Об утверждении Программы по управлению коммунальными отходами по Сарыкольскому району на 2024-2028 годы

Новый

Решение маслихата Сарыкольского района Костанайской области от 14 марта 2024 года № 161

      В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", приказом Министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 18 мая 2023 года № 154-п "Об утверждении Методических рекомендаций местным исполнительным органам по разработке программы по управлению коммунальными отходами" Сарыкольский районнный маслихат РЕШИЛ:

      1. Утвердить Программу по управлению коммунальными отходами по Сарыкольскому району на 2024-2028 годы согласно приложению.

      2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Председатель Сарыкольского районного маслихата Д. Абжамалов

  Приложение
  к решению маслихата
  от "14" марта 2024 года
  № 161

ПРОГРАММА ПО УПРАВЛЕНИЮ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ ПО САРЫКОЛЬСКОМУ РАЙОНУ НА 2024-2028 ГОДЫ

      СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.

      ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ...............................................................................................................2

      ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ ..................................................................................................3

      1. ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................................................5

      2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ ...............6

      2.1. Общая характеристика ситуации ..........................................................................................6

      2.2. Оценка существущей системы управления коммунальными отходами ...........................7

      2.3. Анализ системы управления отдельными видом отходов ................................................11

      2.4. Выводы по анализу текущей ситуации по управлению коммунальными отходами........12

      2.5. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в секторе управления коммунальными отходами........................................................................................................................12

      3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ...................................................................................................................13

      4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ МЕРЫ 16

      4.1. Меры по дальнейшему развитию системы сбора и транспортировки коммунальных отходов для обеспечения полного охвата населения района услугами по сбору и вывозу отходов................................... 16

      4.2. Меры по совершенствованию системы раздельного сбора отходов .....................19

      4.3. Меры по развитию системы переработки и утилизации коммунальных отходов, включая специфические 23

      4.4. Меры по обеспечению безопасного захоронения коммунальных отходов .........................24

      4.5. Меры по повышению информированности населения по вопросам обращения с коммунальными отходами и усилению взаимодействия всех заинтересованных сторон ..........................................................25

      5. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ.............................................. 27

      6. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ ………... 28

      7. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ ……....................…...…29

      Приложение 1.................................................................................................................................31

      Приложение 2...............................................................................................................................33

ПАСПОРТ ПРОРАММЫ

Наименование:

Программа по управлению коммунальными отходами по Сарыкольскому району

Основание для разработки:

Экологический кодекс Республики Казахстан от 2.01.2021 года № 400-УI ЗРК
Приказ и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК № 318 от 09.08.2021 г. "Об утверждении Правил разработки программы управления отходами"

Государственный орган, ответственный за разработку Программы

Государственное учреждение "Отдел архитектуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог акимата Сарыкольского района"

Основной разработчик

ТОО "EcoCentre-Consulting"

Цель Программы

Основной целью является сокращение объемов образования коммунальных отходов и минимизация их воздействия на окружающую среду. Задачей Программы является определение пути достижения поставленной цели наиболее эффективными и экономически обоснованными методами, с прогнозированием достижимых объемов работ в рамках планового периода.
Программа направлена на снижение объемов образуемых и накопленных отходов, с учетом минимизации объемов отходов, вывозимых на полигоны захоронения.

Задачи Программы

1) Модернизация инфраструктуры по управлению коммунальными отходами
2) Дальнейшее развитие системы сбора и транспортировки коммунальных отходов для обеспечения полного охвата населения района услугами по сбору и вывозу отходов;
3) Совершенствование системы раздельного сбора отходов;
4) Развитие системы переработки и утилизации коммунальных отходов, включая специфические (пищевые, строительные и крупногабаритные отходы и пр.);
5) Обеспечение безопасного захоронения коммунальных отходов;
6) Улучшение административного управления коммунальными отходами в районе.

Показатели программы:

Качественные или количественные значения, определяющие на определенных этапах ожидаемые результаты реализации комплекса мер, направленные на снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду

Плановый период реализации программы:

На 5 лет 2024-2028 г.г.

Объемы и источники финансирования:

Объем финансирования определяется в зависимости от количества бюджетных средств, предоставленных местным исполнительным органам на финансирование мероприятий в сфере обращения с коммунальными отходами в Сарыкольском районе Костанайской области в соответствующий период.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

      Система управления отходами — это комплекс мероприятий по сбору, транспортировке, переработке, вторичному использованию или утилизации отходов и контролю всего процесса.

      Коммунальные отходы - отходы потребления, включающие смешанные отходы и раздельно собранные отходы домашних хозяйств, включая, помимо прочего, бумагу и картон, стекло, металлы, пластмассы, органические отходы, древесину, текстиль, упаковку и др.

      Биоразлагаемые отходы - отходы, которые способны подвергаться анаэробному или аэробному разложению, в том числе садовые и парковые отходы, макулатура а также пищевые отходы.

      Обезвреживание отходов – механическая, физико-химическая или биологическая обработка отходов для уменьшения или устранения их опасных свойств.

      Крупногабаритные отходы – отходы потребления и хозяйственной деятельности (бытовая техника, мебель и другое), утратившие свои потребительские свойства и по своим размерам исключающие возможность транспортировки на специализированных транспортных средствах.

      Отходы электронного и электрического оборудования – отнесенное к отходам, непригодное или вышедшее из употребления электронное и электрическое оборудование, в том числе его узлы, части, детали.

      Пищевые отходы - отходы, сопоставимые с отходами пищевой промышленности, образующиеся в результате производства и потребления продуктов питания.

      Строительные отходы - отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций.

      Сортировка отходов - операции по разделению отходов по их видам и (или) фракциям, согласно определенным критериям, осуществляемые отдельно или при накоплении отходов до их сбора, в процессе сбора и (или на объектах для восстановления или удаления.

      Переработка отходов – операции, посредством которых отходы перерабатываются в продукцию, материалы или вещества вне зависимости от их назначения. При переработке могут использоваться механические, химические и (или) биологические методы воздействия на отходы.

      Захоронение отходов - складирование отходов в местах, специально установленных для их безопасного хранения в течение неограниченного срока, без намерения их изъятия.

      Сбор и вывоз коммунальных отходов - комплекс мероприятий, связанных с выгрузкой коммунальных отходов из контейнеров в специальный автотранспорт, очисткой контейнеров, зачисткой контейнерных площадок и подъездов к ним от просыпавшегося мусора, и транспортировка их с мест сбора мусора к объекту утилизации.

      Полигон — специальное сооружение, предназначенное для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ИП

Индивидуальный предприниматель

ЖК

Национальный проект "Жасыл Казахстан"

КГО

Крупногабаритные отходы

КЗЭ

Концепция по переходу Республики Казахстан к "зеленой экономике"

КП

Контейнерная площадка

МИО

Местные исполнительные органы

МСК

Мусоросортировочный комплекс

МЦЗТ

Некоммерческое акционерное общество "Международный центр зеленых технологий и инвестиционных проектов"

МЭГиПР РК

Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан

ООС

Охрана окружающей среды

Отдел ЖКХ

Государственное учреждение "Отдел архитектуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог акимата Сарыкольского района"

ОЭЭО

Отходы электронного и электрического оборудования

Программа

Программа по управлению коммунальными отходами

ПСД

Проектно-сметная документация

РК

Республика Казахстан

РСО

Ртутьсодержащие отходы

ТБО

Твердые бытовые отходы

ТОО

Товарищество с ограниченной ответственностью

УПР

Управление природных ресурсов и регулирования природопользования акимата Костанайской области 

ФЛ

Физические лица

ЭК РК

Экологический кодекс Республики Казахстан

ЮЛ

Юридические лица

МВО

Мусоровывозящая организация

НАО

Некоммерческое акционерное общество

1. ВВЕДЕНИЕ

      Программа управления коммунальными отходами – это целый комплекс мероприятий, в который входит сбор, транспортировка, переработка, утилизация, вторичное использование отходов, а также контроль за всеми этими процессами и создается с целью снижения негативного влияния мусора на окружающую среду и здоровье людей. Основная масса твердых бытовых отходов без сортировки на компоненты вывозится и складируется на открытых свалках, полигонах захоронения. Во многих регионах Казахстана размещение и обустройство осуществлены без проектов и оценки воздействия на окружающую среду.

      Разработка Программы направлена на повышение эффективности процедур оценки изменений, происходящих в объеме и составе отходов, с целью выработки оперативной политики минимизации отходов с использованием экономических или других механизмов для внесения позитивных изменений путем:

      1) повторного использования отходов либо их передачи физическим и юридическим лицам, заинтересованным в их использовании;

      2) переработки, утилизации или обезвреживания отходов с использованием наилучших доступных технологий либо иных обоснованных методов;

      3) рекультивации полигонов отходов в соответствии с утвержденными проектами рекультивации.

      Программа разрабатывается на срок не более десяти лет, с возможной корректировкой в случае каких-либо изменений и дополнений. Настоящая программа разработана сроком на 5 лет (2024-2028 г.г.).

      В ходе разработки настоящей Программы проведен анализ текущей ситуации управления коммунальными отходами в Сарыкольском районе Костанайской области, выявлены проблемы и перспективы развития сектора управления коммунальными отходами и предложены комплексные меры для улучшения системы управления коммунальными отходами в соответствии с требованиями экологического законодательства РК.

      Реализация Программы приведет улучшению качества предоставляемых услуг в сфере управления коммунальными отходами, увеличению объема сбора, сортировки и переработки коммунальных отходов, минимизации негативного влияния коммунальных отходов на окружающую среду, улучшению целевых показателей в сфере управления коммунальными отходами.

2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ

2.1. Общая характеристика ситуации

      Охрана окружающей среды была и остается для Казахстана острейшей проблемой, а утилизация отходов производства и потребления одна из самых сложных. Рост населения и экономики в Казахстане являются причинами ежегодного повышения объемов отходов, растущих в геометрической прогрессии, при этом в ближайшие годы следует ожидать увеличения объемов образования твердых бытовых отходов за счет увеличения номенклатуры продовольственных и непродовольственных товаров, ассортимента и видов упаковки для них, роста уровня жизни населения.

      Сарыкольский район — административно-территориальная единица второго уровня в Костанайской области Казахстана. Административный центр района — поселок Сарыколь. Район расположен на северо-востоке Костанайской области. На юге район граничит с Карасуским районом, на западе — с Алтынсаринским районом, на северо-западе — с Мендыкаринским районом, на севере — с Узункольским районом, на востоке — с Тимирязевским районом Северо-Казахстанской области, на юго-востоке — с районом имени Габита Мусрепова Северо-Казахстанской области. Климат резко континентальный. Средние температуры января — −17 C −18 C, июля — 19 C-20 C. Среднегодовое количество осадков — 250—300 мм. По территории района протекает река Убаган. Имеются озера: Сарыколь, Косколь, Бозшаколь.

      В районе всего 19 свалок/полигонов. Все свалки твердых бытовых отходов состоят на балансе частных предприятий. Только на 5 полигонов имеются акты на земельные участки на право постоянного землепользования.

      Настоящее время данные свалки не соответствуют экологическим требованиям - не обустроены в соответствии с требованиями, санитарными нормами и правилами, и используются с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора. Санитарно-эпидемиологическое заключение на отвод земельных участков имеются только в 5 населенных пунктах. Разрешение на эмиссию в окружающую среду на свалки твердых бытовых отходов имеется на 5 полигонах.

      В основном свалки находится на краю села. Работы по их узаконению требуют немалых финансовых средств, местный исполнительный орган совместно с Министерством экологии прорабатывает механизм по приведению действующих свалок в соответствие с экологическими и санитарными нормами.

2.2. Оценка существующей системы управления коммунальными отходами

      Сведения сборе (образование), переработке и захоронение коммунальных отходов/твердых бытовых отходов за 2020-2022 гг. по РК, Костанайской области и Сарыкольскому району:

Наименование

Единица измерения

Годы

2020

2021

2022

1

Сбор (Образование)

1.1

Республика Казахстан

тыс.тонн

3 441,600

4 006,400

3822,820

1.2

Костанайская область

тыс.тонн

238,491

264,191

292,191

1.3

Сарыкольский район

тыс.тонн




2

Переработка

2.1

Республика Казахстан

%

18,6

21,1

19,8

2.2

Костанайская область

%

9,7

10,4

10,9

2.3

Сарыкольский район

тыс.тонн




3

Захоронение

3.1

Костанайская область

тыс.тонн

228,791

253,791

281,291

3.2

Сарыкольский район

тыс.тонн




      Источники образования коммунальных отходов в районе – частные домохозяйства, офисные здания, детские сады, школы, больницы, торговые учреждения и другие места образования коммунальных отходов.

      Сбор и вывоз мусора на свалки в районе осуществляет частные лица, индивидуальные предприниматели и крестьянские хозяйства. Но в районе нет мусоровозов с системой прессования для увеличения плотности собираемых отходов.

      Бытовые отходы вывозятся еженедельно. По мере накопления мусора местные власти нанимают спецтехнику, и производит буртовку данного мусора.

      Нормы образования и накопления коммунальных отходов и тарифы для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов в соответствии с приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов утверждены на сессии маслихата района Сарыколь.

Морфологический состав вывозимого мусора

      Основные фракции в составе коммунальных отходов в Сарыкольском районе -это макулатура и пластик. При этом значительная часть отнесена к прочим отходам, в состав которых входит строительный мусор, зола и навоз. Местными исполнительными органами проводятся информационные мероприятия для жителей к тому, чтобы они, как раньше, не выбрасывали золу и навоза весь мусор, а сортировали от твердых бытовых отходов. Разъяснительная работа по раздельному сбору отходов в основном проводилась в учреждениях образования, культуры, здравоохранения путем бесед, круглых столов.

      Местные исполнительные органы следят за чистотой района, контролирует чистоту и порядок на улицах. Благодаря тому, территория района, улицы чистые. Мусор не разбрасывается и сами жители тщательно следят за тем, чтобы не нарушались законы чистоты.

      По информации акционерного общества "Жасыл даму" морфологический состав твердых бытовых отходов:

     


Компоненты

Доля ТБО, %

Пищевые отходы

31,1

Макулатура

25,2

Полимер (пластмасса)

11,2

Стекло

6,1

Металлы

3,4

Прочие

23

      В визуальном осмотре подтверждаются, что в мусоре, который поступает на районную свалку, больше всего навоза со шлаком, стройматериалами и стеклобоем. А значит, и доля отходов, допустимых к захоронению на полигонах, значительно выше, чем в городах.

      В настоящее время в районе отсутствуют практики и мощности по сортировке твердых бытовых отходов. Предприятий по переработке и утилизации отходов в районе не имеется. В связи с этим, неразлагаемые отходы – пластиковые бутылки, тара для еды, пакеты всех цветов, форм и др., все биоразалагаемые отходы, в составе твердых бытовых отходов попадает на свалку. Свалочный газ, в том числе горючий метан, образующийся в ходе разложения биоразлагаемых отходов, может приводить к пожарам на свалках.

Нормы образования и накопления коммунальных отходов и тарифы

      Нормы образования и накопления коммунальных отходов по Сарыкольскому району утверждены решением Сарыкольского районного маслихата от 12 апреля 2022 года № 145.

      Согласно данному документу, среднегодовой показатель нормы образования для благоустроенных домовладений на 1 жителя составляет – 1,54 м3 и неблагоустроенных домовладений на 1 жителя составляет – 1,85 м3.

      Тарифы для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО по Сарыкольскому району утверждены решением Сарыкольского районного маслихата Костанайской области от 30 июня 2022 года № 174.

Тарифы для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов по Сарыкольскому району

Наименование

Расчетная единица

Тенге (без налога на добаленную стоимость)

Домовладения благоустроенные

в месяц с 1 жителя

314,21

Домовладения неблагоустроенные

в месяц с 1 жителя

377,46

Годовой тариф на единицу (объем)

1 метр кубический

2448,39

      Тарифы на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО по РК на 2022 год, тенге

     


      Тариф является единственным источником финансирования предприятий в области сбора, транспортировки и захоронения отходов. Коммунальные услуги ежегодно дорожают, существенно растут цены на спецтехнику, комплектующие и топливо, но тариф на сбор, вывоз и захоронение отходов не менялся во многих регионах много лет. Кроме того, с каждым годом увеличивается и население районов. В этой связи, установление экономически обоснованного тарифа является чрезвычайно важным и актуальным для развития системы управления отходами в Сарыкольском районе. При хорошей организации есть возможности выгодно проводить работы на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО.

Накопление и раздельный сбор, охват вывозом

      На сегодняшний день проблемой для всех регионов является содержание полигонов для хранения твердых бытовых отходов. Количество таких полигонов превысило три тысячи, но лишь 603 из них, то есть 20%, соответствуют экологическим и санитарным нормам, в Костанайской области – 111 (41,73% от общего количества полигонов), Западно-Казахстанской – 2 (1,36%) и Северо-Казахстанской областях – 16 полигонов (3,51%). Решение проблемы воспитание культуры правильной утилизации бытовых отходов для снижения уровня замусоривания и популяризации раздельного сбора ТБО среди казахстанцев.

      Накопление и сбор коммунальных отходов в Сарыкольском районе осуществляется двумя путями:

      - в контейнерах, расположенных на контейнерных площадках;

      - бесконтейнерным (бестарным) методом - путем объезда территории и сбора отходов в пакетах/мешках, размещаемых в установленных местах, по графику. Бесконтейнерный вывоз осуществляется в основном в частном секторе.

      Территория района чистая. Работа по санитарной очистке и охват сто процентного сбора и вывоза твердых бытовых отходов организует и контролирует местный исполнительный органа и местное сообщество. Жители района с пониманием относятся к проблеме чистоты на улицах района.

Транспортировка

      Все вывезенные коммунальные отходы захораниваются на полигоне ТБО.

Сортировка и переработка

      По республике из 204 городов и районов раздельный сбор на разных этапах внедрен в 94, а сортировка – в 80 населенных пунктах. При этом, раздельный сбор отходов и сортировка внедряется как в крупных районах, так и в районах. В Сарыкольском районе данное время внедрена ручная сортировка отходов.

Захоронение

      В Костанайской области имеется 266 единиц полигонов и свалок, из них соответствующих экологическим и санитарным требованиям и нормам составляет 111 единиц (41,73 %).

      Поэтому необходимо ускорить строительство нового полигона. Старые свалки необходимо поэтапно рекультивировать в соответствии с требованиями ЭК РК. Также рекомендуется провести аудит по выявлению несанкционированных свалок.

2.3. Анализ системы управления отдельными видами отходов

Строительные отходы

      Строительные отходы от населения также собираются в общем потоке ТБО и поступают на захоронение на существующий полигон.

      С 2021 года введен запрет на захоронение строительных отходов. Согласно ЭК РК физические лица, осуществляющие строительство или ремонт недвижимых объектов, производят самостоятельный вывоз строительных отходов в специальные места, организованные МИО.

      МИО необходимо провести работу по выбору (конкурсу) компании, занимающейся выявлением и устранением специальных мест для размещения строительного мусора.

2.4. Выводы по анализу текущей ситуации по управлению коммунальными отходами

      По итогам проведенного анализа текущей ситуации по управлению коммунальными отходами в Сарыкольском районе Костанайской области было выявлено, что в районе хорошо обеспечен охват населения сбором и вывозом (90%) коммунальных отходов.

      Процессы по раздельному сбору, сортировке, переработке и захоронению коммунальных отходов требуют совершенствования.

      В рамках Программы необходимо совершенствовать систему управления коммунальными отходами и решить следующие наиболее проблемные вопросы:

      1. Необеспеченность полностью контейнерами;

      2. Нехватка контейнеров для раздельного сбора вторичных ресурсов для обеспечения населения повсеместным раздельным сбором;

      3. Отсутствие раздельного сбора твердых бытовых отходов и навоза;

      4. Отсутствие системы сбора и транспортировки крупногабаритных и строительных отходов;

      5. Отсутствие сортировки твердых бытовых отходов, за счет которых можно сократить объемы отходов, направляемых на захоронение на полигон;

      6. Выбросы в атмосферу, оказывающие негативное влияние на окружающую среду и на здоровье населения Сарыкольского района;

      7. Переполненность свалки твердых бытовых отходов, его несоответствие экологическим и санитарным нормам.

2.5. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в секторе управления коммунальными отходами

      Для объективного анализа системы управления коммунальными отходами необходимо четкое определение ее сильных и слабых сторон, а также существующих возможностей и угроз.

Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз

Сильные стороны

Слабые стороны

- Уровень охвата населения услугами вывоза ТБО;
- Взаимодействие МИО с бизнесом, МВО, населением;
- Строительство новых карт
- Высокая осведомленность и культура населения в сфере обращения с отходами.

- Отсутствие системы раздельного сбора биоразлагаемых (пищевых), КГО, строительных отходов и ОЭЭО;
- Нет сортировки отходов;
- Захоронение отходов без сортировки;
- Частое возгорание полигона;

Возможности

Угрозы

- Заинтересованность бизнеса в развитии системы сбора и переработки ТБО;
- Наличие большого потенциала в части внедрения раздельного сбора и развития бизнеса по переработке биоразлагаемых (пищевых) и строительных отходов;
- Близкое расположение района к государственной границе соседних стран, большие возможности спроса на вторичное сырье из соседних стран;
- Готовность населения к раздельному сбору.

- Переполненность полигона ТБО, его несоответствие экологическим и санитарным нормам;
- Выбросы в атмосферу, оказывающие негативное влияние на окружающую среду и на здоровье населения района;
- Невыполнение стратегического плана МИО;
- Несоответствие ежегодной оценки эффективности деятельности МИО.

3. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Цель и задачи программы

      Цель программы заключается в достижении установленных показателей, направленных на постепенное сокращение объемов и (или) уровня опасных свойств накопленных и образуемых отходов, а также отходов, находящихся в процессе обращения. Минимизация негативного воздействия на окружающую среду в результате образования отходов, при обращении с отходами и при их размещении, оптимизация управления отходами.

      Международная практика утилизации отходов строится на следующих принципах:

      - Соблюдать тенденции снижения объема образования отходов;

      - Повторно использовать и перерабатывать;

      - Осуществлять захоронение/размещение на полигонах.

      Для достижения вышеуказанной цели необходимо выполнить следующие задачи:

      - Оптимизировать существующую систему управления отходами;

      - Анализ производственных процессов как источников образования отходов;

      - Обеспечение выполнения требований директивно-нормативных документов;

      - Надлежащее захоронение отходов на полигонах в соответствии с проектными решениями. Обеспечение экологической безопасности при захоронении отходов;

      - Снижение уровня токсичности отходов путем физической или химической обработки;

      - Построение схемы операционного движения отходов.

      Задачи программы – определить пути достижения поставленной цели наиболее эффективными и экономически обоснованными методами, с прогнозированием достижимых объемов работ в рамках планового периода. Задачи направлены на снижение объемов образуемых и накопленных отходов, с учетом:

      - внедрения на предприятии имеющихся в мире наилучших доступных технологий по обезвреживанию, вторичному использованию и переработке отходов;

      - привлечения инвестиций в переработку и вторичное использование отходов;

      - минимизации объемов отходов, вывозимых в накопители отходов для размещения, обезвреживания, захоронения.

      - соблюдения действующих экологических, санитарно-эпидемиологических и технологических норм и правил при обращении с отходами;

      - обеспечение условий, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние ОС и здоровье человека;

      - рекультивация мест захоронения отходов, минимизации отрицательного воздействия полигонов на окружающую среду.

      Программой управления отходами на плановый период сроком 5 лет предусматриваются мероприятия, направленные на постепенное снижение объемов образуемых коммунальных отходов и снижения негативного воздействия их на окружающую среду.

      В соответствии с Экологическим Кодексом РК, нормативных правовых актов, принятых в Республике Казахстан, все отходы должны собираться, храниться, транспортироваться, обезвреживаться и подвергаться захоронению с учетом их воздействия на окружающую среду.

      В целях предотвращения загрязнения компонентов природной среды накопление и удаление отходов производится в соответствии с международными стандартами и действующими нормативами Республики Казахстан, а также внутренними стандартами, при соблюдении которых должны обеспечиваться условия, когда образующиеся отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье населения.

Целевые показатели

      В рамках настоящей Программы установлены целевые показатели по совершенствованию системы управления коммунальными отходами Сарыкольского района. Стратегические документы устанавливают необходимость охвата производства, внедрения раздельного сбора, увеличения доли вывоза и переработки отходов и, соответственно, сокращения количества отходов, захораниваемых на свалках.

Целевые показатели по совершенствованию системы охвата населения сбором и вывозом, переработкой и захоронения отходов района Сарыколь 2024-2028 гг.

Целевые показатели

Текущая ситуация (2021-2022)

2024

2025

2026

2027

2028

1

Охват населения района сбором и вывозом ТБО

90 %

100%

100%

100%

100%

100%

2

Охват раздельным сбором:
- по фракциям сухая и мокрая
- отдельным опасным видам отходов (медицинских и ртутьсодержащих, электронной и бытовой техники)

0

10%
60%

15%
70%

20%
80%

25%
90%

30%
100%

3

Доля переработки и утилизации ТБО (от объема образования)

0

5%

10%

15%

30%

35%

4

Закрытие и рекультивация свалки ТБО в соответствии с экологическими требованиям




50%


100%

5

Уровень удовлетворенности населения экологическим качеством жизни

60%

65%

70%

85%

90%

95%

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ МЕРЫ

4.1. Меры по дальнейшему развитию системы сбора и транспортировки коммунальных отходов для обеспечения полного охвата населения района услугами по сбору и вывозу отходов

      Причины возникновения экологических проблем в большей степени связаны с влиянием человека на окружающую природную среду. Это негативное влияние приобретает всҰ более опасный характер. Открытые полигоны по захоронению мусора вредят экологии и нормальной жизни людей.

      Для дальнейшего развития системы сбора и транспортировки коммунальных отходов необходимо выполнение следующих мер:

      - охват населения Сарыкольского района услугами по сбору и вывозу отходов;

      - заключение долгосрочных контрактов и проведение конкурсов на конкурентной основе;

      - приведение в соответствие с санитарными нормами контейнерных площадок для сбора отходов. Замена и установка новых контейнеров в зависимости от объемов и специфики собираемых отходов. Приобретение и обновление парка мусоровозов и другой необходимой техники.

Охват населения услугами по сбору и вывозу отходов

      Охват населения Сарыкольского района услугами по сбору и транспортировке отходов обеспечивается за счет полного охвата услугами не только физических, но и юридических лиц. Необходимо проведения осведомительной работы с юридическими лицами, осуществляющими деятельность в жилых домах или отдельно стоящих зданиях (если нет контейнеров), по заключению договоров на услуги по сбору и вывозу ТБО с МВО, определенными МИО для обслуживания данных участков.

Заключение долгосрочных контрактов и проведение конкурсов на конкурентной основе

      Для повышения качества услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов необходимо заключение долгосрочных контрактов на управление коммунальными отходами на конкурентной основе.

      При проведении конкурса (тендера) по определению участников рынка, МИО будут устанавливать требования для МВО в соответствии с ЭК РК ст. 367 и Правилами управления коммунальными отходами. Сбором и транспортировкой ТБО должны заниматься специализированные предприятия, деятельность которых должна соответствовать требованиям экологического законодательства РК.

      Одно из основных требований при выборе МВО - присутствие компании по сбору и вывозу ТБО в реестре МЭГиПР РК, то есть подача уведомления о начале осуществления деятельности. Субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность по сбору, сортировке и транспортировке неопасных отходов, обязаны подать уведомление о начале деятельности в МЭГиПР РК согласно Закону РК "О разрешениях и уведомлениях". МВО, которые не соответствуют уведомительному порядку, не могут участвовать в конкурсе и оказывать услуги по сбору и вывозу ТБО, так как осуществление деятельности по сбору, сортировке и транспортировке неопасных отходов без уведомления МЭГиПР РК запрещается.

      Если компания также осуществляет обращение с опасными отходами, то необходимо иметь лицензию.

Утверждение экономически обоснованных тарифов

      Районным маслихатом для дальнейшего развития рациональной системы управления коммунальными отходами в районе утвержден новый тариф. Установленный тариф должны покрывать расходы специализированных организаций на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение отходов с учетом современных реалий и инфляционных процессов.

      Своевременный расчет, индексация и утверждение экономически обоснованных тарифов позволит обеспечить качественную работу специализированных организаций по сбору и вывозу отходов, что благоприятно отразится на экологической ситуации района и здоровье населения.

Повышение собираемости и своевременной оплаты населением за услуги на сбор, вывоз, переработку и захоронение ТБО

      Необходимо усиление взаимодействия МИО со специализированными организациями в отношении доступа к сведениям о регистрации населения.

      При регистрации граждан по месту жительства, временного пребывания (проживания) сведения о новом адресе регистрации передаются в режиме реального времени из информационной системы МВД в Государственную базу данных "Физические лица" (администратор – МЮ РК), которая является эталонным банком данных, и доступ к которой обеспечен всем государственным и местным исполнительным органам (акиматы) РК.

Приведение в соответствие с санитарными нормами контейнерных площадок, замена и установка новых контейнеров в зависимости от объемов и специфики собираемых отходов

      Система сбора и транспортировки коммунальных отходов в зависимости от типа застройки будет организована следующим образом:

      В районах многоэтажной застройки:

      - оборудовать контейнерные площадки в жилых зонах;

      - установить стандартные контейнеры;

      В районах индивидуальной застройки:

      - установить индивидуальные контейнеры;

      Для приведения в соответствие с санитарными нормами КП будут выполнены следующие мероприятия:

      На территории домовладений, организаций, культурно-массовых учреждений, зон отдыха выделить специальные площадки для размещения контейнеров для сбора отходов с подъездами для транспорта. Площадку устраивать с твердым покрытием и ограждать с трех сторон на высоту, исключающей возможность распространения (разноса) отходов ветром, но не менее 1,5 м.

      Контейнерную площадку размещать на расстоянии не менее 25 м от жилых и общественных зданий, детских объектов, спортивных площадок и мест отдыха населения. В районах сложившейся застройки, при отсутствии возможности соблюдения санитарных разрывов, расстояния устанавливаются комиссионно с участием МИО, территориальных подразделений государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, собственников объектов и других заинтересованных лиц.

      Вывоз коммунальных отходов будет осуществляться по графику.

      Для минимизации затрат на транспортировку коммунальных отходов принимается минимальная частота вывоза отходов, соответствующая при этом установленным санитарным и природоохранным требованиям.

      Для каждой категории (фракции, вида) отходов при раздельном сборе определяется своя периодичность вывоза.

      Замена и установка новых контейнеров проводится в зависимости от объемов и специфики собираемых отходов и сроков их хранения. При обновлении контейнеров планируется закупить современные евроконтейнеры.

      Отходы пластика, бумаги и картона транспортируются всеми видами транспорта. Отходы стеклянной тары транспортируются любыми видами транспорта с принятием мер, направленных на исключение повреждения. При транспортировке, погрузке и выгрузке отходов стеклянной тары следует принимать меры, обеспечивающие их сохранность, защиту от механических воздействий.

      В рамках настоящей Программы МИО планируется обновить, доукомплектовать парк контейнеров, сделать ремонт контейнерных площадок и приведение их в соответствие санитарным нормам и требованиям законодательства.

4.2. Меры по совершенствованию системы раздельного сбора отходов

      Для совершенствования системы раздельного сбора необходимо выполнение следующих мер:

      -обеспечение установки контейнеров для раздельного сбора сухой фракции ТБО на всех КП и обеспечение раздельного вывоза вторичного сырья;

      -организация системы сбора и восстановления опасных составляющих коммунальных отходов;

      -организация специальных мест и определения специализированной компании для транспортировки КГО и строительных отходов, образующихся у населения.

Обеспечение установки контейнеров для раздельного сбора сухой фракции ТБО на всех КП и обеспечение раздельного вывоза вторичного сырья

      Согласно Требованиям к раздельному сбору отходов (приказ МЭГиПР РК от 2 декабря 2021 года № 482, пункт 8) МИО обеспечивают установку необходимого количества контейнеров для раздельного сбора (не менее 2) на контейнерных площадках, что определяется исходя из численности населения, норм накопления отходов, сроков их хранения и других необходимых факторов.

      На КП, как минимум, отходы должны разделяться на сухую и мокрую фракции. Сухая фракция состоит из бумаги, картона, металла, пластика и стекла. Мокрая фракция состоит из пищевых отходов, органики, смешанных отходов и отходов по характеру и составу, схожим с отходами домашних хозяйств и пр.

      При проведении анализа выявлено, что не на всех КП установлены контейнеры для сухой фракции.

      Для внедрения раздельного сбора пластика, бумаги и стекла на всех КП будут установлены контейнеры для сухой фракции.

      Каждый контейнер для раздельного сбора отходов будет промаркирован (надпись) на казахском и русском языках, включая:

      - информационную наклейку/надпись о собираемом виде (фракции) отходов;

      - данные о собственнике контейнера (наименование, телефон);

      - организации, обслуживающей контейнер.

      В случае нанесения маркировки на цветные контейнеры, она будет выполнятся контрастным цветом.

      Количество контейнеров будет рассчитано индивидуально для каждой площадки согласно объему образования и сбора, и по результатам инвентаризации и количеству проживающих лиц.

      При развитии системы раздельного сбора необходимо обеспечить, чтобы отходы, подвергнутые раздельному сбору, не смешивались на всех дальнейших этапах управления отходами. Также для каждой категории (фракции, вида) отходов необходимо определить свою периодичность вывоза.

Организация системы сбора и восстановления опасных составляющих коммунальных отходов

      Организация системы сбора и восстановления опасных составляющих коммунальных отходов будет основываться на организации конкурса на выбор подрядной организации для обеспечения раздельного сбора, транспортировки и переработки опасных видов отходов: РСО, ОЭЭО, химических источников питания, аккумуляторов у населения.

      На сегодняшний день в районе Сарыколь не налажена система сбора отходов опасных составляющих коммунальных отходов (ОЭЭО, химических источников питания, аккумуляторов) у населения.

      Данные виды отходов в общем потоке ТБО попадают на полигон, загрязняют почву, воду и воздух токсинами, тяжелыми металлами, стойкими органическими загрязнителями, нанося тем самым существенный вред здоровью людей и окружающей среде

      Согласно пункт 6 статьи 365 ЭК РК опасные составляющие коммунальных отходов должны собираться раздельно и передаваться на восстановление специализированным предприятиям.

      Для выполнения требований экологического законодательства МИО необходимо организовать систему сбора опасных составляющих коммунальных отходов у населения в соответствии с требованиями экологического законодательства и национальных стандартов посредством проведения конкурса (тендера) для определения подрядной организации для оказания услуг раздельного сбора, транспортировки и восстановления опасных составляющих коммунальных отходов.

Ртутьсодержащие отходы

      Для организации системы сбора РСО у населения согласно требованиям СТ РК 1513-2019 "Ресурсосбережение, Обращение с отходами на всех этапах технологического цикла, Классификация и методы переработки РСО, Основные положения" МИО осуществляют:

      - контроль за установкой и обслуживанием специальных универсальных контейнеров, устанавливаемых для сбора РСО, образовывавшихся у населения;

      - Приобретение работ (услуг) специализированных предприятий на реализацию комплекса мер по демеркуризации для населения и на ремонт (замену) контейнеров для РСО МИО будет проводить посредством конкурса (тендера) в соответствии с ЭК РК, Главой 4 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" и Правилами управления коммунальными отходами.

Раздельный сбор и восстановление опасных составляющих коммунальных отходов у юридических лиц

      Опасные оставляющие коммунальных отходов образующиеся у юридических лиц вне зависимости от вида деятельности, также должны собираться раздельно и передаваться на восстановление специализированным организациям (предприятиям) в соответствии с пунктом 6 статьи 365 ЭК РК.

      Необходимо проводить информационную работу с субъектами малого и среднего бизнеса для определения ими добросовестных и соответствующих требованиям законодательства специализированных предприятий по сбору и восстановлению опасных составляющих отходов.

      Также необходимо укрепление потенциала специализированных предприятий по учету собранных и восстановленных отходов с целью отслеживания статистики.

Организация специальных мест и определение специализированной компании для транспортировки КГО и строительных отходов, образующихся у населения

      Согласно пункту 19 Требовании к раздельному сбору отходов приказ МЭГиПР РК от 2 декабря 2021 года № 482 МИО организуют место площадью не менее 12 м2 с покрытием и ограждением для строительных и крупногабаритных отходов, образующихся у физических лиц (жителей).

      Физические и юридические лица, осуществляющие строительство или ремонт недвижимых объектов, согласно пункту 17 Требовании к раздельному сбору отходов приказ МЭГПР от 2 декабря 2021 года № 482 производят самостоятельный вывоз строительных и крупногабаритных отходов в специальные места, организованные местными исполнительными органами.

      Согласно правилам благоустройства установлено, что вывоз крупногабаритного мусора (отходов) производится самими предприятиями, учреждениями и физическими лицами, либо мусоровывозящими предприятиями на основании договора.

      Так как плата за вывоз КГО не включена в тариф на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО, необходимо отдельно определить компанию по сбору и вывозу КГО и строительных отходов.

      Для определения организации по транспортировке КГО и строительных отходов от населения МИО необходимо организовать конкурс (тендер) на сбор и вывоз КГО и строительных отходов от населения за счет местного бюджета согласно закону Республики Казахстан "О государственных закупках".

      Акиматам района будет определена организация, которая будет вывозить крупногабаритные и строительные отходы. Условия взаимодействия будут установлены технической спецификации к типовому договору. Необходимо, чтобы вывозящая компания соответствовала уведомительному порядку и входила в реестр МЭГиПР РК.

      На специально организованных местах сбор строительных отходов можно осуществлять одним из следующих способов: сбор в сменные бункеры и последующий вывоз автомобилями с системой мультилифт; сбор в мешки с последующей их загрузкой в бортовой или самосвальный автомобиль; складирование отходов навалом с последующей перегрузкой в бортовой или самосвальный автомобиль.

4.3. Меры по развитию системы переработки и утилизации коммунальных отходов, включая специфические (пищевые, строительные и крупногабаритные отходы, ОЭЭО и пр.)

      Для развития системы переработки и утилизации отходов необходимо выполнение следующих мероприятий:

      - увеличение доли сбора вторичного сырья у населения и у юридических лиц от объема образования отходов по отдельным категориям: вторичного сырья (пластика, бумаги и стекла); строительных отходов; крупногабаритных отходов; опасных составляющих коммунальных отходов;

      - усиление взаимодействия со специализированными предприятиями по восстановлению отходов, которые осуществляют деятельность на территории Сарыкольского района;

      - стимулирование развития действующих производств по переработке отходов и создания мощностей по переработке и утилизации вторичного сырья.

      Для увеличения доли переработки отходов будут ускорены действия по согласованию проектной документации на мусоросортировочный комплекс, выделению земельного участка для строительства и введения в эксплуатацию сортировочной линии.

Крупногабаритные и строительные отходы

      Из крупногабаритных отходов на пунктах сбора необходимо извлекать опасные фракции, затем направлять в специализированные организации на переработку и/или утилизацию.

      Смешанные строительные отходы следует сортировать с извлечением вторичного сырья и опасных компонентов на месте их сбора. Отдельно следует сортировать: древесину; бумагу и картон; металл (раздельно черные и цветные металлы); минеральные отходы (камень, строительный камень и кирпич, штукатурка, бетон, гипс, листовое стекло и т.д.); железобетонные и бетонные детали.

      Для переработки крупногабаритных строительных отходов используются дробильно-сортировочные комплексы.

      К опасным строительным отходам относятся:

      1) отходы, содержащие асбест – шифер или этернит, асбестоцементные плиты, асбестоцементные трубы, изоляционные материалы и т.п.;

      2) отходы красок, лаков, клеев, смол, в том числе содержавшая их пустая тара и материалы, пропитанные названными отходами и т.п.;

      3) отходы, содержащие нефтепродукты - толь, пропитанные изоляционные материалы, содержащий смолы асфальт и т.п.;

      4) загрязненная почва.

      Опасные строительные отходы собираются отдельно и передаются в специализированные компании на дальнейшую переработку и/или утилизацию.

      Захоронение коммунальных отходов после сортировки, которые не подлежат дальнейшей переработке, осуществляется на полигоне ТБО.

4.4. Меры по обеспечению безопасного захоронения коммунальных отходов

      Для обеспечения безопасного захоронения коммунальных отходов необходимо выполнение следующих мероприятий:

      - строительство и введение в эксплуатацию мусорного полигона;

      - поэтапная рекультивация и восстановление земель старого полигона ТБО;

      - выявление и ликвидация несанкционированных свалок.

      На территории старых свалок необходимо предусмотреть инфраструктуру, включающую в себя прием, сортировку, и только после этого захоранивать остаточные части ТБО.

      Будет проведена поэтапная рекультивация и восстановление земель территории действующего полигона ТБО в соответствии с требованиями законодательства. Закрытие действующих свалок ТБО допускается только после получения экологического разрешения. Мусорные свалки по захоронению отходов может рассматриваться как закрытый только после того, как должностные лица уполномоченного органа в области охраны окружающей среды и государственного органа в области санитарно-эпидемиологической службы выполнили заключительный осмотр на местности, оценили всю информацию, предоставленную владельцем полигона, и проинформировали его об одобрении закрытия свалки.

      После закрытия свалки/полигона владелец полигона должен осуществлять рекультивацию территории и проводить мониторинг выбросов свалочного газа и фильтрата в течение пяти лет. Средства на проведение рекультивации нарушенных земель и последующего мониторинга поступают из ликвидационного фонда полигона. После того, как владелец полигона выполнит рекультивацию полигона в соответствии с условиями проекта и выполненные работы будут приняты актом приемочной комиссии с участием уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, владелец прекращает ведение мониторинга окружающей среды.

      Для решения проблем с несанкционированными свалками необходимо проведение тщательного аудита по всем свалкам ТБО, зафиксированным спутниками АО "НК "Қазақстан Ғарыш Сапары".

      Существующая общепринятая методика обезвреживания свалки, включает следующие этапы: определение степени опасности свалки; оценка альтернативных вариантов; разработка технологии обезвреживания и рекультивации.

      Технические решения по рекультивации несанкционированных свалок принимаются в зависимости от функционального назначения и использования территории после рекультивации.

      Основой мерой по предотвращению образования новых свалок является 100% охват населения Сарыкольского района услугами по сбору и транспортировке отходов к 2030 году и профилактическая работа с субъектами малого и среднего бизнеса по безопасному обращению с отходами.

4.5. Меры по повышению информированности населения по вопросам обращения с коммунальными отходами и усилению взаимодействия всех заинтересованных сторон

      Для эффективного функционирования Программы важны осведомленность и поддержка населения. Повышение осведомленности общественности – это долгосрочный процесс, который необходимо проводить на постоянной основе.

      МИО будет играть ключевую роль в повышении осведомленности населения, распространении информации и поддержке инициатив по предотвращению отходов, а также создании соответствующих условий (например, создание специальных мест для крупногабаритных отходов, ОЭЭО, строительных отходов).

      В местных газетах и журналах предлагается разместить статьи, направленные на ознакомление общественности о проблеме, связанной с управлением отходами, и с требованиями, по правильному обращению с отходами.

      Рекомендуется работниками специализированных организаций по сбору и вывозу ТБО периодически проводить экологические акции, разъясняющие порядок сортировки отходов на дому и раздельное складирование в контейнеры для пластика, стекла, картон и отходы бумаги. Подобные акции обычно проводят как во дворах, где уже установлены контейнеры для раздельного сбора, так и в тех местах, где их еще нет. При этом ведутся детальные разъяснения жителям о негативных последствиях воздействия ТБО, находящихся в смешанном состоянии на полигоне, на окружающую среду и необходимости внедрении раздельного сбора отходов. Хороший эффект дает также распространение среди населения красочных листовок с разъяснениями о внедряемой системе сортировки отходов.

      Первоочередное внимание будет сосредоточено на ключевых группах заинтересованной общественности:

      - население (работающее и неработающее (домохозяйки, пенсионеры, дети);

      - учителя, волонтеры, группы активистов и негосударственные организации.

      Мероприятия по информированию общественности будут предусмотрены в плане информационной работы с населением по обращению с отходами и будут включать:

      - публикации в местных газетах;

      - информационные материалы о вторичном использовании материальных ресурсов для распространения в школах, среди широкой общественности;

      - брошюры о домашнем компостировании пищевых отходов;

      - организацию ознакомительных визитов на полигоны для школьников и студентов.

      Переработка отходов развивается там, где есть содействие МИО инициативам бизнеса по раздельному сбору и переработки ТБО. Будут проведены различные встречи, круглые столы по взаимодействию МИО и бизнеса, а также других заинтересованных сторон для обсуждения предложений в сфере управления отходами, установки пунктов приема вторичного сырья и контейнеров и пр.

5. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

      Финансирование Программы и мероприятий может осуществляться за счет:

      - государственного и местного бюджета,

      - частных инвестиций,

      - средства РОП,

      - средства международных финансовых организаций,

      - кредитов банков второго уровня и других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

      Финансовые затраты на реализацию представленной Программы и выполнение намеченных природоохранных мероприятий планируется осуществлять согласно статье 29 ЭК РК за счет бюджетных средств. Данный механизм позволяет использовать средства в объеме не менее суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, поступивших в местный бюджет.

      Предлагаемые мероприятия по реализации Программы планируется включить в План мероприятий по охране окружающей среды Сарыкольского района, который разрабатывается акиматом района на трехлетнюю перспективу, исходя из типового перечня мероприятий по охране окружающей среды, предусмотренного приложением 4 к ЭК РК, в который включены:

      - внедрение технологий по сбору, транспортировке, обезвреживанию, использованию и переработке любых видов отходов, в том числе бесхозяйных;

      - строительство, реконструкция заводов, цехов и производств, приобретение и эксплуатация установок:

      - полигонов для складирования любых видов отходов;

      - по сбору, транспортировке, переработке, сортировке, утилизации и захоронению отходов;

      - по сбору и переработке вторичных материальных ресурсов;

      - по получению сырья или готовой продукции, связанных с извлечением полезных компонентов из отходов (переработкой хвостов обогащения, вскрышных и вмещающих пород, золошлаков, металлургических шлаков, техногенных минеральных образований);

      - реконструкция, модернизация оборудования и технологических процессов, направленных на минимизацию объемов образования и размещения отходов.

6. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

      План мероприятий по реализации Программы является составной частью Программы и содержит совокупность действий/мероприятий, направленных на полное достижение цели и задач Программы, с указанием показателей результатов по мероприятиям (ожидаемые мероприятия), с определением сроков, исполнителей, формы завершения, необходимых затрат на реализацию программы и источников финансирования.

      Для достижения целей и выполнения задач разработан План мероприятий по реализации Программы, который приведен в Приложении 2.

      План мероприятий сгруппирован по задачам и показателями, указаны сроки и ответственные исполнители. План мероприятий обеспечивает комплексный подход и координацию работ всех ответственных исполнителей Программы с целью достижения ожидаемых результатов.

      Корректировка Плана мероприятий осуществляется по мере необходимости, при наличии обоснованных предложений по результатам мониторинга. По результатам мониторинга, в случае обнаружившейся невозможности достижения поставленных целей, задач и целевых показателей настоящей Программы определяются иные мероприятия, и принимаются меры по выявленным проблемным вопросам.

      По результатам мониторинга отдел архитектуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог акимата Сарыкольского района выносит решения, нацеленные на:

      1) повышение эффективности реализации запланированных мероприятий (определению иных мероприятий) в целях достижения установленных целей и задач Программ;

      2) принятие мер по выявленным проблемным вопросам.

      Отдел архитектуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог акимата Сарыкольского района как заказчик Программы осуществляет следующие функции:

      1) формирует и обеспечивает единый централизованный комплексный подход к решению задач в сфере управления коммунальными отходами на территории Сарыкольского района, координируя действия всех исполнителей Программы;

      2) взаимодействует с акиматом Сарыкольского района по финансовым затратам на реализацию Программы за счет бюджетных средств;

      3) осуществляет взаимодействие с субъектами по сбору и вывозу коммунальных отходов, государственными учреждениями, социальными объектами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами по вопросам реализации мероприятий Программы;

      4) осуществляет мониторинг реализации мероприятий Программы, выносит результаты мониторинга для обсуждения на заседаниях Общественного совета;

      5) осуществляет корректировку мероприятий, целевых показателей, затрат на реализацию мероприятий Программы, в том числе на основании поступивших предложений с обоснованием необходимости внесения соответствующих изменений в Программу;

      6) участвует в проверках хода реализации мероприятий Программы;

      7) размещает Программу, а также информацию о ходе реализации мероприятий Программы на официальном сайте акимата Сарыкольского района.

      Исполнителями Программы являются: акимат района; маслихат; субъекты по сбору, вывозу, восстановлению и захоронению коммунальных отходов: государственные учреждения, социальные объекты, юридические лица, индивидуальные предприниматели, НПО и прочие заинтересованные стороны.

7. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

      Контроль за реализацией Программы по управлению коммунальными отходами осуществляется руководством ГУ "Отдел архитектуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог акимата Сарыкольского района".

      Мониторинг Программы осуществляется путем формирования отчета о реализации Программы. В отчете излагается описание реализованных мероприятий, достигнутые результаты, фактические объемы финансовых средств, направленных на их реализацию, а также причины невыполнения мероприятий и отсутствия результатов, запланированных на отчетный период.

      Мониторинг Программы будет осуществляться один раз в год по итогам предыдущего года.

      Программа и отчеты по ее реализации будут доступны общественности путем размещения на общедоступном Интернет-ресурсе.

  Приложение 1

Методика определения показателей Программы по управлению коммунальными отходами по Сарыкольскому району на 2024-2028 гг.

Наименование целевого показателя

Периодичность и сроки формирования целевых показателей

Обоснование

Описание методики расчетов

1

Охват населения сбором и вывозом ТБО

По истечению одного года с момента утверждения Программы.

Показатель соответствует Концепции по переходу РК к зеленой экономике и необходим для определения доли населения, имеющей доступ к услугам по сбору и вывозу ТБО.

Показатель формируется путем деления количества жителей, с которыми всеми мусоровывозящими организациями, обслуживающими района, заключены договора, на общее количество населения района, выражая результат в процентах.
При переходе на публичные договора показатель можно получить путем деления количества абонентов (количество человек) согласно выставленным счетам на общее количество населения района.

2

Охват раздельным сбором (населения или района):
- по фракциям

По истечению одного года с момента утверждения Программы

Показатель соответствует Национальному проекту "Жасыл Казахстан".

Показатель формируется путем деления количества раздельно собранной сухой фракции ТБО (пластик, картон и отходы бумаги, стекло, металлические банки) в тоннах на обще количество образования ТБО (коммунальных отходов) в тоннах, выражая результат в процентах.

3

Доля переработки и утилизации ТБО (от объема образования)

По истечению одного года с момента утверждения Программы.

Показатель соответствует Концепции по переходу РК к "зеленой экономике" и Национального проекта "Жасыл Казахстан".

Показатель получают путем деления количества всех переработанных и вторично использованных твердых бытовых отходов района (включая опасные составляющие коммунальных отходов), в том числе раздельно собранных отходов, отсортированных на МСК или полигоне и вторичных ресурсов, направленных на экспорт, на общее количество всех образовавшихся ТБО (коммунальных отходов) в районе, выражая результат в процентах.

4

Закрытие и рекультивация свалки/полигона ТБО в соответствии с экологическим требованиям

По истечению одного года с момента утверждения Программы.

Показатель соответствует Концепции по переходу РК к зеленой экономике

Показатель предполагает количество объектов, по которым завершены работы по рекультивации и ликвидации.

5

Уровень удовлетворенности населения услугами по сбору и вывозу ТБО (опрос)

По истечению одного года с момента утверждения Программы.

Показатель соответствует Национальному плану развития Республики Казахстан до 2025 года

Показатель получают в результате проведения ежегодного социологического опроса (онлайн или офлайн) населения об удовлетворенности населения услугами по сбору и вывозу ТБО в районе.

  Приложение 2

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Наименование мероприятия

Форма завершения

Срок исполнения

Ответственные за исполнение

Источники финансирования

1

2

3

4

5

6

Цель - совершенствование системы управления коммунальными отходами в соответствии с требованиями экологического законодательства Республики Казахстан и повышение качества предоставляемых услуг по сбору и вывозу отходов для населения Сарыкольского района

Задача 1. Дальнейшее развитие системы сбора и транспортировки коммунальных отходов для обеспечения полного охвата населения района услугами по сбору и вывозу отходов

Показатель 1. Охват населения Сарыкольского района сбором и вывозом ТБО

1.1

Предоставление доступа к сведениям о регистрации населения для МВО без передачи персональных данных

Информация

2024

МВД, МЮ, Акимат района, Отдел ЖКХ, МВО

Не требуется

1.2

Переход на заключение публичных договоров с населением по услугам вывоза ТБО

Информация

2024

Акимат района, МВО

Не требуется

1.3

Обновление парка контейнеров, в том числе установка контейнеров в частном секторе:
всего 250 шт.

Отчет

ежегодно

Акимат района, Отдел ЖКХ, МВО

Местный бюджет в рамках Плана мероприятий по ООС

1.4

Ремонт контейнерных площадок и приведение их в соответствие санитарным нормам и требованиям законодательства.

Отчет

ежегодно

Акимат района, Отдел ЖКХ

Местный бюджет, в рамках Плана мероприятий по ООС

1.5

Дооснащение контейнерных площадок камерами видеонаблюдения

Отчет

2024-2025

Акимат района, Отдел ЖКХ

Местный бюджет, в рамках Плана мероприятий по ООС

1.6

Установка на прилегающей территории контейнерных площадок специальных знаков, запрещающих остановку и стоянку автотранспорта

Отчет

2024-2025

МВД, Акимат района, Отдел ЖКХ

В рамках выделенного бюджета

1.7

Осведомительная кампания с юридическими лицами, осуществляющими деятельность в жилых домах или отдельно стоящих зданиях (если нет контейнеров), по заключению договоров на услуги по сбору и вывозу ТБО с МВО, определенными МИО для обслуживания данных участков.

Отчет

2024

Акимат района, МВО, УПР

Не требуется

1.8

Внесение предложений в Правительство РК по внесению изменений и дополнений в нормативно-правовые акты РК с целью обеспечения направления средств, поступивших за административные правонарушения в сфере отходов, в местный бюджет

Предложения в Правительство РК

2024

Акимат района, УПР

Не требуется

Задача 2. Совершенствование системы раздельного сбора отходов

Показатель 2. Охват раздельным сбором
- по фракциям сухая и мокрая;
- отдельным опасным видам отходов (медицинских и ртутьсодержащих, электронной и бытовой техники)

2.1

Приобретение и установка специальных контейнеров для раздельного сбора сухой фракции ТБО: всего 80 шт.

Отчет

2024-2028

Акимат района, Отдел ЖКХ, МВО

Местный бюджет, в рамках Плана мероприятий по ООС

2.2

Организация стационарных пунктов/точек сбора опасных бытовых отходов, таких как батарейки, ртутьсодержащие лампы, электронное и электрическое оборудование, медицинские отходы в общественных местах (торговые центры, отделения почты, центры обслуживания населения и пр.)

Отчет

2024-2028

Акимат района, Отдел ЖКХ, подрядная организация

Местный бюджет, в рамках Плана мероприятий по ООС

2.3

Профилактическая работа с районными учреждениями социальной сферы (школы, детские сады и пр.), предприятиями, малым и средним бизнесом по вопросу необходимости внедрения раздельного сбора вторичного сырья (пластика, бумаги и картона, стекла и пр.) для дальнейшей передачи на переработку специализированным предприятиям

Отчет

2024-2028

Акимат района, Отдел ЖКХ, подрядная организация

Не требуется

Задача 3. Развитие системы переработки и утилизации коммунальных отходов, включая специфические (пищевые, строительные и крупногабаритные отходы, ОЭЭО и пр.)

Показатель 3. Доля переработки и утилизации:
- ТБО (от объема образования)

3.1

Определение специальных мест для сбора крупногабаритных и строительных отходов от населения

информация

2024

Акимат района

Не требуется

3.2

Организация конкурса по определению организации по сбору и вывозу крупногабаритных и строительных отходов

Итоги конкурса

2024

Акимат района, Отдел ЖКХ

Местный бюджет, в рамках Плана мероприятий по ООС

3.3

Анализ существующих технологии по переработке крупногабаритных и строительных отходов

Отчет

2024-2028

Акимат района, Отдел ЖКХ подрядная организация

Не требуется

3.4

Профилактическая работа со специализированными предприятиями по обращению с отходами по вопросу предоставления статистической и ведомственной отчетности по сбору и переработке отходов

Отчет

2024-2028

Акимат района, Отдел ЖКХ

Не требуется

Задача 4. Обеспечение безопасного захоронения коммунальных отходов

Показатель 4. Закрытие и рекультивация полигона ТБО в соответствии с экологическими требованиями

4.1

Строительство и введение в эксплуатацию мусорного полигона.

Акт ввода в эксплуатацию

2024

Акимат района, Оператор полигона

Местный бюджет, в рамках Плана мероприятий по ООС, частные инвестиции

4.2

Разработка комплексных экологических разрешений согогласно статье 106 ЭК РК

Экологическое разрешение

2024

Акимат района, Отдел ЖКХ, Оператор полигона

Не требуется

4.3

Разработка проекта рекультивации старой свалки

Заключение госэкспертизы на проект рекультивации

2024

Акимат района, Оператор полигона

Местный бюджет, в рамках Плана мероприятий по ООС, частные инвестиции

4.4

Поэтапная рекультивация и восстановление земель старого полигона

Акт приемочной комиссии

2024-2028

Акимат района, Оператор полигона

Ликвидационный фонд полигона, местный бюджет, в рамках Плана мероприятий по ООС

4.5

Создание ликвидационного фонда полигона

Ликвидационный фонд

2024-2028

Оператор полигона

Средства оператора полигона

4.6

Выявление и ликвидация несанкционированных свалок (стихийных навалов) коммунальных и строительных отходов в районе

Отчеты

2024-2028

Акимат района, Отдел ЖКХ

Местный бюджет, в рамках Плана мероприятий по ООС

Задача 5. Повышение информированности и культуры населения по вопросам обращения с коммунальными отходами и усиление взаимодействия всех заинтересованных сторон

Показатель 5. Уровень удовлетворенности населения экологическим качеством жизни

5.1

Создание, размещение и распространение социальной рекламы, направленной на привлечение внимания общественности к проблеме ТБО

Отчеты

2024-2028

Акимат района, Отдел ЖКХ, МВО

Местный бюджет

5.2

Обеспечение информирования населения об организованных пунктах приема отходов (пластик, картон и отходы бумаги, стекло)

Отчеты

2024-2028

Акимат района, Отдел ЖКХ, МВО

Не требуется

5.3

Информирование населения об организованных специальных местах для населения для сбора КГО и строительных отходов

Информация

2024-2028

Акимат района, Отдел ЖКХ, МВО

Не требуется

5.4

Подготовка информационных материалов о вторичном использовании материальных ресурсов для распространения в школах и пр.

Отчет

2024-2028

Акимат района, Отдел ЖКХ, МВО

Не требуется


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.