Сноска. Закон Республики Казахстан от 19 января 2001 года N 144 утратил силу Законом Республики Казахстан от 7 июля 2006 года N
173
.
Глава 1. Общие положения
1. Целями настоящего Закона являются развитие свободной конкуренции, предпринимательства, защита интересов потребителей и обеспечение условий для эффективного функционирования товарных рынков.
2. Закон определяет организационные и правовые меры государственного регулирования по поддержке предпринимательства, предупреждению, ограничению, пресечению и регулированию монополистической деятельности.
1. Настоящий Закон действует на территории Республики Казахстан и распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках республики, в которых участвуют казахстанские и иностранные юридические лица (их филиалы и представительства), индивидуальные предприниматели, центральные и местные исполнительные органы (далее - государственные органы), а также физические лица.
2. Настоящий Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, кроме случаев, когда соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции.
1. Антимонопольное законодательство основывается на
K951000_
Конституции Республики Казахстан и состоит из норм
K941000_
Гражданского кодекса Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, содержащих положения по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и регулированию деятельности субъектов естественной монополии.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, устанавливаются иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
1) взаимозаменяемый товар - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления;
2) государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на определенном товарном рынке - поименный перечень субъектов рынка, осуществляющих предпринимательскую деятельность в конкурентной сфере, доля которых на соответствующем товарном рынке превышает предельную величину, устанавливаемую ежегодно антимонопольным органом;
3) государственное регулирование цен - регулирование цен, осуществляемое по решению антимонопольного органа на товары (работы, услуги) субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке;
4) конкуренция - состязательность субъектов рынка, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров (работ, услуг) на соответствующем товарном рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров (работ, услуг);
5) монополистическая деятельность - противоречащие настоящему Закону действия (бездействие) субъектов рынка, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) ущемляющие законные интересы потребителей;
6) монопольно высокая цена - цена, устанавливаемая субъектом рынка, занимающим доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке с целью компенсации необоснованных затрат и (или) получения дополнительного дохода в результате злоупотребления доминирующим (монопольным) положением;
7) монопольно низкая цена - цена товара, сознательно устанавливаемая субъектом рынка, занимающим доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке, целью установления которой является ограничение конкуренции путем устранения конкурентов с товарного рынка;
8) монопольный доход - доход, полученный субъектом рынка в результате осуществления монополистической деятельности;
9) предельная величина доли субъекта рынка на соответствующем товарном рынке - показатель, являющийся основанием для включения в государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение;
10) сговор - согласованные действия между субъектами рынка, направленные на установление единой цены на товары (работы, услуги) либо на раздел товарного рынка, которые привели и (или) могут привести к отрицательным последствиям на товарном рынке;
11) субъекты рынка - физические лица, юридические лица и их филиалы и представительства, осуществляющие деятельность по производству, реализации, приобретению товаров (работ, услуг);
12) товар (работы, услуги) - продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена;
13) товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), определяемая исходя из экономической, территориальной и технологической возможности покупателя приобрести товар (работу, услугу).
1. Проведение государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности, защите конкуренции и прав потребителей, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, регулирование цен, а также координацию деятельности других государственных органов в этой области осуществляет уполномоченный орган по защите конкуренции и ограничению монополистической деятельности - антимонопольный орган Республики Казахстан.
Основные задачи, функции, полномочия и ответственность антимонопольного органа Республики Казахстан определяются настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.
Единую систему антимонопольного органа образуют центральный исполнительный орган в области антимонопольной политики и подчиненные ему территориальные подразделения (далее - антимонопольный орган). Территориальные подразделения осуществляют свою деятельность в пределах компетенции, установленной центральным исполнительным органом в области антимонопольной политики.
2. Положение о центральном исполнительном органе в области антимонопольной политики и его компетенция утверждаются Правительством Республики Казахстан.
Задачами антимонопольного органа являются:
1) поддержка предпринимательства, развитие конкуренции на рынке товаров (работ, услуг);
2) принятие мер по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности, злоупотреблению доминирующим (монопольным) положением на товарном рынке, пресечению недобросовестной конкуренции;
3) регулирование деятельности субъектов естественной монополии;
4) регулирование и контроль за порядком оказания услуг государственными органами;
5) контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и порядка ценообразования;
6) контроль за доминирующим (монопольным) положением субъектов рынка на товарных рынках;
7) координация деятельности государственных органов по защите интересов потребителей.
В соответствии с возложенными задачами антимонопольный орган в пределах своей компетенции выполняет следующие функции:
1) проводит анализ с целью выявления субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение, ограничивающих конкуренцию и осуществляющих монополистическую деятельность на товарном рынке;
2) осуществляет экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов, касающихся функционирования товарного рынка, развития конкуренции, вопросов ценообразования и защиты интересов потребителей;
3) направляет Президенту Республики Казахстан, в Парламент и Правительство Республики Казахстан доклады о состоянии товарного рынка, конкуренции на нем, предложения о совершенствовании антимонопольного законодательства и практики его применения;
4) рассматривает в пределах своей компетенции дела о нарушениях антимонопольного законодательства и принимает решения по ним;
5) осуществляет государственный контроль за соблюдением субъектами рынка антимонопольного законодательства;
6) разрабатывает и утверждает обязательные для исполнения субъектами рынка нормативные правовые акты.
1. В целях поддержания и развития конкуренции антимонопольный орган:
1) изучает состояние товарного рынка, уровень конкуренции на нем и разрабатывает на этой основе меры по поддержке предпринимательства, по предупреждению, ограничению, пресечению и регулированию монополистической деятельности;
2) дает рекомендации государственным органам по проведению мероприятий, направленных на развитие товарного рынка и конкуренции на нем;
3) разрабатывает меры по созданию параллельных структур, а также разделению юридических лиц (их филиалов и представительств), занимающих доминирующее (монопольное) положение на товарном рынке.
2. Вносит в соответствующие государственные органы обязательные к рассмотрению предложения:
1) о совершенствовании ценовой политики в сферах, где отсутствует достаточная конкуренция, а также требующих приоритетного развития, в том числе об установлении в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, фиксированных государственных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) с целью недопущения монопольно высоких цен;
2) о привлечении инвесторов и создании совместных предприятий, об изменении порядка лицензирования экспортно-импортных операций и совершенствовании таможенных пошлин, включая предложения о введении обязательного лицензирования, запрещении либо приостановлении экспортно-импортных операций субъектов рынка в случае нарушения ими антимонопольного законодательства.
Антимонопольный орган в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Законом вправе:
1) разрабатывать и утверждать нормативные правовые акты по вопросам антимонопольного законодательства, обязательные для исполнения государственными органами и субъектами рынка;
2) устанавливать наличие доминирующего (монопольного) положения субъектов рынка;
3) давать заключения на создание субъектов рынка, если это приводит к появлению хозяйствующих субъектов, доля которых на соответствующем товарном рынке будет превышать тридцать пять процентов, а также на реорганизацию, ликвидацию субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке;
4) проводить проверки по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства государственных органов, субъектов рынка;
5) давать государственным органам, их должностным лицам, субъектам рынка, доля которых на соответствующем товарном рынке будет превышать тридцать пять процентов, либо занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке, их руководителям обязательные для исполнения предписания;
6) принимать решения о наложении штрафов на субъекты рынка и их руководителей, а также на должностных лиц государственных органов, препятствующих развитию конкуренции, исполнению предписаний антимонопольного органа и за иные нарушения, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами;
7) обращаться в суд с исками с целью устранения нарушений антимонопольного законодательства, законодательства по защите интересов потребителей;
8) обращаться и направлять в соответствующие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства;
9) давать разъяснения по вопросам антимонопольного законодательства;
10) вносить в государственные органы предложения об отмене или изменении принятых ими актов, нарушающих антимонопольное законодательство;
11) направлять в органы прокуратуры материалы и нормативные правовые акты, противоречащие законодательству;
12) заслушивать на заседаниях антимонопольного органа должностных лиц государственных органов, субъектов рынка, доля которых на соответствующем товарном рынке будет превышать тридцать пять процентов, либо занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке по вопросам, входящим в компетенцию антимонопольного органа;
13) осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
1. Работники антимонопольного органа в пределах своей компетенции и в целях выполнения возложенных на них функций имеют право доступа в государственные органы и другие субъекты рынка.
2. Получать от должностных лиц государственных органов, субъектов рынка и их руководителей, физических лиц необходимую информацию, документы или их копии, письменные (устные) объяснения по поводу допущенных нарушений антимонопольного законодательства.
3. Субъекты рынка, доля которых на соответствующем товарном рынке будет превышать тридцать пять процентов, либо занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке, их руководители, государственные органы, их должностные лица обязаны по требованию антимонопольного органа представлять достоверные документы, письменные и устные разъяснения и иную информацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом его деятельности.
4. Сведения, составляющие коммерческую тайну, полученные в ходе реализации прав, установленных настоящим Законом, не подлежат разглашению.
Работники антимонопольного органа за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Казахстан. (Прим.РЦПИ: см.
K941000_
(ст.126);
К970167_
(ст.200);
К010155_
(ст.158, 383).
1. При антимонопольном органе создаются и действуют экспертные советы, которые формируются из числа ученых и специалистов, представителей государственных органов и субъектов рынка.
2. Экспертные советы осуществляют свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным в установленном порядке.
Государственные органы обязаны:
1) содействовать развитию товарных рынков и конкуренции;
2) осуществлять целевое инвестирование тех субъектов рынка, которые развивают конкурирующую деятельность в отраслях с монопольным положением отдельных товаропроизводителей;
3) стимулировать деятельность параллельных производств в монополизированных отраслях;
4) осуществлять реорганизацию находящихся в их ведении субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке;
5) содействовать созданию новых предприятий с целью расширения конкуренции на товарном рынке.
1. Государственным органам запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают хозяйственную самостоятельность, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельным субъектам рынка, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. В том числе запрещается:
1) вводить ограничения и (или) необоснованно препятствовать созданию новых субъектов рынка в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров (работ, услуг), за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Казахстан;
2) необоснованно препятствовать осуществлению деятельности субъектов рынка в какой-либо сфере;
3) устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров (работ, услуг) из одной области республики в другую или иным образом ограничивать права субъектов рынка на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров (работ, услуг), если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан;
4) давать субъектам рынка указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан;
5) создавать объединения субъектов рынка, если это ведет к возникновению их доминирующего (монопольного) положения на товарном рынке;
6) осуществлять раздел товарного рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту товаров (работ, услуг) либо по кругу продавцов или покупателей;
7) делегировать (в том числе временно) субъектам рынка полномочия, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом вышеуказанные нарушения, предусмотренные подпунктами 1)-6) настоящей статьи;
8) необоснованно предоставлять отдельному субъекту рынка или нескольким субъектам рынка льготы и (или) исключительные права, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим субъектам рынка.
2. Решения государственных органов по вопросам создания, реорганизации и ликвидации субъектов рынка в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, подлежат согласованию с антимонопольным органом.
1. Запрещаются и в установленном законодательством порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих субъектов рынка (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:
1) ограничение производства, изъятие из обращения товаров с целью создания или поддержания искусственного дефицита на товарном рынке, либо повышения цен, в том числе путем сговора;
2) необоснованное сокращение объемов производства или прекращение производства товаров (работ, услуг), на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии возможности их производства или поставки;
3) раздел товарного рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров (работ, услуг) либо по кругу продавцов или их покупателей (заказчиков);
4) ограничение доступа на товарный рынок (выхода с рынка) или устранение с него других субъектов рынка в качестве продавцов определенных товаров (работ, услуг) или их покупателей (заказчиков);
5) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями;
6) установление (поддержание) единых цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок на товарном рынке, в том числе путем сговора;
7) повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах.
2. Запрещаются и в установленном законодательством порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) неконкурирующих субъектов рынка, один из которых занимает доминирующее (монопольное) положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов физических и юридических лиц.
3. Нарушение требований, указанных в настоящей статье, является основанием для принятия мер к субъектам рынка вплоть до ликвидации по иску антимонопольного органа в судебном порядке.
Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) государственного органа с другим государственным органом либо с субъектом рынка, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:
1) повышение, снижение или поддержание цен (тарифов);
2) раздел товарного рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров (работ, услуг) либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
3) предоставление исключительных прав отдельному субъекту рынка;
4) ограничение доступа на товарный рынок (выхода с рынка) или устранение с него субъектов рынка.
1. Доминирующим (монопольным) положением признается исключительное положение субъекта рынка на товарном рынке, оказывающее отрицательное влияние на конкуренцию, затрудняющее доступ на товарный рынок другим субъектам рынка или иным образом ограничивающее свободу их экономической деятельности.
Доминирующим (монопольным) признается положение субъекта рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке превышает предельную величину, устанавливаемую ежегодно антимонопольным органом.
При этом не может быть признано доминирующим (монопольным) положение субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке не превышает 35 процентов.
Доминирующим (монопольным) также признается положение субъекта рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке составляет менее предельной величины, ежегодно устанавливаемой антимонопольным органом, если это установлено антимонопольным органом на основании:
стабильности доли субъекта рынка на соответствующем товарном рынке;
относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам;
возможности вхождения на этот рынок новых субъектов рынка (конкурентов).
Порядок определения границ соответствующего товарного рынка и признание субъекта рынка занимающим доминирующее (монопольное) положение определяется центральным уполномоченным органом в области антимонопольной политики.
Если международным договором или контрактом субъекту рынка предоставляется доминирующее (монопольное) положение, данный договор или контракт должен быть согласован с антимонопольным органом.
Доминирующим (монопольным) положением также признается положение любого из нескольких субъектов рынка, если относительно них выполняются следующие условия:
совокупная доля не более чем двух субъектов рынка на определенном товарном рынке составляет 50 и более процентов;
совокупная доля не более чем трех субъектов рынка на определенном товарном рынке составляет 70 и более процентов.
2. Для контроля и регулирования деятельности субъектов рынка антимонопольным органом формируются и ведутся государственные реестры субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на товарных рынках (далее - реестр) республики, области, городов Астаны и Алматы, города, в порядке, определяемом центральным уполномоченным органом в области антимонопольной политики.
3. Субъекты рынка, включенные в реестр, обязаны представлять в антимонопольный орган следующую информацию:
1) отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности;
2) сведения о продаже и (или) передаче в управление акций (долей, паев) предприятия;
3) информацию по монопольным видам продукции: объемы производства, отпускные цены и доходность производства.
Субъекты рынка, включенные в реестр, обязаны уведомлять антимонопольный орган о предстоящем повышении цены на монопольный товар (работу, услугу) и о причинах их повышения.
4. Запрещаются и признаются недействительными действия субъекта рынка, занимающего доминирующее (монопольное) положение на товарном рынке, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, злоупотребление своим доминирующим (монопольным) положением, включая такие действия, как:
1) установление монопольно высоких (низких) цен;
2) навязывание контрагенту условий, не относящихся к предмету договора, включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими субъектами рынка, согласие заключить договор лишь при внесении в него этих условий;
3) изъятие из обращения товаров (работ, услуг) с целью создания или поддержания дефицита на товарном рынке, либо повышения (снижения) цены;
4) создание препятствий входа на товарный рынок другим субъектам рынка;
5) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;
6) необоснованное сокращение объемов производства или прекращение производства товаров (работ, услуг), на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии возможности их производства или поставки.
Глава 2-1. Проведение проверок на предмет соблюдения
законодательства Республики Казахстан о
конкуренции и ограничении монополистической
деятельности
Сноска. Закон дополнен главой 2-1 - Законом Республики Казахстан от 31 января 2006 года N 125.
Статья 16-1. Виды и предмет проверок соблюдения
законодательства Республики Казахстан о
конкуренции и ограничении монополистической
деятельности
1. Предметом проверок, проводимых антимонопольным органом, является соблюдение субъектами рынка, государственными органами (далее - проверяемые субъекты) законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.
2. Осуществляемые антимонопольным органом проверки на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности могут быть плановыми и внеплановыми.
Статья 16-2. Плановые проверки
1. Плановые проверки охватывают весь комплекс вопросов, связанных с соблюдением проверяемыми субъектами законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.
2. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в год.
3. Плановые проверки могут проводиться по месту нахождения проверяемого субъекта или по месту нахождения его структурного подразделения.
4. Основанием для проведения плановой проверки является план работы антимонопольного органа, ежегодно утверждаемый его руководителем. План должен содержать перечень проверяемых субъектов, в отношении которых предполагаются проведение проверки и период проведения проверки.
Статья 16-3. Внеплановые проверки
1. Внеплановой проверкой является проверка, которая не предусмотрена планом работы антимонопольного органа и проводится для подтверждения поступившей в антимонопольный орган либо самостоятельно обнаруженной информации о нарушении законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.
2. Основаниями для проведения внеплановой проверки служат:
1) обращения физических и юридических лиц о нарушении их прав в результате монополистической деятельности;
2) материалы о нарушении законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, поступившие из других государственных органов;
3) собственная инициатива антимонопольного органа на основании анализа товарных рынков, сообщений средств массовой информации и иных сведений;
4) результат расследования антимонопольного органа по вопросам нарушения законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.
Статья 16-4. Особенности порядка организации и проведения
проверок
1. Для проведения проверки антимонопольным органом принимается предписание на бланке строгой отчетности, подписываемое руководителем антимонопольного органа, заверенное печатью и зарегистрированное в государственном органе, осуществляющем в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов, в установленном законодательством Республики Казахстан порядке, издается приказ о назначении проверки и утверждается программа проведения проверки.
2. Предписание о проведении проверки составляется в двух экземплярах, которые представляются государственному органу, осуществляющему в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов, для регистрации. Один экземпляр с отметкой о регистрации приобщается к материалам дела.
3. Копия предписания с отметкой о регистрации в государственном органе, осуществляющем в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов, а также программа проверки в день проведения проверки вручаются руководителю проверяемого субъекта.
Копия предписания о проведении поверки, вручаемая проверяемому субъекту без отметки о регистрации в государственном органе, осуществляющем в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов, является недействительной.
Проверка может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в предписании о назначении проверки.
Статья 16-5. Программа и сроки проведения проверки
1. Программа проверки должна содержать:
1) срок проведения проверки;
2) основные задачи и цели проведения проверки, процедуру их реализации;
3) перечень вопросов и круг обстоятельств, подлежащих установлению в ходе проверки;
4) график проведения проверки;
5) иную информацию в соответствии со спецификой деятельности проверяемого субъекта.
2. Срок проведения проверки устанавливается с учетом объема предстоящих работ и поставленных задач и не должен превышать тридцать календарных дней с момента регистрации предписания о проведении проверки в государственном органе, осуществляющем в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов.
3. В случаях, когда в связи со спецификой деятельности проверяемого субъекта и значительным объемом работ проверка не может быть завершена в установленный законом срок, должностное лицо антимонопольного органа, ответственное за проведение проверки, представляет руководителю антимонопольного органа служебную записку с изложением результатов проделанной работы и обоснований необходимости продления срока проведения проверки.
4. Руководитель антимонопольного органа вправе издать приказ о продлении срока проведения проверки. Руководителем антимонопольного органа вносится отметка о продлении срока проверки в предписание о проведении проверки и в программу проверки.
Продление срока проведения проверки не может превышать тридцать календарных дней.
5. Копия приказа о продлении срока проведения проверки в день регистрации вручается руководителю проверяемого субъекта.
6. Завершением срока проверки считается день вручения проверяемому субъекту справки о результатах проверки, но не позднее срока окончания проверки, указанного в предписании о проведении проверки.
Статья 16-6. Права антимонопольного органа при проведении
проверки
1. Должностные лица антимонопольного органа при проведении проверки имеют право:
1) на беспрепятственный доступ на территорию и в помещения проверяемого субъекта;
2) на доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) проверяемого субъекта в соответствии с предметом проверки;
3) запрашивать и получать от руководителей, должностных лиц и других работников проверяемого субъекта необходимую информацию, документы или их копии, относящиеся к предмету проверки, объяснения в устном и письменном виде по вопросам, возникшим в ходе проверки, а также при наличии свидетелей нарушений антимонопольного законодательства Республики Казахстан получать от них письменные и устные пояснения.
2. В случае отказа руководителя и должностных лиц проверяемого субъекта по устному запросу должностного лица антимонопольного органа, ответственного за проведение проверки, предоставлять информацию, документы или их копии ему вручается соответствующий письменный запрос. В случае невозможности вручения письменного запроса руководителю проверяемого субъекта он направляется почтовой связью на имя руководителя проверяемого субъекта заказным письмом с уведомлением.
3. Информация о проверяемом субъекте, полученная антимонопольным органом в ходе проверки, не подлежит распространению, за исключением случаев передачи информации другому государственному органу в соответствии с законами Республики Казахстан.
4. Должностным лицам антимонопольного органа, осуществляющим проверку, запрещается предъявлять требования и обращаться с просьбами, не относящимися к предмету проверки.
Статья 16-7. Результаты проверок
1. В случае выявления во время проведения проверки нарушений законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности должностное лицо антимонопольного органа вправе до окончания проверки применить по отношению к проверяемому субъекту необходимые меры антимонопольного реагирования в соответствии с настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.
2. Результаты проверки оформляются справкой, которая должна содержать анализ, выводы и предложения по всем проверяемым вопросам и составляться в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю проверяемого субъекта.
3. Результаты проверки излагаются в справке на основании проверенных данных и фактов, которые подтверждаются соответствующими документами. Включение в справку выводов, предложений и данных, не подтвержденных документами, не допускается.
4. В случае отсутствия нарушений законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности по результатам проверки в справке производится соответствующая запись.
5. В случае наличия замечаний и (или) возражений по результатам проверки руководитель проверяемого субъекта излагает их в письменном виде.
Замечания и (или) возражения могут прилагаться к справке о результатах проведения проверки, о чем делается соответствующая отметка.
6. В случае отказа руководителя проверяемого субъекта от подписания справки о результатах проведения проверки должностным лицом антимонопольного органа, ответственным за проведение проверки, в справку вносится соответствующая запись.
7. Второй экземпляр справки после окончания проверки должностным лицом антимонопольного органа, ответственным за проведение проверки, вручается руководителю проверяемого субъекта.
В случае невозможности вручения справки руководителю проверяемого субъекта она направляется почтовой связью на имя руководителя проверяемого субъекта заказным письмом с уведомлением.
Статья 16-8. Порядок обжалования действий (бездействия)
должностных лиц антимонопольного органа,
осуществляющих проверку
1. В случае нарушения прав и законных интересов проверяемых субъектов при проведении проверки проверяемый субъект вправе обжаловать действия (бездействие) антимонопольного органа в порядке, установленном законами Республики Казахстан.
2. Неправомерные действия (бездействие) должностных лиц антимонопольного органа при проведении проверок влекут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Статья 17. Государственный контроль за созданием,
реорганизацией, ликвидацией субъектов
рынка и их объединений
1. В целях предотвращения возможного злоупотребления субъектами рынка доминирующим (монопольным) положением антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за:
созданием субъектов рынка, доля которых на соответствующем товарном рынке будет превышать тридцать пять процентов;
реорганизацией субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке;
ликвидацией субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке, за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению суда.
2. В случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, государственные органы и юридические лица при реорганизации, ликвидации субъектов рынка вносят в антимонопольный орган, помимо документов, представляемых в регистрирующий орган в соответствии с законодательством Республики Казахстан, ходатайство о даче согласия на создание субъектов рынка, доля которых на соответствующем товарном рынке будет превышать тридцать пять процентов, реорганизацию, ликвидацию субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке, сведения об основных видах деятельности и объемах производимых и реализуемых на соответствующих товарных рынках товарах (работах, услугах).
Перечень документов, порядок их представления и рассмотрения определяется центральным исполнительным органом в области антимонопольной политики.
Антимонопольный орган не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении.
3. Антимонопольный орган вправе отклонить ходатайство, если его удовлетворение может привести к возникновению или усилению доминирующего (монопольного) положения субъекта рынка и (или) ограничению конкуренции либо при рассмотрении представленных документов обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения, является недостоверной.
Антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство в случае выполнения требований, направленных на обеспечение конкуренции. При этом указанные требования, а также сроки их исполнения должны содержаться в решении антимонопольного органа о согласии на осуществление действий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
4. Антимонопольный орган должен быть уведомлен субъектом рынка в случае приобретения полностью или частично активов другого субъекта рынка, если это может привести к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать тридцать пять процентов.
5. Если антимонопольный орган после предварительного изучения информации придет к выводу, что создание, слияние, присоединение субъекта рынка, о котором его уведомили, может привести к ограничению конкуренции, он принимает решение о дополнительной проверке соответствия создания, слияния, присоединения субъекта рынка требованиям антимонопольного законодательства.
Указанное решение направляется заявителю в 15-дневный срок со дня получения антимонопольным органом заявления об уведомлении.
Окончательное решение принимается антимонопольным органом в сроки, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, о чем сообщается заявителю в письменной форме.
6. В случаях, если создание, слияние, присоединение субъекта рынка могут привести к ограничению конкуренции, учредители субъекта рынка, лица или государственные органы, принявшие решение о создании, слиянии, присоединении, обязаны по требованию антимонопольного органа принять меры по восстановлению необходимых условий конкуренции.
7. В случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, лица или государственные органы, принимающие решения о создании, слиянии, присоединении, вправе до принятия таких решений запросить согласие антимонопольного органа, который обязан рассмотреть соответствующие ходатайства в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи.
8. В случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, государственная регистрация субъектов рынка, а также внесение записи об исключении из единого государственного регистра юридических лиц осуществляется регистрирующим органом только с предварительного согласия антимонопольного органа.
Государственная регистрация субъектов рынка и их объединений, созданных или реорганизованных без предварительного согласия антимонопольного органа, может быть признана в судебном порядке недействительной по иску антимонопольного органа.
9. Создание, слияние, присоединение субъектов рынка с нарушением порядка, установленного пунктом 4 настоящей статьи, приводящие к возникновению или усилению доминирующего (монопольного) положения субъекта рынка и (или) ограничению конкуренции, неисполнение требований антимонопольного органа, предъявленных в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, являются основанием для признания государственной регистрации недействительной в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
Статья 18. Государственный контроль за соблюдением
антимонопольного законодательства при
приобретении акций (долей, паев) в
уставном капитале субъектов рынка и в
иных случаях
1. С предварительного согласия антимонопольного органа на основании ходатайства физического или юридического лица осуществляются:
1) приобретение лицом (группой лиц) акций (долей, паев) с правом голоса в уставном капитале субъекта рынка, занимающего доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20 процентами указанных акций (долей, паев). Данное требование не распространяется на учредителей субъекта рынка при его образовании;
2) получение в собственность или пользование одним субъектом рынка (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого субъекта рынка, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10 процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов субъекта рынка, отчуждающего имущество;
3) приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения субъектом рынка его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.
2. Предварительное согласие на осуществление сделок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, требуется в случаях, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, превышает 100000-кратный размер месячного расчетного показателя или одним из них является субъект рынка, внесенный в реестр, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность субъектов рынка, указанных в данном пункте.
3. Для совершения сделок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, физические или юридические лица обязаны представить в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на их совершение и сообщить информацию, необходимую для вынесения решения в соответствии с перечнем информации, утверждаемым антимонопольным органом.
Государственный контроль за совершением сделок, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется антимонопольным органом в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона.
4. Антимонопольный орган вправе отклонить ходатайство, если его удовлетворение может привести к усилению доминирующего (монопольного) положения субъекта рынка (группы лиц) и (или) ограничению конкуренции, а также в случае представления недостоверной информации, имеющей значение для принятия решения. Антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство в случае выполнения требований, направленных на обеспечение конкуренции. При этом указанные требования, а также сроки их исполнения должны содержаться в решении антимонопольного органа о согласии на осуществление действий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
5. Если сделки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, совершаются лицами, суммарная балансовая стоимость активов которых превышает 50000-кратный размер месячного расчетного показателя, то эти лица обязаны уведомить антимонопольный орган в 15-дневный срок после совершения сделок.
В случае участия физического лица в исполнительном органе, совете директоров (наблюдательном совете) двух и более субъектов рынка, суммарная балансовая стоимость активов которых превышает 50000-кратный размер месячного расчетного показателя, или субъекта рынка, внесенного в реестр по одной и той же товарной группе либо внесенного в реестр по группам товаров различных стадий одного и того же производственно-сбытового процесса, необходимо уведомление антимонопольного органа этим лицом в 15-дневный срок после вхождения (избрания) в указанные органы или советы. При уведомлении антимонопольного органа заявитель представляет ему наряду с заявлением информацию, предусмотренную пунктом 3 настоящей статьи.
6. Если антимонопольный орган после предварительного изучения информации придет к выводу, что совершение сделки, о которой, его уведомили, может привести к возникновению или усилению доминирующего (монопольного) положения субъекта рынка (группы лиц) и (или) ограничению конкуренции, он принимает решение о дополнительной проверке соответствия указанной сделки требованиям антимонопольного законодательства. Указанное решение направляется заявителю в 15-дневный срок со дня получения антимонопольным органом заявления об уведомлении.
Окончательное решение принимается антимонопольным органом в сроки, предусмотренные пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона, о чем заявителю сообщается в письменной форме.
7. В случаях, если предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи действия могут привести к возникновению или усилению доминирующего (монопольного) положения субъекта рынка и (или) ограничению конкуренции, лица, осуществляющие указанные действия, обязаны по требованию антимонопольного органа в установленные им сроки принять меры по восстановлению необходимых условий конкуренции.
8. В случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, лица вправе предварительно запросить согласие на совершение указанных действий у антимонопольного органа, который обязан рассмотреть соответствующие заявления в установленном порядке.
9. Сделки, совершенные в нарушение порядка, установленного настоящей статьей, приводящие к возникновению или усилению доминирующего (монопольного) положения субъекта рынка и (или) ограничению конкуренции, могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
Неисполнение предписания и решения антимонопольного органа, вынесенных в соответствии с пунктами 4 и 7 настоящей статьи, является основанием обращения в суд для признания сделки недействительной по иску антимонопольного органа.
Нарушение требований настоящей статьи в части получения согласия (уведомления) антимонопольного органа на совершение сделок является основанием для наложения штрафных санкций в соответствии с законодательными актами.
Статья 19. Принудительное разделение, выделение
субъектов рынка, занимающих доминирующее
(монопольное) положение на определенном
товарном рынке
1. В случае, когда субъекты рынка, занимающие доминирующее (монопольное) положение, совершили два или более нарушения антимонопольного законодательства в течение календарного года, направленные на ограничение конкуренции, антимонопольный орган вправе обратиться с иском в суд об их принудительном разделении или выделении из их состава одного или нескольких юридических лиц на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.
2. Принудительное разделение, выделение субъекта рынка могут производиться при наличии совокупности следующих условий:
1) возможности организационного и территориального обособления его структурных подразделений;
2) отсутствия между его структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемых субъектом рынка товаров (работ, услуг) его структурного подразделения не превышает 30 процентов общего объема производимых этим структурным подразделением товаров (работ, услуг);
3) возможности выделенного в результате реорганизации юридического лица самостоятельно работать на рынке определенного товара.
3. Решение о принудительном разделении, выделении субъекта рынка подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.
4. При невозможности или нецелесообразности разделения, выделения субъекта рынка, являющегося монополистом на рынке или занимающего на нем доминирующее (монопольное) положение, к нему принимаются иные меры антимонопольного воздействия, включая установление фиксированных цен.
5. В случае, если доминирующее (монопольное) положение субъекта рынка возникло в результате организации выпуска товаров (работ, услуг), не имеющих аналогов на товарном рынке, решение о принудительном разделении, выделении может быть принято не ранее одного года с момента возникновения данного доминирующего (монопольного) положения.
Решение о введении государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на товарном рынке, принимается антимонопольным органом в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан. (Прим.РЦПИ: см.
P011212_
).
1. В случае нарушения антимонопольного законодательства субъекты рынка (их руководители), государственные органы (их должностные лица) в соответствии с предписаниями, решениями антимонопольного органа обязаны прекратить нарушение, в том числе:
1) выполнить предписание, решение антимонопольного органа в установленный им срок;
2) возместить причиненный ущерб;
3) перечислить в бюджет монопольный доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства;
4) прекратить нарушения настоящего Закона и (или) устранить их последствия;
5) восстановить положение, существовавшее до допущенного нарушения, или совершить иные действия, указанные в предписании, в решении;
6) отменить акты, признанные антимонопольным органом не соответствующими антимонопольному законодательству;
7) расторгнуть договор или внести в него изменения;
8) заключить договор с другим субъектом рынка;
9) осуществить реорганизацию в форме разделения или выделения с соблюдением установленных условий и сроков;
10) выполнить иные действия, предусмотренные предписанием, решением.
2. В случае нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе в административном порядке налагать штрафы в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. (Прим.РЦПИ: см. K010155_ (ст.147, 565).
Лица, виновные в нарушениях антимонопольного законодательства, несут ответственность в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан.
1. Субъекты рынка несут ответственность в виде штрафа за следующие правонарушения:
1) неисполнение в срок предписания, решения антимонопольного органа;
2) совершение действий (бездействие) в нарушение порядка, предусмотренного статьями 17 и 18 настоящего Закона;
3) неисполнение законных требований антимонопольного органа, предъявляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 17 и пунктом 4 статьи 18 настоящего Закона;
4) непредставление в срок по требованию антимонопольного органа документов либо иной информации, подлежащих представлению в соответствии со статьями 17 и 18 настоящего Закона;
5) представление антимонопольному органу недостоверных сведений;
6) нарушение установленного порядка представления информации на основании ходатайств и уведомлений, предусмотренных статьями 17 и 18 настоящего Закона.
2. Взыскание штрафов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется по решению антимонопольного органа в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
1. Руководители субъектов рынка, должностные лица государственных органов, юридических лиц (их филиалов и представительств) несут административную ответственность за следующие правонарушения:
1) неисполнение в срок предписания, решения антимонопольного органа;
2) непредставление в срок по требованию антимонопольного органа документов либо иной информации, необходимых для осуществления его деятельности;
3) воспрепятствование выполнению работниками антимонопольного органа возложенных на них обязанностей.
2. Должностные лица государственных органов, зарегистрировавшие без согласия антимонопольного органа субъект рынка в случаях, предусмотренных статьей 18 настоящего Закона, несут административную ответственность в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан.
3. Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность за следующие правонарушения:
1) непредставление в срок по требованию антимонопольного органа документов либо иной информации, необходимых для осуществления его деятельности;
2) совершение действий (бездействия), нарушающих порядок, предусмотренный статьями 17 и 18 настоящего Закона;
3) неисполнение законных требований антимонопольного органа, предъявляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 17 и пунктом 4 статьи 18 настоящего Закона.
4. Взыскание штрафов, предусмотренных пунктами 1, 3 настоящей статьи, осуществляется по решению антимонопольного органа в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 25. Основания для рассмотрения дел о нарушениях
антимонопольного законодательства
антимонопольными органами
1. Антимонопольный орган рассматривает факты нарушения антимонопольного законодательства и принимает по ним предписания и решения в пределах своей компетенции.
Основаниями для проверки фактов о нарушении антимонопольного законодательства являются:
анализ товарных рынков;
заявление физических, юридических и других заинтересованных лиц;
информация государственных органов;
сообщения правоохранительных органов;
обращения общественных организаций;
сообщения средств массовой информации;
совместные проверки с другими государственными органами;
собственная инициатива антимонопольного органа.
2. Заявления подаются в антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов, свидетельствующих о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
3. Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется антимонопольным органом в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан. (Прим.РЦПИ: см. V991012_ (гл.2).
1. Предписание и решение антимонопольного органа подлежат исполнению в установленный в нем срок. Неисполнение в срок указанного предписания и решения влечет за собой последствия, предусмотренные настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан.
В случае неисполнения предписания и решения о восстановлении положения, существовавшего до нарушения, антимонопольный орган вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении восстановить положение, существовавшее до нарушения.
В случае неисполнения предписания и решения об отмене полностью или частично противоречащего антимонопольному законодательству акта антимонопольный орган вправе обратиться в суд с иском о признании акта недействительным полностью или частично.
При неисполнении предписания и решения об изменении или расторжении противоречащего антимонопольному законодательству договора либо о заключении договора с другим субъектом рынка антимонопольный орган вправе обратиться в суд с иском о признании договора недействительным полностью или частично либо о понуждении к заключению договора.
В случае неисполнения предписания и решения о перечислении в бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган вправе предъявить в суд иск о взыскании в бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.
2. При уклонении от уплаты штрафа в установленный срок или неуплате штрафа в полном размере антимонопольный орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании суммы штрафа, а также пени в размере 1 процента от суммы штрафа или его неуплаченной части за каждый день просрочки.
Суммы штрафов, взысканные антимонопольным органом с виновного лица, уплачиваются в республиканский бюджет из его личных средств.
Уплата штрафа не освобождает от обязанности исполнить предписание и решение антимонопольного органа или совершить иные действия, предусмотренные антимонопольным законодательством.
3. В случае неисполнения предписания и решения антимонопольный орган вправе обратиться в суд для принудительного исполнения своего предписания и решения.
1. Государственные органы (их должностные лица), субъекты рынка (их руководители) вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания и решения антимонопольного органа либо об отмене или изменении решения о наложении административного взыскания.