В соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан "О противодействии терроризму" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить инструкцию по организации антитеррористической защиты объектов органов по делам государственной службы Республики Казахстан, уязвимых в террористическом отношении, согласно приложению к настоящему приказу.
2. Административному департаменту Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан предоставление в Юридический департамент Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на руководителя аппарата Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы |
Д. Жазыкбаев |
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАНО"
Комитет национальной безопасности
Республики Казахстан
Утверждена приказом Председатель Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 27 января 2023 года № 22 |
Инструкция по организации антитеррористической защиты объектов органов по делам государственной службы Республики Казахстан, уязвимых в террористическом отношении
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Инструкция по организации антитеррористической защиты объектов органов по делам государственной службы Республики Казахстан, уязвимых в террористическом отношении (далее – Инструкция), разработана в соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона "О противодействии терроризму" и требованиями к организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 мая 2021 года № 305, и устанавливает обязательные для выполнения мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов.
2. Настоящая инструкция распространяется на объекты органов по делам государственной службы, отнесенные к объектам, уязвимым в террористическом отношении, в соответствии с Правилами и критериями отнесения объектов к уязвимым в террористическом отношении, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 апреля 2021 года № 234.
3. Настоящая инструкция предназначена для использования руководителями объектов органов по делам государственной службы и работниками, обеспечивающими проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов органов по делам государственной службы, руководителями и сотрудниками (работниками) субъектов охранной деятельности, заключивших договор об оказании услуг по объектам органов по делам государственной службы, сотрудниками органов внутренних дел, национальной безопасности, членами антитеррористических комиссий при осуществлении контроля, оценки, а также изучении состояния антитеррористической защищенности объектов органов по делам государственной службы.
4. В настоящей инструкции используются следующие основные понятия:
1) критическая зона – помещение, участки и конструктивные элементы, разрушение которых в результате акта терроризма может привести к существенному нарушению нормального функционирования объекта, его существенному повреждению или аварии на нем;
2) система связи – совокупность технических средств и специально выделенных каналов связи, предназначенных для передачи (обмена) информации (информацией), оперативного управления деятельностью служб охраны объекта;
3) система видеонаблюдения – совокупность камер видеонаблюдения, линий передачи данных, программных и технических средств и хранения видеозаписей, а также программных и (или) технических средств управления, осуществляющих информационный обмен между собой;
4) обучающиеся – лица, осваивающие программу послевузовского образования (магистранты, докторанты), государственные служащие, проходящие курсы переподготовки и повышения квалификации;
5) средство подачи тревоги (Тревожная кнопка) – техническое устройство (стационарное и ручное), направленное на предупреждение и оповещение (звуковое и визуальное) об опасности при неправомерных действиях на объекте;
6) система освещения – совокупность технических средств, позволяющих обеспечить уровень освещенности для системы видеонаблюдения, видимость людей и транспортных средств на объекте в темное время суток;
7) частная охранная организация – коммерческая организация, оказывающая охранные услуги в качестве своей предпринимательской деятельности;
8) посетитель – гражданин Республики Казахстан, иностранец или лицо без гражданства, находящийся в здании органа по делам государственной службы;
9) субъект охранной деятельности – специализированные охранные подразделения органов внутренних дел Республики Казахстан и частные охранные организации;
10) пост (пункт) охраны (пропуска) – специально оборудованное место при входе в здание, предназначенное для обеспечения пропускного режима, на котором лица, обеспечивающие безопасность объекта выполняют возложенные на них служебные обязанности;
11) системы и средства досмотра – это совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения несанкционированного проноса или провоза запрещенных предметов и веществ;
12) металлодетектор – электронный прибор, позволяющий обнаруживать металлические предметы в нейтральной или слабопроводящей среде за счет их проводимости;
13) органы по делам государственной службы – уполномоченный орган, его территориальные подразделения и организации, подведомственные уполномоченному органу;
14) периметр объекта – граница объекта согласно правоустанавливающим документам;
15) потенциально опасные участки объекта – территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объекта, где используются, хранятся или эксплуатируются взрывопожароопасные, опасные химические вещества, оружие и боеприпасы, токсичные вещества и препараты, элементы технологических цепочек, систем, оборудования или устройств, критические зоны объекта, а также места возможного массового пребывания людей на объекте, совершение акта терроризма на которых может способствовать причинению ущерба жизни и здоровью, возникновению аварии, угрозы чрезвычайной ситуации с опасными социально-экономическими последствиями, хищению опасных веществ и материалов с целью их дальнейшего использования для совершения акта терроризма;
16) лица, обеспечивающие безопасность объекта – работники объекта органов по делам государственной службы, отвечающие за функции безопасности и соблюдения пропускного режима на объектах или сотрудники (работники) субъектов охранной деятельности, заключившие договор об оказании охранных услуг с руководителями объектов органов по делам государственной службы;
17) оценка антитеррористической защиты объекта – мероприятие, направленное на оценивание пропускного режима, готовности объектов органов по делам государственной службы, а также субъектов, осуществляющих охранную деятельность на них, к воспрепятствованию совершению акта терроризма, обеспечению минимизации и ликвидации последствий;
18) учебные (профилактические) мероприятия – превентивные способы обучения персонала и охраны, реализуемые в виде инструктажей и занятий в целях привития навыков первичного реагирования;
19) пропускной режим – совокупность правил, регламентирующих установленный порядок, исключающий возможность несанкционированного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества;
20) паспорт антитеррористической защищенности – информационно-справочный документ, содержащий общие и инженерно-технические сведения об объекте, отражающие состояние его антитеррористической защищенности, и предназначенный для планирования мероприятий по предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма на объекте, уязвимом в террористическом отношении;
21) объект, уязвимый в террористическом отношении – здание органов по делам государственной службы в городах областного, республиканского значения и столицы, относящееся к особо важным государственным объектам (объектам массового скопления людей), включенное в перечень объектов, уязвимых в террористическом отношении, требующих обязательной организации антитеррористической защиты;
22) эвакуация при угрозе акта терроризма (далее – эвакуация) – организованное перемещение персонала, обучающихся и посетителей с объекта или его части в безопасные места (помещения, участки местности);
23) система оповещения – совокупность технических средств, предназначенных для оперативного информирования (светового и (или) звукового оповещения) находящихся на объекте, уязвимом в террористическом отношении, лиц о тревоге при чрезвычайных происшествиях (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и действиях в сложившейся обстановке.
Сноска. Пункт 4 с изменением, внесенным приказом и.о. Председателя Агентства РК по делам государственной службы от 06.08.2024 № 125 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).5. Целью организации антитеррористической защиты объектов органов по делам государственной службы является разработка и внедрение комплекса мероприятий по противодействию терроризму и обеспечению безопасности объектов органов по делам государственной службы посредством создания условий, препятствующих совершению акта терроризма (снижение риска совершения акта терроризма на территории объекта), и направленных на предотвращение потерь среди персонала, обучающихся и посетителей, минимизацию возможного материального ущерба, а также ликвидацию последствий возможных террористических угроз на объектах.
6. Антитеррористическая защищенность объектов обеспечивается созданием условий, направленных на:
1) воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты, что достигается принятием мер по:
установлению пропускного режима на объектах и его неукоснительного соблюдения;
укреплению объекта в инженерно-техническом отношении средствами, позволяющими выявить неправомерное проникновение на объект;
2) обнаружение признаков подготовки и (или) совершения актов терроризма, что достигается принятием мер по:
контролю за обстановкой на объектах и близлежащей территории на предмет выявления подозрительных лиц и предметов;
улучшению материально-технической базы в плане инженерно-технического оснащения объектов;
3) пресечение попыток совершения актов терроризма на объектах, что достигается постредством принятия мер по:
моделированию возможных для объекта угроз террористического характера и разработкой соответствующих алгоритмов реагирования на них;
определению потенциально опасных участков объекта (критических зон, мест возможного массового пребывания людей на объекте);
осуществлению охраны объектов с заключением договора с субъектами охранной деятельности, имеющими разрешительные документы по охране объектов, уязвимых в террористическом отношении;
организации постоянного контроля за доступом на объекты посетителей и транспортных средств;
формированию у коллектива культуры безопасности;
контролю спланированных мероприятий, которыми обеспечивается антитеррористическая безопасность объектов;
4) минимизацию и ликвидацию последствий возможных террористических угроз на объектах, что достигается принятием мер по:
разработке алгоритмов реагирования на возможные угрозы террористического характера, адекватных особенностям объектов органов по делам государственной службы;
соответствующей подготовке работников объекта и лиц, обеспечивающих безопасность объекта в отношении их действий при совершении акта терроризма и после него;
организации своевременного оповещения уполномоченных органов, персонала объекта органа по делам государственной службы в случае совершения акта терроризма на объекте;
своевременному составлению и поддержанию в актуальном состоянии паспорта антитеррористической защищенности объекта, его надлежащим хранением.
7. Антитеррористическую защищенность объектов органов по делам государственной службы организуют их первые руководители.
8. Приказом руководителя объекта определяется лицо, обеспечивающее проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта и лицо, его замещающее, либо структурное подразделение. Выбор и назначение ответственного работника за обеспечение проведения мероприятий по антитеррористической защищенности объекта производится с учетом компетенции и должностных обязанностей последнего, соответствующих специфике антитеррористической деятельности. Руководителем объекта издается соответствующий акт, а новая функция добавляется в список его служебных обязанностей.
9. Руководители или должностные лица объектов, при размещении в арендуемом здании (помещении) обеспечивают в договоре аренды определение сторон, разрабатывающих паспорт антитеррористической защищенности объекта, осуществляющего охрану объекта, оснащение объекта современными инженерно-техническими средствами, контроль за их бесперебойным функционированием, организацию пропускного режима и финансирование данных мероприятий в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
10. Перечень документов в области антитеррористической защиты для объектов органов по делам государственной службы приведен в приложении 1 к настоящей Инструкции.
Глава 2. Требования к организации пропускного режима
11. Настоящая Глава определяет требования к организации пропускного режима на объектах органов по делам государственной службы, соответствующие целям обеспечения антитеррористической защищенности объектов.
12. Пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте органа по делам государственной службы устанавливаются его руководителем, за исключением здания Республиканского государственного казенного предприятия "Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан" (далее – Академия государственного управления).
Порядок организации пропускного и внутриобъектового режимов в здании Академии государственного управления определен совместным приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 12 мая 2017 года № 5дсп и Министра внутренних дел Республики Казахстан от 29 мая 2017 года № 90дсп "Об утверждении Правил по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов в административном здании Республиканского государственного казенного предприятия "Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан" и прилегающей к нему территории" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 15316).
13. Пропускной режим на объекте органа по делам государственной службы обеспечивает исключение:
1) проникновения на объект или его части (зоны) посторонних лиц с противоправными намерениями;
2) вноса (ввоза) и выноса (вывоза) с территории объекта предметов и веществ легковоспламеняющихся, отравляющих веществ, огнестрельного оружия и предметов, использование которых представляет опасность для объекта и находящихся лиц. Перечень предметов и веществ, запрещенных к проносу на объекты органов по делам государственной службы определен в приложении 2 к настоящей Инструкции.
14. Пропускной режим объекта органа по делам государственной службы предусматривает:
1) организацию пункта и (или) поста охраны и (или) пропуска с функцией контроля на входах (выходах) на объект;
2) порядок пропуска на объект и (или) его части (зоны) работников и посетителей;
3) зонирование объекта:
первая зона – здания, помещения, территории, доступ в которые персоналу и посетителям не ограничен;
вторая зона – помещения доступ, в которые разрешен ограниченному составу персонала и посетителям объекта по разовым пропускам или в сопровождении персонала объекта;
третья зона – специальные помещения объекта, доступ в которые имеют строго определенный персонал и руководитель объекта.
4) определение перечня лиц, имеющих право беспрепятственного допуска на объект, утвержденного приказом руководителя объекта органа по делам государственной службы;
5) определение перечня лиц, допускаемых в зоны ограниченного доступа и специальные помещения, утвержденного приказом руководителя объекта органа по делам государственной службы;
6) введение и (или) организацию пропускной системы, способной обеспечить контроль управления допуском работников, обучающихся и посетителей на объект и его зоны согласно установленному порядку;
7) определение вносимых (выносимых), ввозимых (вывозимых) на (с) территорию (территории) объекта органа по делам государственной службы запрещенных предметов и веществ, указанных в приложении 2 к настоящей Инструкции;
8) охрану критических зон объекта;
9) контроль за местами возможного массового пребывания людей на объекте.
15. При заключении договора об оказании охранных услуг с субъектом охранной деятельности руководитель объекта органа по делам государственной службы указывает в договоре охранных услуг мероприятия, реализуемые субъектом охранной деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности и должного уровня безопасности, к которым относятся:
1) организация допуска работников, обучающихся и посетителей на объект органа по делам государственной службы или его части (зоны);
2) организация пропуска транспортных средств на объект органа по делам государственной службы;
3) выявление на территории объекта органа по делам государственной службы лиц с противоправными намерениями, а также предметов и веществ, которые могут быть использованы для их реализации;
4) охрана объекта, защита критических зон, в том числе исключения бесконтрольного пребывания на них посторонних лиц;
5) контроль за местами возможного массового пребывания людей на объекте;
6) организация учебных мероприятий с лицами, обеспечивающими безопасность объекта по исполнению мероприятий первичного реагирования, направленных на минимизацию и ликвидацию угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма;
7) надлежащее использование технических средств защиты, установленных на объекте органа по делам государственной службы.
16. В случае отсутствия договора об оказании охранных услуг с субъектом охранной деятельности руководитель объекта определяет структурное подразделение объекта, ответственное за его деятельность и контроль, а также назначает лиц, ответственных за непосредственное выполнение пропускного режима.
17. При входе посетителей на объекты органов по делам государственной службы осуществляется их технический контроль с использованием системы и средств досмотра. Системы и средства досмотра также используются при осмотре ручной клади и личных вещей посетителей.
В случае срабатывания системы и средств досмотра, лицо, обеспечивающие безопасность объекта предлагает посетителю, подвергнутому техническому контролю, показать содержимое ручной клади для визуального осмотра.
Не прохождение технического контроля или досмотра посетителем является основанием для отказа в его допуске на объекты органов по делам государственной службы.
18. В целях исключения выноса (проноса) на объекты органов по делам государственной службы взрывчатых, легковоспламеняющихся, отравляющих веществ, огнестрельного оружия и предметов, использование которых предоставляет опасность, работники, обучающиеся и посетители объектов органов по делам государственной службы, подвергаются контролю на наличие у них указанных веществ и предметов, посредством предъявления на визуальный осмотр предметов, предназначенных для переноса вещей и (или) прохождения через стационарный металлодетектор, обследованию ручным металлодетектором.
При выявлении визуальным осмотром предметов, представляющих повышенную опасность (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества) информируются территориальные органы внутренних дел и национальной безопасности Республики Казахстан.
19. В соответствии с установленными пропускным и внутриобъектовым режимами на каждом объекте органа по делам государственной службы, с учетом присущих ему особенностей, руководитель организации или начальник охраны разрабатывает вариативную часть должностной инструкции для лиц, обеспечивающих безопасность объекта, которая предусматривает:
1) проверку соответствующих документов и характер ввозимых (вывозимых) грузов при пропуске на территорию (с территории) объекта автотранспортных средств;
2) проверку документов и цели прибытия лиц из других организаций, посещающих объект по служебным делам, делать соответствующие записи в книге посетителей;
3) регулярный обход (согласно графика обхода) территории на предмет проверки внутренних помещений, осмотра периметра объекта и обследование ограждений на предмет их повреждений, выявления посторонних, взрывоопасных и подозрительных предметов;
4) немедленный доклад руководителю объекта органа по делам государственной службы и своему непосредственному руководителю субъекта охранной деятельности о всех обнаруженных нарушениях;
5) действия лиц, обеспечивающих безопасность объекта, исходя из оснащенности конкретного объекта при выявлении лиц, пытающихся в нарушение установленных требований пропускного режима проникнуть на территорию объекта и (или) совершить противоправные действия в отношении работников, при обнаружении неизвестного автотранспорта, длительное время припаркованного в непосредственной близости у периметра объекта органа по делам государственной службы.
20. Уведомления об основных правилах пропускного режима, ограничивающего права граждан, разъясняющих правомерность требований лица, обеспечивающего безопасность объекта размещаются администрацией при входе на объект в местах, доступных для всеобщего обозрения.
21. Для повышения уровня антитеррористической защищенности при осуществлении охраны и пропускного режима на объектах территориальных органов Агентства и филиалов Академии государственного управления области, города республиканского значения и столицы, дежурные подразделения по обеспечению безопасности объекта могут быть усилены сотрудниками частных охранных организаций, имеющими разрешительные документы на осуществление деятельности по охране объектов, уязвимых в террористическом отношении.
22. Руководителям органов по делам государственной службы в случае заключения с частными охранными организациями договора на оказание охранных услуг необходимо предусмотреть выполнение следующих мероприятий по антитеррористической защищенности объекта:
1) соблюдение пропускного режима в административном здании органа по делам государственной службы, утвержденного руководителем объекта и согласованного с субъектом охранной деятельности;
2) обеспечение охраны объекта, сохранности имущества, материальных ценностей и соблюдения общественного порядка;
3) исключение проникновения посторонних лиц в здание и служебные помещения объекта;
4) исключение несанкционированного вноса (выноса), ввоза (вывоза), проноса (провоза) запрещенных предметов, а также товарно-материальных ценностей без соответствующего разрешения;
5) своевременное выявление угроз безопасности и потенциально опасных условий, способствующих нанесению ущерба, а также эффективного реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций социального характера на объекте и прилегающих к ним территории;
6) не допущение самостоятельного прохождения посетителей на объект без сопровождения работника органа по делам государственной службы.
Глава 3. Требования к организации профилактических и учебных мероприятий
23. Целью профилактических мероприятий является создание на объекте органа по делам государственной службы условий, способствующих минимизации совершения на нем акта терроризма.
24. Целью учебных мероприятий является формирование у работников и обучающихся объекта органа по делам государственной службы антитеррористического сознания, выработки навыков грамотного и рационального поведения при угрозе совершения акта терроризма и после его совершения.
25. Профилактические и учебные мероприятия проводятся в виде инструктажей, занятий (практические и теоретические) и экспериментов с:
1) работниками и обучающимися объекта;
2) лицами, обеспечивающими безопасность объекта.
26. Планирование профилактических и учебных мероприятий с работниками, обучающимися объекта и с лицами, обеспечивающими безопасность объекта осуществляется ответственным лицом за антитеррористическую защищенность объекта.
27. К проведению данных мероприятий могут привлекаться представители центральных государственных и местных исполнительных органов по согласованию с антитеррористической комиссией административно-территориальной единицы по месту расположения объекта, а также наиболее подготовленные работники объекта.
28. Варианты тематик профилактических и учебных мероприятий по вопросам антитеррористической безопасности объектов органов по делам государственной службы, приведены в приложении 3 к настоящей Инструкции.
29. Планирование и проведение профилактических и учебных мероприятий с лицами, обеспечивающими безопасность объекта, из числа работников субъекта охранной деятельности, заключившего договор об оказании охранных услуг, организуется руководителем субъекта охранной деятельности.
30. С лицами, обеспечивающими безопасность объекта проводятся дополнительные занятия по приобретению и (или) совершенствованию ими навыков использования инженерно-технических средств, технике осмотра помещений и по выявлению возможных мест закладки взрывных устройств.
31. Занятия (практические и теоретические) проводятся в соответствии с графиками проведения, утвержденным руководителем объекта органа по делам государственной службы или руководителем субъекта охранной деятельности.
32. Лицом, ответственным за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта составляется план мероприятий для отдельных групп работников и обучающихся, с учетом их деятельности.
33. Теоретические занятия направлены на приобретение необходимых знаний в области противодействия терроризму, формирования неприятия идеологии терроризма в различных ее проявлениях и антитеррористического сознания среди работников, обучающихся, лиц, обеспечивающих безопасность объекта органа по делам государственной службы.
34. Практические занятия направлены на обеспечение максимальной слаженности и четкости действий работников, обучающихся и лиц, обеспечивающих безопасность объекта органа по делам государственной службы.
35. Практические занятия по действиям при возникновении угрозы совершения акта терроризма в помещениях и на территории объекта с охватом всего коллектива объекта проводится не менее одного раза в год при координации антитеррористической комиссии.
36. Исходя из наиболее вероятных угроз террористического характера на объекте, особенностей объекта (тип объекта, реализуемые программы обучения, количество работников и лиц, обеспечивающих безопасность объекта, расположение объекта), на объекте уточняются алгоритмы действия различного круга лиц объекта на возможные угрозы террористического характера, приведенные в приложении 4 к настоящей Инструкции.
37. Проведению практических занятий с охватом всего коллектива объекта должны предшествовать проведение теоретических занятий, плановых инструктажей с отдельными группами работников, обучающихся, лиц, обеспечивающих безопасность объекта, направленных на формирование у них знаний алгоритмов действий различного круга лиц объектов на возможные угрозы террористического характера, согласно приложению 4 к настоящей Инструкции.
38. Проведение инструктажа предназначено для ознакомления работников, обучающихся и лиц, обеспечивающих безопасность объекта с требованиями антитеррористической защиты объектов органов по делам государственной службы, указанных в настоящей Инструкции, выработки у них навыков грамотного и рационального поведения.
39. Плановый инструктаж проводится не реже двух раз в год для каждой из групп коллектива объекта (работников, обучающихся и лиц, обеспечивающих безопасность объекта).
40. Внеплановый инструктаж проводится при:
1) введении в регионе, где находится объект, одного из уровня террористической опасности, в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 9 августа 2013 года № 611 "Об утверждении Правил организации и функционирования государственной системы мониторинга информации и оповещения населения о возникновении угрозы акта терроризма" (далее – Правила оповещения): умеренный ("желтый"), высокий ("оранжевый"), критический ("красный") при координации лица, обеспечивающего проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта;
2) наличии информации о возможной угрозе совершения акта терроризма на объекте при координации лица, обеспечивающего проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта;
3) подготовке к антитеррористическим учениям, тренировкам, оценке объекта органа по делам государственной службы при координации оперативного штаба по борьбе с терроризмом;
4) подготовке к проведению охранных мероприятий при координации Службы государственной охраны Республики Казахстан.
41. Содержание внепланового инструктажа определяется в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
42. Допустимо ведение инструктажа для группы работников и обучающихся органа по делам государственной службы или индивидуально (для лиц, поступивших на работу).
43. Для проведения профилактических и учебных мероприятий используется вмещающее всех или определенную группу работников помещение, в котором выделяют места для размещения специальной наглядной информации (стендов, плакатов), проектора для демонстрации тематических слайдов, использование аудиотехники или видеотехники.
44. Организация и проведение экспериментов на объектах органа по делам государственной службы осуществляется оперативным штабом по борьбе с терроризмом и заключается в оценке режима, готовности объектов юстиции к воспрепятствованию совершению акта терроризма, обеспечению минимизации и ликвидации последствий.
45. После завершения мероприятий его результаты заносятся в журнал учета учебных мероприятий по антитеррористической подготовке (далее – журнал) по форме согласно приложению 5 к настоящей Инструкции.
Факт проведения эксперимента подтверждается актом о результатах проведения эксперимента, который хранится у руководителя объекта органа по делам государственной службы.
После поступления акта о результатах эксперимента на объекте органов по делам государственной службы его руководитель, иное должностное лицо принимают соответствующие меры реагирования, в том числе и внесение изменений в содержание обучения.
46. Журнал прошнуровывается и скрепляется печатью, а также подписью первого руководителя. Заполнение журнала производится с соблюдением строгой последовательности.
47. Ведение журнала осуществляется лицом, ответственным за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта.
48. При проведении инструктажа или занятии документирование указанного мероприятия осуществляется в виде протокола.
Глава 4. Требования к организации взаимодействия по вопросам реагирования на террористические проявления, а также ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма
49. Взаимодействие с антитеррористической комиссией осуществляется на всех этапах антитеррористической защиты объектов, построение которой начинается с уточнения наиболее вероятных для объекта угроз террористического характера.
50. Алгоритмы действия различного круга лиц объекта на возможные угрозы террористического характера, отрабатываются в ходе практических занятий, проводимых с участием уполномоченных государственных органов, а также подготовки и проведения разноуровневых антитеррористических учений, тренировок, оценки антитеррористической защиты объекта (эксперимент), проводимых согласно планам оперативных штабов по борьбе с терроризмом.
51. В случае задействования объекта оперативным штабом по борьбе с терроризмом в проведении антитеррористических учений, тренировок, проведения оценки объекта органа по делам государственной службы к воспрепятствованию совершения акта терроризма и минимизации (ликвидации) его последствий руководитель объекта, а также руководитель субъекта охранной деятельности, заключивший договор об оказании охранных услуг объекту оказывают содействие, обеспечивают привлечение и участие необходимых групп работников и лиц, обеспечивающих безопасность объекта к проведению указанных мероприятий.
52. Одной из задач взаимодействия по вопросам реагирования на террористические проявления, является своевременное информирование территориальных органов внутренних дел и национальной безопасности Республики Казахстан о фактах и признаках подготовки актов терроризма и реализация мер, направленных на их недопущение.
53. Руководители объектов, руководители субъектов охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг объекту, в рамках обеспечения готовности к реагированию на угрозу совершения или совершение акта (актов) терроризма разрабатывают алгоритмы первичного реагирования:
1) по незамедлительному информированию территориальных органов внутренних дел и национальной безопасности Республики Казахстан об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;
2) при получении информации с органов национальной безопасности и внутренних дел об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;
3) своевременного информирования территориальных органов внутренних дел о ставших известных фактах хищения, незаконного приобретения работниками и лицами, обеспечивающими безопасность объекта оружия, деталей для изготовления самодельных взрывных устройств, а также о местах их хранения.
54. Руководители, работники объектов органов по делам государственной службы, лица, обеспечивающие безопасность объектов при совершении акта терроризма или об угрозе его совершения информируют территориальные органы национальной безопасности, внутренних дел и заинтересованных лиц согласно алгоритмам действий различного круга лиц объектов на возможные угрозы террористического характера. При представлении информации указываются полученные сведения о совершении акта терроризма или об угрозе его совершения, наименование и адрес объекта, время происшествия, наличие пострадавших, их местонахождение и состояние, фамилия, имя и отчество (при его наличии) лица, передающего сообщение и занимаемая им должность.
Отсутствие полных данных не освобождает ответственных лиц объектов от немедленного доклада.
55. В соответствии с уровнем террористической опасности, установленными Правилами оповещения, руководителями или должностными лицами объектов органов по делам государственной службы, уязвимых в террористическом отношении, применяются следующие меры безопасности:
1) при умеренном ("желтом") уровне террористической опасности:
усиление пропускного режима на объекте органа по делам государственной службы;
усиление режимных мер в ходе проведения досмотровых мероприятий посетителей, персонала и транспортных средств с использованием специальных технических средств;
определение лиц из числа персонала, подразделений, обеспечивающих безопасность объекта, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций;
инструктаж субъектов охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг, персонала и работников объектов, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, с привлечением в зависимости от полученной информации работников в соответствующей сфере;
информирование персонала о возможной угрозе совершения акта терроризма и соответствующих действиях;
2) при высоком ("оранжевом") уровне террористической опасности (наряду с мерами, принимаемыми при установлении "желтого" уровня террористической опасности):
проверка готовности персонала, подразделений объекта, осуществляющего функции по локализации кризисных ситуаций, отработка их возможных действий по пресечению акта терроризма и спасению людей;
усиление охраны объектов субъектом охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг, персонала и работников объектов, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций;
усиление контроля за передвижением транспортных средств по территории объекта, проведение досмотра транспортных средств с применением технических средств обнаружения оружия и взрывчатых веществ;
3) при установлении критического ("красного") уровня террористической опасности (наряду с мерами, применяемыми при введении "желтого" и "оранжевого" уровней террористической опасности):
принятие неотложных мер по спасанию людей, содействие бесперебойной работе спасательных служб и формирований;
перевод объекта в чрезвычайный режим.
Глава 5. Требования к разработке и обращению паспорта антитеррористической защищенности объекта, уязвимого в террористическом отношении
56. Паспорт антитеррористической защищенности объекта (далее – паспорт) предназначен для использования заинтересованными органами, осуществляющими противодействие терроризму, при планировании ими мероприятий по предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма на объекте.
57. Паспорт является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования".
На объектах органов по делам государственной службы руководители объектов принимают меры по ограничению доступа к паспорту лицам, не задействованным в его разработке, обеспечении антитеррористической защищенности объекта, контроле состояния антитеррористической защищенности объектов, в деятельности оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
58. Руководителем объекта назначается лицо (лица), ответственное (ответственные) за разработку паспорта, его хранение и своевременное обновление данных паспорта.
59. Паспорт разрабатывается согласно Типовому паспорту антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденному совместным приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 14 июня 2023 года № 481 и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 26 июня 2023 года № 51/қе (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 32950), (далее – типовой паспорт) в двух экземплярах с одновременной разработкой электронного варианта.
Сноска. Пункт 59 - в редакции приказа и.о. Председателя Агентства РК по делам государственной службы от 06.08.2024 № 125 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).60. В случаях, когда объект располагается в здании (комплексе зданий), имеющим несколько правообладателей, составление паспорта осуществляется по письменному соглашению между ними, совместно всеми правообладателями объектов или одним из них.
61. Проект паспорта составляется в течение сорока пяти рабочих дней с момента получения руководителем объекта соответствующего уведомления о включении объекта в перечень объектов, уязвимых в террористическом отношении, области, города республиканского значения и столицы (далее – территориальный перечень).
62. В случае невозможности разработать паспорт в сроки, указанные в пункте 61 настоящей инструкции (с учетом сложности объекта), руководитель объекта направляет в аппарат (отдел) антитеррористической комиссии обоснованное обращение о продлении сроков составления паспорта.
63. Разработанный проект паспорта согласовывается с руководителем территориального органа внутренних дел по месту нахождения объекта в течение десяти календарных дней после составления.
Срок согласования проекта паспорта не превышает пятнадцати рабочих дней со дня поступления паспорта должностному лицу, указанному в типовом паспорте.
При наличии замечаний от согласующего лица к проекту паспорта, срок доработки не превышает более пятнадцати рабочих дней со дня возврата.
64. При повторном возврате проект паспорта согласовывается с руководителями территориальных органов внутренних дел в течение семи рабочих дней.
65. В течение десяти рабочих дней после согласования паспорт утверждается (в том числе при его обновлении) руководителем объекта.
При составлении одним правообладателем паспорт утверждается им по согласованию с другими правообладателями объекта.
При совместном составлении паспорта – подлежит утверждению всеми правообладателями объекта.
66. После разработки и утверждения первый экземпляр паспорта (оригинал) подлежит хранению у лица, ответственного за его хранение и своевременное обновление данных паспорта.
67. В целях обеспечения своевременной выдачи паспорта органам, задействованным в ликвидации и минимизации последствий актов терроризма, на паспорт составляется опись в двух экземплярах.
Один экземпляр описи вместе с паспортом передается в оперативный штаб, осуществляющий руководство антитеррористической операцией. Второй экземпляр описи остается у лица, ответственного за хранение паспорта.
68. Второй экземпляр паспорта и электронный вариант паспорта (в формате PDF на электронном носителе информации) в срок не позднее десяти календарных дней со дня его утверждения или корректировки направляются в территориальные органы внутренних дел Республики Казахстан для хранения.
69. Паспорт подлежит корректировке в случае изменения:
1) прав собственности;
2) руководителя объекта органа по делам государственной службы;
3) наименования объекта органа по делам государственной службы;
4) основного предназначения объекта органа по делам государственной службы;
5) общей площади и периметра объекта, застройки прилегающей территории или после завершения капитального ремонта, реконструкции зданий и инженерных систем, если были произведены изменения в конструкции;
6) потенциально опасных участков объекта;
7) технических средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта.
70. Изменения вносятся в течение двадцати календарных дней после возникновения оснований для корректировки.
В случае увеличения сроков разработки паспорта, внесения коррективов в него руководитель объекта органа по делам государственной службы обращается в антитеррористическую комиссию с соответствующим обращением.
71. В паспорте работником, ответственным за хранение, делаются отметки о внесенных изменениях и дополнениях с указанием причин и дат изменения, заверенных подписью руководителя объекта или лица, уполномоченного подписывать паспорт.
Замене подлежат паспорта, где внесены изменения и дополнения.
Одновременно информация о соответствующих изменениях за подписью руководителя объекта направляется в органы внутренних дел Республики Казахстан для приобщения ко второму экземпляру паспорта с заменой электронного варианта паспорта.
72. Паспорт подлежит полной замене:
1) не реже одного раза в пять лет;
2) в случае внесения корректив в более чем половину пунктов текста паспорта.
73. Утративший силу паспорт подлежит уничтожению в комиссионном порядке с составлением соответствующего акта.
Акт остается в организации, являющейся правообладателем объекта.
Копия акта направляется по месту хранения второго экземпляра паспорта.
Глава 6. Требования к оснащению объектов органов по делам государственной службы, уязвимых в террористическом отношении инженерно-техническим оборудованием
74. Все объекты органов по делам государственной службы оснащаются охранными телевизионными системами и системами оповещения.
75. Оснащение объектов органов по делам государственной службы, подлежащих государственной охране, обеспечивается в соответствии с требованиями по инженерно-технической укрепленности объектов, подлежащих государственной охране, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 октября 2011 года № 1151 "Некоторые вопросы объектов, подлежащих государственной охране".
76. На объектах органов по делам государственной службы, не подлежащие государственной охране, дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 74 настоящей Инструкции, используются следующие инженерно-технические средства:
1) по оборудованию периметра объекта:
ограждение периметра (физический барьер);
пункты (посты) пропуска (охраны) для осуществления санкционированного пропуска лиц на объекты органов по делам государственной службы;
укрепленность зданий (укрепленность стен зданий и его оконных проемов);
системы контроля и управления доступом;
системы охранного освещения и система охранной сигнализации;
2) по контролю за обстановкой на объекте:
система связи;
системы охранной и тревожной сигнализации (в том числе мобильные либо стационарные средства подачи тревоги);
технические средства досмотра;
3) системы и средства резервного, бесперебойного электроснабжения, обеспечивающие работу системы безопасности.
77. Ограждения периметра объекта оборудуются с тыльной стороны, охватывая заезд служебного автотранспорта, зон и отдельных участков объекта в соответствии с общим ансамблем городской архитектуры. Ограждения выполняются из железобетонных и сетчатых конструкций, усиленными в противоподкопном отношении железобетонным цоколем или арматурной сеткой с заглублением в землю на 200-400 миллиметра. Ограждение территории имеет высоту не менее 2,5 метра из железобетонных плит или металлического листа толщиной не менее 2 миллиметров. Допускается выполнение ограждений из металлических конструкций (металлический решетчатый забор, выполненный из прута толщиной не менее 18 миллиметров, с просветом между прутами не превышающим 100 миллиметра).
78. Ограждение периметра выполняется в соответствии со следующими характеристиками:
1) устойчивость к внешним климатическим факторам, простота в конструкции, высокую прочность и долговечность;
2) выполняется в виде прямолинейных участков с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических систем безопасности;
3) не допускается примыкание к ограждению каких-либо пристроек, кроме зданий, являющихся продолжением периметра объекта (территории). Окна первых этажей зданий, выходящие на неохраняемую территорию, оборудуются металлическими решетками;
4) в ограждении не допускается наличие лазов, проломов и других повреждений, а также не запираемых дверей, ворот и калиток;
5) оборудуется системой охранного освещения и видеонаблюдения;
6) места входа (въезда) на объект (территорию) оборудуются воротами и смотровыми площадками для досмотра автотранспорта;
7) ворота с электроприводом и дистанционным управлением оборудуются устройствами аварийной остановки, и открытия вручную на случай неисправности или отключения электропитания;
8) шлагбаум с внутренней стороны вороты с электроприводом и дистанционным управлением.
79. Для осуществления санкционированного пропуска лиц на объекты органов по делам государственной службы оборудуются пункты (посты) пропуска (охраны), где предусматриваются:
1) помещение для хранения и оформления пропусков;
2) камера хранения личных вещей лиц, обеспечивающих безопасность объекта и посетителей;
3) помещение для отдыха и помещение для размещения технических систем безопасности;
4) устройства управления механизмами открывания, прохода (проезда), освещением и стационарными средствами досмотра размещаются в помещении пункта (поста) пропуска (охраны) или на его наружной стене с внутренней стороны периметра объекта;
5) коридор, оборудованный турникетами для прохода людей.
Окна и двери пункта (поста) пропуска (охраны) оборудуются защитными конструкциями. Входные наружные двери на объекте обеспечиваются системой открывания наружу. В случае если все оконные проемы помещения оборудуются решетками, одна из них делается открывающейся (распашной, раздвижной).
80. Системой охранной телевизионной оборудуются:
1) посты (пункты) охраны (пропуска);
2) периметр территории, прилегающий к объекту;
3) главные и запасные входы;
4) территория и помещения с потенциально опасными участками, помещения (места), коридоры ведущие к ним;
5) места возможного массового пребывания людей на объекте;
6) другие помещения по усмотрению руководителя объекта;
7) объект, занимающий отдельное здание (в этом случае системой видеонаблюдения охватываются места возможного массового пребывания людей на объекте, главный и запасный входы (при его наличии)).
81. Технические требования к системам видеонаблюдения объекта, соответствуют минимальным техническим возможностям систем видеонаблюдения, предусмотренным Правилами функционирования Национальной системы видеомониторинга, утвержденными приказом Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 27 октября 2020 года № 69-қе (далее – Правила функционирования Национальной системы видеомониторинга) (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 21693).
82. Cистемы видеонаблюдения, охватывающие наружные стороны объектов органов по делам государственной службы, уязвимых в террористическом отношении, для повышения уровня антитеррористической защищенности, должны быть интегрированы с центрами оперативного управления территориальных подразделений органов внутренних дел области, города республиканского значения и столицы Министерства внутренних дел Республики Казахстан по месту их дислокации.
83. Система охранная телевизионная обеспечивает:
1) передачу визуальной информации на мониторы локального пункта наблюдения в специально выделенном помещении подразделения по обеспечению безопасности либо пункта централизованной охраны в автоматизированном режиме;
2) возможность оценки ситуации на объекте в режиме реального времени;
3) сохранение видеоинформации для последующего анализа событий (срок хранения информации составляет не менее 30 суток);
4) подключение к Национальной системе видеомониторинга в порядке и на условиях, определенных Правилами функционирования Национальной системы видеомониторинга;
5) оперативный доступ к видеозаписи.
84. Камеры видеонаблюдения устанавливаются таким образом, чтобы охватывал все входы (выходы), коридоры и весь периметр территории объекта, изображение камер было четко распознаваемым и без искажения отображал картину.
85. Пульт централизованного наблюдения размещается в служебных помещениях подразделений охраны или специально оборудованных для этих целей помещениях.
86. Объекты оснащаются системами и средствами оповещения в целях оперативного информирования персонала и посетителей объекта о возникновении внештатной ситуации (об угрозе совершения или совершения акта терроризма и возникших последствиях) и координации их действий.
87. Оповещение персонала, обучающихся и посетителей объекта осуществляется по внутренним линиям связи, с помощью технических и подвижных средств связи (сигнализация) в соответствии с заранее разработанным планом, которые должны обеспечивать:
1) подачу звуковых и (или) световых сигналов в здания, помещения, на участки территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей;
2) трансляцию речевой информации как в автоматическом режиме (чтение ранее записанного текста), так и при помощи микрофона о характере опасности, необходимости и порядке осуществления эвакуации или блокировании в помещениях объектах, других действиях, направленных на обеспечение безопасности персонала, обучающихся и посетителей объекта. Система оповещения об эвакуации и блокировании помещений отличаются сигналами.
88. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей, в случае проведения эвакуации действовать в течение расчетного времени, необходимого для ее проведения.
89. Средство подачи тревоги (мобильное либо стационарное) позволяет скрыто подавать сигнал на пульт централизованного наблюдения субъектов охранной деятельности и устанавливается в целях своевременного оповещения уполномоченных органов об угрозе совершения акта терроризма на объекте.
90. Средством подачи тревоги в обязательном порядке оснащаются пункты (посты) пропуска (охраны) и входы на объект, предназначенные для массового пропуска.
91. В целях предотвращения несанкционированного пропуска на объект его входы оборудуются системами контроля и управления доступом.
92. Система контроля и управления доступом с учетом зон доступа, определенных порядком организации пропускного и внутриобъектового режимов объекта должна обеспечивать:
1) ограничение доступа работников и посетителей объекта в охраняемые помещения через пункты контроля;
2) фиксацию времени прихода и ухода каждого работника и посетителя объекта;
3) защиту от несанкционированного доступа к программным средствам устройства управления для изменения (добавления, удаления) идентификационных признаков;
4) защиту технических и программных средств от несанкционированного доступа к элементам управления, установки режимов и информации;
5) сохранение настроек и базы данных идентификационных признаков при отключении электропитания;
6) ручное, полуавтоматическое или автоматическое открывание преграждающих устройств для прохода при чрезвычайных ситуациях, пожаре, технических неисправностях в соответствии с правилами установленного режима и правилами противопожарной безопасности;
7) регистрацию и протоколирование текущих и тревожных событий.
93. Системой контроля и управления доступом объекта необходимо оборудовать:
1) главный и служебные входы на объект, в зависимости от частоты использования служебных входов, доступ через служебные входы может контролироваться как посредством системы контроля и управления доступом, так и альтернативными системами, которые позволяют проводить аудит использования служебных входов;
2) двери в критические служебные помещения;
3) пункты (посты) пропуска (охраны), если они используются круглосуточно и в нем постоянно находятся лица, обеспечивающие безопасность объекта, выполняющие свои непосредственные обязанности, то оборудовать их системой контроля и управления доступом не требуется;
4) главный и служебные входы помещения пульта централизованного наблюдения;
5) другие помещения по усмотрению руководства объекта.
94. В целях обнаружения предметов и веществ, запрещенных к несанкционированному вносу на объект, посты охраны объекта на всех входах оснащаются техническими средствами досмотра.
95. К техническим средствам досмотра относятся стационарные и ручные металлодетекторы.
96. Объекты оснащаются системами и средствами резервного электроснабжения для обеспечения не менее 24 часов бесперебойной работы системы охранной и тревожной сигнализации, контроля и управления доступом, освещения и видеонаблюдения.
97. Объекты оборудуются системой освещения. Система освещения обеспечивает освещенность объекта органов по делам государственной службы в темное время суток в любой точке периметра, образовывая сплошную полосу шириной 3-4 метра.
98. Система связи обеспечивает двустороннюю радиосвязь между дежурным на посту (пункте) охраны (пропуска) и нарядами по обеспечению безопасности на территории обслуживания, а также между ними в пределах территории обслуживания.
99. По решению собственника, владельца на объекте устанавливается дополнительное инженерно-техническое оборудование, способствующее повышению уровня антитеррористической защищенности объекта.
100. Инженерно-техническое оборудование объекта поддерживается в рабочем состоянии.
101. В случае невозможности оснастить объект инженерно-техническим оборудованием в течение шести месяцев после включения его в перечень объектов, уязвимых в террористическом отношении, руководством объекта принимаются меры для планирования средств республиканского и (или) местных бюджетов, внебюджетных источников на оснащение объекта, а в антитеррористическую комиссию на согласование представляется проект плана мероприятий по инженерно-техническому оснащению объекта.
___________________
Приложение 1 к Инструкции по организации антитеррористичеcкой защиты объектов органов по делам государственной службы Республики Казахстан, уязвимых в террористическом отношении |
Перечень документов в области антитеррористической защиты для объектов органов по делам государственной службы
1. Приказ о назначении ответственных лиц за организацию и проведение мероприятий антитеррористической защиты в органе по делам государственной службы (с указанием функциональных обязанностей) либо должностная инструкция, в том числе ответственных за проведение инструктажей по антитеррористической защите.
2. Журнал учета учебных мероприятий по антитеррористической подготовке.
3. Алгоритмы первичного реагирования:
1) по незамедлительному информированию территориальных органов внутренних дел и национальной безопасности Республики Казахстан об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;
2) при получении информации от уполномоченных государственных органов об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;
3) своевременного информирования территориальных органов внутренних дел о ставших известных фактах хищения, незаконного приобретения работниками, лицами, обеспечивающими безопасность объекта оружия, деталей для изготовления самодельных взрывных устройств, а также о местах их хранения.
4. Алгоритмы действий различного круга лиц объекта на угрозы террористического характера.
5. Журнал приема, сдачи дежурств, обхода территории, помещений подразделениями по обеспечению безопасности, сторожами (вахтерами) (при его наличии).
6. Паспорт безопасности объекта органа по делам государственной службы, приказ о назначении ответственного лица за хранение паспорта безопасности.
7. Планы и порядок эвакуации работников и посетителей органа по делам государственной службы при пожаре, в случае получения информации об угрозе совершения акта терроризма, и чрезвычайных ситуаций.
8. Приказ о проведении учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей объекта из зданий, с графиком проведения тренировок.
9. Программы, протоколы обучения работников органа по делам государственной службы способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении.
10. Договора на охрану объектов органов по делам государственной службы (копии лицензий на осуществление охранной деятельности первого подвида, "все виды охранных услуг, в том числе охрана объектов, уязвимых в террористическом отношении"), обслуживание систем охранной сигнализации, видеонаблюдения, кнопок тревожной сигнализации.
11. Инструкция по действиям руководителей (собственников) объектов при установлении уровней террористической опасности.
12. Схема оповещения работников органа по делам государственной службы при установлении уровней террористической опасности.
___________________
Приложение 2 к Инструкции по организации антитеррористической защиты объектов органов по делам государственной службы Республики Казахстан, уязвимых в террористическом отношении |
Перечень предметов и веществ, запрещенных к проносу на объекты органа по делам государственной службы
1. Оружие:
1) огнестрельное;
2) бесствольное с патронами травматического, газового и светозвукового действия;
3) холодное, а также ножи различных видов, не относящиеся к холодному оружию;
4) метательное;
5) пневматическое;
6) газовое;
7) электрическое;
8) сигнальное;
9) оружие и иные предметы, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологического воздействия;
10) оружие и иные предметы, поражающее действие которых основано на использовании электромагнитного, светового, теплового, инфразвукового или ультразвукового излучения;
11) предметы, имитирующие вышеперечисленные виды оружия;
12) предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия (предметы ударно-дробящего, метательного и колюще-режущего действия);
13) боеприпасы к оружию и составные части к нему.
2. Механические и аэрозольные распылители и другие устройства, снаряженные слезоточивым, раздражающим и другим негативным воздействием на организм человека.
3. Вещества:
1) взрывчатые;
2) ядовитые;
3) отравляющие;
4) радиоактивные;
5) едкие;
6) пиротехнические;
7) легковоспламеняющиеся.
___________________
Приложение 3 к Инструкции по организации антитеррористичекой защиты объектов органов по делам государственной службы Республики Казахстан, уязвимых в террористическом отношении |
Варианты тематик профилактических и учебных мероприятий по вопросам антитеррористической безопасности объектов органа по делам государственной службы
1. Варианты тематик учебных занятий (теоретических):
основные требования законодательства по вопросам антитеррористической безопасности;
сущность и общественная опасность терроризма, ответственность за совершение действий террористического характера;
информирование о возможных источниках террористической угрозы;
назначение алгоритмов действий различного круга лиц объекта органа по делам государственной службы на возможные угрозы террористического характера и общее ознакомление с ними.
2. Варианты тематик инструктажей:
детализированное ознакомление каждого из работников объекта с алгоритмами персонального поведения и действиями в обстановке совершения акта терроризма или угрозы его совершения в пределах территории объекта;
ознакомление работников и обучающихся объекта о мерах безопасности при проведении эвакуации.
3. Варианты тематик практических занятий:
отработка практических действия работников объекта органа по делам государственной службы, лиц, обеспечивающих безопасность объекта:
1) по организации осмотров помещений с целью обнаружения бесхозных вещей и подозрительных предметов;
2) действия при обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов и получении сообщений о минировании;
3) по порядку информирования органов внутренних дел, уполномоченных органов при обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов и получении сообщения о минировании объекта;
4) по организации оповещения персонала и посетителей объекта;
5) по организации эвакуации персонала и посетителей объекта;
6) по организации действий при эвакуации людей.
___________________
Приложение 4 к Инструкции по организации антитеррористической защиты объектов органов по делам государственной службы Республики Казахстан, уязвимых в террористическом отношении |
Алгоритмы действий различного круга лиц объекта на возможные угрозы террористического характера
Глава 1. Алгоритм действий при вооруженном нападении на посетителей и персонал объекта
1. Действия обучающихся и посетителей:
защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;
информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, лиц, обеспечивающих безопасность объекта, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.
2. Действия персонала:
по возможности информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, лиц, обеспечивающих безопасность объекта, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения;
защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка.
3. Действия лиц, обеспечивающих безопасность объекта:
выявить вооруженного злоумышленника;
по возможности блокировать его продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
информировать любым способом руководство объекта, правоохранительных и (или) специальных государственных органов о факте вооруженного нападения;
принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров);
обеспечить собственную безопасность.
4. Действия руководства объекта:
незамедлительное информирование правоохранительных и (или) специальных государственных органов о фактах и обстоятельствах вооруженного нападения;
организация мер обеспечения безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о внештатной ситуации на объекте);
взаимодействие с прибывающими сотрудниками оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
Глава 2. Алгоритм действий при захвате заложников
5. Действия обучающихся и посетителей:
защититься: избежать попадания в заложники, незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, продержаться до прибытия сотрудников правопорядка или возможности безопасности покинуть здание;
по возможности информировать любым доступным способом и только при условии гарантированного обеспечения собственной безопасности правоохранительные и (или) специальные государственные органы об обстоятельствах захвата заложников и злоумышленниках (количество, вооружение, оснащение, возраст, клички, национальность и другие).
6. Действия персонала объекта:
защититься: избежать попадания в заложники, незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, продержаться до прибытия сотрудников правопорядка или возможности безопасности покинуть здание;
по возможности информировать любым доступным способом и только при условии гарантированного обеспечения собственной безопасности правоохранительные и (или) специальные государственные органы об обстоятельствах захвата заложников и злоумышленниках (количество, вооружение, оснащение, возраст, клички, национальность и другие).
7. Действия лиц, обеспечивающих безопасность объекта:
выявить вооруженного (-ых) злоумышленника (-ов);
по возможности блокировать его (их) продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
информировать любым доступным способом руководство объекта, правоохранительные и (или) специальные государственные органы о фактах и обстоятельствах покушения на захват заложников;
принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров на пути злоумышленников и другие);
обеспечить собственную безопасность (избежать попадания в заложники и другие).
8. Действия руководства объекта:
незамедлительное информирование правоохранительных, специальных государственных органов и (или) третьих лиц доступным способом о фактах и обстоятельствах попытки захвата заложников;
по возможности организация мер обеспечения безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о внештатной ситуации на объекте и другие);
по возможности организация взаимодействия с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
9. Действия при захвате в заложники:
успокоится, не паниковать. Разговаривать спокойным голосом;
не смотреть в глаза захватчиков, не вести себя вызывающе. Не допускать действий, которые спровоцируют захватчиков к применению физической силы или оружия;
выполнять требования захватчиков, не противоречить им, не допускать истерик и паники;
подготовится физически и морально к суровому испытанию;
не высказывать ненависть и пренебрежение к захватчикам;
с самого начала (особенно в первый час) выполнять все указания захватчиков. Спрашивать разрешения у захватчиков на совершение любых действий;
не привлекать внимания захватчиков своим поведением, не оказывайте активного сопротивления. Это усугубить ваше положение;
не пытаться бежать, если нет полной уверенности в успехе побега;
запомнить, как можно больше информации о захватчиков (количество, вооружение, как выглядят, особенно внешности, телосложения, акцент, тематика разговора, темперамент, манера поведения);
постараться определить место своего нахождения (заточения);
при наличии возможности, используя любой доступный способ связи, без риска для жизни, проявляя осторожность, попытаться сообщить о произошедшем в правоохранительные или специальные органы, подразделение по обеспечению безопасности объекта;
не пренебрегать пищей, какой бы она ни была. Это поможет сохранить силы и здоровье;
при ранении, постараться самостоятельно оказать себе первую медицинскую помощь;
главное не паниковать, даже если захватчики перестали себя контролировать;
расположится подальше от окон, дверей и самих захватчиков. Это необходимо для обеспечения вашей безопасности в случае штурма помещения, стрельбы снайперов на поражение захватчиков;
при проведении сотрудниками спецподразделений операции по освобождению заложников необходимо соблюдать следующие требования:
лечь на пол лицом вниз, прижавшись к стене, голову закрыть руками и не двигаться;
не бежать навстречу сотрудникам спецподразделений или от них;
если есть возможность, необходимо держаться подальше от проемов дверей и окон;
не оказывать сопротивление спасителям (подразделению по противодействию терроризму), если при штурме и захвате с заложниками (до установления личности) поступить несколько некорректно, как с вероятным захватчиком. Освобожденного заложника могут обыскать, заковать в наручники, связать, нанести эмоциональную или физическую травму, подвергнуть допросу. Необходимо к этому отнестись с пониманием, так как в подобных ситуациях такие действия спецподразделений (до окончательной идентификации всех лиц и выявления истинных преступников) оправданы.
Глава 3. Алгоритм действий при закладке взрывных устройств и взрывчатых веществ
10. Признаки, которые указывают на взрывное устройство:
наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты;
подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;
от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах;
необычное размещение обнаруженного предмета;
установленные на обнаруженном предмете различных видов источников питания, проволока, по внешним признакам, схожая с антенной.
11. Действия посетителей при обнаружении подозрительного предмета:
не трогать, не подходить, не передвигать;
опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;
по возможности зафиксировать время и место обнаружения;
немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета лицам, обеспечивающих безопасность объекта, персоналу объекта либо в дежурные части территориальных органов внутренних дел и национальной безопасности;
быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;
не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колонна, толстое дерево, автомашина и другие);
информирование лиц, обеспечивающих безопасность объекта, правоохранительных и (или) специальных государственных органов о подозрительных лицах (количество, внешние признаки наличия самодельных взрывных устройств, оружия, оснащение, возраст, клички, национальность и другие);
покинуть объект, при невозможности укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.
12. Действия персонала при обнаружении подозрительного предмета:
не трогать, не подходить, не передвигать;
опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;
по возможности зафиксировать время и место обнаружения;
немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета лицам, обеспечивающих безопасность объекта, персоналу объекта либо в дежурные части территориальных органов национальной безопасности и внутренних дел;
быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;
не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
по возможности организовать ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне с лицами, обеспечивающих безопасность объекта;
помочь обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;
при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колонна, толстое дерево, автомашина и другие), вести наблюдение;
информирование лиц, обеспечивающих безопасность объекта, правоохранительных и (или) специальных государственных органов в случае выявления подозрительного лица или группы лиц, возможно имеющих при себе взрывные устройства или взрывчатые вещества (количество, внешние признаки наличия самодельных взрывных устройств, оружия, оснащение, возраст, клички, национальность и другие);
оказать содействие руководству и лицам, обеспечивающих безопасность объекта в организации эвакуации посетителей;
покинуть объект, при невозможности – укрыться за капитальным сооружением на необходимом удалении.
13. Действия лиц, обеспечивающих безопасность объекта при обнаружении подозрительного предмета:
не трогать, не подходить, не передвигать;
опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;
по возможности зафиксировать время и место обнаружения;
немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета руководству и персоналу объекта либо в дежурные части территориальных органов национальной безопасности и внутренних дел;
быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;
не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
обеспечить ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне на необходимом удалении;
обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;
при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колонна, толстое дерево, автомашина и другие), вести наблюдение;
информирование руководства и персонала объекта, правоохранительных и (или) специальных государственных органов в случае выявления подозрительного лица или группы лиц, возможно имеющих при себе взрывные устройства или взрывчатые вещества (количество, внешние признаки наличия самодельных взрывных устройств, оружия, оснащение, возраст, клички, национальность и другие).
14. Действия руководства:
незамедлительное информирование правоохранительных, специальных государственных органов о выявлении подозрительного человека или об обнаружении бесхозного предмета;
организация оцепления места обнаружения бесхозного подозрительного предмета на необходимом удалении;
организация эвакуации людей с объекта, оповещение о внештатной ситуации на объекте;
обеспечение обхода помещений и осмотра территорий с целью обнаружения подозрительных предметов;
организация взаимодействия с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом, представление им необходимой информации.
15. Расстояние удаления и оцепления при обнаружении взрывного устройства или предмета, похожего на взрывное устройство:
граната – 50-200 метров; тротиловая шашка массой 200 грамм – 45 метров; пивная банка 0,33 литра – 60 метров; дипломат (кейс) – 230 метров; дорожный чемодан – 350 метров; автомашина легковая – 460-580 метров; автобус – 920 метров; грузовая машина (фургон) – 1240 метров.
Глава 4. Алгоритм действий при атаке с применением террористов-смертников
16. Действия обучающихся и посетителей:
защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правоохранительных органов;
по возможности информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, лиц, обеспечивающих безопасность объекта, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.
17. Действия персонала:
защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правоохранительных органов;
по возможности информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, лиц, обеспечивающих безопасность объекта, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.
18. Действия лиц, обеспечивающих безопасность объекта:
по возможности блокировать его (их) продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
информировать любым способом руководство объекта, правоохранительные и (или) специальные государственных органов о выявлении подозрительного лица или группы лиц;
принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров и другие);
при необходимости организовать наблюдение за передвижением подозрительного лица или группы лиц по объекту (лично, либо через систему видеонаблюдения);
обеспечить собственную безопасность.
19. Действия руководства:
незамедлительная передача (в том числе добросовестная попытка) информации в правоохранительные и (или) специальные государственные органы о выявлении на объекте подозрительного лица или группы лиц;
предоставление сотрудникам правоохранительных органов максимально полной информации о подозрительном лице, которая сокращает время выявления и задержания злоумышленника;
обеспечение организованной эвакуации людей;
обеспечение собственной безопасности.
Глава 5. Алгоритм действий при поступлении угрозы по телефону
20. Действия получателя угрозы по телефону (руководитель, работник, лицо, обеспечивающее безопасность объекта):
1) по ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его речи:
голос (громкий или тихий, низкий или высокий);
темп речи (быстрый или медленный);
произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом);
манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями);
2) обратить внимание на звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле- или радиоаппаратуры, голоса, другое), характер звонка (городской, междугородный);
3) зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность;
4) постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:
куда, кому, по какому телефону звонит данный человек?
какие конкретные требования он выдвигает?
выдвигает требования лично или выступает в роли посредника или представляет какую-то группу лиц?
на каких условиях он или они согласны отказаться от задуманного?
как и когда с ним можно связаться?
кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?
5) постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и руководством решений или совершения каких-либо действий;
6) в процессе разговора или немедленно после окончания разговора сообщить на канал "102" органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу "112" и руководству органа по делам государственной службы о телефонной угрозе.
Глава 6. Алгоритм действий в случае получения подозрительных почтовых отправлений
21. В случае выявления подозрительного почтового отправления работникам объекта органов по делам государственной службы необходимо:
не пытаться самостоятельно вскрыть емкость, пакет, контейнер;
по возможности не брать в руки подозрительное письмо или бандероль;
сообщить об этом факте руководству объекта органа по делам государственной службы;
убедиться, что подозрительная почта отделена от других писем и бандеролей;
предпринять меры, исключающие возможность попадания неизвестного вещества из вскрытого отправления в вентиляционную систему здания;
до приезда специалистов поместить подозрительные отправления в герметичную тару (стеклянный сосуд с плотно прилегающей крышкой или в многослойные пластиковые пакеты). При этом следует пользоваться подручными средствами индивидуальной защиты кожи (резиновые перчатки, полиэтиленовые пакеты) и дыхательных путей (респиратор, ватно-марлевая повязка);
до приезда специалистов герметично закрытую тару хранить в недоступном для посторонних людей месте;
составить список всех лиц, кто непосредственно контактировал с подозрительной корреспонденцией (их адреса, телефоны);
лицам, контактировавшим с подозрительной корреспонденцией, неукоснительно выполнить мероприятия личной гигиены (вымыть руки с мылом, по возможности принять душ).
Глава 7. Телефоны служб экстренного реагирования
22. При готовящемся или совершенном преступлении необходимо немедленно сообщить об этом в территориальные органы Комитета национальной безопасности или Министерства внутренних дел Республики Казахстан по месту дислокации объекта органа по делам государственной службы, либо по телефону доверия или на адрес электронной почты.
Телефон дежурной службы органов национальной безопасности: 110 Телефон единой дежурно-диспетчерской службы: 112 Телефон противопожарной службы: 101 Телефон дежурной службы органов внутренних дел: 102 Телефон скорой медицинской помощи: 103
___________________
Приложение 5 к Инструкции по организации антитеррористической защиты объектов органов по делам государственной службы Республики Казахстан, уязвимых в террористическом отношении |
Журнал
учета проведения учебных мероприятий
по антитеррористической подготовке
___________________________
(наименование организации)
(титульный лист)
Журнал № ___
учета проведения учебных мероприятий
по антитеррористической подготовке
Дата начала ведения журнала "___" _____ 20__ года.
Дата окончания ведения журнала "___" _____ 20__ года.
(внутренняя сторона)
Раздел 1. Инструктажи
№ п/п | Дата проведения инструктажа | Фамилия, имя и отчество (отчество при его наличии) и должность инструктируемого | Вид инструктажа | Фамилия, имя и отчество (отчество при его наличии), должность лица, проводившего инструктаж | Подпись инструктируемого | Подпись лица, проводившего инструктаж |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Примечание:
1) в ходе плановых инструктажей до работников доводятся алгоритмы действий при всех возможных ситуациях в случае акта терроризма, а тематика внеплановых инструктажей зависит от тематики проводимых учений и тренировок;
2) документальное оформление проводимых плановых инструктажей антитеррористической направленности допускается осуществлять как рукописным способом, так и комбинированным – рукописным и печатным. В печатном виде допускается заполнять графы: 3, 4 и 5 (если инструктаж проводит один и тот же работник), остальные графы журнала заполняются лично лицом, прослушавшим инструктаж;
3) дата проведения указывается полностью (число, месяц и год);
4) при необходимости проведения внепланового инструктажа с персоналом объекта его также документируют в данном журнале, а в графе "Вид инструктажа" допускается произвести запись: "Внеплановый по письму исх.: №__", "Внеплановый по уровню террористической опасности".
Раздел 2. Занятия
№ п/п | Дата | Тема занятия | Учебные вопросы | Количество присутствовавших работников | Подпись проводившего лица |
Примечание: Тема занятий и учебные вопросы четко конкретизируются и не носит общий характер.
___________________