О проекте Закона Республики Казахстан "О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2015 года № 720

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности».
      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                      К. Масимов

Проект

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О коммерциализации результатов научной и (или)
научно-технической деятельности

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением деятельности системы коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности в Республике Казахстан, а также процессы коммерциализации и механизмы гарантированной государственной поддержки коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности.

Глава 1. Общие положения 

      Статья 1. Основные понятия, используемые
               в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
      1) результаты интеллектуальной творческой деятельности – изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем и другие результаты интеллектуальной творческой деятельности в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Казахстан и иными законодательными актами;
      2) результат научной и (или) научно-технической деятельности - новые знания или решения, полученные в ходе выполнения научной и (или) научно-технической деятельности и зафиксированные на любом информационном носителе, внедрение научных разработок и технологий в производство, а также модели, макеты, образцы новых изделий, материалов и веществ;
      3) коммерциализация результатов научной и (или) научно-технической деятельности – деятельность, связанная с практическим применением результатов научной и (или) научно-технической деятельности, включая результаты интеллектуальной творческой деятельности, с целью вывода на рынок новых или усовершенствованных товаров, процессов и услуг, направленная на извлечение дохода;
      4) государственная политика в области коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности - составная часть социально-экономической политики, выражающая отношение государства к коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, определяющая основные приоритеты, цели, направления, принципы, формы и методы деятельности различных организаций в области коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности;
      5) центр (офис) коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности - юридическое лицо, структурное или обособленное подразделение научной организации, высшего учебного заведения, автономной или иной организации образования, осуществляющие коммерциализацию результатов научной и (или) научно-технической деятельности;
      6) уполномоченный орган в области науки (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, осуществляющий межотраслевую координацию и руководство в области науки, научно-технической деятельности, а также коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности;
      7) отраслевые уполномоченные органы - государственные органы, осуществляющие реализацию государственной политики в области коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности и координацию работ по коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности в соответствующей отрасли;
      8) грант на коммерциализацию результатов научной и (или) научно-технической деятельности – бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе для реализации проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности в рамках приоритетных направлений экономики;
      9) старт-ап компания – организация, относящаяся к субъектам малого и среднего предпринимательства, созданная в том числе с участием высших учебных заведений, научных организаций, деятельность которых направлена исключительно на коммерциализацию результатов научной и (или) научно-технической деятельности;
      10) сервисная компания – юридическое лицо, предоставляющее консалтинговые, инжиниринговые, сертификационные, патентные и другие услуги, необходимые для коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности;
      11) внедрение (использование) результатов научной и (или) научно-технической деятельности – деятельность, направленная на реализацию заключительной стадии научно-производственного цикла освоения новой продукции или внедрения новой технологии.

      Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о
                 коммерциализации результатов научной и (или)
                 научно-технической деятельности

      1. Законодательство Республики Казахстан о коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан, Гражданском кодексе Республики Казахстан (Особенная часть), законах Республики Казахстан «О науке», «Об авторском праве и смежных правах», «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», Патентном законе Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

      Статья 3. Принципы государственной политики в области
                 коммерциализации результатов научной и (или)
                 научно-технической деятельности

      Государственная политика в области коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности основывается на принципах:
      1) транспарентности при взаимодействии всех участников процесса;
      2) гарантирования прав и интересов лиц, вовлеченных в получение результатов научной и (или) научно-технической деятельности, извлечение дохода;
      3) экономического стимулирования коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности в приоритетных секторах экономики;
      4) интеграции образования, науки, производства и институтов инновационного развития.

      Статья 4. Компетенция уполномоченного органа

      В компетенцию уполномоченного органа входят:
      1) формирование и реализация государственной политики в сфере коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности;
      2) планирование, мониторинг, стимулирование коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности;
      3) утверждение порядка финансирования проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности;
      4) внесение в Правительство Республики Казахстан информации об эффективности мер по коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности;
      5) утверждение порядка организации и проведения экспертизы проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности;
      6) разработка, утверждение и реализация программы по подготовке, переподготовке кадров и повышению квалификации в области коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности;
      7) осуществление мониторинга реализации программ по коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности;
      8) обеспечение доступа к консолидированной аналитической информации о коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности и ее публикации в периодических печатных изданиях или размещения на интернет-ресурсах уполномоченного органа;
      9) иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и постановлениями Правительства Республики Казахстан.

      Статья 5. Компетенция отраслевых уполномоченных органов

      В компетенцию отраслевых уполномоченных органов входят:
      1) участие в формировании и реализация государственной политики в сфере коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности в соответствующей отрасли;
      2) утверждение отчетов по выполненным программам содействия коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности в соответствующей отрасли, финансируемым из бюджета;
      3) представление информации о реализации мер по коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности в соответствующей отрасли в уполномоченный орган;
      4) методологическое обеспечение коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности в соответствующей отрасли;
      5) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      Статья 6. Компетенция местных исполнительных органов
                 областей, города республиканского
                значения, столицы

      В компетенцию местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы входят:
      1) участие в формировании и реализация государственной политики в сфере коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности на соответствующей территории;
      2) предоставление грантов на коммерциализацию результатов научной и (или) научно-технической деятельности, участие в софинансировании проектов коммерциализации, предоставление субсидий для комплексных проектов по созданию производств, осуществляющих выпуск высокотехнологичной продукций и (или) внедрение новых технологий, реализуемых субъектами частного предпринимательства и квазигосударственного сектора совместно с высшими учебными заведениями и научными организациями;
      3) участие в создании и (или) в уставном капитале юридических лиц, деятельность которых заключается в практическом применении (коммерциализации) результатов научной и (или) научно-технической деятельности, в том числе старт-ап компаний;
      4) участие совместно с уполномоченным органом в методологическом обеспечении, разработке и реализации программ по переподготовке кадров и повышении квалификации в области коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности;
      5) участие совместно с отраслевым уполномоченным органом в методологическом обеспечении в области коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности;
      6) иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

      Статья 7. Участники процесса коммерциализации результатов
                 научной и (или) научно-технической деятельности

      Участниками процессов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности являются:
      1) субъекты научной и (или) научно-технической деятельности;
      2) субъекты частного предпринимательства, а также квазигосударственного сектора;
      3) зарубежные высшие учебные заведения и научные организации, аккредитованные в Республике Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      4) старт-ап компании;
      5) центры (офисы) коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности;
      6) сервисные компании;
      7) технологические парки;
      8) физические или юридические лица, осуществляющие инвестирование коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности.

      Статья 8. Механизмы коммерциализации результатов научной и
                 (или) научно-технической деятельности

      Реализация прав физических и юридических лиц на результаты их научной и (или) научно-технической деятельности осуществляется посредством механизмов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, которыми являются:
      1) заключение лицензионного договора и (или) договора уступки исключительных прав на результаты научной и (или) научно-технической деятельности;
      2) создание старт-ап компании;
      3) внедрение (использование) результатов научной и (или) научно-технической деятельности в собственное производство;
      4) иные способы, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Глава 2. Государственные меры стимулирования и поддержки
коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической
деятельности

      Статья 9. Государственные меры стимулирования

      К государственным мерам стимулирования, предоставляемым участникам процессов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, относятся:
      1) гарантированные выплаты вознаграждений авторам за создание и использование результатов научной и (или) научно-технической деятельности;
      2) гранты на коммерциализацию результатов научной и (или) научно-технической деятельности;
      3) софинансирование по созданию производств, осуществляющих выпуск высокотехнологичной продукции и (или) внедрение новых технологий, реализуемых субъектами частного предпринимательства и квазигосударственного сектора совместно с высшими учебными заведениями и научными организациями;
      4) программы повышения квалификации и переподготовки участников процессов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности;
      5) иные меры стимулирования, определенные уполномоченным органом и отраслевыми уполномоченными органами, местными исполнительными органами областей, города республиканского значения, столицы.

      Статья 10. Формы государственной поддержки

      1. Формой государственной поддержки является реализация программ содействия коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности.
      2. Программы содействия коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности могут разрабатываться и реализовываться как уполномоченным органом, отраслевыми уполномоченными органами, местными исполнительными органами областей, города республиканского значения, столицы, так и консорциумами высших учебных заведений и научных организаций.
      3. В программах содействия коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности могут участвовать сотрудники высших учебных заведений, научных организаций, старт-ап компаний, других юридических лиц в соответствии с требованиями, установленными разработчиком программы.
      4. Программы содействия коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности должны быть нацелены на развитие научно-производственных связей, региональное социально-экономическое развитие, создание и развитие инновационных стартап компаний, повышение квалификации сотрудников высших учебных заведений, научных организаций, стартапов, других юридических и физических лиц в области инновационного менеджмента и коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности.
      5. Программы содействия коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности не распространяются на отношения, связанные с предоставлением и использованием материально-технической базы в элементах индустриально-инновационной инфраструктуры, за исключением центров (офисов) коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, возникающие в процессе коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности.

      Статья 11. Предоставление грантов на коммерциализацию
                  результатов научной и (или) научно-технической
                  деятельности

      1. Гранты на коммерциализацию результатов научной и (или) научно-технической деятельности предоставляются участникам процесса коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности в порядке, определяемом уполномоченным органом.
      2. Финансирование коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности осуществляется за счет средств государственного бюджета, а также привлекаемого софинансирования субъектов частного предпринимательства, квазигосударственного сектора.
      3. На правоотношения, урегулированные настоящим Законом, в части коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, полученных в рамках научных исследований, финансирование которых осуществлялось из средств грантового, программно-целевого финансирования, не распространяется действие законодательства Республики Казахстан, устанавливающее требования к порядку осуществления закупок, в том числе государственных.

      Статья 12. Права участников процесса коммерциализации
                  результатов научной и (или) научно-технической
                  деятельности

      1. Право интеллектуальной собственности, полученное субъектами научной и (или) научно-технической деятельности в результате научной и (или) научно-технической деятельности, осуществляемой из государственного бюджета, принадлежит научным организациям, если иное не предусмотрено договором между ними и автором (авторами) объекта интеллектуальной собственности.
      2. Авторам гарантируется право на получение вознаграждений за создание и использование результатов научной и (или) научно-технической деятельности, финансирование которых осуществлялось из средств государственного бюджета.
      3. Высшие учебные заведения, научные организации самостоятельно распоряжаются имущественными правами на результаты интеллектуальной деятельности, а также доходами, полученными от деятельности созданных старт-ап компаний, в том числе совместно с субъектами частного предпринимательства, квазигосударственного сектора.
      4. Субъекты частного предпринимательства, квазигосударственного сектора вправе зарегистрировать за собой право интеллектуальной собственности на основании договора, заключенного с другим участником процесса коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности.

      Статья 13. Права авторов результатов научной и (или)
                 научно-технической деятельности

      1. Авторам результатов научной и (или) научно-технической деятельности, исключительные права на которые принадлежат работодателю, вознаграждение выплачивается работодателем в месячный срок с даты получения ими соответствующего патента или свидетельства о государственной регистрации (охранного документа).
      Вознаграждение за создание результатов научной и (или) научно-технической деятельности выплачивается в размере не менее одной среднемесячной заработной платы, если иное не установлено договором между ними.
      В случае использования в собственном производстве результатов научной и (или) научно-технической деятельности, исключительные права на которые принадлежат работодателю, автору результата научной и (или) научно-технической деятельности выплачивается вознаграждение в размере не менее 100 месячных расчетных показателей, ежегодно в течение всего срока действия охранного документа.
      2. В случае заключения лицензионного договора или договора уступки исключительного права, вознаграждение авторам составляет не менее 30 процентов от суммы лицензионного договора (включая роялти) без ограничения максимального размера вознаграждения. Вознаграждение выплачивается на основании договора автора с работодателем. Вознаграждение за использование результатов научной и (или) научно-технической деятельности выплачивается автору не позднее трех месяцев после истечения каждого финансового года, в котором использовался такой результат, и не позднее трех месяцев после поступления платежей по лицензионному договору на протяжении всего срока действия лицензионного договора.
      3. За несвоевременную оплату вознаграждений, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, работодателем выплачивается пеня автору за каждый день просрочки в соответствии с договором, заключенным между ними.
      4. Если результат научной и (или) научно-технической деятельности создан совместным творческим трудом нескольких авторов, исключительные права на которые принадлежат работодателю, то каждому из них выплачивается вознаграждение в размере не менее одной среднемесячной заработной платы.
      Вознаграждения, предусмотренные пунктами 2, 3 настоящей статьи, выплачиваются работодателем авторам поровну, если иное не предусмотрено договором между ними.
      5. Выплата вознаграждений, предусмотренных пунктами 2-4 настоящей статьи, сохраняется и в случае прекращения трудовых отношений между работодателем и работником, являющимся автором результата научной и (или) научно-технической деятельности.

      Статья 14. Права высших учебных заведений,
                научных организаций

      1. Высшие учебные заведения, научные организации независимо от их организационно-правовой формы вправе:
      1) самостоятельно распоряжаться исключительными правами на результаты научной и (или) научно-технической деятельности;
      2) предоставлять право пользования результатом научной и (или) научно-технической деятельности по лицензионным договорам;
      3) отчуждать исключительное право на результат научной и (или) научно-технической деятельности на основании договора уступки исключительных прав;
      4) передавать исключительное право на результат научной и (или) научно-технической деятельности в залог;
      5) вносить исключительные права на результат научной и (или) научно-технической в качестве взноса в уставный капитал;
      6) иным способом распоряжаться исключительным правом на результат научной и (или) научно-технической деятельности.
      2. Государственные высшие учебные заведения, государственные научные организации вне зависимости от их организационно-правовых форм имеют право без согласия собственника их имущества быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) старт-ап компаний.
      Государственные высшие учебные заведения, государственные научные организации вправе в качестве вклада в уставный капитал организации, осуществляющей коммерциализацию результатов научной и (или) научно-технической деятельности, без согласования с государственными органами вносить только права интеллектуальной собственности.
      Распоряжение имущественными правами на интеллектуальную собственность государственными научными организациями, государственными высшими учебными заведениями осуществляется без согласования с уполномоченным государственным органом - собственником их имущества.
      3. Высшие учебные заведения, научные организации вправе привлекать другие юридические и физические лица в качестве учредителей (участников) создаваемых старт-ап компаний.
      Вклад в уставной капитал старт-ап компаний такими лицами может быть оплачен денежными средствами не менее 50 процентов от доли их участия либо исключительным правом интеллектуальной собственности, материалами, оборудованием или иным имуществом, необходимым для коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности.
      4. Высшие учебные заведения, научные организации независимо от их организационно-правовой формы вправе самостоятельно, без согласования с уполномоченным государственным органом-собственником их имущества распоряжаться доходами, полученными в результате коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности.
      5. Оценка прав интеллектуальной собственности, вносимой в качестве вклада в уставный капитал старт-ап компании, осуществляется в установленном законодательством порядке в соответствии со стандартами оценки в Республике Казахстан.
      6. Государственные высшие учебные заведения, государственные научные организации вправе самостоятельно без согласия собственника их имущества распоряжаться своими долями участия в уставных капиталах старт-ап компаний.
      7. Доходы, полученные от распоряжения долями участия в уставных капиталах старт-ап компаний, учредителями (участниками) которых являются государственные высшие учебные заведения, государственные научные организации, а также часть дохода старт-ап компаний, полученная данными государственными высшими учебными заведениями, государственными научными организациями, поступают в их самостоятельное распоряжение.
      Полученные доходы направляются на правовую охрану интеллектуальной собственности, выплату вознаграждения авторам и лицам, оказавшим содействие по созданию и коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, а также осуществление уставной деятельности старт-ап компании.
      8. Если иное не предусмотрено внутренними регламентирующими документами высших учебных заведений и научных организаций, доля авторов должна быть не менее 30 % от доли прибыли старт-ап компании, полученной высшими учебными заведениями, научными организациями от внедрения результатов их интеллектуальной творческой деятельности.
      9. При ликвидации старт-ап компании исключительные права на результаты научной и (или) научно-технической деятельности, внесенные государственными высшими учебными заведениями, государственными научными организациями в качестве вклада в уставный капитал, передаются этим государственным заведениям и организациям. Если в качестве вклада в уставный капитал было внесено право использования результатов интеллектуальной деятельности, то соответствующий лицензионный договор прекращает свое действие с даты ликвидации старт-ап компании.

      Статья 15. Центры (офисов) коммерциализации результатов
                  научной и (или) научно-технической деятельности

      1. Деятельность центров (офисов) коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности направлена на оказание комплекса услуг по коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, включая в том числе поиск и оценку технологий для коммерциализации, маркетинговые исследования, предоставление консультационных услуг в области охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, разработку стратегии коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, организацию взаимодействия субъектов научной и (или) научно-технической деятельности и субъектов частного предпринимательства в целях заключения ими договоров в области коммерциализации технологий, не запрещенных законом.
      2. Функционирование центров (офисов) коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности обеспечивается за счет средств высших учебных заведений, научных организаций в размере не менее 2 % от объема грантового финансирования, выделенного на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
      3. В целях обеспечения эффективности деятельности центров (офисов) коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности высшими учебными заведениями, научными организациями направляют им средства не менее 10 % от суммы лицензионных договоров и договоров уступки прав интеллектуальной собственности, заключенных высшими учебными заведениями и научными организациями.

      Статья 16. Исключительные права на результаты научной
                  и (или) научно-технической деятельности

      1. Исключительные права на результаты научной и (или) научно-технической деятельности, созданные в рамках выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ субъектами научной и (или) научно-технической деятельности совместно с субъектами частного предпринимательства, квазигосударственного сектора, принадлежат им совместно, если иное не оговорено в договоре между ними.
      2. В случае, если договором предусмотрено, что исключительные права на результаты научной и (или) научно-технической деятельности принадлежат субъекту научной и (или) научно-технической деятельности, то за субъектом частного предпринимательства, квазигосударственного сектора сохраняется право на безвозмездную неисключительную лицензию на использование этих результатов в собственном производстве.

      Статья 17. Мониторинг коммерциализации результатов
                  научной и (или) научно-технической
                деятельности

      1. Уполномоченным органом, отраслевыми уполномоченными органами, местными исполнительными органами областей, города республиканского значения, столицы проводится мониторинг реализации программ коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности в целях:
      1) оценки эффективности затрат на реализацию программ коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности;
      2) оценки достижения целевых показателей и индикаторов реализации программ коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности;
      3) оценки социально-экономических эффектов от реализации программ коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности;
      4) определения задач развития и совершенствования программ коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности.
      2. Порядок проведения мониторинга государственных и отраслевых программ регулируется действующим законодательством Республики Казахстан.

Глава 3. Заключительные и переходные положения

      Статья 18. Ответственность за нарушение законодательства
                  Республики Казахстан в области коммерциализации
                  результатов научной и (или) научно-технической
                  деятельности

      Нарушение законодательства Республики Казахстан в области коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

      Статья 19. Порядок введения в действие настоящего Закона

      Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Президент
      Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.