Сноска. Утратил силу приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 15.12.2015 № 971 (вводится в действие с 01.01.2016).
В целях реализации Плана поэтапной разработки национальной системы квалификаций, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июня 2013 года № 616, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ исполняющего обязанности Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 24 сентября 2012 года № 374-ө-м «Об утверждении структуры и Правил разработки, пересмотра, апробации и применения профессиональных стандартов» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8031, опубликованный в газете «Юридическая газета» от 15 ноября 2012 года № 173 (2181), № 173 (2355) следующие изменения:
Структуру профессионального стандарта, утвержденную указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу;
Правила разработки, пересмотра, апробации и применения профессиональных стандартов, утвержденные указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему приказу.
2. Департаменту труда и социального партнерства (Оспанов А. А.) в установленном законодательством порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Абсаттарова К.Б.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр Т. Дуйсенова
Приложение 1
к приказу Министра труда и
социальной защиты населения
Республики Казахстан
от 31 декабря 2013 года № 689-ө-м
Приложение 1
к приказу и.о. Министра труда и
социальной защиты населения
Республики Казахстан
от 24 сентября 2012 года № 374-ө-м
Структура
профессионального стандарта
1. Общие положения
2. Паспорт профессионального стандарта:
1) вид экономической деятельности ___________________________
2) область профессиональной деятельности ____________________
3) основная цель области профессиональной деятельности ______
4) вид трудовой деятельности, наименование профессии работника (рабочего, служащего), уровень квалификации:
№ п/п |
Наименование вида |
Наименование |
Наименование |
Уровень квалификации |
3. Карточка профессии работника:
1) Наименование профессии работника (рабочего, служащего): __________
2) Связь с действующими нормативными документами:
Общереспубликанский классификатор профессий работников и/или Государственный классификатор Республики Казахстан «Классификатор занятий» (ГК РК 01-2005) |
|||||
Базовая группа (код занятий) |
|||||
Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования |
|||||
Специальность высшего образования (бакалавриат) |
|||||
Специальность послевузовского образования (магистратура) |
|||||
Классификатор профессий и специальностей технического и профессионального, послесреднего образования (ГК РК 05-2008) |
|||||
Наименование специальности |
|||||
Квалификация |
|||||
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) |
|||||
Выпуск, раздел ЕТКС |
|||||
Наименование профессии по ЕТКС |
|||||
Уровень квалификации |
Разряды по ЕТКС |
||||
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (КС) |
|||||
Уровень квалификации |
Категории |
||||
Типовые квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций (ТКХ) |
|||||
Уровень квалификации |
Категории |
3) Требования к условиям труда, образованию и опыту работы:
Возможные места работы по профессии (организации, предприятия) |
||
Вредные и опасные условия труда |
||
Особые условия допуска к работе |
||
Уровень квалификации согласно национальной рамке квалификаций (отраслевой рамке квалификаций) |
Уровень профессионального образования и обучения |
Требуемый опыт работы |
4) Функциональная карта:
Трудовые функции (личностные и профессиональные компетенции) |
Знания |
Уровень квалификации согласно Национальной рамке квалификаций (Отраслевой рамке квалификаций) |
4. Карта профессионального (карьерного) роста:
Профессия работника |
Уровни квалификации согласно национальной рамке квалификаций (отраслевой рамке квалификаций) |
8-й |
|
7-й |
|
6-й |
|
5-й |
|
4-й |
|
3-й |
|
2-й |
|
1-й |
5. Лист согласования:
Название организации |
Дата согласования |
6. Лист регистрации профессионального стандарта:
Настоящий профессиональный стандарт зарегистрирован и внесен в реестр профессиональных стандартов регистрационный №
Письмо (протокол) № ___________ Дата
Примечание:
1. Раздел 1. «Общие положения» описывает область применения профессионального стандарта, а также термины и определения, используемые сокращения.
2. Раздел 2. «Паспорт профессионального стандарта» определяет:
1) вид экономической деятельности;
2) область профессиональной деятельности;
3) основную цель области профессиональной деятельности;
4) виды трудовой деятельности, профессии (рабочего, служащего), уровни квалификации в соответствии с Национальной и/или отраслевой рамками квалификаций.
3. Раздел 3. «Карточка профессии» заполняется на каждую профессию работника (рабочего, служащего) и содержит:
подпункт 1) «Карточка профессии» включает: наименование профессии (рабочего, служащего);
подпункт 2) «Связь с действующими нормативными документами» описывает взаимосвязь с общереспубликанским классификатором профессий работников и/или с Государственным классификатором Республики Казахстан «Классификатор занятий» (код занятий);
классификатором профессий и специальностей технического и профессионального, послесреднего образования (наименование специальности, квалификации);
классификатором специальностей высшего и послевузовского образования (наименование специальности бакалавриат, магистратура);
единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (выпуск, раздел, наименование, разряд рабочего);
квалификационным справочником руководителей специалистов и других служащих (уровень квалификации, категория);
типовыми квалификационными характеристиками руководителей специалистов и других служащих (уровень квалификации, категория) в соответствии со статьей 125 Трудового кодекса Республики Казахстан 15 мая 2007 года № 251;
подпункт 3) «Требования к условиям труда, образованию и к опыту работы» включает:
возможные места работы по профессии;
вредные и опасные условия труда;
особые условия допуска к работе;
уровень квалификации согласно национальной рамке квалификаций (отраслевой рамке квалификаций);
уровень профессионального образования и обучения;
требуемый опыт работы;
подпункт 4) «Функциональная карта профессии» осуществляет последовательное описание трудовых функций (необходимых личностных и профессиональных компетенций), знаний и требований к квалификации работника (уровень образования и стаж работы).
4. Профессиональный стандарт может быть дополнен другими разделами и/или приложениями, когда такое дополнение уместно для раскрытия особенностей требований к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда в конкретной области профессиональной деятельности.
Приложение 2
к приказу Министра труда и
социальной защиты населения
Республики Казахстан
от 31 декабря 2013 года № 689-ө-м
Приложение 2
к приказу исполняющего обязанности
Министра труда и социальной защиты населения
Республики Казахстан
от 24 сентября 2012 года № 374-ө-м
Правила разработки, пересмотра, апробации и применения
профессиональных стандартов 1. Общие положения
1. Правила разработки, пересмотра, апробации и применения профессиональных стандартов (далее - Правила) разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан и устанавливают порядок разработки, пересмотра, апробации и применения профессиональных стандартов (далее - профстандарт) уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности (далее - уполномоченный государственный орган) совместно с Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан, отраслевыми объединениями работодателей и отраслевыми объединениями работников.
2. В настоящих Правилах применяются следующие термины и определения:
отраслевая рамка квалификаций - структурированное описание квалификационных уровней признаваемых в отрасли;
профессиональный стандарт - стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда;
профессия - основной род занятий трудовой деятельности человека, требующий определенных знаний, умений и практических навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки и подтверждаемых соответствующими документами об образовании;
профессия рабочего – структурная единица работодателя, непосредственно занятая в процессе создания материальных ценностей, производства продукции (услуг, работ), а также занятая ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг;
должность служащего - структурная единица работодателя, осуществляющая административно-хозяйственные, управленческие, инженерно-технические, экономические функции, а так же занятая подготовкой и оформлением документации, учетом и контролем, хозяйственным обслуживанием и другими аналогичными работами;
область профессиональной деятельности - совокупность видов трудовой деятельности отрасли, имеющая общую интеграционную основу и предполагающая схожий набор трудовых функций и компетенций для их выполнения;
вид трудовой деятельности - часть области профессиональной деятельности, сформированная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;
уровень квалификации - уровень требований к квалификации (компетенциям) работника, отражающий сложность, самостоятельность и ответственность выполняемых работ;
квалификация - степень профессиональной подготовленности работника к выполнению конкретного вида работы;
компетенция - способность работника применять в профессиональной деятельности знания, умения и навыки;
координационный совет - совет по развитию Национальной системы квалификаций является консультативно-совещательным органом при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, образован с целью выработки предложений по развитию и созданию эффективной Национальной системы квалификаций.
отраслевой совет - совет по формированию квалификационной системы государственного органа соответствующей сферы деятельности является консультативно-совещательным органом, координирующим работу по разработке отраслевой рамки квалификаций и профессиональных стандартов при государственном органе.
апробация - проверка на практике, в реальных условиях соответствия проектируемого состава (видов) работ, уровня образования и специальной подготовки фактически выполняемому составу работ и уровню квалификации;
пользователь - государственные органы, организации (предприятия), физические лица;
реестр профессиональных стандартов - единая информационная база данных о профессиональных стандартах, которая ведется уполномоченным государственным органом по труду;
трудовая функция - составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения.
2. Порядок разработки и апробации профессионального стандарта
3. Разработка профстандарта осуществляется уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности совместно с Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан, отраслевыми объединениями работодателей и отраслевыми объединениями работников на основе отраслевых рамок квалификаций.
Организации (предприятия) (далее - разработчик) разрабатывают профстандарты самостоятельно за счет собственных средств в инициативном порядке при наличии соответствующих структур в организации и/или привлекают квалифицированных специалистов, либо размещают заказ на разработку в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 июля 2007 года «О государственных закупках».
Разработка профстандарта осуществляется в соответствии со структурой профстандарта, утверждаемой уполномоченным государственным органом по труду (далее - уполномоченный орган по труду).
Перечень проектов профстандартов, включая наименование, вид (подвид) трудовой деятельности, подлежащий описанию, разрабатываемых за счет государственного бюджета на соответствующий год уполномоченный государственный орган согласовывает с уполномоченным органом по труду.
4. Профстандарт разрабатывается в соответствии с Общим классификатором видов экономической деятельности Республики Казахстан (далее – ОКВЭД) на вид (подвид) трудовой деятельности в области профессиональной деятельности, включающей профессии (наименование профессии: профессии рабочего, должности служащего по документу об образовании).
При отсутствии в ОКВЭД вида экономической деятельности разработчик самостоятельно определяет вид (подвид) трудовой деятельности, подлежащую описанию (в отдельных случаях вид трудовой деятельности и область профессиональной деятельности могут совпадать).
5. Проект профстандарта, разработчиком направляется в организации (предприятия) соответствующих сфер деятельности (аналогичных видов работ) для апробации. Организации (предприятия) в течение 30 календарных дней со дня поступления проекта профстандарта проводят его проверку на соответствие виду профессиональной деятельности, составу работ, уровню образования, специальной подготовке и направляет разработчику соответствующее заключение (далее - заключение).
Апробированный проект профстандарта вместе с заключением рассматривается в течение тридцати календарных дней после поступления соответствующих материалов в отраслевом совете государственного органа.
6. При положительном решении отраслевого совета проект профстандарта с приложением обосновывающих материалов (пояснительная записка, сведения об организации - разработчике, заключение организаций (предприятий), в которых проходила апробация проекта профстандарта, протокол отраслевого совета) в течение пяти рабочих дней после принятия направляется на рассмотрение и согласование в уполномоченный орган по труду.
7. Проект профстандарта, представляемый на согласование в уполномоченный орган по труду оформляется на государственном и русском языках, каждый лист нумеруется и парафируется руководителем, либо курирующим заместителем руководителя организации.
8. Уполномоченный орган по труду в течение пяти рабочих дней со дня поступления проекта профстандарта с приложением обосновывающих материалов направляет их для экспертного обследования качества проекта профстандарта в координационный совет.
Положение о координационном совете и его состав утверждается руководителем уполномоченного органа по труду.
9. По итогам рассмотрения проекта профстандарта координационный совет в течении тридцати календарных дней со дня его поступления, направляет протокольное решение в уполномоченный орган по труду.
10. Уполномоченный орган по труду:
при наличии замечаний и/или предложений направляет соответствующему уполномоченному государственному органу мотивированное заключение о необходимости доработки проекта профстандарта;
при отсутствии замечаний и/или предложений направляет его в уполномоченный государственный орган на утверждение.
11. Уполномоченный государственный орган после получения проекта профстандарта на утверждение представляет в течение 10 календарных дней в уполномоченный орган по труду на согласование приказ об утверждении профстандарта и профстандарт на государственном и русском языках.
После проведения процедуры государственной регистрации профстандарта в органах юстиции уполномоченный государственный орган в течение пяти рабочих дней представляет в уполномоченный орган по труду копию приказа об утверждении профстандарта, один экземпляр профстандарта на государственном и русском языках на бумажном и электронном носителях.
3. Порядок пересмотра профессиональных стандартов
уполномоченными государственными органами
12. Пересмотр профстандарта обеспечивается уполномоченным государственным органом, их утвердившим, не реже одного раза в три года.
13. Основанием для обязательного пересмотра и замены профстандарта являются изменения организации производства и труда, специфики и структуры производства, внедрение новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, повлекших изменение содержания трудовых функций, компетенций, квалификации работников.
Пересмотр и замена профстандарта при ошибочно установленных требований к условиям труда проводится по мере их выявления.
14. К выполнению работы по пересмотру и замене профстандарта государственным органом соответствующей сферы деятельности могут привлекаться руководители структурных подразделений, представители отделов экономического и кадрового обеспечения, а также другие специалисты.
15. По окончании работ по пересмотру и замене профстандарта уполномоченным государственным органом представляется заявка в уполномоченный орган по труду на их согласование согласно главе 2 настоящих Правил.
4. Применение профессиональных стандартов
16. Уполномоченный орган по труду вносит утвержденный профстандарт в Реестр профессиональных стандартов и присваивает ему регистрационный номер.
17. В целях информации пользователей уполномоченный орган по труду размещает утвержденный и зарегистрированный в органах юстиции профстандарт, а также Реестр профессиональных стандартов на ведомственном интернет-ресурсе.
18. Профстандарт предназначен для:
выработки единых требований к содержанию профессиональной деятельности работника, для обновления требований к его квалификации, отвечающих современным потребностям рынка труда;
решения широкого круга задач в области управления персоналом (разработки систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций, отбора, подбора и аттестации персонала, планирования карьеры);
формирования образовательных программ всех уровней профессионального образования, обучения персонала в организациях (на предприятиях), а также разработки учебно - методических материалов к этим программам;
проведения оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации работников.
19. Профстандарты применяются:
выпускниками организаций образования, работниками;
руководителями организаций, руководителями и специалистами подразделений управления персоналом организаций;
специалистами, разрабатывающими государственные образовательные программы;
специалистами в области оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов.