Об утверждении Технического регламента "Требования к безопасности питьевой воды для населения"

Утративший силу

Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2008 года N 456. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2019 года № 272 ( вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования)

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 13.05.2019 № 272 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В целях реализации Закона Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года "О техническом регулировании" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемый Технический регламент "Требования к безопасности питьевой воды для населения".

      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении шести месяцев со дня первого официального опубликования.

     
      Премьер-Министр
Республики Казахстан
К. Масимов

  Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 13 мая 2008 года N 456

Технический регламент
"Требования к безопасности питьевой воды для населения"
1. Область применения

      1. Настоящий Технический регламент "Требования к безопасности питьевой воды для населения" (далее - Технический регламент) устанавливает требования к безопасности питьевой воды, предназначенной для населения, в том числе для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов в целях обеспечения защиты жизни и здоровья населения.

      2. Настоящий Технический регламент не распространяется на питьевые воды, требования к которым предусмотрены Техническим регламентом "Требования к безопасности питьевой воды, расфасованной в емкости".

      3. Риски, связанные с микробиологическими и химическими загрязнениями питьевой воды должны основываться на методике, позволяющей оценить степень риска и обеспечивать надежные и сравнимые результаты.

      4. Водопользователи, занимающиеся питьевым водоснабжением населения и водоподготовкой, определяют каждый этап работ для обеспечения безопасности питьевой воды:

      1) осуществляют анализ потенциальных рисков, связанных с безопасностью питьевой воды на объектах по их производству, хранению и в местах подачи воды;

      2) проводят идентификацию контрольных точек, в которых могут возникнуть риски, связанные с безопасностью питьевой воды;

      3) определяют эффективность процедур проверок и регулирования в контрольных точках;

      4) периодически рассматривают результаты анализов рисков, связанных с безопасностью питьевой воды, контрольных точек и процедур проверок и регулирования, а также при изменениях процессов производства питьевой воды;

      5) принимают решения по идентификации контрольных точек.

      5. Применение водопользователями мер по обеспечению безопасности питьевой воды должно основываться на анализе риска.

      6. При оценке риска безопасности питьевой воды должны быть использованы имеющиеся научные данные, соответствующие методы обработки и производства (изготовления), методы инспектирования, выборочного контроля, лабораторных исследований, а также учтены распространенность заболеваний и наличие зон свободных от заболеваний.

      7. Оценка риска безопасности питьевой воды осуществляется водопользователями путем:

      1) выявления характеристик питьевой воды, которые могут вызвать вредное воздействие на организм человека;

      2) проведения анализа воздействия каждого из выявленных потенциальных опасностей на организм человека;

      3) определения адекватных мер ограничения выявленных рисков.

      8. Оценка риска безопасности питьевой воды осуществляется в каждом конкретном случае, как комплексная оценка рисков в ходе лабораторного исследования питьевой воды.

      9. Управление риском должно основываться на результатах оценки риска, а также на принципе предупреждения возможного вредного воздействия на здоровье населения.

      Меры по управлению риском должны быть пересмотрены в течение минимально необходимого периода времени, требуемого для получения данных, подтверждающих степень риска.

      В особых случаях, когда при анализе и оценке риска идентифицируется возможность вредного воздействия на жизнь и здоровье населения, однако имеющихся научных данных недостаточно для определения его степени, органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора принимаются необходимые временные меры по управлению риском.

2. Термины и определения

      10. В настоящем Техническом регламенте используются следующие термины и определения:

      водопользователь - юридическое или физическое лицо, которому в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, предоставлено право использования водных ресурсов для удовлетворения собственных нужд и (или) коммерческих интересов;

      водопотребитель - физическое или юридическое лицо, потребляющее воду из водных объектов или пользующееся услугами водохозяйственных организации и получающее воду из систем водоснабжения;

      водопроводная сеть - система трубопроводов и сооружений, предназначенных для подачи воды потребителю;

      водоснабжение - подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве в соответствии с требованиями по безопасности;

      источник питьевого водоснабжения - поверхностный или подземный водный объект (или его часть), воды которого отвечают установленным требованиям по безопасности и используются или могут быть использованы для забора в системы питьевого водоснабжения;

      надежность системы питьевого водоснабжения - свойство системы питьевого водоснабжения обеспечивать соответствие питьевой воды требованиям по безопасности и заданный режим ее подачи водопотребителям;

      централизованная система водоснабжения - комплекс устройств, сооружений и трубопроводов (без трубопроводов), предназначенных для забора, подготовки, хранения, подачи к местам потребления питьевой воды и открытый для общего пользования;

      нецентрализованная система питьевого водоснабжения - сооружения, предназначенные для забора питьевой воды без подачи ее к местам расходования, открытые для общего пользования или находящиеся в индивидуальном пользовании;

      питьевая вода - природная вода или вода после обработки, подаваемая через системы водоснабжения, предназначенная для удовлетворения питьевых, иных бытовых нужд человека и для производства пищевой продукции;

      питьевое водоснабжение - деятельность по обеспечению водопотребителей питьевой водой;

      подготовка питьевой воды (водоподготовка) - технологический процесс обработки воды для приведения ее в соответствие с требованиями по безопасности питьевой воды;

      система питьевого водоснабжения - комплекс сооружений и устройств, предназначенных для забора воды, а также, при необходимости ее очистки, хранения и транспортировки к местам водопотребления;

      станция подготовки питьевой воды - комплекс зданий, сооружений и устройств, предназначенных для подготовки питьевой воды;

      органолептические показатели - определение, характеризующее свойства воды, такие как цвет, вкус, запах и внешний вид;

      показатели безопасности воды - органолептические, предельно допустимое содержание химических, биологических веществ, микроорганизмов, паразитарных агентов и уровня радиационного фона, гарантирующие ее безопасность и безвредность для жизни и здоровья человека независимо от продолжительности использования.

3. Требования к безопасности источников водоснабжения и
технических устройств, влияющих на состояние вод

      11. Источники водоснабжения и водопроводные сооружения, подающие воду на хозяйственно-питьевые нужды из поверхностных и подземных источников должны иметь зону санитарной охраны в соответствии с требованиями водного законодательства Республики Казахстан.

      12. Требования к выбору площадки для станций водоподготовки, насосных станций и подкачки необработанной воды, площадки для сооружений забора подземной и поверхностной воды, сооружений хозяйственно-питьевого водопровода, резервуаров и водонапорных башен, примыкание к ограждению строений устанавливаются законодательством Республики Казахстан в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

      13. Коллекторное оборудование, трубы и резервуары должны быть изготовлены из материалов, пригодных для питьевой воды, предотвращающих загрязнение воды нежелательными примесями. Для облегчения чистки и во избежание бактериального роста внутренние их поверхности должны быть гладкими и по возможности не иметь пор.

      14. Технологическое оборудование, применяемое в системе питьевого водоснабжения, должно отвечать требованиям взрывобезопасности, пожарной безопасности независимо от того, используется ли оно автономно или в составе технологических комплексов и систем.

4. Требования к безопасности питьевой воды

      15. Питьевая вода, предназначенная для потребления человеком, подаваемая водопотребителям централизованными и нецентрализованными системами питьевого водоснабжения, домовыми распределительными системами, автономными системами питьевого водоснабжения и системами питьевого водоснабжения на транспортных средствах должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

      16. Безопасность питьевой воды обеспечивается посредством:

      1) выбора источников питьевого водоснабжения:

      2) организации и обеспечения охраны источников питьевого водоснабжения и систем питьевого водоснабжения от загрязнения;

      3) реализации мероприятий по содержанию источников питьевого водоснабжения в состоянии, пригодном для их использования в целях питьевого водоснабжения населения;

      4) применения технологий подготовки питьевой воды, обеспечивающих ее соответствие требованиям безопасности;

      5) применения в системах питьевого водоснабжения оборудования, устройств, материалов и реагентов, имеющих санитарно- эпидемиологические заключения, подтверждающие их безопасность, выданные в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

      6) осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением требований к безопасности питьевой воды, системам питьевого водоснабжения, а также к источникам питьевого водоснабжения, с использованием единых методик и средств измерений, утвержденных в установленном порядке;

      7) разработки и выполнения водопользователями программ производственного контроля.

      17. Питьевая вода должна соответствовать требованиям безопасности по химическим, бактериальным и токсикологическим показателям, устанавливаемым законодательством Республики Казахстан в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

      18. Вода для населения признается пригодной, если в ней отсутствуют любые микроорганизмы и паразиты, а также любые вещества, уровень концентрации которых не создает потенциальной угрозы здоровью человека.

      Показатели безопасности по своим значениям должны соблюдаться при подаче воды:

      1) из централизованных или нецентрализованных систем водоснабжения населения;

      2) из цистерн;

      3) на объекты пищевой промышленности, питания и торговли;

      4) организациям здравоохранения, образования;

      5) в коммунально-бытовые объекты;

      6) населению.

      Контроль за соответствием питьевой воды требованиям безопасности осуществляется производственными лабораториями водопользователей, либо другими лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) питьевой воды.

      19. Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой, которая включает в себя:

      1) сведения о пунктах производственного контроля;

      2) перечень контролируемых показателей;

      3) периодичность отбора проб;

      4) методики выполнения измерений.

      Программа производственного контроля утверждается органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в установленном порядке.

      20. Виды показателей (органолептические, химические, микробиологические, радиологические, токсикологические и другие), периодичность отбора проб воды в местах расположения водозаборных сооружений централизованных систем водоснабжения и перед поступлением питьевой воды в распределительную сеть устанавливается органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

      21. Перечень контролируемых показателей в процессе водоснабжения устанавливается применительно к конкретной системе водоснабжения.

      22. В программу производственного контроля при необходимости включаются дополнительные показатели с учетом особенностей региона.

      Выбор дополнительных показателей производится соответствующими органами государственного контроля и надзора на основании:

      1) анализа сведений за период не менее трех последних лет;

      2) государственной статистической отчетности субъектов хозяйственной деятельности, а также иных официальных данных о составе и объемах сточных вод, поступающих в источники питьевого водоснабжения;

      3) данных производственного контроля качества воды в источниках питьевого водоснабжения и системах питьевого водоснабжения;

      4) результатов исследований качества вод в местах водопользования населения и системах питьевого водоснабжения.

      23. Лаборатории, осуществляющие производственный контроль безопасности питьевой воды, немедленно информируют органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора на соответствующих территориях, транспорте о результатах лабораторного исследования проб воды, не соответствующих требованиям безопасности.

      24. Уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны водного фонда, в области защиты растений, а также водопользователи, эксплуатирующие системы питьевого водоснабжения представляют органам государственного санитарно-эпидемиологического надзора информацию, в том числе экстренную, о загрязнении или несоответствии питьевой воды установленным нормативам, об изменений установленного режима ее подачи, о прогнозируемом ухудшении качества воды в источниках питьевого водоснабжения.

      25. В случаях нарушений функционирования централизованных или нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, нарушений установленного режима подачи питьевой воды, аварийных ситуациях, ухудшении потребительских свойств и (или) несоответствии подаваемой питьевой воды требованиям безопасности, водопользователями по согласованию с органами государственного санитарно- эпидемиологического надзора принимаются меры, необходимые для обеспечения водопотребителей питьевой водой и устранения потенциальной угрозы здоровью населения, в том числе по остановке водозабора, обеспечению водопотребителей питьевой водой из резервных источников и систем питьевого водоснабжения до стабилизации эпидемиологической ситуации.

      26. Решение о запрещении или приостановлении подачи питьевой воды принимается по постановлению главного государственного санитарного врача соответствующей территории в установленном порядке на основании оценки опасности и риска для здоровья населения.

      27. В случае принятия решения о запрещении или приостановлении подачи питьевой воды, водопользователи разрабатывают план мероприятий по выявлению и устранению причин несоответствия питьевой воды требованиям безопасности, обеспечению населения альтернативной питьевой водой, отвечающей нормативным требованиям, со сроками их выполнения и согласовывают план с территориальным органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

5. Требования к безопасности систем питьевого
водоснабжения на транспортных средствах

      28. Питьевое водоснабжение на транспортных средствах (железнодорожных поездах, на морских, речных и воздушных судах и на иных транспортных средствах), находящихся в пути следования более трех часов, осуществляется посредством организации систем питьевого водоснабжения, являющихся неотъемлемой частью транспортных средств.

      29. Питьевая вода, подаваемая через системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах должна соответствовать требованиям безопасности питьевой воды.

      30. Хранение питьевой воды на транспортных средствах должно производиться в емкостях, изготовленных из материалов, разрешенных к применению органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

      31. Лица, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обеспечивают надлежащую эксплуатацию систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах и производственный контроль соответствия питьевой поды требованиям безопасности с частотой отбора проб в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

6. Требования к безопасности питьевой воды при чрезвычайных ситуациях

      32. Чрезвычайной ситуацией в питьевом водоснабжении признается прекращение на период более суток подачи питьевой воды водопотребителям вследствие аварии, катастрофы, стихийного или иной ситуации природного или техногенного характера, повлекшей за собой загрязнение, истощение источников питьевого водоснабжения и (или) повреждение систем питьевого водоснабжения.

      33. Решение о функционировании систем водоснабжения при чрезвычайных ситуациях принимается местным исполнительным органом по постановлению главного государственного санитарного врача соответствующей территории.

      34. Обеспечение водопотребителей питьевой водой при чрезвычайных ситуациях организуется под руководством местных исполнительных органов с использованием всех доступных сил и средств.

      При возникновении чрезвычайных ситуации проводятся мероприятия в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций.

      35. Лица, чья хозяйственная и иная деятельность привела к аварийному загрязнению источников питьевого водоснабжения и (или) повреждению систем питьевого водоснабжения немедленно оповещают местный исполнительный орган, территориальные органы уполномоченного органа в области использования и охраны водного фонда, государственного санитарно-эпидемиологического надзора и по чрезвычайным ситуациям (далее - государственные органы) и принимают меры по ликвидации аварии.

      36. Государственные органы проводят работу по оценке масштабов чрезвычайной ситуации и прогнозу ее развития с привлечением всех заинтересованных лиц с целью принятия последующих решений по работе систем централизованного водоснабжения в условиях чрезвычайной ситуации.

      37. В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, влияющих на состояние водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения или используемых в рекреационных целях, местным исполнительным органом:

      1) незамедлительно принимаются меры по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, предусмотренные законодательством Республики Казахстан;

      2) информируется население о принятых мерах, даются соответствующие рекомендации в целях предотвращения причинения вреда здоровью населения в результате потребления питьевой воды, не отвечающей установленным нормативам.

      38. Временные отклонения от установленных требований к безопасности питьевой воды, подаваемой через системы водоснабжения, допускаются только в случаях:

      1) возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, при которых не может быть обеспечено соответствие питьевой воды требованиям безопасности;

      2) срока действия временных допустимых отклонений от установленных требований по безопасности питьевой воды.

7. Подтверждение соответствия

      39. Питьевая вода не подлежит обязательному подтверждению соответствия. Подтверждением безопасности питьевой воды является наличие санитарно-эпидемиологического заключения, выдаваемого органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в порядке, утвержденном уполномоченным органом в области здравоохранения.

      40. Питьевая вода по желанию водопользователя может быть направлена на добровольную сертификацию в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования.

8. Перечень гармонизированных стандартов

      Сноска. Раздел 8 исключен постановлением Правительства РК от 21.01.2011 № 25 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

9. Срок и условия введения в действие Технического регламента

      43. Настоящий Технический регламент вводится в действие по истечении шести месяцев со дня первого официального опубликования.

      44. Документы в сфере подтверждения соответствия, выданные до введения в действие настоящего Технического регламента, считаются действительными до окончания срока их действия.

  Приложение
к Техническому регламенту
"Требования к безопасности
питьевой воды для населения"

Перечень гармонизированных стандартов (доказательная база),
обеспечивающих выполнение требований

      Сноска. Приложение исключено постановлением Правительства РК от 21.01.2011 № 25 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.