Об утверждении программы по управлению коммунальными отходами района Биржан сал Акмолинской области на 2024 - 2029 годы

Новый

Решение маслихата района Биржан сал Акмолинской области от 5 марта 2024 года № С-10/3

      В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан, маслихат района Биржан сал РЕШИЛ:

      1. Утвердить программу по управлению коммунальными отходами района Биржан сал Акмолинской области на 2024 - 2029 годы согласно приложению к настоящему решению.

      2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Председатель маслихата района Биржан сал Н.Куатова

  Приложение к решению
маслихата района Биржан сал
"5" марта 2024 года
№ С-10/3

Программа по управлению коммунальными отходами района Биржан сал Акмолинской области на 2024-2029 годы

      Оглавление

      ВВЕДЕНИЕ

      1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ

      1.1. Оценка текущего состояния управления отходами

      1.2. Анализ управления отходами в динамике за последние три года

      1.3. Анализ мероприятий по управлению отходами

      1.4. Описание и анализ выделенных средств в динамика за последние три года

      2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

      2.1. Цели и задачи Программы

      2.2. Пути достижения поставленных целей и задач

      2.3. Целевые показатели Программы

      3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

      4. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ

      5. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

      6. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ ПО РАЙОНУ БИРЖАН САЛ

ВВЕДЕНИЕ

      Район Биржан сал - административная единица Акмолинской области. Административный центр - город Степняк.

      Всего административно-территориальных единиц - 15, в том числе: городов районного значения - 1, сел - 5, сельских округов - 9.

      Численность населения составляет более 14 тысяч человек.

      Описание мероприятий по управлению коммунальными отходами. Система управления с коммунальными отходами включают в себя потребителей (физических и юридических лиц), организаций, представляющих услуги сбора, вывоза и удаления коммунальных отходов, местных исполнительных органов и других уполномоченных органов. Согласно принципа "загрязнитель платит" все расходы, связанные с управлением коммунальными отходами, обязаны возместить потребители-источники образования коммунальных отходов. Из этого следует, что единственным источником модернизации и развития системы управления с коммунальными отходами являются средства, оплачиваемые потребителями за предоставленные услуги.

      Отсутствие приборов учета, позволяющих измерить потребленные услуги сбора, вывоза и удаления коммунальных отходов с территории населенного пункта, требует наличия норм накопления коммунальных отходов от всех объектов образования коммунальных отходов (население, объекты социального назначения и т.д.)

      Норма накопления коммунальных отходов – это количество коммунальных отходов, образуемых от населения и хозяйствующих субъектов определенного населенного пункта на расчетную единицу (человек) в единицу времени (день, год).

      Функционал нормы накопления:

      1. Защита интересов потребителей через:

      а) расчет затрат только на определенную норму, а не на количество абонентов;

      б) повышение качества услуг путем усиления конкуренции на данном рынке услуг.

      2. Защита интересов услугодателей через:

      а) определение норм на объекты, по которым вообще не существовали нормы, что является основой договорных отношений;

      б) заинтересованность бизнеса, инвестиционная привлекательность в предоставлении данных видов услуг, работ;

      в) сокращение числа несанкционированных свалок ТБО.

      Нормы накопления коммунальных отходов являются основным фактором, влияющим на систему управления коммунальными отходами населенного пункта. Достоверная информация о количестве накапливающихся коммунальных отходов на одну расчетную единицу позволяет планировать объем образования коммунальных отходов в будущем, с учетом которого организовывать всю цепочку обращения с коммунальными отходами в населенном пункте.

      Важность достоверных норм накопления коммунальных отходов высока: завышение приводит к излишним производственным мощностям, а занижение не обеспечивает необходимых санитарных условий в районе (образование несанкционированных свалок), устойчивого финансового состояния предприятий сферы обращения с коммунальными отходами.

      Таким образом, новые нормы позволяют приблизить тарифы к экономически обоснованному уровню и будут способствовать развитию инфраструктуры в сфере обращения с коммунальными отходами и повысит инвестиционную привлекательность данной сферы.

      Основными нормативно-правовыми документами является Экологический Кодекс Республики Казахстан, Типовые правила расчета норм образования и накопления коммунальных отходов утвержденные Приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 01 сентября 2021 года № 347, Методика расчета тарифа для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов утвержденная Приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 14 сентября 2021 года № 377.

      Разработка Программы управления отходами на 2024 – 2029 годы связана в соответствии с пп.1 п 4. ст.365 Экологического Кодекса Республики Казахстан, местные исполнительные органы районов, городов районного и областного значения организуют разработку программ по управлению коммунальными отходами. Программа управления отходами становится основным стратегическим документом по обращению с отходами.

      Программа по управлению отходами является неотъемлемой частью экологического разрешения.

      Настоящая Программа по управлению отходами разработана на 2024-2029 годы и содержит сведения об объеме и составе образуемых отходов, способах их накопления, сбора, транспортировки, обезвреживания, восстановления и удаления, а также описание предлагаемых мер по сокращению образования отходов, увеличению доли их повторного использования, переработки и утилизации.

1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ 1.1. Оценка текущего состояния управления отходами

      Управление отходами является важной частью инфраструктуры городов и населенных пунктов, и оно напрямую влияет на качество окружающей среды и здоровье жителей. Этот раздел предназначен для проведения оценки текущего состояния управления отходами в районе. Анализ состояния позволит выявить проблемы и недостатки в системе управления отходами и определить области для улучшения.

      Существующая инфраструктура.

      В сельских населенных пунктах отсутствуют существующие объекты и системы сбора, транспортировки и обработки отходов.

      Места для складирования отходов определены местными исполнительными органами в 28 из 33 населенных пунктов. Жители самостоятельно вывозят мусор на определенные места для складирования отходов без какого-либо учета.

      При изучении места складирования определены следующий морфологический состав отходов:

      - пластик типа PET(E), PEHD, LDPE, PP, PS, O(ther);

      - электронные отходы;

      - бой стекла;

      - отходы тканных материалов;

      - шкуры;

      - строительные отходы;

      - навоз;

      - птичий помет;

      - зола.

      В ходе опроса населения установлено, что часть отходов используются местными жителями в быту. Таким отходам относятся:

      -пластик типа PET(E);

      - стеклотара;

      - бумага;

      - дерево;

      - шкуры;

      - зола;

      - птичий помет;

      - отходы подстилки из соломы;

      - навоз.

      Несмотря на отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека, некоторыми жильцами отходы пластика, шкуры, текстиля сжигаются в бытовых печках.

      Местные жители не осведомлены об опасных свойствах таких отходов при сжигании в бытовых печках.

      Ниже представлена информация о способах утилизации, которые осуществляются анкетируемыми, их доля указана в процентах.

      Город Степняк:

      Количество анкетируемых: 60 человек, что составляет 4 % от количества домов.

Вид отхода

Способ утилизации, доля анкетированных, %

Повторно использует

Сдает в пункт приема

Складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



100




Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



100




Бутылки из стекла



100




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


30

70




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы

20


80




Шкуры крупно рогатого скота/лошади



100




Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



100




Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы




100



Навоз



50

50



Зола



100




      Донской сельский округ:

      Количество анкетируемых: 15 человек, что составляет 4% от количества домов.

Вид отхода

Способ утилизации, доля анкетированных, %

Повторно использует

Сдает в пункт приема

Складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



100




Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



100




Бутылки из стекла



100




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


30

70




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы

20


80




Шкуры крупно рогатого скота/лошади



100




Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



100




Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы




100



Навоз



50

50



Зола



100




      Бирсуатский сельский округ:

      Количество анкетируемых: 15 человек, что составляет 8 % от количества домов.

Вид отхода

Способ утилизации, доля анкетированных, %

Повторно использует

Сдает в пункт приема

Складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



100




Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



100




Бутылки из стекла



100




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


30

70




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы

20


80




Шкуры крупно рогатого скота/лошади



100




Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



100




Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы




100



Навоз



50

50



Зола



100




      Заураловский сельский округ:

      Количество анкетируемых: 15 человек, что составляет 8% от количества домов.

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных,%

Повторно использует

Сдает в пункт приема

Складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



100




Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



100




Бутылки из стекла



100




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


30

70




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы

20


80




Шкуры крупно рогатого скота/лошади



100




Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



100




Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы




100



Навоз



50

50



Зола



100




      Баймырзинский сельский округ:

      Количество анкетируемых: 15 человек, что составляет 10% от количества домов.

Вид отхода

Способ утилизации, доля анкетированных, %

Повторно использует

Сдает в пункт приема

Складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



100




Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



100




Бутылки из стекла



100




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


30

70




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы

20


80




Шкуры крупно рогатого скота/лошади



100




Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



100




Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы




100



Навоз



50

50



Зола



100




      Валихановский сельский округ:

      Количество анкетируемых: 15 человек, что составляет 18% от количества домов.

Вид отхода

Способ утилизации, доля анкетированных, %

Повторно использует

Сдает в пункт приема

Складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



100




Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



100




Бутылки из стекла



100




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


30

70




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы

20


80




Шкуры крупно рогатого скота/лошади



100




Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



100




Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы




100



Навоз



50

50



Зола



100




      Макинский сельский округ:

      Количество анкетируемых: 25 человек, что составляет 3% от количества домов

Вид отхода

Способ утилизации, доля анкетированных, %

Повторно использует

Сдает в пункт приема

Складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



100




Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



100




Бутылки из стекла



100




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


30

70




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы

20


80




Шкуры крупно рогатого скота/лошади



100




Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



100




Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы




100



Навоз



50

50



Зола



100




      Енбекшильдерский сельский округ:

      Количество анкетируемых: 20 человек, что составляет 10% от количества домов.

Вид отхода

Способ утилизации, доля анкетированных, %

Повторно использует

Сдает в пункт приема

Складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



100




Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



100




Бутылки из стекла



100




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


30

70




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы

20


80




Шкуры крупно рогатого скота/лошади



100




Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



100




Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы




100



Навоз



50

50



Зола



100




      Ангалбатырский сельский округ:

      Количество анкетируемых: 20 человек, что составляет 15% от количества домов.

Вид отхода

Способ утилизации, доля анкетированных, %

Повторно использует

Сдает в пункт приема

складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



100




Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



100




Бутылки из стекла



100




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


30

70




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы

20


80




Шкуры крупно рогатого скота/лошади



100




Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



100




Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы




100



Навоз



50

50



Зола



100




      село Аксу:

      Количество анкетируемых: 15 человек, что составляет 70% от количества домов.

Вид отхода

Способ утилизации, доля анкетированных, %

Повторно использует

Сдает в пункт приема

складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



100




Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



100




Бутылки из стекла



100




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


30

70




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы

20


80




Шкуры крупно рогатого скота/лошади



100




Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



100




Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы




100



Навоз



50

50



Зола



100




      село Заозерное:

      Количество анкетируемых: 20 человек, что составляет 25 % от количества домов.

Вид отхода

Способ утилизации, доля анкетированных, %

Повторно использует

Сдает в пункт приема

складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



100




Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



100




Бутылки из стекла



100




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


30

70




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы

20


80




Шкуры крупно рогатого скота/лошади



100




Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



100




Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы




100



Навоз



50

50



Зола



100




      Ульгинский сельский округ:

      Количество анкетируемых: 20 человек, что составляет 5% от количества домов.

Вид отхода

Способ утилизации, доля анкетированных, %

Повторно использует

Сдает в пункт приема

Складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



100




Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



100




Бутылки из стекла



100




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


30

70




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы

20


80




Шкуры крупно рогатого скота/лошади



100




Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



100




Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы




100



Навоз



50

50



Зола



100




      село Краснофлотское:

      Количество анкетируемых: 15 человек, что составляет 20% от количества домов.

Вид отхода

Способ утилизации, доля анкетированных, %

Повторно использует

Сдает в пункт приема

Складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



100




Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



100




Бутылки из стекла



100




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


30

70




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы

20


80




Шкуры крупно рогатого скота/лошади



100




Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



100




Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы




100



Навоз



50

50



Зола



100




      село Мамай:

      Количество анкетируемых: 15 человек, что составляет 18% от количества домов.

Вид отхода

Способ утилизации, доля анкетированных, %

Повторно использует

Сдает в пункт приема

Складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



100




Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



100




Бутылки из стекла



100




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов в том числе батареи и аккумуляторы


30

70




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы

20


80




Шкуры крупно рогатого скота/лошади



100




Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



100




Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы




100



Навоз



50

50



Зола



100




      село Кенащи:

      Количество анкетируемых: 15 человек, что составляет 20% от количества домов.

Вид отхода

Способ утилизации, доля анкетированных, %

Повторно использует

Сдает в пункт приема

Складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



100




Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



100




Бутылки из стекла



100




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


30

70




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы

20


80




Шкуры крупно рогатого скота/лошади



100




Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



100




Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы




100



Навоз



50

50



Зола



100




      В таблице 1 приведены данные организаций района, где ведется учет образования отходов.

      Таблица 1.

Наименование отходов

Ед.изм

Объем образования

Операция с отходами

2020

2021

2022

1

смешанные отходы

тонна

2366,4

2412,3

2510,5

Накопление в полигоне

2

отходы бумаги и картона

тонна

0

0

0

Переданы сторонним организациям

3

отходы пластика

тонна

0

0

0

Переданы сторонним организациям

4

отходы стеклянной тары

тонна

0

0

0

Переданы сторонним организациям

      Места для складирования отходов в районе Биржан сал.

      1. Город Степняк место расположение для складирования отходов от города 1 км.

      2. Село Валиханово место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      3. Село Енбекшилдерское место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      4. Село Акбулак место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      5. Село Кенащи место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      6. Село Краснофлотское место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      7. Село Заозерное место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      8. Село Ульги место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      9. Село Карловка место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      10. Село Кызылуюм место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      11. Село Трамбовка место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      12. Село Уюмшыл место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      13. Село Жукей место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      14. Село Тасшалкар место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      15. Село Андыкожа батыра место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      16. Село Жаналык место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      17. Село Сауле место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      18. Село Бирсуат место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      19. Село Яблоновка место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      20. Село Мамай место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      21. Село Кудукагаш место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      22. Село Макпал место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      23. Село Макинка место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      24. Село Когам место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      25. Село Буланды место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      26. Село Каратал место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      27. Село Баймырза место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      28. Село Шошкалы место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      29. Село Аксу место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      30. Село Заураловка место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      31. Село Актас место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      32. Село Алга место расположение для складирования отходов от села 1 км.

1.2. Анализ управления отходами в динамике за последние три года

      В связи отсутствием учета образования и самостоятельного вывоза мусора жителями определить объемы штучных изделий, таких как пластиковые отходы, стеклотара и других отходов не представляется возможным.

      Учитывая то, что населением не ведется учет образования отходов штучных изделий, количественные и качественные показатели таких отходов при разработке Программы управления отходов, учитываться не будут. Тем временем, в ходе анкетирования населения населенных пунктов были определены виды и способы утилизации отходов на долю жителей. Эти данные будут использованы при определении целей и задач настоящей Программы.

      Жители населенных пунктов указывают примерный объем образования золы и навоза. При этом, более чем 50% таких отходов используется в быту в виде удобрения, твердого топлива в бытовых печках и т.д.

      Вывозится на полигон более 1000 тонн навоза, а также размещается на прилагаемом участке более 1000 тонн населением.

      Вывоз золы на полигон составляет более 500 тонн и размещается на прилагаемом участке 600 тонн, согласно анкетных данных сельских населенных пунктов.

      Предприятий и организаций, официально зарегистрированных в районе Биржан сал по вывозу, сортировке и переработке ТБО не имеется. Осуществляется самовывоз ТБО населением.

      В городе Степняк имеется только одна специализированная техника, а в сельских населенных пунктах отсутствует специализированная техника (мусоровоз) для вывоза ТБО.

      Отсутствуют контейнера для раздельного сбора и хранения ТБО.

1.3. Анализ мероприятий по управлению отходами

      Для строительства новых полигонов в районе Биржан сал имеются 27 земельных актов, из них 26 земельных участков не соответствуют стандартам строительства полигонов ТБО, так как площадь составляет менее 15 га.

      Места расположения и количество полигонов твердо бытовых отходов: город Степняк - 1 полигон (кадастровый номер 01-172-002-913), Баймырзинский сельский округ - 2 полигона (кадастровые номера 01-172-002-427, 01-172-002-428), Макинский сельский округ - 3 полигона (кадастровые номера 01-172-012-744, 01-172-011-1023, 01-172-012-743), Ангал батырский сельский округ - 2 полигона (кадастровые номера 01-172-003-589, 01-172-003-588), село Заозерное - 1 полигон (кадастровый номер 01-172-001-213), Бирсуатский сельский округ - 2 полигона (кадастровый номера 01-172-001-580, 01-172-001-579), Донской сельский округ - 2 полигона (кадастр номера 01-172-010-258, 01-172-004-421), Енбекшилдерский сельский округ - 3 полигона (кадастр номера 01-172-003-053, 01-172-034-565, 01-172-034-566), Заураловский сельский округ - 3 полигона (кадастр номера 01-172-005-447, 01-172-005-446, 01-172-005-448), село Краснофлотское - 1 полигон (кадастр номер 01-172-008-288), село Мамай - 1 полигон (кадастр номер 01-172-009-190), село Кенащи - 1 полигон (кадастр номер 01-172-007-157), Ульгинский сельский округ - 4 полигонов (кадастр номера 01-172-006-1934, 01-172-006-1932, 01-172-006-1933, 01-172-006-1931), село Аксу - 1 полигон (кадастр номер 01-172-030-126), Валихановский сельский округ -1 полигон, государственный акт не оформлен.

1.4. Описание и анализ выделенных средств в динамика за последние три года

      Денежные средства на узаконение действующих 28 мест складирования отходов, а также на открытие промышленных площадок по сельским населенным пунктам из районного и областного бюджета в период с 2021 по 2023 годы не выделялись.

      С целью положительного решения по улучшению экологической ситуации в районе Биржан сал, было принято решение по строительству нового полигона в районном центре города Степняк, так как на территории района отсутствуют узаконенные полигоны ТБО.

      В текущем году государственным учреждением "Аппарат акима города Степняк" начаты работы по разработке проекта строительства полигона ТБО.

2. ЦЕЛИ ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ 2.1. Цели и задачи программы.

      Целями программы управления отходами являются:

      1. Достижение установленных показателей, направленных на постепенное сокращение объемов накопленных и образуемых отходов.

      Цель 1. Совершенствование системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления.

      Цель 2. Улучшение санитарного и экологического состояния территорий сбора отходов производства и потребления.

      Цель 3. Раздельный сбор и улучшение транспортировки отходов производства и потребления;

      Цель 4. Обеспечение своевременный вывоз отходов производства и потребления. Для достижения поставленных целей в процессе реализации Программы должны быть решены следующие задачи:

      - минимизация объемов образованных отходов;

      - создание и поддержка единой информационной среды в сфере обращения с отходами производства и потребления и использования вторичных ресурсов;

      - модернизация системы обращения с отходами производства и потребления;

      - ликвидация несанкционированных свалок размещения отходов.

      Достижение целей Программы будет осуществляться посредством проведения комплексных мероприятий для ее реализации. В плане мероприятий предусмотрены меры по реализации Программы и указаны исполнители, сроки реализации, а также источники и объемы финансирования.

      Задачи Программы – определить пути достижения поставленной цели, наиболее эффективными и экономически обоснованными методами, с прогнозированием достижимых объемов работ в рамках планового периода.

      Структуризация основ комплексного управления отходами включает в себя следующие аспекты:

      Генезис – источники образования, технологические эксплуатационные процессы, исходная информация об отходах (инвентаризация отходов);

      Анализ – физико-технический, технологический, экономический, ресурсный, социальны;

      Базис – нормативно-методическая документация;

      Синтез – паспортизация отходов.

      Для осуществления комплексного управления отходами, необходимо наличие компонентов политики в области управления отходами, в частности:

      - разработка и применение пакета документов, стимулирующих или обязывающих максимальное предотвращение и вторичное использование отходов;

      - установление экологических параметров методов обращения с отходами;

      - создание структуры для осуществления планирования обращения с отходами (координирующего центра);

      - выработка принципов ответственности производителей за размещение отходов.

      При определении целей программы по утилизации отходами и планировании стратегии целесообразно иметь представление об определенной иерархии комплексного управления отходами. Такая иерархия подразумевает, что в первую очередь должны рассматриваться мероприятия по первичному сокращению отходов, затем по вторичному сокращению: повторному использованию и переработке оставшейся части отходов и в самую последнюю очередь – мероприятия по утилизации или захоронению тех отходов, возникновения которых не удалось избежать и которые не поддаются переработке во вторсырье.

      Цели и задачи Программы управления отходами могут варьироваться в зависимости от конкретных целей и условий района, города или страны. Однако, в общем случае, цели и задачи программы управления отходами могут включать следующие элементы:

      Целями настоящей программы управления отходами является:

      1. Сокращение объема образования коммунальных отходов.

      2. Снижение затрат на управление коммунальными отходами.

      3. Защита здоровья общества.

      4. Содействие устойчивому потреблению и производству.

      Для достижения поставленных целей требуется выполнение следующих задач:

      1. Разработка и внедрение эффективной системы сбора и транспортировки отходов.

      2. Повышение осведомленности населения.

      3. Разработка инфраструктуры для переработки и обработки отходов.

      4. Мониторинг и оценка результатов программы, чтобы корректировать стратегию.

2.1. Пути достижения поставленных целей и задач

      Эффективное управление отходами требует комплексного и системного подхода, а также активного взаимодействия всех заинтересованных сторон. Для достижения поставленных целей и задач необходимо объединить усилия не только внутри района, но и реализовать сотрудничество с другими районами области. Необходимо сделать следующие шаги:

      1. Развитие эффективной инфраструктуры:

      Строительство и модернизация объектов для сбора, транспортировки и обработки отходов.

      Оптимизация маршрутов сбора и транспортировки для снижения затрат.

      2. Внедрение информационных кампаний и образования:

      Организация обучающих мероприятий для населения о правилах сортировки и утилизации отходов.

      Проведение информационных кампаний для повышения осведомленности и ответственности населения.

      3. Система стимулирования:

      Введение экономических механизмов, таких как налоги на отходы, чтобы стимулировать уменьшение объема отходов и повышение переработки.

      Поддержка программ вознаграждения или льгот для тех, кто активно участвует в переработке и уменьшении отходов.

      4. Мониторинг и оценка:

      Установление системы мониторинга для отслеживания объемов отходов, эффективности сбора и переработки.

      Проведение регулярной оценки результатов программы и адаптация стратегии в соответствии с полученными данными.

      5. Сотрудничество с заинтересованными сторонами:

      Вовлечение частных компаний, неправительственных организаций и общественности в процесс управления отходами.

      Партнерство с местными органами власти, чтобы объединить ресурсы и координировать усилия.

      6. Соблюдение законодательства и нормативов:

      Постоянное обновление и соблюдение соответствующего законодательства и нормативов в сфере управления отходами.

      Соблюдение международных соглашений и стандартов, если они применимы.

      7. Инновации и исследования:

      Поддержка и финансирование исследовательских и инновационных проектов, направленных на поиск новых способов управления отходами и уменьшения их воздействия на окружающую среду.

      8. Финансовая устойчивость:

      Разработка устойчивой финансовой модели для программы управления отходами, включая прозрачную систему финансирования и бюджетирования.

      9. Мониторинг и обмен опытом:

      Сотрудничество с другими районами, чтобы объединить усилия в управлении отходами.

2.3. Целевые показатели Программы

      Целевые показатели программы управления отходами должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными по времени (критерии SMART). Вот некоторые примеры целевых показателей для программы управления отходами:

      Снижение общего объема отправляемых на свалку отходов:

      Цель: Снижение общего объема отходов, отправляемых на свалку, на 20% к концу 5-летнего периода.

      Измерение: Количество тонн отходов, отправляемых на свалку ежегодно.

      Цель: Достижение стандартной практики раздельного сбора и сортировки отходов на 95% территории района в течение 2 лет.

      Измерение: Процент территории с организованным раздельным сбором.

      Сокращение выбросов парниковых газов:

      Цель: Обеспечение соответствия всем действующим законодательным нормам и стандартам в области управления отходами.

      Измерение: Результаты проверок и аудитов соответствия.

      Целевые показатели должны быть адаптированы к конкретным целям и задачам программы управления отходами, а также регулярно мониторится и оценивается для обеспечения достижения установленных целей.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

      Основным направлением является модернизация инфраструктуры управления отходами: Одним из ключевых направлений является модернизация и развитие инфраструктуры для сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов. Это включает в себя строительство современных сборочных пунктов, установку контейнеров для раздельного сбора и обновление системы транспортировки.

      Сортировка на источнике и раздельный сбор:

      Важным направлением является поощрение раздельного сбора отходов на уровне домохозяйств и предприятий. Это позволяет оптимизировать процессы переработки и утилизации.

      Стимулирование переработки и утилизации:

      Программа будет активно содействовать переработке и утилизации отходов, создавая партнерства с перерабатывающими компаниями и поддерживая развитие местных рынков для вторичных материалов.

      Образование и информирование общественности:

      Для успешной реализации Программы важно образовать и информировать общественность о правилах раздельного сбора, устойчивости и экологической ответственности.

      Пути достижения поставленных целей:

      Разработка и внедрение долгосрочной стратегии:

      Программа предусматривает разработку и внедрение долгосрочной стратегии управления отходами, которая определяет конкретные шаги и сроки для достижения целей.

      Инвестиции в инфраструктуру:

      Программа предусматривает выделение средств на модернизацию и строительство инфраструктуры, включая сборочные пункты, перерабатывающие заводы и системы транспортировки.

      Внедрение современных технологий:

      Программа сосредотачивается на внедрении современных технологий, таких как системы мониторинга заполнения контейнеров и оптимизация маршрутов сбора отходов с использованием ГИС-технологий.

      Альтернатива строительства полигонов на территории сельских населенных пунктов это открытие пунктов приема с сортировкой отходов по району Биржан сал, где в последующем будет возможность приема отходов (пластмасса, стеклотара, бумага).

      Открытие пунктов приема с сортировкой отходов по району Биржан сал воздействие на окружающую среду либо особого влияния на экологическую обстановку района проектируемого объекта не окажут, при выполнении природоохранных мероприятий.

      Необходимо открытие пунктов приема с сортировкой отходов по району Биржан сал в 6 населенных пунктах: Степняк, Макинка, Андыкожа батыра, Енбекшильдерское, Заозерное и Бирсуат, что позволит охватить ближайшие села сортировкой и приемом перерабатываемых отходов.

      Таким образом охват населения сортировкой и приемом перерабатываемых отходов составит большую часть района Биржан сал.

      Для реализации проектов по пунктам приема необходимо помещение площадью не менее 300 м2.

      Необходимо приобретение контейнеров для раздельного сбора и хранения ТБО.

      Все вышеуказанные работы требуют разработки проектно-сметных документаций и выделения необходимых финансовых средств.

4. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ

      Бюджет Программы: Указание общего бюджета, выделенного на реализацию Программы управления отходами. Это включает в себя как начальное финансирование, так и ожидаемые дополнительные расходы на всем протяжении выполнения Программы.

      Источники финансирования: Описание источников финансирования Программы, таких как государственные бюджеты, местные налоги, гранты и другие.

      Финансирование на инвестиции: Указание финансирования, выделенного на инвестиционные проекты, такие как строительство сборочных пунктов, перерабатывающих заводов и приобретение необходимой техники.

      Источником финансирования мероприятий Программы по управлению отходами являются местный бюджет, областной бюджет.

      Человеческие ресурсы:

      Персонал: Определение необходимого числа сотрудников, их квалификации и роли в реализации Программы.

      Обучение и развитие персонала:

      Описание планов по обучению и развитию персонала для обеспечения успешной реализации Программы.

      Инфраструктура:

      Инфраструктура для сбора и транспортировки отходов: Указание состояния и планов по модернизации инфраструктуры для сбора, транспортировки и временного хранения отходов.

      Инфраструктура для переработки и утилизации: Описание состояния и планов по строительству и модернизации перерабатывающих заводов и соответствующей инфраструктуры.

      Технологические ресурсы:

      Техническое оборудование: Указание необходимого технического оборудования для эффективной реализации Программы.

      Информационные системы:

      Описание информационных систем и программного обеспечения, необходимых для мониторинга и управления управлением отходами.

      Партнерские отношения:

      Партнеры и сотрудничество: Указание на партнерские отношения с организациями, предприятиями и НПО, которые могут предоставить дополнительные ресурсы или экспертизу.

      Гражданское общество: Описание мер для вовлечения общественности и добровольцев в реализацию Программы.

      Временные рамки:

      График выполнения: Установление временных рамок для реализации ключевых этапов Программы, включая начало и завершение проектов и мероприятий.

      Мониторинг и оценка: Описание системы мониторинга и оценки для постоянного контроля за прогрессом и результатами.

5. ПЛАН ФИНАНСИРОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОТХОДАМИ

Год

Объем финансирования, тыс. тенге

2024- 2029

Согласно бюджета *

      Примечание * — объем финансирования будет уточняться при формировании бюджета на соответствующий год.

      Источником финансирования реализации всех пунктов программы управления

      отходами областной и местный бюджет управлением определяется количество

      финансовых средств, сроки финансирования, очередность проведения мер, предусмотренных в программе.

      *После корректировки будут определены дополнительные инфраструктуры, а также выявлены объҰмы накоплений перерабатываемых отходов.

6. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОТХОДАМИ РАЙОНА БИРЖАН САЛ

№ п/п

Мероприятия

Срок выполнения

Средства для реализации мероприятий

Примечание

1

2

3

4

5

1

Своевременная разработка нормативных документов

2024 год

Не требует финансирования


2

Проведение мониторинга в течение 2 лет для выявления объҰмов и ведением учета по перерабатываемым отходам (пластмасса, стеклотара, бумага)

2024-2025 годы

МБ


3

Определение необходимого числа внештатных сотрудников проводящих мониторинговые данные по образованию и накоплению объҰмов отходов

2025 год

МБ


4.

Оплата труда внештатным сотрудникам проводящим мониторинговые данные по образованию и накоплению объҰмов отходов

2025-2026 годы

МБ


5

Корректировка ПУО на основании мониторинговых данных за последние 2 года

2025 год

МБ


6

Открытие пунктов приема с сортировкой отходов в 6 населенных пунктах

2026-2027 годы

МБ


7

Реализация проекта строительство полигона ТБО в городе Степняк

2026-2029 годы

ОБ,РБ


8

Приобретение специализированной техники для вывоза отходов ТБО в количестве 2 ед.

2026-2029 годы

ОБ,МБ


9

Численность персонала задействованного на проектируемом полигоне города Степняк при открытии 20 человек

2026-2029 годы

Собственные средства предприятия, организации


10

Проведение мероприятий разъяснительного характера о недопустимости несанкционированного размещения отходов в необорудованных местах населением

2026-2029 годы

Не требует финансирования


11

Сбор, транспортировка и утилизация отходов производства и потребления, проведение мероприятий направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды

2026-2029 годы

Не требует финансирования МИО


12

Вывоз и утилизация отходов по Договору сторонними организациями с мест образования

2026-2029 годы

Собственные средства аппаратов акимов сельских округов и сел



Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.