О проекте Закона Республики Казахстан "О науке"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 февраля 2010 года № 142

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О науке".

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Проект

Закон Республики Казахстан

О науке

      Настоящим Законом регулируются общественные отношения в области науки и научно-технической деятельности, определяются основные принципы и механизмы функционирования и развития национальной научной системы Республики Казахстан.

Глава 1. Общие положения

      Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
      1) аккредитация - процедура, в результате которой субъектами научной, научно-технической деятельности приобретается официальное признание соответствия их деятельности требованиям и стандартам, установленным законодательством Республики Казахстан;
      2) наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является изучение законов природы, общества и мышления, выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности в целях рационального использования природных богатств и эффективного управления обществом;
      3) национальный доклад по науке - ежегодный отчет, содержащий анализ состояния и тенденций развития мировой и национальной науки, предложения по совершенствованию научно-технического потенциала республики, обоснование приоритетных направлений развития науки, представляемый Президенту Республики Казахстан;
      4) научно-образовательный консорциум - добровольное равноправное объединение на основе договора о совместной деятельности, в котором научные организации, высшие учебные заведения и другие юридические лица, в том числе занятые в сфере производства, объединяют интеллектуальные, финансовые и иные ресурсы для проведения фундаментальных, прикладных научных исследований, разработки технологических инноваций и подготовки высококвалифицированных специалистов;
      5) научный грант - денежные или иные средства, предоставляемые безвозмездно и безвозвратно физическими и юридическими лицами, в том числе иностранными лицами, имеющими право на предоставление грантов на территории страны на проведение научных исследований.
      Государственный научный грант - денежные средства, предоставляемые безвозмездно и безвозвратно физическим и юридическим лицам на конкурсной основе из средств государственного бюджета для реализации стратегических, фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских и внедренческих работ;
      6) головная организация по научной, научно-технической программе - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, определяемое уполномоченным государственным органом по итогам конкурса на реализацию целевой научной, научно-технической программы и осуществляющее сопровождение реализации научной, научно-технической программы фундаментальных и прикладных исследований и координацию деятельности организаций-исполнителей в рамках выполняемой программы;
      7) научный, научно-технический проект и программа (отчет) - документ, включающий в себя содержание предполагаемой научно-технической работы, представляющий научные, научно-технические, научно-образовательные, опытно-конструкторские, маркетинговые исследования с обоснованием цели и задач, актуальности, новизны, научно-практической значимости и целесообразности проведения планируемых работ;
      8) результат научной и (или) научно-технической деятельности - новые знания или решения, полученные в ходе выполнения научной и (или) научно-технической деятельности и зафиксированный на любом информационном носителе, а также модели, макеты, образцы новых изделий, материалов и веществ;
      9) научно-исследовательская работа - работа, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей развития природы и общества, научного обобщения, научного обоснования проектов;
      10) научная инфраструктура - научное лабораторное и инженерное оборудование, опытно-промышленное производство, уникальные объекты, а также иное движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансе научной организации;
      11) научные исследования - прикладные, фундаментальные, стратегические научные исследования, осуществляемые субъектами научной, научно-технической деятельности в рамках научно-исследовательских, опытно-конструкторских (технологических) и внедренческих работ, надлежащими научными методами и средствами в целях достижения результатов научной и (или) научно-технической деятельности;
      12) государственное задание на проведение научных исследований - финансируемый государством объем услуг по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских (технологических) работ;
      13) кандидат наук, доктор наук - ученые степени, присужденные на основании защиты диссертаций соискателями;
      14) научная деятельность - деятельность, направленная на изучение окружающей действительности с целью выявления свойств, особенностей и закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям (процессам), и использование полученных знаний на практике;
      15) уполномоченный орган в области науки - государственный орган, осуществляющий реализацию государственной политики в области научной и научно-технической деятельности;
      16) научно-техническая информация - информация, получаемая в ходе научной, научно-технической, инновационной и производственной деятельности, содержащая сведения о национальных и зарубежных достижениях науки, техники, технологий;
      17) научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний во всех областях науки, техники и производства для решения технологических, конструкторских, экономических и социально-политических и иных проблем, обеспечение функционирования науки, технологии и производства как единой системы, включая разработку нормативно-технической документации, необходимой для проведения этих исследований;
      18) интеллектуальная собственность - исключительное право физического или юридического лица на результаты интеллектуальной творческой деятельности или приравненные к ним средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг, полученные в результате опытно-конструкторских, научно-исследовательских, проектных и изыскательских работ;
      19) инженерно-технический работник - физическое лицо, работающее в научной организации или в высшем учебном заведении, имеющее среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, содействующее получению результата научной и (или) научно-технической деятельности и его реализации;
      20) прикладное исследование - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;
      21) государственная политика в области науки и научно-технической деятельности - составная часть социально- экономической политики, выражающая отношение государства к научной, научно-технической деятельности, определяющая основные приоритеты, цели, направления, принципы, формы и методы деятельности различных организаций в области науки и техники, реализации научно-технических достижений, создания новых технологий, в том числе в целях обеспечения национальной безопасности;
      22) отраслевой уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий реализацию государственной политики и координацию работ по проведению научных исследований в соответствующей отрасли;
      23) стратегические исследования - исследования, которые имеют как фундаментальный, так и прикладной характер, направленные на решение приоритетных научных и научно-технических задач;
      24) опытно-конструкторские работы - комплекс работ, выполняемых при создании или модернизации продукции, разработка конструкторской и технологической документации на опытные образцы, изготовление и испытание опытных образцов;
      25) опытное производство - структурное подразделение научных организаций или юридическое лицо, основной деятельностью которого является изготовление и апробация опытных образцов новых продуктов и технологических процессов;
      26) доктор философии (PhD), доктор по профилю - ученая степень, присуждаемая лицам, освоившим профессиональные учебные программы докторантуры по соответствующим специальностям, и защитившим диссертацию;
      27) фундаментальное исследование - теоретическое и (или) экспериментальное исследование, направленное на получение новых научных знаний об основных закономерностях развития природы, общества, человека и их взаимосвязи;
      28) доцент, профессор - ученые звания, присваиваемые уполномоченным органом в области науки по ходатайству научной организации или высшего учебного заведения.

      Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о науке
      1. Законодательство Республики Казахстан о науке основывается на Конституции, состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      2. На правоотношения, урегулированные настоящим Законом, в части проведения научных исследований, осуществляемых из средств грантового, программно-целевого финансирования, не распространяется действие законодательства Республики Казахстан, устанавливающее требования к порядку осуществления закупок, в том числе государственных.
      3. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Глава 2. Компетенция государственных органов в области научной
и научно-технической деятельности

      Статья 3. Компетенция Правительства Республики Казахстан
                в области научной и научно-технической
                деятельности
      Правительство Республики Казахстан:
      1) разрабатывает основные направления государственной политики в области науки и научно-технической деятельности и меры по ее реализации;
      2) определяет приоритетные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности в соответствии с приоритетами развития национальной экономики, а также приоритетные направления стратегических, фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Казахстан;
      3) рассматривает и вносит на утверждение Президенту Республики Казахстан государственные программы научно-технического развития;
      4) вносит Президенту Республики Казахстан ежегодный Национальный доклад по науке;
      5) утверждает отраслевые научные, научно-технические проекты и программы;
      6) утверждает порядок аккредитации субъектов научной, научно-технической деятельности;
      7) создает Высшую научно-техническую комиссию при Правительстве Республики Казахстан и утверждает положение о ней;
      8) образовывает Национальные научные советы по приоритетным направлениям науки, утверждает положение и состав Национальных научных советов;
      9) создает Национальный центр государственной научно-технической экспертизы;
      10) присваивает статус исследовательского университета и утверждает положение о нем;
      11) утверждает порядок организации и проведения государственной научно-технической экспертизы;
      12) утверждает порядок базового, грантового, программно-целевого финансирования научной, научно-технической деятельности;
      13) утверждает порядок размещения государственного задания на проведение научных исследований;
      14) утверждает перечень организаций, являющихся субъектами базового финансирования;
      15) выносит решение о программно-целевом финансировании научной, научно-технической деятельности;
      16) учреждает премии в области науки, государственные научные стипендии и утверждает порядок их присуждения;
      17) утверждает Типовой договор на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых в рамках финансирования из средств государственного бюджета;
      18) учреждает фонды, финансирующие научную, научно-техническую деятельность и утверждает положения о них;
      19) утверждает нормы базового финансирования научной, научно-технической деятельности;
      20) осуществляет иные функции в области научной и научно-технической деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 4. Компетенция уполномоченного органа в области
                науки
      В компетенцию уполномоченного органа в области науки входит:
      1) выработка предложений и реализация государственной политики в области научной и научно-технической деятельности с учетом целей и приоритетов социально-экономического, общественно-политического развития страны;
      2) координация программ фундаментальных и прикладных научных исследований, реализуемых за счет средств государственного бюджета;
      3) разработка приоритетных направлений стратегических, фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Казахстан;
      4) обеспечение деятельности Высшей научно-технической комиссии;
      5) разработка порядка размещения государственного задания на проведение научных исследований;
      6) разработка программ фундаментальных и прикладных научных исследований и контроль за их реализацией на стадиях формирования, исполнения и завершения;
      7) разработка порядка организации и проведения государственной научно-технической экспертизы;
      8) разработка порядка аккредитации субъектов научной, научно-технической деятельности, а также проведение их аккредитации;
      9) внесение предложений по формированию состава Национальных научных советов;
      10) координация деятельности Национальных научных советов;
      11) координация деятельности отраслевых уполномоченных органов, участвующих в реализации научных исследований;
      12) утверждение Типового положения о консультативно-совещательном органе научной организации, включая порядок избрания его членов;
      13) утверждение Типового положения о национальных научных лабораториях коллективного пользования и инженерных лабораториях;
      14) утверждение Типового положения о диссертационном совете;
      15) утверждение порядка присуждения ученых степеней;
      16) утверждение порядка присвоения ученых званий;
      17) утверждение порядка государственной регистрации диссертаций, защищенных на соискание ученой степени доктора философии (PhD), доктора по профилю;
      18) разработка государственных и отраслевых научных, научно-технических проектов и программ;
      19) разработка Положения о Национальных научных советах;
      20) разработка порядка базового, грантового и программно-целевого финансирования научной, научно-технической деятельности;
      21) организация подготовки ежегодного Национального доклада по науке;
      22) формирование перечня организаций, являющихся субъектами базового финансирования;
      23) формирование перечня государственных научных организаций и научных организаций, приравненных к ним;
      24) внесение предложения о создании, реорганизации и ликвидации государственных научных организаций и научных организаций, приравненных к ним;
      25) назначение на должность и освобождение от должности руководителей государственных научных организаций, в пределах своих компетенций;
      26) осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

      Статья 5. Компетенция отраслевого уполномоченного органа
      В компетенцию отраслевого уполномоченного органа входит:
      1) выработка предложений и реализация государственной политики в области научной и научно-технической деятельности, координация работы по проведению научных исследований в соответствующей отрасли;
      2) участие в формировании приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Казахстан в соответствующей отрасли;
      3) разработка научных, научно-технических проектов и программ в соответствующей отрасли;
      4) утверждение результатов выполненных научных, научно-технических проектов и программ (отчетов) в соответствующей отрасли;
      5) внесение предложений по формированию состава Национальных научных советов;
      6) внесение предложений по формированию перечня субъектов базового финансирования;
      7) внесение предложений по формированию перечня государственных научных организаций и научных организаций, приравненных к ним;
      8) внесение предложений о создании, реорганизации и ликвидации государственных научных организаций и научных организаций, приравненных к ним, в соответствующей отрасли;
      9) осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Глава 3. Субъекты научной, научно-технической деятельности

      Статья 6. Субъекты научной, научно-технической
                деятельности
      1. Субъектами научной, научно-технической деятельности являются физические лица, юридические лица независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, осуществляющие научную, научно-техническую деятельность.
      2. Субъектам научной, научно-технической деятельности гарантируется и обеспечивается свобода творчества, защита от недобросовестной конкуренции, равное право на участие в научной, научно-технической деятельности, в том числе участие в конкурсах научных, научно-технических проектов и программ, финансируемых из средств государственного бюджета, и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
      3. Субъекты научной, научно-технической деятельности имеют право использовать объекты интеллектуальной собственности, включая право продавать или предлагать к продаже, в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан.
      4. Субъекты научной, научно-технической деятельности обязаны обеспечивать контроль за реализацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, исключающий угрозу экологической и национальной безопасности, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 7. Физические лица, осуществляющие научную,
                научно-техническую деятельность
      1. Физическими лицами, осуществляющими научную, научно-техническую деятельность, являются научные, инженерно-технические и иные работники, состоящие в трудовых отношениях с научными организациями, высшими учебными заведениями и исследовательскими университетами, осуществляющими научную, научно-техническую деятельность, а также ученые, самостоятельно осуществляющие научную, научно-техническую деятельность.
      2. Требования к физическим лицам, претендующим к участию в конкурсах научных, научно-технических проектов и программ, финансируемых из средств государственного бюджета, определяются условиями конкурса.

      Статья 8. Научные организации
      1. Научной организацией является юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основным предметом деятельности которого является осуществление научной, научно-исследовательской, научно-технической, опытно-конструкторской деятельности, в том числе реализация права на объекты интеллектуальной собственности.
      2. Государственными научными организациями являются организации, основанные на государственной собственности.
      Приравненными к государственным научным организациям являются организации, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей) которых принадлежат государству, а также организации, в которых пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей) прямо либо косвенно принадлежат юридическим лицам, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей) которых принадлежат государству. Косвенная принадлежность означает принадлежность каждому последующему лицу пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей) иного юридического лица.
      3. Национальная академия наук Республики Казахстан - республиканское общественное объединение, принимающее участие в формировании и реализации государственной научно-технической и инновационной политики, в разработке приоритетных направлений развития науки, научно-технической экспертизе фундаментальных и прикладных научных исследований, работ, выдвинутых на соискание научных премий, и осуществляющее подготовку и издание ежегодного Национального доклада по науке.

      Статья 9. Научная деятельность высших учебных заведений
      1. Основным видом деятельности, осуществляемой высшим учебным заведением, наряду с образовательной, является: научная, научно-техническая, опытно-конструкторская деятельность, в том числе реализация права на объекты интеллектуальной собственности.
      2. Высшие учебные заведения, а также их сотрудники, осуществляющие научную и научно-техническую деятельность, имеют равное право на участие в конкурсах научных, научно-технических проектов и программ, финансируемых из средств государственного бюджета, и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
      3. Высшие учебные заведения наряду с внедрением в учебный образовательный процесс передовых достижений науки вправе привлекать к процессу обучения ученых научных, научно-исследовательских организаций, в том числе зарубежных.
      4. Государственные высшие учебные заведения вправе создавать научные лаборатории, научно-исследовательские институты, технопарки, проектно-конструкторские организации и инновационные предприятия, а также научно-образовательные консорциумы, в порядке, установленном законодательством.
      5. Государственным высшим учебным заведениям, осуществляющим деятельность в соответствии с настоящим законом, может быть присвоен на конкурсной основе статус исследовательских университетов, на основании решения Правительства Республики Казахстан.

      Статья 10. Исследовательский университет
      1. Исследовательский университет является высшим учебным заведением, участвующим в организации и проведении фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ.
      2. Основной задачей исследовательского университета является интеграция научной деятельности и образовательного процесса на всех уровнях высшего и послевузовского профессионального образования.
      3. Исследовательский университет вправе разрабатывать и реализовывать образовательные программы высшего и послевузовского образования, а также устанавливать дополнительные требования профильной направленности при приеме на обучение.

      Статья 11. Иные организации в области науки
      Юридические лица, для которых научная и научно-техническая деятельность не является основным предметом деятельности, в целях решения задач, закрепленных в их учредительных документах, вправе создавать в своей структуре научные подразделения.

Глава 4. Социальное обеспечение работников научных организаций

      Статья 12. Оплата труда работников научных организаций
      1. Оплата труда научных работников государственных научных организаций и научных организаций, приравненных к государственным, государственных высших учебных заведений, высших учебных заведений, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей) которых принадлежат государству, а также высших учебных заведений, в которых пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей) прямо либо косвенно принадлежат юридическим лицам, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей) которых принадлежат государству, выполняющих государственное задание на проведение научных исследований из средств государственного бюджета, производится в порядке и на основаниях, установленных Правительством Республики Казахстан.
      2. Научным работникам, выполняющим государственное задание на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, из средств государственного бюджета устанавливается ежемесячная доплата за ученые степени в размере одной месячной минимальной заработной платы для кандидата наук, доктора философии (PhD), доктора по профилю и двух месячных минимальных заработных плат для доктора наук.
      3. Зарубежным ученым, осуществляющим научную, научно-техническую деятельность совместно с аккредитованными научными организациями или высшими учебными заведениями на территории Республики Казахстан оплата труда осуществляется на основании договора (контракта) с учетом их квалификации.

      Статья 13. Отпуска работников научных организаций
      1. Работникам государственных научных организаций и научных организаций, приравненных к государственным, в пределах имеющихся у них средств на оплату труда, предоставляется оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск продолжительностью 56 календарных дней для докторов наук, 42 календарных дня для кандидатов наук, докторов философии (PhD), докторов по профилю, 35 календарных дней иным научным работникам, с выплатой пособия для оздоровления в размере одного должностного оклада.
      В случаях, установленных коллективным договором (контрактом), работникам научных организаций, приравненных к государственным, в пределах имеющихся у них средств на оплату труда, может быть предоставлен оплачиваемый ежегодный отпуск продолжительностью тридцать календарных дней с выплатой пособия для оздоровления в размере двух должностных окладов.
      2. Работникам государственных научных организаций, в целях повышения квалификации, прохождения стажировки в ведущих высших учебных заведениях, научных центрах и лабораториях, в том числе и за рубежом, предоставляются отпуска сроком до одного года. При этом за данным лицом на время отпуска сохраняется место работы и должность без сохранения заработной платы.
      Порядок и условия предоставления отпуска определяются внутренними документами государственных научных организаций.

      Статья 14. Меры социальной защиты работников научных
                 организаций
      1. Работники государственных научных организаций, научных организаций, приравненных к государственным, государственных высших учебных заведений, высших учебных заведений, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей) которых принадлежат государству, а также высших учебных заведений, в которых пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей) прямо либо косвенно принадлежат юридическим лицам, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей) которых принадлежат государству, имеют право на обеспечение жильем в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан.
      2. Для индивидуального жилищного строительства работникам государственных научных организаций, научных организаций, приравненных к государственным, государственных высших учебных заведений, высших учебных заведений, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей) которых принадлежат государству, а также высших учебных заведений, в которых пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей) прямо либо косвенно принадлежат юридическим лицам, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей) которых принадлежат государству, нуждающимся в улучшении жилищных условий, земельные участки предоставляются бесплатно.
      3. Работники государственных научных организаций, и члены их семей, проживающие совместно с ними, пользуются в установленном порядке медицинским обслуживанием в соответствующих организациях здравоохранения.
      4. Пенсионное и социальное обеспечение научных работников осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 15. Меры поощрения работников научных организаций
      1. В целях поощрения и поддержки работники научных организаций, ученые, внесшие вклад в развитие науки и техники могут быть:
      1) выдвинуты на соискание Государственной премии Республики Казахстан в области науки и техники, учреждаемой Президентом Республики Казахстан, за достижения в научной, научно-технической и инновационной деятельности;
      2) представлены к государственным наградам Республики Казахстан за особые заслуги в области научной и научно-технической деятельности, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных наградах;
      3) выдвинуты на соискание ежегодных премий за лучшие научные исследования и работы, выдающиеся достижения в области науки;
      4) выдвинуты на соискание государственных научных стипендий, которые присуждаются:
      ученым и специалистам, внесшим выдающийся вклад в развитие науки и техники, активно участвующим в проведении фундаментальных или прикладных исследований в приоритетных для государства направлениях, в подготовке научных кадров;
      талантливым молодым ученым в возрасте до 35 лет включительно, активно участвующим в проведении исследований по решению научных проблем и получившим признание научной общественности.
      2. Присуждение премий и государственных научных стипендий осуществляется уполномоченным органом в области науки и отраслевыми уполномоченными органами, в пределах их компетенции, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 16. Подготовка научных, научно-технических кадров
      1. Научные организации, высшие учебные заведения, располагающие высококвалифицированными кадрами и материально-технической базой, вправе осуществлять подготовку, переподготовку и стажировку научных, научно-технических кадров по приоритетным для них направлениям.
      2. Подготовка, переподготовка и стажировка научных, научно-технических кадров может осуществляться из средств государственного бюджета, как в национальных, так и в зарубежных научных организациях и высших учебных заведениях, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Глава 5. Управление научной, научно-технической деятельностью

      Статья 17. Управление и основные принципы научной,
                 научно-технической деятельности
      1. В целях развития и функционирования национальной инновационной системы в Республике Казахстан, с соблюдением распределения стратегических, экспертных и административных функций, управление научной, научно-технической деятельностью осуществляется:
      Правительством Республики Казахстан;
      Высшей научно-технической комиссией Республики Казахстан;
      Национальными научными советами;
      Национальным центром государственной научно-технической экспертизы;
      уполномоченным органом в области науки;
      отраслевыми уполномоченными органами.
      2. Управление научной, научно-технической деятельностью основывается на следующих принципах:
      1) приоритетность научной, научно-технической деятельности в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики;
      2) прозрачность, объективность и равенство субъектов научной, научно-технической деятельности при получении государственной поддержки и размещении государственного задания;
      3) экономическая эффективность и результативность государственной поддержки субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности;
      4) развитие приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований взаимными усилиями научных, научно-исследовательских организаций и высших учебных заведений;
      5) рационального использования университетских инновационных структур для коммерциализации результатов научных, научно-технических и инновационных исследований;
      6) объективности и независимости экспертизы научных проектов и программ;
      7) интеграции науки, научно-технических разработок, производства и образования;
      8) подготовки высококвалифицированных кадров по наиболее приоритетным направлениям науки и научно-технической деятельности;
      9) развития международного научного и научно-технического сотрудничества;
      10) предоставление преференций для стимулирования коммерциализации технологий в приоритетных секторах экономики;
      11) поощрение и создание условий для участия частного сектора в развитии научной, научно-технической и инновационной деятельности;
      12) стимулирование получения, трансформации знаний в технологии и их трансферт в реальный сектор экономики.

      Статья 18. Высшая научно-техническая комиссия Республики
                 Казахстан
      1. Высшая научно-техническая комиссия Республики Казахстан (далее - Высшая научно-техническая комиссия) - коллегиальный орган при Правительстве Республики Казахстан, возглавляемый Премьер-Министром Республики Казахстан.
      2. Состав Высшей научно-технической комиссии формируется из числа членов Правительства, руководителей государственных органов, ведущих ученых, экспертов различных отраслей знаний, представителей национальных компаний, крупного бизнеса и научных общественных объединений и утверждается постановлением Правительства Республики Казахстан.
      3. Основной задачей Высшей научно-технической комиссии является определение стратегических задач и приоритетов, направленных на развитие науки и инновационной деятельности, определение видов и объемов приоритетных фундаментальных и прикладных исследований по направлениям, рассмотрение и утверждение предложений Национальных научных советов, выработка предложений по финансированию из государственного бюджета научной, научно-технической деятельности.

      Статья 19. Национальные научные советы
      1. Национальные научные советы являются консультативно- совещательными органами по приоритетным направлениям развития науки.
      2. Основными задачами Национальных научных советов являются: определение специализированных научных направлений в соответствии с приоритетами, определенными Высшей научно-технической комиссией;
      определение форм и объемов финансирования, выделяемых для проведения научных исследований;
      оценка научной новизны, научно-технического уровня, перспективности, степени разработанности предлагаемых программ и проектов, экономической обоснованности запрашиваемого объема финансирования;
      оценка потребностей республики в новых научных направлениях;
      осуществление конкурсного отбора научных, научно-технических программ и проектов по фундаментальным и прикладным исследованиям, предлагаемых на финансирование из средств государственного бюджета;
      осуществление мониторинга результативности проводимых научных исследований, в том числе с выездом на место.
      3. Национальные научные советы создаются по направлениям науки в соответствии с государственными приоритетами социально- экономического развития республики.
      4. Перечень национальных научных советов с указанием отраслевых уполномоченных органов, ответственных за их формирование, утверждается Правительством Республики Казахстан.
      5. Составы Национальных научных советов формируются из числа компетентных казахстанских и зарубежных ученых, представителей государственных органов, национальных компаний, бизнеса по предложениям уполномоченного государственного органа в области науки, отраслевых уполномоченных органов, Национальной академии наук, бизнес-структур и утверждаются Правительством Республики Казахстан.
      6. Национальные научные советы принимают решения о грантовом и программно-целевом финансировании (прекращении финансирования) засчет средств республиканского бюджета:
      программ и проектов научно-исследовательских, опытно- конструкторских и технологических работ;
      других программ в части научно-исследовательских, опытно- конструкторских и внедренческих работ;
      проектов межгосударственных научно-технических программ, реализуемых с участием научных учреждений, организаций и предприятий Республики Казахстан;
      инновационных проектов.
      7. Решения Национальных научных советов подлежат обязательному исполнению уполномоченными органами.
      8. Члены Национальных научных советов обязаны ставить в известность совет об известном им конфликте интересов при рассмотрении конкретных вопросов, и несут ответственность за объективность и обоснованность принимаемых советом решений.
      9. Национальные научные советы принимают промежуточные и итоговые отчеты по выполняемым научным исследованиям по соответствующим направлениям научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также осуществляют мониторинг исполнения принятых ими решений.
      10. Финансирование деятельности Национальных научных советов, включая вознаграждение за проведение экспертизы конкретного проекта, программы (отчета по ним), мониторинга выполнения научных работ, а также командировочные расходы казахстанских и зарубежных ученых, производится Национальным центром государственной научно-технической экспертизы из средств государственного бюджета.

      Статья 20. Национальный центр государственной
                 научно-технической экспертизы
      1. В целях обеспечения единства администрирования, независимости, прозрачности и публичности экспертизы научных, научно-технических и инновационных проектов и программ Правительством Республики Казахстан создается Национальный центр государственной научно-технической экспертизы.
      2. В компетенцию Национального центра государственной научно- технической экспертизы входит:
      1) организация работ по проведению государственной научно-технической экспертизы научных, научно-технических и инновационных проектов и программ, предлагаемых к финансированию из средств государственного бюджета;
      2) обеспечивает деятельность Национальных научных советов;
      3) направление результатов государственной научно-технической экспертизы в Национальные научные советы;
      4) оценка результатов выполненных научных, научно-технических и инновационных проектов и программ (отчетов);
      5) осуществление мониторинга результативности проводимых, научных исследований, научно-технических и инновационных проектов (программ);
      6) обеспечение качественного подбора состава казахстанских и зарубежных экспертов;
      7) методическое и организационно-техническое обеспечение государственной научно-технической экспертизы;
      8) формирование научных, научно-технических банков данных;
      9) проведение научно-исследовательских работ по совершенствованию своей деятельности;
      10) аттестация (сертификация, аккредитация) экспертов научной и научно-технической сферы;
      11) осуществление иной деятельности, незапрещенной законодательством Республики Казахстан.
      3. Национальный центр государственной научно-технической экспертизы имеет право:
      1) запрашивать и получать от государственных органов, физических и иных юридических лиц информацию, необходимую для осуществления функций и выполнения возложенных на него задач;
      2) давать разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
      3) проводить экспертизу, а также мониторинг научных исследований на стадиях их выполнения и завершения;
      4) привлекать в установленном порядке для проведения экспертизы и осуществления мониторинга научных исследований сторонние организации, казахстанских и зарубежных ученых и специалистов;
      5) взаимодействовать в установленном порядке с органами государственной власти, в том числе иностранных государств, а также международными организациями;
      6) создавать консультативно-совещательные и экспертные органы в сфере научно-технической деятельности;
      7) проводить мероприятия по вопросам научного и научно-технического развития;
      8) осуществлять издательскую деятельность.
      4. Финансирование деятельности Национального центра государственной научно-технической экспертизы, включая обеспечение деятельности Национальных научных советов, производится из средств государственного бюджета.

      Статья 21. Государственная научно-техническая экспертиза
      1. Государственная научно-техническая экспертиза - деятельность, осуществляемая в целях подготовки аналитической оценки научных, научно-технических и инновационных проектов и программ, на принципах:
      независимости, объективности, компетентности и комплексности;
      достоверности, полноты и обоснованности экспертных заключений.
      2. Государственная научно-техническая экспертиза научных, научно-технических и инновационных проектов и программ, подлежащих финансированию из средств государственного бюджета, проводится компетентными зарубежными экспертами, дополнительно могут привлекаться казахстанские эксперты.
      Государственная научно-техническая экспертиза научных проектов и программ по гуманитарным наукам может проводиться казахстанскими экспертами.
      3. Для привлечения экспертов к проведению научно-технической экспертизы создается база данных зарубежных экспертов, кандидатуры которых представляются ведущими зарубежными вузами, научно-исследовательскими учреждениями, национальными академиями наук и научными сообществами.
      Отбор экспертов производится в соответствии с их специализацией и особенностями проекта.
      К экспертизе могут привлекаться члены Национальной академии наук по представлению ее руководства.
      4. Ученые, эксперты, в том числе зарубежные, привлеченные к оценке научных, научно-технических и инновационных проектов и программ, обязаны соблюдать конфиденциальность и обеспечивать сохранение коммерческой тайны представленных на экспертизу материалов.
      5. Порядок организации и проведения государственной научно-технической экспертизы утверждается Правительством Республики Казахстан

      Статья 22. Государственный учет научных,
                 научно-технических проектов и программ
                 (отчетов) и результатов научной,
                 научно-технической деятельности
      1. Государственный учет научных, научно-технических проектов и программ (отчетов) и результатов научной, научно-технической деятельности - деятельность, осуществляемая в целях формирования национального ресурса научно-технической информации и мониторинга динамики научно-технического потенциала Республики Казахстан.
      2. Субъекты научной, научно-технической деятельности обязаны представить на государственный учет научные, научно-технические проекты и программы (отчеты) и результаты научной, научно-технической деятельности, финансируемые из государственного бюджета.
      3. Государственный учет научных, научно-технических проектов и программ (отчетов) и результатов научной, научно-технической деятельности осуществляется уполномоченным органом в области науки.
      4. Отчет о результатах научных, научно-технических проектов и программ, финансируемых из государственного бюджета, подлежит размещению на веб-сайте уполномоченного органа в области науки.
      5. Порядок организации и проведения государственного учета научных, научно-технических проектов и программ (отчетов) и результатов научной, научно-технической деятельности утверждается Правительством Республики Казахстан.

      Статья 23. Аккредитация субъектов научной,
                 научно-технической деятельности
      1. Аккредитация субъектов научной, научно-технической деятельности осуществляется уполномоченным органом в области науки, в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
      2. Аккредитация физических лиц, осуществляющих научную, научно-техническую деятельность, носит уведомительный характер, с установлением минимальных необходимых требований к ним.
      3. Аккредитованные субъекты научной, научно-технической деятельности, имеют право на участие в финансировании их деятельности из средств государственного бюджета.

      Глава 6. Финансирование научной, научно-технической
               деятельности

      Статья 24. Финансирование научной, научно-технической
                 деятельности
      1. Финансирование научной, научно-технической деятельности осуществляется из средств республиканского и местных бюджетов, а также из иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
      2. Финансирование научной, научно-технической деятельности из средств государственного бюджета осуществляется в следующих формах:
      1) базовое финансирование;
      2) грантовое финансирование;
      3) программно-целевое финансирование.
      3. Финансирование субъектов научной, научно-технической деятельности может осуществляться одновременно по различным формам финансирования, в порядке и на условиях, установленных Правилами базового, грантового, программно-целевого финансирования, утвержденных Правительством Республики Казахстан.
      4. Договор (контракт) на реализацию научных, научно-технических проектов или программ заключается субъектом научной, научно-технической деятельности с соответствующим уполномоченным органом, на весь срок их реализации, но не более чем на три года.

      Статья 25. Базовое финансирование научной,
                 научно-технической деятельности
      1. Базовое финансирование выделяется государственным научным организациям и научным организациям, приравненным к государственным, государственным высшим учебным заведениям, высшим учебным заведениям, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей) которых принадлежат государству, а также высшим учебным заведениям, в которых пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей) прямо либо косвенно принадлежат юридическим лицам, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей) которых принадлежат государству, аккредитованным в уполномоченном органе в области науки, и выполняющим государственное задание на проведение научных исследований по приоритетным для них направлениям, определенным отраслевым уполномоченным органом.
      2. Базовое финансирование включает расходы по нормам базового финансирования на текущее обеспечение научной инфраструктуры и имущества, в том числе зданий, оборудования и материалов, оплату труда научных работников, специалистов и административного персонала, включая выплату пособия для оздоровления и доплату за ученую степень, а также информационное сопровождение научно-технической деятельности государственных научных организаций, научных организаций, приравненных к государственным, государственных высших учебных заведений, высших учебных заведений, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей) которых принадлежат государству, а также высших учебных заведений, в которых пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей) прямо либо косвенно принадлежат юридическим лицам, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей) которых принадлежат государству.
      3. Перечень организаций, являющихся субъектами базового финансирования, формируется уполномоченным органом в области науки на основании предложений отраслевых уполномоченных органов и утверждается Правительством Республики Казахстан.

      Статья 26. Грантовое финансирование научной,
                 научно-технической деятельности
      1. Грантовое финансирование выделяется на проведение научных исследований, в целях повышения уровня научно-исследовательских работ, научно-технического потенциала и конкурентоспособности научных организаций и их коллективов, а также ученых.
      2. Основные направления и объемы грантового финансирования утверждаются Высшей научно-технической комиссией на основании рекомендаций Национальных научных советов в соответствии с приоритетными направлениями развития науки Республики Казахстан, и подлежат рассмотрению в установленном порядке Республиканской бюджетной комиссией.
      3. В конкурсе на грантовое финансирование вправе принимать участие все субъекты научной, научно-технической деятельности на равных условиях.
      4. Конкурс на грантовое финансирование объявляется уполномоченным органом в области науки либо отраслевым уполномоченным органом через официальные средства массовой информации и на веб-сайте.
      5. Заявки на участие в грантовом финансировании подаются субъектами научной, научно-технической деятельности в соответствующий государственный орган, объявивший конкурс.
      6. Решения о грантовом финансировании выносятся Национальным научным советом и утверждаются соответствующим уполномоченным органом, объявившим конкурс.
      7. Грантовое финансирование осуществляется уполномоченным органом, объявившим конкурс, либо иным лицом (органом), уполномоченным Правительством Республики Казахстан на осуществление финансирования научной, научно-технической деятельности.
      8. Результаты конкурса на грантовое финансирование подлежат опубликованию в официальных средствах массовой информации и размещению на веб-сайте уполномоченного органа, объявившего конкурс.

      Статья 27. Программно-целевое финансирование научной,
                 научно-технической деятельности
      1. Программно-целевое финансирование направлено для решения стратегически важных государственных задач и осуществляется на конкурсной основе или по решению Правительства Республики Казахстан вне конкурсных процедур.
      2. В конкурсе на проведение научных исследований, осуществляемых из средств программно-целевого финансирования, вправе принимать участие все субъекты научной, научно-технической деятельности, в том числе в качестве соисполнителей.
      3. Конкурс на реализацию целевой научной, научно-технической программы объявляется отраслевым уполномоченным органом либо уполномоченным органом в области науки через официальные средства массовой информации и на веб-сайте.
      4. Заявки на реализацию научных, научно-технических программ, направляются отраслевыми уполномоченными органами либо уполномоченным органом в области науки в Национальный центр государственной научно-технической экспертизы для рассмотрения соответствующим Национальным научным советом.
      5. Уполномоченный орган, объявивший конкурс на программно-целевое финансирование, направляет в Высшую научно-техническую комиссию заявки на реализацию научных, научно-технических программ вместе с решениями Национальных научных советов.
      6. Заявки на научные, научно-технические программы, одобренные Высшей научно-технической комиссией, подлежат рассмотрению в установленном порядке Республиканской бюджетной комиссией.
      7. Победители конкурса на реализацию целевой научной, научно-технической программы определяются на основании решения Национальных научных советов и утверждаются соответствующим уполномоченным органом, объявившим конкурс.
      8. Финансирование целевого научного исследования, научно-технического проекта (программы) осуществляется уполномоченным органом, объявившим конкурс.
      9. По результатам конкурса отраслевым уполномоченным органом либо уполномоченным органом в области науки может быть определена головная организация по научной, научно-технической программе, которая уполномочена на выполнение и организацию выполнения (сопровождение и координация) научно-исследовательских работ по реализации научно-технической программы и несет ответственность за ее реализацию.
      10. Результаты конкурса программно-целевого финансирования подлежат опубликованию в официальных средствах массовой информации и размещению на веб-сайте уполномоченного органа, объявившего конкурс.

Глава 7. Экономическое стимулирование развития науки и международное сотрудничество

      Статья 28. Коммерциализация результатов научной,
                 научно-технической деятельности
      1. Государством гарантируется экономическое стимулирование развития национальной научной инновационной системы, развитие государственно-частного партнерства в области научной, научно-технической и инновационной деятельности, финансирование коммерциализации технологий в приоритетных секторах экономики, в порядке, установленном законодательством.
      2. Государственным научным организациям, государственным высшим учебным заведениям разрешается создавать, в том числе совместно с иными лицами, организации, деятельность которых заключается в практическом применении (коммерциализации) результатов научной, научно-технической деятельности.
      3. Государственными научными организациями, государственными высшими учебными заведениями в качестве вклада в уставный капитал организации, осуществляющей коммерциализацию результатов научной, научно-технической деятельности, без согласования с государственными органами могут вноситься только права интеллектуальной собственности.
      Распоряжение имущественными правами на интеллектуальную собственность, государственными научными организациями, государственными высшими учебными заведениями осуществляется без согласования с уполномоченным государственным органом - собственником их имущества.
      4. Уведомление о создании организации, осуществляющей коммерциализацию результатов научной, научно-технической деятельности, направляется его учредителями в соответствующий отраслевой уполномоченный орган, не позднее семи дней с момента осуществления записи о его государственной регистрации.
      5. Другими субъектами научной, научно-технической деятельности в качестве вклада в уставный капитал организации, осуществляющей коммерциализацию результатов научной, научно-технической деятельности, наряду с правами интеллектуальной собственности может быть внесено и иное имущество.
      6. Оценка права интеллектуальной собственности, вносимой в качестве вклада в уставный капитал организации, осуществляющей коммерциализацию результатов научной, научно-технической деятельности, производится в соответствии с законодательством.
      7. Управление долями (акциями) в уставных капиталах организаций, осуществляющих коммерциализацию результатов научной, научно-технической деятельности осуществляется в порядке, установленном законодательством.
      8. Право интеллектуальной собственности, полученное субъектами научной, научно-технической деятельности в результате научной, научно-технической деятельности, осуществляемой из средств государственного финансирования, принадлежит научным организациям, если иное не предусмотрено договором между ними и автором (авторами) объекта интеллектуальной собственности.
      9. Использование объектов интеллектуальной собственности, представляющих стратегическое значение для государства либо содержащих сведения, отнесенные к государственным секретам, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      Ограничение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности допускается в случаях, пределах и порядке, установленных законодательством Республики Казахстан.

      Статья 29. Международное сотрудничество
      1. Научное и научно-техническое сотрудничество с иностранными государствами Республика Казахстан осуществляет на основе соответствующих международных договоров, международных научных и научно-технических программ и проектов, а также в форме содействия установлению и расширению научно-технического сотрудничества между национальными и зарубежными научными и иными организациями.
      2. Субъекты научной, научно-технической деятельности вправе вступать в международные научные, научно-технические организации и объединения, участвовать в международных научных, научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранных государств, заключать договоры (контракты) и иные соглашения с иностранными юридическими лицами на работу как в Республике Казахстан, так и за ее пределами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      3. На территории Республики Казахстан в установленном порядке могут создаваться научные организации и научные центры с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.
      4. Иностранные инвестиции в сферу науки и техники осуществляются в порядке и в формах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
      5. Государственные органы Республики Казахстан осуществляют контроль за передачей научных и (или) научно-технических результатов, а также научной и (или) научно-технической продукции за пределы территории Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      Глава 8. Заключительные положения

      Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства
                 в области научной и научно-технической
                 деятельности
      Лица, виновные в нарушении законодательства в области научной и научно-технической деятельности, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

      Статья 31. Введение настоящего Закона в действие
      1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
      2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 21 июля 2001 года "О науке" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 15-16, ст. 226; 2004 г., № 23, ст. 142; 2006 г., № 15, ст. 92; 2007 г., № 20, ст. 152).

      Президент
      Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.