Извлечение из приказа
Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан
от 15 июня 2006 года N 209-п
В связи с принятием постановления Правительства Республики Казахстан "Об утверждении Правил установления экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды" от 31 мая 2006 года N 486, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Признать утратившим силу Временный порядок определения размера ущерба, причиненного природной среде нарушением природоохранного законодательства, утвержденный приказом Министра экологии и биоресурсов Республики Казахстан от 21 июня 1995 года (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 100).
...
3. Настоящий приказ вводится в действие с 17.06.2006 года.
Министр
----------------------------------------------------------------------
В В Е Д Е Н И Е
Настоящий Порядок:
разработан в соответствии со ст. 74-76 Закона Республики Казахстан "Об охране окружающей природной среды в Республике Казахстан";
определяет использование действующих законодательных и нормативных актов Республики Казахстан по количественной, качественной и стоимостной оценке ущерба, нанесенного природной среде;
предназначен для использования при разработке проектов постановлений глав областных (городских) администраций о платежах за загрязнение природной среды и нарушение природоохранного законодательства, а также при разрешении хозяйственных споров по взысканию ущерба, нанесенного природным ресурсам.
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Взысканию подлежит ущерб, нанесенный государству предприятиями, учреждениями и организациями, нарушившими природоохранное законодательство в ходе хозяйственной или иной деятельности:
уничтожением и повреждением земельных, водных, растительных и минеральных ресурсов, ресурсов животного мира и рыбных запасов;
самовольным и нерациональным пользованием природными ресурсами;
самовольным загрязнением природной среды, в том числе аварийными, несогласованными залповыми выбросами и сбросами, размещением отходов;
сверхнормативным загрязнением природной среды, выявленном в ходе госконтроля и не нашедшим отражения в статотчетности предприятия-природопользователя.
1.2. Уничтожением природных ресурсов считается полная потеря ими их специфической хозяйственной, товарной, ландшафтно-рекреационной и экосистемной (водорегулирующей, почвозащитной, климатообразующей и др.) ценности, восстановление которой невозможно, либо требует проведения специальных работ (рекультивация земель, лесопосадочные, дноочистительные и другие работы).
1.3. Повреждением природных ресурсов, считается частичная потеря ими их специфической ценности, допускающая ее восстановление проведением оперативных работ (планировка и залужение почв от поверхностного загрязнения), либо самовосстановление природного ресурса.
1.4. Самовольным пользованием природными ресурсами считаются действия, совершенные без разрешения на специальное природопользование, получаемого в установленном порядке: акта на право пользования или владения земельным участком, лесорубочного билета или ордера на побочное лесопользование, разрешения на спецводопользование, горного отвода и т.п.
1.5. Нерациональным пользованием природными ресурсами считается разрешенное специальное природопользование, приведшее к снижению специфической ценности природных ресурсов вследствие бесхозяйственности и низкого технологического уровня.
1.6. Самовольным загрязнением природной среды считаются выбросы в атмосферу, сбросы сточных вод и размещение в природной среде отходов и любых других загрязняющих веществ, совершенные без разрешения на выброс (сброс, размещение) получаемого в установленном порядке, в том числе аварийные и несогласованные залповые выбросы (сбросы).
1.7. Сверхнормативное загрязнение природной среды, выразившееся в превышении установленных лимитов выбросов, сбросов и размещения загрязняющих веществ, выявленное в ходе госконтроля инструментальными, аналитическими или расчетными методами и не зафиксированное ведомственным и производственным контролем являются частным случаем самовольного загрязнения природной среды, ущерб от которого подлежит взысканию, как за нарушение природоохранного законодательства.
Результаты инструментальных замеров и анализов, свидетельствующие о превышении установленных нормативов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ распространяется на период до предшествующей проверки, но не более 3-х месяцев.
1.8. Натуральные показатели ущерба, нанесенного природной среде, фиксируются в акте проверки природоохранной деятельности в единицах измерения и структуре, соответствующих действующим методикам количественного и качественного учета природного ресурса и формам статотчетности и позволяющих определить потери ценности природного ресурса и абсолютное количество загрязняющих веществ, поступивших в природную среду в результате испарения, сгорания, разлива, поглощения почвами и т.п.
Дополнительная информация в виде справок предприятия-нарушителя, экспертных заключений вместе с актом прилагаются к расчету размера ущерба.
1.9. Основаниями для стоимостной оценки размера ущерба являются:
1.9.1. Нормативы платы за загрязнение природной среды, определяемые в соответствии с "Методикой определения платежей за загрязнение окружающей среды" Минэкобиоресурсов Республики Казахстан, 1994 г. (далее - Методикой Минэкобиоресурсов) и утверждаемые главами областных и городских администраций.
1.9.2. Таксы, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 23.02.93 N 136 P930136_ "О материальной ответственности за нарушение лесного законодательства и незаконное добывание или повреждение растений, занесенных в Красную книгу Казахстана (далее - Постановление Кабинета Министров N 136).
1.9.3. Нормативы стоимости освоения новых земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 30.09.93 N 978 P930978_ "Об утверждении положения о порядке возмещения убытков землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства при изъятии сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд" (далее - постановление Кабинета Министров N 978).
1.9.4. Действующие на момент проверки цены на общераспространенные полезные ископаемые, вторичное сырье, другие загрязняющие природную среду вещества.
1.10. При отсутствии утвержденных такс и методик исчисления ущерба его возмещение проводится по проектным или фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природной среды с учетом причиненных убытков (ст. 75 Закона "Об охране окружающей природной среды...").
1.11. С учетом повышенной опасности самовольного загрязнения природной среды, происходящего преимущественно вне организованных источников выбросов (сбросов) и обустроенных мест размещения загрязняющих веществ, которые обеспечивают минимальное загрязнение среды за счет разбавления или ограничения миграции токсинов, к нормативам платы применяют повышающие коэффициенты кратности, установленные действующей Методикой Минэкобиоресурсов (приложения 1 и 3) и адаптированные к специфике самовольных загрязнений природной среды:
- коэффициент кратности К1 за самовольное загрязнение природной среды;
- коэффициент кратности К2, учитывающий экологическую опасность загрязнения.
1.11.1. Коэффициент кратности К1 за самовольное загрязнение природной среды:
- при сверхнормативных выбросах (сбросах, размещении), выявленных в ходе госконтроля - согласно приложения 1 Методики Минэкобиоресурсов;
- при самовольных загрязнениях природной среды, квалифицированных в соответствии с "Инструкцией о порядке представления информации о загрязнении природной среды и выбросах (сбросах) вредных веществ в природную среду" (Алматы, 1989 г.), как экстремально высокие - равен числу, характеризующему превышение ПДК по основному загрязняющему веществу;
- при других самовольных загрязнениях, не отнесенных к экстремально высоким - равен максимальной кратности за сверхнормативное загрязнение согласно приложения 1 Методики Минэкобиоресурсов - 10.
1.11.2. Коэффициент кратности К2, учитывающий экологическую опасность загрязнения (применительно к приложению 3 Методики Минэкобиоресурсов):
- самовольное, в т.ч. сверхлимитное размещение загрязняющих веществ на обустроенной в соответствии с природоохранными требованиями территории предприятий (полигонах, усовершенствованных свалках, типовых складах, хвосто- и шлакохранилищах, золошлакоотвалах, навозохранилищах и т.п.); организованные сбросы в водоемы и накопители; организованные источники выбросов - 1,0;
- то же на необустроенных территориях предприятий, сбросы сточных вод в примитивные накопители, неорганизованные источники технологически обоснованных выбросов - 1,5;
- самовольное размещение загрязняющих веществ на территории предприятий, не предназначенной для их размещения; технологически необоснованные самовольные выбросы, сбросы и загрязнение подземных вод на территории предприятий; самовольные выбросы (сбросы, размещение и загрязнение подземных вод) на территории сельхозугодий и непокрытых лесом земель, гослесфонда - 2,0;
- самовольные выбросы (сбросы, размещение и загрязнение подземных вод) на территории покрытых лесом земель гослесфонда, селитебных и особоохраняемых территориях, водоохранных зонах и акваториях водоемов (включая высохшие), I и II пояса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, I и II зоны округов санитарной охраны курортов - 3,0.
1.12. Ответственность по возмещению ущерба несут юридические лица, совершившие действия, квалифицированные, как нарушение природоохранного законодательства. В случае если конкретный виновник не установлен, ответственность несет владелец или пользователь природного ресурса, на которого, в соответствии с действующим законодательством, возложена его охрана. За ущерб, нанесенный природной среде в ходе строительства, ответственность несет заказчик, располагающий правом предъявления обратного требования (регресса).
1.13. В случае невозможности разграничения ответственности нескольких лиц ответственность по возмещению несут причастные лица солидарно, при этом мера их ответственности в установленном порядке может быть определена арбитражным судом.
Пример:
В ходе авиахимпрополки пестицидами поврежден участок леса. Экипаж обрабатывал поле, указанное на схеме, утвержденной главным агрономом совхоза. И экипаж и совхоз нарушили свои ведомственные правила проведения авиахимпрополок. Претензия на полную сумму ущерба может быть предъявлена одновременно совхозу и авиапредприятию.
1.14. Нарушения природоохранного законодательства, при которых нанесен ущерб двум или нескольким видам природных ресурсов, определяется суммированием ущерба по каждому ресурсу в отдельности.
1.15. В случае невозможности разграничения доли ущерба, нанесенного нескольким природным ресурсам, весь объем ущерба может быть отнесен на один ресурс, по которому наиболее полно доказан факт нарушения.
Примеры:
1. Выявлена самовольная добыча строительного камня с одновременным уничтожением плодородного слоя почв. Общий ущерб определяется суммированием ущерба от самовольной добычи строительного камня согласно п. 2.4.8. и ущерба от уничтожения ПСП согласно п. 2.4.2. настоящего Порядка.
2. На рельеф вылита 1 тонна тяжелого жидкого остатка попутного нефтяного газа и через сутки подожжена. Ввиду невозможности разграничения объемов загрязнения подземных вод, почв и атмосферы размер ущерба определяется за сброс на рельеф 1 тонны жидкого загрязняющего вещества согласно п.2.2.2. настоящего Порядка.
1.16. Привлечение к материальной ответственности не освобождает нарушителя природоохранного законодательства от обязанности проведения работ по восстановлению природного ресурса, включающих изыскательские, проектные и специальные восстановительные работы.
2. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА
УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ
2.1. Атмосферный воздух
2.1.1. Абсолютное количество загрязняющих веществ (при сверхнормативных выбросах, выявленных в ходе госконтроля - за вычетом установленного лимита) выброшенных в атмосферу, пересчитывается в приведенную массу (в условных тоннах) умножением на коэффициент относительной опасности, равный 1/ПДК с.с.
2.1.2. Ущерб от загрязнения атмосферного воздуха равен произведению норматива за загрязнение атмосферного воздуха, приведенной массы загрязняющих веществ и коэффициентов К1 и К2 согласно пп. I.II.I; I.II.2.
2.2. Поверхностные и подземные воды
2.2.1. Абсолютное количество загрязняющих веществ (при сверхнормативных сбросах, выявленных в ходе госконтроля - за вычетом установленного лимита) сброшенных со сточными водами или в виде любых жидких загрязняющих веществ, пересчитывается в приведенную массу умножением на коэффициент относительной опасности, равный 1/ПДК рыб.вод.
2.2.2. Ущерб от загрязнения поверхностных вод равен произведению норматива платы за сброс загрязняющих веществ, приведенной массы и коэффициентов кратности К1 и К2 согласно пп. I.II.I, I.II.2.
2.2.3. Ущерб от загрязнения подземных вод определяется согласно пп. 2.2.1; 2.2.2. При этом абсолютное количество загрязняющих веществ, поступивших в подземные воды, определяется общепринятыми в гидрогеологии методами по концентрации загрязняющих веществ и расходу подземного потока, либо дебиту скважины.
Масса загрязняющих веществ определяется за вычетом фоновых концентраций, а при отсутствии данных по фону - за вычетом загрязнений на уровне ПДК водоемов хозяйственно-питьевого назначения.
При наличии сети наблюдательных скважин на контролируемом потенциальном источнике загрязнения подземных вод и наличии данных предшествующих фоновых загрязнений ущерб определяется в соответствии с "Временной методикой оценки экономического ущерба, причиненного государству загрязнением подземных вод", утвержденной Министром экологии и биоресурсов Республики Казахстан от 21.04.94 г.
2.2.4. Ущерб от загрязнения гидрографической сети грунтом вследствие разрушения проектных и внепроектных плотин, дамб, дорог, а также вследствие образования промоин и оврагов, спровоцированного хозяйственной деятельностью, определяется как за аварийный сброс взвешенных частиц с перерасчетом абсолютной массы сброшенного в гидрографическую сеть грунта в приведенную массу согласно п.п. 2.2.1., 2.2.2.
2.2.5. Самовольное резервирование поверхностного стока строительством непроектных дамб, плотин, копаней и при производстве других строительных работ влечет взыскание ущерба в 10-ти кратном размере от стоимости воды, устанавливаемой главами областных и городских администраций согласно областным схемам водообеспечения с индексацией.
2.2.6. Непроведение предприятиями предписанного органами Минэкобиоресурсов залужения прибрежных водоохранных полос влечет взыскание ущерба в соответствии с п.2.4.6. настоящего Порядка.
2.3. Размещение в природной среде отходов, вторичного сырья, других загрязняющих веществ
2.3.1. Самовольное размещение в природной среде отходов, в том числе навоза, перегноя, золы и шлака, хвостов и шламов горного производства, влечет взыскание ущерба, равного произведению норматива платы за размещение отходов с учетом их токсичности, абсолютной массы отходов (при сверхнормативном размещении - за вычетом установленного лимита) и коэффициентов кратности К1 и К2 согласно пп. I.II.I, I.II.2.
2.3.2. Несоблюдение установленного разрешением на размещение отходов класса токсичности отходов рассматривается, как самовольное размещение, ущерб от которого определяется согласно п.2.3.1. за вычетом нормативной платы.
2.3.3. Самовольное размещение в природной среде вторичного сырья, удобрений, твердых нефтепродуктов, ядохимикатов и жидких нефтепродуктов в таре, строительных материалов и других загрязняющих веществ, влечет взыскание ущерба, равного произведению 10% их цены, абсолютной массы и коэффициентов кратности К1 и К2 согласно пп. I.II.I, I.II.2.
2.3.4. Проведение обработок ядохимикатов на территориях, не согласованных в установленном порядке, влечет взыскание ущерба в размере, определяемом согласно пп. 2.2.1, и 2.2.2 по массе внесенных пестицидов.
2.3.5. За самовольное размещение в природной и градостроительной среде строительных материалов, хвостов и шламов горного производства, сточных и рудничных вод с превышающим санитарные нормы содержанием, искусственных и природных радионуклеидов, а также источников ионизирующего излучения взимается ущерб в размере пропорциональном суммарной радиоактивности размещенного материала, за вычетом доли суммарной радиоактивности в пределах санитарной нормы.
Норматив платы за 1 микрокюри суммарной радиоактивности размещенного материала принимается равным нормативу платы за размещение в природной среде 1 тонны токсичных промышленных отходов (классификация уровня активности - согласно Памятки "Единицы измерения при радиометрии и дозиметрии ионизирующих излучений и вопросы радиационной защиты" Минэкобиоресурсов РК, Алматы, 1994 г., стр. 12-15):
- строительные материалы в случае превышения норм по содержанию естественных радионуклеидов - по IV классу токсичности;
- слаборадиоактивные жидкие и твердые - по III классу -"-;
- среднерадиоактивные - по II классу -"-;
- высокорадиактивные - по I классу -"-.
Ущерб от самовольного размещения в природной среде радиоактивных отходов, стоков и материалов равен произведению норматива платы суммарной удельной активности (эффективной удельной активности) в микрокюри и коэффициентов кратности К1 и К2 согласно пп. I.II.I, I.II.2.
2.4. Земля, недра
2.4.1. Ущерб, нанесенный земельным ресурсам, определяется в соответствии с постановлением Кабинета Министров N 978.
2.4.2. Ущерб, нанесенный почвенному покрову его уничтожением, погребением либо загрязнением, приведшим к полной потере плодородия, определяется равным нормативу стоимости освоения новых земель соответствующего бонитета почв согласно приложению I постановления Кабинета Министров N 978.
Загрязнением, приравненным к полной потере плодородия почв, следует считать:
- загрязнение почв токсичными веществами в слое 0-10 см в концентрациях свыше 5 ПДК (ГОСТ 17.4.3.06-86);
- затопление почв сточными водами с содержанием контролируемых загрязняющих веществ в концентрациях свыше 10 ПДК для рыбохозяйственных водоемов;
- визуально определяемое загрязнение почв нефтепродуктами, ядохимикатами, аммиачной селитрой.
2.4.3. При загрязнении почв несколькими веществами разного класса токсичности следует применять норматив платы по наиболее токсичному веществу, либо их комплексному воздействию.
2.4.4. Ущерб, нанесенный почвенному покрову частичной потерей его плодородия, определяется как разница нормативов стоимости соответствующих баллов бонитета почв данного участка до и после нанесения ущерба.
Степень потери плодородия устанавливается:
- по действующей методике бонитировки почв;
- экспертно либо комиссионно по изменению морфологически выраженных видовых и родовых признаков почв;
- пропорционально степени загрязнения почв токсичными веществами в слое 0-10 см в интервале концентрации 1-5 ПДК (ГОСТ 17.4.3.06-86);
- пропорционально концентрации контролируемых загрязняющих веществ в интервале концентраций 1-10 ПДК для рыбохозяйственных водоемов.
2.4.5. Визуально определяемое загрязнение почв россыпями минеральных удобрений, производственных и бытовых отходов горных пород и неплодородного грунта, допускающее очистку земель без значительного повреждения плодородного слоя почв, влечет взыскание ущерба в размере 20% норматива стоимости восстановления земель, согласно приложению 1 постановления КМ N 978.
2.4.6. Самовольный захват либо нецелевое использование земель, включая самовольную распашку залуженных и целинных земель, защитных зон колковых лесов, прибрежных водоохранных полос, элементов гидрографической сети, а также невыполнение предписаний по их залужению, влечет взыскание ущерба в размере, определяемом пунктом 5 постановления Кабинета Министров N 978, а ущерб плодородию почв взимается дополнительно.
2.4.7. За некачественное проведение рекультивации, землевания озеленяемых и малопродуктивных территорий взыскивается часть сметной стоимости, пропорциональной нереализованному проектному объему работ.
2.4.8. За самовольную добычу общераспространенных полезных ископаемых ущерб взыскивается в 10-кратном размере от цены готового продукта, в соответствии с решением глав областных и городских администраций.
2.5. Растительный мир
2.5.1. Ущерб, нанесенный растительному миру, а также лесонасаждениям городов, определяется по таксам, утвержденным постановлением Кабинета Министров N 136.
2.5.2. За непроведение или неполное проведение озеленения завершенных строительством объектов взыскивается нереализованная часть сметной стоимости работ по проекту.
2.5.3. Размещение животноводческих объектов (загонов, доильных площадок, летних лагерей, кошар и т.п.) на землях гослесфонда и других землепользователей на расстоянии менее 1 км от границы лесопокрытого выдела, самовольное размещение (без согласования с лесохозяйственным предприятием и райуправлением экологии и биоресурсов) животноводческих объектов на землях гослесфонда влечет взыскание платы в размере, определяемом согласно п. 2.4.6.
2.5.4. Создание лесных культур на нелесопригодных или не отнесенных в установленном порядке в лесокультурный фонд землях, влечет взыскание платы в размере, определяемом согласно п.2.4.6. с коэффициентом кратности 0,1.
2.6. Животный мир, рыбные запасы и гидробионты
2.6.1. Ущерб, нанесенный животному миру, рыбным запасам и гидробионтам опосредовано через загрязнение, уничтожение или повреждение земельных, водных и растительных ресурсов определяется настоящим Временным Порядком для конкретных природных ресурсов.
2.6.2. Ущерб, нанесенный непосредственно объектам животного мира, рыбным запасам и гидробионтам, определяется по действующим нормативным актам в сфере охране животного мира и рыбных запасов:
- Постановление Совета Министров Казахской ССР от 8 сентября 1978 года N 353;
- Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 26 марта 1992 года N 281 "О дополнительных мерах по охране животного мира";
- Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 15 сентября 1993 года N 889 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения правительства Республики Казахстан".