Сноска. Утратил силу приказом Министра оборонной и аэрокосмической промышленности РК от 28.03.2018 № 51/НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с подпунктом 26) статьи 7 Закона Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года "Об информатизации" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Методику проведения аттестационного обследования информационной системы, информационно-коммуникационной платформы "электронного правительства", интернет - ресурса государственного органа на соответствие требованиям информационной безопасности.
2. Комитету связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Казангап Т.Б.) обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) направление копии настоящего приказа в печатном и электронном виде на официальное опубликование в периодические печатные издания и информационно-правовую систему "Әділет" в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан, а также в Республиканский центр правовой информации в течение десяти календарных дней со дня получения зарегистрированного приказа для включения в эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности | |
Министра по инвестициям и | |
развитию Республики Казахстан | Ж. Касымбек |
Утверждена приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 108 |
Методика
проведения аттестационного обследования информационной системы, информационно-коммуникационной платформы "электронного правительства", интернет - ресурса государственного органа на соответствие требованиям информационной безопасности
1. Общие положения
1. Настоящая Методика проведения аттестационного обследования информационной системы, информационно-коммуникационной платформы "электронного правительства", интернет - ресурса государственного органа на соответствие требованиям информационной безопасности (далее – Методика) разработана в соответствии с подпунктом 26) статьи 7 Закона Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года "Об информатизации" (далее – Закон).
2. Настоящая Методика предназначена для проведения аттестационного обследования информационной системы, информационно-коммуникационной платформы "электронного правительства", интернет - ресурса государственного органа на соответствие требованиям информационной безопасности.
3. В настоящей Методике используются следующие определения и сокращения:
1) информационные активы – базы данных, системная документация, руководства пользователя, учетные материалы, процедуры эксплуатации или поддержки объекта аттестации, планы по обеспечению непрерывности функционирования информационного обеспечения и другая документация;
2) информационная система (далее – ИС) – организационно - упорядоченная совокупность информационно-коммуникационных технологий, обслуживающего персонала и технической документации, реализующих определенные технологические действия посредством информационного взаимодействия и предназначенных для решения конкретных функциональных задач;
3) аттестация информационной системы, информационно - коммуникационной платформы "электронного правительства" и интернет - ресурса государственного органа на соответствие требованиям информационной безопасности (далее – аттестация) – организационно-технические мероприятия по определению состояния защищенности объектов аттестации, а также их соответствия требованиям информационной безопасности;
4) техническая документация по информационной безопасности (далее – ТД по ИБ) – совокупность документов, разработанных в соответствии со стандартами в области информационной безопасности и регламентирующих общие требования и принципы по обеспечению информационной безопасности объекта аттестации;
5) информационная безопасность в сфере информатизации (далее – ИБ) – состояние защищенности электронных информационных ресурсов, информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры от внешних и внутренних угроз;
6) аутентификация – проверка принадлежности пользователю (субъекту доступа) предъявленного им идентификатора и подтверждение его подлинности;
7) объекты аттестации – информационная система государственного органа, негосударственная информационная система, интегрируемая с информационной системой государственного органа или предназначенная для формирования государственных электронных информационных ресурсов, информационная система, отнесенная к критически важным объектам информационно - коммуникационной инфраструктуры, информационно -коммуникационная платформа "электронного правительства", интернет - ресурс государственного органа, негосударственная информационная система, негосударственный интернет-ресурс;
8) инструментальное обследование компонентов инфраструктуры объекта аттестации – проведение сканирования посредством программного средства для удаленной или локальной диагностики каналов связи, узлов, серверов, рабочих станций, прикладного и системного программного обеспечения, баз данных и элементов сети на предмет выявления в них уязвимостей;
9) уязвимость объекта аттестации – недостаток в объекте аттестации, который может нарушить работоспособность объекта аттестации, или привести к несанкционированному доступу в обход используемых средств защиты информации;
10) аттестационное обследование – комплекс организационно-технических мероприятий направленных на изучение, анализ, оценку технической документации объекта аттестации, обследование состояния организации работ по выполнению требований информационной безопасности;
11) программное обеспечение (далее – ПО) – совокупность программ, программных кодов, а также программных продуктов с технической документацией, необходимой для их эксплуатации;
12) комплекс средств защиты (далее – КСЗ) – совокупность программных и технических средств, создаваемых и поддерживаемых для обеспечения защиты средств вычислительной техники или информационных систем от несанкционированного доступа к информации;
13) физические активы – серверное оборудование, оборудование связи, магнитные носители и техническое оборудование, используемое в объекте аттестации.
4. В настоящей Методике используются следующие нормативные правовые акты и стандарты:
1) Закон Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года "Об информатизации";
2) Правила проведения аттестации информационной системы, информационно - коммуникационной платформы "электронного правительства", интернет - ресурса государственного органа на соответствие требованиям информационной безопасности, утверждаемые в соответствии с подпунктом 5) статьи 6 Закона;
3) Единые требования в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности, утверждаемые в соответствии с подпунктом 3) статьи 6 Закона (далее – ЕТ);
4) СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009 Методы обеспечения защиты. Свод правил по управлению защитой информации (далее – СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009);
5) СТ РК ИСО/МЭК 27001-2008 Информационные технологии. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования (далее – СТ РК ИСО/МЭК 27001-2008);
6) СТ РК ГОСТ Р 50739-2006 Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Общие технические требования (далее – СТ РК ГОСТ Р 50739-2006).
5. Аттестационное обследование информационной системы, информационно-коммуникационной платформы "электронного правительства", интернет-ресурса государственного органа на соответствие требованиям информационной безопасности проводится в следующем порядке:
1) предварительное изучение структуры объекта аттестации;
2) изучение, анализ и оценка ТД по ИБ;
3) обследование состояния организации работ по выполнению требований ЕТ, стандартов СТ РК ИСО/МЭК 27001-2008 и СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009, СТ РК ГОСТ Р 50739-95-2006, ТД по ИБ, в том числе инструментальное обследование объекта аттестации;
4) формирование акта аттестационного обследования.
2. Предварительное изучение структуры объекта аттестации
6. Предварительное изучение структуры объекта аттестации проводится с целью определения особенностей функционирования объекта аттестации и получения общей информации об аппаратно-программных средствах, локальной и корпоративной сети, технологиях и процедурах по защите информации, применяемых на аттестуемом объекте.
7. Процесс предварительного изучения структуры включает ознакомление со следующей технической документацией:
1) техническое задание на создание объекта аттестации;
2) общая функциональная и локальная схема объекта аттестации;
3) перечень программных и технических средств используемых в объекте аттестации;
4) договор на использование информационно-коммуникационных услуг (в случае, если объект аттестации использует информационно-коммуникационные услуги).
3. Изучение, анализ и оценка ТД по ИБ
8. Изучение, анализ и оценка ТД по ИБ проводится с целью определения полноты, актуальности и корректности требований по информационной безопасности на соответствие требованиям ЕТ, СТ РК ИСО/МЭК 27001-2008 и СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009.
9. Изучению, анализу и оценке на соответствие требованиям информационной безопасности подвергаются следующие ТД по ИБ:
1) политика информационной безопасности (далее – Политика);
2) правила идентификации, классификации и маркировки активов, связанных со средствами обработки информации (далее – Правила идентификации);
3) методика оценки рисков информационной безопасности (далее – Методика оценки рисков);
4) правила по обеспечению непрерывной работы активов, связанных со средствами обработки информации (далее – Правила по обеспечению непрерывной работы);
5) правила инвентаризации и паспортизации средств вычислительной техники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения (далее – Правила инвентаризации);
6) правила проведения внутреннего аудита информационной безопасности (далее – Правила внутреннего аудита);
7) правила использования криптографических средств защиты информации (далее – Правила использования криптографических средств);
8) правила разграничения прав доступа к электронным ресурсам (далее – Правила разграничения доступа);
9) правил использования Интернет и электронной почты;
10) правила организации процедуры аутентификации;
11) правила организации антивирусного контроля;
12) правила использования мобильных устройств и носителей информации (далее – Правила использования мобильных устройств);
13) правила организации физической защиты средств обработки информации и безопасной среды функционирования информационных ресурсов (далее – Правила организации физической защиты);
14) руководство администратора по сопровождению объекта аттестации (далее – Руководство администратора);
15) регламент резервного копирования и восстановления информации (далее - Регламент резервного копирования);
16) инструкция о порядке действий пользователей по реагированию на инциденты ИБ и во внештатных (кризисных) ситуациях (далее – Инструкция по внештатным ситуациям).
10. Каждый ТД по ИБ необходимо проверить на наличие листа ознакомления, его полноту и актуальность.
11. Результаты изучения, анализа и оценки ТД по ИБ фиксируются в акте аттестационного обследования.
Параграф 1. Изучение, анализ и оценка Политики
12. Изучение, анализ и оценка Политики проводится с целью определения полноты, актуальности и корректности основных положений Политики и заключается в проведении работ по определению наличия и качественной оценки следующих сведений:
1) основных целей и принципов Политики с раскрытием значимости ИБ как инструмента, обеспечивающего возможность совместного использования информации;
2) описания действий руководства по достижению целей по обеспечению ИБ;
3) описание наиболее существенных для государственного органа или организации политики безопасности, принципов, правил и требований;
4) требований в случае нарушения Политики;
5) общих определений и функции сотрудников в рамках управления ИБ;
6) требований к периодическому пересмотру Политики;
7) функции руководства по поддержанию вопросов обеспечения ИБ.
13. На основании результатов изучения, анализа и оценки Политики в акт аттестационного обследования заносится одно из следующих решений:
1) Политика соответствует требованиям ИБ – в случае наличия всех сведений, указанных в пункте 12 настоящей Методики, и их соответствия требованиям ИБ;
2) Политика не соответствует требованиям ИБ – в случае отсутствия одного и более сведений, указанных в пункте 12 настоящей Методики, либо их не соответствия требованиям ИБ.
Параграф 2. Изучение, анализ и оценка Правил идентификации
14. Изучение, анализ и оценка Правил идентификации проводится с целью определения полноты, актуальности и корректности основных положений Правил идентификации и заключается в проведении работ по определению наличия и качественной оценки следующих сведений:
1) порядка по проведению идентификации и классификации активов (информационные активы, физические активы и другие), исходя из правовых требований, их конфиденциальности, а также ценности и критичности;
2) закрепление ответственных лиц за идентифицированные активы;
3) порядка составления и ведения реестра активов (с указанием класса актива, вида актива, значимость и владельца актива);
4) порядка маркировки активов в зависимости от их установленного класса, конфиденциальности, ценности и критичности;
5) требований по форме реестра активов на полноту сведений.
15. На основании результатов изучения, анализа и оценки Правил идентификации в акт аттестационного обследования заносится одно из следующих решений:
1) Правила идентификации соответствуют требованиям ИБ – в случае наличия всех сведений указанных в пункте 14 настоящей Методики, и их соответствия требованиям ИБ;
2) Правила идентификации не соответствуют требованиям ИБ – в случае отсутствия одного и более сведений, указанных в пункте 14 настоящей Методики, либо их не соответствия требованиям ИБ.
Параграф 3. Изучение, анализ и оценка Методики оценки рисков
16. Изучение, анализ и оценка Методики оценки рисков проводится с целью определения полноты, актуальности и корректности основных положений Методики оценки рисков и заключается в проведении работ по определению наличия и качественной оценки следующих сведений:
1) выбора методики оценки рисков, выполнение идентификации рисков;
2) описания методов по определению ценности и критичности информации;
3) описания порядка мониторинга, пересмотра и изменения рисков ИБ;
4) описания методов и последовательности по определению рисков информационной безопасности объекта аттестации;
5)описания метода и последовательности оценки выявленных рисков;
6) описания метода по обработке рисков;
7) описания метода и анализа угроз информационной безопасности и источники;
8) описания метода определения вероятности инцидента;
9) описания порядка обработки рисков с учетом корректировки, сохранение, избежание, разделение;
10) описания требований к периодичности пересмотра и переоценки рисков;
11) определения и оценку последствий в случае реализации риска;
12) определение ответственных лиц за ведение и обработку рисков;
13) описания порядка составления карты рисков;
14) описания порядка формирования плана обработки рисков по результатам оценки и анализа рисков.
17. На основании результатов изучения, анализа и оценки Методики оценки рисков в акт аттестационного обследования заносится одно из следующих решений:
1) Методика оценки рисков соответствует требованиям ИБ – в случае наличия всех сведений указанных в пункте 16 настоящей Методики, и их соответствия требованиям ИБ;
2) Методика оценки рисков не соответствует требованиям ИБ – в случае отсутствия одного и более сведений, указанных в пункте 16 настоящей Методики, либо их не соответствия требованиям ИБ.
Параграф 4. Изучение, анализ и оценка Правил по обеспечению
непрерывной работы
18. Изучение, анализ и оценка Правил по обеспечению непрерывной работы проводится с целью определения полноты, актуальности и корректности основных положений Правил по обеспечению непрерывной работы и заключается в проведении работ по определению наличия и качественной оценки следующих сведений:
1) по идентификации событий, которые являются причиной прерывания процессов функционирования объекта аттестации (планирование должно сопровождаться оценкой рисков);
2) определения процессов обеспечения непрерывности работы активов, установленных в реестре активов в случае их выхода из строя;
3) предусматривающих разработку Плана обеспечения непрерывности работы активов, связанных со средствами обработки информации и их актуализация;
4) о порядке тестирования и обновления планов развития существующих процессов по непрерывности работы активов;
5) по назначению ответственных лиц за процессы функционирования объекта аттестации;
6) по проведению анализа Плана обеспечения непрерывности работы активов;
7) по разработке плана восстановления объекта аттестации;
8) способы размещения оборудования снижающий риск возникновения угроз, опасностей и возможностей несанкционированного доступа;
9) способы защиты оборудования от отказов в системе электроснабжения и других нарушений, вызываемых сбоями в работе коммунальных служб;
10) требования периодичности технического обслуживания оборудования для обеспечения непрерывности функционирования, доступности и целостности.
19. На основании результатов изучения, анализа и оценки Правил по обеспечению непрерывной работы в акт аттестационного обследования заносится одно из следующих решений:
1) Правила по обеспечению непрерывной работы соответствуют требованиям ИБ – в случае наличия всех сведений, указанных в пункте 18 настоящей Методики, и их соответствия требованиям ИБ;
2) Правила по обеспечению непрерывной работы не соответствуют требованиям ИБ – в случае отсутствия одного и более сведений, указанных в пункте 18 настоящей Методики, либо их не соответствия требованиям ИБ.
Параграф 5. Изучение, анализ и оценка Правил инвентаризации
20. Изучение, анализ и оценка Правил инвентаризации проводится с целью определения полноты, актуальности и корректности основных положений Правил инвентаризации и заключается в проведении работ по определению наличия и качественной оценки следующих сведений:
1) требований к идентификации средств вычислительной техники (далее – СВТ) c учетам их ценности и важности;
2) порядок оформления паспортов СВТ;
3) требований к периодичности проведения инвентаризации и паспортизации СВТ;
4) требований к утилизации и (или) списанию СВТ, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения, в том числе по утилизации устройств хранения данных и гарантированному уничтожению информации при повторном использования оборудования;
5) требований по назначению ответственных за инвентаризацию и паспортизацию СВТ;
6) требований к использованию, приобретению и учету лицензионного ПО.
21. На основании результатов изучения, анализа и оценки Правил инвентаризации в акт аттестационного обследования заносится одно из следующих решений:
1) Правила инвентаризации соответствуют требованиям ИБ – в случае наличия всех сведений, указанных в пункте 20 настоящей Методики, и их соответствия требованиям ИБ;
2) Правила инвентаризации не соответствуют требованиям ИБ – в случае отсутствия одного и более сведений, указанных в пункте 20 настоящей Методики, либо их не соответствия требованиям ИБ.
Параграф 6. Изучение, анализ и оценка Правил
внутреннего аудита
22. Изучение, анализ и оценка Правил внутреннего аудита проводится с целью определения полноты, актуальности и корректности основных положений Правил внутреннего аудита и заключается в проведении работ по определению наличия и качественной оценки следующих сведений:
1) основных целей внутреннего аудита информационной безопасности;
2) требований по предоставлению доступа аудиторам;
3) требований к инструментальному аудиту;
4) требования по периодичности проведения внутреннего аудита;
5) требований к наличию и ведению плана - графика поэтапного проведения внутреннего аудита;
6) требования по порядку формирования рабочей группы по проведению внутреннего аудита;
7) требований по планированию, порядку и составу проведения аудита для объектов аттестации;
8) порядка и формы оформления результатов внутреннего аудита информационной безопасности.
23. На основании результатов изучения, анализа и оценки Правил внутреннего аудита в акт аттестационного обследования заносится одно из следующих решений:
1) Правила внутреннего аудита соответствуют требованиям ИБ – в случае наличия всех сведений, указанных в пункте 22 настоящей Методики, и их соответствия требованиям ИБ;
2) Правила внутреннего аудита не соответствуют требованиям ИБ – в случае отсутствия одного и более сведений, указанных в пункте 22 настоящей Методики, либо их не соответствия требованиям ИБ.
Параграф 7. Изучение, анализ и оценка Правил использования
криптографических средств
24. Изучение, анализ и оценка Правил использования криптографических средств проводится с целью определения полноты, актуальности и корректности основных положений Правил использования криптографических средств и заключается в проведении работ по определению наличия и качественной оценки следующих сведений:
1) политики использования криптографических средств защиты информации в соответствии с разделом 15.1.6 СТ РК ИСО МЭК 27002-2009;
2) требования к системе управления ключами;
3) требований по срокам активизации и дезактивации ключей;
4) требования по сертификату открытых ключей;
5) требования к криптографическому шифрованию конфиденциальной информации при хранении, обработке и передаче по сетям телекоммуникаций в соответствии с заданием по безопасности.
25. На основании результатов изучения, анализа и оценки Порядка использования криптографических средств в акт аттестационного обследования заносится одно из следующих решений:
1) Правила использования криптографических средств соответствуют требованиям ИБ – в случае наличия всех сведений, указанных в пункте 24 настоящей Методики, и их соответствия требованиям ИБ;
2) Правила использования криптографических средств не соответствуют требованиям ИБ – в случае отсутствия одного и более сведений, указанных в пункте 24 настоящей Методики, либо их не соответствия требованиям ИБ.
Параграф 8. Изучение, анализ и оценка Правил
разграничения доступа
26. Изучение, анализ и оценка Правил разграничения доступа проводится с целью определения полноты, актуальности и корректности основных положений Правил разграничения доступа и заключается в проведении работ по определению наличия и качественной оценки следующих сведений:
1) описания стадии регистрации пользователей, с момента регистрации нового пользователя до снятия с регистрации пользователя;
2) описания перечня предоставляемых прав доступа к ресурсам;
3) описания порядка предоставления прав доступа;
4) требований по ведению учета всех зарегистрированных пользователей;
5) требований по проведению пересмотра прав доступа пользователей;
6) требований по ознакомлению пользователей о запрете разглашения либо передачи полученных идентификаторов;
7) описание требований по блокировке учетной записи.
27. На основании результатов изучения, анализа и оценки Правил разграничения доступа в акт аттестационного обследования заносится одно из следующих решений:
1) Правила разграничения доступа соответствуют требованиям ИБ – в случае наличия всех сведений, указанных в пункте 26 настоящей Методики, и их соответствия требованиям ИБ;
2) Правила разграничения доступа не соответствуют требованиям ИБ – в случае отсутствия одного и более сведений, указанных в пункте 26 настоящей Методики, либо их не соответствия требованиям ИБ.
Параграф 9. Изучение, анализ и оценка Правил использования
Интернет и электронной почты
28. Изучение, анализ и оценка Правил использования Интернет и электронной почты проводится с целью определения полноты, актуальности и корректности основных положений Правил использования Интернет и электронной почты и заключается в проведении работ по определению наличия и качественной оценки следующих сведений:
1) порядка использования электронной почты;
2) требования к оформлению электронного сообщения;
3) порядка и способов предоставления доступа в Интернет;
4) мониторинга и контроля доступа в Интернет;
5) требования об осуществлении электронного взаимодействия ведомственной электронной почты государственного органа с внешними электронными почтовыми системами только через единый шлюз электронной почты.
29. На основании результатов изучения, анализа и оценки Правил использования Интернет и электронной почты в акт аттестационного обследования заносится одно из следующих решений:
1) Правила использования Интернет и электронной почты соответствуют требованиям ИБ – в случае наличия всех сведений, указанных в пункте 28 настоящей Методики, и их соответствия требованиям ИБ;
2) Правила использования Интернет и электронной почты не соответствуют требованиям ИБ – в случае отсутствия одного и более сведений, указанных в пункте 28 настоящей Методики, либо их не соответствия требованиям ИБ.
Параграф 10. Изучение, анализ и оценка Правил организации
процедуры аутентификации
30. Изучение, анализ и оценка Правил организации аутентификации проводится с целью определения полноты, актуальности и корректности основных положений Правил организации аутентификации и заключается в проведении работ по определению наличия и качественной оценки следующих сведений:
1) требований по уведомлению пользователей о необходимости сохранения конфиденциальности вверенных им идентификаторов;
2) требований по уведомлению пользователей о запрете записи паролей, пин-кодов на бумаге, персональном компьютере или на переносных устройствах, если только не обеспечено безопасное их хранение;
3) описания порядка безопасного способа выдачи временных паролей;
4) описания требований к временным паролям;
5) требований о необходимости изменения идентифицирующих данных, при наличии любого признака возможности компрометации идентификатора;
6) требований по выбору качественных паролей;
7) описания требований по изменению парольной аутентификации через равные интервалы времени;
8) описания требований по смене временных паролей при первой регистрации в системе;
9) описания требований по запрету включения паролей в автоматизированный процесс регистрации, например, с использованием хранимых макрокоманд или функциональных клавиш.
31. На основании результатов изучения, анализа и оценки Правил организации аутентификации пользователей в акт аттестационного обследования заносится одно из следующих решений:
1) Правила организации аутентификации пользователей соответствуют требованиям ИБ – в случае наличия всех сведений, указанных в пункте 30 настоящей Методики;
2) Правил организации аутентификации пользователей не соответствуют требованиям ИБ – в случае отсутствия одного и более сведений, указанных в пункте 30 настоящей Методики.
Параграф 11. Изучение, анализ и оценка Правил организации
антивирусного контроля
32. Изучение, анализ и оценка Правил организации антивирусного контроля проводится с целью определения полноты, актуальности и корректности основных положений Правил организации антивирусного контроля и заключается в проведении работ по определению наличия и качественной оценки следующих сведений:
1) требований по использованию лицензионных антивирусных программных обеспечений.
2) требований по периодичности обновления антивирусных программных обеспечений;
3) требований для пользователей, по соблюдению информационной безопасности при использовании антивирусных программных обеспечений;
4) требований к веб - страницам на наличие вредоносного программного обеспечения;
5) требований по анализу всех файлов на носителях информации сомнительного или неавторизованного происхождения или файлов, полученных из общедоступных сетей, на наличие вирусов;
6) требований по анализу электронной почты и скачиваемой информации на наличие вредоносного программного обеспечения
7) требований по организации мероприятий по управлению информационной безопасностью для борьбы с вредоносным программным обеспечением;
8) описания процедур по восстановлению информации после вирусных атак.
33. На основании результатов изучения, анализа и оценки Правил организации антивирусного контроля в акт аттестационного обследования заносится одно из следующих решений:
1) Правила организации антивирусного контроля соответствуют требованиям ИБ – в случае наличия всех сведений, указанных в пункте 32 настоящей Методики, и их соответствия требованиям ИБ;
2) Правила организации антивирусного контроля не соответствуют требованиям ИБ – в случае отсутствия одного и более сведений, указанных в пункте 32 настоящей Методики, либо их не соответствия требованиям ИБ.
Параграф 12. Изучение, анализ и оценка Правил использования
мобильных устройств
34. Изучение, анализ и оценка Правил использования мобильных устройств проводится с целью определения полноты, актуальности и корректности основных положений Правила использования мобильных устройств и заключается в проведении работ по определению наличия и качественной оценки следующих сведений:
1) требований по анализу рисков в случае использования мобильных устройств за пределами организации;
2) требований по физической защите мобильных устройств и носителей информации;
3) требований по составлению перечня мобильных устройств, носителей информации и их маркировка;
4) требований к ведению журнала выдачи носителей информации.
5) порядка использования носителей информации;
6) порядка учета, хранения и обращения со съемными носителями персональных данных, и их утилизации;
7) требований к сотрудникам при использовании съемных носителей;
8) способов защиты мобильного оборудования, находящегося за пределами рабочего места, с учетом различных рисков работы за пределами организационных помещений;
9) порядка действий при выявлении фактов несанкционированных действий сотрудников при использовании, а также при утрате и уничтожении съемных носителей персональных данных.
35. На основании результатов изучения, анализа и оценки Правил использования мобильных устройств в акт аттестационного обследования заносится одно из следующих решений:
1) Правила использования мобильных устройств соответствуют требованиям ИБ – в случае наличия всех сведений, указанных в пункте 34 настоящей Методики, и их соответствия требованиям ИБ;
2) Правила использования мобильных устройств не соответствуют требованиям ИБ – в случае отсутствия одного и более сведений, указанных в пункте 34 настоящей Методики, либо их не соответствия требованиям ИБ.
Параграф 13. Изучение, анализ и оценка Правил организации
физической защиты
36. Изучение, анализ и оценка Правил организации физической защиты проводится с целью определения полноты, актуальности и корректности основных положений Правил организации физической защиты и заключается в проведении работ по определению наличия и качественной оценки следующих сведений:
1) требований к организации физической защиты серверного помещения в соответствии с ЕТ и разделом 9.1.1, 9.1.3, 9.1.4, СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009;
2) требований к организации контроля доступа в серверные помещения в соответствии с ЕТ и разделом 9.1.2 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009;
3) требований по выполнению работ в серверном помещений в соответствии с ЕТ и разделом 9.1.5СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009;
4) требований по безопасному размещению серверного оборудования в соответствии с ЕТ и разделом 9.2.1СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009;
5) требований по организации вспомогательных услуг в соответствии с ЕТ и разделом 9.2.2 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009;
6) требований по безопасному использованию кабельной сети в соответствии с ЕТ и разделом 9.2.3 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009;
7) требований по безопасному техническому обслуживанию серверного оборудования в соответствии с ЕТ и разделом 9.2.4 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009;
8) требований к безопасной утилизации или повторному использованию оборудования в соответствии с ЕТ и разделом 9.2.6 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009;
9) требований к выносу/вносу оборудования в соответствии с ЕТ и разделом 9.2.7 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009.
37. На основании результатов изучения, анализа и оценки Правил организации физической защиты в акт аттестационного обследования заносится одно из следующих решений:
1) Правила организации физической защиты соответствуют требованиям ИБ – в случае наличия всех сведений, указанных в пункте 36 настоящей Методики, и их соответствия требованиям ИБ;
2) Правила организации физической защиты не соответствуют требованиям ИБ – в случае отсутствия одного и более сведений, указанных в пункте 36 настоящей Методики, либо их не соответствия требованиям ИБ.
Параграф 14. Изучение, анализ и оценка Руководства
администратора
38. Изучение, анализ и оценка Руководства администратора проводится с целью определения полноты, актуальности и корректности основных положений Руководства администратора и заключается в проведении работ по определению наличия и качественной оценки следующих сведений:
1) требований к действиям администратора по основным типовым работам;
2) требования к действиям администратора при возникновении инцидентов, внештатных ситуаций, стихийных природно-климатических и техногенных воздействий;
3) порядок по установке, обновления и удаления ПО на серверах и рабочих станциях;
4) процедуры управления изменениями и анализа ПО в случае изменения системного ПО.
39. На основании результатов изучения, анализа и оценки Руководства администратора в акт аттестационного обследования заносится одно из следующих решений:
1) Руководство администратора соответствует требованиям ИБ – в случае наличия всех сведений, указанных в пункте 38 настоящей Методики, и их соответствия требованиям ИБ;
2) Руководство администратора не соответствует требованиям ИБ – в случае отсутствия одного и более сведений, указанных в пункте 38 настоящей Методики, либо их не соответствия требованиям ИБ.
Параграф 15. Изучение, анализ и оценка Регламента
резервного копирования
40. Изучение, анализ и оценка Регламента резервного копирования проводится с целью определения полноты, актуальности и корректности основных положений Регламента резервного копирования и заключается в проведении работ по определению наличия и качественной оценки следующих сведений:
1) описания требований по составу информации, подлежащей резервному копированию;
2) определения объема резервного копирования;
3) описаний требований по размещению резервного оборудования, резервных копий и выбору места хранения резервных копий;
4) описаний требований по тестированию резервных копий и резервного оборудования;
5) описаний требований по размещению резервного серверного оборудования и ее физической защиты;
6) описаний процедур копирования информации и восстановления информации;
7) требования о периодичности резервирования информации и составлении графика резервного копирования;
8) требований по документированию процесса резервного копирования в части ведения реестра эталонных копий, реестра информационных ресурсов, подлежащих резервному копированию, журнала записи резервного копирования, журнала проверок резервных копий на восстановление, журнала учета электронных носителей резервной информации, журнала вноса/выноса электронных носителей резервной информации.
41. На основании результатов изучения, анализа и оценки Регламента резервного копирования в акт аттестационного обследования заносится одно из следующих решений:
1) Регламент резервного копирования соответствует требованиям ИБ – в случае наличия всех сведений, указанных в пункте 40 настоящей Методики, и их соответствия требованиям ИБ;
2) Регламент резервного копирования не соответствует требованиям ИБ – в случае отсутствия одного и более сведений, указанных в пункте 40 настоящей Методики, либо их не соответствия требованиям ИБ.
Параграф 16. Изучение, анализ и оценка Инструкции по
внештатным ситуациям
42. Изучение, анализ и оценка Инструкции по внештатным ситуациям проводится с целью определения полноты, актуальности и корректности основных положений Инструкции по внештатным ситуация и заключается в проведении работ по определению наличия и качественной оценки следующих сведений:
1) требований по составлению перечня возможных внештатных или кризисных ситуаций, идентификация инцидентов по ИБ;
2) требование о назначении ответственных лиц за оповещение в случае инцидентов информационной безопасности;
3) порядок оповещения при возникновении внештатных ситуаций;
4) требования по принятию мер реагирования при возникновении инцидентов ИБ, внештатных (кризисных) ситуаций;
5) требования по разработке процедур восстановления работы в случае их остановки;
6) требования по осуществлению контроля за выполнением профилактических действий для предотвращения возникновения внештатных или кризисных ситуаций;
7) требований по расследованию случаев возникновения инцидентов и других внештатных ситуаций.
43. На основании результатов изучения, анализа и оценки Инструкции по внештатным ситуациям в акт аттестационного обследования заносится одно из следующих решений:
1) Инструкция по внештатным ситуациям соответствует требованиям ИБ – в случае наличия всех сведений, указанных в пункте 42 настоящей Методики, и их соответствия требованиям ИБ;
2) Инструкция по внештатным ситуациям не соответствует требованиям ИБ – в случае отсутствия одного и более сведений, указанных в пункте 42 настоящей Методики, либо их не соответствия требованиям ИБ.
4. Обследование состояния организации работ по выполнению
требований ЕТ, стандартов СТ РК ИСО/МЭК 27001-2008 и СТ РК
ИСО/МЭК 27002-2009, СТ РК ГОСТ Р 50739-95-2006, ТД по ИБ, в том
числе инструментальное обследование объекта аттестации
44. Обследование состояние организации работ по выполнению требований ЕТ, стандартов СТ РК ИСО/МЭК 27001-2008 и СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009, СТ РК ГОСТ Р 50739-95-2006, ТД по ИБ в том числе инструментальное обследование объекта аттестации проводится с целью обследования и анализа:
1) положений Политики;
2) процессов по управлению информационной безопасностью;
3) организации управления активами;
4) обеспечения безопасности, связанной с персоналом;
5) физической защиты оборудования и безопасности окружающей среды;
6) обеспечения надлежащего и безопасного функционирования средств обработки информации;
7) организации управления доступом к информационным ресурсам;
8) процессов разработки, внедрения и обслуживания объектов аттестации;
9) организации управления инцидентами в области информационной безопасности;
10) управления непрерывности бизнеса;
11) степени соответствия правовым требованиям;
12) системы защиты от несанкционированного доступа к информации согласно СТ РК ГОСТ Р 50739-95-2006.
45. Результаты обследования состояние организации работ по выполнению требований ЕТ, стандартов СТ РК ИСО/МЭК 27001-2008 и СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009, СТ РК ГОСТ Р 50739-95-2006, ТД по ИБ в том числе инструментальное обследование объекта аттестации фиксируются в акте аттестационного обследования.
Параграф 1. Обследование и анализ положений Политики
46. При обследовании и анализе положений Политики необходимо проверить:
1) одобрение руководством Политики, опубликование и доведение до сведения всех сотрудников и связанных внешних организаций;
2) понимание и принятие Политики сотрудниками организации;
3) периодический пересмотр Политики;
4) адекватность и выполнимость требований документов;
5) результаты анализа Политики через запланированные интервалы времени или в случае возникновения значительных изменений;
6) наличие ответственного лица за руководство разработкой, анализом Политики.
47. По итогам изучения и анализа положений Политики в акт аттестационного обследования заносится одно из следующих решений:
1) положение Политики соответствует требованиям ИБ – в случае выполнение пункта 46 настоящей Методики;
2) положение Политики не соответствует требованиям ИБ – в случае не выполнения одного и более подпунктов пункта 46 настоящей Методики.
Параграф 2. Обследование и анализ процессов по управлению
информационной безопасностью
48. При обследовании и анализе процессов по управлению информационной безопасностью, необходимо осуществить обследование следующих процессов:
1) функционирование подразделения, ответственное за обеспечение информационной безопасности и (или) ответственное лицо за обеспечение информационной безопасности объекта аттестации;
2) функционирование органа (технический совет, рабочая группа по информационной безопасности) по вопросам информационной безопасности, с участием высшего руководства организации, для обсуждения политик, рисков и других вопросов информационной безопасности;
3) проведение в организации регулярных совещаний руководства по вопросам координации действий по поддержанию режима безопасности;
4) разделение ролей и ответственности в области информационной безопасности между сотрудниками организации;
5) координация деятельности по вопросам ИБ внутри подразделений и между подразделениями государственного органа или организации;
6) внедрение идентификации рисков организации и средств обработки информации со стороны бизнес-процессов, затрагивающих сторонние организации (в случае если привлекаются сторонние организации);
7) соблюдение требований к безопасности перед предоставлением сторонним организациям права доступа к информации или активам организации (в случае если привлекаются сторонние организации);
8) соблюдение требований безопасности в соглашении со сторонней организацией, включающих доступ, обработку, передачу или управление информацией организации или средствами ее обработки (в случае если привлекаются сторонние организации).
49. На основании результатов обследования и анализа процессов по управлению информационной безопасностью в акт аттестационного обследования заносится одно из следующих решений:
1) процесс по управлению информационной безопасностью соответствует требованиям ИБ – в случае выполнения всех подпунктов пункта 48 настоящей Методики;
2) процесс по управлению информационной безопасностью не соответствует требованиям ИБ – в случае не выполнении подпунктов, указанных в пункте 48 настоящей Методики.
Параграф 3. Обследование и анализ организации
управления активами
50. При обследовании и анализе организации управления активами необходимо осуществить обследование следующих процессов:
1) анализ идентификации, оформления и поддержки в рабочем состоянии инвентарной ведомости всех активов связанных с объектом аттестации;
2) определение степени владения организацией или государственного органа информации и активов, связанных со средствами обработки информации;
3) закрепление активов за должностными лицами и определение меры их ответственности за реализацию мероприятий по управлению ИБ активов.
5) анализ классификации информации с точки зрения ее ценности, законодательных требований, чувствительности и критичности для организации;
6) маркировки и обращения с информацией в соответствии с принятой в организации схемой классификации и их исполнения.
51. На основании результатов обследовании и анализе процессов организации управления активами в акт аттестационного обследования заносится одно из следующих решений:
1) организация управления активами соответствует требованиям ИБ – в случае выполнения всех подпунктов пункта 50 настоящей Методики;
2) организаци управления активами не соответствует требованиям ИБ – в случае не выполнения подпунктов пункта 50 настоящей Методики.
Параграф 4. Обследование и анализ обеспечения безопасности,
связанной с персоналом
52. При обследовании и анализе обеспечения безопасности, связанной с персоналом необходимо обследовать:
1) функции персонала по обеспечению безопасности и исполнение закрепленных функций по ИБ в соответствии с разделом 8.1.1 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009;
2) полноту требований по информационной безопасности устанавливаемых для сотрудников при приеме на работу в соответствии с разделом 8.1.2 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009;
3) условия трудового договора в части информационной безопасности в соответствии с разделом 8.1.3 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009 и ЕТ;
4) соблюдение требования руководства о соблюдении безопасности в соответствии с установленными политиками и процедурами организации сотрудниками, подрядчиками и пользователями третьей стороны в соответствии с разделом 8.2.1 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009;
5) осведомленность, обучение и переподготовку сотрудников в области информационной безопасности в соответствии с разделом 8.2.2 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009;
6) наличие формализованного дисциплинарного процесса для сотрудников, нарушивших требования безопасности и его фактическое применение в соответствии с разделом 8.2.3 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009;
7) наличие ответственности сотрудников при окончании срока или изменении условий трудоустройства в части информационной безопасности (возврат активов, аннулирование прав доступа) в соответствии с разделом 8.3 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009 и ЕТ.
53. На основании результатов обследования и анализа обеспечения безопасности, связанных с персоналом в акт аттестационного обследования заносится одно из следующих решений:
1) обеспечение безопасности, связанное с персоналом соответствует требованиям ИБ – в случае выполнения всех подпунктов пункта 52 настоящей Методики;
2) обеспечение безопасности, связанное с персоналом не соответствует требованиям ИБ – в случае невыполнения подпунктов пункта 52 настоящей Методики.
Параграф 5. Обследование и анализ физической защиты
оборудования и безопасности окружающей среды
54. При обследовании и анализе физической защиты оборудования и безопасности окружающей среды необходимо осуществить обследование следующих процессов:
1) обеспечение физической защиты периметра и серверного помещения в соответствии с разделом 9.1.1 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009;
2) организация контроля доступа в серверные помещения в соответствии с разделом 9.1.2 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009 и ЕТ;
3) организация защиты от внешних угроз в соответствии с разделом с 9.1.4 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009;
4) организация работ в серверных помещениях в соответствии с разделом 9.1.5 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009;
5) обеспечение информационной безопасности при приеме и отгрузки материальных ценностей в зонах общественного доступа (если таковые имеются) в соответствии с разделом 9.1.6 и 9.2.7 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009;
6) размещение оборудования (включая и то, что используется вне организации) для обеспечения защиты и информационной безопасности в соответствии с разделом 9.2.1 и 9.2.5 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009 и ЕТ;
7) обеспечение защиты от перебоев в подаче электроэнергии и других сбоев, связанных с отказом в обеспечении вспомогательных услуг в соответствии с разделом 9.2.2 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009;
8) обеспечение информационной безопасности кабельной сети в соответствии с разделом 9.2.3 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009 и ЕТ;
9) обеспечение информационной безопасности при техническом обслуживании серверного оборудования в соответствии с разделом 9.2.4 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009;
10) обеспечение информационной безопасности серверного оборудования, используемого вне серверного помещения в соответствии с разделом 9.2.5 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009;
11) организация безопасной утилизации (списания) оборудования в соответствии с разделом 9.2.6 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009.
55. На основании результатов обследования и анализа физической защиты оборудования и безопасности окружающей среды в акт аттестационного обследования заносится одно из следующих решений:
1) физическая защита оборудования и безопасности окружающей среды соответствует требованиям ИБ – в случае выполнения всех подпунктов пункта 54 настоящей Методики;
2) физическая защита оборудования и безопасности окружающей среды не соответствует требованиям ИБ – в случае не выполнения подпунктов пункта 54 настоящей Методики.
Параграф 6. Обследование и анализ обеспечения надлежащего и
безопасного функционирования средств обработки информации
56. При обследовании и анализе обеспечения надлежащего и безопасного функционирования средств обработки информации необходимо осуществить обследование следующих процессов:
1) документальное оформление операционных процедур, ведение контроля изменений в объекте аттестации, разграничение обязанностей в объекте аттестации и разграничение средств разработки, тестирования и эксплуатации в соответствии с разделом 10.1 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009;
2) соблюдение требований информационной безопасности при получение услуг от сторонних организации и (или) поставке услуг сторонним организациям в соответствии с разделом 10.2 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009;
3) обеспечение информационной безопасности при управлении производительностью объектов аттестации в соответствии с разделом СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009;
4) обеспечение безопасной защиты от вредоносного кода в соответствии с разделом 10.4 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009;
5) соблюдение требований информационной безопасности при проведении процедур резервирования информации в объектах аттестации в соответствии с разделом 10.5 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009 и ЕТ;
6) обеспечение информационной безопасности при управлении сетью в соответствии с разделом 10.6 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009;
7) исполнение требований к локальной и ведомственной (корпоративной) сети, установленных в ЕТ;
8) соблюдение информационной безопасности при работе с носителями информации (ленты, диски, флеш - накопители) в соответствии с разделом 10.7 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009 и ЕТ;
9) соблюдение информационной безопасности при обмене информации в соответствии с разделом 10.8 СТ ИСО/МЭК 27002-2009;
10) обеспечения мониторинга информационной безопасности в объекта аттестации в соответствии с разделом 10.10 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009 и ЕТ;
11) обеспечение надлежащего и безопасного функционирования вычислительных ресурсов, реализующих технологии виртуализации и "облачных" вычислений в соответствии с требованиями ЕТ.
57. На основании результатов обследования и анализа обеспечения надлежащего и безопасного функционирования средств обработки информации в акт аттестационного обследования заносится одно из следующих решений:
1) обеспечение надлежащего и безопасного функционирования средств обработки информации соответствует требованиям ИБ – в случае выполнения всех подпунктов пункта 56 настоящей Методики
2) обеспечение надлежащего и безопасного функционирования средств обработки информации не соответствует требованиям ИБ – в случае не выполнения одно и более подпунктов пункта 56 настоящей Методики.
Параграф 7. Обследование и анализ организации управления
доступом к информационным ресурсам
58. При обследовании и анализе организации управления доступа к информационным ресурсам необходимо обследовать следующие процессы:
1) обеспечение информационной безопасности по контролю доступа к информации и объекту аттестации в соответствии с разделом 11.1. СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009;
2) обеспечение информационной безопасности при управлении доступом пользователей в объекте аттестации в соответствии с разделом 11.2 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009 и ЕТ;
3) осведомление пользователей об их функциональных обязанностях по управлению доступом и их исполнение в соответствие с разделом 11.3. СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009 и ЕТ;
4) обеспечение информационной безопасности при предоставлении доступа сетевым сервисам в соответствии с разделом 11.4. СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009;
5) обеспечение информационной безопасности при предоставлении доступа к операционной системе в соответствии с разделом 11.5. СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009 и ЕТ;
6) обеспечение контроля доступа к прикладным системам и информации в соответствии с разделом 11.6 СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009 и ЕТ;
7) соблюдение требований информационной безопасности при работе с переносными устройствами и работа в дистанционном режиме в соответствии с разделом 11.7 СТ РК ИСО МЭК 27002-2009;
8) разделение сред опытной или промышленной эксплуатации ИС от сред разработки, тестирования или стендовых испытаний, с исполнением требовании установленных в ЕТ (для информационных систем);
9) обеспечение информационной безопасности интернет – ресурса в соответствии с ЕТ.
59. На основании результатов обследования и анализа организации управления доступа к информационным ресурсам в акт аттестационного обследования заносится одно из следующих решений:
1) организация управления доступа к информационным ресурсам соответствует требованиям ИБ – в случае выполнения всех подпунктов пункта 58 настоящей Методики;
2) организация управления доступа к информационным ресурсам не соответствует требованиям ИБ – в случае не выполнения одного и более подпунктов пункта 58 настоящей Методики.
Параграф 8. Обследование и анализ процессов разработки,
внедрения и обслуживания объектов аттестации
60. При аттестационном обследовании и анализе процессов разработки, внедрения и обслуживание объектов аттестации необходимо обследовать:
1) обеспечение информационной безопасности на каждом этапе жизненного цикла в соответствии с разделом 12.1 СТ РК ИСО МЭК 27002-2009;
2) обеспечение информационной безопасности при обработке данных в объекте аттестации в соответствии с разделом 12.2 СТ РК ИСО МЭК 27002-2009;
3) корректность использования криптографических средств защиты информации в соответствии с разделом 12.3 СТ РК ИСО МЭК 27002-2009;
4) обеспечение информационной безопасности системных файлов объекта аттестации в соответствии с разделом 12.4 СТ РК ИСО МЭК 27002-2009;
5) обеспечение информационной безопасности в процессе разработки и внедрения объекта аттестации в соответствии с разделом 12.5 СТ РК ИСО МЭК 27002-2009;
6) проведение работ по устранению, мониторингу уязвимостей объекта аттестации в соответствии с разделом 12.6 СТ РК ИСО МЭК 27002-2009;
7) разделение сред опытной или промышленной эксплуатации ИС от сред разработки, тестирования или стендовых испытаний, с исполнением требований, установленных в ЕТ (для информационных систем);
8) обеспечение информационной безопасности интернет - ресурса в соответствии с ЕТ.
61. На основании результатов обследования и анализа процессов разработки, внедрения и обслуживание объектов аттестации в акт аттестационного обследования заносится одно из следующих решений:
1) процессы разработки, внедрения и обслуживания объектов аттестации соответствуют требованиям ИБ – в случае выполнения всех подпунктов пункта 60 настоящей Методики;
2) процессы разработки, внедрения и обслуживания объектов аттестации не соответствуют требованиям ИБ – в случае не выполнения подпунктов пункта 60 настоящей Методики.
Параграф 9. Обследование и анализ организации управления
инцидентами в области информационной безопасности
62. При обследовании и анализе организации управления инцидентами в области информационной безопасности необходимо обследовать следующие процессы:
1) оповещение о случаях нарушения информационной безопасности, позволяющей обеспечить быстрое, результативное и последовательное реагирование на инциденты в области информационной безопасности в соответствии с разделом 13.1. СТ РК ИСО МЭК 27002-2009;
2) назначение ответственности руководства в соответствии с разделом 13.2.1 СТ РК ИСО МЭК 27002-2009;
3) мониторинг и регистрация инцидентов информационной безопасности, оперативность информирования об инцидентах в области информационной безопасности, процедуры составлению отчетов об инцидентах информационной безопасности в соответствии с разделом 13.2.2 СТ РК ИСО МЭК 27002-2009;
4) сбор, сохранение и предоставление информации об инцидентах информационной безопасности на случай, если инцидент информационной безопасности может привести к судебному разбирательству в соответствии с разделом 13.2.3 СТ РК ИСО МЭК 27002-2009;
5) регистрация событий, связанных с состоянием информационной безопасности и выявление нарушений путем анализа журналов событий в соответствие с ЕТ.
63. На основании результатов обследования и анализа организации управления инцидентами информационной безопасности в акт аттестационного обследования заносится одно из следующих решений:
1) организация управления инцидентами в области информационной безопасности соответствует требованиям ИБ – в случае выполнения всех подпунктов пункта 62 настоящей Методики;
2) организация управления инцидентами в области информационной безопасности не соответствует требованиям ИБ – в случае невыполнения подпунктов пункта 62 настоящей Методики.
Параграф 10. Обследование и анализ управления
непрерывности бизнеса
64. При обследовании и анализе управления непрерывности бизнеса необходимо обследовать следующие процессы:
1) развитие и поддержки непрерывности бизнеса включающие в себя процессы по информационной безопасности в соответствии с разделом 14.1.1 СТ РК ИСО МЭК 27002-2009;
2) идентификация событий, которые являются причиной прерывания бизнес-процессов в соответствии с разделом 14.1.2;
3) реализация планов непрерывности бизнеса в соответствии с разделом 14.1.3 СТ РК ИСО МЭК 27002-2009;
4) проведение тестирования, поддержки и пересмотра планов по обеспечению непрерывности бизнеса в соответствии с разделом 14.1.5 СТ РК ИСО МЭК 27002-2009.
65. На основании результатов обследования и анализа управления непрерывности бизнеса в акт аттестационного обследования заносится одно из следующих решений:
1) управление непрерывностью бизнеса соответствует требованиям ИБ – в случае выполнения всех подпунктов пункта 64 настоящей Методики;
2) управление непрерывностью бизнеса не соответствует требованиям ИБ – в случае невыполнения подпунктов пункта 64 настоящей Методики.
Параграф 11. Обследование и анализ степени соответствия
правовым требованиям
66. При обследовании и анализе степени соответствия правовым требованиям необходимо обследовать следующие процессы:
1) защита записей организации от потери, разрушения и фальсификации в соответствии с законодательными, другими обязательными, контрактными требованиями и бизнес – требованиями в соответствии с разделом 15.1.3 СТ РК ИСО МЭК 27002-2009;
2) обеспечение информационной безопасности при переносе конфиденциальной персональной информации в соответствии с разделом 15.1.4 СТ РК ИСО МЭК 27002-2009;
3) контроль нецелевого использования средств обработки информации в соответствии с разделом 15.1.5 СТ РК ИСО МЭК 27002-2009;
4) проведение мероприятий по управлению техническими уязвимостями в ручную и (или) при помощи соответствующих инструментальных и программных средств в соответствии с разделом 15.2.2 СТ РК ИСО МЭК 27002-2009;
5) применение мер по управлению и согласованию при проведении аудита информационной безопасности в соответствии с разделом 15.3.1 СТ РК ИСО МЭК 27002-2009;
6) обеспечение информационной безопасности при доступе инструментальных средств аудита в соответствие с разделом 15.3.2 СТ РК ИСО МЭК 27002-2009.
67. На основании результатов обследования и анализа степени соответствия правовым требованиям в акт аттестационного обследования заносится одно из следующих решений:
1) степень соответствия правовым требованиям соответствует требованиям ИБ – в случае выполнения всех подпунктов пункта 66 настоящей Методики;
2) степень соответствия правовым требованиям не соответствует требованиям ИБ – в случае не выполнении подпунктов пункта 66 настоящей Методики.
Параграф 12. Обследование и анализ системы
защиты от несанкционированного доступа к информации
согласно СТ РК ГОСТ Р 50739-95-2006
68. При обследовании и анализе системы защиты от несанкционированного доступа к информации согласно СТ РК ГОСТ Р 50739-95-2006 необходимо обследовать следующие процессы:
1) обеспечение защищенность информации при ее обработке в объекте аттестации от НСД в соответствии с разделом 4 СТ РК ГОСТ Р 50739-2006;
2) реализация разграничения прав доступа показателями защищенности в соответствии с разделом 5.1. СТ РК ГОСТ Р 50739-2006;
3) исполнение требовании к учету, предусматривающие то, что СВТ должны поддерживать регистрацию событий, имеющих отношение к защищенности информации в соответствии с разделом 5.2
СТ РК ГОСТ Р 50739-2006;
4) исполнение требований к гарантиям, предусматривающие необходимость наличия в составе СВТ технических и программных механизмов, позволяющих получить гарантии того, что СВТ обеспечивают выполнение требований к разграничению доступа и к учету в соответствии с разделом 5.3 СТ РК ГОСТ Р 50739-2006;
5) подробное и всестороннее описание комплексных средств защиты в соответствии с разделом 6 СТ РК ГОСТ Р 50739-2006.
69. На основании результатов изучения и анализа объектов аттестации на соответствие требованиям защиты от несанкционированного доступа в акт аттестационного обследования заносится одно из следующих решений:
1) система защиты от несанкционированного доступа объекта аттестации согласно СТ РК ГОСТ Р 50739-95-2006 соответствует требованиям ИБ – в случае выполнения всех подпунктов пункта 68 настоящей Методики;
2) система защиты от несанкционированного доступа объекта аттестации согласно СТ РК ГОСТ Р 50739-95-2006 не соответствует требованиям защиты – в случае не выполнения подпунктов пункта 68 настоящей Методики.
Параграф 13. Инструментальное обследование объекта аттестации
70. Инструментальное обследование объекта аттестации проводится с целью выявления уязвимостей на объекте аттестации, в частности в системе защиты от внешнего и внутреннего проникновения, с помощью специализированного программного - аппаратного комплекса (далее - ПАК) на основании учетных записей для доступа к компонентам объекта аттестации, предоставленных заявителем.
71. Проведение инструментального обследования объекта аттестации включает в себя:
1) настройку ПАК (прописка учетной записи для проведения локальных и удаленных проверок, выбор режима инструментального обследования и т.п.);
2) запуск ПАК;
3) формирование и выдачу программного отчета, включающего в себя перечень выявленных уязвимостей с указанием их описания, количества и уровня;
4) экспертную оценку результатов инструментального обследования и формирование отчета, который прилагается к акту аттестационного (дополнительного аттестационного) обследования.
72. На основании результатов инструментального обследования в акт аттестационного обследования заносится одно из следующих решений:
1) система защиты от внешнего и внутреннего проникновения соответствует требованиям ИБ – в случае отсутствия уязвимостей;
2) система защиты от внешнего и внутреннего проникновения не соответствует требованиям ИБ – в случае наличия уязвимостей.
5. Формирование Акта аттестационного обследования
73. Результаты аттестационного обследования оформляются в виде акта аттестационного обследования, который составляется по окончанию всех видов работ, входящих в аттестационное обследование, на основании полного комплекта проверочных листов по всем работам;
74. Акт аттестационного обследования составляется в произвольной форме и включает в себя:
1) результаты изучения, анализа и оценки ТД по ИБ;
2) отчет о состоянии организации работ по выполнению требований ЕТ, стандартов СТ РК ИСО/МЭК 27001-2008 и СТ РК ИСО/МЭК 27002-2009, СТ РК ГОСТ Р 50739-95-2006, ТД по ИБ;
3) отчет по инструментальному обследованию объекта аттестации;
4) заключение по результатам всех видов работ аттестационного обследования и рекомендации по устранению несоответствий в случае их наличия.
75. Акт аттестационного обследования составляется в пяти экземплярах, один из которых остается в государственной технической службе, а оставшиеся передаются в уполномоченный орган для членов аттестационной комиссии и заявителю.