Сноска. Утратил силу приказом Министра национальной экономики РК от 06.01.2020 № 2 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с пунктом 3 статьи 138-5 Трудового Кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Профессиональный стандарт "Интервьюер по проведению статистических наблюдений (обследований)" согласно приложению к настоящему приказу.
2. Службе управления персоналом совместно с Юридическим департаментом Агентства Республики Казахстан по статистике в установленном законодательном порядке:
1) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) направить на официальное опубликование в средства массовой информации, настоящий приказ после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
3) обеспечить обязательную публикацию настоящего приказа на Интернет-ресурсе Агентства Республики Казахстан по статистике.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности | |
Председателя | Ж. Джаркинбаев |
"СОГЛАСОВАН" | |
Министр труда и социальной | |
защиты населения | |
Республики Казахстан | |
__________ Т. Дуйсенова | |
30 декабря 2013 года |
Утвержден приказом исполняющего обязанности Председателя Агентства Республики Казахстан по статистике от 28 декабря 2013 года № 336 |
Профессиональный стандарт
"Интервьюер по проведению статистических наблюдений
(обследований)"
1. Общие положения
1. Профессиональный стандарт "Интервьюер по проведению статистических наблюдений (обследований)" (далее – профессиональный стандарт) определяет требования к уровню квалификации, компетенции, содержанию, качеству и условиям труда, и предназначен для:
1) выработки единых требований к содержанию профессиональной деятельности, обновления квалификационных требований, отвечающих современным потребностям рынка труда;
2) решения широкого круга задач в области управления персоналом;
3) разработки образовательных стандартов, учебных планов, модульных учебных программ, а также разработки соответствующих учебно-методических материалов;
4) проведения оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов.
2. Основными пользователями профессиональных стандартов являются:
1) выпускники организаций образования, работники;
2) руководители и работники организаций, руководители и специалисты подразделений управления персоналом организаций;
3) специалисты, разрабатывающие государственные образовательные программы;
4) специалисты в области оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов.
3. На основе профессионального стандарта могут разрабатываться внутренние, корпоративные стандарты организаций на функциональные модели деятельности, должности, повышение квалификации, аттестацию работников, систему стимулирования труда и другие.
4. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие термины и определения:
1) квалификация – готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности;
2) квалификационный уровень – совокупность требований к компетенциям работников, дифференцируемых по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности;
3) предмет труда – предмет, на который направлены действия работника с целью создания продукта при помощи определенных средств труда;
4) средства труда - средства, используемые работником для преобразования предмета труда из исходного состояния в продукт;
5) вид трудовой деятельности – составная часть области профессиональной деятельности, сформированная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;
6) трудовая функция – составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения;
7) область профессиональной деятельности (далее – ПД) – совокупность видов трудовой деятельности отрасли, имеющая общую интеграционную основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в том числе средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и компетенций для их выполнения;
8) единица профессионального стандарта – структурный элемент профессионального стандарта, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции, которая является целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности;
9) профессия – род трудовой деятельности, который требует владения комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы;
10) компетенция – способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности;
11) должность – структурная единица работодателя, на которую возложен круг должностных полномочий и должностных обязанностей;
12) задача - совокупность действий, связанных с реализацией трудовой функции и достижением результата с использованием конкретных предметов и средств труда;
13) отрасль – совокупность предприятий и организаций, для которых характерна общность выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов и профессиональных навыков работающих;
14) отраслевая рамка квалификаций (далее – ОРК) - структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли;
15) функциональная карта – структурированное описание трудовых функций и задач, выполняемых работником определенного вида деятельности в рамках той или иной области профессиональной деятельности;
16) статистическая деятельность – процесс, включающий планирование данной деятельности, разработку статистической методологии, проведение статистического наблюдения, обработку, защиту и хранение первичных статистических и административных данных, формирование и распространение статистической информации;
17) статистическое наблюдение – научно-организованный сбор первичных статистических данных по объекту статистического наблюдения;
18) анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом;
19) интервьюирование – способы проведения опросов в виде целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого, которые делятся на два класса: свободное (глубокое, фокусированное) и стандартизированное (формализованное);
20) свободное интервьюирование – длительная непринужденная беседа, в которой вопросы интервьюера обусловлены конечной целью исследования;
21) стандартизированное интервьюирование – способ проведения опроса по четко разработанной схеме, одинаковой для всех респондентов, по заранее утвержденной форме (вопроснику);
22) полустандартизированное интервьюирование – способ проведения опроса с использованием двух видов вопросов.
2. Паспорт профессионального стандарта
5. Паспорт профессионального стандарта определяет следующее:
1) вид экономической деятельности (область профессиональной деятельности):
государственное управление и оборона;
обязательное социальное обеспечение;
2) основная цель вида экономической (области профессиональной) деятельности:
провести статистическое наблюдение с использованием методов интервьюирования;
3) Профессиональный стандарт устанавливает в области профессиональной деятельности "Проведение опроса респондентов по статистическим наблюдениям (обследованиям)" требования к содержанию, качеству, условиям труда, квалификации и компетенции работников;
4) Виды трудовой деятельности, профессии, квалификационные уровни указаны в приложении 1 к настоящему профессиональному стандарту;
5) Требования стандарта относятся к следующей профессии в данной области: интервьюер по проведению статистических наблюдений (обследований).
3. Карточка видов трудовой деятельности (профессии)
"Интервьюер по проведению статистических наблюдений
(обследований)"
6. Карточка вида трудовой деятельности (профессии) содержит:
1) квалификационный уровень: по ОРК – 4-5;
2) возможные наименования должностей: статистик, интервьюер.
7. Профессия "Интервьюер по проведению статистических наблюдений (обследований)" обязывает субъекта знать и уметь выполнять задачи, связанные с реализацией основной функции: проведение анкетирования и интервьюирования. Связь с действующими нормативными документами указана в приложения 2 к настоящему профессиональному стандарту.
8. Требования к условиям труда, образованию и опыту работы Интервьюер статистических наблюдений приведены в "Требования к условиям труда, образованию и опыту работы" приложения 3 к настоящему профессиональному стандарту.
4. Перечень единиц профессионального стандарта
9. Перечень единиц профессионального стандарта указан в приложении 4 к настоящему профессиональному стандарту.
5. Описание профессионального стандарта
10. Описание единиц профессионального стандарта приведено в приложении 5 к настоящему профессиональному стандарту.
6. Виды сертификатов, выдаваемых на основе настоящего
профессионального стандарта
11. Организациями в области оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов выдаются сертификаты на основе настоящего профессионального стандарта.
12. Виды сертификатов, выдаваемые на основе настоящего профессионального стандарта, определяются в соответствии с перечнем единиц профессионального стандарта, освоение которых необходимо для получения сертификата, предусмотренным в приложении 6 настоящего профессионального стандарта.
7. Разработчики, лист согласования, экспертиза и регистрация
профессионального стандарта
13. Разработчиком профессионального стандарта является Агентство Республики Казахстан по статистике.
14. Лист согласования профессионального стандарта приведен в приложении 6 к настоящему профессиональному стандарту.
Приложение 1 к профессиональному стандарту "Интервьюер по проведению статистических наблюдений (обследований)" |
Виды трудовой деятельности, профессии, квалификационные уровни
Наименование вида трудовой деятельности | Наименование профессии с учетом тенденций рынка труда | Наименование профессии согласно ГК РК 01-2005 | Квалификационный уровень ОРК | Разряд по ЕТКС |
Проведение статистических наблюдений методами интервьюирования | Интервьюер по проведению статистических наблюдений | 2122 Стажер-исследователь (в области статистики) 2122 Статистик 3434 Статистик (средней квалификации) | 4-5 | - |
Примечание:
ГК РК 01-2005 – Государственному классификатору занятий Республики Казахстан;
ЕТКС – Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
Приложение 2 к профессиональному стандарту "Интервьюер по проведению статистических наблюдений (обследований)" |
Связь с действующими нормативными документами
ГК РК 01-2005 | ||||
Базовая группа | 2122 Стажер-исследователь (в области статистики) 2122 Статистик 3434 Статистик (1 средней квалификации) 4122 Служащие, занятые обработкой статистической и финансовой информации | |||
ГК РК 05-2008 | ||||
Наименование специальности | 0517000 Статистика | 0501000 Социальная работа | 0515000 Менеджмент | |
Квалификации | 0517013 Статистик | 0501013 Специалист по социальной работе | 0515013 Менеджер | |
ГК РК 08-2009 | ||||
Специальность высшего образования (бакалавриат) | 5В051200 Статистика 5В050600 Экономика 5В050900 Финансы 5В050100 Социология 5В050700 Менеджмент | |||
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан № 201-ө-м от 21 мая 2012 г. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25 июня 2012 года № 7755) "Юридическая газета" от 11.09.12 г. № 135 (2317) | ||||
Должность | Статистик Интервьюер по проведению статистических наблюдений (обследований) |
Примечание:
ГК РК 05-2008 – Классификатор профессий и специальностей технического и профессионального, послесреднего образования;
ГК РК 08-2009 – Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования.
Приложение 3 к профессиональному стандарту "Интервьюер по проведению статистических наблюдений (обследований)" |
Требования к условиям труда, образованию и опыту работы
Возможные места работы по профессии (предприятия, организации) | Республиканские, региональные, отраслевые государственные органы управления, предприятия, научные, общественные организации | ||
Вредные и опасные условия труда | Травмоопасные факторы: посещение респондентов, проживающих в частном секторе. Неблагоприятные климатические факторы: работа в разные сезоны года, при различных погодных условиях и в вечернее время | ||
Особые условия допуска к работе | Документ, удостоверяющий полномочия интервьюера. Медицинская справка | ||
Квалификационный уровень ОРК | Уровень профессионального образования и обучения | Требуемый опыт работы | |
4 | Повышенный уровень квалификации технического и профессионального образования, практический опыт работы или квалификация специалиста среднего звена без практического опыта работы. | – | |
5 | Установленный уровень высшего профессионального образования, практический опыт работы или повышенный уровень квалификации технического и профессионального образования | 3 года на 4 уровне ОРК |
Приложение 4 к профессиональному стандарту "Интервьюер по проведению статистических наблюдений (обследований)" |
Перечень единиц профессионального стандарта
Шифр трудовой функции | Наименование трудовой функции (единицы профессионального стандарта) |
Ф 1 | Подготовка к проведению статистического наблюдения |
Ф 2 | Проведение анкетирования и интервьюирования |
Ф 3 | Обработка, корректировка и уточнение материалов статистического наблюдения и передача заказчику |
Примечание: Ф – функция.
Приложение 5 к профессиональному стандарту "Интервьюер по проведению статистических наблюдений (обследований)" |
Описание единиц профессионального стандарта
(функциональная карта)
Шифр трудовой функции | Предметы труда | Средства труда | Задачи (трудовые действия) | Умения и навыки | Знания | |
Личные и профессиональные качества | Умения и навыки | |||||
Ф 1 | Нормативные представления, методы опроса, программы обследования | НПА, инструктивные документы, учебно-практические задачи | З 1.1: Изучение НПА, инструктивных документов, регламентирующих проведение статистических наблюдений, в том числе по КСИО, с помощью ПВУ и по КСТО, методик опроса, программы обследования и освоение базовых навыков интервьюирования самостоятельно или на обучающих семинарах для достижения цели и выполнения задач обследования | - | - | - |
Информация о респондентах | Справочники, карты, вопросники | З 1.2: Предварительный обход и уточнение списков респондентов, подлежащих обследованию | - | - | - | |
Информированность, осведомленность респондентов и населения | Агитационно-разъяснительные материалы | З 1.3: Информирование о статистическом обследовании и проведение агитационно-разъяснительной работы среди респондентов | Самостоятельность в информировании, агитационно-разъяснительной работе. Ответственность за правильное понимание респондентами целей и задач обследования. Оценка правильности понимания сведений респондентами | Излагать основные сведения о статистическом обследовании. Конструктивно отвечать на вопросы респондентов. Демонстрировать навыки делового общения. Вести себя нейтрально, тактично вести беседу | Содержание НПА Республики Казахстан, регламентирующее статистическую деятельность. Положения программы обследования, цели и задачи статистического обследования. Порядок и график проведения статистического обследования. Требования организованной коммуникации | |
Информация и ответы респондентов | Опросные листы, анкеты, оргтехника, компьютерная техника | З 1.4: Проведение пилотного интервьюирования, в том числе по КСИО, с помощью ПВУ и по КСТО | - | - | - | |
Программа обследования, инструкции для респондентов | Результаты пилотного интервьюирования | З 1.5: Формирование предложений по уточнению программы обследования по результатам пилотного интервьюирования в целях редактирование вопросов, изменения в инструкциях для респондентов | Самостоятельность в формулировании предложений по уточнению программы обследования. Ответственность за точность и корректность составления вопросов. Умение обобщить и выполнить анализ результатов пробного интервьюирования, фиксации несоответствий | Правильно использовать понятия и категории статистической деятельности. Применять адекватные методы, виды анкетирования, интервьюирования, формы опросов. Определять рациональные варианты, совмещать соответствующие формы проведения исследования. Формулировать и редактировать вопросы, положения инструкций | Содержание НПА Республики Казахстан, регламентирующее статистическую деятельность. Методы и требования инструкций по организации обследований и проведению анкетного опроса. Правила составления вопросов (анкет, вопросников) и текста инструкций для респондентов | |
Ф 2 | Анкеты, информация респондентов | Программа анкетирования, информация о респондентах | З 2.1: Распространение и сбор анкет | Самостоятельность и ответственность за распространение анкет, консультирование, сбор анкет. Самоорганизация, самоконтроль и самодисциплина. Умение объяснить значимость вдумчивого заполнения анкет | Организовывать распространение и сбор анкет. Тактично объяснять важность заполнения анкет | Требования к проведению анкетирования. Культура диалога, консультирования. Психология личности, общественных отношений. Порядок и сроки представления статистических форм, анкет |
Ответы и информация о респондентах | Статистические формы, орг- и компьютерная техника | З 2.2: Опрос респондентов по установленным статистическим формам, срокам и фиксация полученных сведений в статистических формах, в том числе по КСИО, с помощью ПВУ и по КСТО | Самостоятельность в задавании вопросов по заданному перечню. Ответственность за полноту фиксации ответов. Ответственность за актуализацию сведений о респондентах и сохранение конфиденциальности сведений. Учет многообразия особенностей респондентов, ведение диалога с одновременным ведением записей | Устанавливать контакт и убеждать респондента в необходимости обследования. Проводить статистические наблюдения. Формулировать перечень вопросов и по принципу необходимости и достаточности. Демонстрировать навыки делового общения, устанавливать доброжелательный контакт с респондентами. Вести себя нейтрально, тактично вести беседу с интервьюируемым, не демонстрировать свое отношение к задаваемым вопросам или к ответам на них. Адекватно рефлектировать, определяться в изменчивой ситуации диалога, задавать дополнительные и уточняющие вопросы. Тактично завершать интервьюирование | Методы, принципы, интервьюирования. Содержание НПА Республики Казахстан, регламентирующее статистическую деятельность. Методы и требования инструкций по организации обследований и проведению анкетного опроса. Техника создания доверительной атмосферы при интервьюировании. Виды интервью: стандартизированное, полустандартизированное, фокусированное, свободное, разведывательное (глубинное). Особенности направленного и специализированного интервьюирования | |
Вопросы, информированность, осведомленность респондентов | Инструкции, информационные листки | З 2.3: Консультирование респондентов при заполнении статистических форм | Самостоятельность в формулировании ответов на вопросы респондентов. Ответственность за точность и полноту ответов, сохранение конфиденциальности сведений и информации. Умение подобрать и сформулировать версии ответов с учетом особенностей респондентов | Понимать вопросы респондентов. Строить и формулировать исчерпывающие версии ответов. Определять затруднения респондентов при заполнении статистических форм | Основы организованной коммуникации. Инструкцию и требования к заполнению статистических форм. Назначение вопросов и способов регистрации ответов. Способы исправления и корректировки зафиксированных сведений | |
Ответы и информация о респондентах | Логические и арифметические (расчетные) критерии | З 2.4: Проведение логического и арифметического контроля информации, полученной от респондентов | Самостоятельность в оценке сведений, зафиксированных респондентами. Ответственность за соответствие заполненных форм качественным и количественным критериям. Умение соотнести содержание сведений респондентов с качественными и количественными критериями | Использовать качественные и количественные критерии для логического и арифметического контроля информации. Определять содержание и объем информации, требующие уточнения | Качественные и количественные критерии оценки информации респондентов. Способы, процедуры логического и арифметического контроля информации. Способы распознавания ценностных и концептуальных оснований точек зрения интервьюируемых | |
Ф 3 | Недостаточность обследования, уточняемые материалы, ответы и информация о респондентах | Статистические формы, орг- и компьютерная техника | З 3.1: Повторное посещение респондентов для корректировки выявленных недостатков и уточнения материалов обследования по дополнительным вопросам | Самостоятельность в согласовании с респондентами обнаруженных недостатков в материалах опроса, задавании уточняющих вопросов. Ответственность за полноту корректировки и уточнения материалов обследования, сохранение конфиденциальности сведений. Организация повторного опроса и формулирование уточняющих вопросов | Проводить статистические наблюдения. Вести себя деликатно, нейтрально, тактично вести беседу с респондентами, не демонстрировать свое отношение к задаваемым вопросам или к ответам на них. Адекватно рефлектировать, определяться в изменчивой ситуации диалога, задавать дополнительные и уточняющие вопросы. Тактично завершать интервьюирование | Методы, принципы, интервьюирования. Содержание НПА Республики Казахстан, регламентирующее статистическую деятельность. Методы и требования инструкций по организации обследований и проведению анкетного опроса. Техника создания доверительной атмосферы при интервьюировании |
Информация, полученная от респондентов | Методы и способы подготовки информации | З 3.2: Подготовка информации, полученной от респондентов, к обработке и использованию на последующих этапах формирования статистических показателей | - | - | - | |
Коды статистических форм, первичные статистические данные | Компьютерное программное обеспечение статистического обследования | З 3.3: Внесение кодов в статистические формы и ввод первичных статистических данных в компьютерное программное обеспечение статистического обследования | - | - | - | |
Статистические формы, отчет о проведенной работе | Правила составления отчета и передачи статистических форм заказчику | З 3.4: Предоставление заполненных статистических форм по обследованию и отчета о проведенной работе, в том числе в электронном виде по КСИО, с помощью ПВУ и по КСТО, заказчику | Самостоятельность в систематизации заполненных форм и составлении отчета о проделанной работе. Ответственность за предоставления полного пакета заполненных статистических форм и качество отчета о выполненной работе. Заполненных форм и составление отчета | Формировать пакеты заполненных статистических форм. Составлять описи и отчеты. Использовать компьютерные программы и оргтехнику | Порядок и сроки представления статистических форм (анкет). Порядок инвентаризации заполненных статистических форм. Правила составления описей, отчетов о проделанной работе |
Примечание:
З – задача;
НПА – нормативные-правовые акты;
КСИО – компьютеризированная система индивидуального опроса;
ПВУ – переносное вычислительное устройство;
КСТО – компьютеризированная система телефонного опроса.
Приложение 6 к профессиональному стандарту "Интервьюер по проведению статистических наблюдений (обследований)" |
Лист согласования
Название организации | Дата согласования |
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан |
Настоящий профессиональный стандарт зарегистрирован в _______________
Внесен в Реестр профессиональных стандартов рег. № __________________
Письмо (протокол) № ___________ Дата ________________________________