ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5750, опубликованный в газете "Юридическая газета" от 11 декабря 2009 г. № 190 (1787), от 25 декабря 2009 г. № 196 (1619), от 22 января 2010 г. № 10 (1806)) следующие дополнения и изменения:
в Типовых квалификационных характеристиках должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденных указанным приказом:
раздел "1. Общие положения" дополнить преамбулой следующего содержания:
"Настоящие Типовые квалификационные характеристики должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об образовании" и обязательны для применения органами образования независимо от их формы собственности, ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы.";
в разделе "2. Типовые Квалификационные характеристики должностей научно-педагогических работников организаций высшего и послевузовского образования":
в подразделе "Руководитель (ректор) высшего учебного заведения (вуз)":
части десятую и одиннадцатую изложить в следующей редакции:
"Должен знать: Конституцию Республики Казахстан, Гражданский кодекс Республики Казахстан, законы Республики Казахстан: "Об образовании", "О науке", "О борьбе с коррупцией", "О языках в Республике Казахстан", "О всеобщей воинской обязанности и военной службе", "О государственных закупках", "О государственном имуществе", Государственную программу развития образования Республики Казахстан и другие нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, научную, производственно-хозяйственную, финансово-экономическую деятельность высшего учебного заведения, методические материалы в сфере подготовки специалистов высшего и послевузовского образования, перспективы технического и научного развития отрасли высшего учебного заведения, кадровые ресурсы высшего учебного заведения, научные достижения и передовой опыт зарубежных образовательных учреждений в области высшего и послевузовского образования (дополнительного образования), трудовое законодательство, правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации: высшее (или послевузовское) образование, наличие ученой степени и стаж работы на руководящих должностях в организациях образования и/или в органах управления образования не менее 5 лет, наличие сертификата (свидетельства) о прохождении курсов повышения квалификации по менеджменту образования.";
в подразделе "Заместитель руководителя (проректор) высшего учебного заведения":
части восьмые и девятые изложить в следующей редакции:
"Должен знать: Конституцию Республики Казахстан, Гражданский кодекс Республики Казахстан, законы Республики Казахстан: "Об образовании", "О науке", "О борьбе с коррупцией", "О языках в Республике Казахстан", "О всеобщей воинской обязанности и военной службе", "О государственных закупках", "О государственном имуществе", Государственную программу развития образования Республики Казахстан и другие нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, научную, производственно-хозяйственную деятельность и финансово-экономическую деятельность высшего учебного заведения, методические материалы в сфере подготовки специалистов высшего и послевузовского образования, перспективы технического и научного развития отрасли высшего учебного заведения, кадровые ресурсы высшего учебного заведения, научные достижения, передовой опыт зарубежных образовательных учреждений в области высшего и послевузовского образования (дополнительного образования), трудовое законодательство, правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации: для заместителей, курирующих вопросы учебной, учебно-методической, научной, международной, инновационной, стратегической работы: высшее (или послевузовское) образование, наличие ученой степени, стаж работы на руководящих должностях в организациях образования не менее 5 лет;
для заместителей по воспитательной работе: высшее (или послевузовское) образование, наличие ученой степени или академической степени магистра, стаж работы по воспитательной работе не менее 3 лет;
для заместителей по административно-хозяйственной работе: высшее образование, стаж работы по хозяйственному обслуживанию не менее 3 лет.";
дополнить частью десятой следующего содержания:
"Наличие сертификата (свидетельства) о прохождении курсов повышения квалификации по менеджменту образования.";
часть тридцать вторую подраздела "Декан факультета" изложить в следующей редакции:
"Требования к квалификации: высшее (или послевузовское) образование, наличие ученой степени, стаж работы на руководящих должностях в организациях образования или по специальности не менее 5 лет, наличие сертификата (свидетельства) о прохождении курсов повышения квалификации по менеджменту образования.";
часть девятнадцатую подраздела "Заведующий кафедрой" изложить в следующей редакции:
"Требования к квалификации: высшее (или послевузовское) образование, наличие ученой степени и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.";
часть четырнадцатую подраздела "Профессор" изложить в следующей редакции:
"Требования к квалификации: высшее (или послевузовское) образование, наличие ученой степени, ученое звание "профессор" и стаж работы не менее 5 лет научно-педагогической деятельности.";
часть семнадцатую подраздела "Доцент" изложить в следующей редакции:
"Требования к квалификации: высшее (или послевузовское) образование, наличие ученой степени, ученого звания, стаж работы не менее 5 лет научно-педагогической деятельности.";
часть четырнадцатую подраздела "Старший преподаватель" изложить в следующей редакции:
"Требования к квалификации: высшее (или послевузовское) образование или наличие академической степени магистра, стаж работы не менее 3 лет научно-педагогической деятельности, в том числе не менее одного года в должности преподавателя или стаж практической работы по специальности не менее 2 лет.";
часть десятую подраздела "Преподаватель (ассистент)" изложить в следующей редакции:
"Требования к квалификации: высшее (или послевузовское) образование при наличии стажа по специальности не менее 3 лет и/или наличие академической степени магистра.";
в разделе "3. Типовые Квалификационные характеристики должностей педагогических работников системы технического и профессионального, послесреднего образования":
часть девятую подраздела "Заместитель руководителя по учебно-производственной работе" изложить в следующей редакции:
"Требования к квалификации: высшее (или послевузовское) образование и стаж работы в организациях образования или на руководящих должностях в организациях, соответствующих профилю учебного заведения не менее 5 лет.";
часть пятую подраздела "Преподаватель общеобразовательных дисциплин" изложить в следующей редакции:
"Требования к квалификации: специалист высшего уровня квалификации: высшее (или послевузовское) образование без предъявления требований к стажу работы;
специалист высшего уровня квалификации второй категории:
отвечает требованиям, предъявляемым к преподавателю высшего уровня квалификации без категории, умеет самостоятельно разрабатывать методику преподавания предмета, использует формы и методы активного обучения, умеет организовать диагностическую работу с обучающимися; обеспечивает устойчивые положительные результаты в учебно-воспитательном процессе, принимает активное участие в работе творческих групп, методических объединений, школ передового опыта в рамках образовательного учреждения.";
дополнить частями шестой, седьмой и восьмой следующего содержания:
"Требования к квалификации: высшее (или послевузовское) образование и стаж работы в должности преподавателя не менее 3 лет;
специалист высшего уровня квалификации первой категории:
отвечает требованиям, предъявляемым преподавателю высшего уровня квалификации второй категории, владеет методиками анализа учебно-методической работы по предмету, составляет и реализовывает индивидуальные программы обучения, умеет руководить творческими семинарами, работой творческих групп, использует передовой педагогический опыт в своей работе, участвует в работе по внедрению новых образовательных программ, учебников, учебных пособий.
Требования к квалификации: высшее (или послевузовское) образование и стаж работы в должности преподавателя не менее 4 лет, или наличие ученой степени кандидата наук по профилю без предъявления требований к стажу работы;
специалист высшего уровня квалификации высшей категории:
отвечает требованиям, предъявляемым преподавателю высшего уровня квалификации первой категории, умеет разрабатывать новые учебные программы, педагогические технологии, методики обучения и воспитания, вести работу по их апробации; составляет экспериментальные задачи по своему предмету, имеет авторские разработки по вопросам обучения и воспитания, руководит творческими группами по разработке актуальных проблем в области образования.
Требования к квалификации: высшее (или послевузовское) образование и стаж работы в должности преподавателя не менее 5 лет; или наличие ученой степени кандидата наук по профилю и стаж работы в должности преподавателя не менее 1 года или ученой степени доктора наук без предъявления требований к стажу работы.";
часть четвертую подраздела "Преподаватель специальных дисциплин" изложить в следующей редакции:
"Требования к квалификации: специалист высшего уровня квалификации: высшее (или послевузовское) образование по профилю без предъявления требований к стажу работы;
специалист высшего уровня квалификации второй категории:
отвечает общим требованиям, предъявляемым к преподавателю высшего уровня квалификации без категории, умеет самостоятельно разрабатывать методику преподавания предмета, использует формы и методы активного обучения, умеет организовать диагностическую работу с обучающимися; обеспечивает устойчивые положительные результаты в учебно-воспитательном процессе, принимает активное участие в работе творческих групп, методических объединений, школ передового опыта в рамках образовательного учреждения.";
дополнить частями пятой, шестой и седьмой следующего содержания:
"Требования к квалификации: высшее (или послевузовское) образование по профилю и стаж работы в должности преподавателя не менее 3 лет или производственный стаж по профилю не менее 2 лет;
специалист высшего уровня квалификации первой категории:
отвечает требованиям, предъявляемым преподавателю высшего уровня квалификации второй категории, владеет методиками анализа учебно-методической работы по предмету, составляет и реализовывает индивидуальные программы обучения, умеет руководить творческими семинарами, работой творческих групп, использует передовой педагогический опыт в своей работе, участвует в работе по внедрению новых образовательных программ, учебников, учебных пособий.
Требования к квалификации: высшее (или послевузовское) образование по профилю и стаж работы в должности преподавателя не менее 4 лет или производственный стаж по профилю не менее 3 лет, или наличие ученой степени кандидата наук по профилю без предъявления требований к стажу работы;
специалист высшего уровня квалификации высшей категории:
отвечает требованиям, предъявляемым преподавателю высшего уровня квалификации первой категории, умеет разрабатывать новые учебные программы, педагогические технологии, методики обучения и воспитания, вести работу по их апробации; составляет экспериментальные задачи по своему предмету, имеет авторские разработки по вопросам обучения и воспитания, руководит творческими группами по разработке актуальных проблем в области образования.
Требования к квалификации: высшее (или послевузовское) образование по профилю и стаж работы в должности преподавателя или производственный стаж по профилю не менее 5 лет; или наличие ученой степени кандидата наук по профилю и стаж работы в должности преподавателя не менее 1 года или ученой степени доктора наук по профилю без предъявления требований к стажу работы.";
часть шестую подраздела "Мастер производственного обучения":
"Требования к квалификации: специалист высшего уровня квалификации: высшее (или послевузовское) образование по профилю без предъявления требований к стажу работы;
специалист высшего уровня квалификации второй категории:
отвечает требованиям, предъявляемым к мастеру производственного обучения высшего уровня квалификации без категории, имеет подтверждение о наличии более высокого уровня квалификации, чем уровень квалификации присваемый обучающимся, активно решает задачи комплексного методического обеспечения учебно-производственного процесса.";
дополнить частями седьмой, восьмой, девятой, десятой, одиннадцатой и двенадцатой следующего содержания:
Требования к квалификации: высшее (или послевузовское) образование и стаж работы в данной должности не менее 2 лет или производственный стаж по профилю не менее 1 года;
специалист высшего уровня квалификации первой категории:
отвечает требованиям, предъявляемым к мастеру производственного обучения высшего уровня квалификации второй категории, принимает непосредственное участие в работе методических комиссий, секций.
Требования к квалификации: высшее (или послевузовское) образование и стаж работы в данной должности не менее 3 лет или производственный стаж по профилю не менее 2 лет;
специалист высшего уровня квалификации высшей категории:
отвечает требованиям, предъявляемым к мастеру производственного обучения высшего уровня квалификации первой категории, умеет разрабатывать частные методики профессионального обучения, ведет работу по апробации; обобщать передовой опыт, участвует во внедрении новых обучающих программ и технологий.
Требования к квалификации: высшее (или послевузовское) образование, стаж работы в данной должности не менее 5 лет или производственный стаж по профилю не менее 3 лет;
специалист среднего уровня квалификации: техническое и профессиональное образование (среднее специальное, среднее профессиональное) с квалификацией специалиста среднего звена без предъявления требований к стажу работы;
специалист среднего уровня квалификации второй категории:
отвечает требованиям, предъявляемым к специалисту среднего уровня квалификации без категории, имеет подтверждение о наличии более высокого уровня квалификации, чем уровень квалификации присваемый обучающимся, активно решает задачи комплексного методического обеспечения учебно-производственного процесса.
Требования к квалификации: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование с квалификацией специалиста среднего звена и стаж работы в данной должности не менее 2 лет или производственный стаж по профилю не менее 1 года;
специалист среднего уровня квалификации первой категории:
отвечает требованиям, предъявляемым к специалисту среднего уровня квалификации второй категории, принимает непосредственное участие в работе методических комиссий, секций.
Требования к квалификации: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование с квалификацией специалиста среднего звена и стаж работы в данной должности не менее 3 лет или производственный стаж по профилю не менее 2 лет;
специалист среднего уровня квалификации высшей категории:
отвечает требованиям, предъявляемым к специалисту среднего уровня квалификации первой категории, участвует в разработке частных методик профессионального обучения, ведет работу по апробации; обобщает передовой опыт, участвует во внедрении новых обучающих программ и технологий.
Требования к квалификации: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование с квалификацией специалиста среднего звена и стаж работы в данной должности не менее 5 лет или производственный стаж по профилю не менее 3 лет.";
в разделе "4. Квалификационные характеристики должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц системы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования, интернатных организаций и дополнительного образования":
часть шестую подраздела "Директор центра (комплекса)" изложить в следующей редакции:
"Должен знать: Конституцию Республики Казахстан, законы Республики Казахстан "Об образовании", "О языках в Республике Казахстан", "О правах ребенка в Республике Казахстан", "О науке", "О борьбе с коррупцией", "О государственных закупках" и "О государственном имуществе" и другие нормативные правовые акты определяющие направления и перспективы развития образования, основы педагогики и психологии, государственные общеобязательные стандарты образования, педагогику, педагогическую психологию, достижения педагогической науки и практики, финансово-хозяйственной деятельности, Трудовой кодекс Республики Казахстан, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; санитарные правила и нормы.".
2. Департаменту правового обеспечения и государственных закупок (Ыбырайым Н.М.):
1) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после прохождения государственной регистрации опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.
3. Департаментам технического и профессионального, высшего и послевузовского образования довести настоящий приказ до сведения республиканских подведомственных организаций образования.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Ответственного секретаря Министерства образования и науки Республики Казахстан Абдрасилова Б.С.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении двадцатиодного календарного дня после дня его первого официального опубликования.
Министр Б. Жумагулов
СОГЛАСОВАНО
Министр труда и социальной
защиты населения
Республики Казахстан
___________ Г. Абдыкаликова
от 10 июня 2011 года