В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона Республики Казахстан "О противодействии коррупции" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения внешнего анализа коррупционных рисков.
2. Службе превенции Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) после его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы).
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) |
А. Жұмағали |
Утвержден приказом Председатель Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) от 29 сентября 2023 года № 307 |
Правила проведения внешнего анализа коррупционных рисков
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения внешнего анализа коррупционных рисков (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона Республики Казахстан "О противодействии коррупции" (далее – Закон) и определяют порядок проведения внешнего анализа коррупционных рисков в деятельности государственных органов и организаций, субъектов квазигосударственного сектора, за исключением специальных государственных органов.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) коррупционный риск – возможность возникновения причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений;
2) объект внешнего анализа коррупционных рисков – государственный орган и (или) его ведомство, государственная организация, субъект квазигосударственного сектора, деятельность которого подлежит внешнему анализу коррупционных рисков;
3) уполномоченный орган по противодействию коррупции (далее – уполномоченный орган) – государственный орган, осуществляющий формирование и реализацию антикоррупционной политики Республики Казахстан и координацию в сфере противодействия коррупции, а также предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений, и его территориальные подразделения;
4) иные субъекты противодействия коррупции – государственные органы, субъекты квазигосударственного сектора, общественные объединения, а также иные физические и юридические лица.
3. Действие настоящих Правил не распространяется на отношения в сферах:
1) высшего надзора, осуществляемого прокуратурой;
2) досудебного производства по уголовным делам;
3) производства по делам об административных правонарушениях;
4) правосудия;
5) оперативно-розыскной деятельности;
6) уголовно-исполнительной деятельности;
7) контроля за соблюдением требований законодательства Республики Казахстан о государственных секретах.
Глава 2. Проведение внешнего анализа коррупционных рисков
4. Основанием для проведения внешнего анализа коррупционных рисков является совместное решение первых руководителей уполномоченного органа и объекта внешнего анализа коррупционных рисков (далее – совместное решение), в случае их отсутствия лиц, исполняющих их обязанности либо замещающих их должности.
5. Совместное решение принимается на основании:
1) результатов антикоррупционного мониторинга;
2) инициативного обращения объекта внешнего анализа коррупционных рисков и решения уполномоченного органа о его проведении;
3) поручений Президента Республики Казахстан, Премьер-Министра Республики Казахстан, Администрации Президента Республики Казахстан, решений и рекомендаций консультативно-совещательных органов при Президенте Республики Казахстан;
4) результатов социологического исследования.
6. По подпунктам 1), 3) и 4) пункта 5 настоящих Правил уполномоченный орган информирует объект внешнего анализа коррупционных рисков о необходимости проведения внешнего анализа коррупционных рисков.
По подпункту 2) пункта 5 настоящих Правил объект внешнего анализа коррупционных рисков информирует уполномоченный орган о необходимости проведения внешнего анализа коррупционных рисков.
Совместное решение по подпунктам 1), 2) и 4) пункта 5 настоящих Правил о проведении внешнего анализа коррупционных рисков принимается в срок не позднее 10 рабочих дней с момента инициирования внешнего анализа коррупционных рисков уполномоченным органом или объектом внешнего анализа коррупционных рисков.
Внешний анализ коррупционных рисков на основании подпункта 3) пункта 5 настоящих Правил проводится в обязательном порядке, совместное решение о проведении внешнего анализа коррупционных рисков принимается в срок не позднее 3 рабочих дней с момента поступления поручения.
В случае отказа в проведении внешнего анализа коррупционных рисков по подпунктам 1), 2) и 4) пункта 5 настоящих Правил в срок, указанный в части третей настоящего пункта, уполномоченный орган или объект внешнего анализа коррупционных рисков представляют его инициатору мотивированные обоснования причин отказа, с возможностью переноса срока его проведения.
При устранении причин отказа, уполномоченный орган или объект внешнего анализа коррупционных рисков вправе повторно инициировать проведение внешнего анализа коррупционных рисков.
7. Решение о проведении внешнего анализа коррупционных рисков содержит следующую информацию:
1) наименование подразделения, деятельность которого подлежит внешнему анализу коррупционных рисков;
2) состав рабочей группы, которая проводит внешний анализ коррупционных рисков;
3) срок проведения внешнего анализа коррупционных рисков;
4) период, охватываемый внешним анализом коррупционных рисков;
5) о должностных лицах со стороны уполномоченного органа и объекта внешнего анализа коррупционных рисков, на которых возлагается руководство, координация и ответственность за проведение внешнего анализа коррупционных рисков и результаты работы.
При принятии совместного решения о проведении внешнего анализа коррупционных рисков объект внешнего анализа коррупционных рисков и уполномоченный орган утверждают реестр направлений, подлежащих внешнему анализу коррупционных рисков, по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
8. Внешний анализ коррупционных рисков проводится в срок до 30 рабочих дней рабочей группой, созданной совместным решением (далее – рабочая группа).
К проведению внешнего анализа коррупционных рисков, а также к обсуждению его результатов и мониторингу реализации рекомендаций по устранению выявленных коррупционных рисков привлекаются члены Общественного совета, в случае его наличия при объекте внешнего анализа коррупционных рисков, а также специалисты и (или) эксперты иных субъектов противодействия коррупции.
9. При необходимости изучения дополнительных материалов при проведении внешнего анализа коррупционных рисков, его проведение продлевается путем подписания совместного решения первых руководителей уполномоченного органа и объекта внешнего анализа коррупционных рисков, в случае их отсутствия лиц, исполняющих их обязанности либо замещающих их должности, на срок, не превышающий 30 рабочих дней.
Срок проведения внешнего анализа коррупционных рисков приостанавливается в исключительных случаях, препятствующих его проведению – до их устранения на основании совместного решения первых руководителей уполномоченного органа и объекта внешнего анализа коррупционных рисков, в случае их отсутствия лиц, исполняющих их обязанности либо замещающих их должности.
10. Функции рабочей группы:
1) проводить внешний анализ коррупционных рисков путем сбора, обобщения и анализа информации относительно объекта внешнего анализа коррупционных рисков;
2) давать разъяснения касательно деятельности объекта внешнего анализа коррупционных рисков;
3) сообщать об имеющихся коррупционных рисках;
4) готовить предложения и рекомендации по устранению коррупционных рисков и совершенствованию норм законодательства, затрагивающих деятельность объекта внешнего анализа коррупционных рисков.
11. Проведение внешнего анализа коррупционных рисков включает в себя следующие этапы:
1) сбор, обобщение и анализ информации относительно объекта внешнего анализа коррупционных рисков в соответствии с направлениями, предусмотренными пунктом 13 настоящих Правил, с составлением аналитической справки согласно пункту 16 настоящих Правил;
2) согласование и подписание аналитической справки согласно пунктам 17 и 18 настоящих Правил;
3) принятие мер по устранению коррупционных рисков в соответствии с утвержденным планом мероприятий согласно пункту 20 настоящих Правил.
12. Внешний анализ коррупционных рисков осуществляется по следующим направлениям:
1) выявление коррупционных рисков в правовых и иных актах, затрагивающих деятельность объекта внешнего анализа коррупционных рисков;
2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности объекта внешнего анализа коррупционных рисков.
13. Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности объекта внешнего анализа включает в себя изучение следующих вопросов:
1) управление персоналом;
2) урегулирование конфликта интересов;
3) оказание государственных услуг;
4) выполнение разрешительных функций;
5) реализация контрольно-надзорных функций;
6) разработка и эксплуатация информационных систем;
7) иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности объекта внешнего анализа коррупционных рисков.
14. Источниками информации для проведения внешнего анализа коррупционных рисков являются:
1) правовые и иные акты, документы, регулирующие деятельность объекта внешнего анализа коррупционных рисков;
2) сведения по направлениям внешнего анализа коррупционных рисков, предоставляемые его объектом;
3) данные информационных систем государственных и правоохранительных органов о деятельности объекта внешнего анализа коррупционных рисков, полученные в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
4) результаты проверок, ранее проведенных государственными органами в отношении объекта внешнего анализа коррупционных рисков;
5) результаты контрольных мероприятий служб внутреннего аудита;
6) результаты антикоррупционного мониторинга;
7) публикации в средствах массовой информации;
8) обращения физических и юридических лиц в отношении объекта внешнего анализа коррупционных рисков;
9) сведения о выявлении и привлечении к ответственности должностных лиц объекта внешнего анализа коррупционных рисков за совершение коррупционных правонарушений;
10) результаты внутреннего анализа коррупционных рисков.
15. В ходе проведения внешнего анализа коррупционных рисков члены рабочей группы при обнаружении нарушений законодательства либо признаков совершения уголовного или административного правонарушения принимают меры в соответствии со статьей 24 Закона.
Глава 3. Итоги внешнего анализа коррупционных рисков
16. По результатам внешнего анализа коррупционных рисков рабочей группой готовится аналитическая справка, содержащая информацию о выявленных коррупционных рисках и рекомендации по их устранению (далее – аналитическая справка).
17. После подготовки аналитической справки уполномоченный орган и объект внешнего анализа коррупционных рисков согласовывают ее и подписывают в течение 10 рабочих дней.
В случае несогласия с аналитической справкой объект внешнего анализа коррупционных рисков в срок, указанный в части первой настоящего пункта, представляет рабочей группе обоснования причин несогласия.
В случае согласия с обоснованиями причин несогласия, предоставленными объектом внешнего анализа коррупционных рисков, рабочая группа дорабатывает аналитическую справку в течение 10 рабочих дней со дня их предоставления.
Если рабочая группа не соглашается с обоснованиями причин несогласия с аналитической справкой, уполномоченный орган в срок, указанный в части третьей настоящего пункта, направляет аналитическую справку с приложением обоснованного отказа объекта внешнего анализа коррупционных рисков, для согласования в вышестоящий орган объекта внешнего анализа коррупционных рисков, при его отсутствии выносит рассмотрение аналитической справки на обсуждение общественных советов, созданных при уполномоченном органе и объекте внешнего анализа коррупционных рисков.
18. Аналитическая справка составляется в двух экземплярах – для уполномоченного органа и объекта внешнего анализа коррупционных рисков и представляется их первым руководителям в течение 3 рабочих дней после подписания аналитической справки.
19. Результаты внешнего анализа коррупционных рисков в течение 10 рабочих дней со дня подписания аналитической справки в зависимости от основания его проведения:
1) представляются на рассмотрение Президента Республики Казахстан, Премьер-Министра Республики Казахстан, Администрации Президента Республики Казахстан, консультативно-совещательных органов при Президенте Республики Казахстан;
2) размещаются на интернет-ресурсах уполномоченного органа и объекта внешнего анализа коррупционных рисков с учетом обеспечения режима секретности, соблюдения требований по охране служебной, коммерческой или иной охраняемой законом Республики Казахстан тайны.
20. Объект внешнего анализа коррупционных рисков в течение 10 рабочих дней со дня подписания аналитической справки по результатам внешнего анализа коррупционных рисков разрабатывает, согласовывает с уполномоченным органом и утверждает план мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявленных по результатам внешнего анализа коррупционных рисков (далее – план мероприятий) по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
Мероприятие, его исполнители, форма завершения и срок исполнения определяются планом мероприятий.
О ходе реализации плана мероприятий объект внешнего анализа коррупционных рисков информирует уполномоченный орган ежеквартально.
21. Уполномоченный орган ежеквартально со дня подписания аналитической справки по результатам внешнего анализа коррупционных рисков проводит мониторинг исполнения объектом внешнего анализа коррупционных рисков рекомендаций по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявленных по результатам внешнего анализа коррупционных рисков (далее – мониторинг).
Для проведения мониторинга объект внешнего анализа коррупционных рисков не позднее трех месяцев со дня подписания аналитической справки направляет в уполномоченный орган промежуточную информацию об исполнении рекомендаций, внесенных по итогам внешнего анализа коррупционных рисков по форме, согласно приложению 3 к настоящим Правилам, с приложением подтверждающих документов.
22. Информация о результатах мониторинга исполнения объектами внешнего анализа коррупционных рисков рекомендаций по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа и объекта внешнего анализа коррупционных рисков с учетом обеспечения режима секретности, соблюдения требований по охране служебной, коммерческой или иной охраняемой законом Республики Казахстан тайны.
23. При выявлении коррупционных рисков в нормативных правовых актах объект внешнего анализа коррупционных рисков направляет сведения об их наличии в соответствующий уполномоченный орган (разработчик).
Рекомендации по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявленных по результатам внешнего анализа коррупционных рисков, применяются при проведении правового мониторинга.
24. При устранении коррупционных рисков и исполнении рекомендаций, внесенных по результатам внешнего анализа коррупционных рисков, могут применяться подходы проектного управления.
Приложение 1 к Правилам проведения внешнего анализа коррупционных рисков |
|
Форма |
Утверждаю |
Утверждаю |
РЕЕСТР направлений, подлежащих внешнему анализу коррупционных рисков
№ п/п | Перечень направлений | Обоснование | |
Требуется | Не требуется | ||
1. | Правовые акты, затрагивающие деятельность объекта внешнего анализа коррупционных рисков | ||
2. | Организационно-управленческая деятельность объекта внешнего анализа коррупционных рисков | ||
2.1. | Управление персоналом | ||
2.2. | Урегулирование конфликта интересов | ||
2.3. | Оказание государственных услуг | ||
2.4. | Выполнение разрешительных функций | ||
2.5. | Реализация контрольно-надзорных функций | ||
2.6. | Разработка и эксплуатация информационных систем | ||
2.7. | Иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности объекта внешнего анализа коррупционных рисков (с обоснованием) |
План мероприятий по устранению причин и условий,
способствующих совершению коррупционных правонарушений,
выявленных по результатам внешнего анализа коррупционных рисков в
_______________________________________________________________
(наименование объекта внешнего анализа коррупционных рисков)
№ п/п | Рекомендация | Мероприятие | Форма завершения мероприятия | Исполнители | Срок исполнения мероприятия |
1. |
Приложение 3 к Правилам проведения внешнего анализа коррупционных рисков |
|
Форма |
Информация об исполнении рекомендаций, внесенных по итогам внешнего анализа коррупционных рисков
Наименование объекта внешнего анализа коррупционных рисков:
________________________________________________________
Срок проведения внешнего анализа коррупционных рисков:
________________________________________________________
Дата подписания аналитической справки: ____________________
№ п/п | Рекомендация | Форма завершения согласно плану мероприятий | Информация об исполнении рекомендации |
1. |