Извлечение из приказа Министра образования и науки РК
от 19 октября 2004 года N 846
"В целях приведения ведомственной нормативной правовой базы в соответствие с действующим законодательством приказываю:
1. Признать утратившим силу:
1) приказ и.о. Министра науки - Президента Академии наук Республики Казахстан от 12 августа 1998 года N 169 "Об утверждении Правил аттестации государственных и аккредитации негосударственных научных учреждений Республики Казахстан", зарегистрированный за N 595 ...
--------------------------------------------------------------------
в соответствии с Положением о Министерстве науки - Академии наук Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 1997 г. N 1698
P971698_
, в целях повышения эффективности управленческой и координационной работы в сфере науки республики приказываю:
1. Утвердить Правила аттестации государственных и аккредитации негосударственных научных учреждений Республики Казахстан, проработанные и согласованные в установленном порядке.
2. Направить настоящие Правила на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан.
3. Текст настоящих Правил опубликовать в периодической печати в соответствии с Законом Республики Казахстан "О нормативных правовых актах".
И.о. Министра-президента
Правила
аттестации государственных и аккредитации
негосударственных научных учреждений
Республики Казахстан
Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения аттестации государственных и аккредитации негосударственных научных учреждений республики и относятся к производному виду нормативного правового акта (Закон РК Z980213_ "О нормативных правовых актах").
1. Аттестация - это система проверки уровня реализации государственной научно-технической политики путем оценки эффективности работы и потенциальных возможностей научных учреждений в осуществлении основной деятельности и подготовке научных кадров.
2. Аттестации подлежат в обязательном порядке все государственные научные учреждения, независимо от ведомственной принадлежности, с периодичностью не реже одного раза в пять лет.
3. Аккредитация - акт признания государством высокого уровня конечных результатов деятельности негосударственного научного учреждения и оказания ему доверия.
4. Аккредитация негосударственных научных учреждений организуется на добровольной основе в соответствии с заключенным двусторонним договором на ее проведение.
5. По заявке негосударственного научного учреждения может аккредитовываться учреждение в целом или только его деятельность по подготовке научных кадров высшей квалификации.
6. Аттестация государственных научных учреждений (далее - научные учреждения или учреждения) осуществляется в целях определения эффективности их основной деятельности и рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, установления на этой основе государственного статуса (типа и вида) и упорядочения их сети и структуры.
7. Аккредитация негосударственных научных учреждений проводится в целях обеспечения приоритетности аккредитованных научных учреждений в их взаимоотношениях с государственными структурами и (или) предоставления гражданам гарантии качества подготовки научных кадров.
8. Аттестация и аккредитация преследуют следующие общие цели:
1) достоверное информирование граждан о возможности получения наиболее конкурентоспособной на внутреннем и международном рынках труда творческой научной подготовки;
2) совершенствование системы управления научными учреждениями, развитие в них самоорганизации и стимулирование творческой активности научных коллективов;
3) поддержание конкурентного уровня отечественной науки, техники и технологии.
9. Право подготовки научных кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру предоставляется государственным и негосударственным научным учреждениям, прошедшим аттестацию либо аккредитацию.
10. Государственный заказ на проведение приоритетных научных исследований может размещаться, как правило, в государственных и негосударственных научных учреждениях, прошедших аттестацию либо аккредитацию в целом.
11. Основными принципами аттестации и аккредитации научного учреждения являются их государственно-общественный характер, объективность и периодичность.
Реализация этих принципов обеспечивается:
1) включением системы аттестации и аккредитации в общую систему государственного управления сферой науки;
2) методологическим единством требований и оценок к деятельности профильных объектов аттестации;
3) открытостью и гласностью при рассмотрении и принятии решений по результатам аттестации и аккредитации учреждения;
4) ограничением срока предоставления научному учреждению статуса аттестованного или аккредитованного учреждения.
12. План-график проведения аттестации научных учреждений на предстоящий календарный год составляется Департаментом нормативно-правового обеспечения и международного научно-технического сотрудничества Министерства науки - Академии наук Республики Казахстан (далее - Департамент МН-АН РК) совместно с Отделениями наук и министерствами (ведомствами), имеющими в своем ведении самостоятельные научные учреждения, и утверждается Коллегией Министерства науки - Академии наук.
13. Научные учреждения должны быть проинформированы о предстоящей их аттестации не позднее чем за два месяца до начала аттестации.
14. Учреждения, включенные в План-график аттестации, проводят самообследование в соответствии с требованиями настоящих Правил и его материалы представляют в Министерство науки - Академию наук до начала аттестации для анализа.
15. Ответственность за полноту и достоверность информации, предоставляемой научным учреждением для аттестации несет персонально первый руководитель учреждения.
16. Непосредственную координационную деятельность за процессом аттестации и аккредитации научных учреждений осуществляет Департамент МН-АН РК.
17. В задачи аттестации государственного научного учреждения входит проверка его деятельности по следующим основным разделам:
1) выполнение планов научно-исследовательских работ с оценкой состояния фундаментальных и прикладных исследований по научным направлениям, за развитие которых ответственно научное учреждение, использования результатов научных работ на практике и уровня организации исследований;
2) научно-организационная деятельность ученого совета и руководителей учреждения, эффективность подготовки и использования научных кадров, проведенных научных форумов, развитие научно-технического сотрудничества с зарубежными и отечественными учреждениями, организациями и фирмами;
3) финансовая деятельность, направленная на рациональное использование выделяемых финансовых ресурсов, развитие малого бизнеса и арендных отношений, эффективность использования научного оборудования и приборов.
18. Комиссия производит проверку результативности деятельности научного учреждения в соответствии с его задачами на анализируемый период в разрезе каждого года, руководствуясь следующими основными показателями:
1) Научно-прикладные результаты
реализация завершенных научных и научно-технических программ и проектов;
ход выполнения и конкурентоспособность проводимых НИОКР;
состояние научно-исследовательских работ по зарубежным и отечественным грантам;
выполнение работ по лицензионным соглашениям, контрактам и хоздоговорам с организациями и фирмами;
наличие научно-технической и нормативной документации по исследованиям.
2) Научные публикации и издания
перечень всех публикаций с указанием названий, места и срока их выхода;
перечень полученных охранных документов (патентов и т.п.);
перечень направленных заявок на получение охранных документов (патентов и т.п.);
перечень рукописей, отправленных на публикацию в зарубежные и ведущие отечественные научные издания с указанием названий и места их выхода;
перечень выпущенных по заказу Правительства и иных государственных и общественных органов официальных научных отчетов и докладов.
3) Научный потенциал
список молодых научных работников не старше 33 лет, занимающих штатные научные должности в научном учреждении;
список работников научного учреждения, защитивших докторские и кандидатские диссертации с указанием их возраста;
перечень престижных отечественных и международных конференций, в которых приняли участие с пленарными и иными докладами работники учреждения с указанием их фамилий и занимаемой должности;
список проведенных учреждением научных совещаний общереспубликанского и международного уровня;
общее число штатных научных работников учреждения, в том числе докторов наук до 45 лет и до 60 лет, кандидатов наук до 33 лет и до 45 лет;
техническая и информационная обеспеченность исследований, их удельный вес.
4) Финансовое состояние
общий объем внебюджетных денежных средств, заработанных научным учреждением;
объем финансирования по всем конкурсным проектам и грантам, полученным научным учреждением;
объем финансирования по всем лицензионным соглашениям, контрактам и хоздоговорам, заключенным научным учреждением;
объем финансирования по фонду оплаты труда учреждения;
объем денежных средств, направленных учреждением на подготовку научных кадров;
общий объем финансирования со стороны Миннауки - Академии наук.
5) Научный престиж
названия редколлегий международных журналов и программных (организационных) комитетов международных научных совещаний, в которых принимали участие работники учреждения с указанием их фамилий и занимаемой должности;
названия научных, научно-технических, координационных советов вне Миннауки - Академии наук, в которых представительствовали работники учреждения с указанием их фамилий и занимаемой должности;
список работников научного учреждения, получивших государственные научные стипендии, с указанием их фамилий, возраста и занимаемой должности;
список работников учреждения, получивших государственную или иную престижную премию с указанием их фамилий и занимаемой должности.
19. Аккредитация деятельности по подготовке научных кадров высшей квалификации предполагает экспертную оценку потенциальных возможностей негосударственного учреждения на осуществление высокого уровня их подготовки.
20. В задачи аккредитации негосударственного научного учреждения в целом входит изучение следующих его направлений деятельности:
1) уровень организации исследований, их результативность и конкурентоспособность;
2) потенциальные возможности обеспечения высокого уровня подготовки научных кадров;
3) развитие научно-технического сотрудничества с зарубежными и отечественными учреждениями, организациями и фирмами.
21. Комиссия анализирует эффективность работы научного учреждения, исходя из следующих основных показателей его деятельности:
1) Объем и результаты НИОКР
выполнение конкурентоспособных НИОКР, их новизна и значимость;
проведение научно-исследовательских работ по зарубежным и отечественным грантам и их результаты;
научно-техническая и нормативная документация по исследованиям и разработкам, их продвинутость;
общий объем финансирования научных исследований и разработок по учреждению.
2) Научные публикации и издания
все публикации с указанием названий, места и срока их выхода, включая рукописи, отправленные на публикацию;
полученные охранные документы (патенты и т.п.), включая заявки на их получение;
выпущенные по заказу государственных и общественных органов официальные научные отчеты и доклады.
3) Научный потенциал
престижные отечественные и международные конференции, в которых приняли участие с пленарными и иными докладами работники учреждения с указанием их фамилий и должности;
проведенные учреждением научные совещания общереспубликанского и международного уровня;
общее число штатных научных работников учреждения, в т.ч. докторов наук до 45 лет и до 60 лет, кандидатов наук до 33 лет и до 45 лет;
штатные ведущие научные работники учреждения с краткой характеристикой их достижений и заслуг;
техническая и информационная обеспеченность исследований, их возможности и удельный вес.
4) Научный престиж
лицензионные соглашения, контракты и договора с отечественными и зарубежными предприятиями, организациями и фирмами;
названия редколлегий международных журналов и программных (организационных) комитетов международных научных совещаний, в которых принимали участие работники учреждения с указанием их фамилий и занимаемой должности;
названия научных, научно-технических, координационных советов, в которых представительствовали работники учреждения с указанием их фамилий и занимаемой должности;
работники учреждения, получившие государственную или иную престижную премию (стипендию) с указанием их фамилий и занимаемой должности.
22. Аттестация и аккредитация научных учреждений организуется с участием Отделений наук Министерства науки - Академии наук РК и других ведомств и организаций, имеющих в своем ведении научные учреждения, финансируемые из государственного бюджета.
23. Для проведения аттестации и аккредитации научного учреждения создается комиссия. В состав комиссии привлекаются члены Отделения наук, крупные ученые и специалисты по профилю деятельности аттестуемого учреждения, ответственные работники центрального аппарата Министерства науки - Академии наук, других государственных органов и организаций, включая общественные.
Персональный состав комиссии утверждается приказом Министра науки - Президента Академии наук Республики Казахстан по представлению Департамента МН-АН РК.
24. Комиссия на основе анализа имеющихся исходных данных и необходимых дополнительных материалов составляет заключение о результатах деятельности научного учреждения за анализируемый период с оценкой его деятельности и необходимыми предложениями по дальнейшему его развитию и (или) повышению эффективности работы. Заключение комиссии представляется в соответствующий Департамент МН-АН РК.
25. Заключение комиссии рассматривается вначале бюро Отделения наук с участием полномочного представителя управляющего органа, которому подчинено аттестуемое научное учреждение. Официальная оценка деятельности научного учреждения и решение бюро по данному вопросу представляется Министру науки Президенту Академии наук. В случае согласия с данным решением Министрпрезидент утверждает его своим приказом.
При несогласии с принятым Отделением наук решением, Министр-президент передает материалы комиссии и бюро Отделения наук по результатам аттестации конкретного научного учреждения на рассмотрение коллегии Министерства науки - Академии наук.
26. Подготовку вопроса к заседанию коллегии осуществляет Департамент МН-АН РК с участием управляющего(ей) органа (организации), которому(ой) подведомственно аттестуемое научное учреждение.
27. При положительной оценке деятельности научного учреждения по результатам аттестации или аккредитации может быть принято решение о предоставлении, или продлении срока предоставления, статуса аттестованного государственного учреждения либо аккредитованного негосударственного учреждения на предстоящие 5 лет.
На основании отрицательной оценки деятельности государственного научного учреждения могут приниматься решения об укреплении его руководства или о реорганизации учреждения вплоть до ликвидации в установленном порядке.
28. Аккредитованные негосударственные научные учреждения в обязательном порядке извещаются Министерством науки - Академией наук о своих заседаниях, совещаниях и иных мероприятиях, обеспечиваются документами и материалами.
29. Итоги работы комиссии и соответствующее решение Министерства науки - Академии наук докладываются расширенному заседанию Ученого совета учреждения, прошедшего аттестацию или аккредитацию.
30. Сведения об аккредитованных научных учреждениях публикуются в специальной и (или) массовой периодической печати, их данные включаются в список рассылки документов и материалов Министерства науки - Академии наук Республики Казахстан.
31. Реализация решений Министерства науки - Академии наук в отношении не прошедших аттестацию государственных научных учреждений осуществляется в установленном порядке.
32. Спорные вопросы, возникающие в процессе проведения аттестации, решаются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.