В соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан "О противодействии терроризму", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сфере формирования и хранения государственного материального резерва.
2. Комитету по государственным материальным резервам Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан |
Ю. Ильин |
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан
_____________________
"___" ________ 2022 года
"СОГЛАСОВАНО"
Комитет национальной безопасности
Республики Казахстан
_____________________
"___" ________ 2022 года
Утверждена приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 26 января 2022 года № 28 |
Инструкция по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сфере формирования и хранения государственного материального резерва
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Инструкция по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сфере формирования и хранения государственного материального резерва (далее – Инструкция) разработана в соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан "О противодействии терроризму", а также требований к организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 мая 2021 года № 305.
2. Согласно подпункту 2) пункта 3 критериев отнесения объектов к уязвимым в террористическом отношении, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 апреля 2021 года № 234, объекты с государственными материальными резервами (склады по хранению медицинских препаратов, горюче-смазочных материалов, продовольственные и вещевые склады) являются уязвимыми в террористическом отношении.
3. Настоящая Инструкция предназначена для использования объектами, осуществляющими деятельность в сфере формирования и хранения государственного материального резерва (далее - объекты), сотрудниками, обеспечивающими проведение мероприятий по их антитеррористической защищенности, руководителями и работниками специализированных охранных подразделений органов внутренних дел (далее - ССО), заключивших договор об оказании услуг по охране объектов государственного материального резерва, а также сотрудниками уполномоченных органов при осуществлении контроля за состоянием антитеррористической защищенности объектов государственного материального резерва.
4. Руководителями объектов назначаются ответственные лица (или группа лиц) из числа персонала, в обязанности которых входит организация мер по антитеррористической защите объектов, взаимодействие с подразделениями ССО, уполномоченными органами, проведение периодического мониторинга состояния защищенности объектов, подготовка соответствующей документации, организация первичных мер реагирования в случае выявления признаков террористической угрозы.
5. Требования настоящей Инструкции доводятся до сведения всех работников объектов при заключении с ними трудовых договоров, работников организаций, привлекаемых к работам на объектах, при заключении с ними договоров, а также в части касающейся до посетителей - в момент оформления пропускных документов. При этом, всеми физическими и юридическими лицами, постоянно работающими или временно находящимися на объектах защиты, соблюдаются требования настоящей Инструкции.
6. В настоящей Инструкции используются следующие понятия:
1) критическая зона – помещения, участки и конструктивные элементы, разрушение которых в результате акта терроризма может привести к существенному нарушению нормального функционирования объекта, его существенному повреждению или аварии на нем;
2) система видеонаблюдения – совокупность камер видеонаблюдения, линий передачи данных, программных и технических средств и хранения видеозаписей, а также программных и (или) технических средств управления, осуществляющих информационный обмен между собой;
3) инженерно-техническая укрепленность – конструктивные элементы, инженерные, технические средства и (или) их совокупность, обеспечивающие необходимое противодействие несанкционированному проникновению на объект либо его части;
4) охраняемая зона (участок) – территория, а также выделенные на объекте зоны (участки), части зданий (строения и сооружения), помещения и их конструктивные элементы, подлежащие охране;
5) охраняемые объекты – здания, строения и сооружения, предназначенные для пребывания охраняемых лиц, иные здания, строения и сооружения, охраняемые Службой государственной охраны Республики Казахстан, а также прилегающие к ним территория и акватория;
6) система охранной сигнализации – совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для обнаружения несанкционированного проникновения в охраняемую зону (участок), нарушения целостности охраняемой зоны (участка), сбора, обработки, передачи и представления информации в заданном виде о нарушении целостности охраняемой зоны (участка);
7) система контроля и управления доступом – совокупность технически совместимых аппаратных средств и (или) программного обеспечения, предназначенных для контроля доступа, разграничения прав на вход и (или) выход на объект и (или) его отдельные зоны персонала и посетителей, сбора и хранения информации;
8) потенциально опасные участки объекта – территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объекта, где используются, хранятся или эксплуатируются взрывопожароопасные, опасные химические вещества, оружие и боеприпасы, токсичные вещества и препараты, элементы технологических цепочек, систем, оборудования или устройств, критические зоны объекта, а также места возможного массового пребывания людей на объекте, совершение акта терроризма на которых может способствовать причинению ущерба жизни и здоровью, возникновению аварии, угрозы чрезвычайной ситуации с опасными социально-экономическими последствиями, хищению опасных веществ и материалов с целью их дальнейшего использования для совершения акта терроризма;
9) учебные (профилактические) мероприятия – превентивные способы обучения персонала и охраны, реализуемые в виде инструктажей и занятий в целях привития навыков первичного реагирования;
10) пропускной режим – совокупность правил, регламентирующих установленный порядок, исключающий возможность несанкционированного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества;
11) система охранная телевизионная – система видеонаблюдения, представляющая собой телевизионную систему замкнутого типа, предназначенную для выявления и фиксирования нарушений;
12) паспорт антитеррористической защищенности – информационно-справочный документ, содержащий общие и инженерно-технические сведения об объекте, отражающие состояние его антитеррористической защищенности, и предназначенный для планирования мероприятий по предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма на объекте, уязвимом в террористическом отношении;
13) система оповещения – совокупность технических средств, предназначенных для оперативного информирования (светового и (или) звукового оповещения) находящихся на объекте, уязвимом в террористическом отношении, лиц о тревоге при чрезвычайных происшествиях (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и действиях в сложившейся обстановке;
14) уровни террористической опасности:
"желтый" – при наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения акта (актов) терроризма;
"оранжевый" – при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения акта (актов) терроризма;
"красный" – при наличии информации о совершенном акте терроризма, а также подтвержденной информации о возможном совершении повторного акта (актов) терроризма или одновременных террористических атак на объекты, уязвимые в террористическом отношении;
Сноска. Пункт 6 с изменениями, внесенными приказами Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 22.02.2024 № 65 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 17.07.2024 № 275 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).7. Меры по обеспечению антитеррористической защиты объектов направлены на создание условий, препятствующих совершению актов терроризма (снижение риска их совершения) на территории объектов, минимизацию и (или) ликвидацию последствий возможных террористических угроз.
Организация мер защиты строится на принципах заблаговременности, дифференцированного подхода, адекватности и комплексности.
8. Меры по обеспечению антитеррористической защищенности объектов включают в себя организацию пропускного режима, профилактические и учебные мероприятия, взаимодействия по вопросам реагирования на террористические проявления, оснащения объектов инженерно-техническим оборудованием, а также разработку и обращение паспорта антитеррористической защищенности объекта.
Глава 2. Требования к организации пропускного режима
9. Пропускной режим объектов осуществляется подразделениями ССО в соответствии с Правилами по обеспечению пропускного режима на объектах, разработанными в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 октября 2011 года № 1151 "Некоторые вопросы объектов, подлежащих государственной охране". Определение перечня лиц, имеющих право на вход на территории объектов, допуск в режимные помещения, контроль распорядка дня, пожарной безопасности и другие вопросы, касающиеся внутренних процессов объектов, возлагается на руководителей объектов или лиц их замещающих и на назначенных ими ответственных лиц.
При этом, принимаемые меры направлены на:
1) предупреждение несанкционированного доступа и въезда на территорию, а также исключение возможности бесконтрольного передвижения посторонних лиц и автотранспорта на объектах;
2) предотвращение вноса (выноса) на объект защиты огнестрельного, холодного и иного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, других предметов и веществ, запрещенных к свободному обороту;
3) сохранение материальных, информационных и других ресурсов, находящихся на объектах защиты, недопущение и пресечение фактов их хищений, иных противоправных проявлений;
4) обеспечение безопасности лиц, находящихся на объектах.
10. Пропускной режим на охраняемых объектах осуществляется путем:
1) обеспечения физической охраны персонала, складов, зданий и помещений, хранящихся в них материальных ценностей;
2) оснащения объектов защиты инженерно-техническими средствами охраны, предназначенными для предотвращения несанкционированного проникновения посторонних лиц и автотранспорта, обеспечения сохранности имущества, а также автоматизированными системами пожарной и охранной сигнализации, контроля и управления доступом, видеонаблюдения и иными системами обеспечения безопасности;
3) осуществления обхода (патрулирования) территории объектов, проведения визуального осмотра на предмет выявления возможных подозрительных предметов, нахождения посторонних лиц с периодичностью указанной в совместно утвержденном графике;
4) введения постоянных, временных, разовых и материальных пропусков, дающих их обладателям право прохода (въезда) на объект защиты, а также вноса (выноса) товарно-материальных ценностей;
5) использование единой формы пропускных документов: образца бланка временного пропуска согласно приложению 1 к настоящей Инструкции; служебной записки на оформление временного пропуска для работника (ов) согласно приложению 2 к настоящей Инструкции; образца бланка разового пропуска согласно приложению 3 к настоящей Инструкции; списка участвующих лиц согласно приложению 4 к настоящей Инструкции; журнала учета посетителей согласно приложению 5 к настоящей Инструкции; перечня служебного и личного транспорта, которым разрешен въезд (выезд) на территорию согласно приложению 6 к настоящей Инструкции; служебной записки на въезд (выезд) транспортного средства согласно приложению 7 к настоящей Инструкции;
6) определения перечня лиц, имеющих право доступа на объект защиты, ответственных работников, уполномоченных на принятие решений по выдаче пропускных документов, а также предметов и веществ, запрещенных к вносу (провозу);
7) ограничения круга лиц, допущенных в режимные помещения для работы с конфиденциальными и секретными документами;
8) оборудования специального места для ведения переговоров с посетителями, прибывшими на объект защиты по служебной и иной необходимости, а также шкафов с ячейками для хранения работниками и посетителями своих личных вещей (сотовые телефоны, видео, кино и фотоаппаратуры, ноутбуки, переносные электронные носители информации, радиотехнические и иные устройства);
9) контроля соблюдения внутреннего распорядка, Правил пожарной безопасности, утверждаемых в соответствии с подпунктом 70-41) пункта 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан "О гражданской защите".
11. Взаимодействие с подразделениями ССО по вопросам обеспечения пропускного режима на объектах осуществляется его руководством, а координация вопросов, требующих участия центрального аппарата объектов, возлагается на их Центр оперативного управления.
12. Подразделения ССО отказывают в допуске на объекты лицам, не выполняющим требования, установленные настоящей Инструкцией.
13. В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий, подразделениями ССО на основании внутренних документов принимаются дополнительные меры по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов на объекте защиты с информированием руководителей объектов или лиц их замещающих.
14. При возгорании служебных помещений и кабинетов на объектах защиты или разливе сильнодействующих химических, ядовитых или отравляющих веществ, наряд полиции подразделений ССО прекращает доступ на объект защиты, а выход из него осуществляется беспрепятственно.
15. Пропуск пожарных и аварийно-спасательных команд для ликвидации пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций на объектах защиты, медицинских работников для оказания первой медицинской помощи осуществляется на основании служебных удостоверений с регистрацией номера дежурного расчета (бригады).
16. О всех чрезвычайных случаях, связанных с выявлением и пресечением попыток незаконного проникновения на объект, провоза на территорию запрещенных предметов и материалов, обнаружением подозрительных предметов, вызовом пожарных и аварийно-спасательных команд, скорой медицинской помощи, помимо дежурных служб соответствующих государственных органов, незамедлительно ставится в известность руководитель объекта или лицо его замещающее.
Глава 3. Требования к организации профилактических и учебных мероприятий
17. Целью проведения профилактических и учебных мероприятий является повышение уровня подготовленности руководства и персонала объектов, подразделений ССО к действиям при возможных угрозах террористического характера.
18. Профилактические и учебные мероприятия проводятся в виде инструктажей, занятий (практических и теоретических) и экспериментов с:
1) руководством и сотрудниками объектов;
2) нарядом полиции подразделений ССО, осуществляющим охрану объектов.
19. Профилактические мероприятия организуются:
1) на постоянной основе территориальными органами Комитета национальной безопасности, территориальными подразделениями Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан и местными исполнительными органами при координации антитеррористической комиссии области, города республиканского значения, столицы. При этом, антитеррористической комиссией координируются профилактические мероприятия, направленные на обеспечение защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении, путем проведения занятий по повышению информированности их руководителей и иных должностных лиц объектов об актуальных угрозах террористического характера и создании условий, препятствующих совершению акта терроризма (снижения риска совершения акта терроризма в отношении объекта), а также способствующих минимизации и (или) ликвидации последствий от возможных террористических угроз);
2) республиканским, областным, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) и морским оперативным штабом по борьбе с терроризмом по решению его руководства с директорами и персоналом объектов, уязвимых в террористическом отношении, нарядами полиции подразделений ССО, осуществляющими охрану объектов, путем проведения экспериментов.
Эксперименты направлены на оценку готовности к первоочередным действиям в случае угрозы террористического характера подразделений охраны объекта.
20. Учебные мероприятия организуются руководителями объектов или лицами их замещающими с персоналом объектов, а руководителями подразделений ССО – с привлекаемыми к охране объекта нарядами полиции.
21. Учебные мероприятия обеспечивают обучение персонала действиям в условиях совершения или угрозы совершения акта (актов) терроризма, способам защиты от его последствий, безопасной и своевременной эвакуации с объекта посетителей и персонала.
22. С нарядами полиции, ответственными за организацию пропускного режима, проводятся дополнительные занятия по приобретению и совершенствованию навыков использования инженерно-технических средств антитеррористической защиты, технике осмотра помещений, выявлению возможных мест закладки взрывных устройств.
23. Инструктаж, по характеру и времени проведения, подразделяется на плановый и внеплановый.
24. Во время инструктажа до персонала доводятся алгоритм поведения при возникновении акта терроризма, способы минимизации и ликвидации его последствий.
25. Плановый инструктаж проводится не реже одного раза в год индивидуально или для группы работников.
26. Внеплановый инструктаж проводится руководителями (или лицами, их замещающими) объектов, подразделений ССО, осуществляющих охрану объектов, либо представителями государственных органов, задействованных в проводимых учениях, тренировках и экспериментах в случаях:
1) введения в регионе, где находится объект, уровня террористической опасности;
2) наличия информации о возможной угрозе совершения акта терроризма;
3) подготовки к учениям, тренировкам, экспериментам;
4) подготовки к проведению охранных мероприятий.
27. Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой работников. Содержание внепланового инструктажа определяется в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
28. Практические и теоретические занятия проводятся в соответствии с графиком проведения, утвержденным руководителем объекта или руководителем подразделения ССО с периодичностью не реже одного раза в год.
В ходе теоретических занятий доводится соответствующая информация, в ходе практических занятий отрабатываются действия персонала:
1) по проведению безопасной и беспрепятственной эвакуации;
2) в случае угрозы акта терроризма;
3) при обнаружении на объекте подозрительных лиц и предметов, а также иных сценариев совершения актов терроризма, характерных для объекта.
29. О проведении инструктажей и занятий производится запись в журнале учета учебных мероприятий по антитеррористической подготовке по форме согласно приложению 8 к настоящей Инструкции.
Для объектов с большим количеством персонала (более 20 человек) документирование проведения указанных мероприятий может осуществляться в виде протокола или справки.
Глава 4. Требования к организации взаимодействия по вопросам реагирования на террористические проявления, а также ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма
30. Взаимодействие персонала объектов, нарядов полиции подразделений ССО с уполномоченными государственными органами и оперативными штабами организуется на постоянной основе в рамках обеспечения готовности к реагированию на угрозы совершения или совершение акта (актов) терроризма, подготовки и проведения разно уровневых антитеррористических учений, тренировок, экспериментов, а также антитеррористических операций.
31. При этом, уполномоченные государственные органы и оперативные штабы незамедлительно информируются в случаях:
1) совершения нападения на объект или получении сведений о готовящемся нападении;
2) попыток незаконного проникновения на территорию объекта;
3) возникновения пожаров и других стихийных бедствий;
4) обнаружение в зданиях, складах или территории объекта подозрительных предметов;
5) проявления необоснованного интереса со стороны посторонних лиц к деятельности и состоянию защищенности объекта;
6) получения сведений о фактах хищения, незаконного приобретения работниками объектов оружия, деталей для изготовления самодельных взрывных устройств, а также о местах их хранения;
7) иных случаях, содержащих признаки возможной террористической угрозы.
При представлении информации указываются полученные сведения о совершении акта терроризма или об угрозе его совершения, наименование и адрес объекта, время происшествия, наличие пострадавших, их местонахождение и состояние, фамилия, имя и отчество (при его наличии) лица, передающего сообщение, и занимаемая им должность.
Отсутствие полных данных не освобождает ответственных лиц от немедленного доклада.
32. Руководители объектов (или лица их замещающие), ССО, осуществляющие охрану, в рамках обеспечения готовности к реагированию на угрозы совершения или совершения акта (актов) терроризма, а также по исполнению мероприятий первичного реагирования, направленных на минимизацию и ликвидацию угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма разрабатывают алгоритм действий различного круга лиц объектов на возможные угрозы террористического характера согласно приложению 9 настоящей Инструкции.
33. При установлении уровней террористической опасности, руководители объектов (или лица их замещающие), ССО, осуществляющие охрану объектов, применяют следующие меры безопасности:
1) при "желтом" уровне террористической опасности:
усиление пропускного режима на объекте;
проверка и обеспечение работоспособности систем безопасности, оповещения, видеонаблюдения и охранной сигнализации;
досмотр посетителей, персонала и транспортных средств, при необходимости с использованием специальных технических средств;
инструктаж нарядов полиции ССО, персонала объекта, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, с привлечением в зависимости от полученной информации специалистов в соответствующей сфере;
проведение учебных мероприятий с персоналом по действиям при совершении или угрозе совершения акта (актов) терроризма;
отработка вопросов экстренной эвакуации объектов, с определением мест временного нахождения эвакуированных людей, материальных ценностей и документации;
2) при "оранжевом" уровне террористической опасности (наряду с мерами, принимаемыми при установлении "желтого" уровня террористической опасности):
отработка совместных действий с уполномоченными государственными органами и организациями, оперативными штабами по борьбе с терроризмом по вопросам реагирования на акты терроризма, а также ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма;
приведение в состояние режима повышенной готовности нарядов полиции ССО, персонала объектов, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций;
при необходимости, приостановление деятельности опасных производственных объектов и охранной деятельности;
3) при установлении "красного" уровня террористической опасности (наряду с мерами, применяемыми при введении "желтого" и "оранжевого" уровней террористической опасности):
принятие неотложных мер по спасению людей, содействие бесперебойной работе спасательных служб и формирований;
приостановление деятельности объектов;
приостановление охранной деятельности.
34. Руководители (или лица их замещающие) объектов, ССО оказывают содействие уполномоченным государственным органам и оперативным штабам при подготовке и проведении ими разно уровневых антитеррористических учений, тренировок, экспериментов и антитеррористических операций.
Глава 5. Требования к разработке и обращению паспорта антитеррористической защищенности объекта, уязвимого в террористическом отношении
35. Паспорт антитеррористической защищенности объекта (далее – паспорт) составляется согласно типовому паспорту антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденному совместным приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 14 июня 2023 года № 481 и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 26 июня 2023 года № 51/қе (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 32950), в трех экземплярах с одновременной разработкой электронного варианта.
Сноска. Пункт 35 – в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 22.02.2024 № 65 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).36. Разработку паспорта, его согласование, хранение, корректировку и уничтожение осуществляет ответственное лицо (или группа лиц), назначенные руководителем объекта согласно пункту 4 настоящей Инструкции.
37. Проект паспорта составляется в течение сорока пяти рабочих дней с момента получения руководителями объектов или лицами, их замещающими соответствующего уведомления о включении объекта в перечень объектов, уязвимых в террористическом отношении, области, города республиканского значения или столицы.
38. Проект паспорта объекта, включенного в территориальный перечень, в течение десяти календарных дней после составления предварительно направляется на согласование начальнику территориального подразделения органов внутренних дел.
Проект паспорта согласовывается в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня поступления.
39. В случае наличия замечаний к проекту паспорта, он возвращается в объект с указанием причин, послуживших причиной возврата.
Проект паспорта дорабатывается в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня возврата.
Проект паспорта, поступивший повторно (во исполнение ранее указанных замечаний), согласовывается в срок не более семи рабочих дней.
40. В течение десяти рабочих дней после согласования паспорт утверждается (в том числе при его обновлении) руководителем объекта или лицом его замещающим.
41. Первый экземпляр паспорта (оригинал) хранится согласно требованиям, предъявляемым к организации работы с информацией с ограниченным доступом, у ответственного лица объекта, а второй и третий экземпляры в срок не позднее десяти календарных дней со дня его утверждения или корректировки направляются в территориальное подразделение органов внутренних дел и подразделение ССО.
42. Паспорт корректируется в случаях изменения:
1) прав собственности;
2) руководителя объекта;
3) наименования объекта;
4) основного предназначения объекта;
5) общей площади и периметра объекта, застройки прилегающей территории или после завершения капитального ремонта, реконструкции зданий (строений и сооружений) и инженерных систем, если были произведены изменения в конструкции;
6) потенциально опасных участков объекта;
7) технических средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта.
43. Внесение коррективов в паспорт осуществляется в течение двадцати рабочих дней с момента возникновения причины его изменения. В отдельных случаях по решению антитеррористической комиссии могут устанавливаться иные сроки, исходя из сложности объекта и вносимых изменений.
44. В паспорт вносятся изменения, заверенные подписью руководителя организации, являющейся правообладателем объекта, или лица, уполномоченного организацией подписывать паспорт. Замене подлежат только те элементы паспорта, где произошли изменения.
45. Паспорт подлежит полной замене:
1) не реже одного раза в пять лет;
2) в случае внесения коррективов в более чем половину пунктов текста паспорта.
Утративший силу паспорт подлежит уничтожению в комиссионном порядке с составлением соответствующего акта.
Акт остается в объекте, копия акта направляется по месту хранения второго экземпляра паспорта.
46. Сведения паспорта носят ограниченный характер, порядок работы с которыми определен Правилами отнесения сведений к служебной информации ограниченного распространения и работы с ней, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1196.
47. Паспорт используется в случае проведения антитеррористической операции, учений, тренировок и экспериментов, а также при проведении уполномоченными государственными органами проверок состояния антитеррористической защищенности объектов.
В целях обеспечения своевременной выдачи экземпляра паспорта органам, задействованным в ликвидации и минимизации последствий актов терроризма, на каждый экземпляр паспорта составляется опись в двух экземплярах. Один экземпляр описи вместе с паспортом, в случае необходимости, передается руководителю оперативного штаба, осуществляющему руководство антитеррористической операцией. Второй экземпляр описи остается у лица, ответственного за хранение паспорта.
48. На объектах, где ведутся работы со сведениями, составляющими государственные секреты, паспорт разрабатывается в соответствии с настоящими требованиями и с учетом Закона Республики Казахстан "О государственных секретах".
Глава 6. Требования, предъявляемые к оснащению объектов, уязвимых в террористическом отношении, инженерно-техническим оборудованием
49. Оснащение объектов, уязвимых в террористическом отношении и подлежащих государственной охране, обеспечивается в соответствии с требованиями по инженерно-технической укрепленности объектов, подлежащих государственной охране, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 октября 2011 года № 1151.
50. Технические требования к системам видеонаблюдения, входящим в охранную телевизионную систему объекта, должны соответствовать минимальным техническим условиям систем видеонаблюдения, предусмотренным Правилами функционирования Национальной системы видеомониторинга, утвержденными приказом Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 27 октября 2020 года № 69-қе (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 21693) (далее – Правила функционирования Национальной системы видеомониторинга). При этом охранная телевизионная система интегрируется с Центром оперативного управления органов внутренних дел, а также и обеспечивает возможность подключения имеющейся системы видеонаблюдения к Национальной системе видеомониторинга в порядке и на условиях, определенных Правилами функционирования Национальной системы видеомониторинга.
___________________
Образец бланка временного пропуска
1. Временный пропуск выдается на срок до трех месяцев.
2. На лицевой стороне временного пропуска указывается:
1) номер пропуска;
2) место для фотографии (размер 3х4);
3) Фамилия, имя, отчество (далее – Ф.И.О.) (при наличии) лица, которому выдан пропуск;
4) срок действия пропуска;
5) дата выдачи;
6) подпись руководителя объекта или лица его замещающего.
3. На оборотной стороне пропуска указывается:
1) сроки продления пропуска;
2) подпись руководителя объекта или лица его замещающего.
Корешок пропуска № _____ |
______________________ |
Временный пропуск |
___________________
Служебная записка на оформление временного пропуска для работника (ов)
________________________________________________________________________
(наименование организации оказывающие услуги или выполняющие работы)
Прошу разрешения на оформление временного пропуска на доступ
в административное здание рабочему (работникам)
________________________________________________________________________,
(наименование организации оказывающие услуги или выполняющие работы)
1. ______________________________________________________________________
2. ______________________________________________________________________
3. ______________________________________________________________________
(указывается в алфавитном порядке фамилия, имя, отчество (при наличии),
должность в организации) который(ые) на основании договора
№ _______ от "___" ____________ 20__ г. оказывает(ют) услуги (проводят работы),
связанные с _____________________________________________________________.
(виды услуг или работ)
Срок действия временных пропусков установить до "__" _______ 20__ г.
Данному(ым) работнику(ам) под роспись доведены и разъяснены требования
Инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму на территории
и в административном здании.
Приложения:
1. копии документов, удостоверяющих личность (для каждого лица);
2. цифровая фотография размером 3х4 см. (для каждого лица).
Руководитель структурного подразделения объекта
______________________/ _________________/ _____________________
должность подпись расшифровка подписи
___________________
Образец бланка разового пропуска
1. Разовый пропуск выдается для разового посещения.
2. На лицевой стороне разового пропуска указывается:
1) номер пропуска;
2) Фамилия, имя, отчество (далее – Ф.И.О.) (при наличии) посетителя;
3) должность;
4) место работы;
5) номер кабинета;
6) Ф.И.О. работника, к которому направляется посетитель;
7) время и дата входа на Объект защиты;
8) подпись работника дежурной смены.
Корешок пропуска № _____ |
При выходе из здания пропуск возвращается охране |
___________________
Список участвующих лиц
_______________________________________________________
(наименование мероприятия или работ)
№ | Фамилия, имя, отчество (при наличии) | Должность |
Наименование | Примечание |
Руководитель структурного подразделения объекта
_______________________/ ________________/ _____________________
должность подпись расшифровка подписи
_________________
Журнал учета посетителей
№ п/п | Фамилия, имя, отчество (при наличии) посетителя | Дата и время входа | Дата и время выхода |
Номер разового | Роспись работника отдела охраны | Фамилия, имя, отчество (при наличии) работника пригласившего посетителя | Структурное подразделение, в которое направляется посетитель | Номер и вид документа, удостоверяющего личность посетителя |
Журнал учета пропускных документов нумеруется, прошивается и скрепляется печатью подразделения по защите государственных секретов
_________________
Перечень служебного и личного транспорта, которым разрешен въезд (выезд) на территорию
______________________________________________ (название объекта)
№ п/п | Марка автотранспорта | Государственный номер автотранспорта | Владелец автотранспорта | Должность владельца |
Служебный автотранспорт | ||||
Личный автотранспорт | ||||
Руководитель структурного подразделения объекта
_____________________/ _________________/ _____________________
должность подпись расшифровка подписи
___________________
Служебная записка на въезд (выезд) транспортного средства
_________________________________________________
(наименование организации)
Прошу Вас разрешить въезд (выезд) на территорию _______ (название объекта)
транспортному средству марки _______________ с государственным номером
___________, принадлежащее __________________________________________,
(наименование организации)
в целях _____________________________________________________________.
(мотивированное обоснование)
Срок действия разрешения определить с __час.__ мин. "__"________ 20__ г.
до__час.__ мин. "__"________ 20__ г.
Управление транспортным средством осуществляет водитель указанной организации
_____________________________________________________________________.
(фамилия, имя, отчество (при наличии), номер удостоверения личности)
Руководству организации и водителю транспортного средства под роспись доведены
правила поведения на территории _______ (название объекта).
Руководитель структурного подразделения объекта
_____________________/ _________________/ _____________________
должность подпись расшифровка подписи
___________________
Журнал учета учебных мероприятий по антитеррористической подготовке
(титульный лист)
_____________________________________________________________
(наименование организации)
Журнал № ___ учета проведения учебных мероприятий по антитеррористической подготовке
Дата начала ведения журнала "___" _____ 20__ г.
Дата окончания ведения журнала "___" _____ 20__ г. (внутренняя сторона)
1 Раздел. Инструктажи
№ п/п | Дата проведения инструктажа | Фамилия, имя, отчество (при наличии), и должность инструктируемого | Вид инструктажа | Фамилия, имя, отчество (при наличии), и должность лица, проводившего инструктаж | Подпись инструктируемого | Подпись лица, проводившего инструктаж |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2 Раздел. Занятия:
1) дата проведения занятия;
2) тема занятия;
3) учебные вопросы;
4) количество присутствующих работников.
Подпись лица, проводившего занятия.
___________________
Алгоритм действий различного круга лиц объектов на возможные угрозы террористического характера
1. Алгоритм действий различного круга лиц (посетителей, персонала, наряда полиции специализированных охранных подразделений органов внутренних дел (далее – ССО), руководства) объектов на возможные угрозы террористического характера разработаны с целью управления мероприятиями по повышению устойчивости функционирования данных объектов в случаях вооруженного нападения, захвата заложников, закладки взрывных устройств и взрывчатых веществ, атаки с применением террористов-смертников.
2. Действия посетителей при возникновении угрозы вооруженного нападения:
защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;
по возможности информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, наряд полиции подразделений ССО, осуществляющих охрану объекта, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.
3. Действия персонала при возникновении угрозы вооруженного нападения:
по возможности информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, наряд полиции подразделений ССО, осуществляющих охрану объекта, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения;
защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка.
4. Действия наряда полиции подразделений ССО при возникновении угрозы вооруженного нападения:
выявить вооруженного(ых) злоумышленника (ов);
по возможности блокировать его продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
доложить в правоохранительные и (или) специальные государственные органы, а также с использованием имеющихся возможностей обеспечить безопасность персонала, посетителей и разместить их в наиболее защищенных помещениях;
обеспечить собственную безопасность.
5. Действия руководства объекта при возникновении угрозы вооруженного нападения:
незамедлительно информировать правоохранительные и (или) специальные государственные органы о факте и обстоятельствах вооруженного нападения;
организовать меры по обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о нештатной ситуации на объекте и другое);
взаимодействовать с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
6. Действия посетителей при возникновении угрозы захвата заложников:
защититься: избежать попадания в заложники, незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, продержаться до прибытия сотрудников правопорядка или по возможности безопасно покинуть здание;
по возможности информировать любым доступным способом и только при условии гарантированного обеспечения собственной безопасности правоохранительные и (или) специальные государственные органы об обстоятельствах захвата заложников и злоумышленниках (количество, вооружение, оснащение, возраст, клички, национальность и другое).
7. Действия персонала объекта при возникновении угрозы захвата заложников:
защититься: избежать попадания в заложники, незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, продержаться до прибытия сотрудников правопорядка или по возможности безопасно покинуть здание;
по возможности информировать любым доступным способом и только при условии гарантированного обеспечения собственной безопасности правоохранительные и (или) специальные государственные органы об обстоятельствах захвата заложников и злоумышленниках (количество, вооружение, оснащение, возраст, клички, национальность и другое).
8. Действия наряда полиции подразделений ССО при возникновении угрозы захвата заложников:
выявить вооруженного(ых) злоумышленника (ов);
по возможности блокировать его (их) продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
доложить о факте и обстоятельствах покушения на захват заложников в правоохранительные и (или) специальные государственные органы для вызова оперативных групп;
принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров на пути злоумышленников и другое);
обеспечить собственную безопасность.
9. Действия руководства объекта при возникновении угрозы захвата заложников:
незамедлительно информировать правоохранительные и (или) специальные государственные органы о факте и обстоятельствах попытки захвата заложников;
по возможности организация мер обеспечения безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о нештатной ситуации на объекте и другое);
по возможности организация взаимодействия с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
10. Действия при захвате в заложники:
сохранять спокойствие;
не допускать действий, способных спровоцировать захватчиков к применению физической силы или оружия (разговаривать спокойно; не смотреть захватчикам в глаза; не противоречить и не оказывать активного сопротивления; по возможности выполнять их указания; спрашивать разрешения на любые действия; не пытаться бежать, если нет полной уверенности в успехе побега);
запомнить, как можно больше информации о захватчиков (количество, вооружение, как выглядят, особенности внешности, телосложения, наличие акцента, тематика разговора, темперамент, манера поведения);
постараться определить место своего нахождения (заточения);
при наличии возможности, используя любой доступный способ связи, без риска для жизни, попытаться сообщить о произошедшем в правоохранительные и (или) специальные государственные органы, подразделение безопасности или службу охраны объекта;
не пренебрегать пищей;
в случае ранения, постараться самостоятельно оказать себе первую доврачебную помощь;
расположится подальше от окон, дверей и самих захватчиков (для обеспечения безопасности в случае штурма помещения или стрельбы снайперов);
при проведении сотрудниками спецподразделений операции по освобождению заложников необходимо соблюдать следующие требования:
лечь на пол лицом вниз, по возможности прижавшись к стене, голову закрыть руками и не двигаться;
ни в коем случае не бежать навстречу сотрудникам спецподразделений или от них;
если есть возможность, необходимо держаться подальше от проемов дверей и окон;
отнестись с пониманием, если при штурме и захвате с заложниками поступают некорректно, как с вероятными захватчиками: обыскивают, ограничивают движения, подвергают допросу (в подобных ситуациях такие действия спецподразделений до окончательной идентификации всех лиц и выявления истинных захватчиков считаются оправданными).
11. Взрывным устройством, или начиненным отравляющими химическими веществами, биологическими агентами пакетом могут оказаться подозрительные предметы, под которыми понимаются: бесхозная сумка, пакет, ящик, коробка, игрушка с торчащими проводами, издающего подозрительные звуки и необычные запахи.
12. Признаки, которые могут указывать на взрывное устройство:
наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты;
подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;
от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах;
необычное размещение обнаруженного предмета;
установленные на обнаруженном предмете различные виды источников питания.
13. Рекомендуемые расстояния удаления и оцепления при обнаружении взрывного устройства или предмета, похожего на взрывное устройство:
граната РГД-5 – 50 м;
граната Ф-1 – 200 м;
тротиловая шашка массой 200 г – 45 м;
тротиловая шашка массой 400 г – 55 м;
пивная банка 0,33 л – 60 м;
дипломат (кейс) – 230 м;
дорожный чемодан – 350 м;
автомашина класса "Жигули" – 460 м;
автомашина класса "Волга" – 580 м;
микроавтобус – 920 м;
грузовая машина (фургон) – 1240 м.
14. Действия посетителей при обнаружении подозрительного предмета:
не трогать, не подходить, не передвигать;
опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;
по возможности зафиксировать время и место обнаружения;
немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета охране, персоналу объекта либо в правоохранительные и (или) специальные государственные органы;
быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;
не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме охраны объекта, правоохранительные и (или) специальные государственные органы, чтобы не создавать панику;
при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту.
информировать охрану объекта, правоохранительные и (или) специальные государственные органы о подозрительном лице (ах) (количество, внешние признаки наличия самодельного взрывного устройства (далее –СВУ), оружия, оснащение, возраст, клички, национальность и другое);
покинуть объект, при невозможности укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.
15. Действия персонала при обнаружении подозрительного предмета:
не трогать, не подходить, не передвигать;
опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;
по возможности зафиксировать время и место обнаружения;
немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета охране, персоналу объекта либо в правоохранительные и/или специальные государственные органы;
быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;
не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме охраны объекта, правоохранительные и (или) специальные государственные органы, чтобы не создавать панику;
по возможности организовать с охраной ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне;
помочь обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;
при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту, вести наблюдение;
информировать охрану объекта, правоохранительные и (или) специальные государственные органы о подозрительном лице (ах) (количество, внешние признаки наличия СВУ, оружия, оснащение, возраст, клички, национальность и другое);
оказать содействие руководству и охране в организации эвакуации посетителей;
покинуть объект, при невозможности укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.
16. Действия наряда полиции подразделений ССО при обнаружении подозрительного предмета:
не трогать, не подходить, не передвигать;
опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;
по возможности зафиксировать время и место обнаружения;
немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета руководству объекта и в правоохранительные и (или) специальные государственные органы;
быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;
не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме охраны объекта, правоохранительные и (или) специальные государственные органы, чтобы не создавать панику;
обеспечить ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне на необходимом удалении;
обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;
при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту, вести наблюдение.
информировать охрану объекта, правоохранительные и (или) специальные государственные органы о подозрительном лице (ах) (количество, внешние признаки наличия СВУ, оружия, оснащение, возраст, клички, национальность и другое).
17. Действия руководства при обнаружении подозрительного предмета:
незамедлительно информировать правоохранительные и (или) специальные государственные органы о выявлении подозрительного человека или об обнаружении бесхозного предмета;
организовать оцепление места обнаружения бесхозного подозрительного предмета на необходимом удалении;
организовать эвакуацию людей с объекта, оповестить о нештатной ситуации на объекте и другое;
обеспечить обход помещений и осмотр территорий с целью обнаружения иных подозрительных предметов;
организовать взаимодействие с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом, предоставление необходимой информации.
18. Действие посетителей при атаке с применением террористов-смертников:
защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;
по возможности информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта.
19. Действия персонала при атаке с применением террористов-смертников:
защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;
по возможности информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта.
20. Действия наряда полиции подразделений ССО при атаке с применением террористов-смертников:
по возможности блокировать его (их) продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
информировать любым способом руководство объекта, правоохранительные и (или) специальные государственные органы о выявлении подозрительного лица или группы лиц;
с использованием имеющихся возможностей принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров и другое);
при необходимости организовать наблюдение передвижений подозрительного лица или группы лиц по объекту (лично либо через систему видеонаблюдения);
обеспечить собственную безопасность.
21. Действия руководства при атаке с применением террористов-смертников:
незамедлительная передача информации в правоохранительные и (или) специальные государственные органы о выявлении на объекте подозрительного лица или группы лиц;
предоставление сотрудникам правоохранительных органов максимально полной информации о подозрительном лице, которая может сократить время выявления и задержания злоумышленника;
обеспечение организованной эвакуации людей;
обеспечение собственной безопасности.
____________________