Маслихат Жамбылского района Северо-Казахстанской области РЕШИЛ:
1. Внести в решение маслихата Жамбылского района Северо-Казахстанской области от 27 декабря 2023 года № 11/4 "Об утверждении Правил оказания социальной помощи, установления ее размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан Жамбылского района Северо-Казахстанской области" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 7673-15) следующее изменение:
Правила оказания социальной помощи, установления ее размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан Жамбылского района Северо-Казахстанской области, утвержденные указанным решением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему решению.
2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель маслихата Жамбылского района | Л. Топорова |
Правила оказания социальной помощи, установления ее размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан Жамбылского района Северо-Казахстанской области
Глава 1. Общие положения
1. Правила оказания социальной помощи, установления ее размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан Жамбылского района Северо-Казахстанской области (далее – Правила) разработаны на основании Социального кодекса Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан "О ветеранах", в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2023 года № 523 "Об утверждении Типовых правил оказания социальной помощи, установления ее размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан" (далее – Типовые правила) и определяют порядок оказания социальной помощи, установления ее размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан.
2. Основные термины и понятия, которые используются в настоящих Правилах:
1) Государственная корпорация "Правительство для граждан" (далее – Государственная корпорация) – юридическое лицо, созданное по решению Правительства Республики Казахстан для оказания государственных услуг в соответствии с законодательством Республики Казахстан, организации работы по приему заявлений на оказание государственных услуг и выдаче их результатов услугополучателю по принципу "одного окна", обеспечения оказания государственных услуг в электронной форме;
2) специальная комиссия – комиссия, создаваемая решением акима Жамбылского района Северо-Казахстанской области, по рассмотрению заявления лица (семьи), претендующего на оказание социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан;
3) социальная помощь – помощь, предоставляемая местным исполнительным органом в денежной или натуральной форме отдельным категориям нуждающихся граждан (далее – получатели), а также к праздничным дням и памятным датам;
4) уполномоченный орган по оказанию социальной помощи – коммунальное государственное учреждение "Отдел занятости и социальных программ акимата Жамбылского района Северо-Казахстанской области", осуществляющий оказание социальной помощи;
5) уполномоченная организация по выплате социальной помощи – банки второго уровня, организации, имеющие лицензии уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций на соответствующие виды банковских операций, территориальные подразделения акционерного общества "Казпочта";
6) прожиточный минимум – минимальный денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины, рассчитываемой органами статистики по Северо-Казахстанской области;
7) среднедушевой доход – доля совокупного дохода семьи, приходящаяся на каждого члена семьи в месяц;
8) праздничные дни – дни национальных и государственных праздников Республики Казахстан;
9) праздничные даты (далее – памятные даты) – профессиональные и иные праздники Республики Казахстан;
10) участковая комиссия – специальная комиссия, создаваемая решением акима Жамбылского района и акимами сельских округов, для проведения обследования материального положения лиц (семей), обратившихся за адресной социальной помощью;
11) предельный размер – утвержденный максимальный размер социальной помощи;
12) сервис цифровых документов – объект информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства", закрепленный за оператором и предназначенный для отображения и использования документов в электронном виде, сформированных на основании сведений из объектов информатизации;
13) веб-портал "электронное правительство" (далее – портал) – объект информатизации, представляющий собой "единое окно" доступа ко всей консолидированной правительственной информации, включая нормативную правовую базу, государственным и иным услугам, оказываемым в электронной форме;
14) электронная цифровая подпись (далее – ЭЦП) – набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания.
3. Настоящие Правила распространяются на лиц, постоянно проживающих и зарегистрированных на территории Жамбылского района Северо-Казахстанской области.
4. Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 4 статьи 71, пунктом 3 статьи 170, пунктом 3 статьи 229 Социального кодекса Республики Казахстан, подпунктом 2) пункта 1 статьи 10, подпунктом 2) пункта 1 статьи 11, подпунктом 2) пункта 1 статьи 12, подпунктом 2) статьи 13, статьей 17 Закона Республики Казахстан "О ветеранах" (далее – Закон), оказываются в порядке, определенном настоящими Правилами.
5. Социальная помощь предоставляется единовременно и (или) периодически (ежемесячно, ежеквартально, 1 раз в полугодие, 1 раз в год).
Глава 2. Порядок определения перечня категорий получателей социальной помощи и установления размеров социальной помощи
6. Основаниями для отнесения граждан к категории нуждающихся являются:
1) причинение ущерба гражданину (семье) либо его имуществу вследствие стихийного бедствия;
2) причинение ущерба гражданину (семье) либо его имуществу вследствие пожара;
3) наличие социально значимого заболевания;
4) наличие среднедушевого дохода, не превышающего порога, установленного местными представительными органами, в кратном отношении к прожиточному минимуму;
5) сиротство, отсутствие родительского попечения;
6) неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом;
7) освобождение из мест лишения свободы, нахождение на учете службы пробации.
При причинении ущерба имуществу вследствие стихийного бедствия или пожара социальная помощь оказывается по месту нахождения пострадавшего имущества независимо от места регистрации его собственника.
Специальные комиссии при вынесении заключения о необходимости оказания социальной помощи руководствуются утвержденным местными представительными органами перечнем оснований для отнесения граждан к категории нуждающихся.
7. Социальная помощь к праздничным дням и памятным датам оказывается 1 раз в год, в виде денежных выплат через Государственную корпорацию следующим категориям граждан:
1) ко Дню вывода ограниченного контингента советских войск из Демократической Республики Афганистан – 15 февраля:
военнослужащим Советской Армии, Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности, лицам начальствующего и рядового состава Министерства внутренних дел бывшего Союза Советских Социалистических Республик (далее – Союза ССР) (включая военных специалистов и советников), которые в соответствии с решениями правительственных органов бывшего Союза ССР принимали участие в боевых действиях на территории других государств – в размере 35 (тридцать пять) месячных расчетных показателей;
военнообязанным, призывавшимся на учебные сборы и направлявшимся в Афганистан в период ведения боевых действий – в размере 35 (тридцать пять) месячных расчетных показателей;
военнослужащим автомобильных батальонов, направлявшимся в Афганистан для доставки грузов в эту страну в период ведения боевых действий – в размере 35 (тридцать пять) месячных расчетных показателей;
военнослужащим летного состава, совершавшим вылеты на боевые задания в Афганистан с территории бывшего Союза ССР – в размере 35 (тридцать пять) месячных расчетных показателей;
рабочим и служащим, обслуживавшим советский воинский контингент в Афганистане, получившим ранения, контузии или увечья либо награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР за участие в обеспечении боевых действий – в размере 35 (тридцать пять) месячных расчетных показателей;
военнослужащим, которым инвалидность установлена вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР, исполнении иных обязанностей воинской службы в другие периоды, или вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также при прохождении воинской службы в Афганистане или других государствах, в которых велись боевые действия – в размере 35 (тридцать пять) месячных расчетных показателей;
рабочим и служащим соответствующих категорий, обслуживавшим действовавшие воинские контингенты в других странах и которым инвалидность установлена вследствие ранения, контузии, увечья либо заболевания, полученных в период ведения боевых действий – в размере 35 (тридцать пять) месячных расчетных показателей;
семьям военнослужащих, погибших (пропавших без вести) или умерших вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных в период боевых действий в Афганистане или других государствах, в которых велись боевые действия – в размере 35 (тридцать пять) месячных расчетных показателей;
военнослужащим Республики Казахстан, выполнявшим задачи согласно межгосударственным договорам и соглашениям по усилению охраны границы Содружества Независимых Государств на таджико-афганском участке в период с сентября 1992 года по февраль 2001 года – в размере 35 (тридцать пять) месячных расчетных показателей;
военнослужащим Республики Казахстан, принимавшим участие в качестве миротворцев в международной миротворческой операции в Ираке в период с августа 2003 года по октябрь 2008 года – в размере 35 (тридцать пять) месячных расчетных показателей;
военнослужащим, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и государственной безопасности бывшего Союза ССР, принимавшим участие в урегулировании межэтнического конфликта в Нагорном Карабахе в период с 1986 по 1991 годы – в размере 35 (тридцать пять) месячных расчетных показателей.
2) Международной женский день – 8 марта:
многодетным матерям, награжденным подвесками "Алтын алқа", "Күміс алқа" или получившим ранее звание "Мать-героиня", награжденным орденами "Материнская слава" I и II степени – в размере 10 (десять) месячных расчетных показателей;
многодетным семьям, имеющим в своем составе четырех и более совместно проживающих несовершеннолетних детей, в том числе детей, обучающихся по очной форме обучения по общеобразовательным или профессиональным программам в организациях общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского образования, после достижения ими восемнадцатилетнего возраста до времени окончания организаций образования (но не более чем до достижения двадцатитрехлетнего возраста) – в размере 5 (пять) месячных расчетных показателей;
3) День защитника Отечества – 7 мая:
семьям военнослужащих, погибших (умерших) при прохождении воинской службы в мирное время – в размере 5 (пять) месячных расчетных показателей;
семьям военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава, призванных на сборы военнообязанных Министерства обороны, органов внутренних дел и государственной безопасности бывшего Союза ССР, погибших (умерших) во время выполнения задач по охране общественного порядка при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с антиобщественными проявлениями – в размере 5 (пять) месячных расчетных показателей;
4) День Победы – 9 мая:
участникам Великой Отечественной войны, а именно военнослужащим, проходившим службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии и флота в период Великой Отечественной войны, а также во время других боевых операций по защите бывшего Союза ССР, партизанам и подпольщикам Великой Отечественной войны – в размере 1 500 000 (один миллион пятьсот тысяч) тенге;
лицам с инвалидностью вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период Великой Отечественной войны, а именно военнослужащим действующей армии и флота, партизанам и подпольщикам Великой Отечественной войны, а также рабочим и служащим, которым инвалидность установлена вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период Великой Отечественной войны на фронте, в районе военных действий, на прифронтовых участках железных дорог, сооружениях оборонительных рубежей, военно-морских баз и аэродромов – в размере 1 500 000 (один миллион пятьсот тысяч) тенге;
военнослужащим, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и государственной безопасности бывшего Союза ССР, проходившим в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывалось до 1 января 1998 года в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии – в размере 100 000 (сто тысяч) тенге;
лицам вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-морского Флота, войск и органов внутренних дел и государственной безопасности бывшего Союза ССР, занимавшим штатные должности в воинских частях, штабах, учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо находившимся в соответствующие периоды в городах, участие в обороне которых засчитывалось до 1 января 1998 года в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии – в размере 100 000 (сто тысяч) тенге;
лицам, которые в период Великой Отечественной войны находились в составе частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии и флота, в качестве сыновей (воспитанников) полков и юнг – в размере 100 000 (сто тысяч) тенге;
лицам, принимавшим участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в годы Второй мировой войны на территории зарубежных стран в составе партизанских отрядов, подпольных групп и других антифашистских формирований – в размере 100 000 (сто тысяч) тенге;
работникам специальных формирований Народного комиссариата путей сообщения, Народного комиссариата связи, плавающего состава промысловых и транспортных судов и летно-подъемного состава авиации, Народного комиссариата рыбной промышленности бывшего Союза ССР, морского и речного флота, летно-подъемного состава Главсевморпути, которые в период Великой Отечественной войны были переведены на положение военнослужащих и выполняли задачи в интересах действующей армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов, оперативных зон флотов, а также членам экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств – в размере 100 000 (сто тысяч) тенге;
несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны – в размере 100 000 (сто тысяч) тенге;
лицам начальствующего и рядового состава органов государственной безопасности бывшего Союза ССР и органов внутренних дел, которым инвалидность установлена вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте или выполнением служебных обязанностей в государствах, в которых велись боевые действия – в размере 100 000 (сто тысяч) тенге;
гражданам, работавшим в период блокады в городе Ленинграде на предприятиях, в учреждениях и организациях города и награжденным медалью "За оборону Ленинграда" и знаком "Жителю блокадного Ленинграда" – в размере 60 000 (шестидесят тысяч) тенге;
лицам из числа бойцов и командного состава истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, действовавших в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года на территории Украинской ССР, Белорусской ССР, Литовской ССР, Латвийской ССР, Эстонской ССР, которым инвалидность установлена вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей в этих батальонах, взводах, отрядах – в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) тенге;
семьям погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, семьям погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда – в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) тенге;
супруге (супругу) умершего лица с инвалидностью вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период Великой Отечественной войны, или лицам, приравненным по льготам к лицам с инвалидностью вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период Великой Отечественной войны, а также супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны, партизана, подпольщика, гражданина, награжденного медалью "За оборону Ленинграда" или знаком "Жителю блокадного Ленинграда", признававшихся лицами с инвалидностью в результате общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением противоправных), которые не вступали в повторный брак – в размере 30 000 (тридцать тысяч) тенге;
лицам, награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны – в размере 30 000 (тридцать тысяч) тенге;
лицам, проработавшим (прослужившим) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны – в размере 5 (пять) месячных расчетных показателей;
5) День памяти жертв политических репрессий и голода – 31 мая:
лицам, непосредственно подвергавшимся политическим репрессиям на территории бывшего Союза ССР и в настоящее время являющимся гражданами Республики Казахстан – в размере 15 (пятнадцать) месячных расчетных показателей;
лицам, постоянно проживавшим до применения к ним репрессий на территории, ныне составляющей территорию Республики Казахстан – в размере 15 (пятнадцать) месячных расчетных показателей, в случаях:
применения репрессий советскими судами и другими органами за пределами бывшего Союза ССР;
осуждения военными трибуналами действующей армии во время Второй мировой войны (гражданских лиц и военнослужащих);
применения репрессий после призыва для прохождения воинской службы за пределы Казахстана;
применения репрессий по решениям центральных союзных органов: Верховного Суда ССР и его судебных коллегий, коллегии Объединенного государственного политического управления Союза ССР, особого совещания при Народном комиссариате внутренних дел – Министерстве государственной безопасности – Министерстве внутренних дел Союза ССР, Комиссии Прокуратуры Союза ССР и Народного комиссариата внутренних дел Союза ССР по следственным делам и других органов;
лицам, подвергшимся насильственному противоправному переселению в Казахстан и из Казахстана на основании актов высших органов государственной власти Союза ССР – в размере 15 (пятнадцать) месячных расчетных показателей;
детям жертв политических репрессий, находившимся вместе с родителями или заменявшими их лицами в местах лишения свободы, в ссылке, высылке или на специальном поселении, а также детям жертв политических репрессий, не достигшим восемнадцатилетнего возраста на момент репрессии и в результате ее применения оставшимся без попечения родителей или одного из них – в размере 10 (десять) месячных расчетных показателей;
6) День закрытия Семипалатинского испытательного ядерного полигона – 29 августа:
лицам, которым инвалидность установлена вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и других радиационных катастроф, и аварий на объектах гражданского или военного назначения, ядерных испытаний, и их детям, инвалидность которых генетически связана с радиационным облучением одного из родителей – в размере 35 (тридцать пять) месячных расчетных показателей;
семьям умерших вследствие лучевой болезни или умерших лиц с инвалидностью, а также граждан, смерть которых в установленном порядке связана с воздействием катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и других радиационных катастроф, и аварий на объектах гражданского или военного назначения и ядерных испытаний – в размере 35 (тридцать пять) месячных расчетных показателей;
семьям лиц, погибших при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и других радиационных катастроф, и аварий на объектах гражданского или военного назначения – в размере 35 (тридцать пять) месячных расчетных показателей;
лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции в 1986-1987 годах, других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения, а также участвовавшим непосредственно в ядерных испытаниях – в размере 35 (тридцать пять) месячных расчетных показателей;
лицам из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции в 1988-1989 годах, эвакуированным (самостоятельно выехавшим) из зон отчуждения и отселения в Республику Казахстан, включая детей, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии – в размере 35 (тридцать пять) месячных расчетных показателей;
7) День Конституции Республики Казахстан – 30 августа:
лицам, которым назначены пенсии за особые заслуги перед Республикой Казахстан, пенсионерам, имеющим статус персонального пенсионера областного значения, почетным гражданам области, района – в размере 10 (десять) месячных расчетных показателей;
героям Социалистического Труда, кавалерам ордена Славы трех степеней, Трудовой Славы трех степеней – в размере 10 (десять) месячных расчетных показателей;
лицам, удостоенным звания "Қазақстанның "Еңбек Ері", "Халық қаһарманы" - в размере 10 (десяти) месячных расчетных показателей.
8) День Независимости – 16 декабря:
лицам, постоянно проживающим до применения к ним репрессий на территории, ныне составляющей территорию Республики Казахстан, в случае применения репрессий за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане, за исключением лиц, осужденных за совершение умышленных убийств и посягательство на жизнь работника милиции, народного дружинника в этих событиях, в отношении которых сохраняется действующий порядок пересмотра уголовных дел – в размере 200 000 (двести тысяч) тенге.
8. Социальная помощь оказывается без учета среднедушевого дохода следующим отдельным категориям нуждающихся граждан:
1) гражданину (семье) в случае причинения ущерба ему (ей) либо его имуществу вследствие стихийного бедствия или пожара, единовременно, в размере 100 (сто) месячных расчетных показателей одному из собственников жилья (жилого строения), срок обращения за социальной помощью не позднее шести месяцев с момента наступления нуждаемости, на основании документа, подтверждающего факт стихийного бедствия или пожара;
2) лицам с ограниченной жизнедеятельностью вследствие социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в том числе:
лицам, состоящим на диспансерном учете с заболеванием туберкулез, ежемесячно в размере 7 (семь) месячных расчетных показателей;
лицам, страдающим злокачественным новообразованием, 1 (один) раз в год в размере 10 (десяти) месячных расчетных показателей;
родителям или иным законным представителям инфицированных детей, вызванных вирусом иммунодефицита человека, состоящих на диспансерном учете, ежемесячно в 2 (двух) кратном размере величины прожиточного минимума.
9. Социальная помощь оказывается с учетом среднедушевого дохода лицам (семье), не превышающего порога однократного размера прожиточного минимума, 1 (один) раз в год в размере 10 (десяти) месячных расчетных показателей следующим категориям нуждающихся граждан:
лицам, с ограниченной жизнедеятельностью вследствие социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
лицам (семье), имеющим среднедушевой доход, не превышающий порога, установленного местными представительными органами, в кратном отношении к прожиточному минимуму;
детям сиротам, детям, оставшимся без родительского попечения;
лицам, неспособным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом;
лицам, освободившимся из мест лишения свободы, и находящимся на учете службы пробации.
10. Социальная помощь оказывается без учета доходов следующим категориям граждан:
ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, приравненным по льготам к ветеранам Великой Отечественной войны, лицам, награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны и другим лицам, указанным в статье 8 Закона "О ветеранах", за исключением лиц, указанных в подпунктах 4) и 5) части первой статьи 8 настоящего Закона, на оплату зубопротезирования, согласно предоставленной счет-фактуре, но не превышающем 70 (семьдесят) месячных расчетных показателей, кроме драгоценных металлов и протезов из металлокерамики, металлоакрила, 1 (один) раз в три года;
ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, приравненным по льготам к ветеранам Великой Отечественной войны, лицам, награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны и другим лицам, указанным в статье 8 Закона "О ветеранах", за исключением лиц, указанных в подпунктах 4) и 5) части первой статьи 8 настоящего Закона, на санаторно-курортное лечение в санаториях (профилакториях) Республики Казахстан, согласно рекомендациям лечебно-профилактического учреждения по месту жительства заявителя c предоставлением выписки из санаторно-курортной карты, 1 (один) раз в год в размере 50 (пятьдесят) месячных расчетных показателей;
ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, приравненным по льготам к ветеранам Великой Отечественной войны, лицам, награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны и другим лицам, указанным в статье 8 Закона "О ветеранах", за исключением лиц, указанных в подпунктах 4) и 5) части первой статьи 8 настоящего Закона, на оплату коммунальных услуг и приобретение топлива, без истребования заявлений и прилагаемых документов от граждан по списку, предоставляемому уполномоченной организацией, ежемесячно в размере 2 (двух) месячных расчетных показателей;
ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, приравненным по льготам к ветеранам Великой Отечественной войны, лицам, награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны и другим лицам, указанным в статье 8 Закона "О ветеранах", за исключением лиц, указанных в подпунктах 4) и 5) части первой статьи 8 настоящего Закона, пострадавшим в зоне Семипалатинского ядерного полигона, лицам с инвалидностью первой, второй, третьей групп от общего заболевания и детям с инвалидностью до семи лет, с семи до восемнадцати лет первой, второй, третьей групп, а также гражданам, сопровождающим детей с инвалидностью, 1 (один) раз в год в размере стоимости проезда от станции отправления до места госпитализации и обратно по территории Республики Казахстан железнодорожным (плацкартный вагон), автомобильным пассажирским транспортом (кроме такси), при предоставлении подтверждающих документов;
лицам с инвалидностью первой группы на сопровождение индивидуальным помощником на санаторно-курортное лечение 1 раз в год в размере 50 (пятьдесят) месячных расчетных показателей на основании списка уполномоченного органа.
11. Расчет среднедушевого дохода лица (семьи) производится в соответствии с Правилами исчисления совокупного дохода лица (семьи), претендующего на получение государственной адресной социальной помощи, утвержденными приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 26 мая 2023 года № 181 "Об утверждении Правил исчисления совокупного дохода лица (семьи), претендующего на получение государственной адресной социальной помощи" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 32609).
12. Размер оказываемой социальной помощи в каждом отдельном случае определяет специальная комиссия, которая указывает его в заключении о необходимости оказания социальной помощи.
Глава 3. Порядок оказания социальной помощи
13. Социальная помощь к праздничным дням и памятным датам оказывается без истребования заявлений от получателей.
Категории получателей социальной помощи определяются местным исполнительным органом.
Списки получателей социальной помощи формируются на основании запроса в Государственную корпорацию, местные исполнительные органы и организации здравоохранения, либо в электронном виде из информационных систем уполномоченного государственного органа.
14. Для получения социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан заявитель от себя или от имени семьи (или представитель по доверенности, выданной в соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса Республики Казахстан) обращается письменно в уполномоченный орган по оказанию социальной помощи или к акиму сельского округа, или в Государственную корпорацию с заявлением по форме согласно приложению 1 к Типовым правилам, или электронно на портал с заявлением по форме согласно приложению 1-1 к Типовым правилам.
При письменном обращении специалист, принимающий документы, формирует запросы в соответствующие информационные системы (далее – ИС) государственных органов или организаций через шлюз "электронное правительство" по форме согласно приложению 1-2 к Типовым правилам.
При несоответствии (отсутствии) сведений в ИС заявителем к заявлению прилагаются следующие документы:
1) документ, удостоверяющий личность, либо электронный документ из сервиса цифровых документов (для идентификации личности);
2) сведения о доходах лица (членов семьи) (для получения социальной помощи, которая назначается независимо от доходов лица (членов семьи), сведения о доходах лица (членов семьи) не предоставляются);
3) один из нижеперечисленных документов, подтверждающих факт наличия оснований для отнесения к категории нуждающихся:
документ, подтверждающий факт причиненного ущерба гражданину (семье) либо его имуществу вследствие стихийного бедствия;
документ, подтверждающий факт причиненного ущерба гражданину (семье) либо его имуществу вследствие пожара;
документ, подтверждающий факт наличия социально значимого заболевания;
документ, подтверждающий факт сиротства, отсутствия родительского попечения;
документ, подтверждающий факт неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом;
документ, подтверждающий факт освобождения из мест лишения свободы, нахождения на учете службы пробации
Документы представляются в подлинниках и копиях для сверки. После сверки подлинники документов возвращаются заявителю.
При представлении заявителем неполного пакета документов и (или) документов с истекшим сроком действия заявителю выдается расписка об отказе в приеме заявления на оказание социальной помощи по форме согласно приложению 1-3 к Типовым правилам.
При обращении заявителя за социальной помощью электронно посредством портала запрос в ИС государственных органов и (или) организаций для получения необходимых сведений осуществляется самим заявителем.
При этом заявитель удостоверяет своей ЭЦП электронное заявление и сведения, поступившие из ИС государственных органов и (или) организаций.
15. Поступившие заявления, в том числе электронные, уполномоченный орган по оказанию социальной помощи регистрирует в день поступления в течение рабочего дня, а в случае поступления вне времени рабочего дня – в первый рабочий день после даты поступления заявления.
При поступлении заявления на оказание социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан по основаниям, указанным в подпунктах 1), 2) и 4) пункта 6 настоящих Правил, уполномоченный орган по оказанию социальной помощи или акимы поселка, села, сельского округа в течение 1 (один) рабочего дня направляют документы заявителя в участковую комиссию для проведения обследования материального положения лица (семьи).
16. Участковая комиссия в течение 2 (два) рабочих дней со дня получения документов проводит обследование заявителя, по результатам которого составляет акт о материальном положении лица (семьи), подготавливает заключение о нуждаемости лица (семьи) в социальной помощи по формам, согласно приложениям 2, 3 к Типовым правилам, и направляет их в уполномоченный орган по оказанию социальной помощи или акиму поселка, села, сельского округа.
Аким поселка, села, сельского округа в течение 2 (два) рабочих дней со дня получения акта и заключения участковой комиссии направляет их с приложенными документами в уполномоченный орган по оказанию социальной помощи.
17. В случае недостаточности документов для оказания социальной помощи, уполномоченный орган по оказанию социальной помощи запрашивает в соответствующих органах сведения, необходимые для рассмотрения представленных для оказания социальной помощи документов.
18. В случае невозможности представления заявителем необходимых документов в связи с их порчей, утерей, уполномоченный орган по оказанию социальной помощи принимает решение об оказании социальной помощи на основании данных иных уполномоченных органов и организаций, имеющих соответствующие сведения.
19. Уполномоченный орган по оказанию социальной помощи в течение 1 (один) рабочего дня со дня поступления документов от участковой комиссии или акима поселка, села, сельского округа производит расчет среднедушевого дохода лица (семьи) в соответствии с законодательством Республики Казахстан и представляет полный пакет документов на рассмотрение специальной комиссии.
20. Специальная комиссия в течение 2 (два) рабочих дней со дня поступления документов выносит заключение о необходимости оказания социальной помощи, при положительном заключении указывает размер социальной помощи.
21. Уполномоченный орган по оказанию социальной помощи в течение 8 (восемь) рабочих дней со дня регистрации документов заявителя на оказание социальной помощи принимает решение об оказании либо отказе в оказании социальной помощи на основании принятых документов и заключения специальной комиссии о необходимости оказания социальной помощи.
В случаях, указанных в пунктах 15 и 16 настоящих Правил, уполномоченный орган по оказанию социальной помощи принимает решение об оказании либо отказе в оказании социальной помощи в течение 20 (двадцать) рабочих дней со дня принятия документов от заявителя или акима поселка, села, сельского округа.
При выявлении оснований для отказа в оказании социальной помощи уполномоченный орган по оказанию социальной помощи в срок не позднее трех рабочих дней до принятия решения уведомляет заявителя о предварительном решении об отказе, а также проведении заслушивания для предоставления возможности выражения позиции по предварительному решению.
Время и дата заслушивания устанавливаются уполномоченным органом по оказанию социальной помощи, которое проводится путем:
приглашения заявителя на заслушивание посредством видеоконференцсвязи или иных средств коммуникации;
использования информационных систем;
иных способов связи, позволяющих заявителю изложить свою позицию.
Заявитель вправе предоставить или высказать возражение к предварительному решению по административному делу в срок не позднее двух рабочих дней со дня его получения.
22. Отказ в оказании социальной помощи осуществляется в случаях:
1) выявления недостоверных сведений, представленных заявителями;
2) отказа, уклонения заявителя от проведения обследования материального положения лица (семьи);
3) превышения размера среднедушевого дохода лица (семьи), установленного местными представительными органами порога для оказания социальной помощи;
4) получения из информационной системы уполномоченного государственного органа сведений, подтверждающих факты назначения, осуществления выплат, подачи заявления на назначение социальной помощи по данному основанию.
23. Порядок обжалования решения, принятого уполномоченным органом по оказанию социальной помощи определен Приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 25 марта 2021 года № 84 "О некоторых вопросах оказания государственных услуг в социально-трудовой сфере" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 22394).
24. Финансирование расходов на предоставление социальной помощи осуществляется в пределах средств, предусмотренных бюджетом Жамбылского района на текущий финансовый год.
Уполномоченный орган по оказанию социальной помощи переводит в Государственную корпорацию суммы социальной помощи.
Государственная корпорация перечисляет суммы социальной помощи, полученные от уполномоченного органа по оказанию социальной помощи, на банковские счета получателей социальной помощи.
25. Социальная помощь прекращается в случаях:
1) смерти получателя;
2) выезда получателя на постоянное проживание за пределы Жамбылского района;
3) направления получателя на проживание в государственные или частные медико-социальные учреждения;
4) выявления недостоверных сведений, предоставленных заявителем.
5) выявления сведений об утрате оснований на оказание социальной помощи.
Подпункт 3) настоящего пункта не распространяется на выплату социальной помощи, назначенной по основаниям, указанным в подпунктах 1) и 2) пункта 6 настоящих Правил.
Выплата социальной помощи по основаниям, указанным в подпунктах 1)-3) настоящего пункта, прекращается со следующего месяца после наступления указанных обстоятельств.
Выплата социальной помощи по основаниям, указанным в подпунктах 4) и 5) настоящего пункта, прекращается с даты наступления указанных обстоятельств.
26. Излишне выплаченные суммы социальной помощи подлежат возврату в добровольном порядке, неправомерно полученные суммы подлежат возврату в добровольном или в судебном порядке.
27. Мониторинг и учет предоставления социальной помощи проводит уполномоченный орган по оказанию социальной помощи с использованием базы данных автоматизированной информационной системы "Е-Собес".
28. Для формирования категорий получателей на выплату социальной помощи к памятным датам и праздничным дням уполномоченным органом по оказанию социальной помощи инициируется запрос в информационные системы уполномоченного государственного органа на получение данных граждан, являющихся (активных) получателями пенсий и пособий.
Сведения по получателям пенсий и пособий на оказание социальной помощи формируются по форме согласно приложению 7 к Типовым правилам.
29. Процесс осуществления выплаты социальной помощи через Государственную корпорацию инициируется уполномоченным органом по оказанию социальной помощи при принятии им решения об оказании социальной помощи через информационные системы уполномоченного государственного органа.
30. На основании принятого уполномоченным органом по оказанию социальной помощи решения об оказании социальной помощи Государственная корпорация формирует потребность в бюджетных средствах на выплату социальной помощи:
по единовременным выплатам – ежедневно;
по ежемесячным выплатам – к 29 числу месяца, предшествующего месяцу выплаты.
31. После формирования потребности Государственная корпорация не позднее следующего рабочего дня направляет заявку о сумме потребности на выплату социальной помощи в уполномоченный орган по оказанию социальной помощи.
Уполномоченный орган по оказанию социальной помощи в течение двух рабочих дней после поступления заявки о сумме потребности на выплату социальной помощи перечисляет в Государственную корпорацию денежные средства в пределах сумм, предусмотренных заявкой о сумме потребности на выплату социальной помощи.
По заявкам о суммах потребности на выплату социальной помощи, поступившим 27 числа месяца, уполномоченный орган по оказанию социальной помощи перечисляет денежные средства в Государственную корпорацию не ранее первого числа месяца выплаты.
32. Государственная корпорация в течение двух рабочих дней после поступления трансфертов формирует в соответствии с графиком выплаты платежные поручения и осуществляет выплату на банковские счета получателей.
33. При возврате суммы социальной помощи из уполномоченной организации по выплате социальной помощи уполномоченный орган по оказанию социальной помощи в течение трех рабочих дней, следующих за днем получения сведений из уполномоченной организации по выплате социальной помощи, вносит соответствующие изменения в информационную систему.
34. Государственная корпорация не позднее последнего рабочего дня текущего месяца переводит в уполномоченный орган по оказанию социальной помощи излишне зачисленные (выплаченные) суммы социальной помощи, поступившие на счет Государственной корпорации.
35. Оплата банковских услуг, связанных с выплатой социальной помощи, осуществляется за счет средств местных бюджетов на основании договора, заключаемого между Государственной корпорацией и уполномоченным органом по оказанию социальной помощи.