Заң шығару жұмысының 2016 - 2021 жылдарға арналған тұжырымдамалық жоспарын бекіту туралы (Қазақстан Республикасы Парламентінің алтыншы шақырылымы)

Қазақстан Республикасы Президентінің 2016 жылғы 6 қыркүйектегі № 314 Жарлығы

Қазақстан Республикасының   
Президенті мен Үкіметі актілерінің
жинағында жариялануға тиіс  

      «Құқықтық актілер туралы» 2016 жылғы 6 сәуірдегі Қазақстан Республикасы Заңының 16-бабына сәйкес ҚАУЛЫ ЕТЕМІН:
      1. Қоса беріліп отырған Заң шығару жұмысының 2016 — 2021 жылдарға арналған тұжырымдамалық жоспары (Қазақстан Республикасы Парламентінің алтыншы шақырылымы) (бұдан әрі - Тұжырымдамалық жоспар) бекітілсін.
      2. Қазақстан Республикасының Үкіметі:
      1) Тұжырымдамалық жоспардың іске асырылуын қамтамасыз етсін;
      2) жыл сайын, 25 қаңтарға қарай жыл қорытындылары бойынша Қазақстан Республикасы Президентінің Әкімшілігіне Тұжырымдамалық жоспардың орындалу барысы туралы ақпарат берсін.
      3. Осы Жарлықтың орындалуын бақылау Қазақстан Республикасы Президентінің Әкімшілігіне жүктелсін.
      4. Осы Жарлық қол қойылған күнінен бастап қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасының
      Президенті                            Н.Назарбаев

Қазақстан Республикасы 
Президентінің    
2016 жылғы 6 қыркүйектегі
№ 314 Жарлығымен  
БЕКІТІЛГЕН     

Заң шығару жұмысының 2016 - 2021 жылдарға арналған
ТҰЖЫРЫМДАМАЛЫҚ ЖОСПАРЫ
(Қазақстан Республикасы Парламентінің алтыншы шақырылымы)

Парламент сессиялары/жартыжылдықтар Заңнаманы жетілдіру жүзеге асырылатын заңнаманың салалары (аялары)
1 2
2016-2017 жылдар (2-сессия)

Тұрғын үй қатынастары; стандарттау және өлшемдер бірлігін қамтамасыз ету; жергілікті өзін-өзі басқару; электр энергетикасы; жарнама; дактилоскопиялық және геномдық тіркеу; пробация; бұқаралық ақпарат құралдары; білім беру; әкімшілік құқық бұзушылық саласындағы заңнама

2016 жылдың екінші жартыжылдығы

Тұрғын үй қатынастары саласындағы заңнаманы жетілдіру
Әскери қызметшілердің әлеуметтік қорғалу деңгейін арттыру Қарулы Күштерге, басқа да әскерлер мен әскери құралымдарға жүктелетін міндеттердің тиімді орындалуы мәселелерінде маңызды құрал болып табылады.
Осыған байланысты әскери қызметшілерді тұрғын үймен қамтамасыз ету тетігін жетілдіру бойынша заңнамалық шараларды қабылдау талап етіледі.
Стандарттау және өлшемдер бірлігін қамтамасыз ету саласындағы заңнаманы жетілдіру
Техникалық реттеу саласындағы стандарттарды техникалық регламенттердің жұмыс істеуі үшін ғана пайдаланылуынан, оның ішінде өнімнің сапасына тиісті бағдарлар жасау, оларды экономиканың қазіргі заманғы сұраныстарына және стандарттауды дамытудың халықаралық дәстүрлеріне сәйкес келтіру мақсатында оларды кеңінен қолдануға қайта бағдарлау қажет.
Сонымен қатар өлшемдер бірлігін қамтамасыз етудің мемлекеттік жүйесін отандық өнімнің бәсекеге қабілеттігін күшейту және бизнестің дамуына жәрдемдесу бағытында трансформациялау талап етіледі.
Жергілікті өзін-өзі басқару саласындағы заңнаманы жетілдіру
«100 нақты қадам: баршаға арналған қазіргі заманғы мемлекет» Ұлт жоспарының бес институционалдық реформасын іске асыру және жергілікті өзін-өзі басқаруды ілгері дамыту мақсатында жергілікті өзін-өзі басқару мен өзін-өзі басқарудың аражігін одан әрі ажыратуды қамтамасыз ету, сондай-ақ жергілікті өзін-өзі басқару органдарының дербес бюджетін қалыптастыру қажет (2-кезең, 98-қадам).
Электр энергетикасы саласындағы заңнаманы жетілдіру
«100 нақты қадам: баршаға арналған қазіргі заманғы мемлекет» Ұлт жоспарының бес институционалдық реформасын энергиямен жабдықтаудың сенімділігін арттыру, электр энергиясын беру мен тұтыну құнын азайту бөлігінде іске асыру мақсатында өңірлік энергия беруші компанияларды ірілендіре отырып, олардың санын қысқарту қажет (51-қадам).
Осыған байланысты бұл міндетті тиімді іске асыруға ықпал ететін ынталандыру тетіктерін заңнамалық түрде айқындау талап етіледі.
Жарнама саласындағы заңнаманы жетілдіру
Тұтынушыларды жарнама арқылы алынатын дәйекті ақпаратпен қамтамасыз ету үшін жарнама қызметін неғұрлым тиімді мемлекеттік реттеуді қамтамасыз ететін құқықтық құралдар қажет.
Осыған байланысты салааралық тиімді үйлестіруді қамтамасыз етуге, сондай-ақ жарнама туралы заңнаманы бұзғаны үшін жауаптылықты нақтылауға бағытталған жүйелі шараларды қолдану талап етіледі.
Дактилоскопиялық және геномдық тіркеу саласындағы заңнаманы жетілдіру
Ақпараттық-техникалық дамудың қазіргі заманғы жағдайында адамдардың жеке басының, қоғамның және мемлекеттің қауіпсіздігін қамтамасыз ету мақсатында адамды сәйкестендірудің озық технологияларын енгізу талап етіледі.
Осыған байланысты озық шетелдік практиканы ескере отырып, дербес дактилоскопиялық және геномдық деректерді жинау, өңдеу және қорғау мәселелерін заңнамалық түрде регламенттеу қажет.
Пробация саласындағы заңнаманы жетілдіру
«100 нақты қадам: баршаға арналған қазіргі заманғы мемлекет» Ұлт жоспарында бас бостандығынан айыру орындарынан босатылған және пробация қызметінде есепте тұрған азаматтарды әлеуметтік оңалтудың тиімді жүйесін құру, сондай-ақ осындай азаматтар үшін әлеуметтік оңалтудың кешенді стратегиясын және арнаулы әлеуметтік көрсетілетін қызметтер стандартын әзірлеу көзделген (33-қадам).
Осы нұсқамаларды іске асыруға пробация жүйесін заңнамалық деңгейде институционалдық реформалау арқылы қол жеткізуге болады

2017 жылдың бірінші жартыжылдығы

Бұқаралық ақпарат құралдары саласындағы заңнаманы жетілдіру
Бұқаралық коммуникация технологияларының дамуымен өзгеріске түсетін қоғамдық қатынастарды құқықтық регламенттеу мақсатында ақпараттық саладағы барлық мүдделі тараптарды тарта отырып, бұқаралық ақпарат құралдары саласындағы заңнаманы жетілдіру қажет.
Атап айтқанда, отандық бұқаралық ақпарат құралдарын техникалық жаңғыртуды, қазақстандық масс-медианы тарату географиясын одан әрі кеңейтуді, мемлекеттік ақпараттық саясатты іске асыру саласында жұмыс істейтін қызметкерлердің біліктілігін арттыруды көздеу қажет.
Білім беру саласындағы заңнаманы жетілдіру
«100 нақты қадам: баршаға арналған қазіргі заманғы мемлекет» Ұлт жоспарын іске асыру мақсатында «Назарбаев Университетінің» тәжірибесін ескере отырып, жоғары оқу орындарының академиялық және басқарушылық дербестігін кезең-кезеңмен кеңейту, жеке меншік жоғары оқу орындарын халықаралық практикаға сәйкес коммерциялық емес ұйымдарға өзгерту қажет (78-қадам).
Әкімшілік құқық бұзушылық саласындағы заңнаманы жетілдіру
Әкімшілік құқық бұзушылық туралы кодекстің алдын алу әсер ету резервтерін әрі қарай ашу, сондай-ақ оның профилактикалық әлеуетін кеңірек пайдалану өзекті болуда. Әкімшілік құқық бұзушылық туралы кодекстің негізгі міндеті азаматтардың, ұйымдар мен бизнестің заңды құқықтарын, бостандықтары мен мүдделерін қорғау болып табылады.
Бұл ретте әкімшілік-деликтік заңнаманы жетілдіру жасалған құқық бұзушылыққа қолданылатын әкімшілік жазаның ақылға қонымдылығы мен мөлшерлестігі қағидаттарын, сондай-ақ әкімшілік жазаларды әділ қолдану қағидатын ескеріле отырып, жүзеге асырылуға тиіс.
Сондай-ақ әкімшілік-деликтік заңнаманы жетілдіру барысында Әкімшілік құқық бұзушылық туралы кодекстің тұрақтылығын қамтамасыз ету мақсатында оған енгізілетін түзетулердің жиілігін шектеу, сондай-ақ жаңа айыппұлдарды белгілеуге немесе қолданыстағы айыппұлдарды қатаңдатуға мораторий енгізу, салдарларды болжау және салалық заңдарға енгізілетін тыйым-салушылық немесе міндеттеуші нормаларды орындауға мемлекеттік және қоғамдық институттардың дайындығын ескере отырып, заңнамалық түзетулерді талдау рәсімін жетілдіру мәселелерін пысықтау қажет

2017-2018 жылдар (3-сессия)

Жер қойнауын пайдалану; салық салу және кеден ісі; мемлекеттік статистика; тұқым шаруашылығы; мемлекеттік әлеуметтік тапсырыс; валюталық реттеу және валюталық бақылау; сақтандыру және сақтандыру қызметі; мемлекеттік басқару жүйесі; азаматтардың төлем қабілеттілігін қалпына келтіру; есірткі және психотроптық заттардың заңсыз айналымына қарсы іс-қимыл; гидротехникалық құрылыстардың қауіпсіздігі; тарихи-мәдени мұраны қорғау және пайдалану; денсаулық сақтау; білім және ғылым; көлік саласындағы заңнама

2017 жылдың екінші жартыжылдығы

Жер қойнауын пайдалану саласындағы заңнаманы жетілдіру
Қазіргі таңда жер қойнауын пайдалану саласындағы заңнама әртүрлі нормативтік құқықтық актілерден тұрады.
Осы саланы құқықтық реттеу тиімділігін арттыру мақсатында бірыңғай кодификатталған заңнамалық акт шеңберіндегі жер қойнауын пайдалану мен сабақтас қоғамдық қатынастарды реттейтін нормаларды біріктіру және жүйелеу талап етіледі.
Салық салу және кеден ісі саласындағы заңнаманы жетілдіру
«100 нақты қадам: баршаға арналған қазіргі заманғы мемлекет» Ұлт жоспарын іске асыру мақсатында (44 және 45-қадамдар) салық жүйесі мен кедендік әкімшілендіруді түбегейлі реформалау бойынша жұмыс жүргізу, салық режімдерін оңтайландыру, салық жеңілдіктерін қайта қарау, салықтық және кедендік әкімшілендірудің ашықтығын жоғарылату, сондай-ақ осы салалардағы заңнаманы бірегейлендіру қажет.
Мемлекеттік статистика саласындағы заңнаманы жетілдіру
Статистикалық процестер мен өнімнің сапасын институционалдық деңгейде қамтамасыз ету мақсатында мемлекеттік статистика саласындағы заңнаманы халықаралық тәжірибені, сондай-ақ халықаралық стандарттар мен қағидаттарды ескере отырып, өзектендіру қажет.
Тұқым шаруашылығы саласындағы заңнаманы жетілдіру
Тұқым шаруашылығы жүйесін, оның ішінде осы салада мемлекеттік бақылау мен реттеу тетіктерін жетілдіру арқылы жаңғырту қажет.
Осыған байланысты тұқым шаруашылығы саласындағы мемлекеттік органдардың функциялары мен өкілеттіктерін қайта бөлу мәселесін қарау қажет.
Мемлекеттік әлеуметтік тапсырыс саласындағы заңнаманы жетілдіру
Үкіметтік емес ұйымдардың әлеуметтік белсенділігін, әлеуметтік жауаптылығын ынталандыру үшін, мемлекеттік әлеуметтік тапсырысты қалыптастыру, соған мониторинг жасау және бағалау процесінде жұртшылықтың қатысуын кеңейту және әлеуметтік саладағы мемлекет, бизнес және үкіметтік емес сектордың серіктестігін дамыту үшін заңнамалық жағдай жасау қажет.
Валюталық реттеу және валюталық бақылау саласындағы заңнаманы жетілдіру
Жаңа экономикалық жағдайларда валюталық реттеу мен валюталық бақылау тетіктерін, оның ішінде валюталық реттеу режимдерінің негізгі рәсімдерін оңтайландыру арқылы жетілдіру талап етіледі, бұл бизнес үшін әкімшілік шығындарды төмендетуге мүмкіндік береді.
Қазақстан Республикасының Дүниежүзілік сауда ұйымына кіруіне байланысты резиденттікті айқындаудың және валюталық операциялар мен капитал ағымдары жөніндегі ақпараттық базаны жетілдірудің тәсілдерін де өзгерту қажет.
Сақтандыру және сақтандыру қызметі саласындағы заңнаманы жетілдіру
Сақтандыру нарығын одан әрі дамыту қажет. Атап айтқанда, заңнамалық және әдіснамалық базаны жетілдіру, ұлттық сақтандыру индустриясының тұрақтылығы мен сенімділігін нығайту, халықтың сақтандыру мәдениетін арттыру, халықтың сақтандыру қызметтерін көрсету саласындағы құқықтары туралы хабардар болуын кеңейтудің мүмкіндігін қамтамасыз ету қажет.
Мемлекеттік басқару жүйесі саласындағы заңнаманы жетілдіру
«100 нақты қадам: баршаға арналған қазіргі заманғы мемлекет» Ұлт жоспарының бес институционалдық реформасын іске асыру мақсатында мемлекетке тән емес функцияларды бәсекелес ортаға және өзін-өзі реттеуші ұйымдарға беру қажет, бұл азаматтардың шешімдер қабылдау процесіне қатысуын кеңейтуге мүмкіндік береді (97-қадам).
Азаматтардың төлем қабілеттілігін қалпына келтіру саласындағы заңнаманы жетілдіру
Жеке тұлғалардың борыштық жүктемесін жеңілдету үшін жағдайлар жасау мақсатында азаматтардың төлем қабілеттілігін қалпына келтіру институтын енгізу мәселесін пысықтау қажет. Бұл ретте теріс пиғылды борышкерлердің өз міндеттемелерін орындамау үшін осы институтты пайдалану мүмкіндігін болдырмайтын шараларды көздеу қажет.
Есірткі және психотроптық заттардың заңсыз айналымына қарсы іс-қимыл саласындағы заңнаманы жетілдіру
Азаматтардың өмірі мен денсаулығына ажырамас құқықтарының қорғалуы деңгейін арттыру мақсатында қазіргі кезде бар жаңа синтетикалық есірткіге, сол сияқты келешекте пайда болуы мүмкін олардың түрлеріне қатысты өндіруге және таратуға қарсы іс-қимыл жасауда мемлекет қолданатын шаралардың барабарлығы мен уақтылығын қамтамасыз ету үшін нашақорлыққа қарсы қазіргі заңнамалық жүйені жаңғырту қажет

2018 жылдың бірінші жартыжылдығы

Гидротехникалық құрылыстардың қауіпсіздігі саласындағы заңнаманы жетілдіру
Су ресурстарын тиімді басқаруды арттыру, гидротехникалық құрылыстарды пайдаланудың халықаралық тәжірибесін ескере отырып, олардың қауіпсіздігінің пәрменді жүйесін қалыптастыру мақсатында гидротехникалық құрылыстардың қауіпсіздігін қамтамасыз ету процесіне қатысушылардың өзара іс-қимыл жасауының тиімді жүйесін жасай отырып, олардың функцияларының аражігін ажырату қажет.
Тарихи-мәдени мұраны қорғау және пайдалану саласындағы заңнаманы жетілдіру
Тарихи-мәдени мұра объектілерін қорғау және пайдалану саласындағы заңнамалық базаны өзектендіру, археологиялық қызметті реттеудің және тарихи-мәдени мұра объектілерінде ғылыми-реставрациялық жұмыстарды жүргізудің құқықтық тетіктерін нақтылау қажет.
Денсаулық сақтау саласындағы заңнаманы жетілдіру
Кәсіби қызметті жүзеге асыру кезінде пациенттің өмірі мен денсаулығына зиян келтіргені үшін медицина және фармацевтика қызметкерлерінің жауапкершілігін сақтандыру туралы мәселені қарау қажет.
Дәрілік заттарды, медициналық мақсаттағы бұйымдар мен медициналық техниканы дұрыс тағайындамаған және қолданбаған кезде медицина қызметкерлері денсаулыққа келтірген зиянын өтеуге азаматтардың құқығын да нақты регламенттеу талап етеді.
Білім және ғылым саласындағы заңнаманы жетілдіру
«100 нақты қадам: баршаға арналған қазіргі заманғы мемлекет» Ұлт жоспарын іске асыру үшін ЭЫДҰ елдері стандарттарының негізінде адам капиталының сапасын арттыру мақсатында жанбасылық қаржыландыруды енгізу және табысты мектептерді ынталандырудың жүйесін құру жоспарлануда (76-қадам).
Жанбасылық қаржыландыру білім беру мекемелерінің шығындарын қаржыландырудан олардағы оқушылардың санына байланысты оқуын қаржыландыруға көшуді қамтуға тиіс.
Көлік саласындағы заңнаманы жетілдіру
Көлік саласы қарқынды дамып отыратын нарықтық орта және көліктік бақылау функцияларын оңтайландыру жағдайларында заңнаманы ұдайы жетілдіруді талап етеді.
Аталған міндеттерді іске асыру қолайлы кәсіпкерлік ортаны қалыптастыру және тұтастай алғанда одан әрі тұрақты әлеуметтік-экономикалық даму үшін жағдайлар жасау мақсаттарына сәйкес келуге тиіс

2018-2019 жылдар (4-сессия)

Есірткі, психотроптық заттар, сол тектестер мен прекурсорлар айналымы және олардың заңсыз айналымы мен теріс пайдаланылуына қарсы іс-қимыл; парниктік газдарды және озонды бұзатын заттарды реттеу; өсімдік шаруашылығындағы сақтандыру; бәсекелестікті және жекеше секторды дамытуға бағытталған экономикалық институттарды жаңғырту саласындағы заңнама

2018 жылдың екінші жартыжылдығы

Есірткі психотроптық заттар, сол тектестер мен прекурсорлар айналымы және олардың заңсыз айналымы мен теріс пайдаланылуына қарсы іс-қимыл саласындағы заңнаманы жетілдіру
Нашақорлықтың және оған байланысты құқық бұзушылықтың таралмауына бағытталған алдын алу шараларын қолдану мақсатында наркологиялық тесттің негізін және тәртібін заңнамалық түрде регламенттеу қажет, оның ішінде есірткіге әлеуметтік-психологиялық тест жасалатын адамдар мен кәсіптер тізбесін айқындау қажет.
Парниктік газдарды және озонды бұзатын заттарды реттеу саласындағы заңнаманы жетілдіру
Парниктік газдарды және озонды бұзатын заттарды реттеу саласындағы ұлттық заңнаманы қабылданған халықаралық міндеттемелерге сәйкес келтіру жөніндегі жұмысты жалғастыру қажет.
Өсімдік шаруашылығындағы сақтандыру саласындағы заңнаманы жетілдіру
Сақтандыру компанияларының және өнім өндірушілерінің өсімдік шаруашылығындағы сақтандыруда мүдделігін барынша жеткілікті сақтандыру төлемдері, агротехнологиялар деңгейін жақсарту, сондай-ақ тәуекелдерді бағалау есебінен қолайсыз табиғи құбылыстардың салдарынан олардың мүліктік мүдделерін қорғауды қамтамасыз ету арқылы арттыру қажет

2019 жылдың бірінші жартыжылдығы

Бәсекелестікті және жекеше секторды дамытуға бағытталған экономикалық институттарды жаңғырту саласындағы заңнаманы жетілдіру
Бәсекелестіктің және жекеше сектордың үдемелі дамуы үшін экономикадағы мемлекеттің рөлін қысқартуға, шағын және орта бизнесті қолдауға, зияткерлік меншікті қорғау жүйесін жетілдіруге бағытталған шаралар қабылданатын болады.
Экономикалық институттарды жаңғырту да рұқсат беру жүйесін одан әрі жетілдіруге ықпал ететін болады

2019-2020 жылдар (5-сессия)

Қылмыстық заңнама; су ресурстары; діни қызмет және діни бірлестіктер саласындағы заңнама

2019 жылдың екінші жартыжылдығы

Қылмыстық заңнаманы жетілдіру
Қылмысқа қарсы күрестің, адамның және азаматтың құқықтары мен бостандықтарын, мемлекет пен қоғамның мүдделерін қылмыстық-құқықтық қорғаудың тиімділігін одан әрі арттыру қылмыстық заңнаманы дамытудың артықшылығы болып табылады.
Қазақстан Республикасының 2010 жылдан 2020 жылға дейінгі кезеңге арналған құқықтық саясат тұжырымдамасына сәйкес қос векторлы қылмыстық саясатты есепке ала отырып, қылмыстық құқықты үдемелі дамыту, сондай-ақ қылмыстық заңнаманың қазіргі жағдайларға бейімделуі маңызды болып табылады.
Су ресурстары саласындағы заңнаманы жетілдіру
Су ресурстарының сапасы Қазақстанның орнықты дамуының негізгі факторларының бірі болып табылады және оның нашарлауы халықты сапасы жақсы ауыз сумен қамтамасыз ету проблемаларын туғызуы мүмкін.
Осыған байланысты табиғи су ресурстарының қауіпсіздігін қамтамасыз етудің тиімді жүйесін әзірлеу қажет

2020 жылдың бірінші жартыжылдығы

Діни қызмет және діни бірлестіктер саласындағы заңнаманы жетілдіру
Миссионерлік және діни қызметті реттеу саласын, сондай-ақ діни әдебиетті және діни мазмұндағы өзге де ақпараттық материалдарды, діни мақсаттағы заттарды тарату жөніндегі қызметті одан әрі жетілдіру қажет

2020-2021 жылдар (6-сессия)

Микроқаржылық ұйымдардың қызметі саласындағы; Қазақстан Республикасының «жасыл экономикаға» көшуі жөніндегі заңнама

2020 жылдың екінші жартыжылдығы

Микроқаржылық ұйымдардың қызметі саласындағы заңнаманы жетілдіру
Қазақстан Республикасының қаржы секторын дамытудың тұжырымдамасына сәйкес шамамен 2020 жылы аяқталатын, микроқаржылық ұйымдар үшін көзделген өтпелі кезең аяқталғаннан кейін, осы ұйымдарды бақылау мен қадағалау шеңберінде алынған ақпараттың негізінде микроқаржы ұйымдарының жаңа көрсетілетін қызметтерін енгізу, сондай-ақ жаңа тиісті реттеушілік талаптарды енгізу мүмкіндігі қаралатын болады

2021 жылдың бірінші жартыжылдығы

Қазақстан Республикасының «жасыл экономикаға» көшуі жөніндегі заңнаманы жетілдіру
Қазақстан Республикасының «жасыл экономикаға» көшуі жөніндегі тұжырымдаманың екінші кезеңін (2020-2030 жылдар) іске асыру мақсатында ұлттық экономиканы суды үнемдеп пайдалануға, жаңартылатын энергетика технологияларын дамытуды көтермелеу мен ынталандыруға және кеңінен қолдануға бағыттай отырып, оны қайта құру талап етіледі

Об утверждении Концептуального плана законотворческой работы на 2016 - 2021 годы (шестой созыв Парламента Республики Казахстан)

Указ Президента Республики Казахстан от 6 сентября 2016 года № 314


Подлежит опубликованию в
Собрании актов Президента и
Правительства Республики
Казахстан

      В соответствии со статьей 16 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года "О правовых актах" ПОСТАНОВЛЯЮ:
      1. Утвердить прилагаемый Концептуальный план законотворческой работы на 2016 - 2021 годы (шестой созыв Парламента Республики Казахстан) (далее - Концептуальный план).
      2. Правительству Республики Казахстан:
      1) обеспечить реализацию Концептуального плана;
      2) ежегодно к 25 января по итогам года представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан информацию о ходе выполнения Концептуального плана.
      3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
      4. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.
 

      Президент
Республики Казахстан

Н.Назарбаев

   


УТВЕРЖДЕН
Указом Президента
Республики Казахстан
от 6 сентября 2016 года № 314

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПЛАН
законотворческой работы на 2016-2021 годы (шестой созыв Парламента Республики Казахстан)

Сессии
Парламента/
полугодия
 

Отрасли (сферы) законодательства, в рамках которых будет осуществляться его совершенствование
 

1
 

2
 

2016- 2017 годы (2 сессия)
 

Законодательство в сфере жилищных отношений; стандартизации и обеспечения единства измерений; местного самоуправления; электроэнергетики; рекламы; дактилоскопической и геномной регистрации; пробации; средств массовой информации; образования; административных правонарушений
 

Второе полугодие 2016 года
 

Совершенствование законодательства в сфере жилищных отношений
Повышение уровня социальной защищенности военнослужащих является важнейшей составляющей в вопросах эффективного выполнения возлагаемых на Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования задач.
В этой связи требуется принять законодательные меры по совершенствованию механизмов обеспечения жильем военнослужащих.
Совершенствование законодательства в сфере стандартизации и обеспечения единства измерений
Необходимы переориентация стандартов в области технического регулирования от их использования исключительно для функционирования технических регламентов к более широкому их применению, в том числе в целях создания надлежащих ориентиров качества продукции, приведения их в соответствие с современными запросами экономики и международными тенденциями развития стандартизации.
Наряду с этим требуется трансформация государственной системы обеспечения единства измерений в направлении усиления конкурентоспособности отечественной продукции и содействия развитию бизнеса.
Совершенствование законодательства в сфере местного самоуправления
В целях реализации пяти институциональных реформ Плана нации "100 конкретных шагов: современное государство для всех" и поступательного развития института местного самоуправления необходимо обеспечить дальнейшее разграничение функций местного государственного управления и самоуправления, а также формирование самостоятельного бюджета органов местного самоуправления (этап 2, шаг 98).
Совершенствование законодательства в сфере электроэнергетики
В целях реализации пяти институциональных реформ Плана нации "100 конкретных шагов: современное государство для всех" в части повышения надежности энергоснабжения, снижения стоимости передачи и потребления электроэнергии необходимо сокращение количества региональных энергопередающих компаний с одновременным их укрупнением (шаг 51).
В этой связи требуется законодательно определить стимулирующие механизмы, способствующие эффективной реализации данной задачи.
Совершенствование законодательства в сфере рекламы
Для обеспечения потребителей достоверной информацией, получаемой посредством рекламы, необходимы правовые инструменты, которые обеспечат более эффективное государственное регулирование рекламной деятельности.
В этой связи потребуется принятие системных мер, направленных на обеспечение эффективной межотраслевой координации, а также конкретизацию ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
Совершенствование законодательства в сфере дактилоскопической и геномной регистрации
В целях обеспечения безопасности личности, общества и государства в современных условиях информационно-технического развития требуется внедрение передовых технологий идентификации человека.
В этой связи с учетом лучшей зарубежной практики необходимо законодательно регламентировать вопросы сбора, обработки и защиты персональных дактилоскопических и геномных данных.
Совершенствование законодательства в сфере пробации
Планом нации "100 конкретных шагов: современное государство для всех" предусмотрены выстраивание эффективной системы социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы пробации, а также разработка комплексной стратегии социальной реабилитации и стандарта специальных социальных услуг для таких граждан (шаг 33).
Реализация данных установок будет достигнута путем институционального реформирования системы пробации на законодательном уровне
 

Первое полугодие 2017 года
 

Совершенствование законодательства в сфере средств массовой информации
В целях правовой регламентации общественных отношений, трансформирующихся вслед за развитием технологий массовой коммуникации, необходимо совершенствовать законодательство в области средств массовой информации с привлечением всех заинтересованных сторон в информационной сфере.
Необходимо, в частности, предусмотреть техническую модернизацию отечественных средств массовой информации, дальнейшее расширение географии распространения казахстанских масс-медиа, повышение квалификации сотрудников, занятых в сфере реализации государственной информационной политики.
 
Совершенствование законодательства в сфере образования
В целях реализации Плана нации "100 конкретных шагов: современное государство для всех" необходимы поэтапное расширение академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений с учетом опыта "Назарбаев Университета", трансформация частных высших учебных заведений в некоммерческие организации в соответствии с международной практикой (шаг 78).
 
Совершенствование законодательства в сфере административных правонарушений
Актуальными являются дальнейшее раскрытие резервов превентивного воздействия Кодекса об административных правонарушениях, а также более широкое использование его профилактического потенциала. Основной задачей Кодекса об административных правонарушениях должна являться защита законных прав, свобод и интересов граждан, организаций и бизнеса.
При этом совершенствование административно-деликтного законодательства должно осуществляться с учетом принципов адекватности и соразмерности административных взысканий совершенному правонарушению, а также принципа справедливого наложения административных взысканий.
Также в ходе совершенствования административно-деликтного законодательства требуется проработать вопросы ограничения частоты вносимых в Кодекс об административных правонарушениях поправок в целях обеспечения его стабильности, а также введения моратория на установление новых штрафов или ужесточение действующих, усовершенствования процедуры анализа законодательных поправок с учетом прогнозирования последствий и готовности государственных и общественных институтов к исполнению вводимых в отраслевые законы запретительно- ограничительных или обязывающих норм
 

2017- 2018 годы (3 сессия)
 

Законодательство в сфере недропользования; налогообложения и таможенного дела; государственной статистики; семеноводства; государственного социального заказа; валютного регулирования и валютного контроля; страхования и страховой деятельности; системы государственного управления; восстановления платежеспособности граждан; противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ; безопасности гидротехнических сооружений; охраны и использования историко- культурного наследия; здравоохранения; образования и науки; транспорта
 

Второе полугодие 2017 года
 

Совершенствование законодательства в сфере недропользования
В настоящее время законодательство в сфере недропользования состоит из разнородного массива нормативных правовых актов.
В целях повышения эффективности правового регулирования данной сферы требуется объединить и систематизировать нормы права, регулирующие в том числе смежные с недропользованием общественные отношения, в рамках единого кодифицированного законодательного акта.
 
Совершенствование законодательства в сфере налогообложения и таможенного дела
В целях реализации Плана нации "100 конкретных шагов: современное государство для всех" (шаги 44 и 45) необходимо провести работу по кардинальному реформированию налоговой системы и таможенного администрирования, оптимизировать налоговые режимы, пересмотреть налоговые льготы, повысить прозрачность налогового и таможенного администрирования, а также унифицировать законодательство в этих сферах.
 
Совершенствование законодательства в сфере государственной статистики
Необходимо актуализировать законодательство в области государственной статистики с целью обеспечения качества статистических процессов и продукции на институциональном уровне с учетом международной практики, а также международных стандартов и принципов.
 
Совершенствование законодательства в сфере семеноводства
Необходимо модернизировать систему организации семеноводства, в том числе путем совершенствования механизмов государственного контроля и регулирования в данной сфере.
В этой связи требуется рассмотреть в том числе вопросы перераспределения функций и полномочий государственных органов в области семеноводства.
 
Совершенствование законодательства в сфере государственного социального заказа
Необходимо создать законодательные условия для стимулирования социальной активности, социальной ответственности неправительственных организаций, расширения участия общественности в процессах формирования, мониторинга и оценки государственного социального заказа и развития партнерства государства, бизнеса и неправительственного сектора в социальной сфере.
 
Совершенствование законодательства в сфере валютного регулирования и валютного контроля
Требуется совершенствование механизмов валютного регулирования и валютного контроля в новых экономических условиях, в том числе посредством оптимизации основных процедур режимов валютного регулирования, что позволит снизить административные издержки для бизнеса.
В связи с вступлением Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию необходимо также изменить подходы к определению резидентства и совершенствованию информационной базы по валютным операциям и потокам капитала.
 
Совершенствование законодательства в сфере страхования и страховой деятельности
Требуется дальнейшее развитие страхового рынка. В частности, необходимо совершенствование законодательной и методологической базы, укрепление стабильности и надежности национальной страховой индустрии, повышение страховой культуры населения, обеспечение возможности расширения осведомленности населения о его правах в сфере страховых услуг.
 
Совершенствование законодательства в сфере системы государственного управления
В целях реализации пяти институциональных реформ Плана нации "100 конкретных шагов: современное государство для всех" необходимо передать несвойственные государству функции в конкурентную среду и саморегулируемым организациям, что позволит расширить участие граждан в процессе принятия решений (шаг 97).
 
Совершенствование законодательства в сфере восстановления платежеспособности граждан
В целях создания условий для ослабления долговой нагрузки физических лиц требуется законодательно проработать вопрос введения института восстановления платежеспособности граждан. При этом необходимо предусмотреть меры, исключающие возможность использования данного института недобросовестными должниками для неисполнения своих обязательств.
 
Совершенствование законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ
В целях повышения уровня защищенности неотъемлемых прав граждан на жизнь и здоровье требуется модернизация существующей законодательной антинаркотической системы для обеспечения адекватности и своевременности принимаемых государством мер в противодействии производству и распространению как в отношении уже существующих новых синтетических наркотиков, так и их видов, появление которых возможно в будущем
 

Первое полугодие 2018 года
 

Совершенствование законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений
В целях повышения эффективности управления водными ресурсами, формирования действенной системы безопасности гидротехнических сооружений с учетом международного опыта их эксплуатации требуется на законодательном уровне разграничить функции участников процесса обеспечения безопасности гидротехнических сооружений с созданием эффективной системы их взаимодействия.
 
Совершенствование законодательства в сфере охраны и использования историко-культурного наследия
Необходимо актуализировать законодательную базу в области охраны и использования объектов историко- культурного наследия, конкретизировать правовые механизмы регулирования археологической деятельности и проведения научно-реставрационных работ на объектах историко- культурного наследия.
 
Совершенствование законодательства в сфере здравоохранения
Необходимо рассмотреть вопрос о страховании ответственности медицинских и фармацевтических работников за причинение вреда жизни и здоровью пациента при осуществлении профессиональной деятельности.
Также требует четкой регламентации право граждан на возмещение вреда, причиненного здоровью неквалифицированными действиями медицинских работников при назначении и применении лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
 
Совершенствование законодательства в сфере образования и науки
В целях реализации Плана нации "100 конкретных шагов: современное государство для всех" и повышения качества человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭСР планируются в том числе внедрение подушевого Финансирования в старшей школе и создание системы стимулирования успешных школ (шаг 76).
Подушевое финансирование должно заключаться в переходе от финансирования затрат образовательных учреждений к финансированию затрат на обучение учащихся в зависимости от их численности.
 
Совершенствование законодательства в сфере транспорта
Транспортная отрасль требует постоянного совершенствования законодательства в условиях динамично развивающейся рыночной среды и оптимизации функций транспортного контроля.
Реализация данных задач должна соответствовать целям формирования благоприятной предпринимательской среды и создания в целом условий для дальнейшего стабильного социально-экономического развития
 

2018- 2019 годы (4 сессия)
 

Законодательство в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими; регулирования парниковых газов и озоноразрушающих веществ; страхования в растениеводстве; модернизации экономических институтов, направленных на развитие конкуренции и частного сектора
 

Второе полугодие 2018 года
 

Совершенствование законодательства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими
В целях принятия эффективных превентивных мер, направленных на сокращение распространения наркомании и связанных с ней правонарушений, необходимо законодательно регламентировать основания и порядок проведения наркотестирования, в том числе следует определить перечень лиц и профессий, подлежащих социально-психологическому тестированию на наркотики.
 
Совершенствование законодательства в сфере регулирования парниковых газов и озоноразрушающих веществ
Следует продолжить работу по приведению национального законодательства в сфере регулирования парниковых газов и озоноразрушающих веществ в соответствие с принятыми международными обязательствами.
 
Совершенствование законодательства в сфере страхования в растениеводстве
Необходимо повысить заинтересованность страховых компаний и производителей продукции в страховании в растениеводстве путем обеспечения защиты их имущественных интересов от последствий неблагоприятных природных явлений за счет максимально достаточных страховых выплат, улучшения уровня агротехнологий, а также оценки рисков
 

Первое полугодие 2019 года
 

Совершенствование законодательства в сфере модернизации экономических институтов, направленных на развитие конкуренции и частного сектора
Для поступательного развития конкуренции и частного сектора будут приняты меры, направленные на сокращение роли государства в экономике, поддержку малого и среднего бизнеса, совершенствование системы защиты интеллектуальной собственности.
Модернизации экономических институтов также будет способствовать дальнейшее совершенствование разрешительной системы
 

2019- 2020 годы (5 сессия)
 

Уголовное законодательство; законодательство в сфере водных ресурсов; религиозной деятельности и религиозных объединений
 

Второе полугодие 2019 года
 

Совершенствование уголовного законодательства
Приоритетом развития уголовного законодательства является дальнейшее повышение эффективности борьбы с преступностью и уголовно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов государства и общества.
Важными являются поступательное развитие уголовного права с учетом двухвекторности уголовной политики согласно концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, а также адаптация уголовного законодательства к современным условиям.
 
Совершенствование законодательства в сфере водных ресурсов
Качество водных ресурсов является одним из основных факторов устойчивого развития Казахстана, и его ухудшение может создать проблемы с обеспечением населения доброкачественной питьевой водой.
В этой связи необходимо выработать эффективную систему обеспечения безопасности природных водных ресурсов
 

Первое полугодие 2020 года
 

Совершенствование законодательства в сфере религиозной деятельности и религиозных объединений
Необходимо в дальнейшем совершенствовать область регулирования миссионерской и религиозной деятельности, а также деятельности по распространению религиозной литературы и иных информационных материалов религиозного содержания, предметов религиозного назначения
 

2020- 2021 годы (6 сессия)
 

Законодательство в сфере деятельности микрофинансовых организаций; по переходу Республики Казахстан к "зеленой экономике"
 

Второе полугодие 2020 года
 

Совершенствование законодательства в сфере деятельности микрофинансовых организаций
После завершения переходного периода, предусмотренного для микрокредитных организаций, который согласно Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан ориентировочно завершится к 2020 году, на основании полученной информации в рамках контроля и надзора за данными организациями будут рассмотрены возможности внедрения новых услуг микрофинансовых организаций, а также введения новых регуляторных требований
 

Первое полугодие 2021 года
 

Совершенствование законодательства по переходу Республики Казахстан к "зеленой экономике"
В целях реализации второго этапа (2020-2030 годы) Концепции по переходу Республики Казахстан к "зеленой экономике" требуется преобразование национальной экономики с ориентацией на бережное использование воды, поощрение и стимулирование развития и широкое внедрение технологий возобновляемой энергетики