Сноска. Утратил силу совместным приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 09.11.2015 № 851 и Министра образования и науки РК от 25.11.2015 № 656.
В соответствии со статьей 138-3 Трудового кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить прилагаемую Национальную рамку квалификаций.
2. Департаменту труда и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (Сарбасов А.А.) в установленном законодательством порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Нурымбетова Б.Б. и вице-министра образования и науки Республики Казахстан Орунханова М.К.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр И.О. Министра труда и
образования и науки социальной защиты
Республики Казахстан населения
Республики Казахстан
_______ Б. Жумагулов ______ Т. Абылкаликова
Утверждена
совместным приказом
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 28 сентября 2012 года № 444
и исполняющего обязанности
Министра труда
и социальной защиты населения
Республики Казахстан
от 24 сентября 2012 года № 373-ө-м
Национальная рамка квалификаций
Сноска. Национальная рамка квалификаций в редакции совместного приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 18.12.2013 № 665-ө-м и Министра образования и науки РК от 10.01.2014 № 6 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Общие положения
1. Национальная рамка квалификаций (далее – НРК) содержит восемь уровней квалификации, что соответствует Европейской рамке квалификаций и уровням образования, определенным Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании».
2. НРК определяет единую шкалу уровней квалификации общепрофессиональных компетенций для разработки отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов. НРК обеспечивает межотраслевую сопоставимость квалификаций и компетенций, является основой для системы подтверждения соответствия и присуждения квалификаций специалистов.
3. Национальная рамка квалификаций состоит из описания для каждого квалификационного уровня общих характеристик профессиональной деятельности.
4. НРК предназначена для различных групп пользователей (граждан, работодателей, органов образования) и позволяет:
1) разрабатывать на единой методологической основе профессиональные и образовательные стандарты;
2) описывать с единых позиций требования к квалификации и компетенциям специалистов и выпускников учебных заведений;
3) разрабатывать оценочные материалы и процедуры определения квалификации выпускников всех уровней профессионального образования.
5. Основные термины и понятия используемые в настоящей НРК:
1) квалификация – степень профессиональной подготовленности работника к выполнению конкретного вида работы;
2) уровень квалификации – уровень требований к квалификации (компетенциям) работника, отражающий сложность, самостоятельность и ответственность выполняемых работ;
3) знание – результат усвоения информации посредством обучения и личного опыта, совокупность фактов, принципов, теории и практики, относящиеся к сфере обучения или работы, компонент квалификации, который должен подвергаться оценке;
4) умение – способность применять знания и проявлять компетентность с целью осуществления трудовой деятельности и решения задач (применение логического, творческого и практического мышления);
5) вид трудовой деятельности – часть области профессиональной деятельности, сформированная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;
6) область профессиональной деятельности – совокупность видов трудовой деятельности отрасли, имеющая общую интеграционную основу и предполагающая схожий набор трудовых функций и компетенций для их выполнения;
7) трудовая функция - интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения в рамках конкретного вида трудовой деятельности;
8) профессиональная задача – нормативное представление о действиях, связанных с реализацией трудовой функции и достижением необходимого результата в определенной области профессиональной деятельности;
9) профессиональный стандарт – стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда;
10) профессия – основной род занятий трудовой деятельности человека, требующий определенных знаний, умений и практических навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки и подтверждаемых соответствующими документами об образовании;
11) компетенция - способность работника применять в профессиональной деятельности знания и умения;
12) НРК - структурированное описание уровней квалификации, признаваемых на рынке труда;
13) отраслевая рамка квалификаций - структурированное описание уровней квалификации, признаваемых в отрасли;
14) функциональная карта – структурированное описание трудовых функций и профессиональных задач, выполняемых работником определенного вида трудовой деятельности в рамках той или иной области профессиональной деятельности.
2. Структура Национальной рамки квалификаций
6. НРК представляет собой рамочную конструкцию, оформленную по структуре Национальной рамки квалификаций согласно приложению 1 к Национальной рамке квалификаций.
7. При разработке НРК использованы принципы непрерывности, преемственности и последовательного повышения требований к компетенциям, умениям и знаниям работников (от первого к восьмому уровню квалификации).
8. Умения и знания работника определяют уровень качества и результаты выполняемой деятельности.
В зависимости от места в системе профессиональной деятельности работники обладают различной широтой полномочий и ответственности. Деятельность работников осуществляется под руководством, самостоятельно (исполнительская деятельность) или предполагает управление деятельностью других работников.
Умения и знания относятся к характеристикам, конкретизирующим те или иные компетенции работника в определенных ситуациях взаимодействия, профессиональной деятельности.
Компетенции каждого уровня квалификации оцениваются по основным критериям: степеням самостоятельности, ответственности и сложности выполняемой работы.
Основу профессиональной деятельности составляют профессиональные компетенции работника, обусловливающие его адаптацию к изменяющейся ситуации в обществе и на рынке труда, обновление имеющихся или формирование новых компетенций. В условиях рыночных отношений работники должны иметь такие общие профессиональные компетенции, как самостоятельное наблюдение, контроль, дисциплина, оценка, организация, управление, обеспечение.
9. Квалификации и компетенции являются результатом освоения человеком определенной образовательной программы и (или) приобретения профессионального практического опыта. Для повышения квалификации или изменения профиля деятельности (профессии) работники имеют возможность пройти обучение по дополнительным образовательным программам в различных учебных заведениях. По окончании учебных заведений, курсов переподготовки или повышения квалификации работники проходят процедуры практической проверки своего профессионального уровня в независимых центрах подтверждения и присуждения квалификаций.
Варианты путей достижения уровня квалификации, связанные с обучением, образованием, практическим опытом работы, представлены в приложении 2 к Национальной рамки квалификаций.
Приложение 1
к Национальной рамке квалификаций
Структура Национальной рамки квалификаций
Уровень квалификации |
Требования к трудовым функциям |
Требования к умениям |
Требования к знаниям |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Исполнительские действия по реализации нормы под руководством специалиста более высокого уровня квалификации (наставника) |
Слушает, понимает и выполняет простые практические задания, наблюдает за работой наставника, оказывает наставнику вспомогательные работы. |
Базовые знания о предмете труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий |
2 |
Исполнительская деятельность по реализации нормы под руководством, предполагающая ограниченную ответственность и определенную степень самостоятельности |
Выбирает способ работы на основании рабочих инструкций и карт, выполняет простые типовые практические задания и работы. |
Базовые знания о предмете труда, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач, о рефлексии исполнительской деятельности |
3 |
Исполнительская деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное планирование, ответственность за выполнение поставленных задач |
Самостоятельно определяет способ выполнения установленной нормы, применяет предметы и средства труда, принимает решения по выполнению простейших задач. |
Знания о технологиях преобразования предмета, планировании и организации труда, самостоятельном выполнении задач в типовых ситуациях профессиональной деятельности |
4 |
Исполнительско-управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками, ответственность за результат |
Конкретизирует полученные задания, ставит задачи подчиненным, оценивает их результаты деятельности, определяет недостаточность их знаний и умений, мотивирует повышение профессионализма подчиненных работников. |
Знания о подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, об этике и психологии отношений, рефлексии мышления и деятельности, способах мотивации и стимулирования труда |
5 |
Управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия, предполагающая ответственность за достижение конечного результата |
Самостоятельно анализирует ситуации, принимает решения и создает условия их реализации, контролирует и корректирует деятельность в контексте командной работы, опережающего повышения управленческого и исполнительского профессионализма |
Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командообразовании |
6 |
Управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая согласование работ с другими участками, ответственность за повышение профессионализма работников и достижение результата |
Принимает решения в сложных ситуациях трудовой деятельности, соблюдает культуру самостоятельного управления, организацию коммуникабельности и согласованности точек зрения, оформления и презентации результатов, использует современные программные продукты и технические средства |
Знания о методологии совместного анализа, проектирования и принятия решений в сложных социальных и профессиональных ситуациях, способах коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации аналитической и проектной документации |
7 |
Управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур регионального и отраслевого масштаба, организацию условий ее реализации, ответственность за достижение результата |
Принимает и несет ответственность за решения задач и проблем с применением инновационных подходов, методов построения концепций и стратегий деятельности |
Знания о методологии построения концепций, стратегий, функциональных моделей деятельности и взаимодействия работников, о способах постановки и системного решения задач и проблем с применением акмеологических подходов |
8 |
Управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур государственного масштаба, организацию условий ее реализации, ответственность за достижение результата |
Принимает на себя и несет ответственность за принятия согласованных решений с использованием логических методов, построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия |
Знания о построении кооперативных систем деятельности и взаимодействия, методологии моделирования и управления макросоциальными и макроэкономическими системами |
Приложение 2
к Национальной рамке квалификаций
Варианты путей достижения уровня квалификации
Уровень квалификации |
Пути достижения квалификации соответствующего уровня |
1 |
Наличие основного среднего образования, но не ниже начального образования и/или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы. |
2 |
Наличие общего среднего образования, но не ниже основного среднего, практический опыт и/или профессиональная подготовка (краткосрочные курсы на базе организации образования или обучение на предприятии). |
3 |
Практический опыт и/или профессиональная подготовка (курсы на базе организации образования по программам профессиональной подготовки до одного года или обучение на предприятии). |
4 |
При наличии технического и профессионального образования на базе основного среднего образования и практический опыт не менее трех лет. |
5 |
Техническое и профессиональное образование (или послесреднее образование), практический опыт или высшее образование, дополнительные профессиональные образовательные программы без практического опыта. |
6 |
Высшее образование. Бакалавриат, резидентура, практический опыт. |
7 |
Послевузовское образование. Магистратура (на основе освоенной программы бакалавриата), практический опыт. Бакалавриат и дополнительное профессиональное образование, практический опыт. |
8 |
Послевузовское образование (программы, ведущие к получению академической степени магистра по соответствующей специальности, доктора философии (PhD) и докторов по профилю и/или практический опыт). Освоенная программа подготовки магистра или специалиста, дополнительное профессиональное образование, практический опыт и общественно-профессиональное признание на отраслевом, межотраслевом, международном уровне. Докторантура PhD, ученая степень доктора PhD, кандидат наук, доктор наук, практический опыт. |