В соответствии с подпунктом 41-59) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые требования к организациям по обеспечению горюче-смазочными материалами гражданских воздушных судов.
2. Комитету гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Сейдахметов Б.К.) обеспечить:
1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет";
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности Министра | |
по инвестициям и развитию | |
Республики Казахстан | Ж. Касымбек |
"СОГЛАСОВАН"
Министр внутренних дел
Республики Казахстан
Касымов К. Н. ___________
10 июня 2015 года
"СОГЛАСОВАН"
Министр национальной экономики
Республики Казахстан
Досаев Е. А. ________________
8 июля 2015 года
"СОГЛАСОВАН"
Министр энергетики
Республики Казахстан
Школьник В. С. _______________
23 июня 2015 года
Утверждены приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 188 |
Требования к организациям по обеспечению горюче-смазочными материалами гражданских воздушных судов
1. Общие положения
1. Настоящие требования к организациям по обеспечению горюче-смазочными материалами гражданских воздушных судов (далее – Требования) разработаны в соответствии с подпунктами 41-59) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" (далее - Закон) и определяют требования к организациям по обеспечению горюче-смазочными материалами гражданских воздушных судов.
2. Организация по обеспечению горюче-смазочных материалов (далее - ООГСМ) осуществляет свою деятельность как самостоятельное юридическое лицо или в составе организации гражданской авиации.
3. ООГСМ осуществляет следующие работы:
1) прием горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей (далее - ГСМ) на склад аэропорта;
2) хранение ГСМ;
3) подготовку и выдачу ГСМ на заправку;
4) заправку ГСМ в гражданские воздушные суда.
В случае осуществления ООГСМ части указанных работ, ООГСМ привлекает организации, соответствующие настоящим требованиям.
4. Деятельность ООГСМ включает в себя:
1) организацию проведения контроля качества ГСМ на соответствующих этапах обеспечения горюче-смазочными материалами гражданских воздушных судов, в целях выявления изменений показателей качества ГСМ в процессе их поставки и подготовки к применению, а также в целях оценки пригодности ГСМ к заправке в воздушные суда;
2) обеспечение выполнения норм охраны труда и пожарной безопасности при обеспечении горюче-смазочными материалами гражданских воздушных судов;
3) осуществление взаимодействия со службами аэропорта, эксплуатантами, организациями технического обслуживания и ремонта авиационной техники, а также с другими организациями.
5. Для осуществления лабораторного контроля качества ООГСМ создает в своей структуре лабораторию ГСМ или привлекает лаборатории, соответствующие настоящим требованиям.
6. Если договоры на поставку ГСМ заключены эксплуатантом (авиакомпанией) самостоятельно, специалисты ООГСМ удостоверяют, что поставляемые ГСМ соответствуют требованиям стандартов и технических условий, допущены к применению правилами хранения, подготовки к выдаче на заправку и проведения контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей в организациях гражданской авиации Республики Казахстан, утверждаемые уполномоченным органом в сфере гражданской авиации в соответствии с подпунктом 41-45) пункта 1 статьи 14 Закона и внесены в соответствующие разделы руководств по летной эксплуатации и техническому обслуживанию соответствующих типов воздушных судов.
7. Для обеспечения горюче-смазочными материалами гражданских воздушных судов на территории аэропорта или прилегающей к нему территории располагается топливозаправочный комплекс, включающий:
1) объекты для слива авиа ГСМ из транспортных средств, приема тарных продуктов;
2) резервуарный парк для хранения наливных авиа ГСМ;
3) складские помещения;
4) насосные станции для производства сливо-наливных операций;
5) пункты фильтрации и водоотделения авиа ГСМ;
6) пункты налива в средства заправки;
7) трубопроводные коммуникации;
8) автоматизированные или упрощенные централизованные заправочные системы;
9) заправочные средства;
10) лаборатории авиаГСМ;
11) объекты пожаротушения;
12) нефтеловушки и другие вспомогательные технологические объекты и пункты.
2. Требования к организационной структуре организации по обеспечению горюче-смазочными материалами гражданских воздушных судов
8. Структура ООГСМ обеспечивает решение следующих основных задач:
1) обеспечение ГСМ гражданских воздушных судов;
2) поддержание деятельности ООГСМ на уровне требований, установленных настоящими требованиями;
3) техническое обслуживание сооружений, технологического оборудования и технических средств;
4) укомплектование оборудованием, запасными частями, расходными материалами.
9. Организационная структура ООГСМ состоит из следующих уровней управления:
1) руководства;
2) руководства производственными подразделениями;
3) руководства производственными участками, сменами, бригадами, группами.
У ООГСМ с малыми объемами работ некоторые уровни управления могут быть объединены.
10. Руководящий персонал ООГСМ обеспечивает:
1) организацию обеспечения горюче-смазочными материалами гражданских воздушных судов;
2) организацию и проведение контроля качества ГСМ.
11. ООГСМ разрабатывает и утверждает положения для всех структурных подразделений ООГСМ. В указанных положениях отражаются функции каждого подразделения и его руководителя, которые в совокупности охватывают полный комплекс функций, реализуемых ООГСМ в целом.
12. На весь руководящий и инженерно-технический персонал разрабатываются и утверждаются первым руководителем ООГСМ должностные инструкции.
3. Требования к информационной и документационной базе организации по обеспечению горюче-смазочными материалами
13. ООГСМ обеспечивает наличие в своем распоряжении комплект документации, включающий:
1) Закон;
2) акты, регулирующие деятельность ООГСМ;
3) стандарты и технические условия по видам ГСМ, используемые в своей деятельности;
4) документы общего и распорядительного характера, должностные и технологические инструкции (карты), регламент технического обслуживания;
5) технологию работы;
6) руководство по обеспечению качества горюче-смазочных материалов.
14. ООГСМ обеспечивает содержание и ведение документации на все виды оборудования, для обеспечения ГСМ гражданских воздушных судов.
15. ООГСМ осуществляет учет:
1) проводимых работ по обеспечению ГСМ гражданских воздушных судов;
2) количества и качества поступающих, хранящихся и выдаваемых на заправку ГСМ;
3) наработки и технического состояния конкретных экземпляров технологического оборудования, установки на оборудование и снятия с него комплектующих и других изделий, произведенных ремонтов, периодического технического обслуживания и разовых осмотров.
Учет осуществляется в журналах, формы которых устанавливаются правилами хранения, подготовки к выдаче на заправку и проведения контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей в организациях гражданской авиации Республики Казахстан, утверждаемые уполномоченным органом в сфере гражданской авиации в соответствии с подпунктом 41-45) пункта 1 статьи 14 Закона.
16. ООГСМ разрабатывает и утверждает руководителем ООГСМ технологию работы, регулирующую процесс обеспечения ГСМ гражданских воздушных судов (далее - технология работы).
17. Технология работы включает в себя следующие разделы:
1) общие положения;
2) организация выполнения технологических процессов.
18. Раздел организация выполнения технологических процессов включает:
1) порядок приема ГСМ;
2) порядок хранения ГСМ;
3) порядок перекачки ГСМ:
4) порядок подготовки ГСМ и выдачи их на заправку;
5) порядок заправки ГСМ в гражданское воздушное судно;
6) порядок организации контроля качества;
7) требования к персоналу.
19. Организация контроля качества включает следующие работы:
1) отбор проб ГСМ;
2) лабораторный контроль качества;
3) аэродромный контроль качества;
4) организация технического обслуживания оборудования;
5) организация работы в аварийной и вне штатной ситуации.
20. Технология работы разрабатывается с учетом следующих особенностей:
1) объема работ выполняемых ООГСМ;
2) количества и ассортимента ГСМ, используемых эксплуатантами;
3) количества и типов воздушных судов, для заправки которых ООГСМ осуществляет свою деятельность;
4) количества, состава и состояния технологического оборудования и технических средств используемых ООГСМ.
21. В соответствии с задачами, предусмотренными в каждом разделе технологии работы, ООГСМ разрабатывает и утверждает технологические инструкции (карты), детализирующие процесс обеспечения ГСМ гражданских воздушных судов (далее - технологические инструкции (карты).
В технологических инструкциях (картах) определяются объем и последовательность выполняемых работ, квалификация и численность персонала, методики безопасной работы, перечень технологического оборудования, технических средств и приборов, а также, при необходимости, промежуточные нормативы, определяющие степень сохранности и уровень подготовленности ГСМ к применению.
22. ООГСМ разрабатывает и утверждает регламент технического обслуживания технологического оборудования и технических средств, используемых ООГСМ (далее - регламент).
Регламент разрабатывается на основании паспортов и инструкций изготовителей по эксплуатации конкретного типа оборудования.
23. ООГСМ внедряет систему качества, которая отражается в руководстве по обеспечению качества горюче-смазочных материалов.
Руководство по обеспечению качества горюче-смазочных материалов утверждается первым руководителем ООГСМ.
4. Требования к технической оснащенности организации по обеспечению горюче-смазочными материалами
24. В зависимости от выполняемых работ ООГСМ имеет исправные технологическое оборудование, средства и объекты, обеспечивающие прием, хранение, перекачку, очистку, контроль качества, подготовку и выдачу на заправку, заправку и слив ГСМ из систем воздушных судов, а также комплекс зданий, сооружений, помещений и инженерных систем.
Указанные объекты находятся в постоянном пользовании ООГСМ на период осуществления деятельности.
25. Количество и объемы резервуаров ООГСМ обеспечивают заправку гражданских воздушных судов и повседневные нужды ООГСМ на срок не менее десяти календарных дней.
26. Новым и модернизированным технологическим оборудованиям, средствам и объектам, вводимых ООГСМ в эксплуатацию необходимо иметь сертификат соответствия.
27. ООГСМ осуществляет периодические формы обслуживания технологического оборудования, средств и объектов, а также их обслуживание перед каждым приемом ГСМ, наполнением средств заправки, в начале каждой смены по параметрам, установленным технологией работы ООГСМ.
28. Результаты технического обслуживания технологического оборудования, средств и объектов фиксируются в соответствующих журналах, актах, графиках зачистки емкостей.
5. Требования к горюче-смазочным материалам, используемых при обеспечении гражданских воздушных судов
29. ООГСМ при обеспечении гражданских воздушных судов использует ГСМ, отвечающие следующим требованиям:
1) допущенные к применению и внесенные в документы по летной эксплуатации гражданского воздушного судна каждого типа;
2) имеющие паспорта (сертификаты) качества изготовителя (поставщика);
30. Использование ГСМ, не допущенных к применению и не внесенных в документы по летной эксплуатации гражданского воздушного судна каждого типа, осуществляется по согласованию с производителями и конструкторами воздушных судов.
6. Требования к приему, хранению, подготовке и выдаче на заправку горюче-смазочных материалов, заправке горюче-смазочных материалов
31. До поступления ГСМ ООГСМ осуществляется комплекс мероприятий по оценке состояния и исправности технологического оборудования, средств и объектов, обеспечивающих прием, оценку качества и чистоты остатков ГСМ в трубопроводах и резервуарах, предназначенных для приема, а также мероприятия по исключению возможности смешения поступающих ГСМ с некондиционными ГСМ, находящимися в резервуарах склада.
32. Для исключения смешения ГСМ, поступивших по трубопроводу, в железнодорожных или автомобильных цистернах ООГСМ обеспечивает выделение под слив каждого вида ГСМ отдельных стояков, трубопроводных коммуникаций, насосов, резервуаров.
Для ГСМ, поступающих в заводской упаковке, выделяются раздельные места хранения для различных видов (марок) ГСМ.
33. При приеме ГСМ на склад ООГСМ проводит операции, направленные на исключение возможности попадания в процесс подготовки и выдачи на заправку вида (марки) ГСМ, не оговоренного договором (контрактом) с эксплуатантом.
Указанные операции включают идентификацию партии ГСМ по ассортименту, количеству и качеству путем проведения оценки сопроводительной документации (паспорта качества и сертификата соответствия), отбора проб и проведения анализов.
34. Подтверждение качества поступившей партии ГСМ и возможности ее вовлечения в процесс подготовки к выдаче на заправку производится после приема партии ГСМ в резервуары склада ГСМ, а также после каждого долива ГСМ другой партии путем проведения приемного контроля.
35. Поступившие ГСМ хранятся в резервуарах и тарных хранилищах в течение срока и в объеме, необходимом для бесперебойного обеспечения потребностей эксплуатантов в соответствии с заключенными договорами (контрактами).
При хранении ГСМ исключается возможность изменения их качества за счет испарения легких фракций, загрязнения или смешения с другими видами (марками) ГСМ, нарушения герметичности заводской тары.
36. При хранении ГСМ обеспечивается:
1) выделение отдельных групп резервуаров под каждый вид ГСМ с обвязкой отдельной трубопроводной коммуникацией;
2) отделение резервуаров с некондиционным ГСМ от общей системы трубопроводов;
3) регулярное проведение технического обслуживания технологического оборудования, средств и объектов;
4) раздельное хранение видов (марок) ГСМ в герметичной таре и регулярным осмотром ее состояния;
5) соблюдение гарантийных сроков хранения;
6) удаление свободной воды и загрязнений из резервуаров;
7) осуществление контроля уровня чистоты ГСМ.
Сохранность качества ГСМ при хранении подтверждается регулярным контролем его качества в объеме складского контроля.
При удовлетворительных результатах складского контроля ГСМ подлежат дальнейшему хранению или выдаче на заправку.
37. Подготовка к выдаче на заправку ГСМ включает:
1) отстаивание, очистку от механических примесей и воды;
2) при необходимости добавление противоводокристаллизационной жидкости в ГСМ;
3) меж складские и внутри складские перекачки;
4) аэродромный контроль качества.
38. ГСМ в неповрежденной упаковке изготовителя не нуждаются в специальных предварительных операциях по подготовке к заправке.
До истечения срока хранения, при выполнении условий хранения, установленных стандартами или техническими условиями, ГСМ в сохранившей герметичность таре передаются для заправки гражданских воздушных судов.
39. После поступления ГСМ в резервуары обеспечивается их отстаивание в течение срока, который определяется правилами хранения, подготовки к выдаче на заправку и проведения контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей в организациях гражданской авиации Республики Казахстан, утверждаемые уполномоченным органом в сфере гражданской авиации в соответствии с подпунктом 41-45) пункта 1 статьи 14 Закона.
До тех пор, пока не истекло требуемое время отстаивания и не получены удовлетворительные результаты проверок уровня чистоты, ГСМ не подлежит выдаче из резервуара.
В процессе выдачи ГСМ на заправку ООГСМ осуществляет аэродромный контроль качества ГСМ.
40. Заправка ГСМ в воздушные суда осуществляется из средств заправки.
Заправка воздушных судов производится ГСМ, имеющими паспорта качества, выданные лабораторией ГСМ или организацией, осуществляющей контроль качества ГСМ, заправляемых в гражданские воздушные суда, и из средств заправки, имеющие контрольные талоны.
7. Требования к лаборатории горюче-смазочных материалов
41. Лаборатория ГСМ выполняет следующие виды работ:
1) проведение контроля качества ГСМ, противоводокристаллизационных, гидравлических, противообледенительных жидкостей на соответствующих этапах обеспечения воздушных судов в целях выявления изменений значений показателей качества ГСМ в процессе их поставки и подготовки к применению, а также в целях оценки пригодности ГСМ к заправке в воздушные суда;
2) проведение анализа качества работавших в авиационных системах ГСМ в целях оценки возможности их дальнейшего использования;
3) проведение анализа качества ГСМ, отобранных в связи с расследованием авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами.
Лаборатория ГСМ выполняет как весь комплекс указанных работ так и его часть. В случае осуществления лабораторией ГСМ части указанных работ, ООГСМ привлекает организации, имеющие лабораторию, соответствующую настоящим требованиям.
42. Лабораторию ГСМ возглавляет руководитель, обеспечивающий выполнение работ по проведению контроля и анализа качества ГСМ и подчиняющийся руководителю ООГСМ.
43. Лаборатория ГСМ обеспечивает выполнение требований и норм охраны труда и пожарной безопасности при осуществлении контроля и анализа качества ГСМ в лаборатории ГСМ.
44. ООГСМ разрабатывает и утверждает:
1) положение о лаборатории ГСМ;
2) руководство по обеспечению качества ГСМ;
3) технологию отбора проб;
4) должностные инструкции руководителя и сотрудников лаборатории ГСМ;
5) контрольную документацию для фиксирования результатов отбора и анализов проб.
45. В лаборатории ГСМ учитываются и хранятся следующие документы:
1) паспорта (сертификаты) качества изготовителей (поставщиков) ГСМ;
2) сертификаты соответствия изготовителей (поставщиков) ГСМ;
3) паспорта качества, выдаваемые лабораторией ГСМ;
4) анализы показателей качества, выдаваемые лабораторией ГСМ;
5) акты отбора проб;
6) журналы учета проверки качества ГСМ.
46. Результаты проведения контроля и анализа качества ГСМ отражаются в паспортах качества и анализах показателей качества, выдаваемых лабораторией ГСМ, и в журналах учета проверки качества ГСМ.
47. Лаборатория ГСМ размещается в отдельно стоящем здании или здании, блокированным от производственных здании ООГСМ.
48. Лаборатория ГСМ оснащается:
1) приточно-вытяжной вентиляцией, системами внутреннего водопровода и канализацией, электроэнергией и средствами связи;
2) расходными материалами и веществами, необходимыми для выполнения химических анализов и получения достоверных результатов испытаний;
3) средствами измерения и испытательным оборудованием для проведения работ в заявленной сфере деятельности, отвечающими требованиям стандартов и технических условий на методы испытаний и обеспечивающими требуемые метрологические характеристики.
Контроль и анализ качества ГСМ проводится испытательным оборудованием, аккредитованным органом по подтверждению соответствия.
49. Штатная численность лаборатории ГСМ обеспечивает выполнение необходимого объема работ с учетом сменности, действующего расписания полетов и объема работ.
50. Лаборатория ГСМ осуществляет следующие виды контроля качества ГСМ:
1) входной контроль, который осуществляется при приеме на склад партии ГСМ путем проверки поступающих транспортных средств, количества ГСМ и сопроводительной документации. Для ГСМ осуществляется проверка уровня чистоты;
2) приемный контроль, который проводится для ГСМ для проверки марки и качества ГСМ в резервуаре в целях исключения возможности вовлечения в процесс подготовки к выдаче на заправку некондиционных ГСМ. Приемный контроль проводится после окончания приема ГСМ в резервуары и каждого долива резервуара ГСМ другой партии;
3) складской контроль, который проводится для определения уровня изменения параметров качества хранящихся ГСМ и подтверждения возможности дальнейшего хранения или применения ГСМ;
4) аэродромный контроль, который проводится при подготовке к выдаче и заправке ГСМ в воздушные суда. При аэродромном контроле подтверждается качество выдаваемой на заправку марки ГСМ путем оценки требуемого уровня чистоты ГСМ и паспорта качества, выданного лабораторией ГСМ.
При удовлетворительном результате аэродромного контроля на средство заправки оформляется контрольный талон.
51. При положительных результатах входного и приемного контроля на каждый резервуар, из которого осуществляется выдача ГСМ на заправку, лаборатория ГСМ оформляет паспорт качества, удостоверяющий, что ГСМ соответствует установленным требованиям и пригоден к выдаче на заправку в гражданские воздушные суда.
52. Основаниями для оформления паспорта качества являются:
1) допуск ГСМ к применению в авиационной технике;
2) наличие сопроводительной документации (акты отбора проб, паспорта качества завода-изготовителя, сертификаты соответствия);
3) положительные результаты испытаний проб ГСМ;
4) отсутствие нехарактерных примесей и нехарактерного поведения ГСМ входе отбора проб и проведения анализов.
Паспорт качества подписывается техником-лаборантом, выполняющим анализы, утверждается руководителем лаборатории ГСМ и скрепляется печатью ООГСМ.
8. Требования к сотрудникам организации обеспечения горюче-смазочными материалами
53. ООГСМ состоит из квалифицированных сотрудников, аттестованных и допущенных к работам, связанным с обеспечением безопасности полетов конкретных типов гражданских воздушных судов, с учетом объема выполняемых ООГСМ работ.
54. ООГСМ обеспечивает аттестацию следующих сотрудников, непосредственно связанных с обеспечением безопасности полетов:
1) лица, ответственного за организацию приема, хранения, подготовки ГСМ к заправке гражданских воздушных судов (заместитель руководителя ООГСМ, ведущий инженер или лицо, занимающее указанную должность);
2) лица, ответственного за организацию работы заправочной бригады (руководитель заправочной бригады, руководитель смены или лицо, занимающее указанную должность);
3) лица, ответственного за эксплуатацию технологического оборудования фильтрации авиатоплива, дозирования противоводокристаллизационной жидкости и выдачу ГСМ в средства заправки;
4) специалистов лабораторий ГСМ.