Еуразиялық экономикалық одаққа мүше мемлекеттерде жүргізілетін асыл тұқымды мал шаруашылығы саласындағы селекциялық-асыл тұқымдық жұмысты үйлестіру және талдамалық қамтамасыз ету тәртібін бекіту туралы

Еуразиялық үкіметаралық кеңестің 2021 жылғы 5 ақпандағы № 2 шешімі.

      2014 жылғы 29 мамырдағы Еуразиялық экономикалық одақ туралы шарттың 95-бабы 1-тармағының 4-тармақшасын іске асыру мақсатында және 2019 жылғы 25 қазандағы Еуразиялық экономикалық одақ шеңберінде ауыл шаруашылығы жануарларымен селекциялық-асыл тұқымдық жұмыс жүргізуді біріздендіруге бағытталған шаралар туралы келісімнің 4-бабына сәйкес Еуразиялық үкіметаралық кеңес шешті:

      1. Қоса беріліп отырған Еуразиялық экономикалық одаққа мүше мемлекеттерде жүргізілетін асыл тұқымды мал шаруашылығы саласындағы селекциялық-асыл тұқымдық жұмысты үйлестіру және талдамалық қамтамасыз ету тәртібі бекітілсін.

      2. Осы Шешім ресми жарияланған күнінен бастап күнтізбелік 30 күн өткен соң, бірақ ерте дегенде 2019 жылғы 25 қазандағы Еуразиялық экономикалық одақ шеңберінде ауыл шаруашылығы жануарларымен селекциялық-асыл тұқымдық жұмыс жүргізуді біріздендіруге бағытталған шаралар туралы келісім күшіне енген күні күшіне енеді.

Еуразиялық үкіметаралық кеңес мүшелері:

Армения Республикасынан

Беларусь Республикасынан

Қазақстан Республикасынан

Қырғыз
Республикасынан

Ресей
Федерациясынан

  Еуразиялық үкіметаралық
кеңестің
2021 жылғы 5 ақпандағы
№ 2 шешімімен
БЕКІТІЛГЕН

Еуразиялық экономикалық одаққа мүше мемлекеттерде жүргізілетін асыл тұқымды мал шаруашылығы саласындағы селекциялық-асыл тұқымдық жұмысты үйлестіру және талдамалық қамтамасыз ету
ТӘРТІБІ

      1. Осы Тәртіп 2014 жылғы 29 мамырдағы Еуразиялық экономикалық одақ туралы шарттың 95-бабы 1-тармағының 4-тармақшасына және 2019 жылғы 25 қазандағы Еуразиялық экономикалық одақ шеңберінде ауыл шаруашылығы жануарларымен селекциялық-асыл тұқымдық жұмыс жүргізуді біріздендіруге бағытталған шаралар туралы келісімнің 4-бабына сәйкес әзірленді және асыл тұқымды мал шаруашылығы саласында мүше мемлекеттерде жүргізілетін селекциялық-асыл тұқымдық жұмысты (бұдан әрі – селекциялық-асыл тұқымдық жұмыс) тиімді үйлестіру мен талдамалық қамтамасыз ету мақсатында Еуразиялық экономикалық одаққа мүше мемлекеттердің (бұдан әрі тиісінше – мүше мемлекеттер, Одақ) асыл тұқымды мал шаруашылығы саласында уәкілеттік берілген мемлекеттік органдарының (бұдан әрі – уәкілетті органдар), қызметін асыл тұқымды мал шаруашылығы саласында ғылыми-зерттеу ұйымдарының, зертханалардың, асыл тұқымды шаруашылықтардың және мүше мемлекеттердің өзге де асыл тұқымды мал шаруашылығы субъектілерінің өзара іс-қимыл жасауының қағидаларын айқындайды.

      2. Осы Тәртіпте пайдаланылатын ұғымдар 2014 жылғы 29 мамырдағы Еуразиялық экономикалық одақ туралы шартта және 2019 жылғы 25 қазандағы Еуразиялық экономикалық одақ шеңберінде ауыл шаруашылығы жануарларымен селекциялық-асыл тұқымдық жұмыс жүргізуді біріздендіруге бағытталған шаралар туралы келісімде айқындалған мәндерде қолданылады.

      3. Селекциялық-асыл тұқымдық жұмысты үйлестіру мен талдамалық қамтамасыз ету Одақта асыл тұқымды мал шаруашылығын дамыту, мүше мемлекеттердің қызметін асыл тұқымды мал шаруашылығы саласында жүзеге асыратын уәкілетті органдары мен ғылыми-зерттеу ұйымдары ынтымақтастығының перспективалы бағыттарын айқындау және іске асыру, мүше мемлекеттердің асыл тұқымды мал шаруашылығына инновациялық технологияларды, соның ішінде геномдық селекцияны енгізу мақсатында жүзеге асырылады.

      4. Селекциялық-асыл тұқымдық жұмысты үйлестіру саласындағы негізгі міндеттер:

      а) селекциялық-асыл тұқымдық жұмыс мәселелері бойынша қызметін асыл тұқымды мал шаруашылығы саласында жүзеге асыратын уәкілетті органдардың, ғылыми-зерттеу ұйымдарының, бірлестіктердің (одақтардың, қауымдастықтардың, палаталардың, селекциялық орталықтардың), генетикалық және өзге де зертханалардың, осы саладағы ақпараттық жүйелердің техникалық және ұйымдық жұмыс істеуін қамтамасыз ететін ұйымдардың, асыл тұқымды шаруашылықтардың және мүше мемлекеттердің өзге де асыл тұқымды мал шаруашылығы субъектілерінің тиімді өзара іс-қимыл жасауын жолға қою, сондай-ақ осындай өзара іс-қимыл барысында қол жеткізілген уағдаластықтарды іске асыру;

      б) мүше мемлекеттерге асыл тұқымды мал шаруашылығы саласындағы нормативтік-құқықтық базаны жетілдіруде жәрдемдесу.

      5. Селекциялық-асыл тұқымдық жұмысты үйлестіруді уәкілетті органдар мынадай жолмен жүзеге асырады:

      а) селекциялық-асыл тұқымдық жұмысты жүргізу бойынша ұсынымдар әзірлеу және іске асыру;

      б) селекциялық-асыл тұқымдық жұмысты дамытудың ұлттық бағдарламаларының (жоспарларының) әзірленуі мен іске асырылуы туралы, сондай-ақ асыл тұқымды ресурстар туралы өзара хабардар ету;

      в) селекциялық-асыл тұқымдық жұмыс саласында бірлескен ғылыми-зерттеу жұмыстарын ұйымдастыру және жүргізу;

      г) селекциялық-асыл тұқымдық жұмыс мәселелері бойынша ғылыми-практикалық конференциялар, кеңестер, консультациялар, семинарлар мен басқа да іс-шаралар өткізу;

      д) Еуразиялық экономикалық одақта асыл тұқымды мал шаруашылығы бойынша үйлестіру кеңестерін (бұдан әрі – үйлестіру кеңестері) өткізу.

      6. Селекциялық-асыл тұқымдық жұмысты талдамалық қамтамасыз ету саласындағы негізгі міндеттер:

      а) Одақ шеңберінде инновациялық, соның ішінде геномдық селекция негізіндегі технологияларды әзірлеу және енгізу;

      б) асыл тұқымды жануарлар туралы деректерді жинау мен талдау және олардың асыл тұқымдық (генетикалық) құндылығын есептеу;

      в) мүше мемлекеттердің асыл тұқымды жануарларының референттік популяцияларын жасау;

      г) селекциялық-асыл тұқымдық жұмысты, ауыл шаруашылығы жануарларын генотиптеуді және олардың асыл тұқымдық (генетикалық) құндылығын бағалауды ғылыми және әдіснамалық қамтамасыз ету;

      д) асыл тұқымды мал шаруашылығы саласындағы ақпараттық жүйелердің жұмыс істеуін қамтамасыз ету;

      е) мүше мемлекеттердің асыл тұқымды жануарлары мен асыл тұқымды мал шаруашылығы саласындағы селекциялық жетістіктері туралы деректер базасын жасау.

      7. Селекциялық-асыл тұқымдық жұмысты талдамалық қамтамасыз етуді мүше мемлекеттердің қызметін асыл тұқымды мал шаруашылығы саласында жүзеге асыратын ұйымдары мынадай жолмен жүзеге асырады:

      а) асыл тұқымды жануарлар туралы деректерді жинау, алмасу және өңдеу хаттамалары мен беру нысандарын біріздендіру арқылы, соның ішінде Одақтың интеграцияланған ақпараттық жүйесін пайдалана отырып, мүше мемлекеттердің ақпараттық жүйелерінің интеграциясын қамтамасыз ету;

      б) асыл тұқымдық (генетикалық) құндылығын бағалау үшін ауыл шаруашылығы жануарларының биометриялық модельдерін, сондай-ақ селекцияланатын белгілердің салмақтық коэффициенттерін экономикалық маңыздылығына қарай ескере отырып, асыл тұқымдық (генетикалық) құндылық индекстерінің құрылымын әзірлеу;

      в) Одақтың интеграцияланған ақпараттық жүйесін пайдалана отырып, электронды түрде ауыл шаруашылығы жануарларының асыл тұқымдық (генетикалық) құндылығын есептеу үшін қажетті (генотиптеу, шығу тегін растау, өнімділігінің сандық және сапалық көрсеткіштері және т.б. туралы) ақпарат алмасу;

      г) мүше мемлекеттер берген деректер негізінде ауыл шаруашылығы жануарларының асыл тұқымдық (генетикалық) құндылығының жеке және кешенді индекстерін есептеу;

      д) асыл тұқымдық (генетикалық) құндылықтың жеке және кешенді индекстері негізінде мүше мемлекеттердің асыл тұқымды жануарларының рейтингтерін жасау;

      е) геномдық бағалау жүргізу үшін мүше мемлекеттердің асыл тұқымды жануарларының референттік популяциясы туралы деректер базасын жасау;

      ж) өз құзыреттері шегінде селекциялық-асыл тұқымдық жұмысты талдамалық қамтамасыз етумен байланысты мәселелер бойынша құжаттардың жобаларын дайындау және оларды үйлестіру кеңестерінің қарауына ұсыну;

      з) мүше мемлекеттердегі селекциялық-асыл тұқымдық жұмыстың нәтижелері туралы жыл сайынғы есептерді дайындау және оларды үйлестіру кеңестерінің қарауына ұсыну.

      8. Селекциялық-асыл тұқымдық жұмысты талдамалық қамтамасыз ету қосымшаға сәйкес тізбе бойынша мүше мемлекеттер мекемелерінің (ұйымдарының) базасында жүзеге асырылады.

      Селекциялық-асыл тұқымдық жұмысты талдамалық қамтамасыз ету кезінде мемлекетаралық өзара іс-қимылдың тиімділігін арттыру мақсатында көрсетілген мекемелердің (ұйымдардың) базасында талдамалық орталықтар құрылуы мүмкін.

      9. Селекциялық-асыл тұқымдық жұмысты талдамалық қамтамасыз ету Еуразиялық экономикалық комиссияның қатысуымен жүзеге асырылады.

      Осы Тәртіпке сәйкес уәкілетті органдар мен Еуразиялық экономикалық комиссия арасындағы ақпараттық өзара іс-қимыл хат алмасу арқылы (соның ішінде электронды түрде) және Одақтың интеграцияланған ақпараттық жүйесін пайдалана отырып жүзеге асырылады.

  Асыл тұқымды мал
шаруашылығы саласында
Еуразиялық экономикалық
одаққа мүше мемлекеттерде
жүргізілетін селекциялық-асыл
тұқымдық жұмысты үйлестіру
және талдамалық қамтамасыз
ету тәртібіне
ҚОСЫМША

Базасында асыл тұқымды мал шаруашылығы саласында мүше мемлекеттерде жүргізілетін селекциялық-асыл тұқымдық жұмысты талдамалық қамтамасыз ету жүзеге асырылатын Еуразиялық экономикалық одаққа мүше мемлекеттер мекемелерінің (ұйымдарының)
ТІЗБЕСІ

I. Армения Республикасы

      "Тамақ өнімдерінің қауіпсіздігі тәуекелдерін бағалау және талдау ғылыми орталығы" жабық акционерлік қоғамы

II. Беларусь Республикасы

      "Белплемживобъединение" Белорус асыл тұқымды мал шаруашылығы мемлекеттік бірлестігі

      "ГИВЦ Минсельхозпрода" республикалық унитарлық ақпараттық-есептеу кәсіпорны

      "Беларусь Ұлттық ғылым академиясының мал шаруашылығы жөніндегі ғылыми-практикалық орталығы" республикалық унитарлық кәсіпорны

III. Қазақстан Республикасы

      "Шығыс Қазақстан ауыл шаруашылығы ғылыми-зерттеу институты" жауапкершілігі шектеулі серіктестігі

      "Қазақ мал шаруашылығы және жемшөп өндірісі ғылыми-зерттеу институты" жауапкершілігі шектеулі серіктестігі

      "Оңтүстік Қазақстан мал шаруашылығы және өсімдік шаруашылығы ғылыми-зерттеу институты" жауапкершілігі шектеулі серіктестігі

IV. Қырғыз Республикасы

      Қырғыз Республикасы Ұлттық ғылым академиясының Биотехнология институты

      Қырғыз Республикасы Ауыл шаруашылығы, тамақ өнеркәсібі және мелиорация министрлігінің Қырғыз мал шаруашылығы және жайылымдар ғылыми-зерттеу институты

      К.И. Скрябин атындағы Қырғыз ұлттық аграрлық университеті

V. Ресей Федерациясы

      "Бүкілресейлік асыл тұқымдық ғылыми-зерттеу институты" федералдық мемлекеттік бюджеттік ғылыми мекемесі

Об утверждении Порядка координации и аналитического обеспечения селекционно-племенной работы в области племенного животноводства, проводимой в государствах – членах Евразийского экономического союза

Решение Евразийского Межправительственного Совета от 5 февраля 2021 года № 2.

      В целях реализации подпункта 4 пункта 1 статьи 95 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и в соответствии со статьей 4 Соглашения о мерах, направленных на унификацию проведения селекционно-племенной работы с сельскохозяйственными животными в рамках Евразийского экономического союза, от 25 октября 2019 года Евразийский межправительственный совет решил:

      1. Утвердить прилагаемый Порядок координации и аналитического обеспечения селекционно-племенной работы в области племенного животноводства, проводимой в государствах – членах Евразийского экономического союза.

      2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее даты вступления в силу Соглашения о мерах, направленных на унификацию проведения селекционно-племенной работы с сельскохозяйственными животными в рамках Евразийского экономического союза, от 25 октября 2019 года.

     

      Члены Евразийского межправительственного совета:

От Республики
Армения
От Республики
Беларусь
От Республики
Казахстан
От Кыргызской
Республики
От Российской
Федерации

 
  УТВЕРЖДЕН
Решением Евразийского
межправительственного совета
от 5 февраля 2021 г. № 2

ПОРЯДОК
координации и аналитического обеспечения селекционно-племенной работы в области племенного животноводства, проводимой в государствах – членах Евразийского экономического союза

      1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 95 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и статьей 4 Соглашения о мерах, направленных на унификацию проведения селекционно-племенной работы с сельскохозяйственными животными в рамках Евразийского экономического союза, от 25 октября 2019 года и определяет правила взаимодействия государственных органов государств – членов Евразийского экономического союза (далее соответственно – государства-члены, Союз), уполномоченных в области племенного животноводства (далее – уполномоченные органы), научно-исследовательских организаций, лабораторий, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства, племенных хозяйств и иных субъектов племенного животноводства государств-членов в целях эффективной координации и аналитического обеспечения селекционно-племенной работы в области племенного животноводства, проводимой в государствах-членах (далее – селекционно-племенная работа).

      2. Понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в значениях, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Соглашением о мерах, направленных на унификацию проведения селекционно-племенной работы с сельскохозяйственными животными в рамках Евразийского экономического союза, от 25 октября 2019 года.

      3. Координация и аналитическое обеспечение селекционно-племенной работы осуществляются в целях развития племенного животноводства в Союзе, определения и реализации перспективных направлений сотрудничества уполномоченных органов и научно-исследовательских организаций государств-членов, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства, и внедрения в племенное животноводство государств-членов инновационных технологий, в том числе геномной селекции.

      4. Основными задачами в сфере координации селекционно-племенной работы являются:

      а) налаживание эффективного взаимодействия уполномоченных органов, научно-исследовательских организаций, объединений (союзов, ассоциаций, палат, селекционных центров), генетических и иных лабораторий, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства, организаций, обеспечивающих техническое и организационное функционирование информационных систем в данной области, племенных хозяйств и иных субъектов племенного животноводства государств-членов по вопросам осуществления селекционно-племенной работы, а также реализация договоренностей, достигнутых в ходе такого взаимодействия;

      б) содействие государствам-членам в совершенствовании нормативно-правовой базы в области племенного животноводства.

      5. Координация селекционно-племенной работы осуществляется уполномоченными органами путем:

      а) разработки и реализации рекомендаций по проведению селекционно-племенной работы;

      б) взаимного информирования о разработке и реализации национальных программ (планов) развития селекционно-племенной работы, а также о племенных ресурсах;

      в) организации и проведения совместных научно-исследовательских работ в области селекционно-племенной работы;

      г) проведения научно-практических конференций, совещаний, консультаций, семинаров и других мероприятий по вопросам селекционно-племенной работы;

      д) проведения координационных совещаний по племенному животноводству в Евразийском экономическом союзе (далее – координационные совещания).

      6. Основными задачами в сфере аналитического обеспечения селекционно-племенной работы являются:

      а) разработка и внедрение в рамках Союза инновационных технологий, в том числе на основе геномной селекции;

      б) сбор и анализ данных о племенных животных и расчет их племенной (генетической) ценности;

      в) создание референтных популяций племенных животных государств-членов;

      г) научное и методологическое обеспечение селекционно-племенной работы, генотипирования сельскохозяйственных животных и оценки их племенной (генетической) ценности;

      д) обеспечение функционирования информационных систем
в области племенного животноводства;

      е) создание базы данных о племенных животных и селекционных достижениях в области племенного животноводства государств-членов.

      7. Аналитическое обеспечение селекционно-племенной работы осуществляется организациями государств-членов, осуществляющими деятельность в области племенного животноводства, путем:

      а) обеспечения интеграции информационных систем государств-членов посредством унификации протоколов сбора, обмена и обработки информации и форм представления данных о племенных животных, в том числе с использованием интегрированной информационной системы Союза;

      б) разработки биометрических моделей сельскохозяйственных животных для оценки их племенной (генетической) ценности, а также структуры индексов племенной (генетической) ценности с учетом весовых коэффициентов селекционируемых признаков в зависимости от их экономической значимости;

      в) обмена информацией, необходимой для расчета племенной (генетической) ценности сельскохозяйственных животных (о генотипировании, подтверждении происхождения, количественных и качественных показателях продуктивности и др.), в электронном виде с использованием интегрированной информационной системы Союза;

      г) расчета частных и комплексных индексов племенной (генетической) ценности сельскохозяйственных животных на основе данных, предоставленных государствами-членами;

      д) составления рейтингов племенных животных государств-членов на основе информации о частных и комплексных индексах племенной (генетической) ценности;

      е) создания базы данных о референтной популяции племенных животных государств-членов для проведения геномной оценки;

      ж) подготовки в рамках своей компетенции проектов документов по вопросам, связанным с аналитическим обеспечением селекционно-племенной работы, и их представления для рассмотрения на координационных совещаниях;

      з) подготовки ежегодных отчетов о результатах селекционно-племенной работы в государствах-членах и их представления для рассмотрения на координационных совещаниях.

      8. Аналитическое обеспечение селекционно-племенной работы осуществляется на базе учреждений (организаций) государств-членов по перечню согласно приложению.

      В целях повышения эффективности межгосударственного взаимодействия при аналитическом обеспечении селекционно-племенной работы на базе указанных учреждений (организаций) могут создаваться аналитические центры.

      9. Координация и аналитическое обеспечение селекционно-племенной работы осуществляются при участии Евразийской экономической комиссии.

      Информационное взаимодействие между уполномоченными органами и Евразийской экономической комиссией в соответствии с настоящим Порядком осуществляется посредством обмена письмами (в том числе в электронном виде) и с использованием интегрированной информационной системы Союза.


  ПРИЛОЖЕНИЕ
к Порядку координации
и аналитического обеспечения
селекционно-племенной
работы в области племенного
животноводства, проводимой в
государствах − членах
Евразийского экономического
союза

ПЕРЕЧЕНЬ

учреждений (организаций) государств − членов Евразийского экономического союза, на базе которых осуществляется аналитическое обеспечение селекционно-племенной работы в области племенного животноводства, проводимой в государствах-членах

      Сноска. Перечень с изменением, внесенным решением Евразийского Межправительственного Совета от 26.10.2023 № 7 (вступает в силу с даты его опубликования на официальном сайте Евразийского экономического союза).

I. Республика Армения

      Закрытое акционерное общество "Научный центр оценки и анализа рисков безопасности пищевых продуктов"

II. Республика Беларусь

      Белорусское государственное объединение по племенному животноводству "Белплемживобъединение"

      Информационно-вычислительное республиканское унитарное предприятие "ГИВЦ Минсельхозпрода"

      Республиканское унитарное предприятие "Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по животноводству"

III. Республика Казахстан

      Товарищество с ограниченной ответственностью "Восточно-Казахстанский научно-исследовательский институт сельского хозяйства"

      Товарищество с ограниченной ответственностью "Казахский научно-исследовательский институт животноводства и кормопроизводства"

      Товарищество с ограниченной ответственностью "Юго-Западный научно-исследовательский институт животноводства и растениеводства"

      Товарищество с ограниченной ответственностью "Аналитический центр экономической политики в агропромышленном комплексе

IV. Кыргызская Республика

      Институт биотехнологии Национальной академии наук Кыргызской Республики

      Кыргызский научно-исследовательский институт животноводства и пастбищ Министерства сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики

      Кыргызский национальный аграрный университет имени К.И. Скрябина

V. Российская Федерация

      Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт племенного дела"

  ПРИЛОЖЕНИЕ
к Концепции развития
электронного документооборота
в морских пунктах пропуска
государств – членов
Евразийского экономического
союза

ПЛАН
мероприятий по развитию электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств – членов Евразийского экономического союза на 2021 – 2022 годы

Наименование мероприятия

Срок
исполнения

Ответственный исполнитель

Планируемый результат





1. Создание экспертной группы по развитию электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств – членов Евразийского экономического союза (далее – государства-члены)

2021 год

Евразийская экономическая комиссия (далее – Комиссия), государства-члены

акт Комиссии

2. Составление перечня документов, представляемых на бумажном носителе капитанам морских портов, уполномоченным организациям, государственным органам государств-членов для осуществления всех видов государственного контроля (надзора), и (или) оформления захода судов в морской порт и выхода из морского порта, и (или) оказания услуг в морском порту, с целью проведения анализа обоснованности их представления на бумажном носителе и возможностей перехода на электронный документооборот и обмен данными

2021 – 2022 годы

Комиссия, государства-члены

аналитические материалы, перечень

3. Анализ национальных стратегий, международных договоров и нормативных правовых актов государств-членов, регулирующих развитие электронного документооборота и применение цифровых технологий в морских пунктах пропуска и морских портах государств-членов (G2G, B2G)

2021 год

Комиссия, государства-члены

аналитические материалы

4. Разработка и принятие рекомендации о внесении изменений в нормативные правовые акты государств-членов в целях развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств-членов

2022 год

Комиссия, государства-члены

рекомендация Коллегии Комиссии

5. Проведение анализа текущей ситуации в сфере развития электронного документооборота и применения цифровых технологий в морских пунктах пропуска государств-членов

ежегодно

Комиссия, государства-члены

аналитические материалы

6. Анализ международного опыта развития электронного документооборота и цифровых технологий в морских пунктах пропуска и морских портах

ежегодно

Комиссия, государства-члены

аналитические материалы

7. Организация ежегодного семинара (при наличии возможности, в формате видеоконференции) с СЕФАКТ ООН

ежегодно

Комиссия, государства-члены

материалы семинара