О проекте Закона Республики Казахстан "Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 февраля 2004 года N 143

      Правительство Республики Казахстан постановляет:
      Внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан".

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

      Проект 

      Закон Республики Казахстан
"Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан"

      Настоящий Закон устанавливает основополагающие принципы и нормы, касающиеся обеспечения обороны и военной безопасности государства.

      Глава 1. Общие положения

            Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие понятия:
      1) боевая готовность - состояние Вооруженных Сил и других воинских формирований, обеспечивающее способность начать боевые действия в установленные сроки;
      2) боевые действия - организованные действия воинских частей, соединений и подразделений при выполнении боевых задач под управлением соответствующих органов военного управления либо органов военного управления многонациональных (коалиционных) вооруженных сил, вооруженных сил иностранного государства, в оперативное управление которых переданы национальные воинские контингенты Вооруженных Сил Республики Казахстан;
      3) боевая задача - задача, поставленная вышестоящим командиром (начальником), для достижения определенной цели в бою (операции) к установленному сроку;
      4) вид Вооруженных Сил - часть Вооруженных Сил государства, предназначенная для ведения военных действий в определенной сфере (на суше, на море, в воздушном пространстве);
      5) военные действия - комплекс действий стратегического масштаба (включая боевые действия) с применением всех видов Вооруженных Сил для выполнения поставленных боевых задач при отражении агрессии;
      6) военное время - период с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий до момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения;
      7) военное имущество - оборонные объекты, все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, специальные средства и другое имущество, находящееся на праве оперативного управления государственных учреждений Вооруженных Сил и других воинских формирований;
      8) военная опасность - фактор нестабильности, предполагающий возможность применения против Республики Казахстан средств военного насилия для достижения политических и иных целей;
      9) военная организация государства - совокупность Вооруженных Сил, других воинских формирований, государственных органов и организаций, основная деятельность которых непосредственно направлена на решение задач по обеспечению военной безопасности Республики Казахстан;
      10) военная угроза - реально существующее намерение разрешить имеющиеся противоречия военно-силовыми методами, развязать военный конфликт (войну) против Республики Казахстан;
      11) военная техника - оружие, боевые машины, приборы и другие технические средства, которыми оснащаются Вооруженные Силы и другие воинские формирования;
      12) воинская часть - государственное учреждение, являющееся организационно-самостоятельной единицей Вооруженных Сил и других воинских формирований;
      13) вооружение - комплекс различных видов оружия, боеприпасов, их носители и средства, обеспечивающие их применение;
      14) Вооруженные Силы - основа военной организации государства, создаваемая и содержащаяся Республикой Казахстан для обеспечения военной безопасности, отражения агрессии или предотвращения непосредственной внешней угрозы, а также выполнения задач, вытекающих из международных обязательств Республики Казахстан;
      15) высшее командование (высший командный состав) - Министр обороны, его заместители, главнокомандующие видами Вооруженных Сил и иные должностные лица, назначаемые Президентом Республики Казахстан;
      16) гражданский персонал - граждане Республики Казахстан, находящиеся на государственной службе или состоящие в трудовых отношениях в Вооруженных Силах;
      17) другие воинские формирования - внутренние войска Министерства внутренних дел, Пограничная служба Комитета национальной безопасности, Республиканская гвардия, органы управления и части гражданской обороны Республики Казахстан;
      18) материальные запасы - определенное количество военного имущества, содержащегося в арсеналах, на базах и складах Вооруженных Сил и других воинских формирований;
      19) неиспользуемое военное имущество - имущество, снятое с вооружения, негодное к использованию по прямому назначению, списанное, выслужившее гарантийные сроки хранения в запасах, излишествующее и не находящее применения в Вооруженных Силах и других воинских формированиях;
      20) нормы снабжения - количество материальных средств, установленных к выдаче в мирное или военное время военнослужащим, подразделениям, воинским частям (кораблям) и соединениям;
      21) оборона - система государственных мер политического, военного, экономического, экологического, социально-правового и иного характера по подготовке к вооруженной защите и вооруженной защите суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ Республики Казахстан;
      22) оборонные объекты - недвижимое имущество, закрепленное на праве оперативного управления за государственными учреждениями Вооруженных Сил и других воинских формирований;
      23) оперативное оборудование территории - комплекс мероприятий, направленных на подготовку и поддержание в постоянной готовности транспортных сооружений, дорожных сетей, складского хозяйства, связи, водо-, тепло- и энергоснабжения к эксплуатации для оперативного решения задач в целях обороны;
      24) органы военного управления - стратегические, оперативно-стратегические, оперативно-территориальные, оперативно-тактические, тактические и местные органы военного управления;
      25) род войск - самостоятельная либо входящая в состав вида составная часть Вооруженных Сил, включающая воинские формирования, имеющие свойственные только им основное оружие и военную технику, а также способы их боевого применения;
      26) специальные войска - воинские части и подразделения, предназначенные для выполнения специальных задач по обеспечению боевой деятельности Вооруженных Сил (инженерное и химическое обеспечение, разведка, радиоэлектронная борьба);
      27) специальные формирования - формирования, создаваемые в военное время, для выполнения работ по восстановлению железнодорожных и автомобильных дорог, морских и речных портов, аэропортов, аэродромов, линий связи, газо- и нефтепродуктов, систем энерго- и водоснабжения, для организации бесперебойной работы промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи и для оказания медицинской помощи;
      28) состояние войны - состояние, объявляемое Парламентом в случае вооруженного нападения на Республику Казахстан другого государства или группы государств, а также в случаях, предусмотренных международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;
      29) территориальная оборона - совокупность мероприятий, осуществляемых Правительством в целях защиты населения, объектов и коммуникаций Республики Казахстан от действий противника, диверсионных или террористических актов, а также введения и поддержания режимов чрезвычайного и военного положения;
      30) техническое обеспечение - комплекс мероприятий, осуществляемых в целях обеспечения Вооруженных Сил и других воинских формирований вооружением и военной техникой;
      31) тыл - воинские части, осуществляющие тыловое и техническое обеспечение Вооруженных Сил и других воинских формирований;
      32) тыловое обеспечение- комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение материальных, транспортных, бытовых и других потребностей Вооруженных Сил и других воинских формирований, в целях поддержания их боевой готовности;
      33) утилизация - приведение вооружения, военной техники, специальных средств в состояние, исключающее использование их боевых свойств или использование по прямому предназначению, а также разукомплектование в целях последующего использования их компонентов.

            Статья 2. Правовые основы обороны

      Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
      Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

            Статья 3. Основные принципы обеспечения военной безопасности

      В обеспечении военной безопасности Республика Казахстан исходит из следующих основных принципов:
      1) уважение суверенитета, нерушимости государственных границ, территориальной целостности других государств и невмешательство в их внутренние дела;
      2) укрепление мер доверия и открытости в военной области;
      3) мирное урегулирование международных споров;
      4) соблюдение международных обязательств и содействие достижению целей договоров, участником которых является Республика Казахстан;
      5) поддержание дружественных отношений со всеми странами на основе взаимовыгодного сотрудничества и взаимопонимания;
      6) применение Вооруженных Сил и других воинских формирований в соответствии с международным правом и национальным законодательством.

            Статья 4. Организация обороны

      Организация обороны включает:
      1) прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;
      2) разработку основных направлений военной политики и положений Военной доктрины Республики Казахстан;
      3) правовое регулирование в области обороны;
      4) планирование применения Вооруженных Сил и других воинских формирований Республики Казахстан, определение их необходимой численности, строительство и подготовку, поддержание требуемого уровня их боевой и мобилизационной готовности;
      5) развитие систем управления Вооруженными Силами и другими воинскими формированиями Республики Казахстан, а также планирование использования радиочастотного спектра;
      6) разработку и реализацию единой военно-технической политики Вооруженных Сил и других воинских формирований, программ развития вооружения и военной техники;
      7) комплекс общегосударственных мероприятий, проводимых в мирное время, включающий заблаговременную мобилизационную подготовку государственных органов, организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны, а также оперативное оборудование территории в целях обороны;
      8) создание запасов государственного материального резерва;
      9) подготовку граждан к военной службе, накопление мобилизационных людских ресурсов на военное время;
      10) планирование и осуществление мероприятий гражданской и территориальной обороны;
      11) обеспечение защиты сведений, составляющих государственные секреты, в области обороны;
      12) развитие науки в интересах обороны;
      13) координацию деятельности государственных органов в области обороны;
      14) контроль над деятельностью Вооруженных Сил и других воинских формирований;
      15) международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;
      16) другие мероприятия в области обороны.
      2. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Республики Казахстан, а также иные виды обязанностей, предусмотренные законами Республики Казахстан.
      3. Для выполнения задач в области обороны создаются Вооруженные Силы и привлекаются другие воинские формирования, а также создаваемые на военное время специальные формирования.
      4. Вооруженные Силы и другие воинские формирования выполняют задачи в области обороны в соответствии с Военной доктриной и Планом применения Вооруженных Сил.
      5. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставляются для нужд обороны в соответствии с законодательством.
      6. Имущество, закрепленное за государственными учреждениями Вооруженных Сил, является республиканской собственностью.

      Глава 2. Полномочия Президента и Правительства
Республики Казахстан в области обороны

            Статья 5. Полномочия Президента Республики Казахстан
                в области обороны

      1. Президент Республики Казахстан является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан.
      2. Президент Республики Казахстан:
      1) определяет основные направления военной политики Республики Казахстан;
      2) утверждает Военную доктрину Республики Казахстан, стратегический план строительства и развития Вооруженных Сил, государственные программы по вопросам обороны;
      3) утверждает План применения Вооруженных Сил, а также мобилизационный план государства;
      4) осуществляет общее руководство Вооруженными Силами и другими воинскими формированиями;
      5) утверждает структуру, лимит штатной численности Вооруженных Сил, а также систему оплаты труда военнослужащих и государственных служащих;
      6) принимает решение о привлечении Вооруженных Сил для выполнения задач, предусмотренных пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона;
      7) утверждает перечень должностей, подлежащих замещению лицами высшего офицерского состава, присваивает высшие воинские звания;
      8) назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;
      9) утверждает текст военной присяги, общевоинские уставы, правила прохождения военной службы, воинские символы, образцы военной формы одежды и знаки различия Вооруженных Сил и других воинских формирований;
      10) ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики Казахстан в области обороны и военного сотрудничества;
      11) принимает решения о призыве военнообязанных граждан Республики Казахстан на военную службу, учебные и иные военные сборы по мобилизации и их увольнении в запас (демобилизации);
      12) вносит на рассмотрение совместного заседания палат Парламента предложение об использовании Вооруженных Сил Республики Казахстан для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности;
      13) в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Казахстан, вводит на всей территории Республики Казахстан и в отдельных ее местностях чрезвычайное или военное положение, объявляет частичную или общую мобилизацию;
      14) осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него законодательными актами Республики Казахстан.

            Статья 6. Полномочия Правительства Республики Казахстан
                в области обороны

      Правительство Республики Казахстан:
      1) разрабатывает основные направления военной политики, принимает меры по обеспечению обороноспособности;
      2) руководит деятельностью исполнительных органов по вопросам обеспечения обороны;
      3) организует оснащение Вооруженных Сил и других воинских формирований вооружением и военной техникой;
      4) организует обеспечение Вооруженных Сил и других воинских формирований материальными, энергетическими и другими ресурсами и услугами;
      5) утверждает нормы снабжения и категории материальных запасов;
      6) организует разработку и выполнение государственных программ в области обороны;
      7) организует разработку и выполнение мобилизационного плана государства, а также устанавливает порядок формирования, накопления и использования материальных ценностей государственного материального резерва;
      8) определяет уполномоченный орган по реализации государственной политики в области формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа для нужд Вооруженных Сил и других воинских формирований;
      9) по представлению уполномоченного органа по реализации государственной политики в области формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа ежегодно утверждает государственный оборонный заказ;
      10) осуществляет руководство мобилизационной подготовкой государственных органов, организаций независимо от форм собственности;
      11) обеспечивает выполнение мероприятий по оперативному оборудованию территории Республики Казахстан в целях обороны;
      12) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных учреждений и предприятий оборонной промышленности, а также осуществляющих научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность;
      13) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации военных государственных учреждений образования, военных кафедр при высших учебных заведениях;
      14) утверждает Правила о военной подготовке в высших учебных заведениях;
      15) принимает нормативные правовые акты в области обороны;
      16) определяет категории и количество граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также ежегодное количество военно-обученных специалистов, подлежащих призыву на военные сборы;
      17) осуществляет общее руководство созданием и подготовкой военно-обученного резерва, утверждает государственный заказ на комплектование Вооруженных Сил и других воинских формирований;
      18) осуществляет планирование и руководство гражданской и территориальной обороной;
      19) определяет порядок предоставления и использования для нужд обороны земель, лесов, вод и других природных ресурсов;
      20) устанавливает порядок передачи, реализации и утилизации неиспользуемого военного имущества, а также предоставления в имущественный наем (аренду) оборонных объектов;
      21) принимает решения о проведении международных переговоров по вопросам военного сотрудничества и подписании межправительственных соглашений;
      22) устанавливает порядок компенсации расходов, понесенных юридическими и физическими лицами Республики Казахстан, в связи с использованием их имущества для нужд обороны;
      23) устанавливает порядок учета и списания военного имущества;
      24) определяет систему и условия оплаты труда работников государственных учреждений Вооруженных Сил и других воинских формирований, не являющихся государственными служащими.

      Глава 3. Функции центральных и местных исполнительных
государственных органов, права и обязанности граждан
и организаций в области обороны

            Статья 7. Функции центральных исполнительных
                государственных органов в области обороны

      Центральные исполнительные государственные органы в пределах своей компетенции:
      1) участвуют в мобилизационной подготовке отрасли, создании, развитии и сохранении объектов мобилизационного назначения, мощностей по разработке, производству, выпуску и ремонту необходимой для нужд обороны продукции и обеспечивают накопление мобилизационных резервов;
      2) обеспечивают выполнение заданий государственного оборонного заказа;
      3) осуществляют мероприятия по устойчивому функционированию отрасли в военное время, разрабатывают планы ее перевода на режим работы военного времени;
      4) организуют выполнение мероприятий по оперативному оборудованию территории страны;
      5) организуют и проводят мероприятия гражданской обороны и обеспечивают их выполнение подведомственными организациями;
      6) участвуют в подготовке населения республики к обороне, осуществляют контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан по вопросам обороны;
      7) осуществляют иные функции в области обороны, возложенные на них законодательными актами Республики Казахстан.

            Статья 8. Функции местных исполнительных органов
                в области обороны

      Местные исполнительные органы в пределах своей компетенции:
      1) участвуют в выполнении мероприятий оперативного оборудования территории и обеспечивают подготовку коммуникаций в целях обороны;
      2) обеспечивают учет и мобилизационную готовность транспортных и других технических средств в целях обороны;
      3) участвуют в подготовке населения и территории к обороне, обеспечивают потребности Вооруженных Сил и других воинских формирований в материальных, энергетических и других ресурсах и услугах по их заказам в порядке, установленном законодательством в области обороны;
      4) организуют и обеспечивают воинский учет и подготовку граждан к военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и призыв по мобилизации;
      5) осуществляют бронирование военнообязанных в местных органах военного управления на период мобилизации и в военное время;
      6) участвуют в планировании и обеспечивают выполнение мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
      7) координируют и согласовывают свою деятельность в области обороны с органами военного управления;
      8) осуществляют иные функции в области обороны, возложенные на них законодательными актами Республики Казахстан.

            Статья 9. Права и обязанности граждан Республики
                Казахстан в области обороны

      1. Граждане Республики Казахстан вправе в соответствии с законодательством Республики Казахстан:
      1) добровольно поступать на военную службу на контрактной основе;
      2) принимать участие в деятельности организаций, содействующих укреплению обороны.
      2. Граждане Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан обязаны:
      1) выполнять воинскую обязанность;
      2) участвовать в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне;
      3) предоставлять в период мобилизации, а также в военное время для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан.

            Статья 10. Функции организаций независимо
                 от форм собственности в области обороны

      Организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством:
      1) принимают участие в выполнении мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
      2) осуществляют мероприятия, предусмотренные мобилизационными планами государства;
      3) в приоритетном порядке выполняют задания государственного оборонного заказа;
      4) в соответствии с законодательством предоставляют для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан;
      5) создают своим работникам необходимые условия для выполнения ими воинской обязанности.

      Глава 4. Экономическое обеспечение обороны

            Статья 11. Цель и задачи экономического
                 обеспечения обороны

      1. Цель экономического обеспечения обороны заключается в выделении Вооруженным Силам и другим воинским формированиям финансовых, материально-технических и других ресурсов, их оснащение вооружением, военной и специальной техникой в количествах, необходимых для гарантированного обеспечения военной безопасности и обороны Республики Казахстан.
      2. Основные задачи экономического обеспечения обороны:
      1) удовлетворение потребностей Вооруженных Сил и других воинских формирований в финансовых, материально-технических и иных ресурсах;
      2) совершенствование научно-технической и производственной базы для осуществления производства, ремонта и модернизации вооружения и военной техники;
      3) создание эффективных систем мобилизационной готовности экономики и мобилизационной подготовки населения страны;
      4) повышение уровня социального обеспечения, реализация установленных законодательством гарантий военнослужащих, членов их семей и лиц, уволенных с военной службы;
      5) осуществление взаимовыгодного международного военного и военно-технического сотрудничества.

            Статья 12. Финансирование обороны

      1. Финансирование обороны направлено на гарантированное удовлетворение потребностей Вооруженных Сил и других воинских формирований в финансовых средствах и материально-технических ресурсах.
      2. Финансирование Вооруженных Сил и других воинских формирований, а также расходов на оборону осуществляется за счет государственного бюджета и других источников, предусмотренных настоящей статьей.
      3. Финансирование военных объектов совместного использования с иностранными государствами, дислоцированных на территории Республики Казахстан, и мероприятий по контролю за сокращением вооружения и обеспечению инспекционной деятельности производится в соответствии с международными договорами, участниками которых является Республика Казахстан.
      4. Государственные учреждения Вооруженных Сил:
      1) специализирующиеся в области спорта, вправе оказывать платные услуги и использовать денежные средства, полученные от их реализации в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;
      2) вправе получать и использовать предоставленную спонсорскую, благотворительную помощь, а также помощь, оказываемую в рамках военно-технического сотрудничества.
      5. Контроль за исполнением государственного бюджета в части расходов на оборону осуществляется в соответствии с законодательством.

            Статья 13. Материально-техническое обеспечение

      1. Материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил и других воинских формирований осуществляется в приоритетном порядке в соответствии с государственным оборонным заказом и международными соглашениями на разработку, производство, поставку и обеспечение продукцией производственно-технического назначения, включая вооружение и военную технику.
      2. Порядок формирования государственного оборонного заказа, его материально-техническое и финансовое обеспечение и условия закупки определяются законодательными актами Республики Казахстан.

            Статья 14. Использование объектов и имущества
                 в интересах обороны

      1. Объекты и имущество, являющиеся государственной собственностью, закрепленные за организациями отраслей экономики на праве оперативного управления, хозяйственного ведения и предназначенные для обеспечения нужд обороны и выполнения мобилизационных заданий, не подлежат приватизации, за исключением неиспользуемого военного имущества.
      2. Оборонные объекты, неиспользуемые Вооруженными Силами и другими воинскими формированиями в мирное время, подлежат консервации за счет государственного бюджета или могут быть переданы в имущественный наем в порядке, установленном законодательством, а также организациям других государств на основе международных договоров Республики Казахстан.
      3. Неиспользуемое военное имущество может быть реализовано в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
      4. Вооруженные Силы в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан:
      1) списывают военное имущество, которое в период ведения военных действий пришло в непригодное состояние или было утрачено при угрозе жизни личного состава Вооруженных Сил;
      2) ведут учет государственного имущества, находящегося в их оперативном управлении.

            Статья 15. Передача зданий, сооружений, объектов
                 и другого имущества для нужд обороны

      1. Предоставленные для размещения и постоянной деятельности Вооруженных Сил и других воинских формирований земельные участки находятся в их владении и пользовании.
      2. Убытки, причиненные землевладельцам и землепользователям в связи с изъятием земель для нужд обороны, возмещаются в соответствии с законодательством.
      3. Для нужд обороны Вооруженным Силам и другим воинским формированиям передаются здания, сооружения, различные объекты и другое имущество, а также может производиться их возврат в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      4. Порядок предоставления во владение и пользование земель, движимого и недвижимого имущества, в том числе передаваемых в аренду воинским формированиям других государств, определяется международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

            Статья 16. Научно-исследовательская деятельность
                 и подготовка кадров

      1. В целях обеспечения потребностей обороны научно-исследовательскими организациями Республики Казахстан осуществляются фундаментальные и прикладные исследования, перспективные научно-технические и технологические разработки для создания новых видов вооружения и военной техники, продукции военного назначения.
      2. Для повышения экономической заинтересованности организаций различных форм собственности в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ оборонного характера осуществляется их государственная поддержка путем внедрения системы финансово-экономических регуляторов и механизмов.
      3. Подготовка и переподготовка военных кадров осуществляется в организациях образования по государственному образовательному заказу, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, а также за рубежом на основе международных договоров.

      Глава 5. Вооруженные Силы и другие воинские формирования

            Статья 17. Вооруженные Силы и их предназначение

      1. Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии, вооруженной защиты территориальной целостности и суверенитета Республики Казахстан, охраны и обороны государственных и военных объектов, охраны воздушных границ, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
      2. Вооруженные Силы могут быть привлечены на основании решений Президента Республики Казахстан к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для проведения антитеррористических операций и поддержания режима чрезвычайного положения.
      3. Применение Вооруженных Сил для выполнения задач, вытекающих из международных обязательств Республики Казахстан, осуществляется на условиях и в порядке, оговоренных в международных договорах, ратифицированных Республикой Казахстан.
      4. Деятельность Вооруженных Сил осуществляется на основании Конституции Республики Казахстан и в соответствии с законодательством.
      5. Часть состава Вооруженных Сил Республики Казахстан может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами Республики Казахстан.

            Статья 18. Общий состав Вооруженных Сил

      Вооруженные Силы включают: органы военного управления, виды Вооруженных Сил, рода войск, специальные войска, тыл, военно-учебные заведения, военно-научные учреждения и другие организации.
      В военное время в состав Вооруженных Сил входят другие воинские формирования и специальные формирования.

            Статья 19. Комплектование Вооруженных Сил

      1. Личный состав Вооруженных Сил включает военнослужащих и лиц гражданского персонала.
      2. Вооруженные Силы комплектуются:
      1) военнослужащими - путем призыва военнообязанных граждан на военную службу по экстерриториальному и территориальному принципу и путем добровольного поступления на военную службу в соответствии с законодательными актами;
      2) гражданским персоналом в соответствии с законодательством о труде и государственной службе.
      3. Для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил в государстве создается запас военно-обученных ресурсов.

            Статья 20. Руководство и управление Вооруженными Силами

      1. Военно-политическое руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент Республики Казахстан - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Казахстан.
      2. Управление Вооруженными Силами в мирное время осуществляет Министр обороны Республики Казахстан через Комитет начальников штабов.
      3. Высшим военно-политическим органом руководства Вооруженными Силами в военное время является Верховное Главное Командование (Ставка Верховного Главного Командования).
      4. Ставка Верховного Главного Командования осуществляет управление Вооруженными Силами через Комитет начальников штабов.

            Статья 21. Функции Министерства обороны

      1. Министерство обороны является органом военно-политического и военно-экономического управления Вооруженными Силами.
      2. Министерство обороны:
      1) осуществляет государственную политику в области обороны;
      2) разрабатывает Военную доктрину, концепцию строительства и развития Вооруженных Сил и других воинских формирований;
      3) устанавливает структуру, штатную численность видов, родов войск Вооруженных Сил, а также штатную численность по подведомственным Министерству обороны государственным учреждениям в пределах утвержденных Президентом и Правительством Республики Казахстан лимитов штатной численности Вооруженных Сил, Министерства обороны и подведомственных Министерству государственных учреждений;
      4) проводит единую военно-техническую политику в государстве;
      5) организует разведывательную деятельность в целях обеспечения безопасности и обороны страны;
      6) определяет оперативное предназначение и задачи видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск, их применение во взаимодействии с другими воинскими формированиями, а также с вооруженными силами иностранных государств в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;
      7) осуществляет руководство научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими и другими работами в области обороны, организует контроль за их качеством;
      8) осуществляет инспектирование войск и контроль за расходом финансовых средств в Вооруженных Силах;
      9) осуществляет контроль за деятельностью и качеством учебно-воспитательной работы военно-учебных заведений, и других учреждений образования, осуществляющих военную подготовку;
      10) координирует подготовку допризывной и призывной молодежи к военной службе;
      11) принимает участие в разработке и выполнении государственных программ развития оборонной промышленности;
      12) осуществляет международное военное сотрудничество;
      13) осуществляет контроль за соблюдением законности и правопорядка в Вооруженных Силах и обеспечивает социальные и правовые гарантии военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу;
      14) издает в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, нормативные правовые акты по вопросам обороны и контролирует их выполнение.

            Статья 22. Функции Комитета начальников штабов
                 Министерства обороны

      1. Комитет начальников штабов Министерства обороны Республики Казахстан осуществляет руководство боевой и повседневной деятельностью Вооруженных Сил:
      1) осуществляет оперативно-стратегическое планирование, применение и руководство боевой и повседневной деятельностью Вооруженных Сил;
      2) разрабатывает планы строительства и развития Вооруженных Сил и мобилизационного развертывания войск, координирует разработку планов строительства, развития других воинских формирований, контролирует их выполнение;
      3) разрабатывает с участием заинтересованных государственных органов План применения Вооруженных Сил Республики Казахстан, участвует в разработке мобилизационного плана Вооруженных Сил;
      4) организует и проводит мероприятия по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил;
      5) организует и обеспечивает охрану и защиту воздушного пространства Республики Казахстан;
      6) организует и осуществляет взаимодействие Вооруженных Сил с другими воинскими формированиями, а также разрабатывает план оперативного оборудования территории страны в интересах обороны;
      7) участвует в организации мобилизационной подготовки экономики, государственных органов и организаций к функционированию в военное время;
      8) координирует разработку планов территориальной обороны, организует действия сил и средств, участвующих в выполнении задач территориальной обороны;
      9) организует и проводит комплектование Вооруженных Сил военнослужащими срочной службы, по контракту и прием гражданского персонала;
      10) принимает участие в разработке плана оперативного применения и взаимодействия Вооруженных Сил и других воинских формирований Республики Казахстан с вооруженными силами иностранных государств в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;
      11) осуществляет расстановку кадров и присвоение воинских званий, вносит на рассмотрение Министра обороны предложения по назначению на должности и присвоению воинских званий согласно номенклатуре;
      12) организует текущее и перспективное планирование обеспечения Вооруженных Сил необходимыми видами вооружения, военной техники, боеприпасами и другими материальными средствами, их эксплуатацию, сохранность, учет, списание и утилизацию, а также планирует накопление и размещение в мирное время запасов этих средств для мобилизационного развертывания войск;
      13) разрабатывает предложения по направлениям развития военной науки в Вооруженных Силах;
      14) проводит мероприятия по обеспечению экологической безопасности и охране окружающей среды в связи с деятельностью войск;
      15) осуществляет иные функции в области планирования применения и управления Вооруженными Силами, их взаимодействия с другими воинскими формированиями Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      2. Комитет начальников штабов Министерства обороны в военное время является рабочим органом Ставки Верховного Главного Командования.

            Статья 23. Дислокация Вооруженных Сил

      1. Дислокация Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил, утверждаемым Президентом Республики Казахстан.
      2. Передислокация соединений, воинских частей в пределах территорий, переданных в пользование Вооруженным Силам, осуществляется по решению Министра обороны в соответствии с планом, утвержденным Президентом Республики Казахстан.
      3. Дислокация соединений и воинских частей Вооруженных Сил за пределами территории Республики Казахстан допускается на основе международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан.

            Статья 24. Другие воинские формирования

      1. Создание, управление и деятельность других воинских формирований осуществляются в соответствии с законодательными актами.
      2. Другие воинские формирования в целях обороны:
      1) участвуют в разработке Плана применения Вооруженных Сил, государственных программ по вопросам обороны;
      2) организуют подготовку к совместным действиям с Вооруженными Силами;
      3) участвуют в подготовке граждан к военной службе;
      4) обеспечивают осуществление мероприятий по оперативному оборудованию территории к обороне;
      5) выполняют указания Комитета начальников штабов по вопросам организации обороны;
      6) привлекаются к совместной с Вооруженными Силами оперативной и мобилизационной подготовке;
      7) осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
      3. Комплектование других воинских формирований осуществляется на принципах и в порядке, установленных для Вооруженных Сил.

            Статья 25. Надзор за соблюдением законности, обеспечение
                 правопорядка и правовая защита военнослужащих
                 в Вооруженных Силах и других воинских
                 формированиях

      1. Надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, осуществляют органы прокуратуры Республики Казахстан.
      2. Правовую защиту военнослужащих, рассмотрение гражданских и уголовных дел в Вооруженных Силах и других воинских формированиях осуществляют суды.
      3. Обеспечение правопорядка в Вооруженных Силах и других воинских формированиях осуществляет военная полиция, функции и права которой регулируются Законом Республики Казахстан.

      Глава 6. Состояние войны. Военное положение.
Мобилизация. Гражданская оборона. Территориальная оборона

            Статья 26. Состояние войны

      1. Состояние войны объявляется Парламентом в случае вооруженного нападения на Республику Казахстан другого государства или группы государств, а также в случаях, предусмотренных международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
      2. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.

            Статья 27. Военное положение и мобилизация

      1. Режим военного положения, проведение мобилизации и организация мобилизационной подготовки определяются законодательными актами Республики Казахстан.
      2. В период военного положения Вооруженные Силы, другие воинские формирования ведут боевые и иные действия по отражению агрессии независимо от объявления состояния войны.

            Статья 28. Гражданская оборона

      1. Гражданская оборона организуется в целях защиты населения, объектов хозяйствования и территории страны от воздействия поражающих (разрушающих) факторов современных средств поражения, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
      2. Задачи и организация гражданской обороны определяются законом.

            Статья 29. Территориальная оборона

      1. Территориальная оборона организуется в целях защиты населения, объектов и коммуникаций на территории Республики Казахстан от действий противника, диверсионных или террористических актов, а также введения и поддержания режимов чрезвычайного положения и военного положения.
      2. Общие задачи и организация территориальной обороны определяются Президентом Республики Казахстан.

      Глава 7. Заключительные положения

            Статья 30. Международное сотрудничество
                 Республики Казахстан в области обороны

      1. Сотрудничество Республики Казахстан с другими государствами по обеспечению совместной обороны от агрессии, поддержанию международного мира и безопасности строится в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций о праве на индивидуальную и коллективную оборону и другими международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
      2. Вооруженные Силы, их отдельные подразделения или военнослужащие в порядке, предусмотренном Конституцией Республики Казахстан, выполняют международные обязательства по поддержанию мира и безопасности, включая участие в боевых действиях за пределами Республики.
      3. Период непосредственного участия Вооруженных Сил, их отдельных подразделений или военнослужащих в боевых действиях за пределами Республики Казахстан определяется решением Министра обороны Республики Казахстан на основании подтверждения, предоставляемого по дипломатическим каналам, международного договора или в ином законодательном порядке.

            Статья 31. Порядок введения в действие настоящего Закона

      1. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования, за исключением пункта 4 статьи 14, пунктов 2 и 3 статьи 30 настоящего Закона, которые вводятся в действие с 1 августа 2003 года.
      2. Признать утратившими силу:
      1) Закон Республики Казахстан от 9 апреля 1993 г. "Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1993 г., N 8, ст. 202; 1995 г., N 8, ст. 56; N 20, ст. 120; N 22, ст. 136; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., N 8, ст. 233; 2002 г., N 3, ст. 22);
      2) Постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 9 апреля 1993 г. "О введении в действие Закона Республики Казахстан "Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1993 г., N 8, ст. 203).

      Президент
      Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.