ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 137 «Об утверждении Правил организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 10768, опубликованный в «Казахстанской правде» от 25 июня 2015 года № 118 (27994)) следующие изменения и дополнения:
в Правилах организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям, утвержденных указанным приказом:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Реализация дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) осуществляется по следующим видам: телевизионная технология, сетевая технология и кейс-технология.»;
в пункте 5:
подпункт 2) изложить в следующей редакции:
«2) информационно-образовательные ресурсы (далее – ИОР) – формализованные идеи и знания образовательного характера, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации;»;
дополнить подпунктами 15), 16), 17), 18) следующего содержания:
«15) электронное издание – совокупность цифровой, текстовой, графической, аудио, видео и другой информации, которые имеют средства программного управления и документации, и размещены на любом электронном носителе информации или опубликованы в компьютерной сети.
Электронное учебное издание (далее – ЭИУ) – электронное издание, предназначенное для автоматизации обучения и контроля знаний, и соответствующее учебному курсу или отдельным его частям, а также позволяющее выбрать траекторию обучения и обеспечивающее различные виды учебных работ;
16) массовый открытый онлайн-курс (далее – MOOК) – обучающий курс с массовым интерактивным участием с применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет;
17) смешанное обучение – технология обучения, при которой обучение проводится в традиционной очной форме и с использованием технологий дистанционного обучения;
18) онлайн-платформа массовых открытых онлайн курсов (далее – ОП МООК) – портал открытого онлайн-образования, предоставляющий возможность проходить дистанционное обучение по выбранным онлайн-курсам.»;
дополнить пунктом 8-1 следующего содержания:
«8-1. ДОТ применяется также в отношении дополнительного образования, переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, в том числе на иностранном языке.»;
пункт 16 изложить в следующей редакции:
«16. Обязательный комплект состоит из:
1) силлабуса, включающего содержание дисциплины, календарно-тематический план, список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), модульное разбивки дисциплины;
2) электронного конспекта лекций и видеолекций;
3) материалов практических и семинарских занятий;
4) заданий для самостоятельной работы студента и самостоятельной работы студента под руководством преподавателя;
5) материалов по организации рубежного контроля (контрольных работ, тестовых заданий, индивидуальных заданий);
6) материалов по организации итогового контроля (тестовых экзаменационных заданий, вопросов к экзамену, билетов, экзаменационных контрольных работ);
7) графика проведения дистанционных консультаций.»;
пункт 21 изложить в следующей редакции:
«21. Структурное подразделение, обеспечивающее сопровождение ДОТ, осуществляет консультативную помощь в разработке, приобретении и освоении ИОР, электронных учебных изданий, мультимедийных курсов, методических пособий, администрирует тестирующие системы и другие средства контроля знаний, разрабатывает методику использования информационных ресурсов для ДОТ.»;
пункт 23 изложить в следующей редакции:
«23. Обучение по ДОТ производится по учебным планам начального, основного среднего, общего среднего образования, а также по всему учебному плану специальностей технического и профессионального, послесреднего образования, высшего и послевузовского образования.»;
пункт 29 изложить в следующей редакции:
«29. Учебные занятия в режиме «off-line» предусматривают процесс учебного взаимодействия, при котором общение преподавателя и обучаемого осуществляется асинхронно (видеолекции, задания в системе управления обучением, электронная почта, работа обучаемого с учебником по заданию преподавателя с последующей сдачей рубежного и/или итогового контроля).»;
дополнить главой 3 следующего содержания:
«3. Организация MOOК
36. В организациях образования для обеспечения высокого уровня качества обучающего курса (разработка, аккредитация, контроль знаний и т.д.), на основе международного опыта (Edx, Coursera, FutureLearn и др.), осуществляются MOOК с проведением оценки соответствия результатов обучения и компетенций обучающегося.
37. Организации образования до размещения на онлайн-платформе организовывает MOOК, обеспечивающие систему качества учебно-методической экспертизы и апробацию курсов.
38. Требования к процедурам оценки на онлайн-платформе:
1) идентификация личности при проведении мероприятий, связанных с оценкой результатов обучения (доля мероприятий с идентификацией личности в формировании итоговой оценки должна составлять не менее 30 %). Для идентификации личности используются следующие технологии:
уникальная манера набора текста на клавиатуре (программа, отслеживающая скорость набора символов, время между нажатиями клавиш, задержки между комбинациями клавиш (связанных с поиском на клавиатуре буквы), ритмичность набора);
сертификационные центры (прохождение мероприятий на рабочих местах, предоставляемых организацией, обеспечивающей идентификацию личности при входе и контроль условий проведения мероприятия);
онлайн-прокторинг (удаленное наблюдение за обучающимся в ходе мероприятий с использованием камер и средств трансляции экрана устройства, на котором работает обучающийся);
биометрические технологии (использование автоматизированных средств идентификации личности и контроля условий прохождения мероприятий);
2) обеспечение доступа к информации об учебных достижениях обучающегося (по ссылке, указанной в сертификате, либо под учетной записью обучающегося), на основании которых был выдан сертификат об окончании курса.
39. Слушателям онлайн-курсов сдавшим все контрольные задания и итоговый экзамен вручаются сертификаты по форме согласно приложению 1 к настоящему приказу.
40. Содержания к сертификату:
1) сертификат обеспечивает однозначной идентификации личности обучающегося, которому сертификат был выдан;
2) в сертификате имеется ссылка на его электронную версию, размещенную в сети Интернет, в домене, ассоциированном с онлайн-платформой вуза;
3) сертификат содержит информацию об уровне освоения результатов обучения (критерии оценок, учебный план или другие данные описаны в информации о курсе, либо непосредственно в сертификате или его электронной версии).
41. При наличии сертификата, подтверждающего результаты обучения на онлайн-курсе, входящего в утвержденный вузом (советом) перечень, обучающийся претендует на включение дисциплины в свой текущий или планируемый на будущий академический период обучения индивидуальный учебный план.
42. Порядок и условия зачета результатов освоения открытых онлайн-курсов разработанных вузами Республики Казахстан, требования предъявляемые к результатам обучения на онлайн-платформах по открытым онлайн-курсам, допускаемым к перезачету/переаттестации реализуются в рамках соглашений между вузами по внутренней академической мобильности обучающихся.
43. Определение трудоемкости учебной работы обучающихся по МООК осуществляется:
1) при оценке трудоемкости учебной работы обучающегося на онлайн-платформе используется европейская система перевода и накопления кредитов (ECTS - The European Credit Transfer System);
2) при перезачете онлайн-курсов засчитывается с пересчетом количество кредитов, зачетных единиц или академических часов, указанное в представленном сертификате в строгом их соответствие с учебными дисциплинами, включенных в рабочие учебные планы специальности и индивидуальные учебные планы обучающегося за выбранный текущий или будущий академический период обучения;
3) при реализации смешанной технологии обучения пересчет количества кредитов по онлайн-курсам осуществляется в рамках утвержденных соотношений пропорционально структуре дисциплины с использованием технологии дистанционного обучения;
4) пересчет кредита определяется учебно-методической комиссией вуза и открыто публикуется на корпоративном портале (сайте) вуза.».
2. Департаменту высшего и послевузовского образования (Г.И. Кобенова) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление копий настоящего приказа для официального опубликования в информационно-правовой системе «Әділет» и периодических печатных изданиях на электронном носителе с приложением бумажного экземпляра, заверенного гербовой печатью;
3) в течение пяти рабочих дней со дня получения зарегистрированного настоящего приказа направление его копии в печатном и электронном виде, заверенной печатью Министерства образования и науки Республики Казахстан и удостоверенной электронной цифровой подписью лица, уполномоченного подписывать настоящий приказ, для внесения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан;
5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр
образования и науки
Республики Казахстан Е. Сагадиев
Приложение
к приказу Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 30 мая 2016 года № 343