ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 27 августа 2020 года № 340 "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 21140) следующее изменение:
Типовое положение о системе управления охраной труда изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту труда и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представить в Департамент юридической службы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан сведения об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Сарбасова А.А.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр труда и социальной защиты населения Республики Казахстан |
Т. Дуйсенова |
Приложение к приказу Министр труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 31 декабря 2022 года № 550 |
Типовое положение о системе управления охраной труда
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение о системе управления охраной труда (далее - Типовое положение) разработано в соответствии с подпунктом 41-1) статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ) и является основой разрабатываемого работодателем Положения о СУОТ в организациях вне зависимости от формы собственности и вида экономической деятельности.
2. Типовое положение определяет инструменты внутреннего контроля по безопасности и охране труда (далее - БиОТ) и комплекс мероприятий, реализуемых работодателем в соответствии с политикой организации по охране труда, с соблюдением требований, определяемых трудовым законодательством Республики Казахстан.
3. СУОТ создается с учетом специфики и вида экономической деятельности организации и основывается на управлении профессиональными рисками и распространяется на все структурные подразделения организации, работников и лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях, относящихся к работодателю.
4. В организациях СУОТ создается и внедряется на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, с условием соблюдения структурных элементов СУОТ, предусмотренных настоящим Типовым положением и обеспечением соблюдения требований трудового законодательства Республики Казахстан.
5. Положение утверждается актом работодателя.
6. Положение о СУОТ пересматривается и актуализируется при внесении изменений и дополнений в законодательство Республики Казахстан, касающегося СУОТ, а также на основе анализа функционирования СУОТ.
Глава 2. Содержание системы управления охраной труда
7. Структурными элементами (этапами) СУОТ являются:
1) планирование СУОТ;
2) функционирование СУОТ;
3) контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;
4) совершенствование СУОТ.
Все этапы создания и функционирования СУОТ работодателем осуществляются самостоятельно либо с привлечением специалистов на договорной основе.
СУОТ предусматривает закрепление функций и полномочий должностных лиц по обеспечению БиОТ с использованием уровней управления, предусмотренных структурой организации.
Параграф 1. Планирование СУОТ
8. На этапе планирования СУОТ работодатель распределяет и закрепляет функции и полномочия по:
1) разработке политики в области охраны труда (далее - Политика);
2) распределению и закреплению функций и полномочий по охране труда между руководителями подразделений в организации с учетом уровней управления;
3) обеспечению ресурсами для внедрения СУОТ и реализации процедур, включая финансирование затрат в области охраны труда;
4) информированию работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о профессиональных рисках и принимаемых мерах по улучшению условий труда в организации;
5) консультированию с работниками и (или) их представителями по разработке, планированию, обеспечению функционирования, оценке эффективности и улучшению СУОТ в организации;
6) контролю эффективности функционирования СУОТ;
7) своевременной актуализации Положения о СУОТ и Политики.
9. Политика содержит перечень принципов, целей, задач и направлений деятельности организации в области охраны труда, реализация которых гарантируется руководством организации и разрабатывается на основании анализа деятельности организации, учитывает специфику деятельности, характер производства, наличие профессиональных рисков.
Политика утверждается актом руководства организации и подлежит обязательному пересмотру и актуализации на основе анализа эффективности функционирования СУОТ и доводится под роспись до сведения всех работников, с обеспечением доступности путем размещения на стендах организации работодателя либо иным способом, обеспечивающим доступность для заинтересованных сторон.
10. В рамках СУОТ обеспечивается система внутреннего и внешнего взаимодействия и коммуникаций, осуществляются консультирование и информирование работников.
Внутренняя коммуникация и взаимодействие в рамках СУОТ осуществляется путем издания актов работодателя, распоряжений, согласования и утверждения планов, отчетов, оформления документации СУОТ, проведения производственных совещаний. Порядок осуществления внутренней коммуникации и взаимодействия определяется руководителем организации.
Внешняя коммуникация и взаимодействие в рамках СУОТ осуществляются в виде отчетности, предоставления информации по запросам, согласования вопросов, касающихся БиОТ с подрядными (субподрядными) организациями, информировании об изменениях в деятельности организации, касающихся БиОТ.
Консультирование и информирование работников в рамках СУОТ включает:
1) консультирование по вопросам внедрения и функционирования СУОТ;
2) информирование о требованиях законодательства по охране труда;
3) информирование о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующих опасностях и рисках повреждения здоровья, полагающихся средствах индивидуальной защиты, льготах и компенсациях за тяжҰлые работы и работы с вредными и опасными условиями труда.
Информирование работниками работодателя о вопросах, касающихся БиОТ включает:
1) сообщения об обнаружении нарушений в области БиОТ со стороны других лиц;
2) сообщения о происшествиях и угрозах их возникновения;
3) предложения по улучшению состояния БиОТ и повышению эффективности СУОТ в организации.
Порядок осуществления консультирования и информирования работников и информирования работодателя или ответственных лиц работниками организации в рамках СУОТ определяется руководителем организации и указывается в Положении о СУОТ.
11. Определение процедур СУОТ и разработка планов мероприятий по БиОТ производится на основе:
1) результатов оценки профессиональных рисков, включающих в себя оценку вредности условий труда, травмоопасности условий труда, безопасности производственного оборудования, обеспеченности СИЗ, заболеваемости работников;
2) предписаний уполномоченных местных и государственных органов по инспекции труда;
3) предложений руководителей структурных подразделений, работников, представителей работников.
Разработка планов мероприятий по БиОТ направлена на установление планируемых показателей, соответствующих целям и задачам СУОТ, установленным в Политике, на этапе планирования СУОТ.
При установлении планируемых показателей в планах мероприятий по БиОТ предусматриваются мероприятия, исполнители, ответственные лица, сроки исполнения, источники и объемы финансирования, ожидаемые результаты, целевые индикаторы.
Порядок разработки, утверждения, пересмотра и актуализации планов мероприятий по БиОТ устанавливается руководителем организации и указывается в Положении о СУОТ.
Параграф 2. Функционирование СУОТ
12. Функционирование СУОТ осуществляется посредством реализации следующих процедур:
1) подготовка работников по БиОТ;
2) обеспечение документацией по безопасному ведению работ;
3) аттестация производственных объектов по условиям труда;
4) управление профессиональными рисками;
5) мониторинг состояния здоровья работников;
6) обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
7) предоставление гарантий за работу во вредных условиях труда;
8) страхование от несчастных случаев при исполнении трудовых (служебных) обязанностей;
9) расследование несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью;
10) контроль над безопасным выполнением работ подрядными организациями.
13. Подготовка работников по БиОТ включает:
1) обучение и проверку знаний работников по рабочим профессиям;
2) обучение и проверку знаний руководителей и лиц, ответственных за обеспечение БиОТ;
3) инструктирование и проверку знаний по вопросам БиОТ.
Обучение, инструктирование и проверка знаний работников осуществляется в соответствии со статьей 182 Кодекса и приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 1019 "Об утверждении Правил и сроков проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников, руководителей и лиц, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12665).
Список лиц, ответственных за обеспечение БиОТ, перечень работ и профессий, по которым проводится обучение работников, программы обучения и инструктирования устанавливает и утверждает руководитель организации, исходя из характера профессии, вида работ, специфики производства и условий безопасности труда по согласованию с представителями работников (при их наличии) с изложением в Положении о СУОТ.
14. В рамках СУОТ регламентируются действия работодателя по разработке, утверждению, пересмотру и обеспечению работников инструкциями по БиОТ при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, строительных площадках, транспортных средствах и иных местах организации, где производятся эти работы и выполняются служебные обязанности.
Обеспечение документацией по безопасному ведению работ осуществляется в соответствии со статьей 182 Кодекса и приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 927 "Об утверждении Правил разработки, утверждения и пересмотра инструкции по безопасности и охране труда работодателем" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12534).
Перечень инструкций для профессий, видов отдельных работ и рабочие места в организации утверждается работодателем или иным уполномоченным лицом и указывается в Положении о СУОТ.
15. При создании и внедрении СУОТ для организаций, основным видом деятельности которых является производственная, а также для организаций, имеющих производственные подразделения, в Положение о СУОТ включается процедура обязательной периодической аттестация производственных объектов по условиям труда (далее - Аттестация).
Аттестация осуществляется в соответствии со статьей 183 Кодекса и приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1057 "Об утверждении Правил обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12743).
В Положении о СУОТ указывается список производственных объектов организации и рабочих мест, подлежащих аттестации, приводится описание сроков создания и состава комиссии, мероприятий по реализации процедуры работодателем, комиссией, специализированной организацией, а также требования к оформлению, приемке и предоставлению соответствующей отчетности по ее результатам.
16. В рамках СУОТ работодатель организует и обеспечивает управление профессиональными рисками.
Управление профессиональными рисками осуществляется в соответствии со статьей 183 Кодекса и приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 11 сентября 2020 года № 363 "Об утверждении Правил управления профессиональными рисками" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 21197).
В Положении о СУОТ приводится описание порядка и сроков организации, проведения, оформления и регистрации результатов оценки и управления профессиональными рисками.
17. Мониторинг состояния здоровья работников осуществляется в целях обеспечения динамического наблюдения за состоянием здоровья, своевременного установления начальных признаков заболеваний, предупреждения и нераспространения общих, профессиональных, инфекционных и паразитарных заболеваний и предупреждения травматизма, в форме организации работодателем проведения:
1) периодических обязательных медицинских осмотров;
2) предсменных (предрейсовых) обязательных медицинских осмотров;
3) послесменных (послерейсовых) медицинских осмотров.
Периодические обязательные медицинские осмотры осуществляются с учетом специфики деятельности организациями, независимо от размерности и формы собственности, в соответствии со статьей 86 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" и приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 15 октября 2020 года № ҚР ДСМ-131/2020 "Об утверждении целевых групп лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, а также правил и периодичности их проведения, объема лабораторных и функциональных исследований, медицинских противопоказаний, перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, профессий и работ, при выполнении которых проводятся предварительные обязательные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические обязательные медицинские осмотры и правил оказания государственной услуги "Прохождение предварительных обязательных медицинских осмотров" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 21443).
В Положении приводится перечень рабочих мест, подлежащих предусмотренным для организации в зависимости от характера работ видам медицинского осмотра, описание порядка и сроков организации, проведения оформления и регистрации результатов.
18. Обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ), снабжение их средствами профилактической обработки, моющими и дезинфицирующими средствами, включая уход, хранение и обеззараживание, осуществляется работодателем в соответствии со статьей 182 Кодекса и приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1054 "Об утверждении Правил выдачи работникам молока или равноценных пищевых продуктов и (или) специализированных продуктов для диетического (лечебного и профилактического) питания, специальной одежды и других средств индивидуальной защиты, обеспечения их средствами коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами за счет средств работодателя" (далее – Приказ № 1054) (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12675).
В Положении о СУОТ указываются порядок обеспечения работников СИЗ, ответственные за организацию приобретения, выдачи, хранения, замены, стирки, обеззараживания и ремонта, а также учета, регистрации и ведения отчетности в рамках данной процедуры.
Создание работникам санитарно-гигиенических условий обеспечивается работодателем посредством установки и содержания средств коллективной защиты, организации санитарно-бытовых помещений и устройств. Исходя из специфики производства, в Положение о СУОТ включается порядок организации данных помещений и устройств, обеспечивающих их исправности и функциональности в соответствии с Приказом № 1054.
19. Предоставление гарантий за работу во вредных условиях труда в виде дополнительного оплачиваемого ежегодного трудового отпуска, сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенного размера оплаты труда, обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием осуществляется в соответствии со статьями 69 и 89 Кодекса и приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1053 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск и повышенный размер оплаты труда, а также правил их предоставления" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12731) и Приказом № 1054.
Порядок осуществления данной процедуры, определение работников, подлежащих обеспечению гарантиями в рамках СУОТ приводятся в Положении о СУОТ.
20. Страхование работников от несчастных случаев при исполнении трудовых (служебных) обязанностей (далее - ОСНС) осуществляется в целях обеспечения защиты интересов работников, жизни и здоровью которых может быть причинен вред при исполнении ими трудовых (служебных) обязанностей. ОСНС подлежат все работники организации независимо от форм собственности, вида осуществляемой деятельности и размерности.
ОСНС осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей".
В Положении о СУОТ приводятся порядок и сроки осуществления ОСНС.
21. Расследование несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью (далее – несчастных случаев), является процедурой СУОТ, осуществляемой работодателями независимо от форм собственности, вида осуществляемой деятельности и размерности.
Расследования и учет несчастных случаев осуществляется в соответствии с главой 20 Кодекса.
В Положении приводится информация о:
1) порядке информирования о несчастном случае с учетом особенностей осуществления управления организации;
2) обеспечении допуска должностных лиц уполномоченного государственного органа по труду и местного органа по инспекции труда, для проведения расследования несчастных случаев;
3) особенностях расследования несчастных случаев отдельных групп работников (прикомандированных, проходящих производственную практику, работников подрядных организаций);
4) категориях несчастных случаев, в отношении которых, работодателем обеспечивается расследование и учет, а также не подлежащих учету как несчастные случаи, связанные с трудовой деятельностью;
5) особенностях расследования и учета профессиональных заболеваний и отравлений;
6) особенностях специального расследования несчастных случаев;
7) особенностях расследования несчастных случаев у работодателя – физического лица.
22. При осуществлении организацией работ в сфере строительства в качестве генерального подрядчика или в качестве подрядной (субподрядной) организации в Положении о СУОТ приводится описание процедуры обеспечения безопасного выполнения подрядных работ.
Генеральный подрядчик осуществляет общую координацию работ по соблюдению требований безопасности и охраны труда в соответствии со статьей 184 Кодекса и Конвенции Международной организации труда № 167 "О безопасности и гигиене труда в строительстве", ратифицированной Законом Республики Казахстан "О ратификации Конвенции о безопасности и гигиене труда в строительстве (Конвенция 167)".
В Положении о СУОТ приводятся основные функции сторон, порядок их определения и закрепления, информирования и контроля выполнения согласованных действий по организации безопасного выполнения подрядных работ.
Параграф 3. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур
23. С целью оперативного выявления несоответствий СУОТ требованиям трудового законодательства, правил и норм безопасности, стандартов и принятия оперативных решений по их устранению, работодатель, исходя из специфики деятельности организации, обеспечивает контроль за соблюдением требований БиОТ (далее – внутренний контроль).
Внутренний контроль включает:
1) наблюдение за состоянием условий труда, в том числе анализ данных производственного контроля;
2) оперативный многоуровневый контроль над состоянием БиОТ;
3) принятие мер по ликвидации обнаруженных несоответствий с требованиями БиОТ.
Работодателем, с учетом структуры организации и специфики деятельности, устанавливаются уровни контроля и подчиненность.
Внутренний контроль проводится специалистом или службой безопасности и охраны труда, за:
1) выполнением решений органов государственной инспекции труда и иных государственных органов контроля в части соблюдения процедур СУОТ;
2) внедрением правил, норм, стандартов по БиОТ;
3) выполнением актов работодателя по вопросам БиОТ;
4) организацией работы кабинетов БиОТ;
5) организацией приобретения, хранения, стирки, сушки, обезвреживания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и обеспечением работников средствами индивидуальной защиты;
6) современным проведением испытаний и технических освидетельствований состояния оборудования, машин и механизмов, соблюдением графиков замеров параметров опасных и вредных производственных факторов;
7) соблюдением действующих норм, правил и инструкций по БиОТ.
На основе выявленных несоответствий в порядке осуществления Процедур СУОТ, службой БиОТ или специалистом, разрабатываются мероприятия по устранению недостатков и несоответствий СУОТ, улучшению условий и охраны труда, совершенствованию отдельных направлений работы по БиОТ.
В Положении о СУОТ приводится порядок разработки и оформления мероприятий для выполнения и принятия мер по устранению выявленных нарушений по БиОТ.
24. Мониторинг реализации процедур СУОТ включает сбор, обработку и анализ информации о реализации процедур, предусмотренных параграфом 2 настоящего Типового положения и осуществляемых работодателем с учетом специфики и вида экономической деятельности организации
25. Внутренний аудит СУОТ, совместные действия работодателя и работников по БиОТ обеспечиваются работодателем с целью:
1) оценки эффективности внедрения и функционирования СУОТ;
2) оценки результативности выполнения политики и целей СУОТ;
3) предоставления информации о результатах реализации политики и целей СУОТ.
В Положении о СУОТ устанавливается порядок осуществления внутреннего аудита, который отражает:
1) информацию об органе или лице (аудиторе) (состав, компетенции);
2) определение области, критериев, периодичности и методов аудита;
3) требования по планированию, проведению аудитов, отчетности о результатах и документированию.
Программы аудитов планируются, разрабатываются, внедряются и выполняются с учетом результатов оценки профессиональных рисков, выявления несоответствий и предыдущих аудитов.
Выявленные несоответствия, выводы, заключения и рекомендации, сделанные в результате контроля и аудита, и других видов проверок и анализа, оформляются документально.
При создании в организации производственного совета, в его функции входит осуществление внутреннего аудита СУОТ. Состав Производственного совета формируется в соответствии со статьей 203 Кодекса и утверждается совместным решением работодателя и представителей работников.
Решения производственного совета, принятые в целях контроля и аудита в рамках СУОТ, подлежат исполнению работодателями и работниками.
Параграф 4. Совершенствование СУОТ
26. Совершенствование СУОТ включает проведение работодателем предупреждающих и корректирующих действий, с целью постоянного поддержания СУОТ в соответствии установленным нормам и требованиям БиОТ, своевременного устранения причин потенциальных и выявленных несоответствий.
Предупреждающие действия разрабатываются и осуществляются с целью исключения возможности возникновения потенциальных несоответствий.
Корректирующие действия разрабатываются и осуществляются для устранения причин выявленных несоответствий с целью предотвращения их повторного возникновения. Корректирующие действия предпринимаются сразу после выявления несоответствий, которые могут привести к несчастному случаю, профессиональному заболеванию, инциденту или аварии.
Мероприятия по проведению предупреждающих и корректирующих действий включают:
1) определение и анализ причин несоблюдения правил по охране труда и (или) процедур СУОТ;
2) инициирование, планирование, реализацию, проверку эффективности и документального оформления, предупреждающих и корректирующих действий;
3) внесение изменений в Положение о СУОТ.
При выявлении несоответствия, в зависимости от причин и значимости осуществляется следующие предупреждающие и корректирующие действия:
1) остановка производственного процесса;
2) запрет эксплуатации оборудования;
3) отстранение от работы и последующая проверка знаний работников;
4) прием на работу работников с соответствующей квалификацией и опытом работы;
5) пересмотр процедуры обучения и повышения квалификации работников по БиОТ;
6) технические действия по устранению несоответствия (ремонт, техническое обслуживание);
7) изменение существующих технологических процессов;
8) оповещение заинтересованных сторон (при аварийной ситуации);
9) введение в действие плана ликвидации аварий;
10) пересмотр деятельности в отношении поставщиков и подрядчиков;
11) пересмотр Положения о СУОТ, Политики.
В Положении о СУОТ указывается порядок разработки Планов предупреждающих и корректирующих действий по устранению причин выявленных несоответствий.
Реализацию предупреждающих и корректирующих действий, а также установление причин возникновения несоответствий осуществляют лица, обеспечивающие БиОТ.
Результативность и эффективность проведенных предупреждающих и корректирующих действий определяется по результатам оценки эффективности в процессе внутреннего аудита СУОТ.
27. Методы реагирования на возможные аварийные ситуации, несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания и отравления отражаются в Положении о СУОТ.
Методы реагирования разрабатываются на основе результатов анализа производственных и технологических процессов, характеристик используемого сырья и производимой продукции, климатических, сейсмических и иных природных процессов, результатов оценки профессиональных рисков, выявленных несоответствий и последствий ранее возникших происшествий, аварий и аварийных ситуаций.
В Положении о СУОТ отражаются лица, обеспечивающие разработку, корректировку и ознакомление работников с планом действий при возникновении аварийных ситуаций. Результаты реагирования на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания оформляются работодателем в форме акта с указанием корректирующих мероприятий по устранению причин, повлекших их возникновение. Формы плана действий и акта устанавливается в Положении о СУОТ.
28. С целью обеспечения соответствия СУОТ утвержденной Политике и целям организации в области БиОТ, эффективности СУОТ, постоянно осуществляется анализ со стороны руководства.
Анализ включает следующие действия:
1) рассмотрение отчетных материалов по результатам внутреннего контроля, предписаний контролирующих органов;
2) рассмотрение результатов внутреннего аудита СУОТ;
3) обсуждение на совещаниях текущих вопросов, связанных с безопасностью и охраной труда.
В Положении приводится порядок осуществления анализа СУОТ со стороны руководства, определяемый работодателем.
29. Работодатель в рамках СУОТ принимает меры по повышению ее эффективности путем постоянного совершенствования актов работодателя по вопросам охраны труда, технологических процессов и условий труда.
При планировании улучшений и повышения эффективности СУОТ, работодателем устанавливается зависимость между результатами внутреннего контроля и аудита СУОТ и оценкой ее эффективности.
30. В организации с целью качественного проведения анализа состояния БиОТ, идентификации, оценки и управления профессиональными рисками, а также осуществления предупреждающих и корректирующих мероприятий, ведется документирование.
Работодателем разрабатывается, утверждается и описывается в Положении о СУОТ порядок управления документацией, включающий перечень внешней и внутренней документации, регламентацию форм ведения, сроков оформления, утверждения, регистрации, а также закрепления лиц и подразделений.
Документация по охране труда включает:
1) документы организационно-распорядительного и устанавливающего характера (приказы, положения, инструкции по охране труда, порядки, регламенты, программы, планы, перечни, списки, правила, нормы, стандарты);
2) нормативные правовые акты в области БиОТ в соответствии с видом экономической деятельности организации;
3) документы фиксирующего характера (акты и протоколы, наряды-допуски, распоряжения, материалы по расследованию несчастных случаев, документация проведения аттестации производственных объектов и оценки профессиональных рисков);
4) документы информационно-коммуникационного характера (статистические формы общегосударственных статистических наблюдении, акты обследования должностными лицами, предписания, заключения, жалобы по вопросам безопасности, переписка в сфере охраны труда, объяснительные, служебные, докладные и аналитические записки);
5) отчетная документация (акты проведения медицинского обследования работников, учет данных о состоянии здоровья работников, акты проведения испытаний производственного оборудования, результаты текущего контроля и анализа функционирования СУОТ, формы официальной статистической отчетности);
6) учетная документация (протоколы, журналы, графики).
Документация СУОТ постоянно актуализируется и хранится в течение установленного срока и доводится до сведения работников в течение 10 рабочих дней после принятия акта работодателя в сфере охраны труда.
Эффективное функционирование СУОТ осуществляется посредством качественного ведения и своевременного предоставления достоверной статистической отчетности о состоянии охраны труда в организации.
Статистическая отчетность включает:
1) отчет о численности работников, занятых во вредных и других неблагоприятных условиях труда, с годовой периодичностью;
2) отчет о травматизме, связанном с трудовой деятельностью, и профессиональных заболеваниях, с периодичностью по факту.
В рамках осуществления обязательной отчетности работодатель предоставляет:
1) информацию для мониторинга состояния условий, безопасности и охраны труда в государственные органы, по их письменному запросу;
2) результаты аттестации производственных объектов по условиям труда соответствующему местному органу по инспекции труда на бумажном и электронном носителях в установленные сроки;
3) коллективный договор (при наличии) в местный орган по инспекции труда для мониторинга.
В Положении о СУОТ устанавливается порядок разработки, согласования, утверждения и пересмотра документации СУОТ, сроки ее хранения, закрепляются лица, обеспечивающие разработку документов СУОТ, определяемые работодателем на всех уровнях управления.