Сноска. Утратил силу приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 09.12.2016 г. № 853 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с пунктом 3 статьи 138-5 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Обслуживание воздушного движения».
2. Департаменту кадровой и административной работы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Хасенов Е.Е.) обеспечить:
1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, официальное опубликование в средствах массовой информации, в том числе размещение его на интернет-ресурсе Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, направление копии на официальное опубликование в информационно-правовую систему «Әділет» республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан»;
4) представление в Юридический департамент Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан сведений о государственной регистрации и о направлении на опубликование в средствах массовой информации в течение 5 рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр А. Жумагалиев
«СОГЛАСОВАН»:
И.о. Министра труда и социальной
защиты населения
Республики Казахстан
___________ К. Абсаттаров
4 ноября 2013 года
Утвержден
приказом Министра транспорта и
коммуникаций Республики Казахстан
от 20 ноября 2013 года № 911
Профессиональный стандарт
«Обслуживание воздушного движения»
1. Общие положения
1. Профессиональный стандарт «Обслуживание воздушного движения» (далее – ПС) определяет в области профессиональной деятельности «Услуги в области воздушного транспорта» требования к уровню квалификации, компетенции, содержанию, качеству и условиям труда и предназначен для:
1) регулирования взаимодействия трудовой сферы и сферы профессионального образования;
2) регламентации требований для разработки программ подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
3) регламентации требований для оценки компетенций работников при аттестации и сертификации персонала.
2. Основными пользователями ПС являются:
1) выпускники организаций образования, работники;
2) руководители организаций, руководители и специалисты подразделений управления персоналом организаций;
3) специалисты, разрабатывающие государственные образовательные программы;
4) специалисты в области оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов.
3. На основе ПС разрабатываются квалификационные характеристики, должностные инструкции, типовые учебные программы, типовые учебные планы, корпоративные стандарты организаций.
4. В настоящем ПС применяются следующие термины и определения:
1) квалификация – готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности;
2) квалификационный уровень – совокупность требований к компетенциям работников, дифференцируемых по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности;
3) предмет труда – предмет, на который направлены действия работника с целью создания продукта при помощи определенных средств труда;
4) средства труда – средства, используемые работником для преобразования предмета труда из исходного состояния в продукт;
5) вид трудовой деятельности – составная часть области профессиональной деятельности, сформированная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;
6) трудовая функция – составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения;
7) область профессиональной деятельности – совокупность видов трудовой деятельности отрасли, имеющая общую интеграционную основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в том числе средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и компетенций для их выполнения;
8) единица профессионального стандарта – структурный элемент ПС, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции, которая является целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности;
9) профессия – род трудовой деятельности, который требует владения комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы;
10) компетенция – способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности;
11) должность – структурная единица работодателя, на которую возложен круг должностных полномочий и должностных обязанностей;
12) задача – совокупность действий, связанных с реализацией трудовой функции и достижением результата с использованием конкретных предметов и средств труда;
13) отрасль – совокупность организаций, для которых характерна общность выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов и профессиональных навыков работающих;
14) отраслевая рамка квалификаций (далее - ОРК) – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли;
15) национальная рамка квалификаций (далее - НРК) – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда;
16) функциональная карта – структурированное описание трудовых функций и задач, выполняемых работником определенного вида деятельности в рамках той или иной области профессиональной деятельности.
2. Паспорт ПС
5. Паспорт ПС определяет следующее:
1) вид экономической деятельности (область профессиональной деятельности):
Общий классификатор видов экономической деятельности (далее - ГК РК 03-2007) «52.23 Услуги в области воздушного транспорта»;
2) основная цель вида экономической (области профессиональной) деятельности:
обеспечение деятельности, относящейся к перевозкам воздушным транспортом, обеспечение управления аэропортами и воздушным движением;
3) виды трудовой деятельности (профессии) по квалификационным уровням согласно приложению 1 к настоящему ПС.
3. Карточки видов трудовой деятельности (профессий)
Параграф 1 «Диспетчер по обслуживанию воздушного движения»
6. Карточка вида трудовой деятельности (профессии) содержит:
1) квалификационный уровень: по НРК – 5, по ОРК – 5;
2) базовая группа по Государственному классификатору занятий Республики Казахстан (далее – ГК РК 01 – 2005): 3144 «Диспетчер аэродромного диспетчерского (авиационно-диспетчерского) пункта»;
3) возможные наименования должности (профессии): диспетчер аэродромного диспетчерского (авиационно-диспетчерского) пункта;
4) обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности - обслуживание воздушного движения;
5) возможные места работы, требования к профессиональному образованию и обучению работника, необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию, требования к практическому опыту работы, особые условия допуска к работе приведены в таблице 1 «Возможные места работы по профессии. Требования к условиям труда, образованию и опыту работы «Диспетчера по обслуживанию воздушного движения» приложения 2 к настоящему ПС.
4. Перечень единиц ПС
7. Перечень единиц ПС приведен в таблице 1 приложения 3 к настоящему ПС и содержит шифр и наименование единицы ПС.
5. Описание единиц ПС
8. Описание единиц ПС приведено в приложении 4 к настоящему ПС.
6. Виды сертификатов, выдаваемых на основе ПС
9. Организациями в области оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов выдаются сертификаты на основе настоящего ПС.
10. Виды сертификатов, выдаваемые на основе настоящего ПС, определяются в соответствии с перечнем единиц ПС, освоение которых необходимо для получения сертификата, предусмотренным в приложении 3 настоящего ПС.
7. Разработчики, лист согласования, экспертиза и регистрация ПС
11. Разработчиком ПС является Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
12. Лист согласования ПС приведен в приложении 5 к настоящему ПС.
Приложение 1
к Профессиональному стандарту
«Обслуживание воздушного движения»
Виды трудовой деятельности (профессии)
по квалификационным уровням
№ п/п |
Наименование |
Наименование |
Наименование |
Квалификационный |
Разряд |
1 |
Обслуживание воздушного движения |
Диспетчер по обслуживанию воздушного движения |
3144 Диспетчер аэродромного диспетчерского (авиационно-диспетчерского) пункта |
5 |
- |
Примечание: ЕТКС - Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
Приложение 2
к Профессиональному стандарту
«Обслуживание воздушного движения»
Таблица 1
Возможные места работы по профессии. Требования к условиям
труда, образованию и опыту работы диспетчера по обслуживанию
воздушного движения
Возможные места работы по |
Авиационная отрасль |
||
Вредные и опасные условия труда |
Шумы от работы механических и электрических элементов, запусков и опробования авиационных двигателей на различных режимах, превышающие нормы, установленные нормативными документами. Интенсивное движение обычного и специального авиационного транспорта на территории аэродрома. Работа в условиях повышенного уровня электромагнитного поля от источников СВЧ излучения, установленных в наземном радиолокационном оборудовании и самолетном бортовом оборудовании. Работа в ночное время. Работа в условиях коммерческого давления к выполнению расписания полетов ВС с одновременными требованиями по поддержанию высокого уровня безопасности полетов ВС. |
||
Особые условия допуска к работе |
Возраст – не моложе 21 года. |
||
Квалификационный |
Уровень |
Требуемый опыт работы |
|
5 |
Высшее профессиональное образование |
Практическое управление воздушным движением под контролем аттестованного диспетчера обслуживания воздушного движения - не менее 3 месяцев |
Примечание: ВС – воздушное судно.
Приложение 3
к Профессиональному стандарту
«Обслуживание воздушного движения»
Перечень единиц ПС
Таблица 1
Вид трудовой деятельности (профессии)
«Диспетчер по обслуживанию воздушного движения»
Шифр |
Наименование трудовой функции (единицы профессионального стандарта) |
Ф 1 |
Обслуживание воздушного движения |
Примечание: Ф – функция.
Приложение 4
к Профессиональному стандарту
«Обслуживание воздушного движения»
Описание единиц ПС
Таблица 1
Вид трудовой деятельности (профессии)
«Диспетчер по обслуживанию воздушного движения»
Шифр |
Предметы труда |
Средства труда |
Задачи |
Умения и навыки |
Знания |
Ф 1 |
Документы аэронавигационной информации. |
Навигационные средства связи, навигационная система ВС. |
З 1-1 Обслуживание воздушного движения |
Навыки обслуживания воздушного движения в соответствии с технологией работы. |
Знание основных положений Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации»: общие положения, использование воздушного пространства, состав авиации Республики Казахстан, классификация аэродромов, классификация воздушных судов, воздушное движение. |
Приложение 5
к Профессиональному стандарту
«Обслуживание воздушного движения»
Лист согласования
Название организации |
Дата согласования |
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан |
Настоящий ПС зарегистрирован _______________________________________
Внесен в Реестр профессиональных стандартов рег. № _________________
Письмо (протокол) № ___________ Дата ____________________