О проекте Указа Президента Республики Казахстан "О Государственной программе формирования инфраструктуры "электронного Правительства" в Республике Казахстан на 2005-2007 годы"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 октября 2004 года N 1027

      Правительство Республики Казахстан постановляет:
      Внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан "О Государственной программе формирования инфраструктуры "электронного Правительства" в Республике Казахстан на 2005-2007 годы".

         Премьер-Министр
      Республики Казахстан

       Указ
Президента Республики Казахстан О Государственной программе формирования инфраструктуры
"электронного Правительства" в Республике Казахстан
на 2005-2007 годы

      В соответствии с подпунктом 8) статьи 44  Конституции Республики Казахстан, в целях обеспечения граждан и организаций быстрым и эффективным доступом к государственным услугам и повышения эффективности функционирования государственных органов путем широкого применения информационно-коммуникационных технологий постановляю:
      1. Утвердить прилагаемую Государственную программу формирования инфраструктуры "электронного Правительства" в Республике Казахстан на 2005-2007 годы (далее - Программа).
      2. Правительству Республики Казахстан в месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации Программы.
      3. Агентству Республики Казахстан по информатизации и связи, другим задействованным министерствам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, акимам областей, городов Астаны и Алматы принять меры по реализации Программы.
      4. Агентству Республики Казахстан по информатизации и связи один раз в полугодие, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.
      5. Контроль и координацию обеспечения выполнения Программы возложить на Агентство Республики Казахстан по информатизации и связи.
      6. Признать утратившим силу  Указ Президента Республики Казахстан от 16 марта 2001 года N 573 "О Государственной программе формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2001 г., N 10, ст. 108; 2003 г., N 44, ст. 472).
      7. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания.

            Президент
       Республики Казахстан

         Утверждена Указом           
Президента Республики Казахстан    
от "___"_________" N___ 2004 г.   

Государственная программа
формирования инфраструктуры "электронного Правительства"
в Республике Казахстан на 2005-2007 годы 1. Паспорт Программы

Наименование       - Государственная программа формирования
                     инфраструктуры "электронного Правительства"
                     в Республике Казахстан на 2005-2007 годы.

Основание для      -  Послание Президента народу Казахстана от 19
разработки           марта 2004 года "К конкурентоспособному
                     Казахстану, конкурентоспособной экономике,
                     конкурентоспособной нации".

Основной           - Агентство Республики Казахстан по
разработчик          информатизации и связи.

Цель Программы     - Обеспечение граждан и организаций быстрым и
                     эффективным доступом к государственным
                     услугам, повышение эффективности
                     функционирования государственных органов
                     путем широкого применения
                     информационно-коммуникационных технологий.

Задачи             - Создание нормативной правовой и
Программы            методологической базы, позволяющей
                     государству, гражданам и организациям
                     функционировать в условиях информационного
                     общества;
                     формирование базовых компонент инфраструктуры
                     "электронного Правительства" и оптимизация
                     информационной инфраструктуры государственных
                     органов;
                     обеспечение защиты информационной
                     инфраструктуры "электронного Правительства"
                     на базе международных стандартов;
                     обеспечение доступа к услугам "электронного
                     Правительства" и организация работ по
                     ликвидации информационного неравенства.

Сроки реализации   - 2005-2007 годы.
Программы

Объемы и источники - Средства республиканского бюджета,
финансирования       выделяемые в объеме - 51,8 млрд. тенге
Программы            (включая затраты на создание единой
                     транспортной среды государственных органов в
                     объеме 31,9 млрд. тенге), в том числе на 2005
                     год - 4,5 млрд. тенге, на 2006 год - 25,3
                     млрд. тенге, на 2007 год - 22,1 млрд. тенге;
                     средства местных бюджетов, реализующих
                     программы по информатизации ориентировочно в
                     объеме - 150,0 млн. тенге в год; частные
                     инвестиции, гранты международных и
                     отечественных финансовых организаций.

Ожидаемый          - В результате реализации Программы:
результат от         будут созданы условия для оптимизации
реализации и         административных процедур государственных
индикаторы           органов и осуществлена интеграция
Программы            информационных систем и ресурсов
                     государственных органов;
                     будет организована единая защищенная
                     мультисервисная транспортная среда
                     государственных органов. Возврат инвестиций
                     за счет экономии бюджетных средств
                     прогнозируется в течение 6 лет после
                     реализации проекта;
                     будут оптимизированы расходы на
                     информатизацию государственных органов. В том
                     числе, условная экономическая выгода в
                     результате снижения расходов в последующие 5
                     лет после реализации единой защищенной
                     мультисервисной транспортной среды
                     государственных органов составит 43,9 млрд.
                     тенге;
                     в течение 2005 года 15 % предоставляемых
                     государственными органами услуг будет
                     реализовано в электронной форме;
                     сократится время оказания государственных
                     услуг;
                     в 2006 году завершится внедрение единой
                     системы электронного документооборота
                     государственных органов;
                     в целях обеспечения более широкого доступа к
                     электронным услугам государственных органов к
                     концу 2007 года будет создано не менее 50
                     пунктов общественного доступа;
                     к концу 2007 года будет предоставляться не
                     менее 25 интерактивных и транзакционных услуг,
                     в 2-3 раза увеличится доля граждан и
                     организаций, пользующихся электронными
                     услугами государственных органов;
                     будет создана национальная идентификационная
                     система, к концу 2007 года 15-18 %
                     экономически активного населения Республики
                     Казахстан получат удостоверения личности
                     нового образца на основе смарт-технологий;
                     будет обеспечена эффективная защита
                     информационных систем и ресурсов
                     государственных органов;
                     увеличится сбор налогов и иных обязательных
                     платежей в бюджет за счет упрощения процедур
                     взаимодействия налогоплательщиков и фискальных
                     органов;
                     ожидается мультипликативный эффект за счет
                     совершенствования институциональных условий
                     для развития предпринимательства и рынка
                     информационно-коммуникационных технологий.

       2. Введение

      Настоящая Государственная программа формирования инфраструктуры "электронного Правительства" в Республике Казахстан на 2005-2007 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с  Посланием Президента народу Казахстана от 19 марта 2004 года "К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации" с учетом положений Концепции "электронного Правительства" в Республике Казахстан, одобренной на заседании Правительства Республики Казахстан от 8 июня 2004 года протоколом N 9.
      Программа направлена на использование современных информационно-коммуникационных технологий в системе государственного управления для улучшения качества предоставляемых государственными органами услуг, расширения возможности доступа к ним, введения "сервисного" подхода во взаимоотношениях государственных органов, как между собой, так и с гражданами и организациями.
      Формирование инфраструктуры "электронного Правительства" будет заключаться в реализации двух взаимосвязанных, но функционально самостоятельных контуров.
      Внутренний контур охватывает взаимоотношения типа "правительство - правительство" и включает информационные системы, обслуживающие межведомственные административные процедуры.
      Внешний контур охватывает взаимоотношения типа "правительство - граждане" и "правительство - организации" и включает компоненты информационной инфраструктуры, обеспечивающие взаимодействие государства с гражданами и организациями.
      Программа учитывает основные положения Государственной программы формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан, утвержденной  Указом Президента Республики Казахстан от 16 марта 2001 года N 573, и носит межотраслевой характер.
      В Программе используются следующие понятия и сокращения:

е-услуга         - услуга, осуществляемая средствами
                   информационно-коммуникационных технологий;
е-правительство  - механизм функционирования государственных
                   органов, базирующийся на широком применении
                   информационно-коммуникационных технологий, и
                   максимально ориентированный на предоставление
                   услуг гражданам и организациям;
ИКТ              - информационно-коммуникационные технологии;
Интернет-        - управление банковскими счетами с организацией
банкинг            доступа через Интернет;
поставщики       - государственные органы, организации и иные
е-услуг            хозяйствующие субъекты, предоставляющие услуги
                   средствами информационно-коммуникационных
                   технологий;
потребители      - граждане, государственные органы, организации и
е-услуг            иные хозяйствующие субъекты;
регламент        - совокупность последовательных действий,
е-услуги           направленных на осуществление административных и
                   иных процессов, конечным результатом которых
                   является достижение функциональных целей
                   поставщиков е-услуг.

       3. Анализ современного состояния информатизации
государственных органов

      В настоящее время в Республике Казахстан реализуется широкий комплекс мероприятий, направленных на развитие и применение ИКТ в различных сферах деятельности. С принятием Государственной  программы формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан активизировались работы по созданию информационных систем государственных органов.
      В целях обеспечения автоматизированного информационного взаимодействия государственных органов осуществляется создание информационной инфраструктуры государственных органов на базе внедрения единой системы электронного документооборота. Выполняются мероприятия по созданию государственных баз данных "Физические лица", "Юридические лица", "Адресный регистр", "Автоматизированная система государственного земельного кадастра", "Регистр недвижимости", "Реестр налогоплательщиков и объектов налогообложения", а также информационной системы "Центр электронных государственных закупок".
      В целях предоставления информации государственными органами осуществляется деятельность по созданию электронных представительств в сети Интернет. На данный момент 32 государственных органа из 42 имеют собственные сайты.
      Отдельные государственные органы переходят к реализации интерактивных услуг. В настоящее время возможно предоставление всей налоговой отчетности, а также проведение сверки взаиморасчетов с государственным бюджетом по электронным каналам связи с использованием механизмов электронной цифровой подписи в режиме реального времени, что выделяет Казахстан среди стран СНГ. Развиваются системы создания банка данных получателей социальных выплат, автоматизации процессов по назначению и выплате социальных пособий, учету и анализу в накопительной пенсионной системе, а также информационные системы в области социального страхования и создания базы данных лиц, имеющих инвалидность.
      Элементы е-правительства присутствуют и в некоторых информационных системах местных исполнительных органов. При акимате города Алматы создана единая информационная система, обеспечивающая взаимодействие с информационными ресурсами и системами, реализующими регистрационный учет граждан по месту жительства, объектов недвижимости, автотранспорта, данных по миграции населения и прочих.
      В части информатизации государственного управления имеются определенные проблемы, такие как:
      несовершенство нормативной правовой базы в сфере информатизации;
      отсутствие регламентации разделения функций и ответственности по формированию межведомственных информационных систем;
      отсутствие служб информатизации во многих государственных органах и недостаточный уровень квалификации государственных служащих в сфере информационных технологий.
      В настоящее время актуальным остается вопрос ликвидации так называемого "информационного неравенства" как одного из главных препятствий формирования информационного общества.

       4. Цель и задачи Программы

      Целью Программы является обеспечение граждан и организаций быстрым и эффективным доступом к государственным услугам и повышение эффективности функционирования государственных органов путем широкого применения ИКТ.
      Для достижения указанной цели необходимо выполнение следующих задач:
      создание нормативной правовой и методологической базы, позволяющей государству, гражданам и организациям функционировать в условиях информационного общества;
      формирование базовых компонент инфраструктуры е-правительства и оптимизация информационной инфрастуктуры государственных органов;
      обеспечение защиты информационной инфраструктуры е-правительства на базе международных стандартов;
      обеспечение доступа к услугам е-правительства и организация работ по ликвидации информационного неравенства, то есть неравных возможностей в использовании ИКТ различными социальными группами населения.

       5. Основные направления и механизм реализации Программы

      Реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям:
      1) совершенствование нормативного правового и методологического обеспечения;
      2) формирование базовых компонент инфраструктуры е-правительства, которые включают портал и шлюз е-правительства, платежный шлюз для взаимодействия с банковской системой, национальную идентификационную систему, единую транспортную среду государственных органов;
      3) формирование и развитие е-услуг государственных органов;
      4) создание и развитие межведомственных и типовых ведомственных информационных систем;
      5) создание и развитие информационных ресурсов и систем местных исполнительных органов;
      6) обеспечение защиты информационной инфраструктуры е-правительства на базе международных стандартов;
      7) обеспечение доступа к услугам е-правительства и организация работ по ликвидации информационного неравенства;
      8) обеспечение общественной поддержки выполнения мероприятий Программы.

       5.1. Совершенствование нормативного правового и
методологического обеспечения

      Развитие нормативного правового и методологического обеспечения будет направлено на регулирование отношений в сфере информатизации в части обеспечения информационных потребностей общества, защиты прав потребителей е-услуг, установления компетенции, а также координации деятельности государственных органов в условиях функционирования е-правительства.
      Реализация мероприятий по совершенствованию нормативного правового и методологического обеспечения будет осуществлена на принципах системности, объективности и непротиворечивости нормам действующего законодательства Республики Казахстан.
      С целью формирования правовых основ для оказания государственными органами е-услуг будет осуществлен анализ действующего законодательства Республики Казахстан, регулирующего различные аспекты в сфере информатизации, и разработан комплекс нормативных правовых актов, определяющих порядок и условия функционирования е-правительства.
      В целях осуществления единых подходов при реализации базовых компонентов и ведомственных информационных систем и обеспечения их совместимости будет разработана единая методологическая база инфраструктуры е-правительства, предусматривающая разработку национальных и/или принятие соответствующими актами международных технологических стандартов, обеспечивающих единый механизм интеграции данных и сервисов информационных систем государственных органов.

       5.2. Формирование базовых компонент
инфраструктуры е-правительства

      Функционирование инфраструктуры е-правительства будет основано на формировании ее базовых компонентов, к которым относятся портал и шлюз е-правительства, платежный шлюз, национальная идентификационная система, единая транспортная среда государственных органов.
      В целях построения единой архитектуры е-правительства будет разработано техническое задание на формирование базовых компонент инфраструктуры е-правительства.
      Для размещения технических средств межведомственных информационных систем и резервных центров ведомственных информационных систем будет завершено строительство и осуществлено технологическое оснащение здания серверного центра.

       5.2.1. Формирование портала и шлюза е-правительства

      Обеспечение эффективного функционирования е-правительства потребует интеграции информационных систем государственных органов посредством взаимодействия с порталом и шлюзом е-правительства. При этом, основным связующим элементом интеграции является универсальный коммуникативный формат сообщений при обмене данными.
      Портал в рамках указанного взаимодействия будет являться интеллектуальным связующим звеном информационного обмена между поставщиками и потребителями е-услуг.
      Создание интерфейсной части портала будет основано на принципе "одного окна", что обеспечит единый интерфейс предоставления е-услуг, удобную навигацию и механизмы поиска по всем доступным информационным ресурсам.
      С целью обеспечения унификации сообщений, циркулирующих в системах е-правительства в виде электронных документов, будут разработаны единые правила оформления и обработки сообщений.
      Интегрируемые информационные системы государственных органов как вновь разрабатываемые, так и существующие, должны иметь или дополняться интерфейсами интеграции, построенными с использованием стандартных механизмов обмена сообщениями в коммуникативном формате.
      Будет осуществлена реализация информационно-технологической системы "правительственный шлюз", обеспечивающей интеграцию и взаимодействие информационных систем государственных органов.
      В рамках развития Государственного регистра информационных ресурсов и информационных систем Республики Казахстан будет создан единый реестр е-услуг в Республике Казахстан, а также осуществлены необходимые доработки соответствующего программного обеспечения. Будет создана и получит дальнейшее развитие система ведения общегосударственных классификаторов и справочников.
      По мере готовности е-услуг государственных органов будет осуществлен их последовательный запуск через портал е-правительства.

       5.2.2. Формирование платежного шлюза для взаимодействия
с банковской системой

      В целях обеспечения унифицированного доступа пользователей е-услуг к различным банковским платежным системам будет реализован "платежный шлюз", предоставляющий плательщику выбор банка и возможность осуществлять электронные платежи через механизм Интернет-банкинга. Такой механизм взаимодействия потребует ускоренного развития в банковской системе Интернет-банкинга, как для юридических, так и для физических лиц.
      Наиболее эффективным платежным инструментом, удовлетворяющим потребностям пользователей е-услуг для осуществления электронных платежей через механизм Интернет-банкинга, является платежная карточка на основе микропроцессорной технологии. Технология микропроцессорных карточек обеспечивает достаточный уровень надежности и безопасности проведения платежных транзакций через открытые сети в пределах сумм, размещенных на карт-счетах в банках второго уровня.
      Задачу осуществления электронных платежей по е-услугам государственных органов через Интернет с использованием платежных карточек целесообразно реализовать в рамках  Программы развития Национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорных карточек, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 июля 2002 года N 713.

       5.2.3. Формирование национальной идентификационной системы

      Реализация задач идентификации и аутентификации потребителей е-услуг является одним из основных направлений формирования инфраструктуры е-правительства.
      Отсутствие единых правил идентификации граждан и организаций в правоотношениях с государственными органами привело к созданию ведомственных информационных систем с собственными механизмами идентификации такими, как регистрационный номер юридического лица, регистрационный номер налогоплательщика, социальный индивидуальный код и прочие.
      Последствиями данного подхода явились факты неоднократной регистрации юридических лиц в органах юстиции, статистики, налоговых органах и необходимость наличия нескольких регистрационных документов. Отслеживание изменений регистрационных сведений субъектов осложняется действием временного фактора, а также отсутствием эффективного информационного взаимодействия между различными регистрирующими органами.
      Для решения указанных проблем будут завершены ранее начатые мероприятия по созданию государственных баз данных "Физические лица" и "Юридические лица", основными функциями которых являются генерация и присвоение идентификационного номера для физических лиц, бизнес-идентификационного номера для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
      В целях унификации адресного поля Республики Казахстан и обеспечения возможности машинной обработки адресов будет создан единый "Адресный регистр" с присвоением каждому адресу идентификационного номера.
      Реализация данных систем осуществляется в целях упрощения процедур регистрации субъектов, адресности оказываемых е-услуг, координации мероприятий по созданию и развитию информационных систем, развитию взаимодействия между ведомственными информационными системами на основе применения единых идентификационных номеров. Будут внесены соответствующие изменения в нормативную правовую базу в сфере применения идентификационных (бизнес-идентификационных) номеров физических и юридических лиц и адресной информации.
      Создание механизма аутентификации потребителей е-услуг будет обеспечено за счет внедрения инфраструктуры открытых ключей, позволяющей с помощью цепочки доверительных отношений использовать при информационном обмене механизм электронной цифровой подписи.
      Инфраструктура открытых ключей основывается на применении регистрационных свидетельств, связывающих индивидуальные закрытые ключи пользователей с их открытыми ключами. Для внедрения инфраструктуры открытых ключей планируется создание удостоверяющего центра электронно-цифровой подписи физических и юридических лиц Республики Казахстан. В качестве надежного средства для генерирования, хранения и применения идентификационных данных и ключей электронно-цифровой подписи планируется использование смарт-технологий.
      Удостоверяющий центр электронно-цифровой подписи физических и юридических лиц Республики Казахстан будет осуществлять функции сертификационного центра. Для регистрации и выдачи ключей будут организованы также центры регистрации.
      Создание национальной идентификационной системы позволит обеспечить санкционированный доступ к информационным системам и ресурсам государственных органов.

       5.2.4. Формирование единой транспортной среды
государственных органов

      В настоящее время государственные органы строят свои информационно-коммуникационные системы независимо и изолированно друг от друга, ориентируясь исключительно на собственные нужды. При этом происходит расходование значительных финансовых и материальных средств, отсутствует единая политика безопасности, имеются проблемы в организации межведомственного, межуровневого и межрегионального взаимодействия. Ведомственные информационно-коммуникационные системы изолированы от публичных сетей связи и не предусматривают прямого защищенного информационного взаимодействия с предприятиями частного сектора, общественными организациями и населением.
      Для решения вышеуказанной проблемы с использованием современных цифровых технологий будет создана единая мультисервисная транспортная среда государственных органов, как необходимый компонент инфраструктуры е-правительства, обеспечивающий высокую степень защиты от несанкционированного доступа, передачу всех видов трафика и распределенное предоставление широкого спектра телекоммуникационных услуг.
      Определение регламента создания и функционирования единой транспортной среды государственных органов потребует разработки соответствующей нормативной правовой базы.
      Создание единой транспортной среды государственных органов, как эффективной и высокорентабельной инфраструктуры обеспечит:
      проведение единой политики защиты информации;
      объединение существующих ведомственных информационных систем государственных органов;
      интеграцию существующих ведомственных телекоммуникационных систем государственных органов;
      создание защищенных виртуальных сетей государственных органов с предоставлением гарантированного качества сервиса по передаче информации;
      доступ государственных органов к ресурсам Интернет с использованием единого защищенного шлюза.

       5.3. Формирование и развитие е-услуг государственных органов

      Информатизация деятельности государственных органов с учетом требований е-правительства планирует переход от ориентации на внутриведомственные нужды к ориентации на нужды и задачи граждан и организаций. Формирование и реализация е-услуг государственных органов будет осуществляться в рамках создания и развития ведомственных информационных систем.
      В рамках реализации мероприятий данного направления будут определены требования к информационным системам государственных органов в части реализации е-услуг и взаимодействия с базовыми компонентами инфраструктуры е-правительства.
      На начальной стадии реализации Программы будет определен регламент разработки, приемки, сопровождения и развития государственных е-услуг, а также стандартная форма их документирования.
      Предоставление е-услуг государственными органами предполагает внесение изменений в существующие ведомственные информационные системы либо разработку новых информационных систем с учетом стандартов их взаимодействия.
      В рамках Программы на базе ведомственных информационных систем будет осуществлена реализация первоочередных е-услуг в соответствии с основными сферами жизнедеятельности граждан и функционирования организаций.

       Налоговые и таможенные обязательства

      В целях повышения эффективности осуществления налоговых и таможенных обязательств, оперативности подачи отчетности, укрепления финансовой и бюджетной дисциплины в рамках таких систем, как Интегрированная налоговая информационная система, Реестр налогоплательщиков и объектов налогообложения, Таможенная автоматизированная информационная система, Электронная таможня предусматривается реализация и оказание следующих е-услуг:
      предоставление информации об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением на основе данных уполномоченных органов (Реестр налогоплательщиков и объектов налогообложения);
      предоставление информации о налогоплательщиках, состоящих на регистрационном учете в налоговых органах, плательщиках налога на добавленную стоимость;
      регистрация плательщиков налога на добавленную стоимость, изменение персональных регистрационных данных налогоплательщика;
      прием и обработка электронной налоговой отчетности, предоставление услуги по отправке электронной налоговой отчетности через терминал налогоплательщика из офисов налоговых органов;
      предоставление информации о состоянии расчетов с бюджетом;
      разъяснение налогового законодательства, проведение электронных "горячих линий";
      дистанционное обсуждение общественностью внесения изменений в Налоговый  кодекс Республики Казахстан;
      предоставление центральным и местным государственным органам информации о состоянии доходной части бюджета и недоимки налогоплательщиков;
      прием электронных форм документов и отчетности в соответствии с таможенным законодательством;
      обеспечение консультационной и информационной поддержки участников внешнеэкономической деятельности;
      представление сведений при совершении таможенных операций гражданами и организациями.

       Предпринимательство и бизнес

      В целях создания равных условий для развития предпринимательства и свободной конкуренции в рамках отраслевых программ предусматривается реализация и оказание следующих е-услуг:
      предоставление информации по регистрации (перерегистрации, ликвидации) юридических лиц;
      организация электронных государственных закупок;
      информация о государственной регистрации и оформление прав на движимое и недвижимое имущество и сделок с ним;
      предоставление сведений из государственного реестра лицензиатов на оценку имущества;
      предоставление информации о ценах на рынках товаров и услуг;
      предоставление информации об инвестиционных (инновационных) проектах ("виртуальный технопарк");
      прием обращений граждан и организаций по вопросам предпринимательства и бизнеса.

       Социальная защита и занятость населения

      В целях повышения эффективности системы социальной защиты населения, улучшения качества жизни граждан, расширения рынка труда и снижения уровня безработицы в рамках отраслевых программ предусматривается реализация и оказание следующих е-услуг:
      содействие в трудоустройстве безработных граждан и обслуживание работодателей в поиске специалистов по квалификационным требованиям;
      оформление заявлений и документов, договоров, связанных с накопительными пенсионными фондами;
      предоставление информации о поступлении и движении средств вкладчиков, оформление заявлений на выдачу пенсионных накоплений;
      прием обращений граждан по вопросам пенсионного обеспечения и занятости;
      предоставление информации о правилах привлечения иностранной рабочей силы, выдача лицензий на деятельность, связанную с привлечением иностранной рабочей силы и вывозом рабочей силы из Республики Казахстан.

       Образование, наука и здравоохранение

      В целях совершенствования системы повышения доступности и качества образования, развития отечественной науки, удовлетворения потребностей общества в квалифицированных специалистах, эффективного развития системы здравоохранения в рамках отраслевых программ предусматривается реализация и оказание следующих е-услуг:
      предоставление информации по основным показателям здоровья населения Республики Казахстан и деятельности медицинских организаций;
      предоставление информации по зарегистрированным лекарственным средствам, средствам дезинфекции и дератизации, по веществам и продукции, запрещенной к ввозу и применению в Республике Казахстан;
      предоставление информации по организациям, имеющим лицензии на оказание услуг в сферах образования, науки и здравоохранения;
      предоставление информации по вопросам диагностики и лечения заболеваний на всех уровнях оказания медицинской помощи;
      предоставление информации по качественному и количественному составу высших учебных заведений, научных и медицинских организаций;
      предоставление информации по основным показателям деятельности организаций образования и науки;
      прием обращений граждан по вопросам образования и оказания медицинских услуг.

       Законность и правопорядок

      В целях совершенствования законодательной системы, обеспечения правопорядка и защиты прав граждан и иных субъектов правоотношений, открытости судебной системы и участия граждан в законодательной деятельности в рамках отраслевых программ предусматривается реализация и оказание следующих е-услуг:
      предоставление доступа к государственному реестру и эталонному контрольному банку нормативных правовых актов Республики Казахстан;
      предоставление информации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;
      прием обращений граждан по вопросам соблюдения правопорядка;
      предоставление информации о поступлении на службу в органы обеспечения правопорядка;
      прием и регистрация заявок и сбор необходимых сведений для поступления в учебные заведения органов правопорядка.

       Экономика и торговля

      В целях повышения эффективности проводимых экономических реформ, обеспечения рационального производства и развития отраслей экономики страны в рамках отраслевых программ предусматривается реализация и оказание следующих е-услуг:
      предоставление информации о порядке формирования государственного бюджета, осуществлении социально-экономической и фискальной политики, состоянии и прогнозов социально-экономического развития Казахстана;
      предоставление информации о транспортно-коммуникационном комплексе страны: автомобильные дороги, гражданская авиация, аэрокосмические комплексы;
      предоставление информации по социально-экономическому положению в сельском хозяйстве, а также в области защиты и карантина растений;
      прием документов по финансированию внедрения изобретений и инновационных проектов;
      прием документов для получения лицензии на недропользование;
      предоставление информации обо всех объектах недропользования, в том числе, выставляемых на конкурс на получение права недропользования;
      предоставление информации о конкурсах и контрактах на получение права недропользования;
      предоставление информации о порядке формирования и утверждения тарифов на коммунальные услуги;
      предоставление сведений о действующих тарифах на коммунальные услуги в различных регионах Республики Казахстан;
      предоставление юридических консультаций по заключению публичных договоров на оказание коммунальных услуг предприятиями-поставщиками данных услуг;
      предоставление информации по организациям, имеющим государственные лицензии на производство, передачу и реализацию электрической и тепловой энергии, водоснабжения, канализации, услуги телефонной связи;
      прием обращений граждан по вопросам экономики, торговли и обеспечения коммунальными услугами;
      предоставление информации о распределении земель по категориям и угодиям, количественным, качественным признакам;
      предоставление информации по статистике внешней торговли Республики Казахстан;
      формирование и прием таможенных документов.

       Оборона, национальная безопасность и управление
в чрезвычайных ситуациях

      В целях расширения доступа к информации по вопросам обороны, национальной безопасности, а также предупреждения чрезвычайных ситуаций в рамках отраслевых программ предусматривается реализация и оказание следующих е-услуг:
      предоставление рекомендации по усилению противопожарной защиты населенных пунктов и объектов хозяйствования, независимо от форм собственности;
      предоставление информации о предписаниях государственного пожарного надзора;
      внесение предложений и принятие участия в решении вопросов об организации противопожарной службы на объектах;
      предоставление информации по лицензированию деятельности, связанной с монтажом, наладкой и техническим обслуживанием противопожарного оборудования;
      прием обращений граждан по вопросам обороны, национальной безопасности, а также предупреждения чрезвычайных ситуаций;
      предоставление информации по порядку призыва на срочную военную службу, контрактную службу, а также информации по местным органам военного управления;
      предоставление информации по военно-учебным заведениям Республики Казахстан, правилам, порядку поступления и условиям обучения.

       Охрана окружающей среды

      В целях информирования населения о состоянии и охране окружающей среды в рамках отраслевых программ предусматривается реализация и оказание следующих е-услуг:
      предоставление информации о состоянии и загрязнениях окружающей среды, экологическом состоянии на отдельных объектах, воздействии хозяйственной деятельности на окружающую среду;
      предоставление информации о ходе реализации стратегических документов в области охраны окружающей среды;
      предоставление информации о нарушителях природоохранного законодательства и о принятых к ним мерах;
      предоставление информации об инвестировании в природоохранные мероприятия и осуществлении платежей за загрязнение окружающей среды;
      предоставление доступа к данным кадастров природных ресурсов;
      предоставление информации о прогнозе погоды;
      предоставление информации об инвестировании в природоохранные мероприятия, осуществление платежей за загрязнение окружающей среды и возмещение ущерба, нанесенного окружающей среде в результате нарушения природоохранного законодательства;
      прием обращений граждан по вопросам охраны окружающей среды.

       Культура, спорт, туризм и информационное пространство

      В целях развития культуры, спорта и туризма, а также пропаганды здорового образа жизни и реализации государственной политики в сфере средств массовой информации в рамках отраслевых программ предусматривается реализация и оказание следующих е-услуг:
      предоставление доступа к спискам национальных сборных команд по видам спорта и календарю республиканских спортивных мероприятий;
      предоставление информации о лицензировании туристской деятельности и деятельности по оказанию физкультурно-оздоровительных, спортивных услуг, а также перечня организаций, получивших лицензию;
      предоставление информации об аккредитации республиканских общественных объединений в области физической культуры и спорта;
      предоставление информации о выступлениях спортсменов Республики Казахстан на международных и республиканских соревнованиях;
      предоставление информации об участии Республики Казахстан в международных туристских выставках и проведении туристских мероприятий;
      предоставление информации об организациях культуры и искусства Республики Казахстан;
      предоставление доступа к данным каталога "Киносправочник Казахстана";
      предоставление доступа к спискам памятников истории и культуры;
      предоставление информации о лицензировании деятельности, связанной с археологическими и реставрационными работами памятников истории и культуры;
      прием и рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам молодежной политики;
      предоставление информации по вопросам государственной информационной политики, лицензирования деятельности по организации телевизионного и/или радиовещания, учета средств массовой информации;
      предоставление информации по вопросам взаимодействия с политическими партиями, общественными объединениями, неправительственными организациями, профессиональными союзами;
      предоставление информации по вопросам книжного маркетинга и издательско-полиграфической отрасли;
      прием обращений граждан по вопросам культуры, спорта и туризма, средств массовой информации, издательско-полиграфической отрасли и внутриполитической стабильности;
      публикация статей по вопросам социологии, политологии и регионолистики;
      выдача разрешений на открытие типографий, множительных участков, на ввоз и эксплуатацию множительной техники цветного изображения;
      консультационные услуги по оформлению документов для предоставления права выпуска в эфир продукции средств массовой информации.

       Дипломатия и международные связи

      В целях оперативного доступа к информации по вопросам международных связей и дипломатических отношений в рамках отраслевых программ предусматривается реализация и оказание следующих е-услуг:
      предоставление информации по вопросам консульской легализации;
      предоставление информации о порядке выдачи виз Республики Казахстан, порядке оформления дипломатических и служебных паспортов;
      прием обращений граждан по вопросам въезда (выезда) в (из) Республику Казахстан.

       5.4. Создание и развитие межведомственных и
типовых ведомственных информационных систем

      В целях унификации и интеграции информационных ресурсов и систем государственных органов будут реализованы проекты межведомственных и типовых ведомственных информационных систем. К таким системам относятся: ведомственный и межведомственный электронный документооборот, архивное хранение документов, информационные системы административно-управленческой деятельности, реестр налогоплательщиков и объектов налогообложения, правительственный Интранет-портал.
      Будут продолжены работы по автоматизации технологических процессов документооборота в государственных органах, включая подготовку и ввод документов в систему, регистрацию, распределение и рассылку, редактирование и модификацию, оперативное хранение и архивацию, поиск и просмотр, извлечение и воспроизведение документов, контроль их исполнения, разграничение доступа, извлечение информации из документов и ее анализ.
      Будут продолжены работы по развитию Удостоверяющего центра электронной цифровой подписи для государственных органов, реализации Центра межведомственного документооборота между государственными органами и организации архивного хранения документов с применением современных информационных технологий.
      В рамках Программы будет разработана типовая масштабируемая информационная система автоматизации административно-управленческой деятельности государственных органов, интегрирующая в себе задачи управления персоналом, начисления заработной платы, финансового планирования и ведения бухгалтерского учета. Разработка такой системы с применением современных проектных решений позволит обеспечить оперативную адаптацию к, изменяющимся условиям и будет экономически целесообразной.
      Для обеспечения эффективного управления информацией, накопленной в межведомственных и ведомственных информационных ресурсах, оперативного реагирования, организации групповой работы государственных служащих различных ведомств будет реализован Интранет-портал государственных органов, построенный на основе Интернет технологий с организацией регламентированного доступа.
      В рамках развития ведомственных информационных систем будут продолжены мероприятия по созданию и развитию систем "Автоматизированная система Государственного земельного кадастра" и "Регистр недвижимости".

       5.5. Создание и развитие информационных ресурсов и
систем местных исполнительных органов

      Взаимодействие граждан и организаций с государственными органами осуществляется также на уровне местных исполнительных органов.
      Информационные системы местных исполнительных органов должны предоставлять оперативную информацию по вопросам жизнедеятельности региона, государственным закупкам, реализовывать функции виртуальной приемной для рассмотрения и отслеживания обращений граждан, обеспечивать доступ к электронным формам документов, а также оказывать такие е-услуги, как лицензирование деятельности пассажирских перевозок, по благоустройству города и прочих.
      В регионах необходимо разработать программы по информатизации, согласованные с уполномоченным органом в сфере информатизации и связи в части соответствия требованиям единой архитектуры е-правительства.
      В целях осуществления единой региональной политики е-правительства путем консолидации финансовых ресурсов местных исполнительных органов целесообразно разработать ряд типовых проектных решений.
      Электронное взаимодействие граждан и организаций с местными исполнительными органами, в условиях реализации единой транспортной среды, будет осуществляться через единый портал и шлюз е-правительства. Задачи местных исполнительных органов будут заключаться в предоставлении е-услуг на базе формирования и развития собственных информационных ресурсов и систем.
      Реализация е-услуг, оказываемых местными исполнительными органами, неразрывно связано с уровнем развития ведомственных информационных систем. В связи с чем, целесообразно разработать регламент взаимодействия информационных систем местных исполнительных органов с ведомственными информационными системами.
      В целях оценки эффективности реализации региональных программ по информатизации и стимулированию к широкому применению ИКТ будут проводиться конкурсы на определение лучшего региона по реализации мероприятий е-правительства, повышению компьютерной грамотности населения региона.

       5.6. Обеспечение защиты информационной инфраструктуры
е-правительства

      Предоставление е-услуг государственными органами будет осуществляться в соответствии с установленными требованиями к защите информации, что обеспечит высокий уровень защищенности информации и доверия пользователей е-услуг.
      В этих целях будет разработана концепция информационной безопасности инфраструктуры е-правительства, учитывающая технические требования к базовым компонентам, а также информационным системам государственных органов. В концепции также будут отражены вопросы совершенствования структуры, материально-технического и кадрового обеспечения безопасности информационных систем государственных органов.
      В рамках реализации Программы будут разработаны национальные и/или приняты международные стандарты в области защиты информации, в соответствии с которыми будут определены требования по обеспечению информационной безопасности при формировании и развитии информационной инфраструктуры е-правительства. По мере завершения формирования компонент инфраструктуры е-правительства для каждого из них будет разработан нормативный документ, определяющий политику безопасности.
      Будут разработаны типовые проектные решения по защите информационных ресурсов и систем, что позволит обеспечить защиту информации на этапе проектирования е-услуги.
      Планируется проведение мероприятий по реализации защищенной национальной операционной системы на базе технологии "open source" (метод разработки и лицензирования компьютерных программ, дающий право модифицировать и свободно использовать программное обеспечение).
      В целях обеспечения качественного и надежного функционирования инфраструктуры е-правительства будет создана система сертификации на соответствие нормативным актам, требованиям концепции и политик информационной безопасности. Будет определен единый порядок согласования технических заданий на обеспечение информационной безопасности государственных информационных систем.
      Государственное регулирование доменным пространством казахстанского сегмента сети Интернет будет обеспечено путем установления единого порядка распределения доменов и проведения работ по созданию центра управления доменом kz.

       5.7. Организация доступа к е-услугам и ликвидация
информационного неравенства

      Неравные возможности в использовании ИКТ различными социальными группами населения являются одним из основных препятствий в реализации инициатив е-правительства. Необходимо признать "информационное неравенство" социальной проблемой с высокой степенью приоритетности и разработать стратегию ее последовательной ликвидации.
      Инвестирование в "человеческий капитал", особенно в подрастающее поколение путем совершенствования профессионального образования в сфере ИКТ является приоритетным направлением преодоления социально-экономических проблем.
      Будет реализована единая политика повышения компьютерной грамотности, предусматривающая выполнение следующих мероприятий:
      пересмотр учебных программ на всех уровнях образования с учетом введения новых специальностей, связанных с потребностями информационного общества;
      разработка комплекса электронных учебных пособий и обучающих программ по ИКТ для общеобразовательных школ в соответствии с национальными учебными программами;
      разработка проекта нормативных правовых и методических документов информатизации сферы образования и развития системы дистанционного обучения;
      создание центра дистанционного обучения основам взаимодействия с государственными органами через портал е-правительства;
      создание общедоступных пунктов обучения компьютерной грамотности, включая консультационные центры, компьютерные курсы;
      обеспечение общеобразовательных учреждений надежным и недорогим доступом в Интернет.
      В целях научно-методического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения формирования и поддержки е-правительства, проведения семинаров и курсов повышения компьютерной квалификации государственных служащих будет создан Центр компетенции е-правительства.
      Развитие сети общественного доступа к е-услугам будет обеспечено за счет эффективного использования информационно-коммуникационной инфраструктуры общественного сектора, в частности, инфраструктуры почтовой связи. В зависимости от категории пользователей, будет создана сеть пунктов общественного доступа к е-услугам на платной, бесплатной и льготной основе, что позволит приобщить к использованию ИКТ более широкие слои населения.
      Будут выработаны предложения для обеспечения роста объемов производства и снижения стоимости компьютерной техники, а также тарифов на доступ к сети Интернет.
      В целях осуществления мониторинга выполняемых мероприятий по ликвидации "информационного неравенства", на основе разработанной системы индикаторов развития информационного общества в Республике Казахстан будет организовано проведение регулярных выборочных социологических опросов.
      Будет активизировано сотрудничество в рамках международных программ распространения опыта в сфере использования информационных технологий.

       5.8. Обеспечение общественной поддержки выполнения
мероприятий Программы

      В целях формирования общественного интереса к реализации инициатив е-правительства Программа должна получить широкую рекламно-пропагандистскую поддержку в средствах массовой информации и сети Интернет.
      К основным задачам, реализуемым в рамках данного направления, относятся:
      создание стимулов для развития и поддержки е-услуг государственных органов;
      формирование стабильного интереса граждан и организаций к пользованию е-услугами.
      Привлечение общественного внимания к Программе, осуществление поддержки ее реализации со стороны государственных органов будет обеспечено за счет широкого информационного сопровождения, включая проведение и участие в выставках по ИКТ, организацию публичных выступлений представителей государственных органов, бизнеса и науки, публикацию аналитических обзоров, а также распространение рекламных материалов.
      Планируется проведение ежегодных научно-практических конференций по вопросам реализации Программы, различных конкурсов по отраслям на соответствие реализуемых мероприятий поставленным задачам.
      Будет создан и получит постоянную поддержку сайт, освещающий ход реализации Программы.
      Анализ результатов реализации Программы, а также степени адаптации пользователей к новым е-услугам будет осуществлен посредством мониторинга выполнения мероприятий, проводимых в рамках Программы.

       5.9. Механизм реализации Программы

      Выполнение Программы будет осуществляться путем реализации Плана мероприятий и отраслевых, региональных программ информатизации.
      Координировать работы по реализации Программы будет Комиссия по координации работ по формированию и развитию национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан, созданная  постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 1998 года N 1384 с соответствующими полномочиями.
      Контроль и реализация Программы осуществляется уполномоченным органом в сфере информатизации и связи, а отраслевых и региональных программ информатизации - соответствующими государственными органами.
      В целях реализации единой технической политики при выполнении мероприятий Программы на национального оператора в сфере информатизации будут возложены функции системного интегратора инфраструктуры е-правительства, а также функции управления проектами и технического сопровождения межведомственных информационных систем, единой транспортной среды государственных органов.
      При уполномоченном органе в сфере информатизации и связи будет организован совет руководителей информационных служб государственных органов, обеспечивающий решение организационных и методических задач.
      Для обеспечения качественного планирования процессов внедрения ИКТ в государственных органах, не имеющих собственных служб информатизации, будут созданы соответствующие подразделения из представителей национального оператора в сфере информатизации. Основной задачей данных подразделений является проведение единой технической политики при информатизации государственного органа, а при необходимости администрирование действующих систем и системно-техническое обслуживание.

       6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования

      Финансирование Программы осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также внебюджетных источников.
      На основании экспертных оценок по планируемым мероприятиям и расчетам по реализуемым информационным системам в государственном секторе общий объем финансовых ресурсов составит:
      из средств республиканского бюджета - 50,8 млрд. тенге (включая затраты на создание единой транспортной среды государственных органов в объеме 31,9 млрд. тенге), в том числе на 2005 год - 3,5 млрд. тенге, на 2006 год - 25,3 млрд. тенге, на 2007 год - 22,1 млрд. тенге;
      из средств местного бюджета - 150,0 млн. тенге в год;
      а также частных инвестиций, грантов международных и отечественных финансовых организаций.
      Кроме этого, в 2005 году предполагается дополнительное финансирование на реализацию пилотного проекта по созданию единой транспортной среды на территории г. Астана в сумме 1,060 млрд. тенге.
      Объем финансирования в разрезе по мероприятиям указывается в Плане мероприятий по реализации настоящей Программы, утверждаемым постановлением Правительства Республики Казахстан.
      Внесение корректировок в Программу в части изменения объемов финансирования из соответствующего бюджета осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

       7. Ожидаемый результат от реализации и индикаторы Программы

      В рамках выполнения мероприятий Программы предполагается создание условий для обеспечения граждан и организаций быстрым и эффективным доступом к государственным услугам и повышение эффективности функционирования государственных органов путем широкого применения ИКТ.
      В результате реализации Программы:
      будут созданы условия для оптимизации административных процедур государственных органов и осуществлена интеграция информационных систем и ресурсов государственных органов;
      будет организована единая защищенная мультисервисная транспортная среда государственных органов. Возврат инвестиций за счет экономии бюджетных средств прогнозируется в течение 6 лет после реализации проекта;
      будут оптимизированы расходы на информатизацию государственных органов. В том числе, условная экономическая выгода в результате снижения расходов в последующие 5 лет после реализации единой защищенной мультисервисной транспортной среды государственных органов составит 43,9 млрд. тенге;
      в течение 2005 года 15 % предоставляемых государственными органами услуг будет реализовано в электронной форме;
      сократится время оказания государственных услуг;
      в 2006 году завершится внедрение единой системы электронного документооборота государственных органов;
      к концу 2007 года:
      в целях обеспечения более широкого доступа к электронным услугам государственных органов будет создано не менее 50 пунктов общественного доступа;
      будет предоставляться не менее 25 интерактивных и транзакционных услуг, в 2-3 раза увеличится доля граждан и организаций, пользующихся электронными услугами государственных органов;
      будет создана национальная идентификационная система, 15-18 % экономически активного населения Республики Казахстан получат удостоверения личности нового образца на основе смарт-технологий;
      будет обеспечена эффективная защита информационных систем и ресурсов государственных органов;
      планируется увеличение сбора налогов и иных обязательных платежей в бюджет за счет упрощения процедур взаимодействия налогоплательщиков и фискальных органов;
      ожидается мультипликативный эффект за счет совершенствования институциональных условий для развития предпринимательства и рынка информационно-коммуникационных технологий.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.