О наличии нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках

Новый

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 марта 2023 года № 36.

      Коллегия Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия) в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 10 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение № 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (далее соответственно – Протокол, Договор) и пунктами 44 и 45 Порядка рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. № 99, рассмотрела вопрос о наличии нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках по делу о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках услуг сертификации бухгалтеров и аудиторов по программам CIPA/CAP и CPA EURASIA (далее – дело).

      По результатам рассмотрения материалов дела, основываясь на положениях международных договоров и нормативных правовых актов, входящих в право Евразийского экономического союза в сфере конкуренции, изучив фактические обстоятельства дела и выводы комиссии по рассмотрению дела, представленные в описательной и мотивировочной частях настоящего Решения согласно приложению, руководствуясь Методикой расчета и порядком наложения штрафов за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 декабря 2012 г. № 118 (далее – Методика расчета и порядок наложения штрафов), Коллегия Комиссии решила:

      Признать действия (бездействие) профессиональной организации бухгалтеров "Палата профессиональных бухгалтеров Республики Казахстан" (Республика Казахстан, г. Алматы, пр-т Сейфуллина, д. 597А, эт. 7, оф. 703, 704, РН 91758-1910-ПОБ, РНН 600300511060, дата регистрации 15 апреля 2008 г., БИН 080440011737) (далее – ПОБ "ППБ РК"), товарищества с ограниченной ответственностью "Евразийский институт сертифицированных публичных бухгалтеров" (Республика Казахстан, г. Алматы, пр-т Сейфуллина, д. 597А, эт. 7, оф. 703, 704, РНН 600700699647, дата регистрации 9 апреля 2014 г., БИН 140440009917) (далее – ТОО "ЕИСПБ"), общественного объединения "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов Кыргызстана" (Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Ибраимова, д. 115А, эт. 3, каб. 305, РН 146235-3301-ОО, дата регистрации 14 мая 2015 г., ИНН 01405201510190) (далее – ОО "ИПБИАК") и учреждения "СИПАЕН" (Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Ибраимова, д. 115А, эт. 3, оф. 304, РН 127470-3301-У-е, дата регистрации 13 ноября 2017 г., ИНН 00102201310152) в период с 15 июня 2015 г. по 10 ноября 2021 г. по распространению ложных, неточных или искаженных сведений, которые могли причинить убытки хозяйствующему субъекту (субъекту рынка) либо нанести ущерб его деловой репутации на трансграничном рынке услуг, нарушением положений подпункта 1 пункта 2 статьи 76 Договора.

      Признать отсутствие оснований для прекращения рассмотрения дела.

      В соответствии с подпунктом 1 пункта 16 Протокола и Методикой расчета и порядком наложения штрафов назначить следующие штрафы:

      ПОБ "ППБ РК" – в размере 662 500 российских рублей;

      ТОО "ЕИСПБ" – в размере 662 500 российских рублей;

      ОО "ИПБИАК" – в размере 662 500 российских рублей;

      учреждению "СИПАЕН" – в размере 662 500 российских рублей.

      Штрафы, назначенные настоящим Решением, подлежат уплате в порядке, установленном пунктами 17 и 18 Протокола, в соответствии со следующими банковскими реквизитами:

      хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), зарегистрированными на территории Республики Казахстан, – КБК 204176, КНП 913;

      хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), зарегистрированными на территории Кыргызской Республики, – ИНН 02802200610325, код РНИ 004 Первомайское, получатель Первомайский РОК, БИК 440201, Центральное казначейство при МФ КР, р/сч 4402011001002463, доходный код платежа 14311400.

      Обязать ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ", ОО "ИПБИАК" и учреждение "СИПАЕН" прекратить совершать действия, нарушающие положения подпункта 1 пункта 2 статьи 76 Договора, в том числе исключить из своих баз данных (реестров) сведения о лицах, сертифицированных по программам сертификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов и получивших такие сертификаты в сторонних организациях, в том числе у заявителей.

      Проинформировать ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ", ОО "ИПБИАК" и учреждение "СИПАЕН" о том, что:

      а) в соответствии с абзацем вторым пункта 171 Методики расчета и порядка наложения штрафов штрафы, предусмотренные пунктом 16 Протокола, уплачиваются правонарушителями в полном размере не позднее 60 календарных дней с даты вступления настоящего Решения в силу. В случае неуплаты штрафа в указанный срок Комиссия принимает меры, направленные на принудительное исполнение настоящего Решения, в соответствии с пунктом 18 Методики расчета и порядка наложения штрафов;

      б) в соответствии с пунктом 45 Порядка рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. № 99, необходимо уведомить Комиссию об уплате штрафов в течение 30 календарных дней с даты истечения срока, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, а также об исполнении пункта 4 настоящего Решения.

      Настоящее Решение может быть обжаловано в установленном порядке в Суд Евразийского экономического союза.

      Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

      Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии
М. Мясникович

  ПРИЛОЖЕНИЕ
к Решению Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 21 марта 2023 г. № 36

ОПИСАТЕЛЬНАЯ И МОТИВИРОВОЧНАЯ ЧАСТИ

Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 марта 2023 г. № 36

      В Евразийскую экономическую комиссию (далее – Комиссия) письмом от 10 июня 2021 г. № б/н (вх. № 10782 от 11 июня 2021 г.) поступило заявление объединения юридических лиц в форме ассоциации "Евразийский совет сертифицированных бухгалтеров и аудиторов" (Республика Казахстан, г. Алматы, мкр. 6, д. 56, РН 46498-1910-ОЮЛ (ИУ), РНН 600300501348, дата регистрации 11 марта 2002 г., БИН 020340005649) (далее – ЕССБА) и созаявителей: профессиональной аудиторской организации "Палата аудиторов Республики Казахстан" (Республика Казахстан, г. Алматы, пр-т Абылай хана, д. 79/71, оф. 128, РН 81590-1910-ПАО, РНН 600700008865, дата регистрации 14 октября 2006 г., БИН 061140006025) (далее – ПАО "ПАРК"), профессиональной организации бухгалтеров "Союз бухгалтеров и бухгалтерских организаций Казахстана" (Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Муратбаева, д. 200, оф. 104, РН 92588-1910-ПОБ, РНН 600700603950, дата регистрации 9 июня 2008 г., БИН 080640005195) (далее – ПОБ "СББОК"), некоммерческого партнерства "Сертифицированный профессиональный бухгалтер" (Российская Федерация, г. Москва, Пыжевский пер., д. 7, стр. 2, оф. 2, ОГРН 1097799028469, дата регистрации 15 октября 2009 г., ИНН 7706414380) (далее – НП "СПБ"), общественного объединения "Объединение бухгалтеров и аудиторов" (Кыргызская Республика, г. Бишкек, б-р Эркиндик, д. 42, кв. 1, РН 9484-3301-ОО, ИНН 01903199910055) (далее – ОО "ОБА"), Национальной ассоциации бухгалтеров и аудиторов Узбекистана (Республика Узбекистан, г. Ташкент, ул. Чингиза Айтматова, д. 1А, РН 78(149), дата регистрации 20 сентября 1993 г., ИНН 201099796) (далее – заявители) о наличии возможных признаков нарушения положений пункта 2 статьи 76 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор) и необходимости пресечения такого нарушения.

      В рамках рассмотрения заявления в соответствии с подпунктом 3 пункта 132 Порядка рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. № 97, предложение о совершении действий, направленных на устранение признаков нарушения общих правил конкуренции и обеспечение конкуренции на трансграничных рынках, не разрабатывалось.

      По результатам рассмотрения заявления в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Порядка проведения расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. № 98 (далее – Порядок проведения расследования), Протоколом об общих принципах и правилах конкуренции (приложение № 19 к Договору) (далее – Протокол) и пунктом 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 мая 2013 г. № 112 Комиссия вынесла определение о проведении расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках от 20 июля 2021 г. № 48/опр (далее – расследование) и провела соответствующее расследование в отношении следующих лиц (далее – ответчики):

      профессиональная организация бухгалтеров "Палата профессиональных бухгалтеров Республики Казахстан" (Республика Казахстан, г. Алматы, пр-т Сейфуллина, д. 597А, эт. 7, оф. 703, 704, РН 91758-1910-ПОБ, РНН 600300511060, дата регистрации 15 апреля 2008 г., БИН 080440011737) (далее – ПОБ "ППБ РК");

      товарищество с ограниченной ответственностью "Евразийский институт сертифицированных публичных бухгалтеров" (Республика Казахстан, г. Алматы, пр-т Сейфуллина, д. 597А, эт. 7, оф. 703, 704, РНН 600700699647, дата регистрации 9 апреля 2014 г., БИН 140440009917) (далее – ТОО "ЕИСПБ");

      общественное объединение "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов Кыргызстана" (Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Ибраимова, д. 115А, эт. 3, каб. 305, РН 146235-3301-ОО, дата регистрации 14 мая 2015 г., ИНН 01405201510190) (далее – ОО "ИПБИАК");

      учреждение "СИПАЕН" (Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Ибраимова, д. 115А, эт. 3, оф. 304, РН 127470-3301-У-е, дата регистрации 13 ноября 2017 г., ИНН 00102201310152).

      15 ноября 2021 г. определением № 62/опр Комиссией возбуждено дело о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках (далее – дело) и назначена комиссия по его рассмотрению в следующем составе:

      председатель комиссии по рассмотрению дела, директор Департамента антимонопольного регулирования Комиссии (далее – Департамент) Сушкевич А.Г.;

      заместитель председателя комиссии по рассмотрению дела, заместитель директора Департамента Калиев А.А.;

      члены комиссии по рассмотрению дела:

      начальник отдела рассмотрения заявлений (материалов) и дел о нарушении общих правил конкуренции Департамента Суменков С.С.;

      советник отдела рассмотрения заявлений (материалов) и дел о нарушении общих правил конкуренции Департамента Кривцун Е.П.;

      консультант отдела рассмотрения заявлений (материалов) и дел о нарушении общих правил конкуренции Департамента Абдылдаева А.Б.

      В связи с необходимостью получения дополнительной информации для принятия решения определением от 15 февраля 2022 г. № 8/опр срок рассмотрения дела продлен на 60 рабочих дней.

      В соответствии с пунктом 23 Порядка рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. № 99 (далее – Порядок рассмотрения дел), председателем комиссии по рассмотрению дела, директором Департамента Сушкевичем А.Г. 17 мая 2022 г. объявлено об окончании рассмотрения дела в присутствии:

      заместителя председателя комиссии по рассмотрению дела, заместителя директора Департамента Калиева А.А.;

      членов комиссии по рассмотрению дела:

      Суменкова С.С., начальника отдела рассмотрения заявлений (материалов) и дел о нарушении общих правил конкуренции Департамента;

      Кривцуна Е.П., советника отдела рассмотрения заявлений (материалов) и дел о нарушении общих правил конкуренции Департамента;

      лиц, участвовавших в рассмотрении дела:

      Бернацкой О.С., представителя заявителей (по доверенности);

      посредством видео-конференц-связи:

      Жаринова В.С., вице-президента НП "СПБ";

      Гайдук А.В., исполнительного директора ЕССБА;

      Абсалямова И.Г., председателя совета директоров ПОБ "СББОК";

      Кошкимбаева С.Х., председателя ПАО "ПАРК";

      Таранчиева Э.Т., президента ОО "ОБА";

      Гетман В.В., исполнительного директора ОО "ОБА";

      Алимбетова Н.О., представителя ответчиков (по доверенностям);

      Дайрашевой Э.Т., лица, располагающего сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела;

      представителей уполномоченных органов государств – членов Евразийского экономического союза (далее соответственно – государства-члены, Союз), в компетенцию которых входят реализация и (или) проведение конкурентной (антимонопольной) политики (посредством видео-конференц-связи):

      Василенко О.О., заместителя начальника Управления социальной сферы и услуг Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь;

      Мельниковой Т.И., консультанта Управления социальной сферы и услуг Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь;

      Сагдат Ж.Б., главного эксперта Управления экономической интеграции Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан;

      Горяновой О.В., заведующей отделом по вопросам взаимодействия с Евразийской экономической комиссией, международному сотрудничеству и связям с общественностью Службы антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики;

      Скляровой Я.В., заместителя начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы;

      Шемякиной А.А., заместителя начальника отдела международных проектов Управления международного экономического сотрудничества Федеральной антимонопольной службы.

      По результатам рассмотрения материалов дела установлено следующее.

      В соответствии с Протоколом, Порядком проведения расследования и Методикой оценки состояния конкуренции, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 января 2013 г. № 7 (далее – Методика), Департаментом в ходе расследования запрошена информация в письменной форме у органов государств-членов, физических и юридических лиц по фактам, изложенным в заявлении.

      Согласно пункту 4 Методики при расследовании нарушений запретов, установленных пунктом 2 статьи 76 Договора, оценка состояния конкуренции может ограничиться предварительным определением товара, проводимым в соответствии с пунктом 15 Методики.

      В соответствии с пунктом 11 Протокола и пунктами 61 – 63 Методики основные выводы, сделанные на каждом этапе оценки состояния конкуренции, изложены в той части, в которой не нарушаются требования, предъявляемые к защите конфиденциальной информации.

      Руководствуясь положениями раздела II Методики, временной интервал исследования рынка определен с 15 июня 2015 г. по 10 ноября 2021 г.

      На основании абзаца седьмого пункта 4 и с учетом пункта 15 Методики осуществлено предварительное определение товара и в качестве продуктовых границ товарного рынка установлено следующее.

      ЕССБА разработана и внедрена, в том числе для государств-членов, система сертификации – сертифицированный международный профессиональный бухгалтер – Certified International Professional Accountant (далее – CIPA).

      CIPA – система подтверждения профессиональной квалификации в области бухгалтерского учета, учитывающая стандарты образования Международной федерации бухгалтеров (IFAC) (далее – МФБ), поддерживающая типовую учебную программу подготовки бухгалтеров, утвержденную Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), и предусматривающая 2 уровня сертификации (сертифицированный бухгалтер-практик (САР) и сертифицированный международный профессиональный бухгалтер (СІРА)).

      Заявители, учреждение "СИПАЕН" и ОО "ИПБИАК" осуществляют сертификацию по программе CIPA.

      В то же время ПОБ "ППБ РК" на основе программы CIPA разработала программу сертификации CPA EURASIA, которая развивает и дополняет программу CIPA. ПОБ "ППБ РК" и ОО "ИПБИАК" признают сертификацию CPA EURASIA в качестве основания для членства профессиональных бухгалтеров в своих организациях.

      Также согласно письму учреждения "СИПАЕН" (вх. № 2743 от 17 февраля 2021 г.) в феврале 2017 года подписано соглашение о взаимном признании сертификации CIPA и СРА EURASIA между учреждением "СИПАЕН" и ТОО "ЕИСПБ".

      Кроме того, согласно письму ПОБ "ППБ РК" (вх. № 13699 от 27 августа 2020 г.) сертификация по программам CPA EURASIA и CIPA взаимозаменяема.

      ТОО "ЕИСПБ" предоставляет услуги сертификации по программе CPA EURASIA, поскольку ПОБ "ППБ РК" наделила его полномочиями по выдаче сертификатов.

      На основе рекомендаций МФБ такие специализированные организации, как заявители и ответчики, вырабатывают и поддерживают единые квалификационные требования к профессии бухгалтера и аудитора, участвуют в создании и деятельности систем тестирования и сертификации бухгалтеров и аудиторов. Заявители и ответчики аккредитуют учебные центры для проведения обучения по программам CIPA/САР и CPA EURASIA соответственно.

      В материалах дела представлена информация о наличии и обращении в Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Российской Федерации услуг сертификации бухгалтеров и аудиторов по программам CIPA/CAP и CPA EURASIA.

      Согласно материалам дела, в том числе проведенному анализу законодательства Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, установлено, что деятельность по оказанию услуг сертификации бухгалтеров и аудиторов по программам CIPA/CAP и CPA EURASIA не лицензируется.

      Услуги сертификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов, предоставляемые заявителями и ответчиками, не имеют правового регулирования ни на уровне соответствующих государств-членов, ни на уровне права Союза как в целом всей программы, так и ее отдельных частей и их оказания, которые предлагаются и реализуются в рамках указанных программ.

      Документом, подтверждающим выполнение требований соответствующей программы сертификации (в том числе наличие профильного высшего или среднего специального образования, стажа по профилю деятельности, а также успешное прохождение контроля полученных знаний (экзаменов)), является сертификат.

      Сертификат – документ, выданный организацией, которая проводит обучение и сертификацию.

      Сертификация – мероприятие по обучению и приему экзаменов у кандидатов с целью выявления знаний, компетенций и навыков для профессиональной деятельности.

      Сертификаты CIPA/CAP и CPA EURASIA выдаются на основании заявления кандидата (с приложением справки профессиональной организации бухгалтеров о членстве, опыте работы, уровне образования кандидата и подтверждением оплаты изготовления сертификата) при условии сдачи всех предусмотренных для этого экзаменов.

      Из представленных в материалах дела документов, в том числе договоров о предоставлении услуг в рамках указанных программ, следует, что услуги, необходимые для прохождения кандидатом соответствующей сертификации, могут предоставляться как в рамках одного договора, так и раздельно, как одним хозяйствующим субъектом (субъектом рынка), так и разными хозяйствующими субъектами (субъектами рынка). При этом подтверждением оказанной услуги и ее достаточности для процедуры сертификации является аккредитация соответствующего поставщика услуг организацией, осуществляющей выдачу сертификата.

      С учетом вышеизложенного в качестве продуктовых границ следует рассматривать услуги сертификации бухгалтеров и аудиторов по программам CIPA/CAP и CPA EURASIA (далее соответственно – услуги, товарный рынок).

      Пунктом 2 Критериев отнесения рынка к трансграничному, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 г. № 29 (далее – Критерии), установлено, что в целях применения общих правил конкуренции, установленных статьей 76 Договора, рынок относится к трансграничному, если географические границы товарного рынка охватывают территории 2 и более государств-членов. Пунктом 3 Критериев установлено, что пресечение нарушений хозяйствующими субъектами запретов, установленных пунктом 2 статьи 76 Договора, осуществляется Комиссией, если хозяйствующий субъект, действия которого нарушают установленный запрет, и хозяйствующий субъект – конкурент (конкуренты), которому (которым) причинен или может быть причинен ущерб либо нанесен или может быть нанесен вред деловой репутации в результате совершения таких действий, зарегистрированы на территориях разных государств-членов. Примечанием к указанному пункту оговаривается, что указанные положения Критериев, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц.

      Согласно материалам дела, в том числе пояснениям заявителей и ответчиков, представленным в рамках рассмотрения дела, установлено, что для оказания услуг отсутствуют ограничения как по территории их предоставления, так и по гражданству и (или) месту регистрации лица, намеревающегося их получить.

      Также из материалов дела следует, что услуги осуществляются и могут осуществляться:

      в Республике Казахстан – ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ", ЕССБА, ПАО "ПАРК", ПОБ "СББОК";

      в Кыргызской Республике – учреждением "СИПАЕН", ОО "ИПБИАК" и ОО "ОБА";

      в Российской Федерации – ЕССБА, НП "СПБ", а также членами ЕССБА: автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования "Институт сертифицированных публичных бухгалтеров" (Российская Федерация, г. Москва, Пыжевский пер., д. 7, стр. 2, ОГРН 1157700015395, дата регистрации 25 сентября 2015 г., ИНН 7706427206), некоммерческим партнерством "Некоммерческое негосударственное профессиональное аудиторское объединение "Русский Дом Аудита" (Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 13, стр. 10, ОГРН 1047796251579, дата регистрации 14 апреля 2004 г., ИНН 7708521980), некоммерческим партнерством "Палата профессиональных бухгалтеров и аудиторов" (Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Смоленская, д. 9, ОГРН 1027804900375, дата регистрации 14 июля 1997 г., ИНН 7810120161).

      Таким образом, покупатель (заказчик) приобретает (заказывает) услугу или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобретения услуги либо считает целесообразным приобрести услугу в географических границах товарного рынка Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, то есть на территориях 2 и более государств-членов.

      Руководствуясь пунктом 26 Методики, на основании пункта 2 статьи 74, пункта 7 статьи 76 Договора, пункта 9 Протокола и пунктов 1 – 3 Критериев, согласно информации, представленной в материалах дела, исходя из наличия возможности приобретения и оказания услуг в объеме всей программы или ее отдельных частей на территориях Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, можно сделать вывод, что товарный рынок является трансграничным.

      Учитывая изложенное и тот факт, что товарный рынок является трансграничным, на основании пункта 2 статьи 74 Договора, пункта 9 Протокола и пункта 3 Критериев, а также в связи с тем, что заявители зарегистрированы в Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Российской Федерации, а ответчики – в Республике Казахстан и Кыргызской Республике, пресечение нарушений положений подпункта 1 пункта 2 статьи 76 Договора относится к компетенции Комиссии.

      Учитывая также, что для пресечения нарушений подпункта 1 пункта 2 статьи 76 Договора не имеется юридически значимых последствий от расчета объема товарного рынка и его концентрации, такие расчеты не производились.

      Непреодолимых барьеров для входа на товарный рынок исходя из материалов дела не установлено.

      По результатам рассмотрения материалов дела, в том числе по результатам заслушивания лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследования доказательств, мнений и пояснений указанных лиц, а также относительно доказательств, представленных другими лицами, участвующими в деле, в рамках заседаний комиссии по рассмотрению дела установлено следующее.

      23 сентября 2015 г. правление ЕССБА получило сообщение следующего содержания: "…в целях защиты интересов многочисленных владельцев и кандидатов, претендующих на получение двухуровневых сертификатов сертификации CIPA, ПОБ "ППБ РК" продолжит работу ЕССБА по сертификации. Для продолжения данной работы ПОБ "ППБ РК" наделила полномочиями ТОО "ЕИСПБ" по выдаче сертификатов".

      Согласно материалам дела единственным учредителем ТОО "ЕИСПБ" в соответствии с его уставом является ПОБ "ППБ РК".

      22 декабря 2015 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – сеть Интернет) по адресу http://elitelegal.kz/ru/news/palata-professionalnyh-buhgalterov-respubliki-kazahstan-stala-edinstvennym-vladelcem было размещено для неопределенного круга лиц информационное сообщение следующего содержания: "ПОБ "ППБ РК" (CPARK), член Международной федерации бухгалтеров (IFAC), является единственной организацией в Республике Казахстан, имеющей право выдавать сертификаты первого и второго уровней по программе CIPA совместно с ТОО "ЕИСПБ" (EICPA). Повышение квалификации по программе CIPA теперь засчитывается только членам ПОБ "ППБ РК". Для владельцев сертификатов CIPA, первого и второго уровней, получивших их до 15 сентября 2015 г. в других организациях Казахстана, совместно с ЕССБА, предусмотрен их перевыпуск институтом EICPA (ТОО "ЕИСПБ") при вступлении в члены ПОБ "ППБ РК". ПОБ "ППБ РК" наделила правом выдачи сертификатов CIPA, вместо ЕССБА, ТОО "ЕИСПБ" (EICPA). ТОО "ЕИСПБ" уже приступило к осуществлению своих прав и 15 сентября 2015 г. выдало первые сертификаты CIPA, совместно с ПОБ "ППБ РК" и профессиональными организациями бухгалтеров из других стран. Официальный сайт программы CIPA находится на домене www.cipaprogram.org. Каждый участник программы CIPA может проверить действительность своего сертификата, выслав в институт EICPA (ТОО "ЕИСПБ") запрос с приложением к нему сканированной копии сертификата на электронный адрес info@eicpaglobal.com (админом электронного адреса является ТОО "ЕИСПБ"). Пресс-служба CPARK (ПОБ "ППБ РК"), EICPA (ТОО "ЕИСПБ"), CIPA".

      Необходимо отметить, что согласно протоколу осмотра доказательств нотариусом Никифоровым И.А. от 18 февраля 2021 г. вышеуказанная публикация была активна на дату составления протокола осмотра, в том числе на дату завершения заседания комиссии по рассмотрению дела.

      Таким образом, неопределенный круг лиц информируется о том, что сертификаты CIPA 1-го и 2-го уровней, полученные до 15 сентября 2015 г. совместно с ЕССБА, необходимо перевыпустить. Для перевыпуска сертификата необходимо вступить в члены ПОБ "ППБ РК". Поскольку для перевыпуска требуется вступление в члены ПОБ "ППБ РК", то информирование может быть направлено на всех владельцев сертификатов CIPA 1-го и 2-го уровней, в том числе получивших их совместно с ЕССБА, но не являющихся членами ПОБ "ППБ РК".

      В данной публикации указываются лица, имеющие право перевыпускать сертификаты (а именно ПОБ "ППБ РК", которая в свою очередь наделяет компетенцией по выдаче сертификатов CIPA ТОО "ЕИСПБ"), и электронный почтовый ящик (info@eicpaglobal.com) ТОО "ЕИСПБ" для сверки действительности сертификата. Отмечается наличие официального сайта программы CIPA (www.cipaprogram.org), который в свою очередь принадлежит учреждению "СИПАЕН".

      Нотариусом Никифоровым И.А. 18 февраля 2021 г. составлен протокол осмотра публикации на сайте, посвященном теории и практике управленческого учета (GAAP.RU), на котором опубликовано сообщение следующего содержания: "20 октября 2015 г. …для сведения всех участников сертификации CIPA. Официальной информационной площадкой сертификации CIPA является интернет-портал www.cipaprogram.org. Вся точная и достоверная информация по сертификации публикуется на этом сайте. Список профессиональных организаций, имеющих право выдавать сертификаты CIPA совместно с ТОО "ЕИСПБ", будет опубликован на данном сайте".

      В материалах дела представлено письмо ТОО "ЕИСПБ" от 1 марта 2017 г. № 5 для неопределенного круга лиц следующего содержания: "Всем заинтересованным лицам! Настоящим письмом подтверждаем, что ОО "ИПБИАК" является членом ТОО "ЕИСПБ", правообладателя программы CIPA. Членство в ТОО "ЕИСПБ" дает право ОО "ИПБИАК" принимать в члены своей профессиональной организации профессиональных бухгалтеров и аудиторов, проводить сертификацию по международным профессиональным программам CIPA, выпускать и перевыпускать сертификаты по программе CIPA совместно с ТОО "ЕИСПБ", поддерживать сертификаты, проводить обучение, аккредитацию учебных центров и повышение квалификации по программе CIPA на территории Кыргызской Республики. В связи с тем, что только член ТОО "ЕИСПБ" имеет право на поддержку всех ранее выпущенных сертификатов, ТОО "ЕИСПБ" совместно с ОО "ИПБИАК" бесплатно осуществляет перевыпуск сертификатов по программе CIPA".

      Таким образом, неопределенный круг лиц был проинформирован от имени ТОО "ЕИСПБ" о том, что сертификацию (в том числе поддержку всех ранее выпущенных сертификатов, включая бесплатный перевыпуск) также имеет право проводить его партнер ОО "ИПБИАК".

      Вместе с тем ОО "ИПБИАК" письмом от 29 апреля 2022 г. № 6 сообщило, что услуги по обучению предметам, которые в том числе входят в программу CIPA, оказываются только на территории Кыргызской Республики. Обучение в других государствах-членах не проводилось. По завершении каждого курса участникам выдаются сертификаты. Сертификаты, выданные ОО "ИПБИАК", не нумеруются, не имеют срока действия и не приостанавливаются.

      Заявители представили составленный нотариусом Никифоровым И.А. 7 сентября 2021 г. протокол осмотра страницы http://cipaprogram.org/engine/modules/certificates.php. По данной ссылке составлены реестры физических лиц с указанием ФИО, ИН, номера сертификата и даты его получения. В этой базе данных (реестрах) указаны сертификаты САР и CIPA с разными статусами, а именно "действителен", "приостановлен" и "аннулирован".

      ОО "ОБА" письмом от 4 марта 2022 г. № 14 пояснило, что указанные на сайте www.cipaprogram.org сертификаты со статусом "приостановлен" являются действительными, поскольку ОО "ОБА", выдавшее их, не принимало решений об их приостановлении. В данном реестре содержится 288 фамилий членов ОО "ОБА", обладателей сертификатов. 22 члена имеют сертификаты по 2 уровням программы CIPA, а общее количество приостановленных сертификатов – 310. Все сертификаты, перечисленные в данных реестрах, выданы ОО "ОБА" в рамках своих полномочий. ОО "ОБА" полагает, что учреждение "СИПАЕН" и ОО "ИПБИАК" не имеют никаких полномочий публиковать информацию о сертификатах, выданных ОО "ОБА", в том числе приостанавливать их действие и аннулировать.

      К примеру, президент ОО "ОБА" Таранчиев Э.Т., получивший сертификат САР в 2003 году, обнаружив свой сертификат в базе данных (реестрах) ответчиков со статусом "приостановлен", направил запрос в учреждение "СИПАЕН" с просьбой разъяснить причину появления в этом списке документа, к которому учреждение "СИПАЕН" не имеет никакого отношения. Однако ответ так и не был получен.

      В базе данных (реестрах) ответчиков также указана исполнительный директор ОО "ОБА" Гетман В.В. Ее сертификат имеет статус "приостановлен". Согласно ее пояснениям, сертификат выдан 15 августа 2004 г. (ИН 0E8C58KH, номер сертификата 0000003), на дату нотариального осмотра (7 сентября 2021 г.) статус сертификата был приостановлен. Однако она не получала сертификат от ответчиков и не проходила обучение в аккредитованных ответчиками организациях. Она не являлась и не является членом ни одной из организаций ответчиков. Следовательно, указанные в базе данных (реестрах) ответчиков данные о ней, включая данные о ее сертификате, не являются достоверными.

      7 мая 2017 г. на свою электронную почту getman.valeria@gmail.com исполнительный директор ОО "ОБА" Гетман В.В. получила пересылаемое сообщение с адреса no-reply3@cipaprogram.org (владелец адреса учреждение "СИПАЕН") следующего содержания: "Уважаемые обладатели сертификатов по программе CIPA в Кыргызстане… Единственным правообладателем программы сертификации CIPA и международной базы данных сертификатов по программе CIPA является ТОО "ЕИСПБ"… Выпуск сертификатов по программе CIPA и регистрация в международной базе сертификатов осуществляются правообладателем – ТОО "ЕИСПБ" и по договору с ТОО "ЕИСПБ" поддерживаются локальной профессиональной организацией… Сертификаты CIPA выдаются только при подтверждении сдачи экзаменов у официального администратора по проведению экзаменов по программе CIPA в Кыргызстане: учреждение "СИПАЕН" (CIPAEN), официальный интернет-ресурс программы CIPA: www.cipaprogram.org... ОО "ИПБИАК" осуществляет перевыпуск двухуровневых сертификатов бесплатно. Все исходные регистрационные данные ваших сертификатов сохраняются, перевыпуск осуществляется для дальнейшей поддержки сертификатов... По вопросам перевыпуска, восстановления и выпуска сертификатов по программе CIPA необходимо обращаться в ОО "ИПБИАК"… ipba@uchet.kg… Пресс-центр ТОО "ЕИСПБ" (EICPA)".

      24 мая 2019 г. на свою электронную почту getman.valeria@gmail.com Гетман В.В. получила пересылаемое сообщение с адреса no-reply3@cipaprogram.org (владелец адреса учреждение "СИПАЕН") следующего содержания: "Уважаемые участники программы CIPA в Кыргызстане! …на официальном сайте программы CIPA www.cipaprogram.org любой участник из любой страны – участницы программы CIPA имеет персональный доступ к своим данным и результатам экзаменов в центральной базе программы CIPA. Двухуровневые сертификаты CIPA выдаются только при подтверждении сдачи экзаменов у официального провайдера по проведению экзаменов по программе CIPA в Кыргызстане: CIPAEN (cipakg@cipaprogram, официальный сайт: www.cipaprogram.org). По вопросам сертификации и поддержки ранее выданных сертификатов по программе CIPA теперь необходимо обращаться в профессиональную организацию ОО "ИПБИАК" ipba@uchet.kg; www.uchet.kg. Пресс-центр ТОО "ЕИСПБ" (CIPAEN)".

      Согласно материалам дела в период с 2017 по 2020 год на электронные почтовые адреса владельцев сертификатов CIPA поступали сообщения следующего содержания: "…добрый день, высылаю вам письмо-уведомление, так как вы являетесь обладателем международных сертификатов CAP и CIPA…", а также "Вниманию обладателей сертификатов САР и CIPA! ПОБ "ППБ РК" совместно с ТОО "ЕИСПБ" сообщает, что продолжается работа по актуализации сертификатов CIPA первого уровня (САР) и второго уровня (CIPA II)… Всем бухгалтерам, имеющим сертификаты I и II уровня CIPA, подтвердить статус сертификата, сдав декларацию по повышению квалификации по обязательным дисциплинам. В случае неподтверждения, статус вашего сертификата будет сменен на "аннулирован". https://www.cipaprogram.org/engine/modules/ certificates.php. По всем вопросам обращаться по телефонам ПОБ "ППБ РК".

      Вместе с тем ответчики не представили документов, подтверждающих обоснование аннулирования или приостановления сертификатов, размещенных в базе данных (реестрах) на сайте www.cipaprogram.org.

      Согласно материалам дела такие сообщения, к примеру, поступали с адреса sales19@cpark.kz (принадлежит ПОБ "ППБ РК") в адреса gen369@mail.ru и a.gaiduk.eccaa@mail.ru (владельцы сертификатов).

      Учреждение "СИПАЕН" письмом от 9 февраля 2022 г. сообщило, что не осуществляло рассылок, при этом каждый желающий может путем подписки получать новости с их сайта (www.cipaprogram.org) и отписаться от них при желании. На сайте www.cipaprogram.org размещается информация общего характера о сертификации по программе CIPA.

      Письмом от 13 апреля 2022 г. № 2/04 учреждение "СИПАЕН" сообщило, что ему принадлежат только электронные адреса, зарегистрированные на www.cipaprogram.org. При этом электронные адреса no-replay@cipaprogram.org, no-eplay1@cipaprogram.org, no-replay3@cipaprogram.org, no-replay4@cipaprogram.org, no-replay7@cipaprogram.org, noreplaycipaen@cipaprogram.org создаются для информирования без возможности ответа на них, они выполняют функцию отправки информационных писем на адреса лиц, подписавшихся на новости. Использование данных адресов при отправке новостей осуществляется роботизированным алгоритмом программы без участия физических лиц. Адреса cipa@cipaprogram.org и cipakg@cipaprogram.org находятся в распоряжении менеджеров учреждения "СИПАЕН".

      Учреждение "СИПАЕН" также обращает внимание, что в процессе своей деятельности сталкивалось со случаями несанкционированного доступа (взлома) к своим электронным адресам и подделкой писем с адресов учреждения "СИПАЕН". В каждом конкретном случае отправки (получения) письма необходимо устанавливать метаданные письма (его временные атрибуты, IP-адрес). Как правило, это делается в результате экспертного заключения.

      Следует отметить, что в ходе рассмотрения дела учреждение "СИПАЕН" не представило доказательств взлома, в том числе адреса почтовых ящиков, которые были взломаны, в какой период это было установлено и какие меры были приняты.

      ПОБ "ППБ РК" также указывала, что с ее адресов направляются информационные письма (новости) без возможности ответа на них для лиц, которые подписались на получение таких новостей.

      Вместе с тем комиссия по рассмотрению дела полагает, что ответчиками не представлено документов, подтверждающих, что рассылки на почтовые адреса владельцев сертификатов, выданных не ответчиками, сделаны не ответчиками.

      Таким образом, в данных сообщениях указывается, что ПОБ "ППБ РК" совместно с ТОО "ЕИСПБ" продолжают работу по актуализации сертификатов CIPA, а также что единственным владельцем базы данных (реестров) сертификатов является ТОО "ЕИСПБ", которым осуществляется регистрация в базе данных (реестрах) сертификатов по договору с ним либо с локальной организацией. Перевыпуск сертификатов осуществляет ОО "ИПБИАК", а центральная база данных (реестры) сертификатов находится на сайте учреждения "СИПАЕН".

      Кроме того, письмом от 18 апреля 2022 г. № 26-п управляющий партнер RSM KGZ Саидов Ф. на имя президента ОО "ОБА" Таранчиева Э.Т. направил обращение следующего содержания: "Наши сотрудники являются членами ОБА и регулярно уплачивают взносы. Просим разъяснить ситуацию в отношении полученной нами информации. На сайте www.cipaprogram.org опубликована информация, что действие сертификатов сотрудников указанной компании приостановлено (сертификаты САР/CIPA Атановой Г.Т., Керимкуловой Д.И. (2 сертификата), Борбугуловой Г.Т.), одновременно на сайте ОО "ОБА" вышеуказанные сертификаты числятся как действующие".

      В качестве доказательств ложной, неточной или искаженной информации, размещенной в базе данных (реестрах) на сайте www.cipaprogram.org, ЕССБА представил копии сертификатов (Гетман В.В., Мельникова А.Н., Гребенщиковой Е.С., Абсалямова И.Г., Кутеповой Т.Ф.), которые были выданы ЕССБА. При этом ответчики не представили комиссии по рассмотрению дела информацию (документы, сведения), подтверждающую выдачу ими указанных сертификатов, в том числе по каким причинам в базе данных (реестрах) присутствует информация о сертификатах, выданных заявителями. Ответчики также не представили комиссии по рассмотрению дела документы, подтверждающие принятие мер по устранению признаков недобросовестной конкуренции, а именно приказы и иные акты удаления из баз данных (реестров) информации о сертификатах, выданных заявителями.

      Комиссией по рассмотрению дела также изучены списки лиц, указанных в базе данных (реестрах), согласно которым более 200 сертификатов имеют статус "действителен" и "приостановлен", с датой выдачи "1900 год". Кроме того, у многих сертификатов в базе данных (реестрах) отсутствует ИН. Указанное может свидетельствовать о размещении в базе данных (реестрах) ложной, неточной или искаженной информации.

      ЕССБА письмом 23 марта 2022 г. № 08-22 сообщил, что не наделял ответчиков правом собирать, обрабатывать, хранить, публиковать информацию о сертификатах, выданных организациями – членами ЕССБА, а также перевыпускать, приостанавливать, аннулировать сертификаты, выданные ЕССБА и (или) организациями – членами ЕССБА.

      По ходатайству ЕССБА к рассмотрению дела в качестве лица, располагающего сведениями, привлечена гражданка Республики Казахстан Дайрашева Э.Т., поскольку в базе данных (реестрах), размещенной на сайте учреждения "СИПАЕН", находится сертификат Дайрашевой Э.Т., имеющий статус "аннулирован". Из ее пояснений следует, что 31 декабря 2008 г. ей выдан сертификат САР № 0011319. При этом на сайте www.cipaprogram.org она обнаружила, что информация о ее сертификате отражена неточно, а именно то, что ее сертификату присвоен статус "аннулирован", однако ее об этом никто не уведомлял ни письменно, ни устно. Вместе с тем Дайрашева Э.Т. проходит каждые 3 года по 120 и более часов прослушивания семинаров по повышению квалификации, подтверждает каждые 3 года все сертификаты и уплачивает членские взносы в ПОБ "СББОК", при этом отношения к ответчикам не имеет.

      Согласно материалам дела НП "СПБ" как действительный член ЕССБА на основании решения общего собрания ЕССБА от 27 апреля 2010 г. имеет право аккредитовывать учебные центры на осуществление деятельности в области обучения и подготовки к квалификационным экзаменам по программе сертификации CIPA.

      НП "СПБ" письмом от 31 марта 2022 г. № 05/22-СРА сообщило, что статьей 11.2 Положения о сертификации CIPA (утвержденного общим собранием членов Международного совета сертифицированных бухгалтеров и аудиторов 31 декабря 2002 г., изменения и дополнение утверждены общим собранием членов ЕССБА 28 сентября 2005 г.) исполнительная дирекция ЕССБА обеспечивает организацию и проведение сертификации (своевременный сбор ходатайств от профессиональных организаций, качественное и своевременное изготовление и выдачу сертификатов профессиональным организациям, ведение реестра выданных сертификатов).

      Кроме того, статьей 14 указанного Положения действие выданного сертификата приостанавливается в случае, если членство владельца сертификата в профессиональной организации приостановлено, но не прекращено в соответствии с уставом этой организации. Выданный сертификат аннулируется в случае прекращения членства владельца сертификата в профессиональной организации, которая является членом ЕССБА.

      Лицо, сертификат которого аннулирован или его действие приостановлено, не имеет права использовать в своих подписях аббревиатуру CAP или CIPA и рекомендовать себя как лицо, имеющее квалификацию CAP и CIPA или владеющее сертификатами CAP и CIPA.

      Действие сертификата приостанавливается (аннулируется) исполнительной дирекцией ЕССБА по заявлению профессиональной организации, поданному в исполнительную дирекцию ЕССБА. После рассмотрения заявления исполнительная дирекция ЕССБА в срок не позднее 10 дней с даты такого рассмотрения готовит и издает соответствующий приказ, подписанный председателем ЕССБА, делает корректировку в реестре выданных сертификатов на официальном сайте ЕССБА и письменно уведомляет о решении профессиональную организацию, подавшую заявление.

      Положением о сертификации CIPA от 31 декабря 2002 г. предусмотрено ведение реестра выданных сертификатов на официальном сайте ЕССБА, однако фактически ведение реестра выданных сертификатов ЕССБА осуществляет без публикации в сети Интернет и иных средствах массовой информации. Реестр выданных сертификатов ЕССБА никогда не публиковался на официальном сайте ЕССБА (www.eccaa.org) в связи с отсутствием решения ЕССБА о порядке публикации данного реестра и его ведения на сайте (www.eccaa.org). Также ЕССБА не принимал решения о публикации реестра выданных сертификатов ЕССБА на сайте www.cipaprogram.org.

      Доступ к центральной базе данных (реестрам) выданных сертификатов по всем странам имеет исполнительный директор ЕССБА и председатель ЕССБА. Организация – член ЕССБА не имеет доступа к центральной базе данных (реестрам) выданных сертификатов ЕССБА, но имеет право запросить у ЕССБА информацию по конкретному сертификату с целью проверки его действительности.

      Учреждение "СИПАЕН" письмом от 5 апреля 2022 г. № 1/4 сообщило, что правовыми основаниями размещения реестров сертификатов на сайте www.cipaprogram.org являются права собственности на товарные знаки СIPA по свидетельству № 15306 Кыргызпатента и свидетельствам Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) № 1359932 и № 1408102.

      По мнению комиссии по рассмотрению дела, доводы ответчика относительно прав на размещение информации о сертифицированных бухгалтерах и аудиторах в базе данных (реестрах) на основании обладания ими товарными знаками и одноименными программами сертификации бухгалтеров и аудиторов несостоятельны. Комиссия по рассмотрению дела полагает, что наличие товарного знака никак не объясняет и не опровергает размещение в базе данных (реестрах) ложной, неточной или искаженной информации относительно статуса того или иного сертификата.

      Кроме того, согласно материалам дела учреждение "СИПАЕН" вело базу данных (реестры) сертификатов на основании пункта 1.2.7 договора на оказание услуг от 27 марта 2013 г. между ЕССБА и учреждением "СИПАЕН" и пункта 1.2.7 договора на оказание услуг от 21 мая 2015 г. между ТОО "ЕИСПБ" и учреждением "СИПАЕН".

      Письмом от 28 апреля 2022 г. № 16-22 ЕССБА сообщил, что договор на оказание услуг от 27 марта 2013 г. между ним и учреждением "СИПАЕН" не был заключен. Согласно пояснениям заявителей, общее собрание организаций – членов ЕССБА не принимало решения о заключении данного договора. Валиева А.Х. (в это время являвшаяся председателем правления ПОБ "ППБ РК"), подписавшая договор от имени ЕССБА, не имела права заключать данный договор, поскольку вопросы заключения таких договоров решаются непосредственно организациями – членами ЕССБА, о чем составляется соответствующий протокол, на основании которого заключаются договоры от имени ЕССБА. В указанном договоре от 27 марта 2013 г. нет ссылки на протокол общего собрания организаций – членов ЕССБА, которым было бы принято решение о подписании такого договора.

      Согласно материалам дела по договору между ТОО "ЕИСПБ" и учреждением "СИПАЕН" от 21 мая 2015 г. заказчик, а именно ТОО "ЕИСПБ", поручает исполнителю, а исполнитель в лице учреждения "СИПАЕН" согласно пункту 1.2.1 получает исключительное право на организацию и администрирование экзаменов на территории Кыргызской Республики и права на организацию администрирования экзаменов на территориях Республики Узбекистан, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Казахстан, Российской Федерации, Грузии, Республики Молдовы, Украины и Республики Беларусь по программам CIPA, а также согласно пункту 1.2.7 – администрирование центральной базы данных (реестров) учреждения "СИПАЕН". Учреждением "СИПАЕН" информация о выданных сертификатах CIPA вносилась в базу данных (реестры) в соответствии с указанным договором.

      Согласно информации, представленной ЕССБА, он не уполномочивал ТОО "ЕИСПБ" выступать в качестве своего представителя и оно не является его правопреемником, также указанное товарищество не аккредитовалось ЕССБА для предоставления услуг, необходимых для сертификации по программе CIPA.

      В ходе рассмотрения дела ответчики не представили информацию (документы, сведения), подтверждающую их право вносить в свою базу данных (реестры) сведения о сертификатах, которые ими не выдавались, то есть о сертификатах, которые выдавались заявителями, в том числе приостанавливать или аннулировать их статус.

      Согласно пояснением ответчиков, перевыпуск сертификата CIPA проводится учреждением "СИПАЕН" на добровольных началах, по желанию его владельца, при условии его членства в профессиональной организации бухгалтеров, которая отвечает за повышение им своей квалификации. Для осуществления перевыпуска сертификата бухгалтер должен обратиться в профессиональную организацию бухгалтеров, членом которой он является. Последняя, в свою очередь, обращается за перевыпуском в учреждение "СИПАЕН". Номер перевыпущенного сертификата остается прежним, как в ранее выпущенном, только с указанием новой даты (даты его перевыпуска).

      Согласно письму от 24 февраля 2022 г. № 20220224/2_ЕЭК ПОБ "ППБ РК" не занимается сертификацией бухгалтеров. ПОБ "ППБ РК" наделила полномочиями по выдаче сертификатов CIPA в период своего правообладания товарными знаками CIPA ТОО "ЕИСПБ", которое выдавало сертификаты CIPA в период правообладания товарными знаками CIPA с 16 сентября 2015 г. по 9 ноября 2017 г.

      Согласно пояснениям заявителей, ПОБ "ППБ РК" и ТОО "ЕИСПБ" предоставляют услуги, хотя они и утверждают обратное. В доказательство заявителями в материалы дела представлено свидетельство об аккредитации ответчиками учебных центров: от 5 июля 2020 г. ТОО "Академия непрерывного профессионального развития", от 9 ноября 2017 г. № 010 ТОО "МЦФЭР-КАЗАХСТАН".

      Заявители представили нотариально заверенный протокол осмотра сайта ПОБ "ППБ РК" от 20 января 2021 г., на котором содержалась следующая информация: "дистанционное обучение CPA EURASIA и CIPA всего за 155 000 тенге только до 30 сентября".

      Согласно сведениям, представленным ЕССБА, ТОО "ЕИСПБ" в ноябре 2021 г. осуществил рассылку коммерческого предложения на 2022 год, включающую в себя информацию об обучении по программе CIPA, адресованную первым руководителям организаций (неопределенному кругу лиц).

      Заявители указывают, что учреждение "СИПАЕН" 26 ноября 2021 г. объявило старт регистрации на экзамены на 2022 год по программе CIPA. При этом в тексте данного объявления указано следующее: "Внимание! Только перечисленные организации в разделе "Контакты" являются официальными представителями экзаменационной сети по программе CIPA. Сертификаты по программе CIPA выдаются только при подтверждении сдачи экзаменов у официальных представителей по проведению экзаменов по программе CIPA". В разделе "Контакты" официальным представителем в Республике Казахстан указано ТОО "Центр оценки квалификации", которое имеет идентичный юридический адрес с ПОБ "ППБ РК" и ТОО "ЕИСПБ".

      По мнению заявителей, указанные факты подтверждают деятельность ответчиков на рынке услуг, что ставит их в конкурентные отношения с ЕССБА и его организациями-членами.

      ЕССБА пояснил, что в странах, где есть обременение по товарным знакам CIPA, развитие программы затруднено для заявителей. Организации – члены ЕССБА вынуждены либо приостановить деятельность по сертификации CIPA, либо проводить ее иным образом, чтобы в случае проигранных судов физические лица (участники программы CIPA) не пострадали, либо продолжать деятельность по CIPA, рискуя получить претензии от юридического лица, обозначенного ВОИС в качестве правообладателя. При этом общее количество владельцев сертификации по программе CIPA начиная с 2012 года постоянно падает.

      Согласно письму ТОО "ЕИСПБ" от 25 февраля 2022 г. № 20220225/2_ЕЭК реестр выданных сертификатов CIPA не велся, так как это право принадлежало учреждению "СИПАЕН". Информация о выданных сертификатах CIPA находится в базе данных (реестрах) учреждения "СИПАЕН".

      Согласно письму учреждения "СИПАЕН" от 14 марта 2022 г. № 1/03 (вх. № 4883 от 17 марта 2022 г.) на сайте www.cipaprogram.org в разделе "Поиск сертификатов" по ссылке http://cipaprogram.org/ engine/modules/certificates.php размещается информация о сертификатах по программе CIPA. Сертификаты по программе CIPA выпускаются по ходатайству профессиональной организации – участника многостороннего соглашения. Требования к порядку выпуска и приостановления действия (аннулирования) сертификата по программе CIPA определены в Положении о сертификации CIPA от 11 января 2021 г. Согласно ему кандидат на получение сертификата CIPA должен быть членом профессиональной организации бухгалтеров и (или) аудиторов – некоммерческой организации, основанной на членстве по профессиональному признаку, являющейся объединением бухгалтеров и (или) аудиторов (далее – профессиональная организация). Профессиональная организация должна иметь письменное соглашение с учреждением "СИПАЕН" о признании и поддержке сертификации CIPA. Учреждение "СИПАЕН" проводит квалификационную сертификацию по двум уровням (САР/CIPA).

      Учреждение "СИПАЕН" обеспечивает выдачу сертификатов профессиональным организациям, ведение реестра выданных сертификатов, публикацию реестра на официальном сайте учреждения "СИПАЕН". Действие выданного сертификата приостанавливается в случае, если членство потребителя в профессиональной организации приостановлено, но не прекращено в соответствии с уставом этой организации. Сертификат аннулируется в случае прекращения членства потребителя в профессиональной организации. Действие сертификата приостанавливается или аннулируется по заявлению профессиональной организации. 

      Учреждение "СИПАЕН" письмом от 29 апреля 2022 г. № 03 сообщило, что для кандидатов из Республики Казахстан сертификаты CIPA выдаются по договору о взаимном признании сертификации CPA EURASIA.

      ОО "ИПБИАК" письмом от 11 марта 2022 г. № 1/03 (вх. № 4904 от 17 марта 2022 г.) сообщило, что невыполнение членами ОО "ИПБИАК" обязательств, в том числе обязательств по повышению квалификации, является основанием для приостановления действия сертификатов CIPA в базе данных (реестрах) учреждения "СИПАЕН" по ходатайству ОО "ИПБИАК".

      ОО "ИПБИАК" письмом от 17 августа 2021 г. № 1 сообщило, что перевыпуск сертификатов по программе CIPA, раннее выданных другими профессиональными организациями, осуществляется по заявлению на перевыпуск при вступлении в члены ОО "ИПБИАК" для всех новых членов.

      Из материалов дела следует, что ПОБ "ППБ РК" не занимается выдачей сертификатов, только принимает в члены бухгалтеров, уже сертифицированных организациями по сертификации (ТОО "ЕИСПБ", учреждение "СИПАЕН" и ОО "ИПБИАК"). Данные организации проводят выдачу сертификатов по своим правилам.

      ПОБ "ППБ РК" письмом от 29 апреля 2022 г. № 20220429/1_ЕЭК (вх. № 8411 от 4 мая 2022 г.) сообщила, что в Республике Казахстан членами ПОБ "ППБ РК" являются бухгалтеры, сертифицированные по программам CIPA и CPA EURASIA.

      Таким образом, принимая во внимание пояснения ответчиков и информацию, содержащуюся в материалах дела, комиссией по рассмотрению дела установлено, что информация о владельцах сертификатов, размещенная в базе данных (реестрах), публикуется учреждением "СИПАЕН", которое получает ее и помещает в базу данных (реестры) на основании обращений от ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ" и ОО "ИПБИАК".

      В ходе рассмотрения дела комиссии по рассмотрению дела не представлено сведений, документов, приказов, иных видов решений, подтверждающих, во-первых, законность внесения в базу данных (реестры) ответчиками информации о владельцах сертификатов, которые выдавались не ответчиками, включая принадлежность этой информации ответчикам, во-вторых, наличие оснований для приостановления (аннулирования) сертификатов, размещенных в базе данных (реестрах), которые выдавались заявителями, а не ответчиками.

      По мнению комиссии по рассмотрению дела, распространение ложных, неточных или искаженных сведений для неопределенного круга лиц, размещенных в базе данных (реестрах), может ввести потребителей в заблуждение о деятельности ответчиков как лиц, имеющих право размещать в базе данных (реестрах) информацию о сертификатах, выданных заявителями, приостанавливать действие или аннулировать статус сертификатов, которые выданы заявителями.

      Таким образом, ответчики могли приобретать преимущества в предпринимательской деятельности. Такие действия противоречат законодательству государств-членов, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причинили или могут причинить ущерб заявителям как конкурентам ответчиков либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

      Согласно пункту 1 статьи 74 Договора общие принципы и правила конкуренции направлены на обеспечение выявления и пресечения антиконкурентных действий на территориях государств-членов и действий, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территориях 2 и более государств-членов.

      Согласно подпункту 8 пункта 2 Протокола конкуренция определяется как состязательность хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), при которой самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем
порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

      В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 76 Договора не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту (субъекту рынка) либо нанести ущерб его деловой репутации.

      Подпунктом 14 пункта 2 Протокола установлено, что недобросовестная конкуренция – это любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) (групп лиц), которые противоречат законодательству государств-членов, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить ущерб другим хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

      Взаимосвязанное прочтение указанных норм свидетельствует о том, что правом Союза запрещены любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) (групп лиц), которые противоречат законодательству государств-членов, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить ущерб другим хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации, выразившиеся во введении в заблуждение потребителей в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

      Пунктом 2 статьи 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. установлено, что актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

      С учетом изложенного недобросовестной конкуренцией признается совокупность следующих фактов:

      направленность на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) (групп лиц);

      противоречие законодательству государств-членов, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

      причинение (возможность причинения) ущерба другим хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) – конкурентам или нанесение (возможность нанесения) вреда их деловой репутации.

      Пункт 2 статьи 76 Договора содержит открытый перечень возможных видов недобросовестной конкуренции и не является исчерпывающим, в связи с чем недобросовестной конкуренцией могут признаваться любые иные действия, отвечающие положениям подпункта 14 пункта 2 Протокола.

      Ввиду запрета недобросовестной конкуренции хозяйствующие субъекты (субъекты рынка) вне зависимости от их положения на рынке при ведении экономической деятельности обязаны воздерживаться от поведения, противоречащего законодательству и (или) сложившимся в гражданском обороте представлениям о добропорядочном, разумном и справедливом поведении (статья 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., аналогичные положения содержатся в гражданском законодательстве Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также в антимонопольном законодательстве этих государств-членов).

      При рассмотрении спора о нарушении запрета недобросовестной конкуренции должна быть установлена совокупность следующих фактов:

      осуществление хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) действий, способных оказать влияние на состояние конкуренции;

      отличие избранного хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) способа конкуренции на рынке от поведения, которое в подобной ситуации ожидалось бы от любого субъекта, преследующего свой имущественный интерес, но не выходящего за пределы осуществления гражданских прав и честной деловой практики;

      направленность поведения хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) на получение преимущества, в частности имущественной выгоды или возможности ее извлечения, при осуществлении экономической деятельности за счет иных участников рынка, в том числе посредством оказания влияния на выбор покупателей (потребителей), на возможность иных хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), конкурирующих добросовестно, извлекать преимущество из предложения товаров на рынке, на причинение вреда хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) – конкурентам иными подобными способами (например, в результате использования (умаления) чужой деловой репутации).

      Ответчики не представили документы, подтверждающие их право вносить в свою базу данных (реестры) сведения о сертификатах, которые ими не выдавались, то есть о сертификатах, которые выдавались заявителями. В данном случае внесение ответчиками в базу данных (реестры) информации о сертификатах, которые не были ими выданы, а в последующем и распространение ответчиками рассылок с их электронных адресов и WhatsApp-рассылки указывают на то, что неоднократно и целенаправленно ответчики вводили в заблуждение потребителей о необходимости перевыпуска сертификатов, поскольку в базе данных (реестрах) указывались статусы "приостановлен" и "аннулирован". Для изменения такого статуса необходимо было вступление в организации ответчиков и получение сертификатов, изготовленных ответчиками, что могло привести к получению преимуществ в предпринимательской деятельности.

      Основываясь на праве Союза в сфере конкуренции и фактических обстоятельствах дела, исходя из нашедших свое подтверждение следующих фактов:

      взаимозаменяемость программ CIPA/CAP и CPA EURASIA, которая подтверждается наличием соглашения об их взаимном признании;

      действия ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ", ОО "ИПБИАК" и учреждения "СИПАЕН" по распространению ложных, неточных или искаженных сведений о сертификатах, в том числе о годе выпуска сертификата, статусе сертификата, в том числе размещение информации о сертификатах, которые ответчиками не выдавались, отраженной в базе данных (реестрах), и другие факты, подтвержденные материалами дела,

      комиссия по рассмотрению дела пришла к выводу, что указанные действия ответчиков в своей совокупности направлены на приобретение преимуществ в своей предпринимательской деятельности как самостоятельно, так и в составе всех ответчиков, противоречат законодательству государств-членов, Договору, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причинили и могут причинить ущерб заявителям и другим хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) – конкурентам, а также нанесли и могут нанести вред их деловой репутации.

      В рамках рассмотрения дела ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ", ОО "ИПБИАК" и учреждению "СИПАЕН" обеспечена возможность реализации всех прав, предусмотренных пунктом 13 Порядка рассмотрения дел. Кроме того, у них запрошены пояснения по делу с просьбой представить доводы относительно наличия в их действиях нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках, а также позиции о согласии или несогласии с возможным нарушением статьи 76 Договора.

      ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ", ОО "ИПБИАК" и учреждением "СИПАЕН" представлены письменные позиции о несогласии с возможным нарушением общих правил конкуренции на трансграничных рынках, а также доводы, возражения, письменные позиции и иная информация, которые приобщены к материалам дела, рассмотрены и получили надлежащую оценку. Также в рамках рассмотрения дела поступили письменные позиции, доводы, возражения и иная информация от уполномоченных органов государств-членов, которые также приобщены к материалам дела, рассмотрены и получили надлежащую оценку.

      Исходя из изложенного установлено, что нарушение ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ", ОО "ИПБИАК" и учреждением "СИПАЕН" общих правил конкуренции на трансграничном рынке выражается в совершении действий по распространению ложных, неточных или искаженных сведений для неопределенного круга лиц, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту (субъекту рынка) либо нанести ущерб его деловой репутации.

      Оценив собранные по делу доказательства, комиссия по рассмотрению дела полагает, что вина ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ", ОО "ИПБИАК" и учреждения "СИПАЕН" нашла подтверждение, а их действия верно квалифицированы по подпункту 1 пункта 2 статьи 76 Договора.

      В соответствии с Методикой расчета и порядком наложения штрафов за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 декабря 2012 г. № 118, учитывая отсутствие в действиях (бездействии) ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ", ОО "ИПБИАК" и учреждения "СИПАЕН" обстоятельств, смягчающих ответственность, предусмотренных перечнем обстоятельств, смягчающих ответственность, и обстоятельств, отягчающих ответственность, учитываемых при расчете размера штрафов за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках (приложение № 1 к указанной Методике), и обстоятельств, отягчающих ответственность, предусмотренных указанным перечнем, выразившихся в длящемся (в течение 1 года и более) нарушении правонарушителями правил конкуренции, назначить штрафы ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ", ОО "ИПБИАК" и учреждению "СИПАЕН".

      В связи с установлением факта нарушения статьи 76 Договора, руководствуясь пунктом 45 Порядка рассмотрения дел, Коллегия Комиссии полагает, что применение к ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ", ОО "ИПБИАК" и учреждению "СИПАЕН" мер по пресечению нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках и (или) устранению его последствий, предусмотренных пунктом 4 резолютивной части Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 г. № , будет способствовать созданию равных возможностей для всех хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) государств-членов при осуществлении хозяйственной деятельности. Кроме того, исключение из своей базы данных (реестров) сведений о потребителях, сертифицированных по программам сертификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов и получивших такие сертификаты в сторонних организациях, в том числе у заявителей, позволит исключить распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту (субъекту рынка) либо нанести ущерб его деловой репутации.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.