Қостанай қаласының канализация жүйесін пайдалану қағидасын бекіту туралы

Қостанай облысы Қостанай қаласы әкімдігінің 2006 жылғы 29 наурыздағы № 593 қаулысы. Қостанай облысы Қостанай қаласының Әділет басқармасында 2006 жылғы 4 мамырда № 9-1-48 тіркелді. Күші жойылды - Қостанай облысы Қостанай қаласы әкімдігінің 2008 жылғы 25 қыркүйектегі № 2385 қаулысымен

      Ескерту. Күші жойылды - Қостанай облысы Қостанай қаласы әкімдігінің 2008.09.25 № 2385 қаулысымен.
      "Қазақстан Республикасындағы жергiлiктi мемлекеттiк басқару туралы" Заңының 31 бабы 7 тармақшасына сәйкес, қалалық канализация жүйесін пайдаланудағы жұмысын жақсарту мақсатымен, қоршаған ортаға теріс әсер ететін тазартылмаған өндірістік ағынды суларын жібермеу мақсатымен Қостанай қаласының әкiмдiгi ҚАУЛЫ ЕТЕДI:

      1. "Қостанай қаласының канализация жүйесiн пайдалану Қағидасы" бекiтiлсiн.
      2. "Қостанай қаласының канализация жүйесін пайдалану қағидасы" Қостанай қаласының әділет басқармасында тіркелсін.
      3. 2005 жылғы 11 наурыздағы бекітілген Қостанай қаласы әкімдігінің № 255 "Қостанай қаласының канализация жүйесіне өндірістік ағынды суларды қабылдау қағидасының" күші жойылсын.
      4. Осы қаулының орындалуына бақылау жасау қала әкімінің орынбасары С.М. Тукеновке жүктелсін.

      Қала әкімі

Қостанай қаласы әкімдігі
қаулысымен бекітілген   
29 наурыздағы 2006 жылы 
№ 593                   

Қостанай қаласының канализация жүйесін
пайдалану қағидасы

1. Жалпы қағидалар

      1. "Қостанай қаласының канализация жүйесімен пайдалану қағидасы" (бұдан былай қағида) жеткілікті тазартылмаған қалалық ағынды суларынан су қоймаларын қорғауды қамтамасыз етуге, қала канализация құрылыстары жүйесіндегі жұмыстарының бұзуын алдын алуға, қаланың канализация жүйесіне өндіріс ағынды суларын дұрыс қабылдауын ұйымдастыруда құрылыстарының қауіпсіздігі мен пайдалану жұмыстарының тиімділігіне бағытталған.
      2. Осы Қағида 2003 жылғы 9 шiлдедегi Қазақстан Республикасының Су кодексiнiң, 1997 жылғы 15 шiлдедегi Қазақстан Республикасының "Қоршаған ортаны қорғау туралы" Заңы негiзiнде әзiрленген.
      3. Бұл Қағида қаланың канализация жүйесіне өндіріс ағынды суларды жіберуші барлық шаруашылық жүргізетін субьектілерге; олардың шаруашылық қызметі мен меншік түріне қарамастан міндетті болып табылады.
      4. Табиғи ресурстар мен қоршаған ортаны қорғау Министрлігі берген қоршаған ортаны ластау рұқсатына сүйене отырып, қала канализация және су құбыры жүйесін пайдалануды жүзеге асыратын кәсіпорын (бұдан былай) су құбыры канализациялық шаруашылық кәсіпорын су ағызу мен өндіріс ағынды суларды қаланың канализация жүйесіне жіберуге шаруашылық жүргізуші субъектілермен типтік үлгіде шарт жасасады.
      5. Су құбыры канализациялық шаруашылық кәсіпорны осы қағида талаптарын шаруашылық жүргізуші субъектілердің сақтауын қадағалауды жүзеге асыру міндетті, ал ол бұзылған жағдайда кінәлі адамдарға материалдық шығынды толық өтеу жөнінде талап қояды.
      6. Өндірістік ағынды сулардың сапа сипаттамаларының негізгі түсініктері, терминдері мен анықтамалары:
      1) Абонент-тұтынушы, таратылған жаппай қызмет түрлерінің шаруашылығымен пайдаланушы;
      2) сатып алушы-кәсіпкер (заңды тұлға, фирма) жеткізушіге бір тауар жеткізуге, немесе басқа бір қызмет көрсетуіне тапсырыспен жүгінеді;
      3) бас жобалаушы - фирма немесе ұйым мердігерлік келісім шарт бойынша кешенді өнеркәсіп немесе басқа объектіге жобалау жасайды;
      4) СБAЗ - синтетикалық беттік әрекеттік заты;
      5) рН - сутек көрсеткіші (орташа реакциясы);
      6) ОХТ - оттегін химиялық тұтыну;
      7) ОБТ - оттегін биологиялық тұтыну;
      8) ЖШШ - жарамды шектеліп шоғырлануы;
      9) СКШ - су құбыры канализация шаруашылығы.

2. Қала канализациясына өнеркәсіп
кәсіпорындарының ағынды суларын қабылдау шарттары

      7. Қостанай қаласының канализация жүйесiне шаруашылық тұрмыстық ағынды сулар қолданылады. Өндiрiстiк қоқыс ағынды сулар қалалық канализация жүйесiне су шаруашылық ұйымының рұқсатымен, келiсiмiмен жалпы қалалық желiлерiнiң тазарту ғимараты, техникалық жағдайда егерде қоқыс ағынды суларға канализация жүйесi және имараттардың жағдайын бұзбаса, желiлерiнiң қауіпсiздiгiн, зиян заттектердi қолдамайды, осы әдiсте қолданылмайтын анықтау, зертханаға қолайлы өндiрiс және бақылау ұйымының қамтамасыз етедi.
      8. Құрылыс, қайта жаңарту тарату, тоқтатып қою кәсiпорын басқа да имараттар, су объектiлерiнiң жағдайына әсер ететiн, Қазақстан Республикасының қоршаған ортаны қорғау орталық орындаушының қорытындысы жағдайы арқылы жүзеге асырылады, уәкiлеттi органның қолдануымен, уәкiлеттi органның саласындағы тұрғындарының санитарлық эпидемиологиялық жағдайын жақсартып, уәкiлеттi өнеркәсiп саласында қауiпсiздiгi жүзеге асырылады.
      9. Қайта жаңарту объектiлерiнiң жаңа желiлерiне тыйым салынады, қамтамасыз етiлмеген имараттар мен құрылыстар есепке алынады, зиянды әсер ететiн, ластануы мен қоқысты тастауы, және де су тұтынушыларының құрал есебiмен ағынның тасталуы.
      10. Қала канализация жүйесіне өндірістік ағынды суларының құрамында кездесетін:
      1) құбыр, құдық, торларды бітейтін, немесе құбыр, құдық, тор қабырғаларына шөгіндірілетін заттар: (құм, гипс, каныга, металл жаңқалары және тағы басқа заттар);
      2) құбыр материалдарын және канализация құрылыстарының бұзылуына әсер ететін заттар;
      3) ағынды сулардың биологиялық тазартуына кедергі жасайтын шоғырландыру зиянды заттар;
      4) қауіпті бактериялық ластау;
      5) ерімейтін май, сондай-ақ смола мен мазут;
      6) биологиялық "қатқыл" синтетикалық беттік әрекеттік зат;
      7) тек минералдық заттар;
      8) биологиялық қиын қышқылданатын органикалық заттар;
      9) сілтілер, жанатын қоспалар, ерітілген газ тектес заттар, олар канализация жүйесі мен құрылыстарында жарылу қауіпі бар қоспа туғызуы мүмкін (бензин, диэтилді эфир, дихлорэтан,бензол және басқалары);
      10) канализация жүйесі мен құрылыстарда улы газ құрайтыт заттар (күкіртті су тегі, көмір тегі қышқылы, жеңіл буланатын хош иісті көмір су тегі), жіберуге тиым салынады.
      11. Сондай - ақ қала канализация жүйесіне:
      1) температурасы Цельсий бойынша 400 градустан асатын рН, 6,5 - тен төмен, немесе 9,0 - ден жоғары өндірістік ағынды су;
      2) шоғырланған маттық немесе текшелік қоспалар;
      3) өндірістік ағынды суды лықсыта жіберу;
      4) топырақ, құрылыстық және тұрмыстық қоқыстар, сондай-ақ басқа да өндірістік және шаруашылық қалдықтарын;
      5) өндірістік үрдісте лайланбаған өндірістік ағынды су (нормалы таза).
      12. СКШ кәсіпорындары үшін белгіленген, қала канализациясына өндіріс ағынды суларының құрамында лайлы заттардың шегінен шығатын қашыртқыларды су объектісіне жіберуге тыйм салынады.
      1) РН 6-9;
      2) өлшенген заттар 343,4;
      3) ОХТ 478,4;
      4) ОБТ 324,9;
      5) аммоний азоты 18,9;
      6) нитраттар 45;
      7) нитриттер 3,86;
      8) мұнай өнімдері 1,68;
      9) эфирде еритін 25;
      10) СБAЗ 1,03;
      11) темір 0,9;
      12) хлорид 350;
      13) сульфаттар 630,2;
      14) марганец 0,67;
      15) фосфаттар 5,0;
      Басқа лайлануларына ЖШШ балық шаруашылығы су қоймаларына ЖШШ деңгейінде белгіленеді.
      Ескерту: ЖШШ заттарына жетуге өндіріс ағынды суларына таза, таза нормативті және басқа таза суларды араластыруға мүлдем тыйм салынады.
      13. Қала канализация жүйесіне заттардың өзара әрекеттесуі арқылы эмульсия, улы газ және жарылғыш газ құруға әкеліп соқтыратын, сондай-ақ көп мөлшерлі ерімейтін заттар құрайтын (кальций немесе магний тұзы және сілті ерітінділері, сода және қышқыл су, натрий сульфиді және сілті, хлор, фенол және тағы басқа заттар) өндірістік ағынды суларды біріктіруге мүмкіндік берілмейді.
      14. Өндірістік ағынды суды қала канализация жүйесіне ағызу кәсіпорыннан тысқары орналасқан бақылау құдығындағы міндетті қондырғымен дербес жіберу арқылы жүзеге асырылады. Әрбір су жіберген сайын ағынды судың шығынын және сапасын тұрақты бақылау үшін өндірістік кәсіпорындар және басқа да абоненттерде қажетті құралдар болуға тиіс (үлгі алатын автоматты құралдар, шығын өлшегіштер және қажет болса пломба салынатын автоматты құралдар). Бақылау құдықтарын кәсіпорын жасайды.
      15. Егер өндірістік ағынды су мөлшері мен құрамы тәулік ішінде өзгеретін болса, өндірістік кәсіпорындар мен басқа да абоненттерде арнайы орташаландыратын ыдыстар қойылуға тиіс, олар өндірістік ағынды суды тәулік бойы бір мөлшерде ағуын қамтамасыз етуге тиіс.

3. Қала канализациясына су жіберу және
өндірістік ағынды суларын қабылдауының
шарттарын жасасу тәртібі

      16. Өнеркәсіп кәсіпорындары қала канализациясына өндірістік ағын суды тек СКШ су жіберуге және ағынды суды қабылдауға шарты болған жағдайда ғана жібере алады.
      17. Жаңа және қайта жаңартуға жататын өнеркәсіп кәсіпорындары канализация жүйесін жобалауға дейін кәсіпорын - тапсырыс беруші немесе оның тапсырмасымен бас жобалаушы СКШ жобаланатын нысанды қала канализация жүйесіне қосудың техникалық шарттарын алуға тиіс.
      18. Өнеркәсіп кәсіпорнын қала канализация жүйесіне қосудың техникалық шарттары қала ағынды суының мөлшері мен сапалық көрсеткіштері бойынша канализация жүйесі қуатының резерві болған жағдайда беріледі.
      19. Жүйе мен құрылысты жобалауға, жаңасының су жіберуіне техникалық шарттардың мазмұны, құрамы, беру тәртібі, келісуі және бекітілуі, сондай - ақ жұмыс істеп тұрған нысандарды кеңейтуі, қайта жаңарту және техникалық қайта жарақтандыру мәселелері қазақстан Республикасының қолданылып жүрген заңнамасына сәйкес белгіленген.
      20. Егер шарт бойынша өндірістік ағынды суды қабылдағанда оны жаңа өнеркәсіптік кәсіпорында жергілікті тазарту қажет болса, онда СКШ бұл кәсіпорындарды ағын суды қала канализациясының тазарту орнына қабылдау үшін мүмкін болатындай дәрежеде тазартуды қамтамасыз ететін жергілікті құрылысты пайдалануға бергеннен кейін ғана қала канализация жүйесіне қосуға рұқсат береді.
      21. Өндірістік кәсіпорыннан ағын суды ағызуға қажетті құжаттарды алғаннан соң СКШ бір ай мерзімде материалдарды қарайды және су жіберу мен өндірістік ағын суды қабылдауға шарт рәсімдейді.

4. Қала канализациясына өндірістік ағынды
су жіберудің бақылау тәртібі

      22. Өнеркәсіп кәсіпорындары қала канализациясына жіберілетін өндірістік ағынды судың мөлшері мен сапасын тұрақты бақылауын жүзеге асырады, жүйелер мен имараттарды жұмысқа түзу жағдайында сақтауға міндетті.
      23. Бақылау өндірістік ағынды суды тазарту жөніндегі жергілікті құрылыс кешеніне дейін және одан кейін, бақылау құдықтарынан ағынды судың құрамына талдау жасау арқылы жүзеге асырылады, сондай - ақ қала канализация жүйесіне жіберілген ағынды судың әр легінің мөлшерін бақылау құдықтарында өлшеу арқылы жүргізіледі.
      24. Өнеркәсіп кәсіпорындары СКШ талап етуі бойынша ағынды судың көлемі, сапалық құрамы және әр ағызған сайын жіберу тәртібі жөнінен мәлімет беруге міндетті. Кәсіпорын басшысы берілген есептің дұрыстығына жауапты болады.
      25. СКШ осы қағидаға сәйкес және белгіленген мерзімде өндірістік ағынды суды жіберудің сәйкестігіне қажетті бақылау жасайды.
      26. Өнеркәсіп кәсіпорындары өндірістік ағынды су сапасы нашарланған жағдайда, адуын ағынның, апаттық-қалпына келтіру жұмыстарының барлық жағдайында СКШ, сондай-ақ экология және биоресурстар аумақтық орган - дарға жедел хабарлауға және жағдайды жақсарту шараларын өткізуге тиіс.
      27. Қала канализациясына өндірістік ағынды суларын жіберуді жүзеге асыратын өнеркәсіп кәсіпорындары СКШ тәулік бойында ағынды суларын бақылауына мүмкіндік жасап, қамтамасыз етуге міндетті, сонымен қатар қажетті құжаттарды, құрылғыларды, құралдарды пайдаланушы персоналды ұсынады.
      28. Кәсіпорындарда тексеріске үлгі алу, тәуліктің кез келген уақытында жүзеге асырылуы мүмкін. Ағынды судың үлгісін талдауға алу "Жер беті сулары мен ағынды суларды химиялық талдауға алу жөніндегі нұсқаулыққа" сәйкес кәсіпорынның жауапты өкілімен бірге СКШ өкілі жүзеге асырады.
      Егер автоматикалық сынамалағыш бақылау құдығында болмаған жағдайда, талдау сынамасы бір алынады. Сынамалар алыну жиілігі химиялық талдау сынамаларының кестесіне сәйкес регламенттеледі.
      29. Сынамалар алынғанға белгіленген тәртіппен үш дана акт жасалады, оған СКШ және бақылаудағы кәсіпорын өкілдері қол қояды. Бір актімен бірнеше жіберілімнен алған үлгіні рәсімдеуге болады.
      30. Алынған сынамалар сол күні Мемстандарт аттестациядан өткізген СКШ зертханасына өндірістік ластану бойынша талдау жасауға жіберіледі.
      Yлгіні алушымен персонал талдау нәтижесінің дұрыстығына қолданыстағы заңнамаға сәйкес дербес жауап береді.
      31. Абонент алынған сынама үлгісін бір уақытта тәуелсіз экспертизаға жіберуге құқығы бар.
      32. Талдау жасауға талдау жұмысын орындау үшін қолданыстағы әдістемеде қарастырылған уақыт бөлінеді. Талдауды өткізу СКШ арқылы кесте бойынша жүргізіледі, ал кәсіпорындардың тапсырыс беруі бойынша - сол кәсіпорындар арқылы жүргізіледі. Ағынды суда ластағыш зат мөлшері көбейгені белгілі болса СКШ бірден кәсіпорында ластануды төмендетуге қажетті шара қолдануын немесе қала канализациясына ағынды су жіберуді тоқтатуын хабарлайды.
      33. Талдау нәтижесі ЖШШ белгіленгеннен асып кетсе кәсіпорын ағынды суды қалалық канализацияға жіберуді тоқтатып, ластануды белгіленген шекке дейін төмендету үшін шұғыл шара қолдануға міндетті. Ластануға соқтырған себептер жойылғаннан кейін кәсіпорын үлгіні қайталап алуға тапсырыс береді.

5. Қостанай қаласының канализациясына
жүйесін пайдалану ережесі

      34. Өнеркәсіп кәсіпорындары кәсіпорынның технологиялық үдерісінде пайдаланылатын және осы Қағидада көрсетілмеген өндірістік ағынды суды, реагенттерді және де басқа заттарды жіберуіне байланысты СКШ құрылыстарында пайда болған паттарда немесе қауіпті жағдайларға, Қағида белгіленген тәртіпті сақтамай су көздеріне жеткілікті тазартылмаған суды ағызғаны үшін жауапкершілікте болады. Өнеркәсіп кәсіпорнының Қағида талаптарын сақтамағаны үшін жауапкершілігі қолданыстағы заңнамаға сәйкес белгіленеді.
      35. Жаңа өнеркәсіп кәсіпорнын қалалық канализацияға қосу кезеңінде, экологиялық талаптарға жауап бермейтін, сондай-ақ тазарту құрылыстары аяқталмаған кәсіпорындарын пайдалануға енгізуге тыйм салынады.
      36. Өнеркәсіп кәсіпорындары Қағида көрсетілген өндірістік ағынды суды ағызу талаптарды орындаған жағдайына, тазарту имараттарының тиімді жұмыс жүргізуіне СКШ кәсіпорны қала канализация жүйесінде техникалық жағдайымен, қағида бұзушыларды уақытында анықтап шара қолдануға жауап береді және бұл жөнінде қоршаған ортаны қорғау облыстық аумақтық басқармасына хабарлайды.
      37. Егер ластайтын заттардың концентрациясы осы Қағидада белгіленген нормадан жоғары болған жағдайда СКШ кәсіпорны шекті шоғырлануынан асып кеткен ластануды тазарту үшін қосымша абоненттік төлем алады.
      38. Қосымша төлем алуға негіз болып табылатындар:
      1) ластағыш заттар жіберуге болатын деңгейден асып кеткен ағынды суды жібергені үшін қосымша төлем есебі;
      2) ластанған заттардың ЖШШ асып кеткені көрсетілген талдаудың хаттамасы;
      3) ағынды суды тексеру үшін алынған үлгіге акт.
      39. Қосымша төлем есебі әрбір ағын су жіберу фактісіне жасалады. Кәсіпорын әрбір ағын су жіберуге кеткен шығынды көрсетпеген жағдайда қосымша төлем ағын судың барлық көлеміне барынша ластанған ретінде есептеледі.
      40. Қосымша төлем кәсіпорын басшыларын қоршаған ортаға, жүйеге, құрылысқа және басқа нысандарға келтірген зиянның орнын толтыруға деген жауапкершіліктен босатпайды.
      41. Осы Қағида тыйм салған ластайтын заттарды қала канализация жүйесіне жіберуді бірнеше рет қайталаған, әртүрлі себептермен өндірістік ағынды суға бақылауды қамтамасыз етпеген кәсіпорындар қалалық сумен қамтамасыз ету және коммуникация жүйесінен ағытылуы мүмкін.
      42. ЖШШ кәсіпорын қала канализация жүйесіне келтірген зиянын төлеу үшін өнеркәсіп кәсіпорындарына белгіленген тәртіппен претензия мен талап қоюға міндетті.

Об утверждении Правил эксплуатации системы канализации города Костаная

Постановление акимата города Костаная Костанайской области от 29 марта 2006 года № 593. Зарегистрировано Управлением юстиции города Костаная Костанайской области 4 мая 2006 года № 9-1-48. Утратило силу - Постановлением акимата города Костаная Костанайской области от 25 сентября 2008 года № 2385

      Сноска. Утратило силу - Постановлением акимата города Костаная Костанайской области от 25.09.2008 № 2385.
      В соответствии с подпунктом 7 статьи 31 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении в Республики Казахстан", в целях улучшения работы и эксплуатации городской системы канализации, исключения сброса неочищенных производственных сточных вод, отрицательно влияющих на окружающую среду, акимат города Костаная ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить "Правила эксплуатации системы канализации города Костаная".
      2. Зарегистрировать "Правила эксплуатации системы канализации города Костаная" в управлении юстиции города Костаная.
      3. Отменить постановление акимата города Костаная от 11 марта 2005 года № 255 "Об утверждении "Правил приема производственных сточных вод в систему канализации города Костаная".
      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Акима города Тукенова С.М.

      Аким

Утверждены             
постановлением акимата 
от 29 марта 2006 года  
№ 293                  

ПРАВИЛА
эксплуатации системы канализации города Костаная

1. Общие положения

      1. Настоящие "Правила эксплуатации системы канализации города Костаная" (далее Правила) направлены на обеспечение охраны водоемов от загрязнения недостаточно очищенными городскими сточными водами, предотвращения нарушений в работе сетей и сооружений канализации города, повышения эффективности работы этих сооружений и безопасности их эксплуатации за счет правильной организации приема производственных сточных вод в канализационную сеть города.
      2. Настоящие Правила разработаны на основании Водного кодекса Республики Казахстан от 9 июля 2003 года, Закона Республики Казахстан от 15 июля 1997 года "Об охране окружающей среды".
      3. Данные правила являются обязательными для всех хозяйствующих субъектов, независимо от вида их хозяйственной деятельности и формы собственности, сбрасывающих производственные сточные воды в канализационную сеть города.
      4. Предприятие, осуществляющее эксплуатацию систем водопроводно-канализационного хозяйства города (далее Предприятие ВКХ), исходя из Разрешения на загрязнение окружающей среды, выдаваемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, заключает с хозяйствующими субъектами двухсторонние договора на отпуск воды и сброс производственных сточных вод в канализационную сеть города.
      5. Предприятие ВКХ обязано осуществлять контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами требований настоящих Правил, а в случае их нарушения предъявлять требования к виновным лицам о возмещении материального ущерба в полном объеме.
      6. Основные понятия, термины и определения, характеризующие качество производственных сточных вод:
      1) Абонент - потребитель, пользователь распространенного вида услуг;
      2) предприятие заказчик - покупатель (юридическое лицо, фирма), обратившаяся к поставщику с заявкой на поставку какого-либо товара или выполнение каких-либо услуг;
      3) генеральный проектировщик - организация или фирма, выполняющая по подрядному контракту проектирование комплектного промышленного или другого объекта;
      4) СПАВ - синтетические поверхностно-активные вещества;
      5) рН - водородный показатель (реакция среды);
      6) ХПК - химическая потребность кислорода;
      7) БПК- биологическая потребность кислорода;
      8) ПДК - предельно-допустимая концентрация;
      9) ВКХ - водопроводное канализационное хозяйство.

2. Условия приема производственных сточных вод
промышленных предприятий в городскую канализацию

      7. В систему канализации города Костаная принимаются хозяйственно - бытовые сточные воды. Сброс производственных сточных вод в городскую канализационную сеть разрешается по согласованию с водохозяйственной организацией, эксплуатирующей городские очистные сооружения, при наличии технических условий на сброс стоков и при условии, если состав сбрасываемых сточных вод не вызывает нарушений в работе канализационных сетей и сооружений, обеспечивает безопасность их эксплуатации и не содержит вредных веществ, на которые отсутствуют методы определения, доступные лабораториям производства и контролирующих органов.
      8. Строительство, реконструкция, эксплуатация, консервация, ликвидация предприятий и других сооружений, влияющих на состояние водных объектов, осуществляются при наличии положительного заключения центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды, уполномоченного органа по использованию и охране недр, уполномоченного органа в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и уполномоченного органа в области промышленной безопасности.
      9. Запрещается ввод в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, не обеспеченных сооружениями и устройствами, предотвращающими вредное воздействие, загрязнение и засорение вод, а также не оснащенных приборами учета потребления воды и сброса стоков.
      10. В систему канализации города запрещается сбрасывать производственные сточные воды, содержащие:
      1) вещества, которые способны засорять трубы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках труб, колодцев, решеток (окалина, песок, известь, гипс, каныга, металлическая стружка и тому подобное);
      2) вещества, оказывающие разрушающее действие на материал труб и элементы сооружений канализации;
      3) вредные вещества в концентрациях, препятствующих биологической очистке сточных вод;
      4) опасные бактериальные загрязнения;
      5) нерастворимые масла, а также смолы и мазут;
      6) биологически жесткие СПАВ;
      7) только минеральные вещества;
      8) биологически трудно окисляемые органические вещества;
      9) кислоты, горючие примеси, растворенные газообразные вещества, способные образовывать взрывоопасные смеси в канализационных сетях и сооружениях (бензин, диэтиловый эфир, дихлорэтан, бензол и другие);
      10) вещества, способные образовывать в канализационных сетях и сооружениях токсичные газы (сероводород, окись углерода, пары легко летучих ароматических углеводородов).
      11. Запрещается также сбрасывать в систему канализации города:
      1) производственные сточные воды, имеющие температуру свыше 400 по Цельсию, рН ниже 6,5 или выше 9,0;
      2) концентрированные маточные или кубовые растворы;
      3) залповые сбросы производственных сточных вод;
      4) грунт, строительный и бытовой мусор, а также другие производственные и хозяйственные отходы;
      5) производственные сточные воды, не загрязненные в производственных процессах (нормативно-чистые).
      12. Запрещается сбрасывать в систему канализации города производственные сточные воды, состав которых может привести к превышению предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект, установленного для Предприятия ВКХ:
      1) РН 6-9;
      2) взвешенные вещества 343,4;
      3) ХПК 478,4;
      4) БПК 324,9;
      5) азот аммонийный 18,9;
      6) нитраты 45;
      7) нитриты 3,86
      8) нефтепродукты 1,68;
      9) эфирорастворимые 25;
      10) СПАВ 1,03;
      11) железо 0,9;
      12) хлориды 350;
      13) сульфаты 630,2;
      14) марганец 0,67;
      15) фосфаты 5,0;
      По другим загрязнениям предельно-допустимые концентрации устанавливаются на уровне предельно - допустимых концентраций для рыбохозяйственных водоемов.
      Примечание: достижение предельно-допустимых концентраций веществ в производственных сточных водах путем разбавления чистыми, нормативно - чистыми и другими чистыми водами категорически запрещается.
      13. В системе канализации города не допускается объединение производственных сточных вод, взаимодействие веществ в которых может привести к образованию эмульсий, токсичных и взрывоопасных газов а также большого количества нерастворимых веществ (сточных вод, содержащих соли кальция или магния и щелочных растворов, соду и кислые воды, сульфид натрия и воды с чрезмерным содержанием щелочи, хлор и фенолы и другие вещества).
      14. Сброс производственных сточных вод в систему канализации города должен осуществляться самостоятельными выпусками с обязательным устройством контрольного колодца, размещаемого за пределами предприятия. Указанные выпуски промышленные предприятия и другие абоненты должны оборудовать приспособлениями (автоматическими пробоотборниками, расходомерами и в случае необходимости пломбируемыми автоматическими запорными устройствами) для постоянного контроля за расходом и качеством сточных вод по каждому выпуску. Контрольные колодцы выполняются предприятием.
      15. В случае, когда количество и состав производственных сточных вод изменяется в течение суток, на промышленных предприятиях и других абонентах должны устанавливаться специальные емкости-усреднители, обеспечивающие равномерный в течение суток сброс производственных сточных вод.

3. Порядок заключения договоров на отпуск воды
и прием производственных сточных вод в городскую канализацию

      16. Сброс производственных сточных вод в городскую канализацию может производиться промышленными предприятиями только при наличии договора на отпуск воды и прием сточных вод, заключенного с ВКХ.
      17. До начала проектирования систем канализации новых и подлежащих реконструкции промышленных предприятий, предприятие-заказчик или по его поручению генеральный проектировщик обязаны получить у предприятия ВКХ города технические условия на подключение проектируемого объекта к системе городской канализации.
      18. Технические условия на подключение промышленного предприятия к системе городской канализации могут быть выданы при наличии резервов мощности систем канализации как по количеству, так и по качественным показателям городских сточных вод.
      19. Содержание, состав, порядок выдачи, согласования и утверждения технических условий на проектирование сетей и сооружений, водоотведения новых, а также расширения, реконструкции и техническое перевооружение действующих объектов установлено в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
      20. Если по условиям приема производственных сточных вод требуется их локальная очистка на новых промышленных предприятиях, то предприятие ВКХ разрешает присоединение к системам канализации города этих предприятий только после ввода на них в эксплуатацию локальных сооружений, обеспечивающих очистку производственных сточных вод до степени, допустимой для приемки их на очистные сооружения канализации города.
      21. При получении от промышленного предприятия необходимой документации на отведение сточных вод предприятие ВКХ в месячный срок рассматривает материалы и оформляет договор на отпуск воды и прием производственных сточных вод.

4. Порядок контроля за сбросом
производственных сточных вод в городскую канализацию

      22. Промышленное предприятие обязано осуществлять постоянный контроль за количеством, качеством производственных сточных вод, сбрасываемых в городскую канализацию, содержать сети и сооружения в исправном состоянии.
      23. Контроль осуществляется путем анализов состава сточных вод до и после комплекса локальных сооружений по очистке производственных сточных вод, в контрольных колодцах, а также измерением количества сбрасываемых сточных вод в контрольных колодцах по каждому выпуску в городскую канализационную сеть.
      24. Промышленное предприятие обязано по требованию предприятия ВКХ представлять сведения об объемах сточных вод, качественном составе и режиму сброса, по каждому их выпуску. Руководитель предприятия несет ответственность за достоверность представляемых отчетных данных.
      25. Предприятие ВКХ осуществляет необходимый контроль за соответствием сброса производственных сточных вод согласно настоящих Правил и в сроки, определенные предприятием ВКХ.
      26. О всех случаях ухудшения качества производственных сточных вод, залповых сбросах, проведения аварийно-восстановительных работ, промышленные предприятия должны немедленно информировать предприятие ВКХ, а также территориальные органы экологии и биоресурсов и принимают необходимые меры по улучшению создавшегося положения.
      27. Промышленные предприятия, осуществляющие сброс производственных сточных вод в городскую канализацию, должны обеспечить возможность проведения предприятием ВКХ в любое время суток контроля за сбросом сточных вод, включая представление необходимых документов, приборов, устройств, эксплуатационного персонала и так далее.
      28. Отбор проб на предприятиях может производиться в любое время суток. Взятие пробы сточных вод на анализ осуществляется представителем предприятия ВКХ совместно с ответственным представителем предприятия.
      В случае отсутствия в контрольном колодце автоматического пробоотборника, проба на анализ отбирается разовая. Частота отбора проб регламентируется графиком отбора проб на химический анализ.
      29. На отобранную пробу составляется установленной формы акт в трех экземплярах за подписями представителей предприятия ВКХ и контролируемого предприятия. Одним актом допускается оформлять отбор проб с нескольких выпусков.
      30. Отобранная проба в тот же день доставляется в лабораторию предприятия ВКХ, аттестованную Госстандартом, для выполнения анализов по промышленным загрязнениям.
      Пробоотборщик и персонал несут персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством за достоверность результатов анализов.
      31. Абонент имеет право направить одновременно отобранные пробы на независимую экспертизу.
      32. На проведение анализа отводится время, предусмотренное действующей методикой выполнения анализа. Проведение анализов по графику осуществляется за счет предприятия ВКХ, а по заявке предприятий - за счет этих предприятий. В случае выявления превышений загрязняющих веществ в сточных водах, предприятие ВКХ незамедлительно информирует предприятие для принятия мер по снижению загрязнения или прекращения сброса сточных вод в городскую канализацию.
      33. В случае превышения результатов анализа установленных ПДК, предприятие обязано прекратить сброс сточных вод в городскую канализацию, принять срочные меры по снижению загрязнений до установленных пределов. После устранения причины, вызывающей содержание загрязнений, предприятие дает заявку на повторный отбор пробы.

5. Ответственность и меры воздействия за нарушение
Правил эксплуатации системы канализации города Костаная

      34. Промышленные предприятия несут ответственность за нарушение по их вине установленных Правил, повлекшего сброс недостаточно очищенных вод в водные объекты, а также аварии или несчастные случаи, возникшие на сооружениях предприятия ВКХ в связи со сбросом производственных сточных вод, реагентов и других веществ и материалов, используемых в технологическом процессе промышленного предприятия и не регламентируемыми настоящими Правилами. Ответственность промышленного предприятия за соблюдением требований Правил определяется в соответствии с действующим законодательством.
      35. При подключении нового промышленного предприятия к городской канализации, запрещается ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и объектов, не отвечающих экологическим требованиям, а также с незавершенными очистными сооружениями.
      36. Предприятие ВКХ несет ответственность за техническое состояние системы канализации города при поступлении производственных сточных вод и эффективную работу очистных сооружений этой системы при условиях соблюдения промышленными предприятиями установленных в Правилах приема требований по сбросу производственных сточных вод, за своевременность принятых мер по выявлению нарушителей Правил, и информировать об этом областное территориальное управление охраны окружающей среды.
      37. В случае сброса производственных сточных вод, в которых загрязняющие вещества превышают установленные настоящими Правилами допустимые концентрации, Предприятие ВКХ взимает с абонентов дополнительную плату за обработку загрязнений, превышающих предельно допустимые концентрации.
      38. Основанием для взимания дополнительной платы является:
      1) расчет дополнительной платы за сброс сточных вод с содержанием загрязняющих веществ, превышающим допустимые;
      2) протокол анализа, где зафиксировано превышение ПДК загрязняющих веществ;
      3) акт на отбор пробы сточной воды.
      39. Расчет дополнительной платы производится по каждому выпуску отдельно. В случае непредставления предприятием расходов по каждому выпуску, дополнительная плата рассчитывается по максимально-загрязненному выпуску на весь объем стоков.
      40. Дополнительная оплата не снимает ответственности с руководителей предприятий за возмещение нанесенного ущерба окружающей среде, сетям, сооружениям и другим объектам.
      41. Предприятия, допускающие неоднократный сброс в городскую систему канализации загрязнений, запрещенных настоявшими Правилами, не обеспечивающие по различным причинам контроль промышленных стоков, могут быть отключены от системы городского водоснабжения и канализации.
      42. Предприятие ВКХ обязано предъявлять претензии и иски в установленном порядке промышленным предприятиям по возмещению ущерба, нанесенного системе канализации города.