Сноска. Утратил силу приказом Генерального Прокурора РК от 29.01.2016 № 21.
В целях повышения эффективности надзора за законностью судебных актов и представительства интересов государства в судах по гражданским делам, руководствуясь подпунктом 4) статьи 11 Закона Республики Казахстан «О Прокуратуре», ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 13 декабря 2012 года № 151 «Об утверждении Инструкции об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов по гражданским делам и представительства интересов государства в судах» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 24 января 2013 года под № 8288) следующие изменения и дополнения:
в Инструкции об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов по гражданским делам и представительства интересов государства в судах, утвержденной названным приказом:
пункт 4 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«В целях эффективного осуществления надзорных функций и оперативного реагирования на нарушения законности прокуроры в своей деятельности используют Систему информационного обмена правоохранительных и специальных органов, Единую унифицированную статистическую систему и иные информационные ресурсы и системы Комитета по правовой статистики и специальных учетов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан и других государственных органов.»;
пункт 7 изложить в следующей редакции:
«7. Представляя интересы государства в судах по гражданским делам, прокурор осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, ГПК, Законом и иными законодательными актами.
Территориальные прокуроры в пределах компетенции обеспечивают по месту своей дислокации участие и последующий надзор при рассмотрении гражданских дел в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций, за исключением категорий споров, отнесенных настоящей Инструкцией к ведению специализированных прокуроров, дислоцированных в месте расположения этих судов.
Специализированные военные прокуроры в пределах компетенции обеспечивают по месту своей дислокации участие и последующий надзор при рассмотрении военными судами гражданских дел, перечисленных в пункте 8 настоящей Инструкции.
Специализированные транспортные прокуроры в пределах компетенции обеспечивают по месту своей дислокации участие и последующий надзор при рассмотрении судами первой, апелляционной и кассационной инстанций гражданских дел, предусмотренных пунктом 8 настоящей Инструкции, по которым предметом спора являются объекты транспортной инфраструктуры либо в качестве одной из сторон выступают организации железнодорожного, автомобильного (в части международных автомобильных перевозок пассажиров, багажа и грузов), морского, внутреннего водного, воздушного, городского рельсового и магистрального трубопроводного транспорта, космической системы, а также государственные органы, реализующие полномочия по отношению к названным объектам и субъектам, и органы транспортной прокуратуры.
Специализированные природоохранные прокуроры в пределах компетенции обеспечивают по месту своей дислокации участие и последующий надзор при рассмотрении судами гражданских дел, по которым они выступают в качестве истца, ответчика либо третьего лица.
Территориальные прокуроры обеспечивают своевременное и надлежащее извещение (телефонограммой либо иными средствами связи, обеспечивающими фиксирование извещения) специализированных прокуроров в случае принятия судом к производству дела, отнесенного настоящим приказом к ведению специализированных прокуроров, дислоцированных по месту расположения этих судов. Специализированные прокуроры осуществляют мониторинг всех назначенных к рассмотрению дел с использованием официального сайта местного суда или иными способами.
В случае отсутствия специализированной прокуратуры в месте расположения суда, в котором назначено к рассмотрению отнесенное к ее ведению дело, либо неизвещения об этом специализированного прокурора, участие в судах и последующая проверка законности судебных актов возлагаются на соответствующего территориального прокурора.
Участие в специализированных межрайонных экономических судах обеспечивают прокуроры соответствующих подразделений прокуратур.
По делам, подведомственным транспортным прокурорам, рассматриваемым специализированным межрайонным экономическим судом г. Астаны, обеспечение участия и последующий надзор возлагаются на Главную транспортную прокуратуру.
Обеспечение участия в специализированных ювенальных судах возлагается на прокуроров, дислоцированных по месту расположения данных судов.
В городах Алматы и Астана порядок осуществления надзора за законностью судебных актов специализированных ювенальных судов определяется прокурорами этих городов.
По рассмотренным судами делам территориальные и специализированные прокуроры ежеквартально проводят сверку.»;
в пункт 8 после абзаца восемнадцатого дополнить абзацем следующего содержания:
«По другим спорам прокурор вступает в процесс только при наличии указания вышестоящего прокурора либо соответствующего определения суда.»;
в пункте 9:
абзац семнадцатый изложить в следующей редакции:
«При выявлении в ходе надзорной деятельности нарушений законности со стороны должностных лиц государственных органов, физических и юридических лиц, прокурор ходатайствует перед судом о вынесении частного определения, письменно или в форме электронного документа доводит об этом до сведения вышестоящего прокурора с целью принятия мер к проведению дополнительных проверок и решения вопроса о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности, устранения причин и условий, способствовавших нарушению закона.»;
после абзаца семнадцатого дополнить абзацем следующего содержания:
«В силу части 3 статьи 66 ГПК непредставление суду первой инстанции имеющихся у стороны доказательств исключает возможность представления этих доказательств суду апелляционной, кассационной, надзорной инстанций. Поэтому по спорам, затрагивающим интересы государства, прокуроры обязаны принимать меры, направленные на обеспечение своевременного представление государственными юридическими лицами доказательств, необходимых для правильного разрешения дел.»;
в пункте 11 после абзаца четвертого дополнить абзацем следующего содержания:
«По делу, возбужденному по инициативе прокурора, а также по спору, где в качестве ответчика выступает орган или учреждение прокуратуры, апелляционный, кассационный протест не приносятся. В случае несогласия с состоявшимися судебными актами прокурор вправе подать апелляционную, кассационную жалобы.»;
в пункте 12:
после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:
«Вступившие в законную силу судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства (Глава 13-1 ГПК), надзорному обжалованию, опротестованию не подлежат. Поэтому прокуратуры городов, районов и приравненные к ним обязаны в апелляционные сроки проверять законность состоявшихся по ним решений и определений судов первой инстанции, преграждающих дальнейшее движение, вынесенных не в пользу государственного органа (учреждения, предприятия).»;
абзац пятый изложить в следующей редакции:
«Сведения о вступивших в законную силу судебных актах по указанным в настоящем пункте делам, результатах проверки их законности и принятых мерах включаются в ежеквартальные информации, направляемые в Департамент в соответствии с пунктом 19 настоящей Инструкции.»;
абзац четвертый пункта 14 изложить в следующей редакции:
«Кассационный протест на вступившее в законную силу решение суда по гражданскому делу, не рассматривавшемуся в апелляционном порядке, может быть принесен прокурором, обеспечивавшим участие в суде первой инстанции.»;
в пункте 15:
абзацы первый и второй изложить в следующей редакции:
«При рассмотрении дел в апелляционном порядке прокуроры областей, городов Алматы, Астаны и приравненные к ним прокуроры обеспечивают участие соответствующих прокуроров по делам, предусмотренным частью 2 статьи 55 ГПК (часть 2 статьи 350 ГПК) и пунктом 8 настоящей Инструкции, в том числе разрешенным в порядке упрощенного производства.
Участие по делам, рассматриваемым кассационными судебными коллегиями областных и приравненных к ним судов в соответствии с частью 2 статьи 383-15 ГПК, обеспечивается прокурорами областей, городов Алматы, Астаны, приравненных к ним прокурорами, их заместителями, а при невозможности их участия - подчиненными прокурорами (начальником управления, его заместителем, старшим помощником, помощником прокурора).»;
абзац третий исключить;
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
«Заместители прокуроров областей, городов Алматы, Астаны и приравненных к ним прокуроров, прокуроры городов и районов и их заместители, курирующие надзор за законностью судебных актов по гражданским делам, не менее 4 раз в год, принимают участие в рассмотрении судами первой инстанции наиболее сложных дел обязательной категории, а также дел, затрагивающих интересы значительного числа граждан, повлекших широкий общественный резонанс.»;
пункт 16 изложить в следующей редакции:
«16. Ключевыми показателями надзора за законностью судебных актов по гражданским делам являются:
качество надзора;
качество протестов;
эффективность реагирования на нарушения законности.
Качество надзора оценивается вышестоящей прокуратурой на основе мониторинга судебных актов по делам обязательной категории и иным делам, рассмотренным с участием прокурора, отмененных в апелляционном, кассационном и надзорном порядке по жалобам сторон или протестам вышестоящего прокурора (без представления нижестоящего прокурора).
Учитываются отмены судебных актов ввиду явных (очевидных) нарушений законности, по которым надзирающий прокурор в нарушение требований и стандартов надзорной работы не принял меры прокурорского реагирования вследствие преднамеренных действий (бездействия) либо небрежности или незнания норм права. Наличие либо отсутствие этих обстоятельств определяется путем изучения судебных актов первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанции.
В этих целях ведется учет эффективности апелляционного опротестования, которая исчисляется из соотношения отмененных по апелляционным протестам прокурора решений судов первой инстанции по делам обязательной категории и иным делам, рассмотренным с участием прокурора, к общему количеству отмененных в апелляционном порядке решений суда первой инстанции по делам обязательной категории и иным делам, рассмотренным с участием прокурора, без учета решений, отмененных по апелляционным жалобам прокуроров.
В случае отмены по кассационному протесту апелляционного постановления (решения), которым ранее отменено решение суда первой инстанции без апелляционного протеста, сведения статистического отчета о количестве решений суда первой инстанции, отмененных по апелляционным жалобам сторон, корректируются в сторону уменьшения.
При исчислении эффективности апелляционного опротестования не учитываются решения, отмененные на основании новых доказательств, представленных суду апелляционной инстанции в порядке части 2 статьи 345 ГПК, если об этом прямо указано в апелляционном постановлении, решении, а также в связи с отказом от иска, заключением сторонами мирового или медиативного соглашения.
Указанный порядок не распространяется на случаи отмены решений судов в связи нарушением или неправильным применением норм процессуального права, перечисленным в части 1 статьи 366 ГПК, даже при наличии новых доказательств.
Отражение в статистическом отчете сведений о судебных актах, отмененных на основании новых доказательств, производится только после получения письменного или в форме электронного документа согласования Департамента. Соответствующее ходатайство направляется в Департамент с приложением копий судебных актов, состоявшихся по делу, в течение 10 дней после принятия судом процессуального решения.
Отмены судебных актов по делам обязательной категории и иным делам, рассмотренным с участием прокурора, в кассационном и надзорном порядке учитываются без исчисления показателя эффективности опротестования.
Качество протестов оценивается вышестоящей прокуратурой на основе мониторинга отозванных, возвращенных и отклоненных апелляционных и кассационных протестов.
Учитываются необоснованные протесты. К ним относятся протесты, подготовленные с явными (очевидными) нарушениями требований и стандартов надзорной работы, которые допущены прокурором преднамеренно либо вследствие небрежности или незнания норм права, в том числе ведомственных актов. Наличие либо отсутствие этих обстоятельств определяется путем изучения протеста и состоявшихся по делу судебных актов.
В этих целях ведется учет удовлетворяемости апелляционных (кассационных) протестов, которая исчисляется по формуле:
100 % - (отклоненные/рассмотренные) х 100 % = удовлетворяемость.
При этом в случае удовлетворения кассационного протеста (надзорного протеста, принесенного по представлению прокурора области или приравненного к нему) по делу, по которому ранее отклонен апелляционный (кассационный) протест, сведения статистического отчета о количестве отклоненных апелляционных (кассационных) протестов корректируются в сторону уменьшения.
Прокурорам областей, городов Алматы, Астаны и приравненным к ним прокурорам в случае отзыва необоснованного протеста письменно или в форме электронного документа сообщать нижестоящему прокурору о мотивах такого решения и принимать меры к предупреждению подобных ошибок.
Протест считается отозванным в случае вынесения судом апелляционной (кассационной) инстанции соответствующего постановления об удовлетворении просьбы лица, принесшего протест, либо вышестоящего прокурора, а также наличия в апелляционном (кассационном) постановлении (решении) выводов о принятии судом отзыва протеста при рассмотрении дела по апелляционной (кассационной) жалобе стороны.
Во всех остальных случаях возврата протестов, в том числе по инициативе прокуроров, такие протесты подлежат учету как возвращенные.
Эффективность реагирования на нарушения законности по гражданским делам оценивается вышестоящей прокуратурой на основе мониторинга частных определений судов на нарушения законности, вынесенных по ходатайствам прокуроров по делам, рассмотренным с их участием, а также проверок и актов прокурорского надзора, инициированных в связи с обстоятельствами, выявленными в судебном заседании.
В этих целях ведется учет соотношения частных определений судов на нарушения законности, вынесенных по ходатайствам прокуроров по делам, рассмотренным с их участием, к общему количеству частных определений судов на нарушения законности, вынесенных по делам, рассмотренным с участием прокурора.
Вынесение частного постановления по ходатайству прокурора подтверждается прямым указанием на это в судебном акте или протоколе судебного заседания, либо письменным заключением прокурора, приобщенным к материалам дела.
При оценке учитывается результативность мер, принятых по частным определениям, вынесенным по ходатайствам прокуроров, а также прокурорским проверкам и актам прокурорского надзора (устранение нарушений законности, привлечение лиц к установленной законом ответственности и другие).
Оценка деятельности нижестоящих прокуратур может осуществляться и с учетом результатов работы по другим показателям.»;
пункт 17 изложить в следующей редакции:
«17. В силу подпункта 14) пункта 1 статьи 534 Налогового кодекса с кассационных жалоб на решения и постановления судов взимается государственная пошлина. Поэтому в прокуратурах областей, городов Алматы, Астаны и приравненных к ним по поступившим ходатайствам физических и юридических лиц о принесении кассационных протестов с истребованием гражданских дел проверяется законность вступивших в законную силу судебных актов по спорам:
перечисленным в пункте 8 настоящей инструкции в случае вынесения решения не в пользу государства;
о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, повреждением здоровья, связанным с работой, либо преступлением (по жалобам истцов);
сторонами в которых являются участники Великой Отечественной войны, лица, приравненные к ним, инвалиды I и II групп, пенсионеры.
В иных случаях заявителю разъясняется его право на самостоятельное обращение с кассационной жалобой в суд кассационной инстанции.
Гражданское дело запрашивается из соответствующего суда для проверки в кассационном порядке прокурорами, обладающими правом на принесение кассационного протеста в соответствии с частью 3 статьи 383-1 ГПК.
Запрос об истребовании гражданского дела направляется в течение 5 рабочих дней с момента поступления ходатайства ответственному исполнителю. При этом срок рассмотрения ходатайства о принесении кассационного протеста на вступивший в законную силу судебный акт исчисляется в порядке, предусмотренном частью 2-1 статьи 387, частью 2 статьи 124 и статьей 125 ГПК.
В случаях оставления обращения без удовлетворения составляется мотивированное заключение, утверждаемое прокурором области (приравненным к нему прокурором) либо лицом, его замещающим. Ответы заявителям подписываются лично прокурором области (приравненным к нему прокурором) либо лицом, его замещающим.»;
в пункте 24:
абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:
«без приложения к нему доверенности или документа, удостоверяющего полномочия представителя, а также документов, свидетельствующих об уплате государственной пошлины в соответствии с налоговым законодательством при обращении в Верховный Суд, подлежит возвращению лицу, подавшему ходатайство.»;
абзац четырнадцатый исключить.
2. С настоящим приказом ознакомить всех сотрудников и работников органов, ведомств и учреждений прокуратуры Республики Казахстан.
3. Департаменту по представительству интересов государства в судах Генеральной прокуратуры Республики Казахстан обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и официальное опубликование.
4. Департаменту финансов, информатизации и защиты информационных ресурсов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан обеспечить размещение приказа на официальном сайте Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего Заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан.
6. Настоящий приказ вводится в действие со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
Генеральный Прокурор
Республики Казахстан А. Даулбаев