О проекте Закона Республики Казахстан "О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан" (новая редакция)

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2015 года № 701

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» (новая редакция).

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                     К. Масимов

Проект

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан
(новая редакция) Глава 1. Общие положения 

      Статья 1. Статус и правовая основа деятельности
                 Высшего Судебного Совета Республики Казахстан

      1. Высший Судебный Совет Республики Казахстан (далее – Совет) – автономное государственное учреждение, создаваемое в целях обеспечения конституционных полномочий Президента Республики Казахстан по формированию судов, гарантий независимости судей и их неприкосновенности.
      2. Правовой основой деятельности Совета являются Конституция Республики Казахстан, Конституционный закон, определяющий судебную систему и статус судей Республики Казахстан, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан.
      3. Совет имеет свой аппарат, который является юридическим лицом.
      4. Расходы на содержание Совета и его аппарата финансируются из республиканского бюджета.
      5. Деятельность аппарата Совета регламентируется законодательством и регламентом Совета. Работники аппарата Совета являются государственными служащими.
      Лимиты штатной численности аппарата Совета утверждаются Президентом Республики Казахстан.
      6. Руководитель аппарата Совета назначается Президентом Республики Казахстан по рекомендации Совета и Верховного Суда и является по должности секретарем Совета.
      7. Положение об аппарате Совета и его структура утверждаются Президентом Республики Казахстан.
      8. Не допускается вмешательство в деятельность Совета при осуществлении им своих полномочий.
      9. Председатель и члены Совета не вправе вмешиваться в деятельность судов и судей по отправлению правосудия.
      Статья 2. Основные принципы деятельности Совета
      Совет осуществляет свою деятельность на основе принципов независимости, законности, коллегиальности, гласности и беспристрастности.
      Статья 3. Полномочия Совета
      1. Совет:
      1) обеспечивает гарантии независимости и неприкосновенности судей;
      2) на конкурсной основе осуществляет отбор кандидата на вакантную должность председателя и судьи районного суда, судьи областного суда и судьи Верховного Суда:
      по итогам конкурса рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидата для назначения на вакантную должность председателя и судьи районного суда, судьи областного суда;
      по итогам конкурса рекомендует кандидата на вакантную должность судьи Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для представления в Сенат Парламента;
      3) рассматривает по представлению Председателя Верховного Суда кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда:
      рекомендует кандидатов на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для назначения на должность;
      4) рассматривает кандидатуру на вакантную должность Председателя Верховного Суда:
      рекомендует кандидата на вакантную должность Председателя Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для представления в Сенат Парламента;
      5) рассматривает вопросы прекращения полномочий Председателя, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда, председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов в форме отставки, прекращения отставки:
      рассматривает вопросы освобождения от занимаемых должностей судей местных и других судов в случаях реорганизации, упразднения суда, уменьшения числа судей соответствующего суда, если они не дают согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде;
      рассматривает вопросы освобождения от занимаемых должностей председателей, председателей судебных коллегий местных и других судов в случаях реорганизации, упразднения суда, истечения срока полномочий, если они не дают согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде;
      рассматривает вопросы освобождения от занимаемых должностей судей Верховного Суда в случае уменьшения числа судей Верховного Суда, если они не дают согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде;
      рассматривает вопросы освобождения от занимаемых должностей председателей судебных коллегий Верховного Суда в случаях истечения срока полномочий, если они не дают согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде;
      по истечении годичного срока рассматривает результаты работы лица, впервые назначенного на должность судьи районного и приравненного к нему суда;
      рассматривает вопрос освобождения от занимаемых должностей председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда, председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов за совершение ими дисциплинарных проступков, в силу профессиональной непригодности или за невыполнение требований Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» по представлению Председателя Верховного Суда, основанному на решении судебного жюри, а также в случаях прекращения полномочий судьи по собственному желанию, назначения, избрания судьи на другую должность и его перехода на другую работу, достижения пенсионного или предельного возраста пребывания в должности судьи;
      рассматривает вопрос освобождения от занимаемых должностей председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда, председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов в случаях прекращения полномочий судьи по состоянию здоровья, препятствующему дальнейшему исполнению профессиональных обязанностей, в соответствии с медицинским заключением, вступления в законную силу решения суда о признании недееспособным или ограниченно дееспособным либо применения к нему принудительных мер медицинского характера, обвинительного приговора суда за совершение преступления или уголовного проступка, прекращения уголовного дела на досудебной стадии по нереабилитирующим основаниям, прекращением гражданства Республики Казахстан, смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
      рекомендует Президенту Республики Казахстан освободить от должностей председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда;
      вносит рекомендации Президенту Республики Казахстан об освобождении от должностей Председателя и судей Верховного Суда для внесения представления в Сенат Парламента;
      6) в установленном законодательством порядке рассматривает по представлению председателя Верховного Суда вопрос о даче согласия на назначение кандидата на должность руководителя уполномоченного органа по обеспечению деятельности Верховного Суда, местных и других судов и его освобождение от должности;
      7) рассматривает обращения судей об обжаловании решений комиссий судебного жюри;
      8) организует прием квалификационных экзаменов у граждан, изъявивших желание работать судьями;
      9) представляет Президенту Республики Казахстан заключение для решения вопроса о даче согласия на задержание, содержание под стражей либо домашний арест судьи, его привод, применение к нему мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, привлечение судьи к уголовной ответственности;
      10) вырабатывает и вносит Президенту Республики Казахстан рекомендации и предложения по совершенствованию судебной системы и законодательства;
      11) принимает меры по улучшению качественного состава судейского корпуса, совершенствованию системы подготовки кадров, повышению квалификации судей;
      12) утверждает регламент Совета;
      13) организует ведение учета лиц, сдавших квалификационные экзамены для занятия должности судьи, прошедших стажировку в судах и получивших заключения пленарных заседаний областных и приравненных к ним судов, а также окончивших специализированную магистратуру;
      14) рассматривает вопрос о даче согласия на установление общей штатной численности судей, количества судей каждого местного и другого суда;
      15) организует ведение электронного персонального учета судей;
      16) формирует совместно с Верховным Судом кадровый резерв на должности председателей и председателей судебных коллегий местных и других судов;
      17) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда порядок формирования и организации работы с кадровым резервом;
      18) определяет порядок прохождения психологического тестирования кандидатами в судьи;
      19) утверждает типовое положение об Общественном совете;
      20) осуществляет иные полномочия, вытекающие из настоящего Закона, иных законодательных актов.
      2. Для осуществления своих полномочий Совет имеет право:
      1) запрашивать и получать необходимую информацию, документы и иные материалы от государственных органов, должностных лиц, организаций, граждан;
      2) заслушивать устные и истребовать письменные объяснения соответствующих должностных лиц;
      3) образовывать комиссии, рабочие группы из числа членов Совета, представителей государственных органов, общественных объединений, организаций и учреждений, привлекать к своей работе специалистов.
      Глава 2. Состав Совета и полномочия членов Совета
      Статья 4. Состав Совета
      1. Совет состоит из Председателя и других членов Совета.
      Председатель Совета назначается Президентом Республики Казахстан.
      В состав Совета по должности входят Председатель Верховного Суда, Генеральный Прокурор, Министр юстиции, руководитель уполномоченного органа по делам государственной службы и противодействия коррупции, председатели соответствующих профильных комитетов Сената и Мажилиса Парламента.
      Половина членов Совета избирается пленарным заседанием Верховного Суда из числа судей, судей в отставке.
      В состав Совета Президентом Республики Казахстан могут быть назначены также другие члены, в том числе ученые-юристы, адвокаты, иностранные эксперты, представители судейских объединений.
      2. Кандидатуры судей, в том числе судей в отставке, в состав Совета рассматриваются на пленарном заседании Верховного Суда из числа кандидатов, рекомендованных пленарными заседаниями соответствующих судов, с учетом обеспечения равного представительства в Совете судей районных и областных судов, а также Верховного Суда.
      3. Члены Совета, за исключением Председателя Совета и членов Совета по должности, осуществляют свои полномочия три года.
      4. В случае выбытия лица из числа членов Совета, новый член Совета должен быть назначен в течение трех месяцев.
      5. Должность Председателя, секретаря и члена Совета несовместима с вхождением в состав руководящего органа и наблюдательного совета коммерческой организации, занятием руководящих должностей в политической партии.
      6. Члены Совета, за исключением членов Совета по должности и иностранных экспертов, на период осуществления своих полномочий освобождаются от выполнения обязанностей по основному месту работы.
      7. За членами Совета, являющимися судьями и государственными служащими, сохраняется заработная плата по основному месту работы.
      8. Члены Совета независимы и подчиняются только Конституции, законам и актам Президента Республики Казахстан.
      9. Члены Совета обладают равными правами при решении вопросов, отнесенных к полномочиям Совета.
      10. Полномочия члена Совета прекращаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      11. Секретарь Совета не обладает правом голоса.
      Статья 5. Председатель Совета
      1. Председатель Совета:
      1) возглавляет и обеспечивает общее руководство Советом, а также представляет Совет во взаимоотношениях с государственными органами и иными организациями;
      2) утверждает планы работы Совета по представлению секретаря Совета;
      3) созывает заседания Совета и председательствует на заседаниях Совета;
      4) подписывает рекомендации, заключения, решения и протоколы Совета;
      5) определяет вопросы, выносимые для рассмотрения на заседаниях Совета по предложению секретаря Совета;
      6) вправе участвовать на пленарном заседании Верховного Суда, совещаниях судей, на пленарных заседаниях областных и приравненных к ним судов, республиканского общественного объединения союза судей, Комиссии по судейской этике, судебного жюри, Республиканской комиссии по кадровому резерву;
      7) обеспечивает соблюдение регламента в деятельности Совета;
      8) ведет личный прием граждан;
      9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
      2. В случае отсутствия Председателя Совета, временное исполнение его обязанностей возлагается на одного из членов Совета.
      Статья 6. Полномочия членов Совета
      1. Член Совета вправе:
      1) знакомиться с материалами, представленными на рассмотрение Совета;
      2) принимать участие в исследовании и проверке материалов;
      3) заявлять ходатайства, приводить мотивы и обоснования своим предложениям по рассматриваемым вопросам;
      4) представлять имеющиеся у него документы;
      5) участвовать в принятии решения путем голосования.
      2. Член Совета обязан:
      1) принимать участие в заседаниях Совета;
      2) быть беспристрастным и объективным при рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию Совета;
      3) соблюдать конфиденциальность в отношении сведений о частной жизни кандидатов в судьи и судей, ставших ему известными в силу выполнения возложенных на него полномочий, а также тайны голосования;
      4) заявлять самоотвод при рассмотрении вопроса, включенного в повестку дня заседания Совета, если он является супругом (супругой), близким родственником или свойственником лица, в отношении которого принимается решение.
      Статья 7. Секретарь Совета
      1. Секретарь Совета:
      1) организует деятельность аппарата Совета;
      2) формирует по предложению членов Совета перечень вопросов, выносимых для рассмотрения на предстоящем заседании, и заблаговременно докладывает о них Председателю;
      3) заверяет своей подписью выписки из протоколов заседаний, рекомендаций и заключений, принятых Советом;
      4) организует при необходимости проверки;
      5) определяет список лиц, приглашаемых на заседание Совета, и обеспечивает их явку;
      6) выполняет распоряжения Председателя и решения Совета;
      7) осуществляет руководство аппаратом Совета: организует, координирует и контролирует работу его подразделений;
      8) организует информационно-аналитическое, организационно-правовое, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности аппарата Совета;
      9) по согласованию с Председателем Совета утверждает положения о структурных подразделениях аппарата;
      10) контролирует соблюдение исполнительской и трудовой дисциплины в аппарате Совета;
      11) осуществляет руководство в сфере государственных закупок Совета, в том числе подписывает счета к оплате;
      12) организует и отвечает за проведение государственных закупок по материально-техническому обеспечению деятельности Совета;
      13) в установленном законодательством порядке назначает на должности и освобождает от должностей руководителей структурных подразделений аппарата Совета;
      14) в установленном законодательством порядке назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата Совета;
      15) решает вопросы командирования, предоставления отпусков, оказания материальной помощи, подготовки (переподготовки), повышения квалификации, поощрения, выплаты надбавок и премирования работников аппарата Совета;
      16) решает вопросы дисциплинарной ответственности работников аппарата Совета, за исключением работников, вопросы трудовых отношений которых отнесены к компетенции вышестоящих государственных органов и должностных лиц;
      17) обеспечивает подготовку бюджетной заявки, представление бюджетной заявки Председателю Совета, а также выполнение иных процедур бюджетного процесса;
      18) обеспечивает разработку и утверждает планы финансирования органа и финансовую отчетность Совета;
      19) представляет Совет во взаимоотношениях с государственными органами и иными организациями в пределах своей компетенции;
      20) в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение требований законодательства о борьбе с коррупцией;
      21) принимает меры, направленные на улучшение организации работы Совета, осуществляет контроль за исполнением решений Совета;
      22) выполняет иные организационно-распорядительные функции, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
      2. В случае отсутствия секретаря Совета, исполнение его обязанностей по поручению секретаря Совета возлагается на одного из работников аппарата Совета.
      Глава 3. Заседания Совета
      Статья 8. Заседания Совета
      1. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. Заседание Совета считается правомочным при участии в нем не менее двух третей от общего числа членов Совета.
      2. Заседания Совета проводятся открыто и гласно. На заседание могут быть приглашены представители государственных органов. Представители общественности и средств массовой информации вправе присутствовать на заседаниях Совета. В необходимых случаях Совет вправе проводить закрытые заседания, решения о проведении которых принимаются большинством голосов членов Совета.
      Закрытые заседания Совета не могут проводиться при рассмотрении вопроса о подведении итогов конкурса на занятие вакантных должностей судей, председателей коллегий и председателей судов, в том числе при обсуждении кандидатур и принятии по ним решений.
      3. Присутствующие на заседании Совета представители общественности и средств массовой информации вправе производить фото-, видеосъемку и аудиозапись, не препятствуя ходу заседания Совета.
      Фото-, видеосъемка и аудиозапись не производятся в случае, если соответствующее заявление поступило от участника заседания, материалы в отношении которого подлежат рассмотрению на заседании Совета.
      4. Совет рассматривает материалы не позднее трехмесячного срока со дня их поступления с обязательным уведомлением заявителя об итогах рассмотрения.
      Статья 9. Порядок проведения заседания Совета
      1. Порядок проведения заседаний Совета, а также иные вопросы организации работы Совета определяются регламентом, принимаемым большинством голосов членов Совета.
      2. Заседание Совета ведет его Председатель.
      3. Рассмотрение материалов на заседании Совета проводится с участием лиц, претендующих на занятие соответствующих должностей или освобождаемых от занимаемых должностей. Отсутствие лица, надлежаще уведомленного о времени и месте проведения заседания, не является препятствием для рассмотрения вопроса по существу, если не требуется его непосредственное участие.
      4. Присутствие на заседаниях членов Совета обязательно, делегирование ими своих полномочий иным должностным лицам не допускается.
      Статья 10. Решения Совета
      1. Решения Совета по существу принимаются квалифицированным большинством голосов его членов, участвующих в заседании, в отсутствие лица, в отношении которого рассматривается вопрос, а также иных приглашенных лиц.
      Решения Совета по процедурным вопросам принимаются простым большинством голосов его членов, участвующих в заседании.
      2. Решения Совета излагаются в письменной форме и должны содержать дату и место их вынесения, состав Совета, рассмотревший вопрос, мотивы принятого решения. Решения подписываются председательствующим и секретарем Совета.
      3. Совет принимает решения в форме заключения, протокольного решения и (или) рекомендации. Члены Совета не вправе воздерживаться от голосования. В случае несогласия с принимаемым решением, член Совета вправе письменно изложить особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания Совета.
      4. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим.
      5. Совет создает условия для свободного ознакомления всех лиц со своими решениями, которые размещаются на общедоступных интернет-ресурсах.
      Глава 4. Порядок и условия приема квалификационного экзамена квалификационной комиссией при Совете
      Статья 11. Квалификационная комиссия при Совете
      1. Прием квалификационного экзамена у кандидатов в судьи для определения уровня их знаний и способности применять их на практике осуществляет Квалификационная комиссия при Совете (далее — Комиссия).
      2. В состав Комиссии входят:
      1) председатель Комиссии и пять специалистов из числа преподавателей права, ученых-юристов, назначаемых Советом;
      2) трое судей, в том числе судей в отставке, делегируемых судебным жюри из своего состава, на ротационной основе;
      3) по одному представителю Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, адвокатуры, назначаемому Советом;
      4) иные представители общественности, в том числе иностранные эксперты, назначаемые Советом.
      3. Председатель и члены Комиссии назначаются или делегируются в ее состав сроком на два года. В случае вакансии новый член Комиссии должен быть назначен или делегирован не позднее двух месяцев со дня выбытия предыдущего члена Комиссии.
      4. Лица, рекомендуемые в состав Комиссии, должны обладать профессиональными знаниями в области юриспруденции, опытом работы по юридической специальности не менее десяти лет и иметь безупречную репутацию.
      5. Председатель и члены Квалификационной комиссии не вправе участвовать в заседании при рассмотрении вопросов в отношении супругов, близких родственников или свойственников.
      6. Обеспечение деятельности Комиссии осуществляет аппарат Совета.
      Статья 12. Заседания Комиссии по приему
                 квалификационных экзаменов
      1. Комиссия проводит свои заседания по приему квалификационных экзаменов, состоящих в том числе из практических заданий, моделирующих конкретные ситуации из судейской практики, по мере необходимости, но не реже четырех раз в год.
      2. Заседания Комиссии по приему квалификационных экзаменов проводятся открыто и гласно. Заседания считаются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей от общего числа членов Комиссии.
      3. О времени и месте проведения заседания Комиссии ее члены и приглашенные лица извещаются не позднее, чем за десять календарных дней.
      Статья 13. Порядок и условия приема (сдачи)
                 квалификационных экзаменов
      1. Порядок приема документов, сдачи квалификационных экзаменов в Комиссии определяется регламентом Совета.
      2. Прием квалификационных экзаменов у кандидатов в судьи осуществляется после прохождения гражданами специальной проверки.
      3. Лица, ранее работавшие постоянными судьями не менее пяти лет и в течение четырех лет со дня увольнения изъявившие желание вновь занять должность судьи, освобождаются от сдачи квалификационного экзамена, за исключением лиц, освобожденных от должности судьи по отрицательным мотивам, предусмотренным Конституционным законом Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».
      4. Лица, окончившие обучение в специализированной магистратуре, освобождаются от сдачи квалификационного экзамена в течение четырех лет со дня окончания обучения в специализированной магистратуре.
      5. Не допускаются к сдаче квалификационных экзаменов лица, которые были уволены с должности судьи, из правоохранительных органов или с иной государственной службы за порочащие проступки и нарушения законодательства Республики Казахстан при исполнении служебных обязанностей.
      6. Результат сдачи квалификационного экзамена действителен в течение четырех лет со дня сдачи экзамена.
      7. Лица, не сдавшие квалификационные экзамены, допускаются к их повторной сдаче не ранее чем через год.
      8. Информация о лицах, сдавших квалификационный экзамен, а также типовые вопросы квалификационного экзамена размещаются на общедоступных интернет-ресурсах.
      9. Электронная система, посредством которой осуществляется прием одного из этапов экзамена у кандидатов в судьи, должна быть обеспечена соответствующими мерами безопасности, исключающими несанкционированный доступ к информации, нарушение функционирования программно-технических средств сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации, выведение указанных средств из строя.
      В целях проверки соответствия электронной системы требованиям, указанным в части первой настоящего пункта, может быть проведена независимая оценка, в том числе с привлечением иностранных специалистов.
      10. Процедура сдачи квалификационного экзамена включает в себя три этапа:
      1) компьютерное тестирование на знание законодательства и способность его применения на практике;
      2) проверка знаний претендента и способность их применения на практике по экзаменационным билетам;
      3) психологическое тестирование.
      Количество вопросов в экзаменационных билетах устанавливается Комиссией.
      Разработку перечня вопросов, подлежащих включению в тесты квалификационного экзамена и экзаменационные билеты, организует Комиссия. Перечень вопросов утверждается на заседании Совета.
      Статья 14. Отказ в приеме квалификационных экзаменов
      Отказ в приеме квалификационных экзаменов допускается в случаях, когда кандидаты в судьи не соответствуют требованиям, предъявляемым законодательными актами Республики Казахстан.
      В случае отказа в приеме квалификационных экзаменов, Комиссия обязана выдать гражданину в течение месяца со дня подачи заявления мотивированный ответ.
      Статья 15. Порядок и условия приема (сдачи)
                 полиграфологического исследования
      1. Лица, успешно сдавшие квалификационный экзамен, проходят полиграфологическое исследование с целью получения дополнительной информации и проверки достоверности сообщаемых сведений.
      2. Основными задачами прохождения исследования является выявление:
      1) противоправных намерений;
      2) скрытых расстройств поведения, негативных зависимостей, употребления наркотических, психотропных и иных психоактивных веществ, вызывающих психическую и физическую зависимость;
      3) сокрытия или искажения анкетных данных, сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, наличия двойного гражданства, использования фальшивых документов;
      4) ранее имевшихся фактов совершения коррупционных правонарушений, передачи посторонним лицам секретной или служебной информации;
      5) фактов привлечения к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, в том числе за совершение коррупционных правонарушений;
      6) контактов с запрещенными общественными объединениями, преступными и террористическими организациями или участия в коммерческих структурах, если это ранее не входило в их должностные обязанности;
      7) злоупотребления должностными полномочиями.
      3. Заключения полиграфологического исследования носят рекомендательный характер.
      4. Порядок прохождения полиграфологического исследования определяется Правительством Республики Казахстан.
      Глава 5. Вынесение рекомендации о назначении на должность председателя районного суда, судьи районного, областного и Верховного Суда
      Статья 16. Конкурс на должность судьи
      1. Рекомендация Совета о назначении на должность председателя и судьи районного суда, судьи областного суда и судьи Верховного Суда дается по результатам конкурсного рассмотрения.
      2. Решение об объявлении конкурса принимается Председателем Совета по предложению секретаря Совета, основанному на представлении уполномоченного органа по обеспечению деятельности Верховного Суда, местных и других судов.
      3. Основанием для объявления конкурса Советом является представление об открытии вакансии на должность председателя и судьи районного суда, судьи областного суда и судьи Верховного Суда.
      4. Объявление Совета о конкурсе для занятия вакантной должности председателя и судьи районного суда, судьи областного суда и судьи Верховного Суда публикуется аппаратом Совета не менее чем за один месяц до конкурса в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, на казахском и русском языках.
      5. Для участия в конкурсе на должность председателя и судьи районного суда, судьи областного суда и судьи Верховного Суда необходимо в течение одного месяца со дня опубликования объявления в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, подать в аппарат Совета заявление и другие документы, перечень которых установлен регламентом Совета.
      6. Аппарат Совета после завершения приема документов на конкурс направляет списки претендентов во все областные суды для проверки по месту работы кандидатов, получения сведений от правоохранительных органов и размещает их на официальном веб-сайте Совета и общедоступных интернет-ресурсах.
      В целях получения полной и объективной информации о личности претендентов аппарат Совета вправе запросить дополнительные сведения о претендентах в правоохранительных органах и их территориальных подразделениях, других государственных органах, коллегиях адвокатов.
      Статья 17. Участники конкурса на должность председателя
                 районного суда, судьи районного и областного суда,
                 судьи Верховного Суда
      1. В конкурсе для получения рекомендации Совета на должность председателя и судьи районного и приравненного к нему суда могут участвовать граждане, отвечающие требованиям пункта 1 статьи 29 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», а кандидаты, являющиеся действующими судьями, - требованиям статьи 28 и пункта 1 статьи 29 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».
      Кандидатуры на вакантные должности председателя районного суда должны быть действующими судьями или иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет и получить письменное поручительство от одного судьи вышестоящего суда и/или судьи в отставке и от одного лица, не являющегося судьей.
      2. В конкурсе для получения рекомендации Совета на должность судьи областного и приравненного к нему суда могут участвовать граждане, отвечающие требованиям Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», имеющие стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, в том числе стаж работы судьей не менее пяти лет, и получившие заключение пленарного заседания соответствующего областного суда и письменное поручительство от одного судьи вышестоящего суда и/или судьи в отставке и одного лица, не являющегося судьей.
      Заключение пленарного заседания соответствующего областного суда для действующих судей не требуется.
      Заключение пленарного заседания соответствующего областного суда может быть обжаловано в пленарное заседание Верховного Суда.
      Заключение пленарного заседания соответствующего областного суда или Верховного Суда представляется кандидатом в Совет.
      3. В конкурсе для получения рекомендации Совета на должность судьи Верховного Суда могут участвовать граждане, отвечающие требованиям Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», имеющие стаж работы по юридической профессии не менее двадцати лет, в том числе стаж работы не менее десяти лет, из которых не менее пяти лет стажа работы судьей областного суда, и получившие заключение пленарного заседания Верховного Суда и письменное поручительство от одного судьи вышестоящего суда и/или судьи в отставке и одного лица, не являющегося судьей.
      Заключение пленарного заседания Верховного Суда представляется кандидатом в Совет.
      4. Участники конкурса на должность председателя и судьи районного суда, судьи областного суда после подачи документов в Совет должны получить заключение Общественного совета и пленарного заседания областного суда по месту жительства или работы. Заключения Общественного совета и пленарного заседания областного суда носят рекомендательный характер.
      Участники конкурса на должность судьи Верховного Суда после подачи документов в Совет должны также получить заключение Общественного совета и пленарного заседания областного суда по месту жительства или работы, а также заключение пленарного заседания Верховного Суда. Заключения Общественного совета, пленарного заседания областного суда и Верховного Суда носят рекомендательный характер.
      5. Информация об участниках конкурса на должность председателя и судьи районного суда, судьи областного суда и судьи Верховного Суда, дате проведения пленарного заседания соответствующего областного суда и Верховного Суда, заседания Общественного совета, а также принятых ими решениях подлежит опубликованию на общедоступных интернет-ресурсах и в иных средствах массовой информации.
      Статья 18. Порядок отбора кандидатов на вакантные должности
      1. Конкурсный отбор кандидатов на вакантные должности осуществляется Советом открыто и гласно в условиях, исключающих вмешательство в его деятельность.
      2. Основными критериями отбора кандидатов на вакантные должности судей районного и приравненного к нему суда являются высокий уровень знаний, морально-нравственные качества и безупречная репутация. При этом приоритет отдается лицам:
      1) сдавшим квалификационный экзамен в специализированной магистратуре;
      2) имеющим больший стаж работы по юридической специальности, непосредственно связанной с участием в судопроизводстве;
      3) по результатам сдачи квалификационного экзамена;
      4) имеющим ученую степень или ученое звание;
      5) участвующим в конкурсе на должность судьи более трех раз;
      6) с учетом результатов средней оценки диплома о высшем образовании.
      3. Дополнительным критерием отбора кандидатов на вакантные должности судей специализированных судов является наличие специального образования.
      4. В стаж работы, непосредственно связанной с участием в судопроизводстве, засчитывается работа в качестве:
      1) секретаря судебного заседания;
      2) консультанта (помощника) судьи;
      3) прокурора, участвующего в судебных процессах;
      4) адвоката, участвующего в судебных процессах;
      5) арбитра.
      5. При проведении конкурса на занятие вакантной должности судьи областного и приравненного к нему суда, судьи Верховного Суда учитываются следующие критерии:
      1) стаж работы в должности судьи;
      2) безупречная репутация и качество отправления правосудия;
      3) наличие ученой степени или ученого звания;
      4) участие в конкурсе на должность судьи более трех раз.
      6. При проведении конкурса на занятие вакантной должности председателя районного суда в дополнение к критериям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, также учитываются и организаторские способности.
      7. Кандидатуры на вакантные должности председателей районного суда, судей областного суда рассматриваются Советом при наличии заключения пленарного заседания соответствующего областного или приравненного к нему суда и письменного поручительства от одного судьи вышестоящего суда и/или судьи в отставке и одного лица, не являющегося судьей.
      Заключение пленарного заседания соответствующего областного суда для действующих судей не требуется.
      Кандидатуры на вакантные должности судей Верховного Суда рассматриваются Советом при наличии заключения пленарного заседания Верховного Суда и письменного поручительства от одного судьи вышестоящего суда и/или судьи в отставке и от одного лица, не являющегося судьей.
      8. Рассмотрение членами Совета вопроса о занятии вакантных должностей председателей и судей районных судов, судей областных судов и судей Верховного Суда непосредственно в ходе заседания Совета осуществляется в следующем порядке:
      1) оглашение сведений о вакантной должности судьи и количестве лиц, претендующих на ее занятие;
      2) обсуждение членами Совета кандидатур, претендующих на занятие вакантной должности судьи;
      3) выдвижение членами Совета кандидатур для голосования;
      4) голосование членов Совета по выдвинутой кандидатуре.
      При необходимости голосование может проводиться тайно;
      5) подведение итогов рассмотрения членами Совета кандидатур на вакантную должность.
      Победителем конкурса на занятие вакантной должности признается кандидат, набравший две третьих голосов членов Совета, принимающих участие в его заседании.
      9. Кандидат, не являющийся действующим судьей и победивший в конкурсе, дополнительно должен пройти обязательную специальную проверку.
      Прохождение специальной проверки организуется аппаратом Совета.
      Кандидаты, имеющие непрерывный стаж государственной службы и проходившие ранее специальную проверку, могут представить соответствующую справку, заверенную кадровой службой.
      Документ о результатах специальной проверки действителен в течение одного года со дня его выдачи.
      10. В случае, если по итогам специальной проверки будут установлены сведения, свидетельствующие о возбуждении в отношении победившего в конкурсе кандидата уголовного дела, в том числе его прекращения в последующем по реабилитирующим основаниям, то в отношении таких кандидатов органами прокуратуры проводится дополнительная проверка с изучением материалов уголовных дел, итоги которой рассматриваются на заседании Совета.
      При наличии оснований, препятствующих назначению на должность председателя или судьи районного суда, судьи областного суда и судьи Верховного Суда кандидата, прошедшего отбор и рекомендованного Советом к назначению, а также в случае его отказа от назначения на вакантную должность, Совет отменяет решение о даче рекомендации и может рекомендовать для назначения на вакантную должность другого кандидата из числа лиц, принявших участие в конкурсе.
      11. Если в результате конкурса не были отобраны кандидаты на представленные вакантные должности, конкурс по таким вакантным должностям признается несостоявшимся и может быть объявлен повторный конкурс.
      12. По итогам отбора кандидатов на вакантные должности секретарь Совета направляет участникам конкурса соответствующее уведомление о результатах конкурса в течение десяти рабочих дней со дня его завершения.
      Глава 6. Порядок рассмотрения кандидатур на вакантные должности председателей судебных коллегий Верховного Суда, председателей и председателей судебных коллегий областных судов
      Статья 19. Порядок рассмотрения кандидатур
                 на вакантные должности председателей судебных
                 коллегий Верховного Суда, председателей
                 и председателей судебных коллегий областных судов
      1. Кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда рассматриваются Советом на альтернативной основе по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному на основании решения пленарного заседания Верховного Суда.
      2. Кандидатуры на вакантные должности председателей судебных коллегий и председателей областных судов рекомендуются из числа действующих судей или лиц, имеющих стаж работы в должности судьи не менее десяти лет.
      Кандидатуры на должности председателей судебных коллегий Верховного Суда представляются из числа судей Верховного Суда.
      При этом приоритет при отборе кандидатов на должность председателя и председателя коллегии областного суда, председателей коллегий Верховного Суда отдается лицам, состоящим в кадровом резерве.
      3. К представлению Председателя Верховного Суда прилагаются материалы на всех кандидатов, рассмотренных на пленарном заседании соответствующего суда на альтернативной основе.
      4. Совет в обязательном порядке на заседании рассматривает все представленные кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей коллегий областных судов, председателей коллегий Верховного Суда.
      Статья 20. Условия рассмотрения кандидатур
                 на вакантные должности
      Председатели районных судов, председатели и председатели судебных коллегий областных судов, председатели коллегий Верховного Суда не могут быть назначены на занимаемую ими должность в соответствующем суде более двух раз подряд.
      Глава 7. Порядок рассмотрения материалов об освобождении
от должности председателя, председателя судебной коллегии и судьи
      Статья 21. Основания для рассмотрения вопроса
                 об освобождении от должности председателя,
                 председателя судебной коллегии суда и судьи
                 либо отказе в освобождении
      1. Основанием для рассмотрения Советом вопроса об освобождении председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи от должности является представление Председателя Верховного Суда. Представление об освобождении председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи от должности за совершение ими дисциплинарных проступков, в силу профессиональной непригодности или за невыполнение требований Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» вносится Председателем Верховного Суда в Совет на основании решения судебного жюри.
      2. Совет после получения материалов проверяет в порядке, установленном регламентом, содержащиеся в них сведения, путем получения письменного объяснения от председателя, председателя судебной коллегии суда, судьи и других лиц, истребования соответствующих документов и ознакомления с ними, получения иной информации от государственных органов, организаций и граждан.
      3. По результатам проверки составляется справка. Справка должна содержать изложение выявленных обстоятельств, заключение и предложения проверяющих и их подписи.
      Статья 22. Ознакомление судьи с результатами проверки
      1. Судья, в отношении которого проводилась проверка, должен быть ознакомлен со справкой и материалами проверки. При этом он может дать дополнительные объяснения, ходатайствовать о проверке определенных обстоятельств.
      2. В случае отказа судьи, в отношении которого проводилась проверка, от ознакомления со справкой и материалами проверки, об этом составляется протокол, который подписывают лица, проводившие проверку.
      Статья 23. Рассмотрение вопроса об освобождении
                 председателя, председателя судебной коллегии суда
                 и судьи от должности
      1. При рассмотрении вопроса об освобождении председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи от должности Совет заслушивает объяснение судьи, в отношении которого получено представление Председателя Верховного Суда. Неявка председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи на заседание Совета без уважительных причин не препятствует рассмотрению вопроса. На заседании могут быть выслушаны сообщения других лиц, приглашенных по ходатайству председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи, секретаря Совета, оглашены документы и рассмотрены иные материалы.
      2. Решение Совета должно содержать обстоятельства, положенные в основу принятой рекомендации Президенту Республики Казахстан, об освобождении от должности председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи либо отказе в ее принятии со ссылкой на конкретные материалы.
      3. Отказ Совета в даче рекомендации на освобождение председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи от должности является основанием для отмены судебным жюри вынесенного им решения и их пересмотра.
      Статья 24. Рассмотрение вопроса об обжаловании
                 решения Судебного жюри
      1. Решение дисциплинарной и квалификационной комиссий Судебного жюри может быть обжаловано судьей в Совет.
      2. При рассмотрении вопроса об обжаловании решения Судебного жюри Совет заслушивает объяснение судьи, в отношении которого Судебным жюри принято решение. Неявка судьи на заседание Совета без уважительных причин не препятствует рассмотрению вопроса. На заседании могут быть выслушаны сообщения других лиц, приглашенных по ходатайству судьи, секретаря Совета, оглашены документы и рассмотрены иные материалы.
      3. Решение Совета о необоснованности решения Судебного жюри является основанием для отмены Судебным жюри вынесенного им решения и его пересмотра.
      Глава 8. Заключительные положения
      Статья 25. Переходные и заключительные положения
      1. Результат квалификационного экзамена, сданного до введения настоящего Закона в действие, сохраняет свое действие в течение четырех лет после введения в действие настоящего Закона.
      2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 17 ноября 2008 года «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2008 г., № 20, ст. 80; 2010 г., № 24, ст. 153; 2012 г., № 5, ст. 39; 2014 г., № 14, ст. 84; № 16, ст. 90; № 22, ст. 128).
      Статья 26. Порядок введения в действие настоящего Закона
      Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2016 года.

      Президент
      Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.