О толковании части первой статьи 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года

Новый

Решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 26 ноября 2015 года № 01-1/2-15

      Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
      председательствующего – Председателя Экономического Суда СНГ Каменковой Л.Э.,
      судьи Экономического Суда СНГ Нагорной Э.Н.,
      при секретаре судебного заседания Равич А.В.,
      с участием представителя Координационного совета Международного союза «Содружество общественных организаций ветеранов (пенсионеров) независимых государств» Гордейчика И.А., Генерального советника Экономического Суда СНГ Греченкова А.А.,
      рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Координационного совета Международного союза «Содружество общественных организаций ветеранов (пенсионеров) независимых государств» о толковании части первой статьи 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года,

УСТАНОВИЛ:

      Координационный совет Международного союза «Содружество общественных организаций ветеранов (пенсионеров) независимых государств» (далее – Координационный совет, Заявитель) обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств (далее – Экономический Суд СНГ, Суд) с запросом о толковании части первой статьи 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года (далее – Соглашение от 24 декабря 1993 года, Соглашение).
      По мнению Заявителя, положения части первой статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года неоднозначно воспринимаются на практике при изменении места жительства пенсионерами – бывшими сотрудниками органов внутренних дел государств – участников данного международного договора. В отношении пенсионеров – бывших сотрудников органов внутренних дел, прибывших на постоянное место жительства из других государств – участников Соглашения от 24 декабря 1993 года, имеют место факты отказа в выплате пенсии за выслугу лет в связи с недостаточностью выслуги лет и (или) несоблюдением иных условий назначения пенсии за выслугу лет, предусмотренных законодательством государства нового постоянного места жительства, таких как достижение предельного возраста состояния на службе либо увольнение по определенным основаниям (по возрасту, по сокращению штатов или состоянию здоровья).
      С учетом изложенного Координационный совет просит дать толкование части первой статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года по вопросу:
      сохраняют ли пенсионеры – бывшие сотрудники органов внутренних дел право на выплату пенсии за выслугу лет, назначенной в одном государстве – участнике Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года, при переезде на постоянное место жительства в другое государство – участник Соглашения, если по законодательству государства нового места жительства они не достигли предельного возраста состояния на службе и (или) имеющейся у них выслуги лет недостаточно для назначения данной пенсии.
      Заслушав судью-докладчика Каменкову Л.Э., представителя Заявителя Гордейчика И.А., обсудив заключение Генерального советника Греченкова А.А., проанализировав Соглашение от 24 декабря 1993 года, законодательство государств – участников Соглашения, регулирующее условия назначения пенсии за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел, информацию министерств внутренних дел государств – участников Соглашения, исследовав иные имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд СНГ отмечает следующее.
      Толкование части первой статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года осуществляется в соответствии с общим правилом толкования международных договоров, закрепленным в статье 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, – добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора; для целей толкования договора контекст охватывает, кроме текста, включая преамбулу и приложения, любые соответствующие нормы международного права, применяемые в отношениях между участниками.
      При толковании Суд учитывает правовые позиции, изложенные в судебных актах Экономического Суда СНГ о толковании норм Соглашения от 24 декабря 1993 года: решении от 13 мая 2004 года № 01–1/7–03, решении от 20 сентября 2007 года № 01–1/1–07, консультативном заключении от 20 апреля 2009 года № 01–1/3–08.
      Экономический Суд СНГ в решении от 13 мая 2004 года № 01–1/7–03 констатировал, что согласно преамбуле Соглашения от 24 декабря 1993 года «государства – участники СНГ при его заключении основывались на Соглашении о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года» (далее – Соглашение от 13 марта 1992 года), и пришел к выводу о соотношении Соглашения от 13 марта 1992 года и Соглашения от 24 декабря 1993 года как общего и специального международных договоров. В консультативном заключении от 20 апреля 2009 года № 01–1/3–08 Экономический Суд СНГ установил, что «правовой основой для международно-правового регулирования отношений по пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел, в том числе пенсионеров – бывших сотрудников органов внутренних дел государств-участников, являются Соглашение от 24 декабря 1993 года и Соглашение от 13 марта 1992 года».
      В этой связи Суд также принимает во внимание решение от 26 марта 2008 года № 01–1/2–07 и консультативное заключение от 28 сентября 2009 года № 01–1/1–09 о толковании положений Соглашения от 13 марта 1992 года.
      По информации депозитария, Соглашение от 24 декабря 1993 года подписано всеми государствами – участниками Содружества и вступило в силу для: Республики Казахстан, Республики Таджикистан и Туркменистана – 21 ноября 1994 года; Республики Узбекистан – 23 января 1995 года; Республики Беларусь – 10 апреля 1995 года; Кыргызской Республики – 19 января 1996 года; Украины – 10 апреля 1996 года; Российской Федерации – 9 июля 1999 года; Республики Молдова – 6 ноября 2002 года; Республики Армения – 28 января 2004 года; Азербайджанской Республики – 15 апреля 2004 года.
      Государствами – участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, вступившего в силу с момента подписания, являются: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина. При подписании Соглашения от 13 марта 1992 года Республика Молдова указала, что «эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями».
      В решении от 13 мая 2004 года № 01–1/7–03 Экономический Суд СНГ установил, что Соглашение от 24 декабря 1993 года носит рамочный характер и закрепляет определяющую роль национального законодательства при осуществлении пенсионного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, их семей с учетом принципа территориальности.
      Часть первая статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года, в толковании которой заинтересован Заявитель, предусматривает, что «пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам – на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР».
      Экономический Суд СНГ в ранее вынесенных решениях о толковании положений Соглашения исходил из того, что предметом регулирования нормы части первой статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года являются как отношения по первичному назначению пенсий сотрудникам органов внутренних дел, так и отношения, возникающие в связи с переездом пенсионера на постоянное место жительства в другое государство – участник Соглашения.
      Так, в консультативном заключении Экономического Суда СНГ от 20 апреля 2009 года № 01–1/3–08 применительно к части первой статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года указано: «Из содержания данной нормы следует, что для распространения законодательства государств – участников Соглашения от 24 декабря 1993 года на отношения по пенсионному обеспечению пенсионеров – бывших сотрудников органов внутренних дел при их переезде в пределах государств – участников настоящего Соглашения требуется постоянное проживание в государстве нового места жительства».
      При перемене пенсионером места жительства его право на пенсионное обеспечение сохраняется в соответствии с принципом территориальности, закрепленным в базовом Соглашении от 13 марта 1992 года, а также в специальном Соглашении от 24 декабря 1993 года, и осуществляется на основе национального законодательства государства по вновь избранному месту жительства (решение Экономического Суда СНГ от 13 мая 2004 года № 01–1/7–03).
      В решении от 20 сентября 2007 года № 01–1/1–07 Экономический Суд СНГ разъяснил, что «сохранение прав на пенсию за выслугу лет обеспечивается при условиях, если этот вид пенсии предусмотрен законодательством государства нового места жительства и имеются основания для назначения пенсии, определяемые действующим законодательством этого государства».
      Для целей толкования по запросу Координационного совета Суд отмечает, что подходы государств – участников Соглашения от 24 декабря 1993 года к основаниям назначения пенсий за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел в основном идентичны и заключаются в следующем:
      назначение пенсии за выслугу лет при наличии полной выслуги лет, предусмотренной законом;
      назначение пенсии за выслугу лет при неполной выслуге лет, когда законом устанавливаются требования к продолжительности общего трудового стажа, в том числе выслуги лет, причем для возникновения права на пенсию за выслугу лет имеют значение основания увольнения со службы (например, по сокращению штатов, по болезни и т.д.) и, как правило, достижение определенного возраста на день увольнения.
      Так, в ряде государств – участников Соглашения от 24 декабря 1993 года – Азербайджанской Республике, Республике Армения, Кыргызской Республике, Российской Федерации, Республике Таджикистан, Республике Узбекистан – единственным необходимым условием назначения пенсии за выслугу лет является наличие не менее 20 лет выслуги (пункт 9.5.1 статьи 9 Закона Азербайджанской Республики от 7 февраля 2006 года № 54-IIIQ «О трудовых пенсиях»; подпункт 1) пункта 1 статьи 18 Закона Республики Армения от 22 декабря 2010 года «О государственных пенсиях»; пункт а) статьи 13 Закона Кыргызской Республики от 7 мая 1993 года № 1194-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих»; пункт а) части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»; пункт а) статьи 13 Закона Республики Таджикистан от 1 декабря 1994 года № 1106 «О пенсионном обеспечении военнослужащих»; пункт а) статьи 13 Закона Республики Узбекистан от 28 апреля 1990 года № 1467-I «О пенсионном обеспечении военнослужащих»).
      В других государствах – участниках Соглашения предусмотрена более продолжительная выслуга лет и (или) установлены дополнительные условия, необходимые для назначения пенсии за выслугу лет.
      В Республике Молдова и Украине право на пенсию за выслугу лет обусловлено наличием выслуги не менее 20 лет и 6 месяцев по состоянию на 1 июля 2011 года (Республика Молдова) и не менее 20 лет на день увольнения со службы по состоянию на 30 сентября 2011 года (Украина); при этом в названных государствах предусмотрено ежегодное с 2011 года по 2020 год увеличение срока выслуги на 6 месяцев вплоть до 25 лет (пункт а) статьи 13 Закона Республики Молдова от 23 июня 1993 года № 1544-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел»; пункт а) статьи 12 Закона Украины от 9 апреля 1992 года № 2262-ХII «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц»).
      Из содержания положений части второй статьи 14 Закона Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года № 2050-ХII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» следует, что если сотрудник органов внутренних дел увольняется со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, то пенсия за выслугу лет ему назначается после увольнения со службы при наличии выслуги 20 и более лет. Если же сотрудник органов внутренних дел при наличии выслуги 20 и более лет увольняется по другим основаниям, то для назначения пенсии за выслугу лет требуется достижение предельного возраста состояния на службе, установленного законодательными актами Республики Беларусь. Предельный возраст состояния на службе определен в зависимости от присвоенных сотрудникам органов внутренних дел следующих специальных званий: до подполковника милиции, подполковника внутренней службы включительно – 45 лет; полковник милиции, полковник внутренней службы – 50 лет; генерал-майор милиции, генерал-майор внутренней службы, генерал-лейтенант милиции, генерал-лейтенант внутренней службы – 55 лет; генерал-полковник милиции, генерал-полковник внутренней службы – 60 лет (пункт 193 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 15 марта 2012 года № 133).
      По законодательству Республики Казахстан (подпункт 1) пункта 1 статьи 64 Закона Республики Казахстан от 21 июня 2013 года № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан») право на пенсионные выплаты за выслугу лет имеют сотрудники специальных государственных и правоохранительных органов, которым присвоены специальные звания, классные чины, установлены квалификационные классы, имеющие выслугу на воинской службе, службе в специальных государственных и правоохранительных органах, государственной фельдъегерской службе, которым присвоены специальные звания, классные чины, установлены квалификационные классы, не менее 25 лет, достигшие установленного законодательством Республики Казахстан предельного возраста состояния на службе. Предельный возраст состояния на службе согласно пункту 1 статьи 82 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года № 380-IV «О правоохранительной службе» составляет: до майора, младшего советника включительно – 48 лет; подполковники, советники – 50 лет; полковники, старшие советники – 55 лет; лица высшего начальствующего состава – 60 лет. Независимо от достижения предельного возраста состояния на службе пенсионные выплаты за выслугу лет в Республике Казахстан предусматриваются при выслуге не менее 25 лет и увольнении сотрудников указанных органов по сокращению штатов, собственному желанию и состоянию здоровья (подпункт 2) пункта 1 статьи 64 Закона Республики Казахстан от 21 июня 2013 года № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»).
      По информации МВД Республики Казахстан, с 1 января 2016 года предоставляется право на пенсионные выплаты за выслугу лет лицам из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел государств – участников СНГ, имеющим выслугу менее 25 лет, достигшим на день увольнения со службы предельного возраста состояния на службе либо уволенным по сокращению штатов, состоянию здоровья, прибывшим на постоянное место жительства в Республику Казахстан из государств – участников СНГ, которым в соответствии с законодательством этих государств были назначены пенсионные выплаты за выслугу лет (письмо от 20 октября 2015 года № 1-12-4-97/1-14138).
      В Туркменистане право на пенсию по выслуге лет имеют лица рядового, сержантского и офицерского состава органов внутренних дел: мужчины – по достижении возраста 52 лет, при выслуге не менее 25 лет и участии в этот период в обязательном пенсионном страховании и обязательном профессиональном пенсионном страховании; женщины – по достижении возраста 48 лет, при выслуге не менее 20 лет и участии в этот период в обязательном пенсионном страховании и обязательном профессиональном пенсионном страховании (пункт 1) статьи 24 Кодекса Туркменистана от 19 октября 2012 года «О социальной защите населения»).
      Относительно вопроса о назначении сотрудникам органов внутренних дел пенсии за выслугу лет при неполной выслуге Экономический Суд СНГ отмечает, что по законодательству большинства государств – участников Соглашения от 24 декабря 1993 года необходимо соблюдение трех следующих условий в совокупности:
      наличие общего трудового стажа 25 и более календарных лет, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляют военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, других предусмотренных законом органах (в Республике Казахстан требуется 12 лет и 6 месяцев непрерывной выслуги);
      увольнение со службы по определенным основаниям;
      достижение на день увольнения со службы определенного возраста или предельного возраста состояния на службе.
      Указанные условия содержатся в подпункте 9.5.3 пункта 9.5 статьи 9 Закона Азербайджанской Республики от 7 февраля 2006 года № 54-IIIQ «О трудовых пенсиях»; подпунктах 2) и 3) пункта 1 статьи 18 Закона Республики Армения от 22 декабря 2010 года «О государственных пенсиях»; подпункте б) части первой и части второй статьи 14 Закона Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года № 2050-ХII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований»; подпункте 3) пункта 1 статьи 64 Закона Республики Казахстан от 21 июня 2013 года № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»; пункте б) статьи 13 Закона Кыргызской Республики от 7 мая 1993 года № 1194-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих»; пунктах b), c), d) статьи 13 Закона Республики Молдова от 23 июня 1993 года № 1544-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел»; пункте б) статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
      При этом для обозначения общего трудового стажа используются различные термины: «трудовой стаж» (Республика Армения), «стаж работы» (Республика Беларусь), «общий страховой стаж» (Кыргызская Республика), «общий трудовой стаж» (Республика Молдова, Российская Федерация).
      К определенным основаниям увольнения со службы относятся:
      увольнение по возрасту (Азербайджанская Республика, Кыргызская Республика, Республика Молдова) или по достижении предельного возраста состояния на службе (Республика Армения, Республика Беларусь, Российская Федерация);
      увольнение по состоянию здоровья (Республика Армения, Республика Казахстан, Российская Федерация) или по болезни, ограниченному состоянию здоровья (Азербайджанская Республика, Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Республика Молдова);
      увольнение в связи с сокращением штатов (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика), реорганизацией штатов (Республика Молдова) или организационно-штатными мероприятиями (Российская Федерация).
      При увольнении со службы по указанным основаниям требуется достижение на день увольнения:
      возраста 45 лет (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Российская Федерация);
      возраста 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (Кыргызская Республика);
      предельного возраста состояния на службе, который варьируется в зависимости от присвоенных сотрудникам органов внутренних дел специальных званий (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Молдова).
      В законодательстве Украины для назначения пенсии за выслугу лет лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел достаточно достижения на день увольнения со службы возраста 45 лет и наличия страхового стажа 25 лет и более, в том числе не менее 12 календарных лет и 6 месяцев выслуги (пункт б) статьи 12 Закона Украины от 9 апреля 1992 года № 2262-ХII «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц»).
      В законодательстве Республики Таджикистан назначение пенсии за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел, уволенным со службы по состоянию здоровья или организационно-штатным мероприятиям, осуществляется при наличии общего трудового стажа 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, учреждениях и органах системы исполнения уголовного наказания, таможенных органах, в должности судьи, в органах прокуратуры (пункт б) статьи 13 Закона Республики Таджикистан от 1 декабря 1994 года № 1106 «О пенсионном обеспечении военнослужащих»).
      Согласно пункту 2) статьи 24 Кодекса Туркменистана от 19 октября 2012 года «О социальной защите населения» право на пенсию по выслуге лет имеют сотрудники органов внутренних дел, уволенные со службы по болезни, сокращению штатов или по ограниченному состоянию здоровья:
      мужчины – по достижении возраста 50 лет, при стаже работы 25 лет и выслуге не менее 20 лет и участии в эти периоды соответственно в обязательном пенсионном страховании и обязательном профессиональном пенсионном страховании;
      женщины – по достижении возраста 45 лет, при стаже работы 20 лет и выслуге не менее 15 лет и участии в эти периоды соответственно в обязательном пенсионном страховании и обязательном профессиональном пенсионном страховании.
      Анализ национального законодательства показывает, что в государствах – участниках Соглашения от 24 декабря 1993 года при наличии схожих оснований (назначение пенсии за выслугу лет при наличии полной выслуги лет, предусмотренной законом; назначение пенсии за выслугу лет при неполной выслуге лет) условия назначения сотрудникам органов внутренних дел пенсии за выслугу лет не всегда совпадают (продолжительность выслуги лет, достижение возраста и др.).
      По информации министерств внутренних дел государств – участников Соглашения, пенсия за выслугу лет назначается при наличии права на такой вид пенсии в соответствии с законодательством государств, которые являются для прибывших пенсионеров – бывших сотрудников органов внутренних дел местом нового постоянного жительства. Пенсия за выслугу лет не назначается либо не выплачивается, если недостаточно выслуги лет либо не соблюдены иные условия назначения такой пенсии в соответствии с законодательством государств (письмо МВД Азербайджанской Республики от 19 октября 2015 года № 001-43469-1215, письмо МВД Республики Беларусь от 25 сентября 2015 года № 34/ФЭУ/19649, письмо МВД Республики Казахстан от 20 октября 2015 года № 1-12-4-97/1-14138, письмо МВД Кыргызской Республики от 6 октября 2015 года № 1/7636, письмо МВД Российской Федерации от 6 октября 2015 года № 1/8046, письмо МВД Туркменистана от 12 октября 2015 года № 1/7463, письмо Пенсионного фонда Украины от 11 ноября 2015 года № 49584/02-23).
      Состояние национального законодательства и правоприменительная практика государств – участников Соглашения от 24 декабря 1993 года свидетельствуют о том, что в государстве по новому постоянному месту жительства пенсионеров – бывших сотрудников органов внутренних дел может быть отказано в выплате им пенсии за выслугу лет в случаях, если не соблюдены предусмотренные законодательством этого государства условия назначения такой пенсии. По мнению Экономического Суда СНГ, это соответствует положениям части первой статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года, поскольку пенсионное обеспечение указанной категории граждан осуществляется на условиях, которые установлены или будут установлены законодательством государства, на территории которого они постоянно проживают. Суд считает, что толкуемая норма и Соглашение в целом не создают правовых препятствий для возможных изменений Сторонами национального законодательства в период действия настоящего международного договора.
      Экономический Суд СНГ отмечает, что отсутствие правовых оснований для выплаты пенсии за выслугу лет в государстве по новому постоянному месту жительства пенсионеров – бывших сотрудников органов внутренних дел не лишает их права на ранее назначенную пенсию за выслугу лет и возможности продолжения выплаты такой пенсии государством прежнего места жительства. В преамбуле Соглашения от 13 марта 1992 года государства – участники Содружества указывают на необходимость защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения и непосредственную ответственность каждого государства Содружества за пенсионное обеспечение своих граждан.
      Суд рассматривает толкуемую норму во взаимосвязи с принципами, закрепленными в Соглашении от 13 марта 1992 года, и придерживается правовой позиции, изложенной в решении от 26 марта 2008 года № 01–1/2–07 и консультативном заключении от 20 апреля 2009 года № 01–1/3–08. Экономический Суд СНГ установил, что «в качестве гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение в статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 года закреплены нормы, обеспечивающие сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в пределах государств – участников настоящего Соглашения».
      Согласно части первой статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года при переселении пенсионера в пределах государств – участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства. Экономический Суд СНГ, руководствуясь принципом сохранения ранее приобретенных пенсионных прав, считает, что в этом случае пенсионное правоотношение сохраняется, прекращается только выплата пенсии по прежнему месту жительства гражданина. Статус пенсионера при этом не изменяется и он сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную законодательством государства нового места жительства. Выплата пенсии продолжается государством прежнего места жительства пенсионера, если законодательством государства нового места жительства пенсия того же вида не установлена.
      Таким образом, сохранение права на пенсию в государстве нового места жительства или продолжение выплаты пенсии государством, ее назначившим, норма части первой статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года связывает с наличием пенсии того же вида в законодательстве государства, куда гражданин переехал на постоянное жительство.
      Толкование понятия «пенсия того же вида» дано Экономическим Судом СНГ в консультативном заключении от 28 сентября 2009 года № 01–1/1–09 применительно к пенсиям за выслугу лет государственных служащих: пенсия может быть отнесена к «пенсии того же вида», если законодательством государства нового места жительства пенсионера установлены такие же основания (условия) назначения данной пенсии.
      По мнению Экономического Суда СНГ, в отношении пенсий за выслугу лет сотрудников органов внутренних дел термин «пенсия того же вида», используемый в части первой статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года, следует понимать в таком же значении.
      С учетом изложенного Экономический Суд СНГ приходит к выводу, что право пенсионеров – бывших сотрудников органов внутренних дел на выплату пенсии за выслугу лет, которую они получали в одном государстве – участнике Соглашения от 24 декабря 1993 года, сохраняется при переезде на постоянное место жительства в другое государство-участник, если соблюдены все предусмотренные законодательством государства нового места жительства условия, необходимые для назначения пенсии за выслугу лет. В случае, если пенсионер – бывший сотрудник органов внутренних дел не приобретает права на пенсию того же вида, то, исходя из положений части первой статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года, государство прежнего места жительства пенсионера – бывшего сотрудника органов внутренних дел, назначившее ему пенсию за выслугу лет, обязано продолжить выплату пенсии и после его переезда на постоянное место жительства в другое государство-участник.
      Данный вывод Суда подтверждается информацией МВД Российской Федерации, в соответствии с которой пенсионерам из числа сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, убывших на постоянное место жительства в другое государство – участник СНГ, где им отказано в пенсионном обеспечении со ссылкой на национальное законодательство, выплата пенсии производится с учетом положений статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года за счет средств бюджета Российской Федерации (письмо от 6 октября 2015 года № 1/8046). Суд отмечает, что согласно статье 64 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» вопросы пенсионного обеспечения лиц, выехавших на постоянное жительство за границу, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией с другими государствами.
      Применительно к аналогичной ситуации МВД Азербайджанской Республики указало, что считает правомерным возобновление на основании законодательства Азербайджанской Республики выплаты пенсии сотрудникам органов внутренних дел Азербайджанской Республики, переехавшим на постоянное место жительства в другое государство Содружества (письмо от 19 октября 2015 года № 001-43469-1215). Экономический Суд СНГ при этом отмечает, что в соответствии с пунктом 43.1 статьи 43 Закона Азербайджанской Республики от 7 февраля 2006 года № 54-IIIQ «О трудовых пенсиях» лицам, сохранившим гражданство Азербайджанской Республики на период их проживания за границей, по их желанию пенсия переводится на их личные счета в банках Азербайджанской Республики либо за их счет – в другие страны, где они проживают. Таким образом, Азербайджанская Республика, не участвующая в Соглашении от 13 марта 1992 года, обеспечивает гарантии сохранения пенсионных прав своих граждан, выехавших за границу.
      МВД Кыргызской Республики сообщило, что в случае, если пенсионеру было отказано в назначении пенсии по новому месту жительства по тем или иным причинам, выплата пенсии возобновляется по прежнему месту жительства при наличии у пенсионера гражданства Кыргызской Республики (письмо от 6 октября 2015 года № 1/7636).
      Отдельные государства-участники вопрос о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет рассматривают во взаимосвязи с возвратом пенсионеров – бывших сотрудников органов внутренних дел в государство прежнего места жительства либо не предусматривают правовых оснований для возобновления выплаты пенсии за выслугу лет.
      Так, Полиция Республики Армения обращает внимание на необходимость наличия у пенсионера регистрации, установленной законодательством Республики Армения «О государственном регистре населения Республики Армения», подтверждающей право на данное место жительства (письмо от 9 октября 2015 года № 2/5-1-3420).
      МВД Республики Беларусь связывает возможность возобновления выплаты пенсии за выслугу лет пенсионеру, выехавшему на постоянное место жительства в другое государство – участник СНГ, в котором он не имеет права на назначение пенсии за выслугу лет, с возвратом на постоянное место жительства в Республику Беларусь (письмо от 25 сентября 2015 года № 34/ФЭУ/19649).
      По мнению МВД Республики Казахстан, правовых оснований для выплаты пенсий пенсионерам – бывшим сотрудникам органов внутренних дел Республики Казахстан, переехавшим на постоянное место жительства в другое государство – участник СНГ, не имеется (письмо от 20 октября 2015 года № 1-12-4-97/1-14138).
      Высшая Судебная Палата Республики Молдова сослалась на статью 60 Закона Республики Молдова от 23 июня 1993 года № 1544–XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел» и указала, что пенсионерам – бывшим сотрудникам органов внутренних дел при переезде на постоянное место жительства в другое государство – участник Соглашения пенсии выплачиваются за 6 месяцев вперед, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором получатель был снят с учета по месту жительства (письмо от 20 октября 2015 года № 53-119/15).
      МВД Республики Узбекистан сообщило, что пенсионерам, переехавшим на постоянное место жительства в другое государство – участник Соглашения, где им отказано в выплате пенсии за выслугу лет со ссылкой на национальное законодательство, пенсия за выслугу лет по линии МВД Республики Узбекистан выплачивается при наличии вида на жительство (прописки) на территории Республики Узбекистан (письмо от 28 сентября 2015 года № 3/3–1016).
      Что касается Украины, то согласно информации Пенсионного фонда Украины, «выплата пенсии за выслугу лет бывшим сотрудникам органов внутренних дел, которым пенсия была назначена на территории Украины до выезда на постоянное место жительства в другую страну, в случае их обращения за возобновлением выплаты пенсии на территории Украины, будет возобновлена с учетом норм Закона, действующих на момент их обращения» (письмо от 11 ноября 2015 года № 49584/02-23).
      Экономический Суд СНГ считает необходимым обратить внимание государств Содружества на то, что пенсия за выслугу лет является основным источником существования для данной категории пенсионеров, и непрерывность ее выплаты должна обеспечиваться в соответствии с достигнутыми международными договоренностями. В целях выработки единообразного порядка реализации обязательств, принятых в рамках части первой статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года, представляются целесообразными совместные действия государств-участников в вопросе о правовом регулировании механизма возобновления выплаты пенсии за выслугу лет в государстве прежнего места жительства пенсионеров в случае, если в государстве нового постоянного места жительства им отказано в выплате такой пенсии.

      На основании изложенного и руководствуясь пунктами 5, 16 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, пунктами 150 - 153, 155 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Экономический Суд Содружества Независимых Государств

РЕШИЛ:

      Дать по запросу Координационного совета Международного союза «Содружество общественных организаций ветеранов (пенсионеров) независимых государств» следующее толкование части первой статьи 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года.

      1. При переезде пенсионеров – бывших сотрудников органов внутренних дел из одного государства – участника Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года в другое государство – участник данного Соглашения на постоянное место жительства выплата пенсии за выслугу лет производится с учетом принципа территориальности, закрепленного частью первой статьи 1 данного Соглашения, – на условиях, предусмотренных законодательством государства, на территории которого они постоянно проживают.

      2. Выплата пенсии за выслугу лет пенсионерам – бывшим сотрудникам органов внутренних дел продолжается государством их прежнего места жительства, ранее назначившим такой вид пенсии, если в государстве нового постоянного места жительства им отказано в выплате пенсии за выслугу лет в связи с несоблюдением предусмотренных законодательством этого государства условий назначения такой пенсии (не достигнут предельный возраст состояния на службе и (или) имеющейся выслуги лет недостаточно для назначения пенсии за выслугу лет).

      3. Решение полного состава Экономического Суда Содружества Независимых Государств о толковании является окончательным и обжалованию не подлежит.

      4. Копию решения направить в Координационный совет Международного союза «Содружество общественных организаций ветеранов (пенсионеров) независимых государств», для сведения – в Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств, правительства государств – участников Содружества Независимых Государств, министерства внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств.

      5. Решение подлежит обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств – участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.

      Председатель                               Л.Э. Каменкова

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.