Сноска. Утратило силу постановлением Правления Национального Банка РК от 25.02.2013 № 73 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В целях совершенствования нормативных правовых актов Республики Казахстан Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила применения мер раннего реагирования и методики определения факторов, влияющих на ухудшение финансового положения банка второго уровня (далее – Правила).
2. Признать утратившими силу следующие нормативные правовые акты Республики Казахстан:
1) постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 28 февраля 2011 года № 23 «Об утверждении Правил применения мер раннего реагирования и методики определения факторов, влияющих на ухудшение финансового положения банка второго уровня, и внесении изменений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 28 ноября 2008 года № 200 «Об утверждении Правил применения мер раннего реагирования и методики определения факторов, влияющих на ухудшение финансового положения банка второго уровня, накопительного пенсионного фонда и (или) организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, страховой (перестраховочной) организации» (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6886);
2) постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 апреля 2012 года № 175 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 28 февраля 2011 года № 23 «Об утверждении Правил применения мер раннего реагирования и методики определения факторов, влияющих на ухудшение финансового положения банка второго уровня, и внесении изменений в постановление Правления Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 28 ноября 2008 года № 200 «Об утверждении Правил применения мер раннего реагирования и методики определения факторов, влияющих на ухудшение финансового положения банка второго уровня, накопительного пенсионного фонда и (или) организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, страховой (перестраховочной) организации» (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 7732, опубликованное 25 августа 2012 года в газете «Казахстанская правда» № 286-287 (27105-27106)).
3. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением подпункта 9) пункта 1, подпункта 11) пункта 2 и пункта 6 Правил, которые вводятся в действие с 1 января 2013 года.
4. Банки второго уровня осуществляют прогнозный расчет фактора, предусмотренного подпункта 9) пункта 1 Правил, по состоянию на 1 января 2014 года.
В случае выявления фактора, предусмотренного подпункта 9) пункта 1 Правил, банки второго уровня в срок до 1 октября 2013 года представляют в Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан план мероприятий, предусматривающий меры раннего реагирования по повышению финансовой устойчивости банка, недопущению ухудшения его финансового положения и увеличения рисков, связанных с его деятельностью, в соответствии с пунктом 4 Правил.
Председатель
Национального Банка Г. Марченко
Утверждены
постановлением Правления
Национального Банка
Республики Казахстан
от 24 декабря 2012 года № 380
Правила применения мер раннего реагирования и методики
определения факторов, влияющих на ухудшение финансового
положения банка второго уровня
Настоящие Правила применения мер раннего реагирования и методики определения факторов, влияющих на ухудшение финансового положения банка второго уровня (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (далее - Закон о банках) и устанавливают порядок применения мер раннего реагирования и методику определения факторов, влияющих на ухудшение финансового положения банка второго уровня (далее - банк).
Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан (далее – Комитет) применяет к банку меры раннего реагирования при выявлении факторов, влияющих на ухудшение финансового положения банка.
1. Факторами, влияющими на ухудшение финансового положения банка, являются:
1) снижение коэффициентов достаточности собственного капитала;
2) увеличение соотношения чистых классифицированных займов к собственному капиталу;
3) увеличение доли классифицированных займов физическим лицам без учета сформированных провизий (резервов) по ним в совокупных займах физическим лицам без учета сформированных провизий (резервов) по ним;
4) увеличение доли классифицированных займов юридическим лицам без учета сформированных провизий (резервов) по ним в совокупных займах юридическим лицам без учета сформированных провизий (резервов) по ним;
5) увеличение доли классифицированных займов по основному (основным) направлению (направлениям) (отрасли (отраслям)) кредитования без учета сформированных провизий (резервов) по ним в совокупных займах клиентам - физическим и юридическим лицам без учета сформированных провизий (резервов) по ним (за исключением займов, выданных банкам и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций и операций «обратное РЕПО»);
6) увеличение доли займов, выданных на приобретение и строительство коммерческой и жилой недвижимости и ипотечных жилищных займов без учета сформированных провизий (резервов) по ним в совокупных займах клиентам - физическим и юридическим лицам без учета сформированных провизий (резервов) по ним (за исключением займов, выданных банкам и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций и операций «обратное РЕПО»);
7) увеличение займов с просроченной задолженностью по основному долгу и (или) начисленному вознаграждению по кредитам для физических лиц свыше шестидесяти календарных дней и (или) для юридических лиц свыше тридцати календарных дней;
8) увеличение в общем объеме ссудного портфеля банка займов с просроченной задолженностью по основному долгу и (или) начисленному вознаграждению свыше девяноста календарных дней;
9) превышение отношения займов с просроченной задолженностью по основному долгу и (или) начисленному вознаграждению свыше девяноста календарных дней без учета сформированных провизий (резервов) по ним к общему объему ссудного портфеля банка без учета сформированных провизий (резервов) по нему;
10) увеличение доли классифицированной дебиторской задолженности без учета сформированных провизий (резервов) по ней в совокупной дебиторской задолженности без учета сформированных провизий (резервов) по ней;
11) уменьшение доли активов, приносящих доход, в совокупных активах;
12) снижение доли привлеченных вкладов физических и юридических лиц в сумме обязательств банка;
13) уменьшение коэффициента рентабельности активов;
14) уменьшение чистой процентной маржи;
15) снижение спрэда;
16) увеличение отношения операционных расходов к совокупной сумме доходов;
17) снижение коэффициентов ликвидности.
Под провизиями (резервами) понимаются провизии (резервы), сформированные в соответствии с постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 25 декабря 2006 года № 296 «Об утверждении Правил классификации активов, условных обязательств и создания провизий (резервов) против них», зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 4580 (далее – постановление № 296).
2. Определение факторов, влияющих на ухудшение финансового положения банка, предусмотренных пунктом 1 Правил, осуществляется по следующей методике:
1) снижение два и более раза в течение шести последовательных месяцев коэффициентов достаточности собственного капитала до или ниже уровня, превышающего на 0,02 (включительно) минимальные значения коэффициентов достаточности собственного капитала, установленные постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005 года № 358 «Об утверждении Инструкции о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня», зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 3924 (далее – постановление № 358);
2) снижение коэффициентов достаточности собственного капитала при нахождении их первоначальных значений ниже уровня, превышающего на 0,02 (включительно) минимальные значения коэффициентов достаточности собственного капитала, установленные постановлением № 358;
3) нахождение коэффициента достаточности собственного капитала (К1-2) ниже уровня, превышающего на 0,025 (включительно) минимальное значение коэффициента достаточности собственного капитала (К1-2), установленное постановлением № 358.
Требования настоящего подпункта распространяются на банки, определенные системообразующими уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - уполномоченный орган);
4) увеличение в течение шести последовательных месяцев соотношения чистых классифицированных займов к собственному капиталу при условии, что на конец отчетного периода чистые классифицированные займы составляют более восьмидесяти процентов от собственного капитала, и при условии превышения размера роста классифицированных займов без учета сформированных провизий (резервов) по ним над размером роста провизий (резервов) в рассматриваемом периоде в абсолютном выражении, рассчитывается по следующей формуле:
при условии:
где:
ЧКЗ (месяц) - чистые классифицированные займы (займы банкам и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, займы физическим лицам, включая займы индивидуальным предпринимателям, займы юридическим лицам, включая займы субъектам малого и среднего предпринимательства, и операции «обратное РЕПО») на конец определенного месяца рассматриваемого периода, за вычетом созданных по ним провизий (резервов);
СК (месяц) - собственный капитал на конец определенного месяца рассматриваемого периода, рассчитанный в соответствии с постановлением № 358;
КЗБ (месяц) - классифицированные займы (займы банкам и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, займы физическим лицам, включая займы индивидуальным предпринимателям, займы юридическим лицам, включая займы субъектам малого и среднего предпринимательства, и операции «обратное РЕПО») без учета сформированных провизий (резервов) по ним на конец определенного месяца рассматриваемого периода;
Пр (месяц) - размер созданных провизий (резервов) по классифицированным займам на конец определенного месяца рассматриваемого периода.
В расчет классифицированных займов включаются займы, классифицированные как сомнительные 2, 3, 4 и 5 категории и безнадежные в соответствии с постановлением № 296.
Под чистыми классифицированными займами понимаются классифицированные займы за вычетом, созданных по ним провизий (резервов) в соответствии с постановлением № 296;
5) увеличение доли классифицированных займов физическим лицам без учета сформированных провизий (резервов) по ним в совокупных займах физическим лицам без учета сформированных провизий (резервов) по ним в течение шести последовательных месяцев рассчитывается по следующей формуле:
где:
КЗФ (месяц) - классифицированные займы физическим лицам (включая займы индивидуальным предпринимателям) без учета сформированных провизий (резервов) по ним на конец определенного месяца рассматриваемого периода;
СЗФ (месяц) - совокупные займы физическим лицам (включая займы индивидуальным предпринимателям) без учета сформированных провизий (резервов) по ним на конец определенного месяца рассматриваемого периода.
При отсутствии в рассматриваемом периоде последовательного роста, увеличение данного показателя за отчетный период на пять и более процентных пунктов также является фактором, влияющим на ухудшение финансового положения банка, и рассчитывается по следующей формуле:
6) увеличение доли классифицированных займов юридическим лицам без учета сформированных провизий (резервов) по ним в совокупных займах юридическим лицам без учета сформированных провизий (резервов) по ним в течение шести последовательных месяцев рассчитывается по следующей формуле:
где:
КЗЮ (месяц) - классифицированные займы юридическим лицам (включая займы субъектам малого и среднего предпринимательства и за исключением займов банкам и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций) без учета сформированных провизий (резервов) по ним на конец определенного месяца рассматриваемого периода;
СЗЮ (месяц) - совокупные займы юридическим лицам (включая займы субъектам малого и среднего предпринимательства и за исключением займов банкам и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций) без учета сформированных провизий (резервов) по ним на конец определенного месяца рассматриваемого периода.
При отсутствии в рассматриваемом периоде последовательного роста, увеличение данного показателя за отчетный период на пять и более процентных пунктов также является фактором, влияющим на ухудшение финансового положения банка, и рассчитывается по следующей формуле:
7) увеличение доли классифицированных займов по основному (основным) направлению (направлениям) (отрасли (отраслям)) кредитования без учета сформированных провизий (резервов) по ним в совокупных займах клиентам - физическим и юридическим лицам (включая займы индивидуальным предпринимателям, займы субъектам малого и среднего предпринимательства и за исключением займов, выданных банкам и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций) без учета сформированных провизий (резервов) по ним в течение шести последовательных месяцев рассчитывается по следующей формуле:
где:
КЗО (месяц) - классифицированные займы по основному (основным) направлению (направлениям) (отрасли (отраслям)) кредитования без учета сформированных провизий (резервов) по ним на конец определенного месяца рассматриваемого периода;
СЗ (месяц) - совокупные займы клиентам физическим и юридическим лицам без учета сформированных провизий (резервов) по ним на конец определенного месяца рассматриваемого периода;
ЗО (месяц) – займы физическим лицам (включая индивидуальных предпринимателей) без учета сформированных провизий (резервов) по ним, либо займы субъектам малого и среднего предпринимательства, без учета сформированных провизий (резервов), либо займы юридическим лицам (за исключением займов, выданных банкам и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций) одной отрасли без учета сформированных провизий (резервов) по ним, доля которых в совокупных займах клиентам - физическим и юридическим лицам (включая займы индивидуальным предпринимателям и субъектам малого и среднего предпринимательства и за исключением займов, выданных банкам и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций) без учета сформированных провизий (резервов) по ним составляет на конец рассматриваемого периода двадцать и более процентов.
При отсутствии в рассматриваемом периоде последовательного роста, увеличение данного показателя за отчетный период на пять и более процентных пунктов также является фактором, влияющим на ухудшение финансового положения банка, и рассчитывается по следующей формуле:
8) увеличение доли займов, выданных на приобретение и строительство коммерческой и жилой недвижимости и ипотечных жилищных займов без учета сформированных провизий (резервов) по ним в совокупных займах клиентам - физическим и юридическим лицам (за исключением займов, выданных банкам и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций) без учета сформированных провизий (резервов) по ним в течение шести последовательных месяцев рассчитывается по следующей формуле:
где:
З (месяц) - займы, выданные на приобретение и строительство коммерческой и жилой недвижимости и ипотечных жилищных займов без учета сформированных провизий (резервов) по ним на конец определенного месяца рассматриваемого периода;
СЗ (месяц) - совокупные займы клиентам физическим лицам (включая займы индивидуальным предпринимателям) и юридическим лицам (включая займы субъектам малого и среднего предпринимательства и за исключением займов, выданных банкам и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций) без учета сформированных провизий (резервов) по ним на конец определенного месяца рассматриваемого периода.
В расчет данного показателя включаются займы, выданные на приобретение и строительство коммерческой и жилой недвижимости и ипотечные жилищные займы без учета сформированных провизий (резервов) по ним, доля которых в совокупных займах клиентам - физическим и юридическим лицам (включая займы индивидуальным предпринимателям, займы субъектам малого и среднего предпринимательства и за исключением займов, выданных банкам и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций) без учета сформированных провизий (резервов) по ним составляет на конец рассматриваемого периода более двадцати процентов.
При отсутствии в рассматриваемом периоде последовательного роста, увеличение данного показателя за отчетный период на пять и более процентных пунктов также является фактором, влияющим на ухудшение финансового положения банка, и рассчитывается по следующей формуле:
9) увеличение за отчетный период займов с просроченной задолженностью по основному долгу и (или) начисленному вознаграждению по займам свыше шестидесяти календарных дней для физических лиц без учета сформированных провизий (резервов) по ним и (или) тридцати календарных дней для юридических лиц без учета сформированных провизий (резервов) по ним на пять и более процентов рассчитывается по следующей формуле:
где:
ЗПФ 60 - займы физических лиц (включая займы индивидуальным предпринимателям) с просроченной задолженностью по основному долгу и (или) начисленному вознаграждению по кредитам свыше шестидесяти календарных дней без учета сформированных провизий (резервов) по ним на конец определенного месяца рассматриваемого периода;
ЗПЮ 30 - займы юридических лиц (включая займы субъектов малого и среднего предпринимательства и за исключением займов, выданных банкам и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций) с просроченной задолженностью по основному долгу и (или) начисленному вознаграждению по кредитам свыше тридцати календарных дней без учета сформированных провизий (резервов) по ним на конец определенного месяца рассматриваемого периода;
10) увеличение в течение шести последовательных месяцев в ссудном портфеле банка без учета сформированных провизий (резервов) по нему займов с просроченной задолженностью по основному долгу и (или) начисленному вознаграждению свыше девяносто календарных дней без учета сформированных провизий (резервов) по ним, рассчитывается по следующей формуле:
где:
ЗП 90 (месяц) - займы (займы банкам и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, займы физическим лицам, включая займы индивидуальным предпринимателям, займы юридическим лицам, включая займы субъектам малого и среднего предпринимательства, и операции «обратное РЕПО») на конец определенного месяца рассматриваемого периода, с просроченной задолженностью по основному долгу и (или) начисленному вознаграждению свыше девяносто календарных дней без учета сформированных провизий (резервов) по ним;
СП (месяц) - ссудный портфель (займы банкам и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, займы физическим лицам, включая займы индивидуальным предпринимателям, займы юридическим лицам, включая займы субъектам малого и среднего предпринимательства, и операции «обратное РЕПО») на конец определенного месяца рассматриваемого периода без учета сформированных провизий (резервов) по нему.
При отсутствии в рассматриваемом периоде последовательного роста, увеличение данного показателя за отчетный период на пять и более процентных пунктов также является фактором, влияющим на ухудшение финансового положения банка, и рассчитывается по следующей формуле:
11) превышение отношения займов с просроченной задолженностью по основному долгу и (или) начисленному вознаграждению свыше девяносто календарных дней без учета сформированных провизий (резервов) по ним к общему объему ссудного портфеля банка без учета сформированных провизий (резервов) по нему рассчитывается по следующей формуле:
где:
НЗ – займы (займы банкам и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, займы физическим лицам, включая займы индивидуальным предпринимателям, займы юридическим лицам, включая займы субъектам малого и среднего предпринимательства, и операции «обратное РЕПО») на конец рассматриваемого периода, с просроченной задолженностью по основному долгу и (или) начисленному вознаграждению свыше девяносто календарных дней без учета сформированных провизий (резервов) по ним;
СП – ссудный портфель (займы банкам и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, займы физическим лицам, включая займы индивидуальным предпринимателям, займы юридическим лицам, включая займы субъектам малого и среднего предпринимательства, и операции «обратное РЕПО») на конец рассматриваемого периода без учета сформированных провизий (резервов) по нему.
С 1 января 2014 года указанное соотношение составляет не более 15 %;
12) увеличение доли классифицированной дебиторской задолженности без учета сформированных провизий (резервов) по ней в совокупной дебиторской задолженности без учета сформированных провизий (резервов) по ней в течение шести последовательных месяцев рассчитывается по следующей формуле:
где:
КДЗ (месяц) - классифицированная дебиторская задолженность без учета сформированных провизий (резервов) по ней на конец определенного месяца рассматриваемого периода;
ДЗ (месяц) - совокупная дебиторская задолженность без учета сформированных провизий (резервов) по ней на конец определенного месяца рассматриваемого периода.
При отсутствии в рассматриваемом периоде последовательного роста, увеличение данного показателя за отчетный период на пять и более процентных пунктов также является фактором, влияющим на ухудшение финансового положения банка, и рассчитывается по следующей формуле:
В расчет классифицированной дебиторской задолженности включается дебиторская задолженность, классифицированная как сомнительная 2, 3, 4 и 5 категории и безнадежная в соответствии с постановлением № 296;
13) уменьшение доли активов, приносящих доход, в совокупных активах в течение шести последовательных месяцев рассчитывается по следующей формуле:
где:
Ад (месяц) - активы, приносящие доход на конец определенного месяца рассматриваемого периода;
A (месяц) - совокупные активы на конец определенного месяца рассматриваемого периода.
При отсутствии в рассматриваемом периоде последовательного уменьшения, снижение данного показателя за отчетный период на пять и более процентных пунктов также является фактором, влияющим на ухудшение финансового положения банка, и рассчитывается по следующей формуле:
14) снижение за последние шесть месяцев отношения привлеченных вкладов физических и юридических лиц (в том числе текущих счетов) без учета вкладов других банков и вкладов дочерних организаций специального назначения (далее - SPV) в сумме обязательств банка на двадцать и более процентных пунктов при условии, что на начало рассматриваемого периода отношение вкладов физических и юридических лиц составляло более пятидесяти процентов от обязательств банка, рассчитывается по следующей формуле:
где:
В (месяц) - привлеченные вклады физических и юридических лиц (в том числе текущие счета) без учета вкладов других банков и вкладов SPV на конец определенного месяца рассматриваемого периода;
О (месяц) - совокупные обязательства на конец определенного месяца рассматриваемого периода;
15) уменьшение коэффициента рентабельности активов за последние шесть месяцев на один и более процентных пункта рассчитывается по следующей формуле:
Коэффициент рентабельности активов рассчитывается как отношение нераспределенной чистой прибыли (непокрытого убытка) в годовом выражении к средней величине активов по следующей формуле:
где:
НЧП (НУ) (n) - нераспределенная чистая прибыль (непокрытый убыток), полученная за период с начала соответствующего финансового года до конца рассматриваемого месяца;
Аср (n) - средняя величина активов за определенный рассматриваемый период;
КК - коэффициент корректировки, который рассчитывается по формуле:
где М – количество истекших месяцев с начала соответствующего финансового года.
Средняя величина активов рассчитывается как отношение суммы размера активов за истекшие месяцы соответствующего года к количеству истекших месяцев соответствующего года по следующей формуле:
где:
Acp (n) - средняя величина активов за определенный рассматриваемый период;
А (0, 1....n) - размер активов на конец определенного месяца;
n - количество истекших месяцев с начала соответствующего финансового года;
16) уменьшение чистой процентной маржи за последние шесть месяцев на один и более процентных пункта рассчитывается по следующей формуле:
ЧМП%(6)-ЧМП%(1)<-1 процентного пункта
Чистая процентная маржа рассчитывается как отношение чистого процентного дохода банка (доходы, связанные с получением вознаграждения, за минусом расходов, связанных с выплатой вознаграждения) в годовом выражении к средней величине активов по следующей формуле:
где:
ЧПМ% (n) - чистая процентная маржа;
ЧД (n) - чистый доход, рассчитываемый по формуле:
ЧД(n)=ДС%(n)-Рс%(n)
где:
Дс% (n) - доходы, связанные с получением вознаграждения, за период с начала соответствующего финансового года до конца рассматриваемого месяца;
Рс% (n) - расходы, связанные с выплатой вознаграждения, за период с начала соответствующего финансового года до конца рассматриваемого месяца;
Аср (n) - средняя величина активов за определенный рассматриваемый период;
КК - коэффициент корректировки, который рассчитывается по формуле:
где М – количество истекших месяцев с начала соответствующего финансового года.
Доходы, связанные с получением вознаграждения, включают в себя:
доходы, связанные с получением вознаграждения по корреспондентским счетам;
доходы, связанные с получением вознаграждения по вкладам, размещенным в Национальном Банке Республики Казахстан;
доходы, связанные с получением вознаграждения по ценным бумагам, учитываемым по справедливой стоимости через прибыль или убыток;
доходы, связанные с получением вознаграждения по вкладам, размещенным в других банках (за исключением доходов, связанных с получением вознаграждения по аффинированным драгоценным металлам, размещенным на металлических счетах, доходов в виде положительной корректировки стоимости срочного вклада, размещенного в других банках, доходов в виде положительной корректировки стоимости условного вклада, размещенного в других банках, доходов в виде отрицательной корректировки стоимости срочного вклада, привлеченного от других банков, доходов в виде отрицательной корректировки стоимости условного вклада, привлеченного от других банков);
доходы, связанные с получением вознаграждения по займам, предоставленным другим банкам (за исключением комиссионного вознаграждения по займам, предоставленным другим банкам, доходов в виде положительной корректировки стоимости займа, предоставленного другим банкам, доходов в виде отрицательной корректировки стоимости займа, полученного от других банков);
доходы, связанные с получением вознаграждения по займам и финансовому лизингу, предоставленным организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций или полученным от организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций (за исключением доходов в виде положительной корректировки стоимости займа, предоставленного организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, доходов в виде отрицательной корректировки стоимости займа, полученного от организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, доходов по расчетам с зарубежными филиалами);
доходы, связанные с получением вознаграждения по требованиям банка к клиентам (за исключением доходов в виде положительной корректировки стоимости займа, предоставленного клиентам, доходов в виде отрицательной корректировки стоимости займа, полученного от Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов Республики Казахстан и международных финансовых организаций, доходов в виде отрицательной корректировки стоимости срочного вклада, привлеченного от клиентов, доходов в виде отрицательной корректировки стоимости условного вклада, привлеченного от клиентов, доходов, связанных с получением вознаграждения по финансовым активам, переданным в доверительное (трастовое) управление);
доходы, связанные с получением вознаграждения по ценным бумагам, имеющимся в наличии для продажи (за исключением доходов по амортизации премии по выпущенным в обращение ценным бумагам, доходов по амортизации премии по выпущенным в обращение субординированным облигациям);
доходы, связанные с получением вознаграждения по операциям «обратное РЕПО» с ценными бумагами;
доходы, связанные с получением вознаграждения по инвестициям в капитал и субординированный долг;
доходы, связанные с получением вознаграждения по ценным бумагам, удерживаемым до погашения;
доходы, связанные с получением вознаграждения по прочим долговым инструментам в категории «займы и дебиторская задолженность».
17) снижение спрэда за последние шесть месяцев на один и более процентных пункта рассчитывается по следующей формуле:
Спрэд(6)-Спрэд(1)<-1 процентного пункта
Спрэд банка рассчитывается как разница между отношением доходов, связанных с получением вознаграждения, в годовом выражении к средним активам, приносящим доход, и отношением расходов, связанных с выплатой вознаграждения, в годовом выражении к средним обязательствам, влекущим расходы, по следующей формуле:
где:
Дс% (n) - доходы, связанные с получением вознаграждения, за период с начала соответствующего финансового года до конца рассматриваемого месяца;
Рс% (n) - расходы, связанные с выплатой вознаграждения, за период с начала соответствующего финансового года до конца рассматриваемого месяца;
КК - коэффициент корректировки, который рассчитывается по формуле:
где М – количество истекших месяцев с начала соответствующего финансового года.
АДср (n) - средняя величина активов, приносящих доход, за определенный рассматриваемый период, рассчитываемая по формуле:
где:
АД (0,2,....n) - активы, приносящие доход, на конец определенного месяца;
n - количество истекших месяцев с начала соответствующего финансового года;
ОРср (n) - средняя величина обязательств, влекущих расход, за определенный рассматриваемый период, рассчитываемая по формуле:
где:
ОР (0, 1....n) - обязательства, влекущие расход, на конец определенного месяца;
n - количество истекших месяцев с начала соответствующего финансового года.
Активы, приносящие доход (АД), включают в себя:
корреспондентские счета;
требования к Национальному Банку Республики Казахстан;
ценные бумаги, учитываемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток;
вклады, размещенные в других банках;
займы, предоставленные другим банкам;
займы и финансовый лизинг, предоставленные организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций;
требования к клиентам;
ценные бумаги, имеющиеся в наличии для продажи;
операции «обратное РЕПО» с ценными бумагами;
инвестиции в капитал и субординированный долг;
ценные бумаги, удерживаемые до погашения;
прочие долговые инструменты в категории «займы и дебиторская задолженность».
Активы, приносящие доход учитываются за минусом провизий (резервов) по международным стандартам финансовой отчетности (IFRS), а также с учетом дисконтов (премий) и положительных (отрицательных) корректировок.
Обязательства, влекущие расходы (ОР), включают в себя:
корреспондентские счета;
вклады до востребования других банков;
займы, полученные от Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов Республики Казахстан и национального управляющего холдинга;
займы, полученные от международных финансовых организаций;
займы, полученные от других банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;
займы овернайт;
срочные вклады;
обязательства перед клиентами;
операции «РЕПО» с ценными бумагами;
выпущенные в обращение ценные бумаги;
субординированные долги.
Расходы, связанные с выплатой вознаграждения по обязательствам, влекущим расходы, включают в себя:
расходы, связанные с выплатой вознаграждения по корреспондентским счетам;
расходы, связанные с выплатой вознаграждения по займам, полученным от Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов Республики Казахстан и национального управляющего холдинга (за исключением расходов в виде положительной корректировки стоимости займа, полученного от Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов Республики Казахстан);
расходы, связанные с выплатой вознаграждения по займам, полученным от международных финансовых организаций (за исключением расходов в виде положительной корректировки стоимости займа, полученного от международных финансовых организаций);
расходы, связанные с выплатой вознаграждения по займам, полученным от других банков (за исключением расходов в виде положительной корректировки стоимости займа, полученного от других банков, расходов в виде отрицательной корректировки стоимости займа, предоставленного другим банкам);
расходы, связанные с выплатой вознаграждения по займам, полученным от организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций (за исключением расходов в виде положительной корректировки стоимости займа, полученного от организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, расходов в виде отрицательной корректировки стоимости займа, предоставленного организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций);
другие расходы, связанные с выплатой вознаграждения по операциям с другими банками;
расходы, связанные с выплатой вознаграждения по займам овернайт;
расходы, связанные с выплатой вознаграждения по вкладам других банков (за исключением расходов в виде отрицательной корректировки стоимости срочного вклада, размещенного в других банках, расходов в виде отрицательной корректировки стоимости условного вклада, размещенного в других банках, расходов в виде положительной корректировки стоимости срочного вклада, привлеченного от других банков, расходов в виде положительной корректировки стоимости условного вклада, привлеченного от других банков);
расходы, связанные с выплатой вознаграждения по требованиям клиентов (за исключением расходов, связанных с выплатой вознаграждения по финансовым активам, принятым в доверительное управление, расходов, связанных с выплатой вознаграждения по просроченной задолженности по прочим операциям с клиентами, расходов, связанных с выплатой вознаграждения по полученному финансовому лизингу, расходов, связанных с выплатой вознаграждения по указаниям, неисполненным в срок, комиссионного вознаграждения по принятым вкладам, расходов в виде отрицательной корректировки стоимости займа, предоставленного клиентам, расходов по амортизации премии по учтенным векселям, расходов по амортизации премии по займам, предоставленным клиентам);
расходы, связанные с выплатой вознаграждения по операциям «РЕПО» с ценными бумагами;
расходы, связанные с выплатой вознаграждения по ценным бумагам (за исключением расходов по амортизации премии по приобретенным ценным бумагам, учитываемым по справедливой стоимости через прибыль или убыток, расходов по амортизации премии по приобретенным ценным бумагам, имеющимся в наличии для продажи, расходов по амортизации премии по приобретенным ценным бумагам, удерживаемым до погашения, расходов по амортизации премии по прочим долговым инструментам в категории «займы и дебиторская задолженность»);
расходы, связанные с выплатой вознаграждения по субординированному долгу;
18) увеличение отношения операционных расходов к сумме доходов, связанных с получением вознаграждения, и доходов, не связанных с получением вознаграждения, за последние шесть месяцев на пять и более процентных пунктов рассчитывается по следующей формуле:
где:
ОПР (месяц) - операционные расходы за период с начала соответствующего финансового года до конца рассматриваемого месяца;
Дс% (месяц) - доходы, связанные с получением вознаграждения, за период с начала соответствующего финансового года до конца рассматриваемого месяца;
Днс% (месяц) - доходы, не связанные с получением вознаграждения, за период с начала соответствующего финансового года до конца рассматриваемого месяца.
Операционные расходы (ОПР) включают в себя:
расходы по оплате труда и обязательным отчислениям;
общехозяйственные расходы (за исключением расходов по отчислению обязательных календарных, дополнительных и чрезвычайных взносов в акционерное общество «Казахстанский фонд гарантирования депозитов»);
налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет, кроме подоходного налога;
амортизационные отчисления;
расходы от безвозмездной передачи основных средств и нематериальных активов и реализации товарно-материальных запасов, прочих инвестиций;
неустойка (штраф, пеня);
расходы по аренде.
19) снижение два и более раза в течение шести последовательных месяцев коэффициентов ликвидности до или ниже уровня, превышающего на 0,1 минимальные значения коэффициентов ликвидности, установленные постановлением № 358;
20) снижение коэффициентов ликвидности при нахождении их первоначальных значений ниже уровня, превышающего на 0,1 минимальные значения коэффициентов ликвидности, установленные постановлением № 358.
Рассматриваемым периодом является период, заканчивающийся на отчетную дату. При расчете показателей изменения представляются с тремя знаками после запятой.
Требования подпунктов 7) и 8) настоящего пункта не распространяется на акционерное общество «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана.
При расчете показателей, установленных подпунктами 4), 5) и 6) настоящего пункта, в расчет совокупных, а также классифицированных займов не включается портфель однородных кредитов.
Требования Правил не распространяются на банки, находящиеся в процессе реструктуризации в соответствии с Законом о банках.
3. Комитет осуществляет анализ финансового положения банка для выявления факторов, влияющих на ухудшение финансового положения банка, ежемесячно на базе данных регуляторной отчетности.
4. В случае выявления факторов, предусмотренных пунктом 1 Правил, в результате анализа финансового положения банка и (или) по итогам его проверки, Комитет направляет в банк и (или) его акционерам требование в письменной форме по представлению плана мероприятий, предусматривающего меры раннего реагирования по повышению финансовой устойчивости банка, недопущению ухудшения его финансового положения и увеличения рисков, связанных с его деятельностью (далее - план мероприятий).
Банк и (или) его акционеры в срок не более пяти рабочих дней со дня получения требования Комитета разрабатывают и представляют в Комитет план мероприятий, который содержит:
1) детальный анализ фактора, влияющего на ухудшение финансового положения банка;
2) прогноз данного фактора, обоснование данного прогноза и негативные влияния на деятельность банка;
3) меры по улучшению данного фактора, то есть доведения до уровня не представляющего угрозу (дополнительные риски) для деятельности банка;
4) сроки исполнения плана мероприятий (с указанием сроков исполнения по каждому пункту плана мероприятий);
5) ответственных должностных лиц за исполнение плана мероприятий.
Комитет проводит предварительное рассмотрение плана мероприятий в течение десяти рабочих дней с даты его представления банком и (или) его акционерами.
В случае не согласия Комитета с планом мероприятий, предоставленным банком и (или) его акционерами на рассмотрение, Комитет и банк проводят совместные обсуждения с целью доработки плана мероприятий. При этом, банк корректирует план для устранения замечаний Комитета или, в случае несогласия с такими замечаниями, предоставляет свои обоснования.
Комитет одобряет или не одобряет доработанный план мероприятий в течение пяти рабочих дней с даты его повторного представления банком и (или) его акционерами.
В случае одобрения представленного плана мероприятий Комитетом, банк и (или) его акционеры приступают к его реализации и представляют в Комитет отчет о выполнении мероприятий, в сроки, установленные планом мероприятий.
В случае неодобрения плана мероприятий, Комитет применяет к банку и (или) его акционерам одну или несколько мер раннего реагирования посредством предъявления требований, предусмотренных частью четвертой пункта 3 статьи 45 Закона о банках.
В случае самостоятельного выявления факторов, предусмотренных пунктом 1 Правил, банк в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанных факторов представляет в Комитет информацию, отражающую состояние ухудшения его финансового положения с приложением плана мероприятий, предусмотренного настоящим пунктом Правил.
5. В случае выявления фактора, указанного в подпункте 3) пункта 2 Правил, и при неодобрении плана мероприятий Комитет применяет к банку и (или) его акционерам меру раннего реагирования посредством предъявления требования по прекращению начисления и (или) выплате дивидендов в соответствии с представленной ниже таблицей:
Уровень превышения коэффициента достаточности собственного капитала: |
Минимальное ограничение на использование нераспределенного чистого дохода (в процентах) |
от 0 до 0,00625 |
100 |
от 0,00626 до 0,0125 |
80 |
от 0,0126 до 0,01875 |
60 |
от 0,01876 до 0,025(включительно) |
40 |
свыше 0,025 |
0 |
Одобрение плана мероприятий осуществляется в случаях достижения уровня превышения коэффициента достаточности собственного капитала посредством снижения активов, взвешенных по степени риска, а также увеличения в течение шести последовательных месяцев:
уставного капитала банка;
нераспределенного чистого дохода;
резервов, сформированных за счет нераспределенного чистого дохода.
6. Банк, определенный системообразующим, ежегодно в срок до 1 марта отчетного года представляет в Комитет прогноз изменения показателей, указанных в подпунктах 1), 8), 13), 15), 16) и 17) пункта 1 Правил. Прогноз изменения показателей составляется до окончания финансового года.
Прогноз изменения показателей пересматривается не более одного раза в год с представлением обоснования.
Комитет осуществляет проверку соответствия прогнозных значений показателей текущим значениям.
В случае выявления в прогнозе изменения показателей факторов, влияющих на ухудшение финансового положения банка, Комитет осуществляет мероприятия, предусмотренные пунктом 4 Правил.
Прогноз изменения показателей, указанных в подпунктах 1), 8) и 13) пункта 1 Правил, дополняется оценкой эффекта влияния стрессового сценария.
Сценарий и рекомендации по параметрам стрессового сценария предоставляются банку, определенному системообразующим, уполномоченным органом за месяц до срока предоставления прогнозных показателей в Комитет.