В соответствии с подпунктом 70-36) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об электроэнергетике", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила субсидирования затрат организаций в сфере передачи электрической энергии на погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций, привлеченных для реализации проектов по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующих активов и созданию новых активов.
2. Департаменту развития электроэнергетики Министерства энергетики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством порядке:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности Министра энергетики Республики Казахстан |
С. Есимханов |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан
Утверждены приказом Исполняющий обязанности министра энергетики Республики Казахстан от 6 ноября 2024 года № 392 |
Правила субсидирования затрат организаций в сфере передачи электрической энергии на погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций, привлеченных для реализации проектов по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующих активов и созданию новых активов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила субсидирования затрат организаций в сфере передачи электрической энергии на погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций, привлеченных для реализации проектов по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующих активов и созданию новых активов (далее – Правила), разработаны в соответствии с подпунктом 70-36) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об электроэнергетике" и определяют порядок субсидирования затрат организаций в сфере передачи электрической энергии на погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций, привлеченных для реализации проектов по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующих активов и созданию новых активов за счет и в пределах средств, предусмотренных в республиканском и местном бюджетах на соответствующий финансовый год.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) уполномоченный орган по бюджетному планированию – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области бюджетного планирования;
2) администратор местной бюджетной программы – акимат области, городов республиканского значения, столицы;
3) инвестиционная программа – план мероприятий по вложению и возврату средств, направляемых на расширение, модернизацию, реконструкцию, обновление, поддержание существующих активов и создание новых активов субъекта естественной монополии с целью получения технико-экономического и (или) экологического эффектов, выражаемых в достижении целевых показателей инвестиционной программы или сохранении показателей деятельности субъекта естественной монополии на существующем уровне;
4) инвестиционный проект – проект, направленный на расширение, модернизацию, реконструкцию, обновление, поддержание существующих активов и создание новых активов получателя субсидий;
5) кредитный договор – договор о реализации инвестиционного проекта между международной финансовой организацией и получателем субсидии;
6) заявка – совокупность документов, составляемых администратором бюджетных программ для обоснования объемов расходов;
7) администратор республиканской бюджетной программы –государственный орган, осуществляющий руководство в области электроэнергетики;
8) получатель субсидии – организация в сфере передачи электрической энергии, являющаяся субъектом естественной монополии;
9) субсидирование – предоставление невозвратных платежей из республиканского бюджета получателю субсидий на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов международных финансовых организаций;
10) комиссия по рассмотрению заявок на субсидирование (далее – комиссия) – консультативно-совещательный орган, по выработке предложений и рекомендаций по предоставлению бюджетных средств администраторам местных бюджетных программ на субсидирование затрат организаций в сфере передачи электрической энергии на погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций, привлеченных для реализации проектов по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующих активов и созданию новых активов;
11) тарифная смета – перечень доходов, расходов и объемов предоставляемой регулируемой услуги по форме, утвержденной уполномоченным органом, осуществляющим руководство в соответствующих сферах естественных монополий;
12) трехстороннее соглашение (договор) – соглашение (договор), заключаемое(ый) администратором республиканской бюджетной программы с администратором местной бюджетной программы или получателем субсидии и международной финансовой организацией о реализации проектов по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующих активов и созданию новых активов;
13) международная финансовая организация (далее – МФО) – международная финансовая организация, осуществляющая предоставление финансовой помощи юридическим лицам в виде займа и (или) кредита.
3. Для предоставления субсидии администратор республиканской бюджетной программы создает комиссию из представителей структурных подразделений администратора республиканской бюджетной программы, администратора местной бюджетной программы, заинтересованных государственных органов и иных организаций, включая представителей общественного совета администратора республиканской бюджетной программы, аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства в составе не менее 7 (семь) человек.
Председателем комиссии избирается из числа членов комиссии большинством голосов членов комиссии.
Секретарь комиссии определяется из числа сотрудников администратора республиканской бюджетной программы. Секретарь комиссии не является ее членом.
Секретарь комиссии, осуществляет организацию заседания комиссии, по согласованию с председателем, определяет место, дату и время проведения заседания, извещает членов комиссии о предстоящем заседании предоставляет членам комиссии материалы, необходимые для проведения заседания.
Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов.
Член комиссии не участвует в заседании, если у него имеется прямая или косвенная заинтересованность и подлежит отводу (самоотводу).
Решение о самоотводе (отводе) члена комиссии принимается комиссией в письменной форме большинством голосов ее членов, участвующих в заседаниях, и оглашается в присутствии члена комиссии.
Глава 2. Порядок субсидирования затрат организаций в сфере передачи электрической энергии на погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций, привлеченных для реализации проектов по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующих активов и созданию новых активов
Параграф 1. Условия для получения субсидий
4. Субсидирование осуществляется путем предоставления целевых трансфертов из республиканского бюджета администраторам местных бюджетных программ для последующего субсидирования затрат получателей субсидий по погашению процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО, привлеченных для реализации проектов по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующих активов и созданию новых активов.
5. Субсидии предоставляются при соблюдении следующих критериев:
1) получатель субсидии является субъектом естественной монополии;
2) наличие у получателя субсидии кредитного договора;
3) наличие трехстороннего соглашения (договора);
4) отсутствие или недостаточность затрат, предусмотренных в утвержденных тарифных сметах на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу;
5) экономическая и социальная эффективность инвестиционного проекта и реализации мероприятий, предусмотренных инвестиционным проектом (социально-экономические показатели, в том числе улучшение качества предоставляемых услуг, увеличение количества подключаемых потребителей, создание рабочих мест (временных, постоянных), снижение износа и аварийности электрических сетей, сокращение дебиторской задолженности от потребителей, своевременное исполнение обязательств по уплате налогов, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).
6. Предоставление субсидий производится на основании документов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, с предоставлением документов, подтверждающих получение кредитных средств МФО.
7. Получатель субсидии:
1) обеспечивает предоставление достоверных и обоснованных расчетов;
2) использует средства на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО;
3) обеспечивает подачу заявки в территориальное подразделение государственного органа, осуществляющий руководство в соответствующих сферах естественных монополий (далее – уполномоченный орган в сфере естественной монополии) на утверждение тарифа по истечении срока его действия с приложением тарифной сметы, предусматривающей расходы на погашение и обслуживание займа МФО в течение срока займа.
8. Субсидии не предоставляются на возмещение иных затрат по уплате процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, а также на цели участия в уставном капитале, покрытие убытков хозяйственной деятельности и налоговых обязательств получателя субсидий.
9. В случае, если в тарифных сметах предусмотрена часть средств на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО, размер выделяемых субсидий, привлеченных на реализацию утвержденной инвестиционной программы (проекта), определяется как разница между затратами ранее утвержденной тарифной сметы и действующей тарифной сметы.
В случае, если в тарифных сметах не предусмотрены средства на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО, привлеченных на реализацию утвержденной инвестиционной программы (проекта), то размер субсидии определяется на уровне предусмотренных затрат на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО, привлеченных на реализацию утвержденной инвестиционной программы (проекта) получателя субсидии.
При этом, общий объем выделяемых субсидий на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО не может превышать сумму основного долга по займу международной финансовой организации.
10. При утверждении тарифной сметы уполномоченным органом в сфере естественной монополии, предусматривающая затраты на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО, влияющие на уменьшение необходимого объема субсидий, ранее одобренная сумма субсидий пересматривается посредством подачи заявки получателем субсидий в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
Параграф 2. Предоставление субсидий
11. Получатель субсидии для получения субсидий направляет администратору местной бюджетной программы следующие документы:
1) сопроводительное письмо получателя субсидии за подписью первого руководителя (в произвольной форме);
2) пояснительную записку о необходимости предоставления субсидии (с информацией о проводимой работе с МФО, анализом величины тарифа на услуги) согласованная с государственным органом, осуществляющим руководство в соответствующих сферах естественных монополий или его территориальным подразделением;
3) копию кредитного договора (с графиком погашения);
4) копию трехстороннего соглашения;
5) копию приказа об утверждении тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня и тарифных смет на регулируемые услуги по передаче электрической энергий;
6) расчеты по обслуживанию процентной ставки вознаграждения по основному долгу на соответствующий период, согласованный с МФО;
7) копии приказов, ранее утвержденных тарифов и тарифных смет;
8) копии приказов, утвержденных инвестиционных программ;
9) отчет об исполнении тарифных смет за последние 3 (три) года;
10) отчет об исполнении инвестиционных программ за период действия кредитного договора;
11) сведения об отсутствии (наличии) задолженности, учет по которым ведется в органах государственных доходов. Дата получения сведений должна быть не более чем за три месяца до даты направления заявки.
Получатель субсидии, подлежащий обязательному аудиту в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности", предоставляет аудиторский отчет финансовой отчетности за последние 3 (три) года.
Вышеперечисленные документы прошиваются, пронумеровываются, заверяются печатью (при его наличии у получателя субсидии) и подписью руководителя получателя субсидии (или лицом его замещающим).
Документы, указанные в подпунктах 1), 2) и 5) настоящего пункта, подписываются первым руководителем (или лицом его замещающим) и главным бухгалтером получателя субсидии и заверяются печатью (при его наличии у получателя субсидии).
12. Администратор местных бюджетных программ в течении 5 (пяти) рабочих дней со дня получения заявки от получателя субсидий проверяет полноту состава и правильность заполнения представленных документов, указанных в пункте 11 настоящих Правил и регистрирует заявку.
При представлении неполного состава и (или) неправильно заполненных документов, администратор местных бюджетных программ в течение 2 (двух) рабочих дней в письменной форме возвращает документы получателю субсидии с указанием причин возврата, до полного устранения замечаний.
Получатель субсидии в течение 5 (пяти) рабочих дней устраняет замечания и направляет администратору местных бюджетных программ документы на повторное рассмотрение.
При предоставлении полного состава и правильном заполнении документов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, администратор местной бюджетной программы в течении 2 (двух) рабочих дней со дня регистрации заявки направляет заявку администратору республиканской бюджетной программы.
13. Администратор республиканской бюджетной программы в течении 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления заявки выносит заявку на рассмотрение комиссии.
14. Комиссия в течении 10 (десяти) рабочих дней проводит объективную и всестороннюю оценку расчетов получателей субсидий и выносит рекомендации о выделении субсидий.
15. По итогам заседания комиссии оформляется протокол заседания комиссии с положительными или отрицательными рекомендациями (в произвольной форме).
При несоответствии расчетов получателя субсидий, подтверждающих необходимую сумму субсидий на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО, секретарь комиссии в течение 3 (трех) рабочих дней с даты формирования протокола заседания комиссии направляет уведомление получателю субсидий в письменной форме с указанием причин возврата, для полного устранения замечаний. Получатель субсидии в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления уведомления устраняет замечания и вносит секретарю комиссии документы на повторное рассмотрение расчетов комиссией в срок, установленный пунктом 14 настоящих Правил.
16. При не устранении замечаний, направленных комиссией или не внесении, или нарушения сроков внесения документов на повторное рассмотрение комиссией, в соответствии с частью второй пункта 15 настоящих Правил, комиссией прекращается рассмотрение расчетов получателя субсидии, с оформлением соответствующего протокола с отрицательными рекомендациями.
17. С учетом рекомендаций комиссии, администратор республиканской бюджетной программы в течении 1 (одного) рабочего дня формирует положительное или предварительное отрицательное решение, отрицательное решение принятое в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил.
18. При положительном решении администратор республиканской бюджетной программы:
в течении 3 (трех) рабочих дней направляет уведомление получателю субсидии и администратора местной бюджетной программы в письменной форме с приложением копии протокола заседании комиссии;
в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня направления уведомления получателю субсидий, формирует бюджетную заявку и направляет в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию в порядке, установленном бюджетным законодательством.
19. При предварительном отрицательном решении администратор республиканской бюджетной программы в соответствии со статьей 73 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – АППК РК) предоставляет возможность получателю субсидии выразить свою позицию (заслушивание) к предварительному отрицательному решению о котором получателю субсидии направляется уведомление в течении 3 (трех) рабочих дней со дня формирования предварительного отрицательного решения, но не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до принятия отрицательного решения.
Процедура заслушивания проводится в соответствии со статьей 73 АППК РК.
По итогам заслушивания:
при принятии положительного решения, администратор республиканской бюджетной программы принимает меры, предусмотренные пунктом 18 настоящих Правил;
при принятии отрицательного решения в течении 3 (трех) рабочих дня со дня завершения заслушивания к предварительному отрицательному решению, администратор республиканской бюджетной программы направляет уведомление получателю субсидии и администратору местной бюджетной программы в письменной форме.
20. Причинами отрицательного решения в выдаче субсидии, при наличии положительного решения комиссии являются:
расторжение кредитного договора;
отрицательное решение республиканской бюджетной комиссии в финансировании затрат на выделение субсидий на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО, привлеченных на реализацию инвестиционного проекта;
отсутствие финансирования затрат на выделение субсидий на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО, привлеченных на реализацию инвестиционного проекта получателя субсидий, в утвержденном Законе Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый период.
21. Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию осуществляет рассмотрение бюджетной заявки в порядке, установленном бюджетным законодательством.
22. При отрицательном решении рассмотрения бюджетной заявки в порядке, установленном бюджетным законодательством, администратор республиканской бюджетной программы в течении 3 (трех) рабочих дней со дня получения уведомления от центрального уполномоченного органа по бюджетному планированию, направляет уведомление администратору местной бюджетной программы и получателю субсидии в письменной форме, с приложением материалов о рассмотрении бюджетной заявки центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию, республиканской бюджетной комиссией.
23. При отсутствии финансирования затрат на выделение субсидий на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО привлеченных на реализацию инвестиционного проекта получателя субсидий, в утвержденном Законе Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый период, администратор республиканской бюджетной программы в течении 3 (трех) рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления от центрального уполномоченного органа по бюджетному планированию уведомляет администратора местной бюджетной программы и получателя субсидии в письменной форме.
24. Предоставление средств администратору республиканской бюджетной программы осуществляется в рамках соответствующей бюджетной программы в пределах средств, утвержденных Законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый период.
25. Администратор республиканской бюджетной программы направляет средства в виде целевых трансфертов администратору местной бюджетной программы для последующего субсидирования затрат получателей субсидий по погашению процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО в порядке, установленном бюджетным законодательством.
26. Администратор местной бюджетной программы производит выплату субсидии в соответствии с договором субсидирования на основании расчетов получателя субсидий, утвержденных первым руководителем (или лицом его замещающим) на соответствующий период, согласованных с МФО и счетов оплаты МФО в порядке, установленном бюджетным законодательством.
При неиспользовании или неполном использовании в истекшем финансовом году бюджетных средств, администратор местной бюджетной программы обеспечивает возврат неиспользованной части бюджетных средств в вышестоящий бюджет в порядке, установленном бюджетным законодательством Республики Казахстан.
27. Получатель субсидии при получении субсидий от администратора местной бюджетной программы производит оплату МФО в сроки, указанные в счете оплаты МФО.
28. Отчетность по целевому использованию выделенных субсидий осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами составления и предоставления бюджетной отчетности государственными учреждениями, администраторами бюджетных программ, уполномоченными органами по исполнению бюджета и аппаратами акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов, утвержденными Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 2 декабря 2016 года № 630 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14613).