О проекте Закона Республики Казахстан "О регулировании торговой деятельности"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 мая 2003 года N 485

     Правительство Республики Казахстан постановляет:
     Внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О регулировании торговой деятельности".

     Премьер-Министр
     Республики Казахстан

                                                    Проект        

                       Закон Республики Казахстан
               "О регулировании торговой деятельности"

      Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе регулирования торговой деятельности и устанавливает организационные основы государственного регулирования деятельности субъектов торговой деятельности в указанной сфере.

                      Глава 1. Общие положения

      Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
      1) внешняя торговля (внешнеторговая деятельность) - торговая деятельность, связанная с вывозом с территории Республики Казахстан и/или ввозом товаров на территорию Республики Казахстан;
      2) внутренняя торговля (внутренняя торговая деятельность) - торговая деятельность, осуществляемая на территории Республики Казахстан;
      3) государственная монополия на вывоз и/или ввоз товаров - нетарифная мера регулирования внешнеторговой деятельности, осуществляемая в виде права хозяйствующих субъектов, определенных в соответствии с международными договорами, Правительством Республики Казахстан или на конкурсной основе на вывоз и/или ввоз отдельных товаров;
      4) запрет или ограничение вывоза и/или ввоза товаров - нетарифная мера регулирования внешнеторговой деятельности, направленная на запрет или ограничение вывоза и/или ввоза отдельных товаров;
      5) количественные ограничения вывоза и/или ввоза товаров - нетарифная мера регулирования внешнеторговой деятельности, направленная на количественное ограничение отдельных ввозимых и/или вывозимых товаров путем распределения квот и выдачи лицензий субъектам торговой деятельности, осуществляющим вывоз и/или ввоз товаров;
      6) общественное питание - торговая деятельность, связанная с производством, переработкой и продажей продуктов питания, а также предоставлением мест для их потребления;
      7) оптовая торговля - продажа товара предпринимателем покупателю для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;
      8) отечественный товар - товар, происходящий из Республики Казахстан;
      9) отечественный товаропроизводитель - хозяйствующий субъект, являющийся резидентом Республики Казахстан, производящий отечественный товар;
      10) розничная торговля - продажа предпринимателем покупателю товара, предназначенного для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;
      11) субъект торговой деятельности - физическое или юридическое лицо, осуществляющее в установленном законодательством Республики Казахстан порядке торговую деятельность;
      12) товар - любой, не изъятый из оборота продукт труда, предназначенный для продажи или обмена;
      13) торговая деятельность (торговля) - вид предпринимательской деятельности физических и юридических лиц, направленный на осуществление купли-продажи товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров, подготовку к продаже товаров и сопутствующие этому процессу услуги, доставку, хранение;
      14) торговый объект - имущественный комплекс, используемый субъектами торговой деятельности для осуществления торговой деятельности;
      15) торгово-промышленная палата - отдельная организационно-правовая форма некоммерческой организации, объединяющая субъекты предпринимательской деятельности на добровольной основе с целью создания благоприятных условий для развития их деятельности, защиты прав и интересов;
      16) торговая политика - совокупность организационных, правовых, экономических, контрольных и иных мер, проводимых государством для реализации целей и принципов, установленных настоящим Законом;
      17) уполномоченный орган в области регулирования торговой деятельности - центральный исполнительный орган, осуществляющий государственное регулирование и координацию в сфере торговой деятельности, определенный Правительством Республики Казахстан.

      Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о
                регулировании торговой деятельности

      1. Законодательство Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

      Статья 3. Цели и принципы регулирования торговой
                деятельности    

      1. Целями регулирования торговой деятельности являются:
      1) определение основных направлений регулирования торговой деятельности;
      2) содействие развитию и совершенствованию торговой деятельности в Республике Казахстан;
      3) обеспечение условий для интеграции Республики Казахстан в мировую систему торговли.
      2. Регулирование торговой деятельности основывается на принципах:
      1) равенства участников торговой деятельности;
      2) исключения неправомерного вмешательства государственных органов в торговую деятельность;
      3) поддержки свободного и равного предпринимательства;
      4) осуществления мер экономической защиты отечественных товаропроизводителей и организаций торговли;
      5) обеспечения высокого уровня торгового обслуживания;
      6) обеспечения государством равного свободного выбора видов торговой деятельности и возможности ее осуществления всеми субъектами торговой деятельности;
      7) обеспечения в равной мере защиты прав и законных интересов потребителей, субъектов торговой деятельности и государства;
      8) единства государственной торговой политики как составной части экономической политики Республики Казахстан и приоритет экономических мер государственного регулирования торговой деятельности.

      Статья 4. Сфера применения настоящего Закона
 
        1. Настоящий Закон действует на всей территории Республики Казахстан и распространяется на отношения, возникающие в процессе осуществления торговой деятельности и на всех субъектов, независимо от форм собственности.
      2. Сфера настоящего Закона не распространяется на отношения в области обращения валюты, ценных бумаг, нефти и нефтепродуктов, земли, драгоценных металлов и камней, этилового спирта и алкогольной продукции, зерна, лекарственных средств и других товаров, торговля которыми регулируется специальными законодательными актами. В части, не урегулированной этими законодательными актами и не противоречащей им, данные отношения регулируются нормами настоящего Закона.

            Глава 2. Государственное регулирование
                    торговой деятельности

      Статья 5. Государственное регулирование торговой
                деятельности
 
        1. Под государственным регулированием торговой деятельности понимается комплекс осуществляемых государством мер, направленных на удовлетворение потребностей населения в товарах, организацию торгового обслуживания и общественного питания, развитие торговой инфраструктуры, защиту интересов субъектов торговой деятельности и покупателей.
      2. Задачами государственного регулирования торговой деятельности являются:
      1) защита экономических интересов государства и граждан Республики Казахстан;
      2) создание равных возможностей для субъектов торговой деятельности;
      3) создание условий для эффективного развития торговой деятельности;
      4) создание условий для насыщения внутреннего рынка безопасными и качественными товарами, а также продвижения отечественных товаров на зарубежные рынки.

      Статья 6. Формы и методы государственного регулирования
                торговой деятельности
 
        1. Формами государственного регулирования торговой деятельности являются:
      1) определение порядка осуществления торговой деятельности;
      2) определение условий перемещения товаров через таможенную границу Республики Казахстан;
      3) стимулирование развития торговой деятельности;
      4) государственный контроль и надзор в области торговой деятельности.
      2. Методами государственного регулирования торговой деятельности являются:
      1) таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности;
      2) нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности;
      3) приостановление и/или запрет на продажу товаров;
      4) применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
      5) разработка новых и совершенствование действующих нормативных правовых актов, регулирующих торговые отношения;
      6) участие в международных экономических санкциях;
      7) применение мер поддержки субъектов торговой деятельности;
      8) осуществление контроля при применении трансфертных цен;
      9) мониторинг торговой деятельности.

      Статья 7. Компетенция Правительства Республики Казахстан

      Правительство Республики Казахстан:
      1) проводит единую государственную торговую политику;
      2) утверждает программы государственной торговой политики;
      3) принимает меры по защите внутреннего рынка Республики Казахстан;
      4) утверждает ставки таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары;
      5) утверждает перечень товаров, в отношении которых осуществляются меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности;
      6) утверждает правила внутренней торговли;
      7) осуществляет сотрудничество и взаимодействие с иностранными государствами, международными организациями в области торговой деятельности и открытие торговых представительств Республики Казахстан за рубежом;
      8) принимает решения о проведении переговоров и подписании межправительственных соглашений в области торговой деятельности;
      9) определяет уполномоченный орган в области регулирования торговой деятельности;
      10) осуществляет иные полномочия в области регулирования торговой деятельности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

      Статья 8. Компетенция уполномоченного органа в области
                регулирования торговой деятельности

      1. Уполномоченный орган в области регулирования торговой деятельности:
      1) разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства в области торговой деятельности;
      2) осуществляет мониторинг торговой деятельности;
      3) разрабатывает предложения по применению мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности;
      4) разрабатывает предложения по развитию торговой деятельности, а также созданию благоприятных условий для производства и продажи товаров;
      5) утверждает порядок выдачи разрешения на создание и деятельность объектов внутренней торговли;
      6) координирует деятельность центральных и местных исполнительных органов в области торговой деятельности;
      7) анализирует и изучает предложения общественных объединений, коммерческих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан с целью совершенствования торговых отношений;
      8) инициирует и организует проведение республиканских выставок и ярмарок;
      9) выступает от имени Правительства Республики Казахстан на переговорах с международными торговыми организациями в пределах компетенции и делегированных полномочий;
      10) осуществляет лицензирование операций по ввозу и (или) вывозу товаров;
      11) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
      2. Центральные и местные исполнительные органы принимают нормативные правовые и иные акты, затрагивающие регулирование торговой деятельности по согласованию с уполномоченным органом в области регулирования торговой деятельности.

      Статья 9. Компетенция акиматов областей (города
                республиканского значения, столицы)

      Акиматы областей (города республиканского значения, столицы):
      1) принимают участие в реализации государственной торговой политики;
      2) разрабатывают региональные программы по развитию торговой деятельности;
      3) разрабатывают меры по созданию условий, благоприятствующих торговой деятельности на соответствующей территории;
      4) координируют работу городских, районных местных исполнительных органов в сфере торговой деятельности;
      5) организуют областные выставки и ярмарки;
      6) организуют сотрудничество между областями;
      7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

      Статья 10. Компетенция районных (городов областного значения)
                 акиматов

      Районные (городов областного значения) акиматы:
      1) принимают участие в реализации государственной торговой политики;
      2) разрабатывают меры по созданию условий, благоприятствующих торговой деятельности на соответствующей территории;
      3) организуют городские (районные) выставки и ярмарки;
      4) отводят места для осуществления торговли в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      5) осуществляют контроль за деятельностью субъектов торговой деятельности в пределах своей компетенции;
      6) координируют деятельность органов, осуществляющих контроль в области торговой деятельности;
      7) координируют работу акимов городов районного значения, поселков, аулов (сел), аульных (сельских) округов в сфере торговой деятельности;
      8) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

      Статья 11. Компетенция акимов городов районного значения,
                 поселков, аулов (сел), аульных (сельских) округов
 
        Акимы городов районного значения, поселков, аулов (сел), аульных (сельских) округов:
      1) принимают участие в реализации государственной торговой политики;
      2) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

      Статья 12. Ценообразование в сфере торговой деятельности

      Цены на товары определяются субъектами торговой деятельности самостоятельно. Государственное регулирование цен допускается только в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

                 Глава 3. Внутренняя торговля

      Статья 13. Объекты и виды внутренней торговли

      1. К объектам внутренней торговли относятся торговые объекты и объекты общественного питания.
      2. К торговым объектам относятся:
      1) торговый автомат - автоматизированное устройство, предназначенное для продажи товаров;
      2) выносной прилавок - легко возводимое перевозное или переносное торговое место, располагаемое на специально определенном месте;
      3) автолавка - оснащенное торговым оборудованием некапитальное перевозное строение;
      4) палатка - легко возводимое строение из сборно-разборных конструкций, располагаемое на специально определенном месте;
      5) киоск - оснащенное торговым оборудованием некапитальное переносное строение, установленное на специально отведенном земельном участке;
      6) магазин - капитальное стационарное строение или его часть, обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже;
      7) торговый дом - капитальное стационарное строение, в котором расположена совокупность торговых объектов, управляемых как единое целое, предназначенный для продажи товаров на определенной территории, обеспеченный торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями и предоставляющий в границах своей территории стоянку для автомашин;
      8) торговый рынок - обособленный имущественный комплекс с централизацией функций хозяйственного обслуживания территории, управления и охраны, действующий на постоянной основе, расположенный на земельном участке, определенном местными исполнительными органами, изолированный от прилегающей территории, и предназначенный для осуществления юридическими и физическими лицами продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) без обязательного заключения договора аренды места на срок до 10 дней. 
      Правила организации деятельности торговых рынков, их типы, категории и требования к ним утверждаются Правительством Республики Казахстан.
      3. Объекты общественного питания подразделяются на следующие категории:
      1) ресторан - объект общественного питания и отдыха, предлагающий ассортимент блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, а также алкогольную продукцию, с обязательным представлением услуг официантов потребителям;
      2) кафе - объект общественного питания и отдыха, предлагающий ассортимент блюд простого приготовления, а также алкогольную продукцию, с обязательным представлением услуг официантов потребителям;
      3) бар - объект общественного питания и отдыха, предлагающий потребителям закуски, десерты и кондитерские изделия, а также алкогольную продукцию;
      4) столовая - объект общественного питания, с самостоятельным обслуживанием потребителей, предлагающий блюда простого приготовления, исключая алкогольную продукцию.
      4. Специализация торгового объекта определяется его собственником по согласованию с органами государственного санитарно-эпидемиологической службы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
      5. Порядок и требования к осуществлению оптовой, розничной торговли и общественного питания, а также к объектам внутренней торговли, в том числе санитарно-эпидемиологические, противопожарные, ветеринарные, строительные правила и нормы, устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 14. Оптовая торговля

      1. Оптовая торговля осуществляется в специализированных или смешанных, при наличии обособленных мест, отделенных от мест осуществления розничной торговли, магазинах, торговых домах и рынках.
      2. При осуществлении оптовой торговли собственники торговых объектов обязаны обеспечить согласно требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил и норм, а также других нормативных документов, необходимые условия, для транспортировки, хранения и продажи товаров.
      3. Договор оптовой купли-продажи должен быть заключен в письменной форме.

      Статья 15. Розничная торговля

      1. Розничная торговля осуществляется через магазины, торговые дома, рынки и автоматы, киоски, автолавки, палатки, выносные прилавки.
      2. Если иное не установлено законодательством Республики Казахстан или договором, либо не вытекает из природы самого товара, при розничной продаже каждая единица товара должна быть упакована.
      3. Выставление товаров, демонстрация их образцов или представление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой, независимо от того, указаны ли цены и другие существенные условия договора купли-продажи, за исключением случаев, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

      Статья 16. Общественное питание

      1. Деятельность, связанная с производством, переработкой и продажей продуктов питания, осуществляется через объекты общественного питания.
      2. Предоставление посетителям меню в объектах общественного питания признается предложением (публичной офертой) на заключение договора розничной купли-продажи товаров общественного питания, указанных в меню.
      3. Общие требования к осуществлению деятельности объектов общественного питания устанавливаются уполномоченным органом в области регулирования торговой деятельности.

      Статья 17. Договор купли-продажи в торговой деятельности

      1. Порядок и условия заключения договора купли-продажи, а также права и обязанности продавцов и покупателей определяются в соответствии с Гражданским Кодексом Республики Казахстан, с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
      2. В случае если законодательством установлено ограничение по возрасту при продаже каких-либо товаров, то продавец вправе отказать в продаже, если покупатель не предъявил документы, подтверждающие его возраст.
      3. Договор оптовой купли-продажи товаров является разновидностью договора поставки, при которой субъекты торговой деятельности реализуют товары с торговых объектов.

                    Глава 4. Внешняя торговля

      Статья 18. Меры по развитию внешнеторговой деятельности

      Государственными мерами по развитию внешнеторговой деятельности являются:
      1) обеспечение функционирования систем гарантий и страхования экспортных кредитов;
      2) организация торговых выставок и ярмарок, и иных мероприятий, способствующих развитию внешнеторговой деятельности;
      3) обеспечение создания системы внешнеторговой информации и информационно-консультационных служб;
      4) реализация иных форм стимулирования и поощрения внешнеторговой деятельности

      Статья 19. Таможенно-тарифное регулирование
                 внешнеторговой деятельности

      В целях регулирования операций по ввозу и вывозу товаров, в том числе для защиты внутреннего рынка Республики Казахстан и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике Республики Казахстан, в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан устанавливаются ввозные и (или) вывозные таможенные пошлины.

      Статья 20. Нетарифное регулирование внешнеторговой
                 деятельности

      1. К мерам нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности относятся:
      1) экспортный контроль;
      2) количественные ограничения вывоза и/или ввоза товаров;
      3) запрет и ограничение вывоза и/или ввоза товаров;
      4) участие в выполнении международных экономических санкций;
      5) государственная монополия на вывоз и/или ввоз товаров;
      6) технические, фармацевтические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные, экологические стандарты, нормы и требования, контроль за качеством ввозимых товаров.
      2. Условия и порядок применения мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности определяется Правительством Республики Казахстан.
      3. Правительство Республики Казахстан в случае принятия иностранным государством мер, нарушающих интересы Республики Казахстан или отечественных товаропроизводителей, а также в случае невыполнения им принятых перед Республикой Казахстан в соответствии с международным договорам обязательств, после проведения консультаций и процедур, установленных международным договором и в соответствии с общепризнанными нормами международного права, в пределах, необходимых для эффективной защиты интересов Республики Казахстан или отечественных товаропроизводителей, вправе в качестве ответной меры применить меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

      Статья 21. Количественные ограничения вывоза и/или
                 ввоза товаров

      1. Количественные ограничения вывоза и/или ввоза отдельных товаров могут вводиться исходя из необходимости:
      1) обеспечения национальной безопасности;
      2) выполнения международных обязательств;
      3) защиты внутреннего рынка;
      4) введения ответных мер на применение дискриминационных ограничений другими государствами в отношении отечественных товаров.
      2. Квоты распределяют государственные органы, осуществляющие в пределах своей компетенции регулирование производства и оборота отдельных видов продукции. Распределение квот осуществляется по результатам проведения конкурса или аукциона или в порядке фактического проведения операций по вывозу и/или ввозу до суммарного исполнения квоты.
      3. Перечень отдельных товаров, в отношении вывоза и/или ввоза которых вводятся количественные ограничения, утверждается Правительством Республики Казахстан.

      Статья 22. Запреты или ограничения вывоза и/или ввоза товаров

      1. Запреты или ограничения вывоза и/или ввоза отдельных товаров могут вводиться исходя из необходимости:
      1) соблюдения правопорядка;
      2) охраны жизни и здоровья людей, животного и растительного мира и окружающей среды в целом;
      3) сохранения культурного наследия народов, проживающих в Республике Казахстан;     
      4) защиты культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;
      5) необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов; если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями внутреннего производства и потребления;
      6) обеспечения национальной безопасности;
      7) поддержания платежного баланса;
      8) выполнения международных обязательств.
      2. Запрет или ограничение вывоза и/или ввоза отдельных товаров вводится в соответствии с законодательством Республики Казахстан путем лицензирования вывоза и/или ввоза товаров или требования других разрешительных документов при вывозе и/или ввозе товаров.
      3. Перечень отдельных товаров, в отношении вывоза и/или ввоза которых вводится запрет или ограничение, утверждается Правительством Республики Казахстан.

      Статья 23. Участие Республики Казахстан в международных
                 экономических санкциях

      Участие Республики Казахстан в международных экономических санкциях в отношении одного государства или ряда государств, порядок введения в действие этих санкций определяется законодательством Республики Казахстан.

      Статья 24. Государственная монополия на вывоз и/или ввоз
                 товаров

      1. Государственная монополия на вывоз и/или ввоз отдельных товаров осуществляется на основе лицензирования вывоза и/или ввоза товаров.
      2. Перечни отдельных видов товаров, на вывоз и/или ввоз которых устанавливается государственная монополия, подлежащих лицензированию по соображениям государственной безопасности, обеспечения правопорядка, защиты окружающей среды, жизни и здоровья граждан, определяются Правительством Республики Казахстан.
      3. Лицензии на осуществление вывоза и/или ввоза отдельных товаров, в отношении которых вводится государственная монополия, выдаются государственным предприятиям, определенным в соответствии с международными договорами, Правительством Республики Казахстан или на конкурсной основе, которые обязаны совершать операции по ввозу и (или) вывозу товаров на основе принципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики.

      Статья 25. Применение защитных, антидемпинговых и
                 компенсационных мер при импорте товаров

      Условия и порядок применения защитных, антидемпинговых и компенсационных мер определяется законодательством Республики Казахстан.

                  Глава 5. Иные виды торговли

      Статья 26. Аукционная торговля

      1. Аукционная торговля по продаже товаров осуществляется   путем проведения публичных торгов.
      Стартовая цена может определяться исходя из рыночной стоимости товара на момент проведения торгов продавцом, конечная цена определяется покупателем в результате проведения торгов.
      2. Порядок проведения аукционной торговли регулируется гражданским законодательством Республики Казахстан.

      Статья 27. Комиссионная торговля

      1. Комиссионная торговля осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
      2. Порядок расчетов и размер вознаграждения являются существенными условиями договора розничной комиссии, при этом цену товара устанавливает комитент, а размер вознаграждения - комиссионер.
      3. Если иное не предусмотрено договором, в случае нереализации товара в течение установленного договором срока комиссионер имеет право уменьшить стоимость товара, но не более чем на 20% от заявленной комитентом суммы, при этом размер вознаграждения уменьшается соразмерно изменению стоимости комиссионных товаров.

      Статья 28. Торговля по заказам

      1. Торговля по заказам осуществляется путем предоставления продавцом сведений на основе рекламы и иных способов распространения информации о товарах.
      Продажа товаров по заказу может осуществляться также наборными (стандартными) посылками. Наборные (стандартные) посылки могут заключать комплекты товаров различного назначения.
      2. Торговля по заказам осуществляется посредством передачи и (или) приема заказов субъектами торговой деятельности непосредственно у покупателя, в местах выездной торговли, посредством телефонного или почтового заказа.
      3. Цена услуги по приему и выполнению заказа определяется продавцом и оплачивается покупателем одновременно с расчетами за товары.
      4. Доставка товара в пределах населенного пункта осуществляется нарочно, доставка товаров из других мест может осуществляться также посредством заключения договора с транспортной или почтовой организацией.
      В случае доставки товаров из другого населенного пункта получение расчета за товар, а также оплата услуг транспортной или почтовой организации осуществляются агентом продавца.
      5. В случае отказа заказчика от принятия заказа, заказчик обязан возместить продавцу стоимость услуг по транспортировке товара к заказчику и обратно.

      Статья 29. Приграничная торговля

      1. Приграничная торговля осуществляется между физическими и юридическими лицами на приграничной территории Республики Казахстан и соответствующей приграничной территории сопредельного государства.
      2. Порядок осуществления приграничной торговли определяется в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Республики Казахстан, а также условиями, определенными международными договорами Республики Казахстан с сопредельными государствами.

      Статья 30. Выездная торговля

      1. Выездная торговля осуществляется для удовлетворения потребительских нужд в товарах, отсутствующих на соответствующей территории, либо в случае отсутствия торговых объектов на данной территории.
      2. Субъекты торговой деятельности осуществляют выездную торговлю, в специально отведенных местах, определенных местным исполнительным органом, за исключением случаев осуществления выездной торговли за пределами населенных пунктов.
      3. Выездная торговля осуществляется с автолавок и палаток.

      Статья 31. Выставочно-ярмарочная торговля

      1. Выставочно-ярмарочная торговля осуществляется путем организации выставок и ярмарок центральными исполнительными органами, их структурными подразделениями или местными исполнительными органами, а также субъектами торговой деятельности, с целью изучения конъюнктуры рынка, содействия в организации купли-продажи товаров, заключения договоров и установления новых торговых связей. Выставочно-ярмарочная торговля связана с демонстрацией образцов товаров.
      2. Проведение субъектами торговой деятельности выставочно-ярмарочной торговли в общественных местах осуществляется путем согласования времени и места проведения с местным исполнительным органом соответствующей территории.

      Статья 32. Электронная торговля

      1. Электронная торговля осуществляется путем заключения торговых сделок на основе соглашения (договора) участников электронной торговли на куплю-продажу товаров с использованием электронных средств связи.
      2. Защита прав и законных интересов участников электронной торговли осуществляется в порядке, предусмотренном для субъектов торговой деятельности.
      3. Порядок осуществления электронной торговли определяется в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан, а также законодательными актами Республики Казахстан.

      Статья 33. Биржевая торговля товарами

      Биржевая торговля осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных биржах.

            Глава 6. Торгово-промышленные палаты

      Статья 34. Создание и прекращение деятельности
                 торгово-промышленных палат

      1. Торгово-промышленные палаты образуются по территориальному признаку на основе принципа добровольного объединения не менее 15 учредителей.
      В качестве учредителей могут выступать физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, зарегистрированные на       соответствующей территории.
      2. Территориальные (областные и городов республиканского значения) торгово-промышленные палаты образуются в соответствии с административно-территориальным делением Республики Казахстан.
      На одной административно-территориальной единице (область, город республиканского значения) может быть образована только одна торгово-промышленная палата.
      3. Учредители торгово-промышленной палаты созывают учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав и образуются органы управления.
      4. Государственная регистрация торгово-промышленной палаты о качестве юридического лица осуществляется в установленном законодательством порядке.
      5. Наименование "торгово-промышленная палата", могут использовать лишь организации, созданные в соответствии с настоящим Законом.
      6. Деятельность торгово-промышленной палаты прекращается путем реорганизации или ликвидации в установленном законодательством порядке.

      Статья 35. Задачи и функции торгово-промышленных палат

      1. Задачами торгово-промышленных палат является содействие предпринимателям в развитии производства и продажи конкурентоспособной продукции, продвижении отечественных товаров и услуг на зарубежные рынки, формирование благоприятной среды для функционирования экономики.
      2. Торгово-промышленные палаты:
      1) проводят по заявкам отечественных и иностранных предпринимателей, организаций независимую экспертизу качества, количества, комплектности и происхождения товаров в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      2) свидетельствуют по заявкам хозяйствующих субъектов аутентичность документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, в соответствии с правилами, разработанными торгово-промышленными палатами.

      Статья 36. Имущество торгово-промышленных палат

      1. Источником формирования имущества торгово-промышленной палаты является вступительные и членские взносы, доходы от предпринимательской деятельности и предоставляемых услуг, а также иные поступления, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
      2. В случае выхода из торгово-промышленных палат их членов уплаченные взносы не возвращаются, и претензии на части имущества торгово-промышленных палат не принимаются.

      Статья 37. Государство и торгово-промышленные палаты

      1. Государство в рамках действующего законодательства в лице своих органов взаимодействует с торгово-промышленными палатами.
      2. В соответствии с обычаями делового оборота и международной практики торгово-промышленные палаты свидетельствуют страну происхождения товаров, обстоятельства непреодолимой силы, ведут негосударственный реестр предпринимателей и организаций, входящих в торгово-промышленные палаты.

      Статья 38. Торгово-промышленная палата Республики Казахстан

      1. На территории Республики Казахстан действует Торгово-промышленная палата Республики Казахстан.
      2. Членами торгово-промышленной палаты Республики Казахстан являются территориальные (областные и городов республиканского значения) торгово-промышленные палаты, а также представительства торгово-промышленных палат с иностранным участием.     
      3. Торгово-промышленная палата Республики Казахстан:
      1) осуществляет свою деятельность в соответствии с положениями настоящего Закона;
      2) организует и участвует в организации республиканских и международных выставок, проводимых в Республике Казахстан и выступает организатором по представлению экспозиции казахстанских предприятий на международных ярмарках за рубежом;
      3) создает свои представительства за рубежом.
      4. Создание на территории Республики Казахстан торгово-промышленных палат с иностранным участием не допускается. Принятие представительств торгово-промышленных палат с иностранным участием в члены Торгово-промышленной палаты Казахстана осуществляется по решению Торгово-промышленной палаты Казахстана и согласованию с торгово-промышленной палатой иностранного государства, в котором зарегистрированы эти фирмы.

                Глава 7. Требования к субъектам
                торговой деятельности и товарам

      Статья 39. Требования к субъектам торговой деятельности

      Субъекты торговой деятельности при осуществлении своей деятельности обязаны:
      1) продавать товар надлежащего качества и безопасности;
      2) соблюдать требования законодательства Республики Казахстан;
      3) осуществлять продажу товаров только через торговые объекты;
      4) предоставлять покупателю необходимую и достоверную информацию о качестве и месте происхождения товара, потребительских свойствах, гарантийных обязательствах и порядке предъявления претензий, а также способах и правилах использования продукции, ее хранения;
      5) разместить контрольно-измерительные приборы, поверенные в соответствии с требованиями государственной системы обеспечения единства измерений, в общедоступном месте торгового объекта;
      6) в случаях возникновения сомнения у покупателя в массе и длине предоставить ему возможность самостоятельно проверить указанные характеристики при помощи контрольно-измерительных приборов;
      7) при продаже товаров, отнесенных законодательством к сертифицируемым, по требованию покупателя предъявлять ему сертификат соответствия товара (копию);
      8) быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, либо юридического лица;
      9) применять контрольно-кассовые машины с фискальной памятью в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет";
      10) изъять из обращения товар, не отвечающий требованиям безопасности;
      11) выполнять предписания государственных органов, вынесенных в установленном порядке;
      12) соблюдать иные требования, установленные законодательством Республики Казахстан.

      Статья 40. Требования к товарам

      1. Обращению на внутреннем рынке Республики Казахстан подлежат товары надлежащего качества, отвечающие требованиям безопасности и соответствующие нормативным документам, техническим условиям, утвержденным в установленном порядке.
      2. Сведения о качестве товаров подтверждаются следующей информацией:
      1) товарным знаком изготовителя;
      2) страной происхождения товара;
      3) о составе товара;
      4) для продовольственных товаров - пищевой ценностью;
      5) датой изготовления;
      6) сроком хранения и годности;
      7) указанием нормативного документа по стандартизации;
      8) иными сведениями, в соответствии с нормативными документами по стандартизации.
      Информация о вышеназванных требованиях к качеству товара должна содержаться на этикетках, ярлыках, листах-вкладышах на государственном и русском языках.
      Хранение и перевозка товаров должны осуществляться в условиях, обеспечивающих сохранность их качества и соблюдение требований безопасности для потребления, в том числе соблюдение требований к предусмотренным условиям хранения - в специально оборудованных помещениях, условиям перевозки - в специально предназначенных для этих целей транспортных средствах и в установленных случаях - подтверждать соблюдение таких требований записями в соответствующих документах.
      3. Запрещается осуществлять продажу:
      1) товаров, изъятых из оборота;
      2) ограниченных в обороте товаров, без получения специального разрешения;
      3) подакцизных товаров, подлежащих маркировке в установленном порядке, без наличия на них марок акцизного сбора;
      4) товаров, не соответствующих требованиям, установленным в пункте 1 настоящей статьи;
      5) иных товаров, запрещенных к продаже законодательством Республики Казахстан.

         Глава 8. Заключительные и переходные положения

      Статья 41. Контроль за осуществлением торговой деятельности

      Контроль за осуществлением торговой деятельности на территории Республики Казахстан проводится уполномоченным органом в области регулирования торговой деятельности и другими государственными органами в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 42. Разрешение споров

      Все споры, возникающие в процессе государственного регулирования торговой деятельности, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 43. Ответственность за нарушение настоящего Закона

      Лица, виновные в нарушении законодательства о регулировании торговой деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

      Статья 44. О введении в действие настоящего Закона

      Настоящий Закон вводится в действие со дня официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникающим после введения его в действие, с учетом положения статьи 46 настоящего Закона.

      Статья 45. Переходные положения

      Организации, использующие в своем наименовании словосочетание "торгово-промышленная палата", зарегистрированные до принятия настоящего Закона, обязаны провести перерегистрацию в соответствии с требованиями настоящего Закона в течение шести месяцев после введения его в действие.

      Президент
      Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.