Извлечение из приказа
Министра финансов РК
от 15.04.2008 N 179
"В соответствии с пунктом 1
статьи 27
Закона "О нормативных правовых актах" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Признать утратившими силу некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту методологии управления государственными активами Министерства финансов Республики Казахстан (Айтжанова Ж.Н.) в недельный срок сообщить Министерству юстиции Республики Казахстан и в официальные печатные издания о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Республики Казахстан.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня подписания.
Министр Б. Жамишев
Приложение
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 15 апреля 2008 года N 179
Перечень утративших силу некоторых нормативных
правовых актов Республики Казахстан
1. ........ .
2. ........ .
3. ........ .
4. ........ .
5. ........ .
6. ........ .
7. ........ .
8. ........ .
9. ........ .
10. ........ .
11. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 19 мая 1999 года N 216 "Об утверждении Положения (стандарта) аудита 11 "Первая аудиторская проверка, сальдо на начало периода" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 814).
12. ........ .
13. ........ .
14. ........ .
15. ........ .
16. ........ .
17. ........ .
18. ........ .
19. ........ .
20. ........ .
21. ........ .
22. ........ .
23. ........ .
24. ........ .
25. ........ .
26. ........ .
27. ........ .
28. ........ ."
__________________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года
Z980304_
"Об аудиторской деятельности" и Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 26 декабря 1995 года № 2732
Z952732_
"О бухгалтерском учете" приказываю:
1. Утвердить положение (стандарт) аудита 11 "Первая аудиторская проверка, сальдо счетов на начало периода".
2. Управлению методологии бухгалтерского учета и аудита обеспечить
регистрацию положения (стандарта) аудита 11 "Первая аудиторская проверка,
сальдо счетов на начало периода" в Министерстве юстиции Республики
Казахстан в установленном законодательством порядке.
3. Установить, что настоящее положение (стандарт) аудита вступает в
силу со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики
Казахстан.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
первого вице-Министра финансов Ж.Д. Ертлесову.
Министр
Положение (стандарт) аудита 11
Первая аудиторская проверка, сальдо счетов на начало периода
Введение
1. Целью данного положения (стандарта) аудита является установление стандартов и осуществление руководства в отношении сальдо счетов на начало периода, когда аудит финансовой отчетности проводится впервые, или в случае, если аудит финансовой отчетности за предыдущий период проводился другим аудитором. Данное положение (стандарт) необходимо принимать во внимание в отношении непредвиденных обстоятельств и условных сумм заключенных контрактов на начало периода. Руководство по аудиту и требования к аудиторскому заключению относительно сопоставимости в этом стандарте не рассматривается.
2. При первой аудиторской проверке аудитор должен получить достаточные соответствующие аудиторские доказательства того, что:
1) сальдо счетов на начало периода не содержат искажений, которые могут существенно влиять на финансовую отчетность отчетного периода;
2) сальдо счетов на конец предыдущего периода были правильно перенесены в отчетный период в соответствии с установленными требованиями;
3) соответствующая учетная политика последовательно применяется, а ее изменения учитываются и адекватно раскрываются.
3. Сальдо счетов на начало периода рассчитываются из сальдо счетов на конец предыдущего периода и отражают результаты:
1) операций предыдущих периодов;
2) учетной политики, применяемой в предыдущем периоде.
При первой аудиторской проверке аудитор еще не имеет доказательств, подтверждающих эти сальдо счетов.
4. Достаточность и соответствие аудиторских доказательств, которые необходимо аудитору получить в отношении сальдо счетов на начало периода, зависят от:
1) учетной политики, применяемой субъектом;
2) был ли проведен аудит финансовой отчетности предыдущего периода, и если да, то было ли модифицировано заключение аудитора;
3) содержания счетов и риска существенного искажения финансовой отчетности отчетного периода;
4) существенности сальдо счетов на начало периода по отношению к показателям финансовой отчетности за отчетный период.
5. Аудитору необходимо рассмотреть, отражают ли сальдо счетов на начало периода применение соответствующей учетной политики и последовательность применения этой учетной политики в финансовой отчетности отчетного периода. При каких-либо изменениях в учетной политике или ее применении аудитор должен рассмотреть соответствие и правильность учета и адекватность раскрытий.
6. В случае, если аудит финансовой отчетности предыдущего периода проводился другим аудитором, аудитор имеет возможность получить достаточные соответствующие аудиторские доказательства относительно сальдо счетов на начало периода, просмотрев рабочие документы предшествующего аудитора. В таких случаях аудитору необходимо принимать во внимание профессиональную компетентность и независимость предшествующего аудитора. Если аудиторское заключение предшествующего периода было модифицировано, аудитор должен выяснить, чем вызвано внесение модификаций в заключение.
7. Аудитору необходимо обращаться к предшествующему аудитору, руководствуясь кодексом этики аудиторов, регламентирующим эти отношения.
8. Если аудит финансовой отчетности предыдущего периода не проводился или если аудитор не удовлетворен применением процедур, описанных в параграфе 6, аудитору необходимо прибегнуть к другим процедурам, указанным в параграфах 9, 10.
9. Для подтверждения текущих активов и обязательств аудиторские доказательства обычно могут быть получены в ходе выполнения аудиторских процедур отчетного периода. Например, оплата счетов к получению, погашение кредиторской задолженности в течение отчетного периода обеспечит некоторые аудиторские доказательства их наличия, прав и обязанностей, завершенности и определения стоимости на начало периода. Однако, при проверке товарно-материальных запасов аудитору трудно определить их наличие, имеющееся на начало периода. Поэтому обычно необходимо проводить дополнительные процедуры, такие, как наблюдение за проведением инвентаризации товарно-материальных запасов, сверка количества товарно-материальных запасов на начало отчетного периода путем обратного счета, проверка правильности оценки единиц товарно-материальных запасов, а также проверка суммы валового дохода на конец отчетного периода. Комбинация этих процедур может обеспечить достаточные соответствующие аудиторские доказательства.
10. Для подтверждения долгосрочных активов и обязательств, таких, как основные средства, инвестиции и долгосрочные задолженности, аудитор обычно проверяет учетные записи по сальдо счетов на начало периода. В определенных случаях аудитор может получить подтверждение сальдо счетов на начало периода от третьей стороны, например, по долгосрочным задолженностям и инвестициям. В других случаях аудитор, при необходимости, может провести дополнительные аудиторские процедуры.
11. Если после выполнения процедур, включая вышеизложенные, аудитор не может получить достаточные соответствующие аудиторские доказательства по сальдо счетов на начало периода, аудиторское заключение, кроме других основных его элементов, должно содержать:
1) условное мнение, например:
"В связи с тем, что наше назначение в качестве аудиторов состоялось..., т.е. после 31 декабря 19..1 года, мы не имели возможности наблюдать за проведением инвентаризации товарно- материальных запасов. Мы не смогли получить удовлетворяющих нас результатов подсчета товарно-материальных запасов на данную дату с помощью других аудиторских процедур.
По нашему мнению, за исключением возможных корректировок, необходимость в которых могла возникнуть, поскольку мы не имели возможности наблюдать за подсчетом товарно-материальных запасов и получить полную информацию об их остатках на начало года, финансовая отчетность представляет достоверную и объективную картину (или представлена точно по всем существенным аспектам) о финансовом положении компании на 31 декабря 19..2 года, результатах ее финансово- хозяйственной деятельности и движении денежных средств на указанную дату, в соответствии со стандартами бухгалтерского учета, утвержденными в Республике Казахстан.";
2) отказ от выражения мнения; или
3) условное мнение или отказ от выражения мнения относительно результатов деятельности, и безусловное мнение относительно финансового положения, например:
"Мы не смогли проследить за подсчетом товарно-материальных запасов на 31 декабря 19..1 года в связи с тем, что эта дата предшествовала... - дате нашего назначения в качестве аудиторов. Мы не смогли получить удовлетворяющих нас результатов подсчета товарно- материальных запасов на данную дату с помощью других аудиторских процедур.
В силу значимости вышеизложенных вопросов по отношению к результатам финансово-хозяйственной деятельности компании за год до 31 декабря 19..2 года мы не считаем возможным выразить и не выражаем мнение по этим результатам и движению денежных средств.
По нашему мнению, баланс представляет достоверную и объективную картину (или представлен объективно по всем существенным аспектам) о финансовом положении компании на 31 декабря 19..2 года, в соответствии со стандартами бухгалтерского учета, утвержденными в Республике Казахстан...".
12. Если сальдо счетов на начало периода содержат искажения, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность отчетного периода, аудитор должен проинформировать об этом руководство, и, получив его разрешение, информировать предшествующего аудитора, если таковой имеется. Если результаты искажений не были учтены и соответственно раскрыты, аудитор выражает условное или отрицательное мнение соответственно.
13. Если учетная политика в текущем периоде изменилась по сравнению с предыдущим периодом и, если это не было должным образом учтено и раскрыто, аудитор выражает условное или отрицательное мнение.
14. Если аудиторское заключение за предыдущий период было модифицировано, аудитор должен учесть, каким образом это может повлиять на финансовую отчетность отчетного периода. Однако, если изменения финансовой отчетности предыдущего периода по-прежнему являются значимыми и существенными для финансовой отчетности отчетного периода, то аудитор должен сделать соответствующие модификации в текущем аудиторском заключении.