерство не позднее 1 июня текущего года.
20. Итоговая оценка по предметам обучающихся в 5-11 (12) классах общеобразовательных школ выставляется на основании четвертных, годовых и экзаменационных оценок.
Пересмотр четвертных, полугодовых, годовых и итоговых оценок в 5-11(12) классах не допускается.
21. Учащимся 9 (10) класса, имеющим годовые неудовлетворительные оценки по 1-2 предметам, решением педсовета разрешается выполнить дополнительные контрольные работы (в форме тестовых и письменных заданий) до проведения итоговой государственной аттестации.
22. Освобождение обучающихся по состоянию здоровья от уроков труда и физической культуры не влияет на их перевод в следующие классы и допуск к итоговой государственной аттестации.
23. По результатам итоговой государственной аттестации:
обучающимся 9(10) и 11(12) классов при получении неудовлетворительных оценок по одному или двум предметам разрешается повторная итоговая государственная аттестация по соответствующим учебным предметам в форме экзамена в организации образования;
обучающиеся 9 (10) классов при получении неудовлетворительных оценок по трем и более предметам остаются на повторный год обучения;
обучающимся 11 (12) классов, при получении неудовлетворительных оценок по трем и более предметам, выдается справка установленного образца о прохождении ими полного курса обучения старшей ступени среднего общего образования.
24. Для проведения повторной итоговой государственной аттестации обучающихся 9 (10) и 11 (12) классов в организации образования создается экзаменационная комиссия по соответствующим предметам.
25. Материалы летних заданий и повторных экзаменов (в письменной, устной, в форме тестирования) разрабатываются в организации образования.
Обучающиеся, удовлетворительно выполнившие летние задания и сдавшие повторные экзамены, на основании решения педсовета организации образования приказом организации образования переводятся в следующий класс.
26. Обучающиеся, успевающие по всем предметам, освобождаются от итоговой государственной аттестации приказами областных, городов Астана и Алматы департаментов (управлений) образования, обучающиеся республиканских организации образований - приказом Министерства в случаях:
1) по состоянию здоровья;
2) если является инвалидом с детства, дети-инвалиды, инвалиды I-II группы;
3) в связи с участием в летних сборах кандидатов в команду Республики Казахстан на международные олимпиады (соревнования).
27. Приказ об освобождении обучающихся от итоговой государственной аттестации издается на основании следующих документов:
1) заключения медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ) поликлиники, составленного по представлению школьного врача (в сельской местности - районного педиатра);
2) выписки из решения педсовета и ходатайства школы;
3) табеля успеваемости.
Документы, указанные в подпунктах 2) и 3), заверяются подписью руководителя и печатью организации образования.
28. Обучающемуся 9 (10) класса, заболевшему в период итоговой государственной аттестации, предоставляется возможность сдать пропущенные экзамены. Темы и тексты обязательных экзаменационных работ готовятся областными, городов Астана и Алматы департаментами (управлениями) образования.
29. Учащиеся вечерних (сменных) учебных заведений, завершившие курс обучения и не сдавшие итоговые экзамены в связи с призывом в ряды Вооруженных Сил Республики Казахстан, по окончании воинской службы сдают экзамены за курс среднего общего образования в период итоговой аттестации.
30. Сроки проведения итоговых экзаменов обучающихся 9 (10) классов устанавливаются организацией образования.
31. В случае разногласий между членами экзаменационной комиссии в оценке письменной работы или устного ответа обучающегося вопрос решается большинством голосов с обязательной записью в протоколе особого мнения членов комиссии.
32. В случае несогласия председателя комиссии с решением большинства ее членов вопрос решается районным (городским) отделом образования.
33. В случае несогласия с оценкой, выставленной за письменную работу, обучающийся имеет право обратиться в трехдневный срок после объявления экзаменационной оценки в апелляционную комиссию, созданную при районных (городских) отделах, областных (городских) управлениях (департаментах) образования, при Министерстве - для обучающихся республиканских организации образования.
34. Досрочная итоговая государственная аттестация обучающихся 9 (10), 11 (12) классов допускается в случае выезда обучающихся за границу на учебу либо на постоянное место жительства и проводится в форме итоговых экзаменов по предметам не ранее, чем за 2 месяца до окончания учебного года.
35. Вопрос о необходимости проведения итоговых экзаменов в специальных коррекционных учреждениях для детей с ограниченными возможностями в развитии решается местными органами образования в соответствии с медицинским диагнозом.
4 . Порядок проведения итоговых экзаменов
36. Экзамены проводятся по утвержденному руководителем организации образования расписанию, с которым учителей и обучающихся знакомят не менее, чем за 10 дней до начала экзаменов.
В расписании предусматривается:
не более одного экзамена в один день в каждом классе;
перерыв между экзаменами по каждому учебному предмету должен составлять не менее двух дней;
проведение вначале письменного экзамена, затем устного, если по предмету установлено два экзамена.
37. В 9 (10) классе основной ступени среднего общего образования на диктант отводится 2 (2,5) астрономических часа, на сочинение - 4 (4,5) астрономических часа, на изложение - 3 (3,5) астрономических часа, на математику (письменно) - 3 (3,5) астрономических часа (в классах с углубленным изучением математики - 4 часа).
В 11 (12) классе на сочинение отводится 6 (6,5) астрономических часов, на изложение - 4 (4,5) астрономических часа, на диктант - 2 (2,5) астрономических часа, на математику (письменно) - 4 (4,5) астрономических часа (в классах с углубленным изучением математики - 5 астрономических часов).
38. Для проведения письменных экзаменов необходимо подготовить наиболее просторные классные помещения: обучающиеся 11 (12) класса обязательно садятся по одному, а обучающиеся 9 (10) класса - по одному или по двое за стол или парту.
Для выполнения письменных работ и подготовки к устным ответам обучающимся выдается бумага со штампом школы. Обучающиеся, выполнившие работу, сдают ее экзаменационной комиссии вместе с черновиками.
Обучающиеся, не закончившие работу в отведенное для экзамена время, сдают ее незаконченной.
39. В период проведения письменного экзамена (кроме диктанта) обучающемуся разрешается выйти на 5 минут из класса. В этом случае он сдает работу экзаменационной комиссии, на экзаменационной работе отмечается продолжительность отсутствия обучающегося на экзамене.
40. По окончании письменного экзамена работы обучающихся проверяют члены экзаменационной комиссии в здании организации образования.
Непроверенные работы сдаются на хранение руководителю организации образования. При проверке ошибки подчеркиваются. В сочинениях, изложениях, диктантах за курс среднего общего образования количество ошибок указывается отдельно.
На сочинения, изложения и письменные работы по математике, оцененные на "2" (неудовлетворительно) и "5" (отлично), даются рецензии.
Форму повторной письменной аттестации по языку и литературе устанавливает экзаменационная комиссия организации образования.
Сочинение в 9 (10) и 11 (12) классах оценивается двумя оценками, письменная экзаменационная работа по математике за курс основного и среднего общего образования - одной.
41. Письменные экзаменационные работы обучающихся 9 (10) классов, претендующих на получение свидетельства об основном общем образовании с отличием, а также обучающихся в 11 (12) классах школ с узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения, республиканских музыкальных школ-интернатов, не участвующих в ЕНТ, претендующих на получение аттестатов о среднем общем образовании с отличием и аттестатов о среднем общем образовании "Алтын белгі", проверяются членами экзаменационной комиссии организации образования в течение одного, а в случае большого числа претендентов - в течение двух дней после сдачи экзаменов.
Письменные экзаменационные работы претендентов на знак "Алтын белгі" (претендентов на аттестаты о среднем общем образовании с отличием и аттестаты о среднем общем образовании "Алтын белгі" республиканских организаций образования) представляются в РКИГА в установленном порядке.
42. Письменные экзаменационные работы во всех классах общеобразовательных школ начинаются в 9 часов утра по местному времени. В исключительных случаях (при наличии в организации образования большого числа обучающихся для соблюдения порядка и требований настоящих Правил) допускается проведение экзаменов в несколько сроков или на следующий день (при проведении устного экзамена), по второму варианту.
Пакеты с темами сочинений, текстами диктантов и изложений вскрываются за 15 минут до начала экзаменов в присутствии обучающихся и членов экзаменационной комиссии.
43. Для проведения устных экзаменов класс, в котором более 25 обучающихся, делится на две группы, сдающие экзамены одна после другой в тот же день. Протоколы вместе с ведомостями всех устных экзаменов претендентов на получение аттестатов о среднем общем образовании "Алтын белгі" представляются в РКИГА.
44. Для подготовки ответа обучающемуся предоставляется не менее 20 минут. Если обучающийся не ответил на вопросы по билету, экзаменационная комиссия разрешает ему взять второй билет (оценка в данном случае снижается на 1 балл).
45. После проведения устного или письменного экзамена по каждому предмету экзаменационная комиссия выставляет обучающимся экзаменационные и итоговые оценки, вносит их в протокол экзамена, кроме письменного экзамена претендентов на получение аттестатов о среднем общем образовании с отличием или аттестатов о среднем общем образовании "Алтын белгі". Протокол подписывается членами экзаменационной комиссии по данному предмету.
46. При выведении итоговых оценок экзаменационная комиссия руководствуется следующим:
1) итоговая оценка по предмету определяется на основании годовой и экзаменационной с учетом четвертных (полугодовых) оценок за текущий учебный год;
2) при неудовлетворительной экзаменационной оценке не выставляется положительная итоговая оценка;
3) итоговая оценка не может быть выше экзаменационной.
47. Если по одному предмету проводится письменный и устный экзамены, то выставляется одна итоговая оценка после сдачи обоих экзаменов, которая вносится в соответствующие протоколы устного и письменного экзаменов. В этом случае экзаменационная и итоговая оценка "5" выставляется, если письменная работа оценена на "отлично", оценка за устный экзамен не ниже оценки "4", четвертные и годовая оценки - "пять".
48. При выставлении итоговой оценки обучающимся, находившимся на лечении в лечебном учреждении, где были организованы учебные занятия, учитываются четвертные (полугодовые) и годовые оценки, полученные ими в общеобразовательной школе (классе или группе) при лечебном учреждении.
49. Оценки, полученные обучающимися на устном экзамене, объявляются им после окончания экзамена в данном классе или группе. Оценки по результатам письменного экзамена объявляются до проведения следующего экзамена. Обучающемуся предоставляется возможность ознакомиться с результатами проверки своей письменной работы. Организация показа работ возлагается на председателя экзаменационной комиссии данной организации образования на основании письменного заявления обучающегося.
50. Обучающиеся 9 (10) и 11 (12) классов, получившие оценку "2" на очередном экзамене, допускаются к следующему экзамену.
Сроки повторных обязательных итоговых экзаменов в 9 классах устанавливают районные, городские отделы образования по согласованию с областным и городов Астана и Алматы департаментами (управлениями) образования не позднее 25 июня текущего года.
5. Порядок предоставления материалов в РКИГА
51. Организации образования Республики Казахстан, реализующие образовательные программы среднего общего образования, независимо от типа, вида, форм собственности и ведомственной подчиненности, до 1 мая текущего года предоставляют в Министерство сведения о кандидатах (фамилия, имя, отчество, название и N учебного заведения, область, город) на получение аттестата о среднем общем образовании "Алтын белгі", с указанием профиля и языка обучения. Республиканские организации образования представляют дополнительно отдельный список обучающихся-претендентов на получение свидетельства об основном общем образовании с отличием и аттестатов о среднем общем образовании с отличием.
52. В РКИГА вместе с письменными работами претендентов на получение аттестата о среднем общем образовании "Алтын белгі" представляются документы, подтверждающие отличные знания, похвальные листы и табеля с 5 по 11 классы, свидетельство об основном общем образовании с отличием.
Сдача документов осуществляется по описи, в которой указывается название каждого документа в отдельных файлах в папке.
53. Документы сдаются в Министерство ответственным работником департамента (управления) образования, по доверенности.
Перечень обязательных документов включает: копию удостоверения личности или свидетельства о рождении для лиц, не достигших 16 лет, ходатайство школы и список представляемых документов по форме: наименование области (города), фамилия, имя и отчество претендентов, составленных в алфавитном порядке (по паспорту, удостоверению личности или свидетельству о рождении), название организации образования (полностью в соответствии со свидетельством о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, количество табелей, похвальных листов (с указанием N и выписки из протокола педсовета, заверенной подписью и печатью руководителя), наличие свидетельства об основном общем образовании с отличием (N и дата выдачи).
Подчистки, исправления, приписки, зачеркнутые слова и незаполненные строки в табелях, похвальных листах не допускаются.
54. Письменные работы обязательных итоговых экзаменов за 11 (12) класс (подлинники с черновиками) представляются в РКИГА с заключением и протоколом экзаменационной комиссии. Решение педсовета организации образования о претендентах на получение аттестата о среднем общем образовании "Алтын белгі" представляется в РКИГА вместе со сводной ведомостью устных экзаменов и итоговых оценок за 11 (12) класс.
55. Заключительное заседание РКИГА по подведению итогов работы и принятию решения об утверждении списка обучающихся, награждаемых знаком "Алтын белгі", проводится не позже 1 июля текущего года.
56. Решение РКИГА о подтверждении кандидатуры обучающихся на получение аттестата о среднем общем образовании "Алтын белгі", утверждается приказом Министра образования и науки Республики Казахстан.
57. По окончании всех экзаменов и после получения приказа Министра педсовет организаций образования при участии всех членов экзаменационной комиссии обсуждает результаты итоговой государственной аттестации обучающихся и принимает конкретные меры по улучшению качества учебно-воспитательной работы.
Утверждены
приказом Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 7 сентября 2006 года
N 481
Правила проведения текущего контроля
успеваемости, промежуточной и итоговой государственной
аттестации обучающихся в организациях начального
и среднего профессионального образования
1. Основные положения
1. Настоящие Правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся в организациях начального и среднего профессионального образования (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об образовании" и определяют порядок проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся в организациях начального и среднего профессионального образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
2. В настоящих Правилах использованы следующие определения:
1) текущий контроль успеваемости обучающихся - это систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая преподавателем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой дисциплины.
2) промежуточная аттестация обучающихся
-
процедура, проводимая с целью оценки качества усвоения содержания части или всего объема одной учебной дисциплины после завершения ее изучения.
3) итоговая государственная аттестация обучающихся - процедура, проводимая с целью определения степени освоения ими государственного общеобязательного стандарта начального и среднего профессионального образования и достигнутого уровня профессиональной квалификации.
4) итоговая аттестация обучающихся - процедура, проводимая организацией образования с целью определения степени освоения ими государственного общеобязательного стандарта начального и среднего профессионального образования.
2. Организация и проведение текущего контроля
и промежуточной аттестации в организациях
начального и среднего профессионального образования
3. Текущий контроль по дисциплинам при отсутствии по ним практических и семинарских занятий осуществляется путем проверки преподавателем обязательных контрольных работ (письменных заданий, рефератов и т.п.) предусмотренных учебной программой. Контрольная работа проводится по нескольким вариантам (не менее 4 вариантов) или по индивидуальным заданиям.
4. Текущий контроль успеваемости по дисциплинам, изучение которых согласно учебному плану ограничивается лекционным курсом, при отсутствии обязательных контрольных работ, не осуществляется. Перечень таких дисциплин определяется предметными (цикловыми) комиссиями организаций образования.
5. Перечень дисциплин и форма проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются организациями начального профессионального и среднего профессионального образования (далее - НиСПО) в соответствии с государственными общеобязательными стандартами и вносятся в график учебного процесса в начале учебного года.
6. Промежуточная аттестация обучающихся в организациях НиСПО осуществляется в соответствии с рабочими учебными планами и программами, разработанными на основе государственных общеобязательных стандартов образования, в форме защиты курсовых проектов (работ), зачетов и экзаменов, при этом зачеты и защита курсовых проектов (работ) проводятся до начала экзаменов. Курсовые проекты (работы) выполняются по окончании теоретической части или раздела дисциплины, обеспечивающего усвоение знаний, достаточных для выполнения курсового проекта (работы) по данному предмету.
7. Зачеты проводятся по дисциплинам, переходящим на следующий семестр, если учебным планом текущего семестра промежуточная аттестация в виде экзамена или итогового зачета по данной дисциплине не предусмотрена.
Зачеты с дифференцированными оценками ("отлично", "хорошо"
,
"удовлетворительно" и "неудовлетворительно") проводятся по курсовым проектам (работам), профессиональной практике, а также по специальным дисциплинам, перечень которых определяется в соответствии с рабочим учебным планом.
8. Материалы промежуточной аттестации обучающихся составляются на основе рабочих учебных планов и программ каждой учебной дисциплины.
9. В период подготовки к промежуточной аттестации обучающихся проводятся консультации по экзаменационным материалам за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
10. Для проведения промежуточной аттестации обучающихся в форме экзаменов должны быть подготовлены:
экзаменационные билеты (экзаменационные контрольные задания), тестовые задания;
наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы и образцы техники, разрешенные к использованию на экзамене;
учебные и технологические карты;
спортивный зал, оборудование, инвентарь;
экзаменационная ведомость.
11. Промежуточная аттестация (прием экзаменов и зачетов) осуществляется преподавателем, проводившим учебные занятия по данной дисциплине в течение семестра (полугодия), либо по поручению руководителя организации образования преподавателем, имеющим квалификацию, соответствующую профилю данной дисциплины.
12. К промежуточной аттестации допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все практические, лабораторные, расчетно-графические и курсовые работы (проекты), зачеты согласно типовым учебным программам по каждой дисциплине и не имеющие неудовлетворительных оценок по итогам текущего учета знаний.
Обучающиеся, имеющие по 1-2 предметам неудовлетворительные оценки, допускаются к экзаменам с разрешения руководителя организации образования, а имеющим более двух неудовлетворительных оценок - решением педагогического совета (далее - педсовет).
13. При проведении промежуточной аттестации для выполнения задания по экзаменационным билетам:
на устный экзамен выделяется не более 1/2 академического часа (20-25 мин.) на каждого обучающегося;
на проведение письменного экзамена предусматривается не более:
1) 4-х академических часов по литературе (сочинение);
2) 3-х академических часов по математике и специальным дисциплинам;
3) 2-х академических часов по государственному языку и русскому языку (изложение);
4) 1-го учебного часа (диктант).
Письменные (тестовые задания) экзаменационные работы выполняются на бумаге со штампом организации образования.
14. Экзамены по специальным дисциплинам, связанные с прослушиванием, просмотром учебных работ, спортивными выступлениями, принимаются преподавателями соответствующей предметной (цикловой) комиссии. На их проведение предусматривается фактически затраченное время, но не более одного академического часа на каждого обучающегося.
15. Во время проведения промежуточной аттестации (экзаменов и зачетов) присутствие посторонних лиц без разрешения руководителя организации НиСПО не допускается (кроме заместителя руководителя по учебной, методической работам, заведующего отделением и председателя предметно-цикловой комиссии).
16. Обучающимся, не сдавшим промежуточную аттестацию по болезни или по другим уважительным причинам, руководителем организации НиСПО устанавливаются индивидуальные сроки их сдачи.
17. Пересдача экзамена, при получении оценки "неудовлетворительно" (не зачтено), допускается не более двух раз по одной и той же дисциплине.
Первая пересдача экзамена (зачета) допускается с письменного разрешения заведующего отделением, в установленные им сроки тому же преподавателю, ведущему предмет (или в отсутствии ведущего преподавателя другому преподавателю, имеющему квалификацию, соответствующую профилю данной дисциплины).
Вторая пересдача экзамена (зачета) принимается с разрешения заведующего отделением в установленный им срок, комиссией в составе двух преподавателей и заведующего отделением.
18. Обучающиеся, имеющие по результатам промежуточной аттестации более трех неудовлетворительных оценок, отчисляются из организации образования по решению педсовета приказом руководителя организации НиСПО с выдачей ему (ей) справки установленного образца.
19. Обучающиеся, полностью выполнившие требования учебного плана определенного курса, успешно сдавшие все зачеты и экзамены промежуточной аттестации, переводятся на следующий курс приказом руководителя организаций НиСПО.
20. Итоговые оценки по дисциплинам, не выносимым на промежуточную аттестацию, выставляются преподавателями по завершению курса на основе оценок текущего контроля успеваемости.
21. К досрочной сдаче экзаменов промежуточной аттестации без освобождения от текущих учебных занятий приказом руководителя организации НиСПО допускаются успевающие обучающиеся, выполнившие лабораторные, практические и курсовые работы (проекты) по дисциплинам текущего семестра с оценкой "отлично".
3. Организация и проведение итоговой
государственной аттестации в организациях
начального и среднего профессионального образования
22. Итоговая государственная аттестация обучающихся в организациях НиСПО состоит из:
итоговой аттестации обучающихся в организациях НиСПО;
оценки уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации.
23. Для организации и проведения итоговой аттестации обучающихся в организации НиСПО, создаются комиссии по специальным дисциплинам и производственному обучению (далее - комиссия) приказом руководителя организации образования.
Председатель комиссии назначается из числа высококвалифицированных специалистов соответствующей отрасли производства, по согласованию с местным исполнительным органом в области образования (не более 3-х раз подряд) и учредителем, а в организациях образования республиканского подчинения, по согласованию с центральным исполнительным органом в области образования.
Заместитель председателя комиссии отбирается из числа руководителей организации НиСПО, члены комиссии - из числа высококвалифицированных специалистов предприятий, мастеров производственных участков, преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения, представителей органов по охране труда и техники безопасности (электробезопасности).
24. Комиссия по итоговой аттестации обучающихся в организациях НиСПО создается не позднее, чем за один месяц до проведения итоговой аттестации.
25. Комиссия по итоговой аттестации обучающихся в организациях НиСПО определяет:
соответствие уровня теоретической и практической подготовки обучающихся установленным общеобязательным стандартам начального и среднего профессионального образования;
фактический уровень знаний, умений и практических навыков обучающихся по производственному обучению, общетехническим и специальным предметам, их соответствие требованиям учебных программ и квалификационных характеристик по профессиям (специальностям).
26. Продолжительность заседаний комиссии по итоговой аттестации обучающихся в организациях НиСПО не должна превышать 6 часов в день.
27. Итоговая аттестация обучающихся в организации НиСПО проводится в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса и рабочими учебными планами по формам, определенным государственными общеобязательными стандартами НиСПО.
28. В комиссию по проведению итоговой аттестации обучающихся в организациях НиСПО представляются следующие материалы и документы:
государственный общеобязательный стандарт образования по специальности (профессии);
приказ руководителя профессиональной школы (лицея), колледжа о допуске обучающихся к итоговой аттестации;
сводные ведомости итоговых оценок обучающихся;
комплект экзаменационных билетов и перечень вопросов, выносимых на итоговые экзамены, согласно учебной программы;
документы, подтверждающие состояние здоровья обучающихся и дающие право на освобождение от экзаменов.
29. Итоговая аттестация обучающихся в организациях НиСПО проводится в форме сдачи итоговых экзаменов по специальным дисциплинам и/или защиты дипломных проектов (работы).
Итоговые экзамены по специальным дисциплинам проводятся в следующих формах: устно, письменно, в форме комплексных экзаменов, включающих вопросы нескольких специальных дисциплин, в соответствии с учебными программами.
Защита дипломного проекта (работы) проводится на открытом заседании комиссии по проведению итоговой с участием не менее 1/2 ее членов.
Продолжительность защиты одного дипломного проекта (работы) не должна превышать 30 минут на одного обучающегося. Для защиты дипломного проекта, обучающийся выступает с докладом продолжительностью не более 10 минут. Результаты защиты дипломного проекта (работы) объявляются в день их проведения.
30. Лица, получившие оценку "неудовлетворительно" при защите дипломного проекта или итоговой аттестации, допускаются к повторной пересдаче в следующий период итоговой аттестации только по тем ее формам, по которым в предыдущую итоговую аттестацию получена неудовлетворительная оценка.
Комиссия определяет, представить обучающемуся на повторную защиту ту же работу с доработкой, определяемой комиссией, или же разработать новую тему.
31. Обучающемуся, получившему оценку "неудовлетворительно" при повторной защите дипломного проекта или итоговой аттестации, выдается справка установленного образца об окончании полного курса обучения по специальности (профессии).
32. Обучающиеся, не сдавшие итоговые экзамены по уважительным причинам, подтвержденными соответствующими документами, допускаются в установленные сроки к сдаче итоговых экзаменов по приказу руководителя организации НиСПО.
33. Заседание комиссии по проведению итоговой аттестации обучающихся в организациях НиСПО, оформляется соответствующим протоколом, который подписывается председателем, членами и секретарем комиссии. Протоколы заседания комиссии по проведению итоговой аттестации обучающихся в организации НиСПО передаются в филиалы РГКП "Республиканский центр подтверждения и присвоения квалификации" и хранятся в архиве организаций образования 25 лет.
34. Оценка уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации обучающихся осуществляется в соответствии с Правилами подтверждения уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации по профессиям (специальностям) технического и обслуживающего труда, утвержденными приказом И.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 января 2005 года N 43, зарегистрированными в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 3438.
35. Председатель комиссии по проведению итоговой аттестации обучающихся в организациях НиСПО, в двухнедельный срок по окончанию аттестации, составляет отчет об итогах аттестации.
36. В отчете председателя комиссии по проведению итоговой государственной аттестации отражаются: уровень подготовки обучающихся по данной специальности (профессии); характеристика знаний обучающихся, выявленных на экзамене; недостатки в подготовке обучающихся по отдельным вопросам дисциплин; рекомендации по дальнейшему совершенствованию подготовки квалифицированных кадров по профессиям (специальностям) начального и среднего профессионального образования.
37. Председатель комиссии по проведению итоговой аттестации обучающихся в организации НиСПО или его заместитель, докладывают педсовету об итогах работы комиссии.
Утверждены
приказом Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 7 сентября 2006 года
N 481
Правила проведения текущего
контроля успеваемости, промежуточной аттестации и
итоговой государственной аттестации обучающихся
в высших учебных заведениях
1. Настоящие Правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации обучающихся в высших учебных заведениях (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об образовании" и определяют порядок проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации обучающихся в высших учебных заведениях, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
2. Текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация и итоговая государственная аттестация проводятся с целью определения степени освоения обучающимися государственного общеобязательного стандарта высшего профессионального образования.
3. В настоящих Правилах использованы следующие термины и определения:
1) текущий контроль успеваемости обучающихся - это систематическая проверка учебных достижений обучающихся, проводимая преподавателем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой дисциплины.
2) промежуточная аттестация обучающихся - процедура, проводимая с целью оценки качества усвоения содержания: части или всего объема одной учебной дисциплины после завершения ее изучения.
3) итоговая государственная аттестация обучающихся - процедура, проводимая с целью определения степени освоения ими государственного общеобязательного стандарта высшего профессионального образования.
4) транскрипт - документ установленной формы, содержащий перечень пройденных дисциплин за соответствующий период обучения с указанием кредитов и оценок в буквенном и цифровом выражении.
2. Организация и проведение текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся в высших учебных заведениях
4. Для проверки учебных достижений обучающихся предусматриваются различные формы контроля и аттестации, которые определяются самостоятельно высшим учебным заведением (далее - вуз). При этом для обеспечения признания результатов контроля учебных достижений обучающихся в международном образовательном пространстве оценка знаний осуществляется по балльно-рейтинговой буквенной системе с соответствующим переводом на традиционную шкалу оценок.
5. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется согласно утвержденному расписанию учебных занятий, составленного на основе рабочего учебного плана, разработанного в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования.
6. Промежуточная аттестация обучающихся в вузе осуществляется в соответствии с рабочим учебным планом, академическим календарем и учебными программами, разработанными на основе государственных общеобязательных стандартов образования в форме сдачи экзаменов и зачетов (и дифференцированных зачетов).
7. Зачеты служат формой проверки успешного выполнения обучающимися лабораторных и расчетно-графических заданий, курсовых проектов (работ), усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также формой проверки прохождения учебной и профессиональной практик и выполнения в процессе этого всех учебных поручений в соответствии с утвержденной программой.
В отдельных случаях зачет можно устанавливать как по предмету в целом, так и по отдельным его частям.
8. Экзамены служат формой проверки учебных достижений обучающихся по всей программе дисциплины и преследуют цель оценить работу обучающегося за академический период (семестр), полученные теоретические знания, прочность усвояемости их, развитие творческого мышления, навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и их практического применения.
9. Организация и проведение промежуточной аттестации обучающихся возлагается на руководителя структурного подразделения вуза.
10. Период промежуточной аттестации обучающихся в вузах именуется экзаменационной сессией. При этом зачеты сдаются до начала экзаменов.
11. Периодичность и продолжительность экзаменационных сессий определяется в соответствии с рабочим учебным планом специальности и академическим календарем, утвержденным ученым советом вуза. Различают зимнюю и летнюю экзаменационные сессии. При этом летняя экзаменационная сессия является переводной, по результатам которой издается приказ руководителя вуза о переводе обучающихся с курса на курс.
12. Обучающийся, показавший хорошие знания, активно участвовавший на семинарских и практических занятиях, может претендовать на зачет по учебной дисциплине без опроса.
13. Результаты сдачи зачетов оцениваются отметкой "зачтено", "не зачтено". Зачеты с дифференцированными оценками ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно") сдаются по курсовым проектам (работам), профессиональной практике, а также по профилирующим учебным дисциплинам, перечень которых устанавливается советом вуза или факультета.
14. Обучающиеся должны сдать все экзамены и зачеты в строгом соответствии с учебным планом, а также по утвержденным программам, единым для всех форм обучения в вузе (филиалах, факультетах).
15. Обучающиеся могут сдавать экзамены и зачеты по дисциплинам дополнительных видов обучения, результаты сдачи которых вносятся в ведомость, зачетную книжку (приложение к диплому) и в транскрипт.
16. При условии сдачи всех зачетов, предусмотренных учебным планом, выполнении и сдачи установленных расчетно-графических заданий, курсовых и других проектов (работ) обучающиеся очной и вечерней форм обучения допускаются к экзаменационной сессии.
17. Обучающиеся заочной или дистанционной формы обучения допускаются к экзаменационной сессии, если они не имеют академические задолженности за предыдущий курс.
18. Допуск к экзаменационной сессии оформляется распоряжением руководителя структурного подразделения вуза (декана факультета, директора института, начальника отдела регистрации и др.) с указанием фамилии, имени, отчества и академической группы обучающегося.
При этом в зачетной книжке обучающегося ставится штамп "допущен к сессии" и подпись руководителя структурного подразделения вуза.
19. Расписание экзаменов для всех форм обучения утверждается проректором по учебной работе и доводится до сведения обучающихся и преподавателей не позднее, чем за один месяц до начала экзаменационной сессии.
20. При проведении промежуточной аттестации по дисциплине учитываются баллы, полученные на экзамене (итоговом контроле), и средний балл текущей успеваемости в течение семестра по результатам проведения первого и второго рейтингов. Первый рейтинг проводится на 7-й или 8-й неделе и включает оценки текущей успеваемости и первого рубежного контроля. Второй рейтинг подводится на 14-й или 15-й неделе и включает оценки текущей успеваемости и второго рубежного контроля. Доля текущей успеваемости (текущий и рубежный контроль) в итоговой оценке студента составляет не менее 60 %, доля оценки итогового контроля составляет не более 40 % итоговой оценки знаний по дисциплине.
21. Экзамены сдаются в период экзаменационной сессии, предусмотренной рабочим учебным планом. Руководитель структурного подразделения вуза может в отдельных случаях (по болезни, семейным обстоятельствам, иным объективным причинам) разрешать обучающемуся индивидуальную сдачу экзаменационной сессии.
22. Экзаменационные сессии по заочной форме обучения, их периоды и количество в учебном году на каждом курсе устанавливаются советом вуза.
23. При явке на экзамен обучающийся должен иметь при себе зачетную книжку со штампом о допуске к экзаменационной сессии.
24. Экзамены проводятся в письменной, устной или тестовой формах. При тестовой форме может быть установлен комплексный экзамен по двум и более дисциплинам с соблюдением принципа их профильности и родственности. Форма и порядок проведения экзамена по каждой учебной дисциплине устанавливается в месячный срок с начала академического периода советом вуза или структурного подразделения вуза.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебной программой дисциплины и, с разрешения экзаменатора, - справочной литературой.
25. Успеваемость обучающегося на экзамене определяется следующими оценками: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и неудовлетворительно". При рейтинговой системе контроля знаний обучающихся зачеты и экзамены следует проставлять в общеустановленной системе оценок. Положительная оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно") записывается в экзаменационную ведомость по учебной дисциплине и зачетную книжку обучающегося. Оценка "неудовлетворительно" проставляется только в экзаменационной ведомости.
26. Для пересдачи экзамена с оценки "неудовлетворительно" на положительную, обучающийся должен вновь посетить все виды учебных занятий, предусмотренные рабочим учебным планом по данной дисциплине, и получить допуск к итоговому контролю.
27. Пересдача положительной оценки по итоговому контролю с целью ее повышения не разрешается.
28. Если обучающийся не явился на экзамен, в экзаменационной ведомости напротив его фамилии делается отметка "не явился", которая приравнивается к академической задолженности.
29. Итоговую форму контроля по дисциплине (зачет или экзамен) осуществляет преподаватель, проводивший учебные занятия по данной дисциплине в течение академического периода (семестра), либо по поручению руководителя структурного подразделения вуза преподаватель, имеющий квалификацию, соответствующую профилю данной дисциплины.
30. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних и иных лиц без разрешения руководителя структурного подразделения вуза не допускается.
31. Результаты оценки по итоговой форме контроля, с которыми не согласен обучающийся, могут быть апеллированы.
32. С этой целью на период экзаменационной сессии распоряжением руководителя структурного подразделения вуза создается апелляционная комиссия из числа преподавателей, квалификация которых соответствует профилю апеллируемых дисциплин.
33. Обучающемуся заочной формы обучения при успешном окончании экзаменационной сессии выдается справка-вызов на следующую экзаменационную сессию.
34. Выдача справок-вызовов и явка студентов заочной формы обучения на экзаменационную сессию подлежат строгому учету в порядке установленном вузом.
35. Обучающиеся, полностью выполнившие требования учебного плана данного курса, успешно сдавшие все зачеты и экзамены, и набравшие установленный уровень проходного балла переводятся на следующий курс приказом руководителя вуза.
36. Средний проходной балл для перевода с курса на курс устанавливается вузом.
37. Обучающийся, не набравший установленного проходного балла, остается на повторный курс обучения.
38. Обучающийся, оставленный на повторный курс обучения, может довыполнить ранее принятый индивидуальный учебный план или сформировать новый индивидуальный учебный план, разработанный в установленном порядке.
39. Обучающийся, переведенный на следующий курс обучения, при наличии академической задолженности, должен повторно изучить соответствующие дисциплины обязательного компонента на платной основе.
40. Студенты - обладатели государственных образовательных грантов, оставленные на повторный курс обучения, продолжают свое дальнейшее обучение на платной основе.
41. Повторный курс обучения или повторное посещение учебных занятий с целью ликвидации академической задолженности осуществляется на платной основе.
42. Обучающимся, не сдавшим зачеты и экзамены в общеустановленные сроки по болезни или другим уважительным причинам, руководитель структурного подразделения вуза устанавливает индивидуальные сроки их сдачи.
43. Студенты 2(3) курса, имеющие академическую задолженность по итогам летней экзаменационной сессии, не допускаются к промежуточному государственному контролю.
44. В случае ликвидации академической задолженности в период летнего семестра, они допускаются к промежуточному государственному контролю в сентябре при повторном его проведении.
45. Лицу, отчисленному из вуза, выдается академическая справка.
3. Организация и проведение итоговой государственной
аттестации обучающихся высших учебных заведений
46. Итоговая государственная аттестация обучающихся в организациях образования, дающих высшее образование, проводится в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса (академическим календарем) и рабочими учебными планами вузов.
47. Продолжительность итоговой государственной аттестации обучающихся устанавливается сроком не менее чем 4 недели.
48. Итоговая государственная аттестация обучающихся проводится по формам, определенными государственными общеобязательными стандартами образования, для специальностей бакалавриата, магистратуры и высшего специального образования.
49. Обучающиеся должны сдать все государственные экзамены и защитить дипломную работу (магистерскую диссертацию) в строгом соответствии с учебным планом и едиными для всех форм обучения учебными программами.
50. Обучающийся по образовательной программе бакалавриата имеет право с согласия руководителя организации образования вместо дипломной работы сдавать два государственных экзамена по следующим основаниям: длительное лечение в стационаре по состоянию здоровья, воспитание ребенка в возрасте до 2-х лет, уход за больными родителями.
При этом обучающийся пишет заявление на имя руководителя организации образования и представляет соответствующий документ. Другие случаи замены дипломной работы на сдачу дополнительных государственных экзаменов не допускаются.
В данном случае перечень государственных экзаменов утверждается решением выпускающей кафедры.
51. К итоговой государственной аттестации допускаются обучающиеся, завершившие образовательный процесс в соответствии с требованиями учебного плана и учебных программ.
52. Основным критерием завершенности образовательного процесса является освоение обучавшимися необходимого объема теоретического курса обучения в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования специальностей бакалавриата, магистратуры и высшего специального образования.
53. Допуск к итоговой государственной аттестации обучающихся оформляется распоряжением руководителя структурного подразделения вуза по списку обучающихся не позднее, чем за две недели до начала итоговой государственной аттестации и представляется в государственную аттестационную комиссию.
54. Расписание работы государственной аттестационной комиссии составляет руководитель структурного подразделения вуза.
55. Расписание работы государственной аттестационной комиссии утверждается ректором и доводится до общего сведения не позднее, чем за две недели до начала работы государственной аттестационной комиссии. Продолжительность заседания государственной аттестационной комиссии не должна превышать 6 академических часов в день.
56. До начала проведения итоговой государственной аттестации обучающихся в государственную аттестационную комиссию представляются следующие документы:
1) cправка руководителя структурного подразделения о выполнении обучавшимися учебного плана, полученных ими оценок по всем дисциплинам, их объеме, сданным курсовым проектам (работам) и видам практик;
2) отзыв научного руководителя дипломной работы (магистерской диссертации), где дается аргументированное заключение "допускается к защите" или "не допускается к защите";
3) рецензия специалиста соответствующей практической профессиональной деятельности, научной организации или организации образования (официального оппонента), где дается всесторонняя характеристика представленной к защите дипломной работы (магистерской диссертации) и аргументированное заключение с указанием оценки ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно" или "неудовлетворительно") и возможности присвоения квалификации по соответствующей специальности и присуждения академической степени "бакалавра" или "магистра".
57. В государственную аттестационную комиссию могут быть представлены также другие материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной дипломной работы (магистерской диссертации), неофициальные отзывы, письменные заключения с организаций, осуществляющих практическую деятельность по профилю дипломной работы (магистерской диссертации), справки или акты внедрения результатов научного исследования, макеты, образцы материалов, изделий, сельскохозяйственных продуктов, коллекции минералов, гербарии и тому подобное.
58. Рецензирование дипломной работы и магистерской диссертации осуществляется только внешними специалистами из сторонних организаций, квалификация которых соответствует профилю защищаемой работы или диссертации.
59. Рецензенты дипломных работ утверждаются приказом руководителя организации образования общим списком по представлению заведующего выпускающей кафедры с указанием места работы и занимаемой должности.
60. Официальные оппоненты магистерских диссертаций утверждаются приказом руководителя организации образования индивидуально по каждой магистерской диссертации на основании решения ученого совета организации образования или науки с указанием места работы, занимаемой должности, ученой степени, ученого звания и основных публикаций по профилю защищаемой диссертации.
61. Итоговая государственная аттестация обучающихся в вузах проводится в форме сдачи государственных экзаменов (по фундаментальным профилирующим дисциплинам или специальности) и/или защиты дипломной работы (магистерской диссертации).
62. Государственные экзамены (по фундаментальным профилирующим дисциплинам или специальности) проводятся в следующих формах: устно, письменно, тестирование (комплексное тестирование) в объеме их учебных программ.
63. Государственный экзамен по специальности в форме комплексного тестирования проводится по программе, разработанной вузом на основе учебных программ дисциплин, включенных в данный комплексный экзамен.
64. Вуз может провести один комплексный экзамен по фундаментальным профилирующим дисциплинам, по которым предусмотрена сдача государственного экзамена в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования.
65. Вуз самостоятельно разрабатывает и утверждает тестовые задания, их виды (открытые, закрытые, комбинированные тесты), технологию проведения тестирования.
66. Результаты сдачи государственных экзаменов оформляются протоколом заседания Государственной аттестационной комиссии и объявляются день их проведения. В случае проведения государственного экзамена в форме тестирования, основанием для оформления протокола является экзаменационная ведомость.
67. Защита дипломной работы (магистерской диссертации) проводится на открытом заседании государственной аттестационной комиссии с участием не менее половины ее членов.
68. Продолжительность защиты одной дипломной работы не должна превышать 50 минут на одного студента. Для защиты дипломной работы обучающийся выступает с докладом перед государственной аттестационной комиссией не более 15 минут.
69. Продолжительность защиты одной магистерской диссертации, не должна превышать 100 минут на одного магистранта. Для защиты магистерской диссертации магистрант выступает с докладом перед государственной аттестационной комиссией не более 20 минут.
Присутствие и выступление на заседании государственной аттестационной комиссии по защите магистерской диссертации научного руководителя и официального оппонента строго обязательно. На защите магистерской диссертации могут присутствовать и принимать участие в обсуждаемой проблеме специалисты из организаций, осуществляющих практическую деятельность по профилю работы, неофициальные оппоненты и другие заинтересованные лица.
70. В государственную аттестационную комиссию наряду с документами, указанными в подпунктах 1), 2), 3) пункта 56 и пункте 57 настоящих Правил, магистрант должен представить список публикаций, утвержденный в установленном порядке.
71. По результатам защиты дипломной работы (магистерской диссертации) выставляются оценки "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и "неудовлетворительно". При этом принимается во внимание уровень теоретической, научной и практической подготовки обучающегося, а также отзывы научного руководителя и рецензента (официального оппонента).
72. Результаты защиты дипломной работы (магистерской диссертации) объявляются в день их проведения после оформления протоколов заседания государственной аттестационной комиссии.
73. Обучающемуся, защитившему дипломную работу (магистерскую диссертацию) и сдавшему государственные экзамены, решением государственной аттестационной комиссии присваивается квалификация в соответствии с полученной специальностью, а также присуждается академическая степень (бакалавра или магистра) при освоении соответствующей образовательной программы.
74. Обучающемуся, прошедшему итоговую государственную аттестацию, и, подтвердившему усвоение соответствующей образовательной профессиональной программы высшего образования, выдается диплом государственного образца с приложением.
75. Приложение к диплому заполняется на основании справки руководителя подразделения вуза о выполнении обучающимся учебного плана, на основании полученных им оценок по всем дисциплинам в объеме, предусмотренном государственными общеобязательными стандартами образования, сданным курсовым проектам (работам), видам практик и результатам итоговой государственной аттестации.
76. При наличии нескольких экзаменационных оценок по одной и той же учебной дисциплине в приложение к диплому и в транскрипт вносятся каждая оценка отдельной строкой с указанием объема часов или кредитов.
77. Обучающемуся, сдавшему экзамены и дифференцированные зачеты с оценкой "отлично" не менее чем по 75 процентам всех дисциплин учебного плана, а по остальным дисциплинам - с оценкой "хорошо", и сдавшему государственные экзамены и защитившему выпускную работу с оценкой "отлично", выдается диплом с отличием (без учета оценки по военной подготовке).
78. Повторная сдача государственного экзамена и защита дипломной работы (магистерской диссертации) с целью повышения положительной оценки не допускается.
79. Пересдача государственных экзаменов и/или повторная защита дипломной работы (магистерской диссертации) лицам, получившим оценку "неудовлетворительно", в данный период итоговой государственной аттестации не разрешается.
80. Государственная аттестационная комиссия устанавливает, представить обучающемуся на повторную защиту ту же работу с доработкой, определяемой комиссией, или же разработать новую тему, определяемой выпускающей кафедрой.
81. Повторная итоговая государственная аттестация обучающегося проводится в следующий период итоговой государственной аттестации только по тем ее формам, по которым в предыдущую итоговую государственную аттестацию получена неудовлетворительная оценка.
82. При этом перечень дисциплин, выносимых на государственные экзамены для лиц, которые не сдали эти экзамены, определяется учебным планом, действующим в год окончания обучавшимся теоретического курса.
83. Обучающийся, получивший при итоговой государственной аттестации неудовлетворительную оценку, отчисляется из вуза приказом руководителя организации образования с выдачей академической справки установленного образца.
84. Документы, представленные в государственную аттестационную комиссию о состоянии здоровья после получения неудовлетворительной оценки, не рассматриваются.
85. Для проведения итоговой государственной аттестации обучающихся создается одна Государственная аттестационная комиссия по каждой специальности для всех форм обучения.
86. В компетенцию государственной аттестационной комиссии входит:
проверка уровня соответствия научно-теоретической и практической подготовки выпускаемых специалистов, требованиям установленным государственными общеобязательными стандартами специальностей бакалавриата, магистратуры и высшего специального образования;
принятие решения о присвоении им соответствующей квалификации и выдаче диплома;
присуждение академической степени бакалавра или магистра по соответствующей специальности;
разработка предложений, направленных на дальнейшее улучшение качества подготовки специалистов.
87. Государственная аттестационная комиссия организуется в составе председателя и членов комиссии ежегодно и действует в течение календарного года.
88. Председатель государственной аттестационной комиссии утверждается центральным исполнительным органом в области образования из числа профессоров, доцентов, ученых, преподавателей, опытных специалистов производства и учителей, имеющих практический стаж, соответствующих профилю выпускаемых специалистов, и, не работающих в данном вузе.
89. Председатель государственной аттестационной комиссии по защите магистерской диссертации, должен иметь ученую степень, ученое звание, или академическую степень "магистра" по профилю защищаемой магистерской диссертации.
90. В состав государственной аттестационной комиссии на правах ее членов входят: руководитель структурного подразделения вуза или заведующий выпускающей кафедры. Остальные члены государственной аттестационной комиссии формируются из числа ведущих профессоров, доцентов, высококвалифицированных специалистов, соответствующих профилю выпускаемых специалистов. Количественный состав одной государственной аттестационной комиссии должен составлять не менее четырех человек.
91. В состав государственной аттестационной комиссии по защите магистерской диссертации включаются, лица, имеющие ученую степень, ученое звание или академическую степень магистра по профилю магистерской диссертации.
92. Состав государственной аттестационной комиссии утверждается приказом руководителя вуза, ежегодно, не позднее 31 января.
93. Решения об оценках защиты дипломной работы (магистерской диссертации), а также о присвоении квалификации, присуждении академической степени и выдаче диплома государственного образца (без отличия, с отличием) принимаются государственной аттестационной комиссией на закрытом заседании открытым голосованием простым большинством голосов членов комиссии, участвовавших в заседании. При равном числе голосов голос председателя комиссии является решающим.
94. Обучающийся, не явившийся на итоговую государственную аттестацию в соответствии с утвержденным расписанием по уважительной причине, пишет заявление на имя председателя государственной аттестационной комиссии, представляет документ, подтверждающий уважительную причину, и по его разрешению может сдать экзамен или защитить дипломную работу (магистерскую диссертацию) в другой день заседания данной комиссии.
95. Все заседания государственной аттестационной комиссии оформляются протоколом.
96. Протоколы заседаний государственной аттестационной комиссии ведутся индивидуально на каждого обучающегося по установленной форме.
97. Протокол заполняется секретарем государственной аттестационной комиссии, утвержденным в составе комиссии из числа преподавателей выпускающей кафедры.
98. В протоколы вносятся оценки знаний, выявленные на государственных экзаменах и защите дипломной работы (магистерской диссертации), а также записываются заданные вопросы и мнения членов государственных аттестационных комиссий. В случаях, если мнение одного члена государственной аттестационной комиссии не совпадает с мнением остальных членов комиссии, он имеет право свое мнение записать в протокол и лично подписаться. В протоколе указывается присвоение квалификации, академическая степень, а также какой диплом (с отличием или без отличия) выдается выпускнику вуза.
99. Протоколы подписываются председателем и членами аттестационной комиссии, участвовавшими в заседании.
100. Протоколы заседания государственной аттестационной комиссии должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью учебного отдела (учебно-методического управления) вуза.
101. Протоколы заседания государственной аттестационной комиссии хранятся в архиве вуза.
102. По окончании работы государственной аттестационной комиссии ее председатель составляет отчет и в двухнедельный срок представляет его руководителю вуза.
103. Отчет председателя государственной аттестационной комиссии обсуждается и утверждается на заседании ученого совета вуза или структурного подразделения вуза.
104. Вуз в месячный срок после завершения итоговой государственной аттестации обучающихся представляет утвержденный отчет в центральный исполнительный орган в области образования.
105. В отчете председателя государственной аттестационной комиссии должны быть отражены:
уровень подготовки специалистов по данной специальности в высшем учебном заведении;
качество выполнения выпускных работ;
соответствие тематики выпускных работ современному состоянию науки, техники, культуры и запросам производства;
характеристика знаний обучающихся, выявленных на государственных экзаменах, недостатки в подготовке специалистов по отдельным дисциплинам;
анализ качества подготовки специалистов по данному направлению;
конкретные рекомендации по дальнейшему совершенствованию подготовки специалистов в высшем учебном заведении.
Приложение 1 к Правилам
проведения текущего контроля
успеваемости, промежуточной и
итоговой государственной
аттестации обучающихся
в организациях среднего
общего образования
ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
ПРОТОКОЛ
экзамена и итоговых оценок за курс
обучения на основной, старшей ступени
среднего общего образования
по ___________________________ в _________________________ школы
N ___________ города (села) ____________ района _________________
области Республики Казахстан ____________________________________
Ф. И. О. председателя экзаменационной комиссии __________________
Ф.И.О. экзаменатора _____________________________________________
Ф.И.О. ассистентов ______________________________________________
Пакет с материалами для экзамена, присланный из департамента
(управления) образования, вскрыт в _______ час. _______ мин.
В нем оказался налицо необходимый для ведения экзамена
следующий материал (пакет с материалами прилагается к протоколу).
На экзамен явились _________________________________ обучающихся
_________________________________________________________________
(фамилии и имена не явившихся обучающихся)
_________________________________________________________________
Экзамен начался в _________ час. ___________ мин.
Экзамен закончился в ________ час. _________ мин.
На переводных экзаменах в 5-8 классах составляется аналогичный
протокол.
N |
Фамилия,
|
Тема и
|
Экзаменационная
|
Годовая
|
Итоговая
|
|
|
|
|
|
|
Особые мнения членов комиссии об оценках ответов отдельных
обучающихся:
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Дата проведения экзамена " _______ " __________________ г.
Дата внесения в протокол оценок " _____ " _____________ г.
Председатель экзаменационной комиссии
Экзаменующий учитель
Ассистенты
Приложение 2 к Правилам
проведения текущего контроля
успеваемости, промежуточной
и итоговой государственной
аттестации обучающихся в
организациях среднего
общего образования
ВЕДОМОСТЬ
годовых, экзаменационных и итоговых оценок
обучающегося ____________________________________________
(наименование организации образования)
района (города) _________________________________________
_________________________________________________________
(Ф.И.О.)
N |
Учебные
|
Годовые
|
Годовые
|
Экзамена-
|
Итоговые
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
МП.
Директор " ____ " _______________ ________ г.
_________________________________________
Председатель экзаменационной комиссии
Экзаменующий учитель
Ассистенты
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
Примечание: Графа третья таблицы заполняется на учащихся,
представленных к получению аттестатов о среднем общем образовании
"Алтын белгі", графа четвертая таблицы заполняется в вечерних
(сменных) и иных отделениях, специальных коррекционных
организациях образования.