ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 21 января 2016 года № 50 "Об утверждении Правил организации дуального обучения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 13422, опубликован 31 марта 2016 года в информационно-правовой системе "Әділет"), следующее изменение:
Правила организации дуального обучения, утвержденные указанным приказом, изложить в редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту технического и профессионального образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;
4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан;
5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Департамент юридической службы Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнений мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2), 3) и 4) настоящего пункта
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан Суханбердиеву Э.А.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр образования и науки Республики Казахстан |
Е. Сагадиев |
Приложение к приказу Министра образования науки Республики Казахстан от 11 сентября 2018 года № 455 |
|
Утверждены приказом Министра образования науки Республики Казахстан от 21 января 2016 года № 50 |
Правила организации дуального обучения
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие правила организации дуального обучения (далее – Правила) разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года, подпунктом 46-12) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и определяют порядок организации дуального обучения.
Правила распространяются на учебные заведения реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, учебные центры, предприятия (организации) участвующие в дуальном обучении.
2. В Правилах используются следующие основные понятия:
1) обучаемый – лицо, обучающееся в организации образования, реализующей образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования;
2) промежуточная аттестация обучающихся – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема одного учебного предмета, одной учебной дисциплины и (или) модуля, а также профессиональных модулей в рамках одной квалификации после завершения их изучения;
3) образовательная программа – единый комплекс основных характеристик образования, включающий цели, результаты и содержание обучения, организацию образовательного процесса, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов обучения;
4) присвоение квалификации – процедура подтверждения совокупности индивидуальных способностей, профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы в рамках соответствующего вида профессиональной деятельности по конкретной специальности;
5) уполномоченный орган в области образования – центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области образования;
6) дуальное обучение – форма подготовки кадров, сочетающей обучение в организации образования с обязательными периодами производственного обучения и профессиональной практики на предприятии (в организации) с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплатой обучающимся, при равной ответственности предприятия (организации), учебного заведения и обучающегося;
7) договор о дуальном обучении – письменное соглашение между обучающимся, предприятием (организацией), предоставляющим рабочее место для прохождения производственного обучения и профессиональной практики, и учебным заведением, регламентирующее условия и порядок прохождения производственного обучения и профессиональной практики;
8) трудовая функция – набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач процесса труда;
9) профессиональная практика – вид учебной деятельности, направленной на закрепление теоретических знаний, умений, приобретение и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
10) профессиональная ориентация – предоставление информации и консультационной помощи обучаемому в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учебы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями;
11) предприятие (организация) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, участвующее в дуальном обучении в соответствии с настоящими Правилами;
12) компенсационные выплаты – денежные выплаты, связанные с профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников или иных лиц, не состоящих в трудовых отношениях;
13) производственное обучение – обучение, направленное на приобретение теоретических знаний, практических умений обучающимися, на базе организаций образования и (или) предприятий (организаций);
14) учебная программа – программа, определяющая по каждому учебному предмету, каждой учебной дисциплине и (или) модулю содержание и объем знаний, умений, навыков и компетенций, подлежащих освоению;
15) учебное заведение – организация образования, реализующая образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования по дуальному обучению;
16) учебный центр – независимая форма собственности, реализующая образовательные программы дополнительного образования с обязательной организацией производственной практики;
17) учебный план – документ, регламентирующий перечень, последовательность, объем (трудоемкость) учебных предметов, учебных дисциплин и (или) модулей, профессиональной практики, иных видов учебной деятельности обучающихся соответствующего уровня образования и формы контроля;
18) наставник – квалифицированный работник предприятия (организации), владеющий технологиями производства или сферы услуг, осуществляющий руководство производственным обучением и профессиональной практикой;
19) слушатель – лицо, обучающееся в организации образования по образовательным программам дополнительного образования и подготовительного отделения.
3. Участники дуального обучения:
1) учебные заведения, реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования, независимо от форм собственности;
2) предприятия (организации), независимо от формы собственности;
3) обучаемый – студент (стажер), слушатель.
4. Обязательные компоненты дуального обучения:
1) договор о дуальном обучении;
2) рабочий учебный план дуального обучения, согласованный с организацией (предприятием);
3) учебные, рабочие места и (или) учебный производственный центр в предприятиях (организациях), оборудованные для реализации производственного обучения и профессиональной практики, либо учебно-производственные мастерские, учебные хозяйства, учебные полигоны в организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования;
4) наставники производственного обучения и профессиональной практики на предприятиях (в организациях).
Глава 2. Порядок организации дуального обучения
5. Дуальное обучение осуществляется в соответствии с договором о дуальном обучении.
6. Отбор на дуальное обучение ведется:
1) по результатам собеседования с обучающимися, изъявившими желание обучаться по дуальному обучению, проводимого предприятием (организацией);
2) по заявлениям граждан в произвольной форме.
7. Организация учебного процесса осуществляется в соответствии с рабочими учебными планами и программами, разработанными на основе соответствующих типовых учебных планов и программ, утвержденными учебным заведением и согласованными с предприятием (организацией).
8. Учебный процесс в организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования, включает теоретическое обучение в организациях образования, а также производственное обучение и профессиональную практику, выполняемые под руководством мастера производственного обучения, руководителя практики в учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах и на учебных полигонах, под руководством наставника, мастера производственного обучения, руководителя практики – на базе предприятий (организаций).
9. Формы, содержание и объем производственного обучения и профессиональной практики определяются на основании действующих образовательных программ по соответствующей специальности и квалификации.
10. Образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования с использованием дуального обучения предусматривают теоретическое обучение в организациях образования и не менее шестидесяти процентов производственного обучения, профессиональной практики на базе предприятия (организации).
11. График учебного процесса утверждается организацией образования и согласовывается с предприятием (организацией).
12. В период прохождения производственного обучения и профессиональной практики на обучаемого распространяются правила трудового распорядка предприятия в соответствии с требованиями Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года (далее - Трудовой кодекс).
13. За время прохождения производственного обучения и профессиональной практики обучаемый выполняет определенные функциональные обязанности, которые засчитываются в трудовой стаж обучаемого, и за это время допускается компенсационная выплата.
На лиц, проходящих производственное обучение и профессиональную практику, распространяются требования по безопасности и охране труда.
14. Компенсационная выплата обучаемому устанавливается по усмотрению предприятия (организации).
15. Лицам, сдавшим квалификационный экзамен, присваивается соответствующий уровень квалификации по конкретной специальности и выдается свидетельство (сертификат) о присвоении квалификации.
Организации образования, реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования, по итогам освоения обучающимися профессиональных модулей в рамках одной квалификации и (или) результатам промежуточной аттестации выдают свидетельство о профессиональной подготовке.
16. Промежуточная аттестация проводится учебным заведением, в которой формируется экзаменационная комиссия с привлечением наставников (не связанных с аттестуемым) и специалистов из предприятия (организации), участвующих в дуальном обучении.
17. Обучающемуся, прошедшему итоговую аттестацию по освоению образовательной программы технического и профессионального образования, присваивается рабочая квалификация (квалификации) и (или) квалификация "специалист среднего звена".
Обучающемуся, прошедшему итоговую аттестацию по освоению образовательной программы послесреднего образования, присваивается квалификация "прикладной бакалавр".
18. Обучаемому, прошедшему итоговую аттестацию выдается диплом государственного образца.
Глава 3. Функции участников процесса организации дуального обучения
19. Уполномоченный орган в области образования оказывает консультационную помощь по вопросам организации учебного процесса по дуальному обучению и иные полномочия в рамках дуального обучения.
20. Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" содействует заключению трехсторонних договоров о дуальном обучении, принимает участие в разработке учебно-методических материалов, образовательных учебных программ и планов с использованием дуального обучения, разрабатывает и реализует мероприятия по содействию в трудоустройстве выпускников, обучившихся по дуальному обучению, проводит мониторинг потребности субъектов предпринимательства в профессиональных кадрах, координирует работу региональных палат предпринимателей, осуществляет иные полномочия в рамках дуального обучения.
21. Учебное заведение:
1) создает необходимые условия для учебного процесса;
2) согласовывает с предприятием (организацией) учебные планы и программы для подготовки обучаемого по дуальному обучению;
3) реализует образовательные программы по дуальному обучению с учетом требований предприятия (организации);
4) ведет контроль за прохождением производственного обучения и профессиональной практики обучаемого в организации (предприятии);
5) проводит промежуточную и итоговую аттестацию в учебном заведении и принимает участие в квалификационном экзамене;
6) по согласованию с предприятием (организацией) направляет на стажировку инженерно-педагогических работников в предприятие (организацию);
7) содействует трудоустройству выпускников, обучившихся по дуальному обучению и подтвердивших свою квалификацию;
8) заключает трехсторонние договоры о дуальном обучении;
9) организации образования, реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования, по итогам освоения обучающимися профессиональных модулей в рамках одной квалификации и (или) результатам промежуточной аттестации выдают свидетельство о профессиональной подготовке.
22. Предприятие (организация):
1) работодатели в соответствии с законодательством Республики Казахстан об образовании предоставляют места для прохождения профессиональной практики, а также производственного обучения, создают безопасные условия и исполняют обязанности, предусмотренные договорами;
2) знакомится с материально-технической базой учебного заведения, с целью внесения рекомендаций по корректировки в учебный процесс;
3) содействует в укреплении материально-технической базы учебного заведения;
4) предоставляет заявки в региональную палату предпринимателей о предоставлении учебных, рабочих мест на предприятии (организации) по дуальному обучению;
5) участвует в разработке рабочих учебных планов и учебных программ учебного заведения, а также учебно-методических комплексов;
6) обеспечивает организацию проведения производственного обучения и (или) профессиональной практики на предприятии (в организации) в соответствии с образовательными программами, согласно заключенному договору;
7) обеспечивает обучаемого средствами индивидуальной защиты согласно инструкциям предприятия (организации) и инструментами, необходимыми для обучения;
8) предоставляет ученические, рабочие места в соответствии техникой безопасности;
9) закрепляет на основе договора о дуальном обучении за обучающимся наставника для осуществления руководства производственным обучением и (или) профессиональной практикой;
10) знакомит с условиями работы, нормативными правовыми актами, регулирующими данную сферу, условиями безопасности и охраны труда;
11) проводит все виды инструктажей, предусмотренные законодательством по охране труда, технике безопасности, и локальными документами предприятия (организации);
12) участвует в промежуточной и итоговой аттестации обучаемого;
13) по усмотрению предприятия (организации) обеспечивает компенсационной выплатой обучаемого, в соответствии с Трудовым кодексом и условиями договора о дуальном обучении;
14) при наличии вакансии рассматривает возможность трудоустройства выпускников, обучившихся по дуальному обучению и подтвердивших свою квалификацию;
15) проводит собеседование с абитуриентами, изъявившими желание обучаться по дуальному обучению;
16) заключает трехсторонние договоры о дуальном обучении.
23. Обучаемый:
1) знакомится с условиями работы, нормативными правовыми актами, регулирующими данную сферу, условиями безопасности и охраны труда;
2) соблюдает учебную и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка, требования по охране труда и технике безопасности;
3) проходит полный курс обучения, установленный учебным планом;
4) ведет дневник о прохождении производственного обучения и профессиональной практики, предоставляет отчет наставнику о проделанной работе;
5) проходит промежуточную и итоговую аттестацию по завершению дуального обучения.
24. Местный исполнительный орган в области образования:
1) обеспечивает организацию подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена по дуальному обучению;
2) осуществляет мониторинг организации дуального обучения в регионе;
3) оказывает консультационную помощь по вопросам организации учебного процесса по дуальному обучению;
4) совместно с региональной палатой предпринимателей ведет работу по привлечению учебных заведений и содействует привлечению предприятий (организаций) в дуальное обучение;
5) совместно с региональными палатами предпринимателей содействует заключению договоров о дуальном обучении;
6) ведет мониторинг и содействует трудоустройству выпускников, обучившихся по дуальному обучению;
7) осуществляет иные полномочия в рамках дуального обучения.
25. Региональная палата предпринимателей:
1) принимает заявки со стороны предприятий (организаций), желающих принять участие в дуальном обучении, на предоставление учебных, рабочих мест на предприятии (в организации);
2) оказывает содействие по созданию учебных, рабочих мест по заявкам предприятий (организаций);
3) содействует заключению договоров о дуальном обучении;
4) регистрирует и ведет реестр договоров о дуальном обучении;
5) оказывает консультационную помощь по вопросам организации учебного процесса по дуальному обучению;
6) оказывает содействие обучению наставника от предприятия (организации) и осуществляет мониторинг закрепления наставников на предприятиях (в организациях);
7) содействует проведению квалификационного экзамена для выпускников, прошедшим дуальное обучение;
8) осуществляет согласование кандидатуры председателя и состава квалификационной комиссии, формируемого из числа представителей предприятий (организаций) и ассоциаций работодателей, при организации квалификационного экзамена;
9) осуществляет иные полномочия в области дуального обучения;
10) принимает участие в формировании государственного заказа по подготовке кадров.
26. Наставник:
1) с согласия непосредственного руководителя предприятия (организации), подключает для дополнительного обучения обучающегося других специалистов предприятия;
2) требует от обучающегося выполнения указаний по вопросам, связанным с производственной деятельностью;
3) ходатайствует перед руководством о создании условий, необходимых для нормальной трудовой деятельности своего подопечного;
4) требует рабочие отчеты у обучаемого, как в устной, так и в письменной форме;
5) вносит предложения о присвоении рабочего разряда и участвует в обсуждении профессиональной характеристики обучаемого;
6) участвует в обсуждении вопросов, связанных со служебной, общественной деятельностью обучаемого, вносит предложения непосредственному руководителю предприятия (организации), о его поощрении и применении мер дисциплинарного воздействия;
7) содействует обучаемому в ознакомлении с производственной деятельностью, корпоративной культурой и в последующем профессиональном развитии, закреплении профессиональной деятельности на рабочем месте;
8) обучает обучаемого практическим приемам и способам качественного выполнения должностных обязанностей и поручений;
9) обучает обучаемого в соответствии с рабочими учебными планами, согласованными с предприятием (организацией);
10) контролирует исполнение поручений, данных обучаемому;
11) выявляет и совместно устраняет ошибки, допущенные обучаемым, оказывает помощь в устранении имеющихся недостатков;
12) формирует ответственное отношение у обучаемого в исполнении своих профессиональных обязанностей, а также уважительное отношение к коллегам по работе;
13) воспитывает у обучаемого уважение к трудящимся, их труду и результатам труда, а также ответственное отношение к собственному труду;
14) представляет отзыв на обучаемого;
15) повышает свой уровень квалификации в области педагогических технологий.
27. Местные исполнительные органы, региональные палаты предпринимателей, учебные заведения, предприятия (организации) систематически проводят профессиональную ориентацию среди самозанятых, безработных и малообеспеченных групп населения, учащихся организаций среднего образования, по профессиональному ориентированию.