Қашықтықтан медициналық қызметтерді ұйымдастыру, ұсыну және ақы төлеу қағидаларын бекіту туралы

Қазақстан Республикасы Денсаулық сақтау министрінің 2021 жылғы 1 ақпандағы № ҚР ДСМ-12 бұйрығы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2021 жылғы 3 ақпанда № 22151 болып тіркелді

      "Халық денсаулығы және денсаулық сақтау жүйесі туралы" Қазақстан Республикасының 2020 жылғы 7 шілдедегі Кодексі 129-бабының 5-тармағына сәйкес БҰЙЫРАМЫН:

      1. Қоса беріліп отырған қашықтықтан медициналық қызметтерді ұйымдастыру, ұсыну және ақы төлеу қағидалары бекітілсін.

      2. Қазақстан Республикасы Денсаулық сақтау министрлігінің Электрондық денсаулық сақтауды дамыту департаменті Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен:

      1) осы бұйрықты Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркеуді;

      2) осы бұйрықты ресми жарияланғаннан кейін оны Қазақстан Республикасы Денсаулық сақтау министрлігінің интернет-ресурсында орналастыруды;

      3) Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде осы бұйрықты мемлекеттік тіркегеннен кейін он жұмыс күні ішінде Қазақстан Республикасы Денсаулық сақтау министрлігінің Заң департаментіне осы тармақтың 1) және 2) тармақшаларында көзделген іс-шаралардың орындалу туралы мәліметтерді ұсынуды қамтамасыз етсін.

      3. Осы бұйрықтың орындалуын бақылау жетекшілік ететін Қазақстан Республикасының Денсаулық сақтау вице-министріне жүктелсін.

      4. Осы бұйрық алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасы
Денсаулық сақтау министрі
А. Цой

      "КЕЛІСІЛДІ"

      Қазақстан Республикасы

      Цифрлық даму, иновациялар және

      аэроғарыш өнеркәсібі министрлігі

  Қазақстан Республикасы
Денсаулық сақтау министрі
2021 жылғы 1 ақпандағы
№ ҚР ДСМ-12 Бұйрыққа
қосымша

Қашықтықтан медициналық қызметтерді ұйымдастыру, ұсыну және ақы төлеу ережелері

1-тарау. Жалпы ережелер

      1. Осы қашықтықтан медициналық қызметтерді ұйымдастыру, ұсыну және ақы төлеу қағидалары (бұдан әрі - Қағидалар) "Халық денсаулығы және денсаулық сақтау жүйесі туралы" Қазақстан Республикасының 2020 жылғы 7 шілдедегі Кодексі (бұдан әрі – Кодекс) 129-бабының 5 тармақшасына сәйкес әзірленді және қашықтықтан медициналық қызметтерді ұйымдастыру, ұсыну және ақы төлеу тәртібін айқындайды:

      2. Осы Қағидаларда мынадай терминдер мен анықтамалар пайдаланылады:

      1) ақпараттық-коммуникациялық технологиялар – аппараттық-бағдарламалық кешенді және телекоммуникация желісін қолдана отырып жүзеге асырылатын электрондық ақпараттық ресурстармен жұмыс істеу әдістерінің және ақпараттық өзара іс-қимыл әдістерінің жиынтығы;

      2) ақпараттандыру объектілері – электрондық ақпараттық ресурстар, бағдарламалық қамтылым, интернет-ресурс және ақпараттық-коммуникациялық инфрақұрылым;

      3) бейінді маман - жоғары медициналық білімі, денсаулық сақтау саласында сертификаты бар медицина қызметкері;

      4) денсаулық сақтау саласындағы уәкілетті орган (бұдан әрі - уәкілетті орган) - Қазақстан Республикасы азаматтарының денсаулығын сақтау, медицина және фармацевтика ғылымы, медициналық және фармацевтикалық білім беру, халықтың санитариялық-эпидемиологиялық саламаттылығы, дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың айналысы, медициналық қызметтер (көмек) көрсетудің сапасы саласында басшылықты және салааралық үйлестіруді жүзеге асыратын орталық атқарушы орган;

      5) емдеуші дәрігер - пациент медициналық ұйымда байқауда болған және емделген кезеңде оған медициналық көмек көрсететін дәрігер;

      6) консилиум - кемінде үш дәрігердің қатысуымен диагноз қою, емдеу тактикасын айқындау және ауруды болжау мақсатында адамды зерттеу;

      7) Қазақстан Республикасының ұлттық телемедицина желісі - қорғалған телекоммуникациялық инфрақұрылыммен біріктірілген және аппараттық-бағдарламалық кешендермен жарақтандырылған, уәкілетті органның қарамағындағы денсаулық сақтау ұйымдарының стационарлық және мобильдік телемедициналық орталықтарының желісі;

      8) қашықтықтан көрсетілетін медициналық қызметтер - аурулар мен жарақаттардың диагностикасы, оларды емдеу, медициналық оңалту және олардың профилактикасы, медицина қызметкерлерінің өзара, жеке тұлғалармен және (немесе) олардың заңды өкілдерімен қашықтықтан өзара іс-қимыл жасауын, көрсетілген адамдарды сәйкестендіруді, сондай-ақ олар жасайтын әрекеттерді құжаттауды қамтамасыз ететін цифрлық технологиялар арқылы зерттеулер мен бағалауды жүргізу мақсатында медициналық көрсетілетін қызметтерді ұсыну;

      9) медицина қызметкері - кәсіптік медициналық білімі бар және медициналық қызметті жүзеге асыратын жеке тұлға;

      10) медициналық көмек - дәрілік қамтамасыз етуді қоса алғанда, халықтың денсаулығын сақтауға және қалпына келтіруге бағытталған медициналық көрсетілетін қызметтер кешені;

      11) медициналық көрсетілетін қызметтер - денсаулық сақтау субъектілерінің нақты адамға қатысты профилактикалық, диагностикалық, емдеу, оңалту немесе паллиативтік бағыты бар іс-қимылдары;

      12) медициналық оңалту - пациент организмінің функцияларын сақтауға, бұзылған және (немесе) жоғалтқан функцияларын ішінара немесе толық қалпына келтіруге бағытталған медициналық көрсетілетін қызметтер кешені;

      13) медициналық ұйым - негізгі қызметі медициналық көмек көрсету болып табылатын денсаулық сақтау ұйымы;

      14) медициналық ақпараттық жүйе - денсаулық сақтау субъектілерінің процестерін электрондық форматта жүргізуді қамтамасыз ететін ақпараттық жүйе;

      15) мобильдік денсаулық сақтау - мобильдік телефондарды, дербес қалта компьютерлерін, медициналық аспаптарды және басқа да құрылғыларды қамтитын мобильдік құрылғыларды денсаулық сақтау мақсаттары үшін пайдалану;

      16) міндетті әлеуметтік медициналық сақтандыру (бұдан әрі – МӘМС) - әлеуметтік медициналық сақтандыру қорының активтері есебінен медициналық қызметтерді тұтынушыларға медициналық көмек көрсету жөніндегі құқықтық, экономикалық және ұйымдастырушылық шаралар кешені;

      17) міндетті әлеуметтік медициналық сақтандыру жүйесі - міндетті әлеуметтік медициналық сақтандыру жүйесіне қатысушылар арасындағы қатынастарды реттейтін мемлекет белгілейтін нормалар мен ережелердің жиынтығы;

      18) пациент-медициналық көмек көрсетуді талап ететін ауруының немесе жай-күйінің болуына немесе болмауына қарамастан, медициналық қызметтерді тұтынушы болып табылатын (болған) жеке тұлға;

      19) тасымалданатын медициналық құрылғылар - жеке тұлғаның денсаулық жағдайының көрсеткіштерін жинауға және беруге арналған мобильдік (тасымалданатын) құрылғылар;

      20) тегін медициналық көмектің кепілдік көлемі (бұдан әрі-ТМККК) - бюджет қаражаты есебінен берілетін медициналық көмектің көлемі;

      21) телемедицина желісі - қашықтықтан көрсетілетін медициналық қызметтерді ұсыну, оқыту және электрондық форматта медициналық ақпарат алмасу үшін медициналық жабдықпен жарақтандырылған және ақпараттық-коммуникациялық технологиялар арқылы біртұтас ақпараттық кеңістікке біріктірілген стационарлық және мобильдік телемедицина орталықтарының желісі;

      22) хабардар етілген келісім - адамның медициналық көмек алуға және (немесе) оның шешім қабылдауы үшін маңызы бар медициналық көмектің және (немесе) зерттеудің барлық аспектісі туралы ақпаратты алғаннан кейін нақты зерттеуге қатысуға өз келісімін жазбаша ерікті түрде растау рәсімі;

      23) электрондық денсаулық паспорты - жеке тұлғаның денсаулық жағдайы мен оған көрсетілетін медициналық көмек туралы құрылымдалған дербес медициналық деректердің цифрлық денсаулық сақтау субъектілері бүкіл өмір бойы электрондық көздерден қалыптастыратын және уәкілетті орган бекіткен ережеларға сәйкес жеке тұлғаға да, денсаулық сақтау қызметкерлеріне де қолжетімді жинағы;

      24) электрондық медициналық жазба (бұдан әрі-жазба) - медициналық көмек көрсетудің нақты жағдайына қатысты құрылымдалған дербес медициналық деректер жинағы.

      3. Кодекстің 129-бабының 1-тармағына сәйкес қашықтықтан медициналық қызметтер:

      1) консультациялық көмек көрсету, оның ішінде ғылыми-зерттеу институттарының, ғылыми орталықтардың, университеттік ауруханалардың, сондай-ақ шетелдік клиникалардың мамандары;

      2) пациентті медициналық көмек көрсетудің жоғары тұрған деңгейлеріне күндізгі консультацияға жіберудің орындылығын айқындау;

      3) бастапқы деңгейдегі және ауылдық денсаулық сақтау мамандарына екінші және үшінші деңгейдегі мамандардың практикалық көмек көрсетуі;

      4) емдеу-диагностикалық іс-шаралардың тиімділігін бағалау, пациенттің денсаулық жағдайын медициналық бақылау;

      5) диагнозды нақтылау, пациентті одан әрі жүргізу тактикасын түзету және айқындау және емдеу-диагностикалық іс-шараларды тағайындау;

      6) пациентті медициналық көмек көрсетудің жоғары тұрған деңгейлеріне тасымалдау мүмкіндігін, оның ішінде медициналық авиация құралдарын пайдаланудың орындылығын айқындау;

      7) қашықтықтан консилиум ұйымдастыру;

      8) медициналық оңалту қызметтерін көрсету.

      4. Қашықтықтан көрсетілетін медициналық қызметтер амбулаториялық, стационарлық, стационарды алмастыратын жағдайларда, үйде, медициналық ұйымнан тыс жерде, пациенттің және (немесе) оның заңды өкілінің нақты орналасқан жері бойынша санаторийлік-курорттық ұйымдарда көрсетіледі.

      5. Қашықтықтан көрсетілетін медициналық қызметтер:

      Қазақстан Республикасының ұлттық телемедицина желісі;

      медициналық ұйымның телемедицина желісі;

      медициналық ұйымның цифрлық объектілері, оның ішінде алып жүретін медициналық құрылғыларды қолдану.

      6. Қашықтықтан медициналық қызметтер:

      1) шұғыл түрде - кенеттен жіті аурулар және пациент өміріне айқын қауіп төндірмейтін созылмалы аурулардың өршуі жағдайларында;

      2) жоспарлы түрде - пациенттің өміріне қауіп төндірмейтін аурулар мен жағдайлар кезінде, оны көрсетуді белгілі бір уақытқа кейінге қалдыру пациенттің жай-күйінің нашарлауына әкелмейді, сондай-ақ профилактикалық іс-шараларды жүргізу кезінде жүргізіледі.

2-тарау. Қашықтықтан медициналық қызмет көрсетуді ұйымдастыру және ұсыну тәртібі.

      7. ТМККК шеңберінде және (немесе) МӘМС жүйесінде көрсетілетін қашықтықтан медициналық қызметтер емдеуші дәрігердің жолдамасы бойынша медициналық көмектің мынадай түрлері бойынша жүзеге асырылады:

      дәрігерге дейінгі медициналық көмек;

      алғашқы медициналық-санитарлық көмек;

      мамандандырылған, оның ішінде жоғары технологиялық медициналық көмек;

      медициналық оңалту;

      паллиативті медициналық көмек.

      8. Шұғыл нысандағы қашықтықтан көрсетілетін медициналық қызметтер консультация беретін медициналық ұйым қызметінің ішкі тәртібіне сәйкес консультация беретін медициналық ұйымға сұрау салу келіп түскен кезден бастап 3 сағаттан 24 сағатқа дейінгі мерзімде көрсетіледі.

      9. Қашықтықтан көрсетілетін медициналық қызметтер нақты уақыт және (немесе) кейінге қалдырылған консультацияларда режимдерінде жүргізіледі.

      10. Қашықтықтан медициналық қызмет көрсету процесіне қатысушылар:

      1) науқас және (немесе) оның заңды өкілі;

      2) емдеуші дәрігер (консультант) және (немесе) медицина қызметкері (медицина қызметкерлері);

      3) әлеуметтік қызметкер;

      4) психолог.

      11. Қашықтықтан медициналық қызмет көрсету кезінде емдеуші дәрігердің функциялары жүктелген медицина қызметкері және (немесе) пациент және (немесе) оның заңды өкілі консультантпен (консилиумға қатысушы дәрігерлермен) тікелей өзара іс - қимыл жасайды не пациент және (немесе) оның заңды өкілі медицина қызметкерімен тікелей өзара іс-қимыл жасайды.

      12. Нақты уақыт режимінде қашықтықтан медициналық көмек көрсету кезінде пациент және (немесе) оның заңды өкілі дербес немесе пациенттің және (немесе) оның заңды өкілінің бастамасы бойынша медицина қызметкері немесе медицина қызметкері өз бастамасы бойынша және пациентпен және (немесе) оның заңды өкілімен келісу бойынша консультацияға жазуды және (немесе) профилактикалық, диагностикалық, емдеу, оңалту және паллиативтік көмек көрсетуді жүзеге асырады, бұл ретте консультацияның ұзақтығы консультация беретін медициналық ұйым қызметінің ішкі, қашықтықтан медициналық көмек көрсетуді жүзеге асырады.

      13. Қашықтықтан медициналық қызмет көрсету мерзімі осындай консультация (дәрігерлер консилиумын) жүргізуге сұрау салу және оны жүргізу үшін қажетті медициналық құжаттама келіп түскен кезден бастап есептеледі.

      14. Пациентті және (немесе) оның заңды өкілін консультацияның өткізілетін күні мен уақыты туралы хабардар ету ақпараттық-коммуникациялық технологиялар арқылы жүзеге асырылады.

      15. Пациент және (немесе) оның заңды өкілі немесе медицина қызметкері қажет болған жағдайда жоспарланған консультацияны және (немесе) профилактикалық, диагностикалық, емдік, оңалту және паллиативтік көмек көрсетуді тоқтатады немесе ауыстырады.

      Тараптар консультацияның күшін жою немесе ауыстыру және (немесе) профилактикалық, диагностикалық, емдік, оңалту және паллиативтік көмек көрсету себебі туралы хабардар етіледі.

      Медицина қызметкерінің, пациенттің және (немесе) оның заңды өкілінің бастамасы бойынша консультацияның күшін жою және (немесе) профилактикалық, диагностикалық, емдеу, оңалту және паллиативтік көмек көрсету туралы ақпарат электрондық құжат нысанында қалыптастырылады.

      16. Нақты уақыт режимінде жоспарланған консультация өткізу және (немесе) профилактикалық, диагностикалық, емдеу, оңалту және паллиативтік көмек көрсету уақыты басталған кезде медицина қызметкері аудио-визуалды байланыс форматында консультация беру мүмкіндігін қамтамасыз ететін ақпараттандыру объектісі арқылы пациентпен және (немесе) оның заңды өкілімен байланысты жүзеге асырады.

      17. Кейінге қалдырылған консультациялар режимінде қашықтықтан медициналық қызмет көрсету кезінде консультант пациенттің медициналық құжаттарын және пациенттің денсаулық жағдайы туралы өзге де ақпаратты қашықтықтан зерделейді, диагностикалық зерттеу жүргізетін емдеуші дәрігермен және (немесе) медицина қызметкерімен және (немесе) пациентпен және (немесе) оның заңды өкілімен медициналық ұйым қызметінің ішкі тәртібімен реттелетін мерзімдерде тікелей қарым-қатынасты пайдаланбай медициналық қорытынды дайындайды.

      Кейінге қалдырылған консультациялар режиміндегі қашықтықтан көрсетілетін медициналық қызметтер диагностикалық зерттеулердің сипаттамасын (интерпретациясын), оның ішінде консультация түрінде екінші пікір алуды да қамтиды.

      18. Нақты уақыт режимінде қашықтықтан медициналық көмек көрсету кезінде консилиумды жүргізу кезінде диагностикалық зерттеу жүргізетін емдеуші дәрігер және (немесе) медицина қызметкері және (немесе) пациент және (немесе) оның заңды өкілі ақпараттық-коммуникациялық технологиялар арқылы консультанттармен және (немесе) бейінді мамандармен (консилиумға қатысушылармен) тікелей өзара іс-қимыл жасайды.

      19. Консультанттар және (немесе) бейінді мамандар кейінге қалдырылған консультациялар режимінде қашықтықтан медициналық көмек көрсету кезінде пациенттің электрондық медициналық құжаттамасын және пациенттің денсаулық жағдайы туралы өзге де ақпаратты қашықтықтан зерделейді және диагностикалық зерттеу жүргізетін медицина қызметкерімен және (немесе) пациентпен және (немесе) оның заңды өкілімен тікелей қарым-қатынасты пайдаланбай, медициналық қорытындыны дайындайды.

      20. Қашықтықтан медициналық көмек көрсету кезінде консилиум өткізу үшін медицина қызметкері пациенттің және (немесе) оның заңды өкілінің бастамасы бойынша немесе медицина қызметкері өз бастамасы бойынша (бұдан әрі – консилиум бастамашысы) және пациентпен және(немесе) оның заңды өкілімен келісу бойынша ақпараттандыру объектілері арқылы нақты консультанттарды немесе дәрігерлік мамандықтардың тізбесін, оның ішінде консилиум өткізу үшін қызметкерлерін тарту жоспарланып отырған медициналық ұйымдарды көрсете отырып, консилиум жүргізуге өтінім қалыптастырады.

      Өтінімде консилиумның бастамашысы консилиумды өткізуге тартуды жоспарлап отырған бірнеше медициналық ұйымдар көрсетіледі.

      21. Қашықтықтан медициналық көмек көрсету сұрау салған ұйым, пациент және (немесе) оның заңды өкілі консультация нәтижелері бойынша медициналық қорытындыны алғаннан немесе медициналық қорытындының деректеріне қол жеткізуді ұсынғаннан және (немесе) сұрау салған ұйымның, пациенттің және (немесе) оның заңды өкілінің көрсетілген байланыс деректері бойынша хабарлама жібергеннен, Қосымша зерттеулерге жолдама қалыптастырғаннан және (немесе) дәрілік заттарға және (немесе) медициналық бұйымдарға рецепт алғаннан кейін, сондай-ақ профилактикалық, диагностикалық, емдеу, оңалту және паллиативті көмек.

      22. Егер қашықтықтан медициналық көмек көрсету кезінде консилиум жүргізуге арналған өтінімде нақты консультанттар көрсетілмесе, медициналық ұйымның жұмыс тәртібіне сәйкес тиісті дәрігерлік мамандықтардың консультанттары тағайындалады.

      23. Егер қашықтықтан медициналық көмек көрсету кезінде консилиум өткізуге арналған өтінімде консилиум бастамашысы консилиум өткізуге қызметкерлерін тартуды жоспарлап отырған нақты медициналық ұйымдар көрсетілмеген жағдайда, өзінің құрамында тиісті дәрігерлік мамандықтардың қызметкерлері бар медициналық ұйым қашықтықтан медициналық қызметтер көрсететін бейіндер бөлінісінде консультанттар тізіміне енгізілген қызметкерді қарапайым кезек режимінде тағайындайды.

      24. Қашықтықтан медициналық көмек көрсету кезінде консилиумдар өткізуге қатысатын қызметкерлердің құрамын медициналық ұйымның басшысы айқындайды.

      25. Ақпараттық-коммуникациялық технологиялар арқылы пациент және (немесе) оның заңды өкілі медициналық көмек көрсетудің жеделдігіне сәйкес жоспарланған консилиум туралы хабардар етіледі.

      26. Консультанттар кейінге қалдырылған консультация режимінде қашықтықтан медициналық көмек көрсету кезінде консилиумды жүргізу кезінде пациенттің электрондық медициналық құжаттамасын және пациенттің денсаулық жағдайы туралы өзге де ақпаратты қашықтықтан зерделейді және қызметкері консилиум өткізудің бастамашысы болып табылатын медициналық ұйым қызметінің ішкі тәртібімен реттелетін мерзімдерде консилиумның медициналық қорытындысын дайындайды.

      27. Консилиумның қорытындысын консилиумның барлық қатысушылары электрондық цифрлық қолтаңба құралдарын пайдалана отырып куәландырады.

      28. Пациенттің денсаулық жағдайын қашықтықтан бақылауды емдеуші дәрігер тағайындайды және қашықтықтан бақылау бағдарламасын, тәртібін және аурудың диагнозын келесі жолмен белгілеуді қамтиды:

      1) ақпараттық-коммуникациялық технологияларды және (немесе) ақпараттандыру объектілерін пайдалана отырып, сауалнама және сұрау салу арқылы пациенттің хал-жайы және шағымдарының және (немесе) ауру белгілерінің болуы не болмауы туралы мәліметтерді жинау, оның ішінде пациенттің өз бетінше жинайтын және ақпараттық-коммуникациялық технологияларды немесе ақпараттандыру объектілерін пайдалана отырып, дәрігерге берілетін және (немесе) деректерді автоматты режимде ақпараттандыру объектілеріне беретін алып жүретін медициналық құрылғылар автоматты режимде жинайтын пациенттің;

      2) нақты уақыт және (немесе) кейінге қалдырылған консультацияларда режимдерінде жүргізілетін консультациялар немесе консилиумдар көмегімен пациентпен өзара іс-қимыл жасасу және (немесе) профилактикалық, диагностикалық, емдік, оңалту және паллиативтік көмек көрсету арқылы жүзеге асырылады.

      29. Пациенттің денсаулық жағдайын қашықтықтан бақылауға қатысушылар:

      1) пациент және (немесе) оның заңды өкілі;

      2) оның шеңберінде пациенттің денсаулық жағдайын қашықтықтан бақылау жүзеге асырылатын жүгіну жағдайы бойынша емдеуші дәрігер, сондай-ақ қажет болған кезде пациенттің денсаулық жағдайы көрсеткіштерінің шекті мәндерден сыни ауытқуы кезінде қашықтықтан бақылауды және (немесе) шұғыл ден қоюды жүзеге асыратын медицина қызметкері.

      30. Пациент және (немесе) оның заңды өкілі пациенттің денсаулық жағдайын қашықтықтан бақылауды жүзеге асыру кезінде:

      1) Кодекстің 60-бабының 7-тармағына сәйкес сертификатталған алып жүретін медициналық құрылғыларды, оларды қолдану жөніндегі нұсқаулыққа сәйкес пайдаланады;

      2) денсаулық жағдайы туралы дұрыс деректерді өздігінен енгізеді.

      31. Қашықтықтан бақылауды тағайындаған емдеуші дәрігер, сондай-ақ қажет болған жағдайда пациенттің денсаулық жағдайын қашықтықтан бақылауды жүзеге асыратын медицина қызметкері пациенттің денсаулық жағдайы көрсеткіштерінің шекті мәннен сыни ауытқуы кезінде пациенттің орналасқан жері бойынша шұғыл ден қоюды қамтамасыз етеді.

      32. Қашықтықтан медициналық қызметтерді ұйымдастыру және көрсету үшін медициналық ұйым мыналарды қамтамасыз етеді:

      1) медициналық ақпараттық жүйе;

      2) Интернет желісіне қосылуды қамтамасыз ететін телекоммуникациялық байланыс арналары;

      3) телекоммуникациялық желіге (Интернет) шығатын жабдығы;

      4) аудио-визуалды байланыс форматында консультациялар көрсету мүмкіндігін қамтамасыз ететін ақпараттандыру объектілері, оның ішінде колл - орталықтар құралдары арқылы жүзеге асырылады.

      33. Медициналық ұйымдарды қашықтықтан медициналық қызмет көрсету процесін жүзеге асыру үшін:

      1) пациенттің медициналық көмек алуға немесе электрондық құжат немесе жария оферта нысанында медициналық көмектен бас тартуға ақпараттандырылған келісім беру мүмкіндігін қамтамасыз етеді;

      2) ақпараттандыру және (немесе) телефон байланысы объектілері арқылы аудио-визуалды байланыс форматында консультация процесіне қатысушылар арасындағы өзара іс-қимылды қамтамасыз етеді;

      3) пациенттердің Интернеттің ақпараттық-телекоммуникациялық желісінде орналасқан медициналық ұйымда қашықтықтан медициналық қызметтер көрсету мүмкіндігі мен шарттары туралы ақпаратқа қол жеткізуін қамтамасыз етеді.

      34. Консультация беретін медициналық ұйым пациентке және (немесе) оның заңды өкіліне қолжетімді нысанда, оның ішінде Интернеттің ақпараттық-телекоммуникациялық желісінде орналастыру арқылы мынадай ақпаратты береді:

      1) консультация беруге қатысатын консультация беруші медициналық ұйым туралы:

      кеңес беретін медициналық ұйымның атауы;

      орналасқан жері;

      байланыс ақпараты (байланыс телефоны, электрондық пошта мекенжайы);

      қызметтің тиісті түрлері бойынша медициналық қызметті жүзеге асыруға лицензия;

      қашықтықтан медициналық қызмет көрсету түрлерінің тізбесі;

      ТМККК шеңберінде және (немесе) МӘМС жүйесінде медициналық көмек көрсету туралы мәліметтер;

      2) консультант, консилиумға қатысушы дәрігер туралы:

      тегі, аты, әкесінің аты (болған кезде);

      медициналық ұйымда атқаратын лауазымы;

      мамандығы бойынша еңбек өтілі (жылдар саны);

      біліктілік санаты, ғылыми дәрежесі туралы мәліметтер;

      консультанттардың жұмыс кестесі;

      3) қашықтықтан медициналық қызметтер көрсету тәртібі мен шарттары туралы мәліметтер, соның ішінде:

      Кодекстің 1-бабының 1-тармағының 279) тармақшасына сәйкес пациенттің медициналық араласуға хабардар етілген келісімін ресімдеу тәртібі;

      Кодекстің 162-бабының 1-тармағына сәйкес анонимдік консультация алу тәртібі;

      Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2016 жылғы 20 желтоқсандағы № 832 қаулысымен (Қазақстан Республикасының ПҮАЖ-ы, 2016 ж., № 65, 428-құжат) бекітілген ақпараттық-коммуникациялық технологиялар және ақпараттық қауіпсіздікті қамтамасыз ету саласындағы бірыңғай талаптардың 46-бабының 1) тармағына сәйкес пациентті (немесе оның заңды өкілін) сәйкестендіру және аутентификациялау тәртібі);

      консультацияның өтеулі немесе өтеусіз сипаты (ақылы, тегін);

      кеңес беру құны және оны төлеу тәртібі (ақылы кеңес берген жағдайда);

      медициналық ұйымда медициналық қызметтерді қашықтықтан көрсетуді ұйымдастыру және офертаны акцептеу тәсілдері (смс-хабарлама, push-хабарлама, өзге де электрондық хабарлама түрінде) бойынша шарттарды қамтитын жария оферта);

      жүргізілген консультацияның нәтижелері бойынша медициналық қорытынды алу тәртібі;

      пациент (немесе оның заңды өкілі) медицина қызметкеріне ұсынатын электрондық құжаттарға қойылатын техникалық талаптар.

      35. Қашықтықтан медициналық көмек көрсету кезінде консультация жүргізу кезінде консультацияны жүзеге асыратын медицина қызметкері Кодекстің 61-бабының 1-тармағының 1) тармақшасына сәйкес пациенттің дербес медициналық деректеріне қол жеткізе алады.

      36. Консультацияға жіберілген материалдарды қоса алғанда, медицина қызметкерлерінің, медицина қызметкерлері мен пациенттердің және (немесе) олардың заңды өкілдерінің өзара қашықтықтан іс-қимыл жасау нәтижелері бойынша алынған электрондық медициналық жазбалар, сондай-ақ дәрігерлердің консультациялары мен консилиумдарының дыбыс-бейне жазбалары (олар болған кезде), мәтіндік хабарлар (олар болған кезде), дауыстық ақпарат (олар болған кезде), бейнелер (олар болған кезде), денсаулық жағдайы көрсеткіштерінің нәтижелері, алып жүретін медициналық құрылғыларды пайдалана отырып, оларды жинау және беру жолымен алынған (бұдан әрі – ілеспе материалдар) Кодекстің 60-бабының 6-тармағына сәйкес дербес медициналық деректерді жинау, өңдеу, сақтау, қорғау және ұсыну қағидаларына сәйкес құжаттауға жатады.

      37. Электрондық медициналық жазбалар, пациенттің денсаулық жағдайы және диагнозы туралы ілеспе материалдар ресми құжат болып табылады және дәрігердің электрондық цифрлық қолтаңбасын пайдалана отырып, ал медициналық оңалту қызметтерін көрсету жағдайларында медициналық оңалту қызметтерін көрсеткен медицина қызметкерінің электрондық цифрлық қолтаңбасын пайдалана отырып, пациенттің электрондық денсаулық паспортына енгізіледі.

      38. Электрондық медициналық жазбаларға және ілеспе материалдарға оларды сақтау мерзімі ішінде қол жеткізуді ұсыну Қазақстан Республикасының заңнамасына және "Денсаулық сақтау саласындағы есепке алу құжаттамасының нысандарын бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Денсаулық сақтау министрінің міндетін атқарушының 2020 жылғы 30 қазандағы № ҚР ДСМ-175/2020 бұйрығының (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 21579 болып тіркелген, 2020 жылғы 10 қарашада Қазақстан Республикасы нормативтік құқықтық актілерінің Эталондық бақылау банкінде жарияланған) талаптарына сәйкес жүзеге асырылады.

      39. Қашықтықтан медициналық көрсетілетін қызметтерді ұйымдастыру және ұсыну Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2016 жылғы 20 желтоқсандағы № 832 қаулысымен (Қазақстан Республикасының ПҮАЖ-ы, 2016 ж., № 65, 428-құжат) бекітілген ақпараттық-коммуникациялық технологиялар және ақпараттық қауіпсіздікті қамтамасыз ету саласындағы бірыңғай талаптарға сәйкес жүзеге асырылады.

      40. Жеке тұлға өзінің денсаулығы және көрсетілген медициналық көмек туралы ақпаратқа Ұлттық электрондық денсаулық паспортында, электрондық денсаулық паспортында, сондай-ақ Кодекстің 61-бабының 5-тармағына сәйкес деректерге қол жеткізу журналын қадағалауда қол жеткізе алады.

3-тарау. Қашықтықтан медициналық қызметтерге ақы төлеу тәртібі

      41. ТМККК шеңберінде және (немесе) МӘМС жүйесінде көрсетілген қашықтықтан медициналық қызметтер үшін ақы төлеу Кодекстің 69-бабының 2-тармағына сәйкес уәкілетті орган айқындайтын тәртіппен жүзеге асырылады.

      42. Ақылы негізде көрсетілген қашықтықтан медициналық қызметтерге ақы төлеу Қазақстан Республикасы Денсаулық сақтау министрінің 2020 жылғы 29 қазандағы № ҚР ДСМ-170/2020 бұйрығымен (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 21559 болып тіркелген, 2020 жылғы 3 қарашада Қазақстан Республикасы нормативтік құқықтық актілерінің Эталондық бақылау банкінде жарияланған) бекітілген Денсаулық сақтау субъектілерінің ақылы қызметтер көрсету қағидаларына сәйкес жүзеге асырылады.

      43. Ерікті медициналық сақтандыру шеңберінде көрсетілген қашықтықтан медициналық қызметтер үшін ақы төлеу "Сақтандыру қызметі туралы" 2000 жылғы 18 желтоқсандағы Қазақстан Республикасының Заңына сәйкес жүзеге асырылады.

Об утверждении правил организации, предоставления и оплаты дистанционных медицинских услуг

Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 1 февраля 2021 года № ҚР ДСМ-12. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 3 февраля 2021 года № 22151.

      В соответствии с пунктом 5 статьи 129 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые правила организации, предоставления и оплаты дистанционных медицинских услуг.

      2. Департаменту развития электронного здравоохранения Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра здравоохранения Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр здравоохранения
Республики Казахстан
А. Цой

      "СОГЛАСОВАНО"
Министерство цифрового развития, инноваций и
аэрокосмической промышленности
Республики Казахстан

  Приложение к приказу
Министра здравоохранения
Республики Казахстан
от 1 февраля 2021 года
№ ҚР ДСМ-12

Правила организации, предоставления и оплаты дистанционных медицинских услуг

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие правила организации, предоставления и оплаты дистанционных медицинских услуг (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 5 статьи 129 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" (далее – Кодекс) и определяют порядок организации, предоставления и оплаты дистанционных медицинских услуг.

      2. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:

      1) информационно-коммуникационные технологии – совокупность методов работы с электронными информационными ресурсами и методов информационного взаимодействия, осуществляемых с применением аппаратно-программного комплекса и сети телекоммуникаций;

      2) объекты информатизации – электронные информационные ресурсы, программное обеспечение, интернет-ресурс и информационно-коммуникационная инфраструктура;

      3) профильный специалист – медицинский работник с высшим медицинским образованием, имеющий сертификат в области здравоохранения;

      4) уполномоченный орган в области здравоохранения (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области охраны здоровья граждан Республики Казахстан, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, качества оказания медицинский услуг (помощи);

      5) лечащий врач – врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в медицинской организации;

      6) консилиум – исследование лица в целях установления диагноза, определения тактики лечения и прогноза заболевания с участием не менее трех врачей;

      7) национальная телемедицинская сеть Республики Казахстан – сеть стационарных и мобильных телемедицинских центров организаций здравоохранения, находящихся в ведении уполномоченного органа, объединенных защищенной телекоммуникационной инфраструктурой и оснащенных аппаратно-программными комплексами;

      8) дистанционные медицинские услуги – предоставление медицинских услуг в целях диагностики, лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний и травм, проведения исследований и оценок посредством цифровых технологий, обеспечивающее дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с физическими лицами и (или) их законными представителями, идентификацию указанных лиц, а также документирование совершаемых ими действий;

      9) медицинский работник – физическое лицо, имеющее профессиональное медицинское образование и осуществляющее медицинскую деятельность;

      10) медицинская помощь – комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение и восстановление здоровья населения, включая лекарственное обеспечение;

      11) медицинские услуги – действия субъектов здравоохранения, имеющие профилактическую, диагностическую, лечебную, реабилитационную и паллиативную направленность по отношению к конкретному человеку;

      12) медицинская реабилитация – комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, частичное или полное восстановление нарушенных и (или) утраченных функций организма пациента;

      13) медицинская организация – организация здравоохранения, основной деятельностью которой является оказание медицинской помощи;

      14) медицинская информационная система – информационная система, обеспечивающая ведение процессов субъектов здравоохранения в электронном формате;

      15) мобильное здравоохранение – использование мобильных устройств, включающих мобильные телефоны, карманные персональные компьютеры, медицинские приборы и другие устройства, для целей здравоохранения;

      16) обязательное социальное медицинское страхование (далее – ОСМС) – комплекс правовых, экономических и организационных мер по оказанию медицинской помощи потребителям медицинских услуг за счет активов фонда социального медицинского страхования;

      17) система обязательного социального медицинского страхования – совокупность норм и правил, устанавливаемых государством, регулирующих отношения между участниками системы обязательного социального медицинского страхования;

      18) пациент – физическое лицо, являющееся (являвшееся) потребителем медицинских услуг независимо от наличия или отсутствия у него заболевания или состояния, требующего оказания медицинской помощи;

      19) носимые медицинские устройства – мобильные (носимые) устройства, предназначенные для сбора и передачи показателей состояния здоровья физического лица;

      20) гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП) – объем медицинской помощи, предоставляемой за счет бюджетных средств;

      21) телемедицинская сеть – сеть стационарных и мобильных телемедицинских центров, оснащенных медицинским оборудованием и объединенных посредством информационно-коммуникационных технологий в единое информационное пространство для предоставления дистанционных медицинских услуг, обучения и обмена медицинской информацией в электронном формате;

      22) информированное согласие – процедура письменного добровольного подтверждения лицом своего согласия на получение медицинской помощи и (или) участие в конкретном исследовании после получения информации обо всех значимых для принятия им решения аспектах медицинской помощи и (или) исследования;

      23) электронный паспорт здоровья – набор структурированных персональных медицинских данных о состоянии здоровья физического лица и оказываемой ему медицинской помощи, формируемых субъектами цифрового здравоохранения из электронных источников на протяжении всей жизни и доступных как физическому лицу, так и работникам здравоохранения в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным органом;

      24) электронная медицинская запись (далее – запись) – набор структурированных персональных медицинских данных, относящихся к конкретному случаю оказания медицинской помощи.

      3. Дистанционные медицинские услуги в соответствии с пунктом 1 статьи 129 Кодекса предоставляются для:

      1) оказания консультативной помощи, в том числе специалистами научно-исследовательских институтов, научных центров, университетских больниц, а также зарубежными клиниками;

      2) определения целесообразности направления пациента на очную консультацию в вышестоящие уровни оказания медицинской помощи;

      3) оказания практической помощи специалистами вторичного и третичного уровней специалистам первичного уровня и сельского здравоохранения;

      4) оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента;

      5) уточнения диагноза, корректировки и определения дальнейшей тактики ведения пациента и назначения лечебно-диагностических мероприятий;

      6) определения возможности транспортировки пациента на вышестоящие уровни оказания медицинской помощи, в том числе целесообразности использования средств медицинской авиации;

      7) организации дистанционных консилиумов;

      8) оказания услуг медицинской реабилитации.

      4. Дистанционные медицинские услуги оказываются в амбулаторных, стационарных, стационарозамещающих условиях, на дому, вне медицинской организации, в санаторно-курортных организациях по месту фактического местонахождения пациента и (или) его законного представителя.

      5. Дистанционные медицинские услуги оказываются посредством:

      национальной телемедицинской сети Республики Казахстан;

      телемедицинской сети медицинской организации;

      объектов информатизации медицинской организации, в том числе с применением носимых медицинских устройств.

      6. Дистанционные медицинские услуги проводятся:

      1) в неотложной форме – при внезапных острых заболеваниях, и состояниях, обострении хронических заболеваний, не предоставляющих явную угрозу жизни пациента;

      2) в плановой форме – при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, а также при проведении профилактических мероприятий.

Глава 2. Порядок организации и предоставления дистанционных медицинских услуг

      7. Дистанционные медицинские услуги, оказываемые в рамках ГОБМП и (или) в системе ОСМС осуществляются по направлению лечащего врача по следующим видам медицинской помощи:

      доврачебная медицинская помощь;

      первичная медико-санитарная помощь;

      специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

      медицинская реабилитация;

      паллиативная медицинская помощь.

      8. Дистанционные медицинские услуги в неотложной форме оказываются в сроки от 3 часов до 24 часов с момента поступления запроса в консультирующую медицинскую организацию в соответствии с внутренним распорядком деятельности консультирующей медицинской организации.

      9. Дистанционные медицинские услуги проводятся в режимах реального времени и (или) отложенных консультаций.

      10. Участниками процесса оказания дистанционных медицинских услуг являются:

      1) пациент и (или) его законный представитель;

      2) лечащий врач (консультант) и (или) медицинский работник (медицинские работники);

      3) социальный работник;

      4) психолог.

      11. При оказании дистанционной медицинской услуги медицинский работник, на которого возложены функции лечащего врача и (или) пациент и (или) его законный представитель непосредственно взаимодействует с консультантом (врачами-участниками консилиума) либо пациент и (или) его законный представитель непосредственно взаимодействует с медицинским работником.

      12. При дистанционном оказании медицинской помощи в режиме реального времени пациент и (или) его законный представитель самостоятельно или медицинский работник по инициативе пациента и (или) его законного представителя или медицинский работник, по собственной инициативе и по согласованию с пациентом и (или) его законным представителем осуществляет запись на консультацию и (или) оказание профилактической, диагностической, лечебной, реабилитационной и паллиативной помощи, при этом длительность консультации регулируется внутренним распорядком деятельности консультирующей медицинской организации, осуществляющей дистанционное оказание медицинской помощи.

      13. Срок оказания дистанционных медицинских услуг исчисляется с момента поступления запроса на проведение такой консультации (консилиума врачей) и медицинской документации, необходимой для их проведения.

      14. Уведомление пациента и (или) его законного представителя о дате и времени проведения консультации осуществляется посредством информационно-коммуникационных технологий.

      15. Пациент и (или) его законный представитель или медицинский работник при необходимости отменяют или переносят запланированную консультацию и (или) оказание профилактической, диагностической, лечебной, реабилитационной и паллиативной помощи.

      Стороны уведомляются о причине отмены или переноса консультации и (или) оказания профилактической, диагностической, лечебной, реабилитационной и паллиативной помощи.

      Информация об отмене консультации и (или) оказания профилактической, диагностической, лечебной, реабилитационной и паллиативной помощи по инициативе медицинского работника, пациента и (или) его законного представителя формируется в форме электронного документа.

      16. При наступлении времени проведения консультации и (или) оказания профилактической, диагностической, лечебной, реабилитационной и паллиативной помощи, запланированной в режиме реального времени, медицинский работник осуществляет связь с пациентом и (или) его законным представителем посредством объекта информатизации, обеспечивающего возможность оказания консультации в формате аудио-визуального контакта.

      17. При оказании дистанционной медицинской услуги в режиме отложенных консультаций консультант дистанционно изучает медицинские документы пациента и иную информацию о состоянии здоровья пациента, готовит медицинское заключение без использования непосредственного общения с лечащим врачом и (или) медицинским работником, проводящим диагностическое исследование, и (или) пациентом и (или) его законным представителем в сроки, регулируемые внутренним распорядком деятельности медицинской организации.

      Дистанционные медицинские услуги в режиме отложенных консультаций также включают описание (интерпретацию) диагностических исследований, в том числе получение второго мнения в виде консультации.

      18. При проведении консилиума при дистанционном оказании медицинской помощи в режиме реального времени лечащий врач и (или) медицинский работник, проводящий диагностическое исследование и (или) пациент и (или) его законный представитель непосредственно взаимодействуют с консультантами и (или) профильными специалистами (участниками консилиума) посредством информационно-коммуникационных технологий.

      19. При проведении консилиума при дистанционном оказании медицинской помощи в режиме отложенных консультаций консультанты и (или) профильные специалисты дистанционно изучают электронную медицинскую документацию пациента и иную информацию о состоянии здоровья пациента, взаимодействуют посредством информационно-коммуникационных технологий и подготавливают медицинское заключение без использования непосредственного общения с медицинским работником, проводящим диагностическое исследование и (или) пациентом и (или) его законным представителем.

      20. Для проведения консилиума при дистанционном оказании медицинской помощи, медицинский работник по инициативе пациента и (или) его законного представителя или медицинский работник по собственной инициативе (далее – инициатор консилиума) и по согласованию с пациентом и (или) его законным представителем формирует посредством объектов информатизации заявку на проведение консилиума с указанием конкретных консультантов или перечня врачебных специальностей, в том числе с указанием медицинских организаций, сотрудников которой планируется привлечь для проведения консилиума.

      В заявке указываются несколько медицинских организаций, сотрудников которых инициатор консилиума планирует привлечь к проведению консилиума.

      21. Дистанционное оказание медицинской помощи считается завершенным после получения запросившей организацией, пациентом и (или) его законным представителем медицинского заключения по результатам консультации или предоставления доступа к данным медицинского заключения и (или) направления уведомления по указанным контактным данным запросившей организации, пациента и (или) его законного представителя, формирования направления на дополнительные исследования и (или) получения рецепта на лекарственные средства и (или) медицинские изделия, а также завершения профилактической, диагностической, лечебной, реабилитационной и паллиативной помощи.

      22. В случае, если в заявке на проведение консилиума при дистанционном оказании медицинской помощи не указаны конкретные консультанты, назначаются консультанты, соответствующих врачебных специальностей в соответствии с распорядком работы медицинской организации.

      23. В случае, если в заявке на проведение консилиума при дистанционном оказании медицинской помощи не указаны конкретные медицинские организации, сотрудников которых, инициатор консилиума планирует привлечь к проведению консилиума, медицинская организация, имеющая в своем составе сотрудников соответствующих врачебных специальностей, назначает в режиме простой очереди сотрудника, включенного в список консультантов в разрезе профилей, оказывающих дистанционные медицинские услуги.

      24. Состав сотрудников, участвующих в проведении консилиумов при дистанционном оказании медицинской помощи определяется руководителем медицинской организации.

      25. Посредством информационно-коммуникационных технологий пациент и (или) его законный представитель уведомляется о запланированном консилиуме в соответствии со срочностью оказания медицинской помощи.

      26. При проведении консилиума при дистанционном оказании медицинской помощи в режиме отложенной консультации, консультанты дистанционно изучают электронную медицинскую документацию пациента и иную информацию о состоянии здоровья пациента и подготавливают медицинское заключение консилиума в сроки, которые регулируются внутренним распорядком деятельности медицинской организации, сотрудник которой является инициатором проведения консилиума.

      27. Заключение консилиума заверяется всеми участниками консилиума с использованием средств электронной цифровой подписи.

      28. Дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента назначается лечащим врачом и включает программу, порядок дистанционного наблюдения и установления диагноза заболевания путем:

      1)сбора сведений о самочувствии и наличии либо отсутствии жалоб и (или) симптомов заболеваний у пациента путем анкетирования и опросов с использованием информационно-коммуникационных технологий и (или) объектов информатизации, в том числе сбора данных о физиологических параметрах пациента, собираемых пациентом самостоятельно и передаваемых врачу с использованием информационно-коммуникационных технологий или объектов информатизации и (или) собираемых в автоматическом режиме носимыми медицинскими устройствами, передающими данные в объекты информатизации в автоматическом режиме;

      2)взаимодействия с пациентом при помощи консультаций или консилиумов и (или) оказания профилактической, диагностической, лечебной, реабилитационной и паллиативной помощи, проводимых в режимах реального времени и (или) отложенных консультаций.

      29. Участниками дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента являются:

      1) пациент и (или) его законный представитель;

      2) лечащий врач по случаю обращения, в рамках которого осуществляется дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента, а также, при необходимости, медицинский работник, осуществляющий дистанционное наблюдение и (или) экстренное реагирование при критическом отклонении показателей состояния здоровья пациента от предельных значений.

      30. Пациент и (или) его законный представитель при осуществлении дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента:

      1) использует носимые медицинские устройства, сертифицированные согласно пункту 7 статьи 60 Кодекса в соответствии с инструкцией по их применению;

      2) самостоятельно вводит достоверные данные о состоянии здоровья.

      31. Лечащий врач, назначивший дистанционное наблюдение, а также, при необходимости, медицинский работник, осуществляющий дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента обеспечивают экстренное реагирование по месту нахождения пациента при критическом отклонении показателей состояния здоровья пациента от предельных значений.

      32. Для организации и оказания дистанционных медицинских услуг медицинская организация, обеспечивает наличие:

      1) медицинской информационной системы;

      2) телекоммуникационных каналов связи, обеспечивающих подключение к сети Интернет;

      3) оборудования, имеющего выход в телекоммуникационную сеть (Интернет);

      4) объектов информатизации, обеспечивающих возможность оказания консультаций в формате аудио-визуального контакта, в том числе средств колл- центров.

      33. Для осуществления процесса дистанционного оказания медицинских услуг медицинские организации:

      1) обеспечивают возможность подачи пациентом информированного согласия на получение медицинской помощи или отказ от медицинской помощи в форме электронного документа или публичной оферты;

      2) обеспечивают взаимодействие между участниками процесса консультации в формате аудио-визуального контакта посредством объектов информатизации и (или) телефонной связи;

      3) обеспечивают доступ пациентов к информации о возможности и условиях оказания дистанционных медицинских услуг в медицинской организации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

      34. Консультирующая медицинская организация предоставляет пациенту и (или) его законному представителю в доступной форме, в том числе посредством размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, следующую информацию:

      1) о консультирующей медицинской организации, участвующей в оказании консультации:

      наименование консультирующей медицинской организации;

      место нахождения;

      контактную информацию (контактный телефон, адрес электронной почты);

      лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим видам деятельности;

      перечень видов оказания дистанционных медицинских услуг;

      сведения об оказании медицинской помощи в рамках ГОБМП и (или) в системе ОСМС;

      2) о консультанте, враче-участнике консилиума:

      фамилия, имя, отчество (при наличии);

      занимаемая должность в медицинской организации;

      стаж работы по специальности (количество лет);

      сведения о квалификационной категории, ученой степени;

      график работы консультантов;

      3) сведения о порядке и условиях оказания дистанционных медицинских услуг, включая:

      порядок оформления информированного согласия пациента на медицинское вмешательство согласно подпункту 279) пункта 1 статьи 1 Кодекса;

      порядок получения анонимной консультации согласно пункту 1 статьи 162 Кодекса;

      порядок идентификации и аутентификации пациента (или его законного представителя) в соответствии с пунктом 1) статьи 46 Единых требований в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2016 года № 832 (САПП Республики Казахстан, 2016 г., № 65 ст. 428);

      возмездный или безвозмездный характер консультации (платная, бесплатная);

      стоимость оказания консультации и порядок ее оплаты (в случае оказания платной консультации);

      публичную оферту, содержащую условия по организации дистанционного оказания медицинских услуг в медицинской организации и способах акцепта оферты (в виде смс-сообщения, push-уведомления, иного электронного сообщения);

      порядок получения медицинского заключения по результатам проведенной консультации;

      технические требования к электронным документам, предоставляемым пациентом (или его законным представителем) медицинскому работнику.

      35. При проведении консультации при дистанционном оказании медицинской помощи, медицинский работник, осуществляющий консультацию, имеет доступ к персональным медицинским данным пациента согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 61 Кодекса.

      36. Электронные медицинские записи, полученные по результатам дистанционного взаимодействия медицинских работников между собой, медицинских работников и пациентов и (или) их законных представителей, включая материалы, направленные на консультацию, а также аудиовизуальные записи консультаций и консилиумов врачей (при их наличии), текстовые сообщения (при их наличии), голосовая информация (при их наличии), изображения (при их наличии), результаты показателей состояния здоровья, полученные путем сбора и передачи их с использованием носимых медицинских устройств (далее – сопутствующие материалы), подлежат документированию в соответствии с Правилами сбора, обработки, хранения, защиты и предоставления персональных медицинских данных, согласно пункту 6 статьи 60 Кодекса.

      37. Электронные медицинские записи, сопутствующие материалы о состоянии здоровья и диагнозе пациента, являются официальным документом и вносятся в электронный паспорт здоровья пациента с использованием электронной цифровой подписи врача, а в случаях, оказания услуг медицинской реабилитации, с использованием электронной цифровой подписи медицинского работника, оказавшего услуги медицинской реабилитации.

      38. Предоставление доступа к электронным медицинским записям и сопутствующим материалам в течение сроков их хранения осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан и с требованиями приказа исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 октября 2020 года № ҚР ДСМ-175/2020 "Об утверждении форм учетной документации в области здравоохранения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21579, опубликован 10 ноября 2020 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан).

      39. Организация и предоставление дистанционных медицинских услуг осуществляются согласно Единым требованиям в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2016 года № 832 (САПП Республики Казахстан, 2016 г., № 65 ст. 428).

      40. Физическое лицо имеет доступ к информации о своем здоровье и оказанной медицинской помощи в Национальном электронном паспорте здоровья, электронном паспорте здоровья, а также отслеживанию журнала доступа к данным согласно пункту 5 статьи 61 Кодекса.

Глава 3. Порядок оплаты дистанционных медицинских услуг

      41. Оплата за оказанные дистанционные медицинские услуги в рамках ГОБМП и (или) в системе ОСМС осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным органом согласно пункту 2 статьи 69 Кодекса.

      42. Оплата за оказанные дистанционные медицинские услуги на платной основе осуществляется в соответствии с Правилами оказания платных услуг субъектами здравоохранения, утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 29 октября 2020 года № ҚР ДСМ-170/2020 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 21559, опубликован 3 ноября 2020 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан).

      43. Оплата за оказанные дистанционные медицинские услуги в рамках добровольного медицинского страхования осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 декабря 2000 года "О страховой деятельности".