Об основных ориентирах макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2016 - 2017 годы

Новый

Решение Высшего Евразийского экономического Совета от 31 мая 2016 года № 5

      Примечание РЦПИ!
      Решение вступает в силу 01.06.2016 - сайт Евразийского экономического союза.
      Высший Евразийский экономический совет решил:
      1. Утвердить прилагаемые основные ориентиры макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2016 - 2017 годы.
      2. Рекомендовать правительствам государств - членов Евразийского экономического союза учитывать при проведении макроэкономической политики утвержденные настоящим Решением основные ориентиры макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2016 - 2017 годы.
      3. Евразийской экономической комиссии проводить мониторинг мер, реализуемых государствами - членами Евразийского экономического союза в области макроэкономической политики, и оценивать соответствие таких мер утвержденным настоящим Решением основным ориентирам макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2016 - 2017 годы.

      Члены Высшего Евразийского экономического совета:

От
Республики
Армения

От
Республики
Беларусь

От
Республики
Казахстан

От
Кыргызской Республики

От
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ           
Решением Высшего        
Евразийского экономического совета
от 31 мая 2016 г. № 5     

ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
макроэкономической политики государств - членов Евразийского
экономического союза на 2016 - 2017 годы

      Настоящий документ, разработанный в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) и направленный на достижение целей, установленных Основными направлениями экономического развития Евразийского экономического союза, утвержденными Решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. № 28, определяет наиболее важные для экономик государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) кратко- и среднесрочные задачи на 2016 - 2017 годы, а также содержит рекомендации по их решению.
      В 2015 году экономическое развитие государств-членов проходило в условиях нарастания негативных тенденций во внешнеэкономической конъюнктуре, что привело к углублению внутренних дисбалансов и усилению уязвимости национальных экономик.
      Снижение темпов роста мировой экономики на фоне сохранения объемов добычи сырьевых ресурсов усилило тенденцию к снижению цен на нефть и основные сырьевые товары, экспортируемые государствами-членами.
      В 2015 году произошло значительное снижение мировых цен на энергоносители, металлы и сельскохозяйственную продукцию, которое на фоне падения спроса на эти товары при сохранении высокой зависимости национальных экономик от импорта привело к значительному сокращению экспортных доходов и оказало негативное влияние на состояние платежных балансов государств-членов.
      Усилению негативного влияния способствовал и сохраняющийся отток капитала из государств-членов, связанный как с глобальной тенденцией переориентации инвестиционных потоков с развивающихся рынков на развитые рынки, так и с погашением компаниями внешних долговых обязательств.
      В то же время положительное влияние на платежные балансы государств-членов оказали значительные темпы снижения импорта, однако высокая открытость национальных экономик, в том числе зависимость национальных производств от импортной продукции, повышает уязвимость государств-членов в условиях влияния негативных внешних рисков.
      Переход государств-членов к более гибкому курсообразованию и последовавшее за этим ослабление курсов их национальных валют к резервным мировым валютам повысили ценовую конкурентоспособность товаров государств-членов на внешних рынках и сократили падение экспортных доходов бюджетов ряда государств- членов, а также способствовали снижению давления на их международные резервные активы. В то же время значительная волатильность курсов национальных валют государств-членов привела к повышению девальвационных и инфляционных ожиданий субъектов экономической деятельности, к ускорению роста цен на внутреннем рынке Союза на импортную и национальную продукцию и к снижению реальных доходов населения государств-членов.
      В совокупности со снижением темпов кредитования физических и юридических лиц данные факторы оказали влияние на сокращение потребительской и инвестиционной активности в государствах-членах и внутреннего спроса в целом.
      В Республике Армения и Кыргызской Республике негативное влияние на внутренний спрос оказало также сокращение объема денежных переводов граждан, осуществляющих трудовую деятельность в других государствах-членах.
      Экономическое развитие Республики Армения, Республики Казахстан и Кыргызской Республики в 2015 году по сравнению с 2014 годом характеризуется замедлением темпов экономического роста с 103,5 до 103,1 процента, с 104,4 до 101,2 процента и с 104,0 до 103,5 процента соответственно.
      В условиях влияния негативных внешних и внутренних факторов в Республике Беларусь и Российской Федерации наблюдается сокращение валового внутреннего продукта по итогам 2015 года до 96,1 процента и 96,3 процента соответственно.
      Принятые правительствами и национальными (центральными) банками государств-членов меры способствовали смягчению воздействия неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на национальные экономики.
      Начало функционирования Союза в 2015 году, являющееся основой углубления интеграционных процессов государств-членов и формирования условий для свободного движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы, создало новые возможности для активизации торгово-экономического сотрудничества государств-членов и способствовало увеличению удельного веса взаимной торговли в общем объеме торговли Союза.
      Дальнейшее развитие производственно-экономических связей между государствами-членами усиливает необходимость координации проведения государствами-членами согласованной макроэкономической политики.
      Ожидаемое ухудшение внешних условий на фоне отсутствия предпосылок для роста цен на основные экспортные товары государств- членов требует консолидации усилий государств-членов по принятию эффективных совместных мер на уровне Союза и на национальном уровне, которые будут направлены на повышение устойчивости экономик государств-членов и преодоление последствий сложившейся негативной экономической ситуации.
      В связи с этим основные ориентиры макроэкономической политики, реализуемой государствами-членами в 2016 - 2017 годах, будут направлены на обеспечение углубления взаимодействия и активизацию совместных усилий государств-членов по следующим направлениям:
      обеспечение макроэкономической устойчивости: принятие мер по стабилизации уровня инфляции, поддержание сбалансированности бюджетных систем государств-членов, обеспечение долговой устойчивости сектора государственного управления;
      создание условий для устойчивого развития и восстановления экономического роста: диверсификация экономик государств-членов, расширение источников финансовых средств и повышение доступности кредитных ресурсов с целью наращивания объемов инвестиций в основной капитал, активизация взаимной торговли и развитие внутреннего рынка Союза, развитие внешней торговли и диверсификация рынков сбыта.

I. Обеспечение макроэкономической устойчивости

      В 2015 году усилилось дестабилизирующее влияние неблагоприятных внешнеэкономических факторов и внутренних макроэкономических дисбалансов на экономики государств-членов, что отразилось на ухудшении предусмотренных Договором макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития.
      Увеличение цен на импортную и национальную продукцию на рынках государств-членов в 2015 году в основном было обусловлено ослаблением курсов национальных валют, повышением валютных рисков и ростом инфляционных ожиданий субъектов экономической деятельности. Вклад в рост потребительских цен в ряде государств- членов также внесло увеличение тарифов на услуги субъектов естественных монополий.
      Под влиянием этих факторов Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией по итогам 2015 года превышено установленное статьей 63 Договора расчетное значение уровня инфляции (декабрь к декабрю предыдущего года) на 7,1 процентного пункта, 8,7 процентного пункта и 7,9 процентного пункта соответственно.
      Снижение спроса и цен на основные экспортные товары государств-членов на фоне замедления темпов роста экономик их основных торговых партнеров оказывает негативное влияние на темпы роста поступлений, формирующих доходную часть бюджетов государств-членов.
      Превышение темпов роста расходов консолидированного бюджета над темпами роста его доходов в связи с проведением контрциклической экономической политики способствовало нарастанию дисбалансов в бюджетной сфере государств-членов.
      Снижение курсов национальных валют государств-членов по отношению к резервным мировым валютам и наличие у государств- членов долговых обязательств в иностранной валюте способствовали увеличению суммы долга сектора государственного управления в национальных валютах государств-членов и расходов бюджетов по его обслуживанию. В условиях превышения расходной части бюджетов государств-членов над доходной некоторые из государств-членов вынуждены прибегать к использованию долговых инструментов для финансирования дефицита своих бюджетов.
      В 2015 году для всех государств-членов характерно увеличение долговой нагрузки. В Кыргызской Республике уровень долга сектора государственного управления достиг предельного количественного значения, установленного Договором.
      Таким образом, во всех государствах-членах наблюдаются признаки макроэкономической неустойчивости, что в свою очередь оказывает негативное влияние на экономическое развитие каждого государства-члена и Союза в целом.
      В связи с этим всем государствам-членам необходимо расширить набор применяемых инструментов и активизировать усилия по достижению и поддержанию макроэкономической устойчивости по следующим ключевым направлениям.
      Принятие мер по стабилизации уровня инфляции, включая:
      продолжение работы по переходу государств-членов к проведению денежно-кредитной политики в режиме таргетирования инфляции и созданию условий для перехода к данному режиму;
      выработку подходов к определению среднесрочных ориентиров по уровню инфляции;
      совершенствование механизмов и реализацию мер, направленных на недопущение значительного роста цен на социально значимые товары и услуги, а также актуализацию перечней таких товаров и услуг;
      выявление нарушений общих правил конкуренции и порядка государственного ценового регулирования;
      пресечение нарушений конкурентного (антимонопольного) законодательства государств-членов и общих правил конкуренции на территориях государств-членов;
      реализацию и развитие закупочных и товарных интервенций как инструмента снижения сезонных колебаний цен на социально значимые продовольственные товары;
      расширение инструментов розничной торговли (электронная торговля, склады-магазины, ярмарки и т. д.), обеспечивающих реализацию товаров по более низким ценам и повышающих доступность товаров для населения государств-членов;
      экономически обоснованное регулирование тарифов на услуги естественных монополий с учетом соблюдения баланса интересов их потребителей и производителей;
      анализ рынков государств-членов, находящихся в состоянии монополии, на предмет их оптимального регулирования и возможного формирования конкурентного рынка;
      создание условий для активизации использования национальных валют государств-членов в сфере взаимной торговли.

      Поддержание сбалансированности бюджетных систем государств- членов, включая:
      увеличение доходной части бюджетов государств-членов, в том числе путем совершенствования налоговой системы и повышения эффективности налогового администрирования;
      повышение качества и эффективности таможенного администрирования с целью увеличения поступления платежей, администрируемых таможенными органами, в бюджеты государств- членов;
      оптимизацию бюджетных расходов за счет концентрации ресурсов на стратегически приоритетных направлениях развития и секторах экономики;
      корректировку темпов прироста непроцентных расходов бюджета с учетом складывающегося дефицита (профицита) бюджета сектора государственного управления;
      оптимизацию операций с нефинансовыми активами с целью повышения сбалансированности бюджетных систем.

      Обеспечение долговой устойчивости сектора государственного управления, включая:
      разработку и реализацию стратегий по управлению долгом во избежание пиковых нагрузок в наиболее сложные для экономик государств-членов периоды с целью соблюдения установленного Договором количественного значения показателя долга сектора государственного управления;
      рассмотрение возможности финансирования приоритетных проектов путем использования механизмов, не увеличивающих долговую нагрузку на сектор государственного управления;
      обеспечение финансирования бюджетного дефицита за счет внутренних источников для минимизации рисков заимствований на внешнем рынке.

      Принятие указанных мер будет способствовать обеспечению макроэкономической стабильности, являющейся основой для восстановления и наращивания темпов экономического роста государств-членов, а также повышению устойчивости их экономик к негативным внешним воздействиям.

II. Создание условий для устойчивого развития
и восстановления экономического роста

      Усиление в 2015 году внешних дестабилизирующих факторов, а также внутренних макроэкономических дисбалансов оказало негативное влияние на перспективы устойчивого экономического развития государств-членов и привело к замедлению деловой активности в ключевых секторах экономик государств-членов.
      Традиционные источники экономического роста в условиях снижения внешнего спроса на основные экспортные товары государств- членов и цен на них не могут полностью обеспечивать текущие потребности национальных экономик и создавать благоприятные условия для экономического развития в средне- и долгосрочном периодах.
      В связи с этим чрезвычайно важной задачей для государств-членов является развитие внутренних источников экономического роста путем наращивания, диверсификации и реализации производственного потенциала государств-членов при максимальном использовании возможностей экономической интеграции в рамках Союза.
      В условиях ограниченности бюджетов государств-членов для наращивания объемов внутреннего производства и повышения производительности необходимо стимулировать приток инвестиций в реальный сектор экономики и диверсифицировать источники привлечения финансовых ресурсов, позволяющих предприятиям осуществлять вложения в создание и воспроизводство основных средств. Это создаст дополнительные возможности для переоснащения и модернизации производственных мощностей с целью снижения импортозависимости и выхода национальной продукции государств- членов с высокой добавленной стоимостью и продукции, произведенной на кооперационной основе, на внешние рынки.
      Расширение рынков сбыта продукции, производимой в Союзе, и содействие товарной и географической диверсификации торгово- экономических отношений государств-членов с третьими странами, а также совершенствование таможенного регулирования и развитие транзитных и смешанных перевозок будут способствовать реализации экспортного потенциала государств-членов и позволят государствам- членам не только увеличить объемы валютных поступлений, но и расширить возможности развития национального производства за счет более активного включения в глобальные производственно-сбытовые цепочки.
      Значительный стимул активизации экономической деятельности в государствах-членах могут придать развитие взаимной торговли и усиление взаимодействия в наиболее важных для государств-членов секторах экономики, в том числе за счет формирования и использования единого цифрового пространства. Развитию эффективного и взаимовыгодного сотрудничества в этом направлении будет способствовать использование интеграционных возможностей Союза, включая дальнейшее формирование общих и единых рынков в этих секторах экономики, а также выявление и устранение барьеров для взаимного доступа, изъятий и ограничений в отношении движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы государств-членов.
      Для решения поставленных задач в 2016 - 2017 годах государствам-членам необходимо реализовывать следующие совместные меры в рамках Союза и национальные меры.

      Диверсификация экономик государств-членов, включая:
      определение сфер экономики, обладающих интеграционным потенциалом;
      реализацию политики импортозамещения продукции третьих стран продукцией Союза, в том числе путем развития промышленных комплексов государств-членов;
      стимулирование инновационной активности и создание условий для внедрения инновационных технологий;
      разработку механизмов организации проведения совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ государств- членов с целью стимулирования развития высокотехнологичных производств, в том числе в сфере агропромышленного комплекса;
      реализацию комплексных мер поддержки малого и среднего бизнеса;
      разработку и согласование принципов и подходов к оценке макроэкономических и отраслевых эффектов влияния интеграционных процессов на экономики государств-членов.
      Расширение источников финансовых средств и повышение доступности кредитных ресурсов с целью наращивания объемов инвестиций в основной капитал, включая:
      дальнейшее развитие эффективных механизмов целевого выделения финансовых средств под приоритетные проекты;
      совершенствование законодательства государств-членов, регламентирующего сферу применения механизмов государственноҒчастного партнерства, с учетом лучших международных практик, наиболее прогрессивных моделей государств-членов, наилучшего опыта третьих стран и интеграционных объединений;
      активизацию заимствований на внутренних рынках государств- членов, включая использование возможностей общего рынка капитала Союза;
      реализацию мер, обеспечивающих продвижение позиций государств-членов в рейтингах международных организаций, в том числе посредством обмена опытом по значимым в рамках интеграции вопросам, с целью повышения инвестиционной привлекательности экономик государств-членов;
      создание условий для долгосрочного банковского кредитования, в том числе путем повышения привлекательности долгосрочных сбережений в национальных валютах государств-членов;
      активизацию использования финансовых возможностей региональных институтов развития (Евразийский фонд стабилизации и развития, Евразийский банк развития).
      Активизация взаимной торговли и развитие внутреннего рынка Союза, включая:
      продолжение работы по выявлению и устранению препятствующих функционированию внутреннего рынка Союза барьеров для взаимного доступа, а также изъятий и ограничений в отношении движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
      продолжение работы по согласованию подходов по совершенствованию системы взимания косвенных налогов, направленных в том числе на предотвращение уклонения от их уплаты;
      выработку предложений по формированию цифрового пространства Евразийского экономического союза;
      подготовку совместного прогноза развития агропромышленного комплекса государств-членов;
      подготовку прогнозов спроса и предложения государств-членов по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
      завершение работы по определению мероприятий, направленных на формирование общего электроэнергетического рынка, а также начало их реализации;
      завершение работы по определению целей, принципов и задач формирования общего рынка газа Союза, общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
      определение мероприятий, направленных на формирование общего рынка газа Союза, общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
      разработку индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов Союза на основе принятой методологии.
      Развитие внешней торговли и диверсификация рынков сбыта, включая:
      развитие торгово-экономических отношений с третьими сторонами, направленных на продвижение интересов Союза на мировом рынке;
      продолжение переговоров по заключению соглашений о свободной торговле с третьими сторонами, а также совместной работы государств-членов и Евразийской экономической комиссии с торговыми партнерами государств-членов, направленной на изучение целесообразности заключения таких соглашений;
      развитие и реализацию механизмов кредитования, страхования и других видов поддержки экспорта продукции, произведенной на кооперационной основе;
      создание условий для организации информационного обмена с третьими сторонами, в том числе обмена информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Союза;
      развитие транзитных и смешанных перевозок с целью ускорения доставки грузов и улучшения качества транспортных услуг;
      создание условий для реализации совместных проектов государств-членов в сфере транспорта и инфраструктуры в рамках сопряжения процессов строительства Союза и Экономического пояса Шелкового пути с обеспечением приоритетности проектов, максимально доступных для государств-членов;
      совершенствование таможенного регулирования, направленное на улучшение условий ведения внешнеэкономической деятельности, оптимизацию порядка совершения таможенных операций, внедрение электронного документооборота, развитие транзитного потенциала государств-членов и Союза в целом;
      совершенствование в рамках Союза единых гарантийных механизмов при таможенном транзите;
      создание в государствах-членах административных, организационных и правовых условий для дальнейшего развития и сближения национальных механизмов «единого окна» государств- членов;
      реализацию мер, направленных на сокращение трудовых, временных и финансовых затрат на осуществление государственных процедур, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности, при повышении эффективности форм государственного контроля.

      Выполнение указанного комплекса мер будет способствовать возвращению экономик государств-членов на траекторию устойчивого экономического роста за счет активизации и диверсификации их внутренних возможностей и использования потенциала экономической интеграции Союза.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.