Примечание ИЗПИ!
Порядок введения в действие см. п. 4.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 141 и со статьей 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить:
1) критерии оценки степени риска за системой образования, в части высшего и послевузовского образования согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
2) проверочный лист за системой образования, в части высшего и послевузовского образования, в отношении организаций высшего и послевузовского образования согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу;
3) проверочный лист за системой образования, в части высшего и послевузовского образования, на соответствие квалификационным требованиям в отношении организаций высшего и послевузовского образования согласно приложению 3 к настоящему совместному приказу.
Сноска. Пункт 1 с изменениями, внесенными совместным приказом Министра науки и высшего образования РК от 28.05.2024 № 260 и Заместителя Премьер-Министра – Министра национальной экономики РК от 07.06.2024 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. Комитету по обеспечению качества в сфере науки и высшего образования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра науки и высшего образования Республики Казахстан.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие с 1 января 2023 года.
Министр национальной экономики Республики Казахстан |
А. Куантыров |
Министр науки и высшего образования Республики Казахстан |
С. Нурбек |
"СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой
статистике и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
Приложение 1 к совместному приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 декабря 2022 года № 116 и Министр науки и высшего образования Республики Казахстан от 1 декабря 2022 года № 166 |
Критерии оценки степени риска за системой образования, в части высшего и послевузовского образования
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Критерии оценки степени риска за системой образования, в части высшего и послевузовского образования (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан "Об утверждении формы проверочного листа" от 31 июля 2018 года № 3 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17371) и Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28577) для отбора субъектов (объектов) контроля с целью проведения проверок и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в организациях высшего и послевузовского образования.
2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
1) балл – количественная мера исчисления риска;
2) период оценки – определенный временной период, за который проводятся оценки рисков по субъективным критериям на основании отчетных данных, результатов мониторинга автоматизированных информационных систем;
3) объекты контроля в сфере образования – имущество, находящееся на праве собственности или ином законном основании у субъекта контроля, подлежащее государственному контролю;
4) субъекты контроля в сфере образования – юридические лица, в том числе филиалы и представительства юридических лиц, за деятельностью которых осуществляются государственный контроль;
5) организации образования – организации высшего и (или) послевузовского образования (далее – ОВПО), независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, реализующие высшее и (или) послевузовское образование следующих видов: национальные исследовательские университеты, национальные организации высшего и (или) послевузовского образования, исследовательские университеты, университеты, академии, институты и приравненные к ним (консерватория), военные специальные учебные заведения (далее – военные, специальные ОВПО);
6) нормализация данных – статистическая процедура, предусматривающая приведение значений, измеренных в различных шкалах, к условно общей шкале;
7) значительные нарушения – нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере высшего и послевузовского образования, в части создания условий для освоения образовательных программ высшего и послевузовского образования;
8) незначительные нарушения – нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере высшего и послевузовского образования, в части организации образовательной и научной деятельности высшего и (или) послевузовского образования;
9) грубые нарушения – нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере высшего и послевузовского образования, влекущие или подтверждающие снижение качества образовательного процесса, несоответствие квалификационным требованиям, предъявленным к образовательной деятельности организации высшего и послевузовского образования;
10) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
11) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверок на соответствие требованиям законодательства в сфере высшего и послевузовского образования с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверок на соответствие требованиям;
12) критерии оценки степени риска – совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъектов (объектов) контроля к различным степеням риска;
13) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;
14) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля;
15) проверочный лист – перечень требований, включающий в себя требования, предъявляемые к деятельности субъектов (объектов) контроля несоблюдение которых влечет за собой угрозу законным интересам физических и юридических лиц, государства.
Сноска. Пункт 2 - в редакции cовместного приказа Министра науки и высшего образования РК от 26.04.2023 № 183 и и.о. Министра национальной экономики РК от 26.04.2023 № 50 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 2. Порядок формирования системы оценки и управления рисками при проведении проверки на соответствие требованиям и профилактического контроля субъектов (объектов) контроля
3. Уполномоченный орган в области науки и высшего образования для целей управления рисками при осуществлении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверки на соответствие требованиям относит субъекты (объекты) высокой степени риска.
Сноска. Пункт 3 - в редакции совместного приказа Министра науки и высшего образования РК от 28.05.2024 № 260 и Заместителя Премьер-Министра – Министра национальной экономики РК от 07.06.2024 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).4. Критерии оценки степени риска для проведения проверки на соответствие требованиям и профилактического контроля субъектов (объектов) контроля с посещением формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.
Параграф 1. Объективные критерии
5. Определение объективных критериев осуществляется посредством определения риска.
По объективным критериям к группе с высокой степенью риска относятся организации высшего и (или) послевузовского образования, деятельность которых ведется с нарушениями законодательства в сфере высшего и послевузовского образования.
Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой степени риска, проводятся проверка на соответствие требованиям, профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.
Параграф 2. Субъективные критерии
6. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации;
2) анализ информации и оценка рисков.
7. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов (объектов) контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан в области высшего и послевузовского образования.
Оценка степени рисков по субъективным критериям для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля определяется по следующим источникам информации:
1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем;
2) результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями;
3) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля;
4) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений на субъекты (объекты) контроля, поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов в течение одного календарного года.
Оценка степени рисков по субъективным критериям для проведения проверки на соответствие квалификационным требованиям определяется по следующим источникам информации:
1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем;
2) результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями;
3) результаты предыдущих проверок субъектов (объектов) контроля;
4) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений на субъекты (объекты) контроля, поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов в течение одного календарного года.
Сноска. Пункт 7 - в редакции совместного приказа Министра науки и высшего образования РК от 28.05.2024 № 260 и Заместителя Премьер-Министра – Министра национальной экономики РК от 07.06.2024 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).8. На основании имеющихся источников информации, уполномоченный орган в области науки и высшего образования формирует субъективные критерии, подлежащие анализу и оценке согласно приложениям 1, 2, 3, 4, 6 и 7 к Критериям оценки степени риска за системой образования, в части высшего и послевузовского образования.
Анализ и оценка субъективных критериев позволяет сконцентрировать проведение проверки на соответствие требованиям и профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля в отношении субъекта (объекта) контроля с наибольшим потенциальным риском.
При этом при анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением и (или) проверки на соответствие требованиям, не допускается включение их при формировании графиков и списков на очередной период государственного контроля.
Сноска. Пункт 8 с изменением, внесенным совместным приказом Министра науки и высшего образования РК от 28.05.2024 № 260 и Заместителя Премьер-Министра – Министра национальной экономики РК от 07.06.2024 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).9. В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации определяются субъективные критерии, которые в соответствии с критериями оценки степени риска регулирующего государственного органа соответствуют степени нарушения – грубое, значительное и незначительное.
10. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с порядком расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям в соответствии с главой 3 настоящих Критериев рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.
По показателям степени риска организации высшего и послевузовского образования как субъект (объект) контроля относятся к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно.
Параграф 3. Особенности формирования системы оценки и управления рисками
11. Субъекты (объекты) контроля переводятся с применением информационной системы с высокой степени риска в низкую степень риска в соответствующих сферах деятельности субъектов контроля в случаях:
1) если такие субъекты заключили договоры страхования гражданско–правовой ответственности перед третьими лицами в случаях и порядке, установленных законами Республики Казахстан;
2) если в законах Республики Казахстан и критериях оценки степени риска регулирующих государственных органов определены случаи освобождения от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля или проведения проверок на соответствие требованиям;
3) если субъекты являются членами саморегулируемой организации, основанной на добровольном членстве (участии) в соответствии с Законом Республики Казахстан "О саморегулировании", с которой заключено соглашение о признании результатов деятельности саморегулируемой организации.
12. Система оценки и управления рисками ведется с использованием базы данных уполномоченного органа в области науки и высшего образования, и других информационных систем, относящих субъекты (объекты) контроля к конкретным степеням риска и формирующих графики или списки проведения контрольных мероприятий, а также основывается на государственной статистике, итогах ведомственного статистического наблюдения, а также информационных инструментах.
Сноска. Пункт 12 - в редакции совместного приказа Министра науки и высшего образования РК от 28.05.2024 № 260 и Заместителя Премьер-Министра – Министра национальной экономики РК от 07.06.2024 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).13. При отсутствии информационной системы оценки и управления рисками минимально допустимый порог количества субъектов (объектов) контроля, в отношении которых осуществляются профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверка на соответствие требованиям, не должен превышать пяти процентов от общего количества таких субъектов контроля в определенной сфере государственного контроля.
Глава 3. Порядок расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям
14. Для отнесения субъекта контроля к степени риска в соответствии с пунктом 10 настоящих Критериев применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
Государственный орган собирает информацию и формирует базу данных по субъективным критериям из источников информации согласно пункту 7 настоящих Критериев.
Расчет показателя степени риска по субъективным критериям (R) осуществляется в автоматизированном режиме путем суммирования показателя степени риска по нарушениям по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля (SP) и показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 10 настоящих Критерий (SC), с последующей нормализацией значений данных в диапазон от 0 до 100 баллов.
Rпром = SP + SC, где:
Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям;
SР – показатель степени риска по нарушениям;
SC – показатель степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 10 настоящих Критерий.
Расчет производится по каждому субъекту (объекту) контроля однородной группы субъектов (объектов) контроля каждой сферы государственного контроля. При этом перечень оцениваемых субъектов (объектов) контроля, относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля одной сферы государственного контроля, образует выборочную совокупность (выборку) для последующей нормализации данных.
Сноска. Пункт 14 - в редакции cовместного приказа Министра науки и высшего образования РК от 26.04.2023 № 183 и и.о. Министра национальной экономики РК от 26.04.2023 № 50 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).14-1. По данным, полученным по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля, формируется показатель степени риска по нарушениям, оцениваемый в баллах от 0 до 100.
При выявлении одного грубого нарушения по любому из источников информации, указанных в пункте 7 настоящих Критерий, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 баллов и в отношении него проводится проверка на соответствие требованиям или профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
При не выявлении грубых нарушений показатель степени риска по нарушениям рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7, где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений;
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3, где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;
Показатель степени риска по нарушениям (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 баллов и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн, где:
SР – показатель степени риска по нарушениям;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
Полученное значение показателя степени риска по нарушениям включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.
Сноска. Критерии дополнены пунктом 14-1 в соответствии с совместным приказом Министра науки и высшего образования РК от 26.04.2023 № 183 и и.о. Министра национальной экономики РК от 26.04.2023 № 50 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).14-2. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 10 настоящих Критерий, производится по шкале от 0 до 100 баллов и осуществляется по следующей формуле:
xi – показатель субъективного критерия;
wi – удельный вес показателя субъективного критерия xi;
n – количество показателей.
Полученное значение показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 10 настоящих Критерий, включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.
Сноска. Критерии дополнены пунктом 14-2 в соответствии с совместным приказом Министра науки и высшего образования РК от 26.04.2023 № 183 и и.о. Министра национальной экономики РК от 26.04.2023 № 50 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).14-3. Рассчитанные по субъектам (объектам) значения по показателю R нормализуются в диапазон от 0 до 100 баллов. Нормализация данных осуществляется по каждой выборочной совокупности (выборке) с использованием следующей формулы:
R – показатель степени риска (итоговый) по субъективным критериям отдельного субъекта (объекта) контроля;
Rmax – максимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (верхняя граница шкалы);
Rmin – минимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (нижняя граница шкалы);
Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям, рассчитанный в соответствии с пунктом 7 настоящих Критерий.
Сноска. Критерии дополнены пунктом 14-3 в соответствии с совместным приказом Министра науки и высшего образования РК от 26.04.2023 № 183 и и.о. Министра национальной экономики РК от 26.04.2023 № 50 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 4. Проверочные листы
15. Проверочные листы составляются для однородных групп субъектов (объектов) контроля и включают требования в соответствии с пунктом 2 статьи 132 Кодекса и с соблюдением условий, определенных в статье 143 Кодекса.
16. Проверочные листы представлены в приложении 2, 3 к настоящему совместному приказу.
17. Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой степени риска, кратность проведения проверки на соответствие требованиям определяется критериями оценки степени риска, но не чаще одного раза в год.
Приложение 1 к Критериям оценки степени риска за системой образования, в части высшего и послевузовского образования |
Степень нарушений требований за соблюдением законодательства Республики Казахстан за системой образования, в части высшего и послевузовского образования, для проведения профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля
Сноска. Приложение 1 - в редакции совместного приказа Министра науки и высшего образования РК от 28.05.2024 № 260 и Заместителя Премьер-Министра – Министра национальной экономики РК от 07.06.2024 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
№ | Критерии | Степень нарушений |
1. |
Наличие и соответствие содержания устава организации высшего и (или) послевузовского образования (далее – ОВПО) установленным требованиям: | значительное |
2. |
Обеспечение и соблюдение ОВПО, в том числе в военных, специальных организациях образования, реализующих программы высшего и (или) послевузовского образования (далее – военные, специальные ОВПО) принципов академической честности. | значительное |
3. |
Обеспечение ОВПО трудоустройства выпускников в разрезе направления подготовки кадров в течение года выпуска. | значительное |
4. | Соблюдение требований к содержанию высшего и послевузовского образования с ориентиром на результаты обучения, максимальному объему учебной нагрузки обучающихся, уровню подготовки обучающихся и сроку обучения. | значительное |
5. | Соблюдение требований по формированию результатов обучения как на уровне всей образовательной программы высшего и послевузовского образования, так и на уровне отдельных модулей или учебной дисциплины. | значительное |
6 | Соблюдение требований к организации и проведению профессиональной (учебной, педагогической, исследовательской, производственной и преддипломной) практики обучающихся и правил определения организаций в качестве баз практик. | грубое |
7. |
Обеспечение функционирования системы внутреннего обеспечения качества, основанной на международных стандартах и руководствах для обеспечения качества высшего и послевузовского образования в Европейском пространстве высшего образования (ESG–исиджи): | грубое |
8. | Соблюдение кадровой политики, квалификационных характеристик должностей работников и правил конкурсного замещения должностей работников. Обеспечение повышения квалификации руководящих кадров, профессорско-преподавательского состава. | грубое |
9. | Наличие утвержденной организационной структуры, положений о структурных подразделениях, штатного расписания, академического календаря, норм учебной нагрузки, норм времени по видам учебной работы и соотношения объема часов между видами учебной работы, технологии обучения, а также наличие документов, подтверждающих соблюдение их положений. | грубое |
10. | Соблюдение академической политики и реализация задач, стоящих перед ОВПО. | грубое |
11. |
Соблюдение порядка приема, перевода, восстановления и отчисления обучающихся, а также предоставления академических отпусков обучающимся. | грубое |
12. |
Соблюдение требований кредитной технологии обучения. Соблюдение процедуры регистрации обучающихся на учебные дисциплины, учет освоенных кредитов, организация промежуточной и итоговой аттестации, ведение всей истории учебных достижений обучающихся в ОВПО; в военных специальных ОВПО – деятельность подразделений мониторинга и контроля (оценки) качества образования. | грубое |
13. |
Соблюдение ОВПО и военными, специальными ОВПО, предоставляющими дистанционное обучение и онлайн-обучение, требований по предоставлению дистанционного обучения и онлайн-обучения, в том числе: | грубое |
14. |
Обеспечение функционирования информационной системы управления (высокотехнологичная информационно–образовательная среда, включающая веб–сайт, информационно–образовательный портал, автоматизированную систему обеспечения кредитной технологии обучения, совокупность информационно–образовательных ресурсов), интегрированной с информационной системой образования уполномоченного органа в области науки и высшего образования, разветвленной компьютерной сети с широкополосным и высокоскоростным доступом в интернет. | грубое |
15. | Наличие информационных ресурсов, включая библиотечный фонд с учебной, учебно-методической, научной литературой, а также электронными изданиями в соответствии с образовательными программами. | грубое |
16. |
Соблюдение требований к чтению лекций преподавателями, имеющими соответствующую ученую и (или) академическую степень/звание, а также со степенями магистра соответствующих наук и (или) старшими преподавателями, имеющих стаж не менее трех лет в должности преподавателя или стаж практической работы по профилю не менее пяти лет. | грубое |
17. |
Соблюдение требований к порядку проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Наличие системы оценки учета учебных достижений, обучающихся согласно балльно-рейтинговой буквенной системе оценки учета учебных достижений обучающихся с переводом их в традиционную шкалу оценок и ECTS (иситиэс) (текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация). | грубое |
18. | Соблюдение требований по оценке результатов обучения путем проведения среза знаний обучающихся при проведении государственного контроля. | грубое |
19. | Соблюдение требований к организации и проведению итоговой аттестации обучающихся ОВПО и военных, специальных ОВПО: к деятельности аттестационной комиссии, к процедурам сдачи комплексного экзамена и(или) защиты дипломных работ (проектов), магистерских диссертаций (проектов) и докторских диссертаций обучающихся. | грубое |
20. | Соблюдение требований к научно–исследовательской работе в ОВПО: проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, в том числе по инновационным направлениям; организация научно-исследовательской работы обучающихся; разработка и внедрение инновационных технологий обучения и результатов научных исследований в учебный процесс и производство; формирование инновационной инфраструктуры исследовательской деятельности, создание и внедрение механизма коммерциализации научных разработок, за исключением военных, специальных ОВПО; защита интеллектуальной собственности и авторских прав исследователей и разработчиков. Обеспечение наличия подтверждающих документов. | грубое |
21. |
Реализация сотрудничества с зарубежными организациями образования, науки и культуры, международными организациями и фондами, заключение двусторонних и многосторонних договоров о сотрудничестве, участие в международных программах обмена обучающимися, педагогическими и научными работниками, подготовка кадров из числа иностранных граждан, вступление в международные неправительственные организации (ассоциации) в области науки и высшего образования. | грубое |
22. | Обеспечение собственными материальными активами, или принадлежащими на праве хозяйственного ведения, или оперативного управления, или доверительного управления для ОВПО с участием государственных органов или квазигосударственных организаций не менее 5 %. | грубое |
23. | Создание и соблюдение ОВПО специальных условий для обучения лиц с особыми образовательными потребностями, включающие: специальные методы обучения, технические, учебные средства, среду жизнедеятельности, психолого-педагогическое сопровождение, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение образовательных программ лицами с особыми образовательными потребностями. | грубое |
Приложение 2 к Критериям оценки степени риска за системой образования, в части высшего и послевузовского образования |
Степень нарушений требований за соблюдением законодательства Республики Казахстан за системой образования, в части высшего и послевузовского образования, для проведения проверки на соответствие квалификационным требованиям
Сноска. Приложение 2 - в редакции совместного приказа Министра науки и высшего образования РК от 28.05.2024 № 260 и Заместителя Премьер-Министра – Министра национальной экономики РК от 07.06.2024 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
№ | Критерии | Степень нарушений |
1. | Обеспечение организацией высшего и послевузовского образования, в том числе военными, специальными учебными заведениями (далее – ОВПО) соответствия минимальных затрат на одного обучающегося на платной основе, составляющих не менее 50 % от стоимости государственного образовательного заказа на соответствующий учебный год, за исключением ОВПО в организационно-правовой форме республиканского государственного учреждения. | значительное |
2. |
Наличие образовательных программ и соответствие их содержания, внесенных в реестр образовательных программ уполномоченного органа в области науки и высшего образования, установленным требованиям законодательства с учетом направления подготовки кадров высшего и (или) послевузовского образования и ведомственной принадлежности ОВПО. | грубое |
3. |
Обеспечение соблюдения требований к количественному составу преподавателей по образовательным программам направлений подготовки кадров, в том числе: обеспеченности преподавателями всех дисциплин; соответствия образования, ученой степени и (или) степени (академической) доктора философии PhD/доктора по профилю и (или) ученого звания преподавателя профилю преподаваемых дисциплин; соблюдения доли преподавателей, для которых основным местом работы является ОВПО; соблюдения доли преподавателей по совместительству; соблюдения доли профильных преподавателей в соответствии с установленными требованиям; по направлению подготовки кадров "Здравоохранение" дополнительно - наличие преподавателей, клинических наставников, специалистов с требуемой квалификационной врачебной категорией и стажа работы, соответствующих установленным требованиям. | грубое |
4. |
Обеспечение соблюдения требований к качественному составу преподавателей по образовательным программам направления подготовки кадров, в том числе: соблюдения требуемой доли преподавателей по образовательным программам направления подготовки кадров, для которых основным местом работы является ОВПО, с ученой степенью и (или) степенью (академической) доктора философии PhD/доктора по профилю и (или) ученым званием и (или) преподавателей, удостоенных спортивного звания "Заслуженный тренер Республики Казахстан" (дополнительно для направления подготовки кадров "Искусство" - удостоенных почетных званий и государственных наград Республики Казахстан по профилю подготовки кадров; для направлений подготовки кадров области "Национальная безопасность и военное дело" - в воинском (специальном) звании не ниже подполковника или стажа или в классном чине не ниже советника юстиции или судьи, либо судьи в отставке при наличии требуемого педагогического стажа). | грубое |
5. |
Наличие библиотечного фонда учебной, учебно-методической и научной литературы в формате печатных и (или) электронных изданий, обеспечивающих 100% дисциплин образовательных программ по языкам обучения (для направлений подготовки кадров области "Национальная безопасность и военное дело" - за исключением дисциплин профилирующего цикла). | грубое |
6. |
Наличие необходимых зданий (учебные корпуса), обеспечивающих качество образовательных услуг: собственные либо принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, или доверительного управления для ОВПО с участием государственных органов или квазигосударственных организаций не менее 5 %, с учебными помещениями с площадью, соответствующей санитарным правилам, а также требованиям пожарной безопасности; необходимые условия безопасности обучающихся во время учебного процесса (пропускной режим, видеонаблюдение учебных помещений и прилегающих территорий учебных корпусов, общежитий). | грубое |
7. | Создание ОВПО равных условий и безбарьерного доступа к образовательным услугам для обучающихся с особыми образовательными потребностями (наличие входных путей, средств информационно-навигационной поддержки, дублирование лестниц пандусами или подъемными устройствами, оборудование лестниц и пандусов поручнями, окрашивание контрастной краской дверей и лестниц, выделение мест для парковки автотранспортных средств для лиц с инвалидностью, наличие специального кабинета, оборудованного средствами обучения, учебной литературой, адаптированными программными обеспечениями, наличие специалистов, прошедших курсы повышения квалификации или стажировки/переподготовки по методике инклюзивного образования), за исключением ОВПО, реализующих подготовку кадров в области "Национальная безопасность и военное дело". | грубое |
8. |
Обеспечение доступности широкополосного интернета, включая беспроводные технологии (за исключением ОВПО, реализующих подготовку кадров в области "Национальная безопасность и военное дело"), оснащенности компьютерными кабинетами, компьютерами, специализированными лицензионными программными обеспечениями, учебно-лабораторной и материально-технической базой, техническими средствами обучения и оборудованием, необходимым для реализации образовательных программ направлений подготовки кадров. | грубое |
9. |
Обеспечение прохождения преподавателями, для которых основным местом работы является ОВПО, повышения квалификации в соответствии с профилем преподаваемых дисциплин не реже 1 (одного) раза в 3 (три) года и объемом не менее 72 (семидесяти двух) часов за курс обучения, в том числе: по направлению подготовки кадров "Архитектура и строительство" – по профилю преподаваемых дисциплин в научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных организациях; по направлению подготовки кадров "Искусство" – по профилю преподаваемых дисциплин в образовательных, творческих, научно-исследовательских и других организациях сферы культуры и искусства. | грубое |
10. |
Обеспечение осуществления руководства дипломными работами (проектами) студентов преподавателями соответствующего профиля и (или) специалистами, осуществляющих трудовую деятельность по профилю подготовки со стажем работы не менее 10 (десяти) лет. | грубое |
11. |
Наличие договоров (соглашений) с базами практик по профилю образовательных программ по всем уровням образования; по направлениям подготовки кадров "Педагогические науки" – дополнительно договоров (соглашений) на прохождение педагогической практики и по дуальному обучению. | грубое |
12. | Наличие подтверждающих документов по трудоустройству выпускников ОВПО по уровню бакалавриата согласно направлению подготовки кадров, соблюдение требований к доли трудоустроенных от общего числа выпускников по направлению подготовки кадров в течение года выпуска, в том числе обеспеченность непрерывной трудовой деятельностью не менее трех месяцев, с учетом ведомственной принадлежности ОВПО. | грубое |
13. | Осуществление ОВПО непрерывного приема обучающихся за последние 2 года по соответствующему направлению подготовки кадров, за исключением зачисления в ОВПО путем перевода или восстановления обучающихся (не распространяются на ОВПО, реализующих подготовку кадров в области "Национальная безопасность и военное дело"). | грубое |
14. | Обеспечение ОВПО использования компьютерной программы для проверки наличия заимствованного материала и использования текста с синонимической заменой слов и выражений без изменения смысла (парафраз), включая использование текста, переведенного с другого языка, а также наличие функционирующей электронной базы данных (архив) выданных документов об образовании, дипломных работ (проектов), магистерских диссертаций (доступ к электронной базе или информационным ресурсам), за исключением ОВПО, реализующих подготовку кадров в области "Национальная безопасность и военное дело", а также Академию правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан. | грубое |
15. | Наличие в ОВПО финансируемых научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ в соответствии с договором с организациями и предприятиями, наличие действующего договора с приложением Технической спецификации (задания) и Календарного плана работ, за исключением ОВПО в организационно-правовой форме республиканского государственного учреждения. | грубое |
16. | Наличие специализированной научно-технической, научно-методической, творческой, клинической, экспериментальной базы по реализуемым направлениям подготовки кадров в соответствии с образовательной программой. | грубое |
17. |
Наличие в ОВПО, реализующих образовательные программы магистратуры и докторантуры: действующих на весь период обучения обучающихся договоров (соглашений) о сотрудничестве с организациями образования и (или) научными и (или) научно-образовательными и (или) научно-производственными центрами по профилю направления подготовки кадров, с зарубежными организациями образования и (или) научными организациями, реализующими программы послевузовского образования по соответствующему направлению подготовки кадров, по привлечению зарубежных консультантов и реализации совместных научных проектов, за исключением ОВПО, реализующих подготовку кадров в области "Национальная безопасность и военное дело" и Академии правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан. | грубое |
18. | Наличие в ОВПО, реализующих образовательные программы докторантуры аккредитованных лабораторий по направлениям подготовки кадров в следующих областях: "Естественные науки, математика и статистика", "Информационно-коммуникационные технологии", "Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли", "Сельское хозяйство и биоресурсы", "Здравоохранение", с копией свидетельств об аккредитации лабораторий или копии действующих на момент обучения обучающихся договоров с такими лабораториями. | грубое |
19. |
Для ОВПО, реализующих образовательные программы в форме онлайн-обучения: доступность широкополосного интернета с пропускной способностью сети не менее 500 мегабит в секунду, включая беспроводные технологии. | грубое |
20. |
Для ОВПО, реализующих образовательные программы в форме онлайн–обучения: наличие собственной информационно-технологической инфраструктуры, информационной системы управления обучением, интегрированной с информационной системой уполномоченного органа в области науки и высшего образования, и иных информационно-образовательных ресурсов и условий для организации учебного процесса в соответствии с установленными требованиями. | грубое |
21. | Для ОВПО, реализующих образовательные программы в форме онлайн–обучения: наличие библиотечного фонда учебной, учебно-методической и научной литературы в формате электронных изданий, обеспечивающих 100 % дисциплин образовательной программы направления подготовки кадров по языкам обучения. Обеспечение ежегодного обновления фонда учебной литературы в разрезе дисциплин образовательных программ. Наличие договоров с библиотеками и научными организациями на совместное использование библиотечных фондов (доступ к электронной базе или информационным ресурсам). Обеспечение доступа обучающимся и профессорско-преподавательскому составу к электронным информационным ресурсам и базам данных. | грубое |
22. | Для ОВПО, реализующих образовательные программы в форме онлайн-обучения: соответствие государственным стандартам высшего и послевузовского образования образовательной программы, внесенной в реестр образовательных программ уполномоченного органа в области науки и высшего образования и разработанной в соответствии с установленными требованиями. Наличие не менее 10% дисциплин от общего количества дисциплин образовательной программы программ массового открытого онлайн-курса на официальной платформе ОВПО, подписки на международные образовательные платформы. | грубое |
23. |
Для ОВПО, реализующих образовательные программы в форме онлайн-обучения: обеспечение соблюдения требований к количественному и качественному составу преподавателей, в том числе: наличие не менее 80% преподавателей, для которых основным местом работы является ОВПО, прошедших повышение квалификации в области IT-компетенции и по методике онлайн-обучения по профилю направления подготовки кадров за последние 3 (три) года в объеме не менее 72 (семидесяти двух) часов за курс обучения; для преподавателей, имеющих базовое IT-образование – прохождение курсов по методике онлайн-обучения за последние 3 (три) года не менее 36 (тридцати шести) часов за курс обучения; наличие преподавателей в соответствии с дисциплинами образовательной программы, соответствие профиля образования и (или) ученой степени и (или) степени (академической) доктора философии PhD/доктора по профилю и (или) ученого звания преподавателя профилю преподаваемых дисциплин. | грубое |
Приложение 3 к Критериям оценки степени риска за системой образования, в части высшего и послевузовского образования |
Субъективные критерии для проведения профилактического контроля с посещением по информационному источнику "наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений на субъекты (объекты) контроля, поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов"
№ п/п | Критерии | Степень нарушений |
1. | Наличие одной подтвержденной жалобы либо обращения на субъекты (объекты) контроля, поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов | значительное |
2. | Наличие двух подтвержденных жалоб либо обращений на субъекты (объекты) контроля, поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов | грубое |
Приложение 4 к Критериям оценки степени риска за системой образования, в части высшего и послевузовского образования |
Перечень субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям за системой образования, в части высшего и послевузовского образования
Сноска. Приложение 4 - в редакции совместного приказа и.о. Министра науки и высшего образования РК от 01.11.2024 № 508 и Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 04.11.2024 № 98 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
№ | Показатель субъективного критерия | Источник информации по показателю субъективного критерия | Удельный вес по значимости, балл (в сумме не должен превышать 100 баллов), wi | Условия /значения, xi | |
---|---|---|---|---|---|
условие 1/значение | условие 2/значение | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Для профилактического контроля с посещением | |||||
1. | Отсутствие обучающихся в организациях высшего и (или) послевузовского образования (далее – ОВПО), участвующих в программах внешней и внутренней академической мобильности | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 50 | 1 и более обучающихся | менее 1 обучающегося |
0% | 100% | ||||
2. | Отсутствие привлеченных зарубежных ученых к учебной и (или) научной деятельности ОВПО не менее чем на один академический период | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 50 | 1 и более ученых | менее 1 ученого |
0% | 100% | ||||
3. | Доля студентов первого года обучения, условно зачисленных в ОВПО, более 10% от общего контингента приема на текущий учебный год | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 50 | менее 10% | 10% и более |
0% | 100% | ||||
| Отрицательное решение по результатам институциональной и (или) специализированной аккредитации | Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 100 | 0 факт | 1 факт |
0% | 100% | ||||
5. | Отсутствие функционирующей электронной базы данных (архив) выданных документов о высшем образовании за последние 30 лет, интегрированной с Информационной системой уполномоченного органа в области науки и высшего образования | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 50 | наличие | отсутствие |
0% | 100% | ||||
6. | Результат мониторинга образовательной деятельности ОВПО с выявлением несоответствий действующему законодательству в области науки и высшего образования | Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 100 | несоответствия отсутствуют | имеются несоответствия |
0% | 100% | ||||
Для проверок на соответствие требованиям | |||||
1. | Отсутствие в ОВПО финансируемых научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ, научно-технических программ/проектов по фундаментальным/прикладным исследованиям за счет финансирования из государственного бюджета | Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 100 | 1 и более проектов | менее 1 проекта |
0% | 100% | ||||
2. | Отсутствие в ОВПО финансируемых научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ, научно-технических программ/проектов по фундаментальным/прикладным исследованиям, за счет внебюджетного финансирования не менее 1450 месячных расчетных показателей, за исключением ОВПО в организационно–правовой форме Республиканского государственного учреждения | Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 100 | 1 и более проектов | менее 1 проекта |
0% | 100% | ||||
3. | Отсутствие информационной системы управления образованием, в том числе платформы управления обучением, включающей веб–сайт, образовательный портал, автоматизированную систему обеспечения кредитной технологии обучения, совокупность цифровых образовательных ресурсов, электронной библиотеки, а также доступа к системе тестирования и открытым электронным ресурсам, источникам | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | наличие | отсутствие |
0% | 100% | ||||
4. | Доля защит докторантов ОВПО менее 40% от общего количества выпускников в течении двух лет после выпуска | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 25 | 40% и более | менее 40% |
0% | 100% | ||||
5. | Нарушение сроков переоформления лицензии и (или) приложений к лицензии, в случаях, установленных Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях" | Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 100 | 0 факт | 1 факт |
0% | 100% | ||||
6. | Наличие более 3–х мотивированных отказов и (или) предварительных отказов в выдаче приложения к лицензии на занятие образовательной деятельностью по одному и тому же направлению подготовки кадров | Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 100 | менее 3 отказов | 3 и более отказов |
0% | 100% | ||||
7. | Наличие более 3-х отрицательных результатов экспертизы образовательных программ в рамках одного направления подготовки кадров | Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 50 | менее 3 | 3 и более |
0% | 100% | ||||
8. | Исключение из Реестра образовательных программ более 3-х образовательных программ по одному направлению подготовки, за исключением добровольного отказа | Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 50 | менее 3 | 3 и более |
0% | 100% | ||||
9. | Отрицательное заключение Комиссии по итогам конкурса на размещение государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием по всем заявкам ОВПО | Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 25 | отсутствие отрицательного заключения | наличие отрицательного заключения |
0% | 100% | ||||
10. | Отсутствие в ОВПО приема обучающихся по направлениям подготовки кадров, имеющим приложения к лицензии на ведение образовательной деятельности, за исключением образовательных программ, по которым имеется доучивание обучающихся | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | 1 и более обучающихся | менее 1 обучающегося |
0% | 100% | ||||
11. | Отсутствие в ОВПО выпуска по направлениям подготовки кадров, имеющим приложения к лицензии на ведение образовательной деятельности, за исключением вновь открытых образовательных программ менее 4 лет | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | 1 и более | менее 1 |
0% | 100% | ||||
12. | Несоответствие профессорско-преподавательского состава ОВПО квалификационным требованиям по остепененности по образовательным программам направления подготовки кадров | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | 0 факт | 1 факт |
0% | 100% | ||||
13. | Необеспечение условий для проживания нуждающимся обучающимся, соответствующим требованиям Санитарных правил | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | наличие условий для проживания | отсутствие условий для проживания |
0% | 100% | ||||
14. | Необеспечение ОВПО компьютерными кабинетами, компьютерами, учебно-лабораторной и материально-технической базой, оборудованием, необходимым для реализации образовательных программ в соответствии с направлением подготовки кадров | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | обеспечен | не обеспечен |
0% | 100% | ||||
15. | Отсутствие компьютерной программы для проверки наличия заимствованного материала | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | наличие | отсутствие |
0% | 100% | ||||
0 | 100 | ||||
0% | 100% | ||||
16. | Доля средств от бюджета ОВПО (кроме базового, программно-целевого, грантового финансирования научных проектов и грантового финансирования проектов коммерциализации), выделяемых на повышение квалификации профессорско–преподавательского состава, не менее 0,2% ежегодно, за исключением ОВПО в организационно–правовой форме республиканского государственного учреждения | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | 0,2% и более | менее 0,2% |
0% | 100% | ||||
17. | Доля средств от бюджета ОВПО, выделяемых на обновление учебной, лабораторной баз менее 3% ежегодно | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | 3% и более | менее 3% |
0% | 100% | ||||
18. | Процент оценок "А" и "А–" по отношению к общему числу оценок за академический период более 20%, за исключением летнего семестра, согласно таблицы Распределения оценок для руководства | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 25 | менее 20% | 20% и более |
0% | 100% | ||||
19. | Наличие в ОВПО, расположенных в городах Астана, Алматы и Шымкент, иностранных обучающихся с полным циклом обучения не менее 2%, в ОВПО других регионов – не менее 1% от общего контингента обучающихся, за исключением ОВПО, расположенных в районных центрах и городах районного значения | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 25 | наличие | отсутствие |
0% | 100% | ||||
20. | Доля обучающихся в ОВПО на каждом годе обучения по уровням бакалавриата и магистратуры соответственно, переведенных и восстановленных из зарубежных вузов, более 30% от среднегодового контингента каждого года обучения обучающихся | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | менее 30% | 30% и более |
0% | 100% |
Приложение 5 к Критериям оценки степени риска за системой образования, в части высшего и послевузовского образования |
Перечень субъективных критериев для определения степени риска по субъективным
критериям за системой образования, в части высшего и послевузовского образования
Сноска. Приложение 5 исключено совместным приказом Министра науки и высшего образования РК от 28.05.2024 № 260 и Заместителя Премьер-Министра – Министра национальной экономики РК от 07.06.2024 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Приложение 6 к Критериям оценки степени риска за системой образования, в части высшего и послевузовского образования |
Субъективные критерии для проведения проверки на соответствие квалификационным требованиям по информационному источнику "наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений на субъекты (объекты) контроля, поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов"
№ п/п | Критерии | Степень нарушений |
1. | Наличие одной подтвержденной жалобы либо обращения на субъекты (объекты) контроля, поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов | значительное |
2. | Наличие двух подтвержденных жалоб либо обращений на субъекты (объекты) контроля, поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов | грубое |
Приложение 7 к Критериям оценки степени риска за системой образования, в части высшего и послевузовского образования |
Перечень субъективных критериев для определения степени риска по субъективным
критериям за системой образования, в части высшего и послевузовского образования
Сноска. Критерии дополнены приложением 7 в соответствии с cовместным приказом Министра науки и высшего образования РК от 26.04.2023 № 183 и и.о. Министра национальной экономики РК от 26.04.2023 № 50 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); в редакции совместного приказа Министра науки и высшего образования РК от 28.05.2024 № 260 и Заместителя Премьер-Министра – Министра национальной экономики РК от 07.06.2024 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
№ | Показатель субъективного критерия | Источник информации по показателю субъективного критерия | Удельный вес по значимости, балл (в сумме не должен превышать 100 баллов), wi | Условия /значения, xi | |
условие 1/значение | условие 2/значение | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Для профилактического контроля с посещением | |||||
1. | Отрицательные результаты самооценки и (или) не предоставление материалов самооценки в установленный срок, отрицательные результаты государственной аттестации военных, специальных ОВПО | Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 100 | 0 факт | 1 факт |
0% | 100% | ||||
2. | Результат мониторинга образовательной деятельности ОВПО с выявлением несоответствий действующему законодательству в области науки и высшего образования | Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 100 | несоответствия отсутствуют | имеются несоответствия |
0% | 100% | ||||
Для проверок на соответствие требованиям | |||||
1. | Отрицательные результаты государственной аттестации, отрицательные результаты и (или) не предоставление материалов самооценки военных, специальных ОВПО | Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 100 | 0 факт | 1 факт |
0% | 100% | ||||
2. | Нарушение сроков переоформления лицензии и (или) приложений к лицензии, в случаях, установленных Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях" | Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 100 | 0 факт | 1 факт |
0% | 100% | ||||
3. | Наличие более 3-х мотивированных отказов и (или) предварительных отказов в выдаче приложения к лицензии на занятие образовательной деятельностью по одному и тому же направлению подготовки кадров | Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 100 | менее 3 отказов | 3 и более отказов |
0% | 100% |
Приложение 2 к совместному приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 декабря 2022 года № 116 и Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 1 декабря 2022 года № 166 |
Проверочный лист за системой образования, в части высшего и послевузовского образования,
в отношении организаций высшего и послевузовского образования
Сноска. Приложение 2 - в редакции совместного приказа Министра науки и высшего образования РК от 28.05.2024 № 260 и Заместителя Премьер-Министра – Министра национальной экономики РК от 07.06.2024 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Государственный орган, назначивший проверку/профилактический контроль
с посещением субъекта (объекта) контроля
__________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта
(объекта) контроля
___________________________________________________________ №, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля ____________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес–идентификационный
номер субъекта (объекта) контроля
__________________________________________________________________
Адрес места нахождения ____________________________________________
№ | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. |
Наличие и соответствие содержания устава организации высшего и (или) послевузовского образования (далее – ОВПО) установленным требованиям: | ||
2. |
Обеспечение и соблюдение ОВПО, в том числе в военных, специальных организациях образования, реализующих программы высшего и (или) послевузовского образования (далее – военные, специальные ОВПО) принципов академической честности. | ||
3. |
Обеспечение ОВПО трудоустройства выпускников в разрезе направления подготовки кадров в течение года выпуска. | ||
4. | Соблюдение требований к содержанию высшего и послевузовского образования с ориентиром на результаты обучения, максимальному объему учебной нагрузки обучающихся, уровню подготовки обучающихся и сроку обучения. | ||
5. | Соблюдение требований по формированию результатов обучения как на уровне всей образовательной программы высшего и послевузовского образования, так и на уровне отдельных модулей или учебной дисциплины. | ||
6. | Соблюдение требований к организации и проведению профессиональной (учебной, педагогической, исследовательской, производственной и преддипломной) практики обучающихся и правил определения организаций в качестве баз практик. | ||
7. |
Обеспечение функционирования системы внутреннего обеспечения качества, основанной на международных стандартах и руководствах для обеспечения качества высшего и послевузовского образования в Европейском пространстве высшего образования (ESG–исиджи): | ||
8. | Соблюдение кадровой политики, квалификационных характеристик должностей работников и правил конкурсного замещения должностей работников. Обеспечение повышения квалификации руководящих кадров, профессорско-преподавательского состава. | ||
9. | Наличие утвержденной организационной структуры, положений о структурных подразделениях, штатного расписания, академического календаря, норм учебной нагрузки, норм времени по видам учебной работы и соотношения объема часов между видами учебной работы, технологии обучения, а также наличие документов, подтверждающих соблюдение их положений. | ||
10. | Соблюдение академической политики и реализация задач, стоящих перед ОВПО. | ||
11. |
Соблюдение порядка приема, перевода, восстановления и отчисления обучающихся, а также предоставления академических отпусков обучающимся. | ||
12. |
Соблюдение требований кредитной технологии обучения. Соблюдение процедуры регистрации обучающихся на учебные дисциплины, учет освоенных кредитов, организация промежуточной и итоговой аттестации, ведение всей истории учебных достижений обучающихся в ОВПО; в военных специальных ОВПО – деятельность подразделений мониторинга и контроля (оценки) качества образования. | ||
13. |
Соблюдение ОВПО и военными, специальными ОВПО, предоставляющими дистанционное обучение и онлайн-обучение, требований по предоставлению дистанционного обучения и онлайн-обучения, в том числе: | ||
14. |
Обеспечение функционирования информационной системы управления (высокотехнологичная информационно–образовательная среда, включающая веб–сайт, информационно–образовательный портал, автоматизированную систему обеспечения кредитной технологии обучения, совокупность информационно–образовательных ресурсов), интегрированной с информационной системой образования уполномоченного органа в области науки и высшего образования, разветвленной компьютерной сети с широкополосным и высокоскоростным доступом в интернет. | ||
15. | Наличие информационных ресурсов, включая библиотечный фонд с учебной, учебно-методической, научной литературой, а также электронными изданиями в соответствии с образовательными программами. | ||
16. |
Соблюдение требований к чтению лекций преподавателями, имеющими соответствующую ученую и (или) академическую степень/звание, а также со степенями магистра соответствующих наук и (или) старшими преподавателями, имеющих стаж не менее трех лет в должности преподавателя или стаж практической работы по профилю не менее пяти лет. | ||
17. |
Соблюдение требований к порядку проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Наличие системы оценки учета учебных достижений, обучающихся согласно балльно-рейтинговой буквенной системе оценки учета учебных достижений обучающихся с переводом их в традиционную шкалу оценок и ECTS (иситиэс) (текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация). | ||
18. | Соблюдение требований по оценке результатов обучения путем проведения среза знаний обучающихся при проведении государственного контроля. | ||
19. | Соблюдение требований к организации и проведению итоговой аттестации обучающихся ОВПО и военных, специальных ОВПО: к деятельности аттестационной комиссии, к процедурам сдачи комплексного экзамена и(или) защиты дипломных работ (проектов), магистерских диссертаций (проектов) и докторских диссертаций обучающихся. | ||
20. | Соблюдение требований к научно–исследовательской работе в ОВПО: проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, в том числе по инновационным направлениям; организация научно-исследовательской работы обучающихся; разработка и внедрение инновационных технологий обучения и результатов научных исследований в учебный процесс и производство; формирование инновационной инфраструктуры исследовательской деятельности, создание и внедрение механизма коммерциализации научных разработок, за исключением военных, специальных ОВПО; защита интеллектуальной собственности и авторских прав исследователей и разработчиков. Обеспечение наличия подтверждающих документов. | ||
21. |
Реализация сотрудничества с зарубежными организациями образования, науки и культуры, международными организациями и фондами, заключение двусторонних и многосторонних договоров о сотрудничестве, участие в международных программах обмена обучающимися, педагогическими и научными работниками, подготовка кадров из числа иностранных граждан, вступление в международные неправительственные организации (ассоциации) в области науки и высшего образования. | ||
22. | Обеспечение собственными материальными активами, или принадлежащими на праве хозяйственного ведения, или оперативного управления, или доверительного управления для ОВПО с участием государственных органов или квазигосударственных организаций не менее 5 %. | ||
23. | Создание и соблюдение ОВПО специальных условий для обучения лиц с особыми образовательными потребностями, включающие: специальные методы обучения, технические, учебные средства, среду жизнедеятельности, психолого-педагогическое сопровождение, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение образовательных программ лицами с особыми образовательными потребностями. |
Должностное (ые) лицо (а) ____________________________________ ________
должность подпись
____________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
Руководитель субъекта контроля _______________________________ ________
должность подпись
____________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
Приложение 3 к совместному приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 декабря 2022 года № 116 и Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 1 декабря 2022 года № 166 |
Проверочный лист за системой образования, в части высшего и послевузовского образования, на соответствие квалификационным требованиям в отношении организаций высшего и послевузовского образования
Сноска. Приложение 3 - в редакции совместного приказа Министра науки и высшего образования РК от 28.05.2024 № 260 и Заместителя Премьер-Министра – Министра национальной экономики РК от 07.06.2024 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Государственный орган, назначивший проверку ________________________________
Акт о назначении проверки __________________________________________ №, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля ___________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес–идентификационный номер
субъекта (объекта) контроля
______________________________________________________________________
Адрес места нахождения ________________________________________________
№ | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Обеспечение организацией высшего и послевузовского образования, в том числе военными, специальными учебными заведениями (далее – ОВПО) соответствия минимальных затрат на одного обучающегося на платной основе, составляющих не менее 50 % от стоимости государственного образовательного заказа на соответствующий учебный год, за исключением ОВПО в организационно-правовой форме республиканского государственного учреждения. | ||
2. |
Наличие образовательных программ и соответствие их содержания, внесенных в реестр образовательных программ уполномоченного органа в области науки и высшего образования, установленным требованиям законодательства с учетом направления подготовки кадров высшего и (или) послевузовского образования и ведомственной принадлежности ОВПО. | ||
3. |
Обеспечение соблюдения требований к количественному составу преподавателей по образовательным программам направлений подготовки кадров, в том числе: обеспеченности преподавателями всех дисциплин; соответствия образования, ученой степени и (или) степени (академической) доктора философии PhD/доктора по профилю и (или) ученого звания преподавателя профилю преподаваемых дисциплин; соблюдения доли преподавателей, для которых основным местом работы является ОВПО; соблюдения доли преподавателей по совместительству; соблюдения доли профильных преподавателей в соответствии с установленными требованиям; по направлению подготовки кадров "Здравоохранение" дополнительно - наличие преподавателей, клинических наставников, специалистов с требуемой квалификационной врачебной категорией и стажа работы, соответствующих установленным требованиям. | ||
4. |
Обеспечение соблюдения требований к качественному составу преподавателей по образовательным программам направления подготовки кадров, в том числе: соблюдения требуемой доли преподавателей по образовательным программам направления подготовки кадров, для которых основным местом работы является ОВПО, с ученой степенью и (или) степенью (академической) доктора философии PhD/доктора по профилю и (или) ученым званием и (или) преподавателей, удостоенных спортивного звания "Заслуженный тренер Республики Казахстан" (дополнительно для направления подготовки кадров "Искусство" - удостоенных почетных званий и государственных наград Республики Казахстан по профилю подготовки кадров; для направлений подготовки кадров области "Национальная безопасность и военное дело" - в воинском (специальном) звании не ниже подполковника или стажа или в классном чине не ниже советника юстиции или судьи, либо судьи в отставке при наличии требуемого педагогического стажа). | ||
5. |
Наличие библиотечного фонда учебной, учебно-методической и научной литературы в формате печатных и (или) электронных изданий, обеспечивающих 100% дисциплин образовательных программ по языкам обучения (для направлений подготовки кадров области "Национальная безопасность и военное дело" - за исключением дисциплин профилирующего цикла). | ||
6. |
Наличие необходимых зданий (учебные корпуса), обеспечивающих качество образовательных услуг: собственные либо принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, или доверительного управления для ОВПО с участием государственных органов или квазигосударственных организаций не менее 5 %, с учебными помещениями с площадью, соответствующей санитарным правилам, а также требованиям пожарной безопасности; необходимые условия безопасности обучающихся во время учебного процесса (пропускной режим, видеонаблюдение учебных помещений и прилегающих территорий учебных корпусов, общежитий). | ||
7. | Создание ОВПО равных условий и безбарьерного доступа к образовательным услугам для обучающихся с особыми образовательными потребностями (наличие входных путей, средств информационно-навигационной поддержки, дублирование лестниц пандусами или подъемными устройствами, оборудование лестниц и пандусов поручнями, окрашивание контрастной краской дверей и лестниц, выделение мест для парковки автотранспортных средств для лиц с инвалидностью, наличие специального кабинета, оборудованного средствами обучения, учебной литературой, адаптированными программными обеспечениями, наличие специалистов, прошедших курсы повышения квалификации или стажировки/переподготовки по методике инклюзивного образования), за исключением ОВПО, реализующих подготовку кадров в области "Национальная безопасность и военное дело". | ||
8. |
Обеспечение доступности широкополосного интернета, включая беспроводные технологии (за исключением ОВПО, реализующих подготовку кадров в области "Национальная безопасность и военное дело"), оснащенности компьютерными кабинетами, компьютерами, специализированными лицензионными программными обеспечениями, учебно-лабораторной и материально-технической базой, техническими средствами обучения и оборудованием, необходимым для реализации образовательных программ направлений подготовки кадров. | ||
9. |
Обеспечение прохождения преподавателями, для которых основным местом работы является ОВПО, повышения квалификации в соответствии с профилем преподаваемых дисциплин не реже 1 (одного) раза в 3 (три) года и объемом не менее 72 (семидесяти двух) часов за курс обучения, в том числе: по направлению подготовки кадров "Архитектура и строительство" – по профилю преподаваемых дисциплин в научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных организациях; по направлению подготовки кадров "Искусство" – по профилю преподаваемых дисциплин в образовательных, творческих, научно-исследовательских и других организациях сферы культуры и искусства. | ||
10. |
Обеспечение осуществления руководства дипломными работами (проектами) студентов преподавателями соответствующего профиля и (или) специалистами, осуществляющих трудовую деятельность по профилю подготовки со стажем работы не менее 10 (десяти) лет. | ||
11. |
Наличие договоров (соглашений) с базами практик по профилю образовательных программ по всем уровням образования; по направлениям подготовки кадров "Педагогические науки" – дополнительно договоров (соглашений) на прохождение педагогической практики и по дуальному обучению. | ||
12. | Наличие подтверждающих документов по трудоустройству выпускников ОВПО по уровню бакалавриата согласно направлению подготовки кадров, соблюдение требований к доли трудоустроенных от общего числа выпускников по направлению подготовки кадров в течение года выпуска, в том числе обеспеченность непрерывной трудовой деятельностью не менее трех месяцев, с учетом ведомственной принадлежности ОВПО. | ||
13. | Осуществление ОВПО непрерывного приема обучающихся за последние 2 года по соответствующему направлению подготовки кадров, за исключением зачисления в ОВПО путем перевода или восстановления обучающихся (не распространяются на ОВПО, реализующих подготовку кадров в области "Национальная безопасность и военное дело"). | ||
14. | Обеспечение ОВПО использования компьютерной программы для проверки наличия заимствованного материала и использования текста с синонимической заменой слов и выражений без изменения смысла (парафраз), включая использование текста, переведенного с другого языка, а также наличие функционирующей электронной базы данных (архив) выданных документов об образовании, дипломных работ (проектов), магистерских диссертаций (доступ к электронной базе или информационным ресурсам), за исключением ОВПО, реализующих подготовку кадров в области "Национальная безопасность и военное дело", а также Академию правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан. | ||
15. | Наличие в ОВПО финансируемых научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ в соответствии с договором с организациями и предприятиями, наличие действующего договора с приложением Технической спецификации (задания) и Календарного плана работ, за исключением ОВПО в организационно-правовой форме республиканского государственного учреждения. | ||
16. | Наличие специализированной научно-технической, научно-методической, творческой, клинической, экспериментальной базы по реализуемым направлениям подготовки кадров в соответствии с образовательной программой. | ||
17. |
Наличие в ОВПО, реализующих образовательные программы магистратуры и докторантуры: действующих на весь период обучения обучающихся договоров (соглашений) о сотрудничестве с организациями образования и (или) научными и (или) научно-образовательными и (или) научно-производственными центрами по профилю направления подготовки кадров, с зарубежными организациями образования и (или) научными организациями, реализующими программы послевузовского образования по соответствующему направлению подготовки кадров, по привлечению зарубежных консультантов и реализации совместных научных проектов, за исключением ОВПО, реализующих подготовку кадров в области "Национальная безопасность и военное дело" и Академии правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан. | ||
18. | Наличие в ОВПО, реализующих образовательные программы докторантуры аккредитованных лабораторий по направлениям подготовки кадров в следующих областях: "Естественные науки, математика и статистика", "Информационно-коммуникационные технологии", "Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли", "Сельское хозяйство и биоресурсы", "Здравоохранение", с копией свидетельств об аккредитации лабораторий или копии действующих на момент обучения обучающихся договоров с такими лабораториями. | ||
19. |
Для ОВПО, реализующих образовательные программы в форме онлайн-обучения: доступность широкополосного интернета с пропускной способностью сети не менее 500 мегабит в секунду, включая беспроводные технологии. | ||
20. |
Для ОВПО, реализующих образовательные программы в форме онлайн–обучения: наличие собственной информационно-технологической инфраструктуры, информационной системы управления обучением, интегрированной с информационной системой уполномоченного органа в области науки и высшего образования, и иных информационно-образовательных ресурсов и условий для организации учебного процесса в соответствии с установленными требованиями. | ||
21. | Для ОВПО, реализующих образовательные программы в форме онлайн–обучения: наличие библиотечного фонда учебной, учебно-методической и научной литературы в формате электронных изданий, обеспечивающих 100 % дисциплин образовательной программы направления подготовки кадров по языкам обучения. Обеспечение ежегодного обновления фонда учебной литературы в разрезе дисциплин образовательных программ. Наличие договоров с библиотеками и научными организациями на совместное использование библиотечных фондов (доступ к электронной базе или информационным ресурсам). Обеспечение доступа обучающимся и профессорско-преподавательскому составу к электронным информационным ресурсам и базам данных. | ||
22. | Для ОВПО, реализующих образовательные программы в форме онлайн-обучения: соответствие государственным стандартам высшего и послевузовского образования образовательной программы, внесенной в реестр образовательных программ уполномоченного органа в области науки и высшего образования и разработанной в соответствии с установленными требованиями. Наличие не менее 10 % дисциплин от общего количества дисциплин образовательной программы программ массового открытого онлайн-курса на официальной платформе ОВПО, подписки на международные образовательные платформы. | ||
23. |
Для ОВПО, реализующих образовательные программы в форме онлайн-обучения: обеспечение соблюдения требований к количественному и качественному составу преподавателей, в том числе: наличие не менее 80 % преподавателей, для которых основным местом работы является ОВПО, прошедших повышение квалификации в области IT-компетенции и по методике онлайн-обучения по профилю направления подготовки кадров за последние 3 (три) года в объеме не менее 72 (семидесяти двух) часов за курс обучения; для преподавателей, имеющих базовое IT-образование – прохождение курсов по методике онлайн-обучения за последние 3 (три) года не менее 36 (тридцати шести) часов за курс обучения; наличие преподавателей в соответствии с дисциплинами образовательной программы, соответствие профиля образования и (или) ученой степени и (или) степени (академической) доктора философии PhD/доктора по профилю и (или) ученого звания преподавателя профилю преподаваемых дисциплин. |
Должностное (ые) лицо (а) ___________________________________ _________
должность подпись
____________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
Руководитель субъекта контроля ______________________________ _________
должность подпись
____________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)