Об утверждении Правил ведения Государственного фонда экологической информации

Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 октября 2016 года № 589. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 июля 2022 года № 512.

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 21.07.2022 № 512 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с подпунктом 7) статьи 16 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года Правительство Республики Казахстан Постановляет:

      1. Утвердить прилагаемые Правила ведения Государственного фонда экологической информации.

      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

     
      Премьер-Министр
Республики Казахстан
Б. Сагинтаев

  Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 13 октября 2016 года № 589

Правила
ведения Государственного фонда экологической информации
1. Общие положения

      1. Настоящие Правила ведения Государственного фонда экологической информации (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 7) статьи 16 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года (далее – Кодекс) и определяют порядок ведения Государственного фонда экологической информации.

      2. Государственный фонд экологической информации (далее – ГФЭИ) ведется с целью обеспечения государственных органов, физических и юридических лиц достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее объектов, факторах воздействия на окружающую среду, мерах, принимаемых по ее охране, предотвращению и сокращению загрязнения окружающей среды, использовании природных ресурсов.

      3. Ведение ГФЭИ осуществляется подведомственной организацией уполномоченного органа в области охраны окружающей среды (далее – подведомственная организация) и включает мероприятия по сбору, хранению, обработке, анализу, научному исследованию, предоставлению, распространению экологической информации, просвещению населения и природопользователей по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

      4. В состав Государственного фонда экологической информации входят:

      1) государственные кадастры природных ресурсов;

      2) государственный учет участков загрязнения окружающей среды;

      3) государственный кадастр отходов производства и потребления;

      4) государственный реестр природопользователей и источников загрязнения окружающей среды;

      5) государственный кадастр потребления озоноразрушающих веществ;

      6) государственный регистр выбросов и переноса загрязнителей;

      7) материалы оценки воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизы;

      8) нормативные правовые акты и нормативно-технические документы в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

      9) отчеты о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов;

      10) Национальный доклад о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов;

      11) Национальный экологический атлас;

      12) отчеты по результатам контрольно-инспекционной и правоприменительной деятельности в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

      13) программа производственного экологического контроля и отчеты экологического мониторинга;

      14) данные государственного экологического мониторинга;

      15) научно-техническая литература в области экологии;

      16) информация о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов, факторах воздействия на окружающую среду и принимаемых мерах по ее охране;

      17) иные материалы и документы, содержащие экологическую информацию.

      5. Понятия и определения, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

2. Сбор экологической информации

      6. Информация в ГФЭИ предоставляется в письменном виде, электронной, аудиовизуальной или иной формах:

      1) государственными органами;

      2) юридическими лицами.

      7. Информация в ГФЭИ предоставляется следующими государственными органами:

      1) уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей среды;

      2) уполномоченный государственный орган в области лесного хозяйства;

      3) уполномоченный государственный орган в области охраны, воспроизводства и использования животного мира;

      4) уполномоченный государственный орган в области особо охраняемых природных территорий;

      5) уполномоченный государственный орган по управлению земельными ресурсами;

      6) уполномоченный государственный орган в сфере гражданской защиты;

      7) уполномоченный орган по изучению недр;

      7-1) уполномоченный орган в области углеводородов;

      7-2) уполномоченный орган в области добычи урана;

      8) уполномоченный государственный орган в области использования атомной энергии;

      8-1) уполномоченный орган в области электроэнергетики;

      8-2) уполномоченный орган в области развития возобновляемых источников энергии;

      9) уполномоченный государственный орган в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

      10) уполномоченный государственный орган в области защиты и карантина растений;

      11) уполномоченный государственный орган в области ветеринарии;

      12) уполномоченный государственный орган в области использования и охраны водного фонда;

      13) уполномоченный государственный орган в области космической деятельности;

      14) уполномоченный государственный орган в области промышленной безопасности;

      15) уполномоченный государственный орган в области здравоохранения;

      16) местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы.

      Подведомственная организация ежегодно направляет запросы в государственные органы и юридические лица о предоставлении информации для ведения ГФЭИ.

      Сноска. Пункт 7 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 02.10.2020 № 638.

      8. Государственные органы в рамках своей компетенции и юридические лица предоставляют по запросу подведомственной организации достоверную и полную информацию за предыдущий год.

      9. Подведомственная организация организует сбор, хранение, обработку и анализ информации, предоставленной государственными органами и юридическими лицами.

3. Хранение и обработка экологической информации

      10. Экологическая информация в бумажной, электронной, аудиовизуальной или иной формах хранится на металлических стеллажах в закрытом помещении постоянно.

      11. Материалы и документы в ГФЭИ группируются по направлениям в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил.

      Сноска. Пункт 11 в редакции постановления Правительства РК от 02.10.2020 № 638.

      12. Обработка экологической информации в целях проведения анализа включает в себя ее учет и систематизацию.

      13. Материалы и документы ГФЭИ подлежат регистрационному учету. Учет осуществляется путем занесения данных в регистрационную и реестровую книги.

      Информация, предоставленная государственными органами и юридическими лицами, фиксируется в регистрационной книге.

      В регистрационной книге указываются: дата регистрации, порядковый номер, инвентарный номер, наименование материала, государственный орган (юридическое лицо), предоставивший материалы, количество экземпляров и приложений.

      В реестровой книге фиксируется информация по направлениям, согласно пункту 4 настоящих Правил.

      В реестровой книге указываются: наименование материала, государственный орган (юридическое лицо), предоставивший материал, реестровый номер, инвентарный номер, формат хранения (бумажный/электронный), количество экземпляров и приложений, местонахождение материала в архиве (стеллаж, полка).

      14. Систематизация экологической информации осуществляется по следующим направлениям:

      1) глобальные экологические проблемы (изменение климата, разрушение озонового слоя, сохранение биоразнообразия, опустынивание и деградация земель);

      2) национальные экологические проблемы (зоны экологического бедствия, проблемы, связанные с интенсивным освоением ресурсов шельфа Каспийского моря, истощение и загрязнение водных ресурсов, исторические загрязнения, воздействие полигонов военно-космического и испытательного комплексов, вопросы трансграничного характера);

      3) локальные экологические проблемы (радиоактивное загрязнение, загрязнение воздушного бассейна, бактериологическое и химическое загрязнения, промышленные и бытовые отходы, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера);

      4) другие направления.

4. Анализ и экологические научные исследования

      15. Предоставленная государственными органами и юридическими лицами экологическая информация анализируется путем изучения текущего состояния окружающей среды, динамики и возможных причин их изменений.

      Аналитическая работа состоит из следующих этапов:

      1) оценка информации;

      2) определение результатов анализа.

      На этапе оценки информации производится расстановка источников информации в зависимости от их надежности и достоверности.

      На этапе определения результатов анализа проводится выяснение причин обстоятельств появления экологической проблемы.

      Полученные результаты анализа оформляются в виде отчета.

      16. Отчет размещается в открытом доступе на интернет-ресурсе подведомственной организации, а также используется для составления Национального доклада о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов Республики Казахстан.

      17. Научные исследования проводятся в соответствии с Кодексом и Законом Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года "О науке".

      Научные исследования проводятся по следующим этапам:

      1) определение темы исследования;

      2) определение цели и задач;

      3) составление плана исследования;

      4) сбор материалов;

      5) проведение исследования;

      6) обработка результатов исследования;

      7) оформление научного отчета.

      18. Экологические научные исследования проводятся в целях научного обеспечения охраны окружающей среды, разработки научно обоснованных мероприятий по улучшению, восстановлению, обеспечению устойчивого функционирования природных экосистем, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности и социального, экономического и экологически сбалансированного развития Республики Казахстан.

5. Предоставление и распространение экологической информации

      19. Предоставление экологической информации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных процедурах и о доступе к информации.

      20. Распространение экологической информации осуществляется подведомственной организацией путем:

      1) размещения в открытом доступе на интернет-ресурсах подведомственной организации;

      2) распространения в средствах массовой информации, периодических печатных изданиях, а также с применением иных общедоступных информационно-коммуникационных средств.

6. Просвещение населения и природопользователей по вопросам
охраны окружающей среды и использования природных ресурсов

      21. Целью просвещения населения и природопользователей по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов является формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития.

      22. Просвещение осуществляется путем организации и проведения подведомственной организацией следующих мероприятий:

      1) курсов, тренингов и обучающих семинаров по повышению квалификации в области охраны окружающей среды;

      2) консультационной помощи населению;

      3) конференций, выставок, семинаров, научно-практических форумов;

      4) подготовки пресс-релизов, статей, организации интервью.

      При подготовке и проведении курсов, тренингов и обучающих семинаров по повышению квалификации в области охраны окружающей среды осуществляются следующие мероприятия:

      1) составление программы, подбор лекторов, определение даты и места проведения курсов, тренингов и обучающих семинаров;

      2) рассылка писем-приглашений природопользователям, неправительственным организациям, средствам массовой информации, высшим учебным заведениям, колледжам по электронной почте и факсу;

      3) регистрация слушателей;

      4) проведение курсов, тренингов и обучающих семинаров;

      5) оценка результативности обучения;

      6) оценка работы лекторов;

      7) оценка качества организации обучения;

      8) отзывы слушателей;

      9) выдача сертификатов.

On approval of the Rules for maintaining the State Environmental Information Fund

Decree of the Government of the Republic of Kazakhstan dated October 13, 2016 No. 589. Abolished by the Decree of the Government of the Republic of Kazakhstan dated July 21, 2022 No. 512

      Unofficial translation

      Footnote. Abolished by Decree of the Government of the Republic of Kazakhstan dated July 21, 2022 No. 512 (effective ten calendar days after the date of its first official publication).

      In accordance with subparagraph 7) of article 16 of the Environmental Code of the Republic of Kazakhstan dated January 9, 2007 the Government of the Republic of Kazakhstan HEREBY DECREES:

      1. To approve the attached Rules for maintaining the State Environmental Information Fund.

      2. This decree shall come into force upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication.

      Prime Minister
      of the Republic of Kazakhstan B. Sagintayev

  Approved
by Decree of the Government
of the Republic of Kazakhstan
dated October 13, 2016 no. 589

Rules for maintaining the State Environmental Information Fund
1. General provisions

      1. These Rules for maintaining the State Environmental Information Fund (hereinafter referred to as the Rules) have been developed in accordance with subparagraph 7) of article 16 of the Environmental Code of the Republic of Kazakhstan dated January 9, 2007 (hereinafter referred to as the Code) and shall determine the procedure for maintaining the State Environmental Information Fund.

      2. The State Environmental Information Fund (hereinafter referred to as the SEIF) shall be maintained for the purposes of providing the state bodies, individuals and legal entities with reliable information about condition of environment and its objects, environment impact factors, measures taken to protect it, prevent and reduce environmental pollution, use of natural resources.

      3. Maintaining the SEIF shall be carried out by the subordinate organization of the authorized body in the field of environmental protection (hereinafter referred to as the subordinate organization) and shall include activities on collection, storage, processing, analysis, scientific research, provision, distribution of environmental information, education of the population and natural resource users on environmental protection and the use of natural resources.

      4. The composition of the State Environmental Information Fund shall include:

      1) state cadastres of natural resources;

      2) state record-keeping of environmental pollution sites;

      3) state cadastre of production and consumption waste;

      4) state register of natural resource users and sources of environmental pollution;

      5) state cadastre of consumption of ozone depleting substances;

      6) state register of pollutant emissions and transfers;

      7) materials of environmental impact assessment and state environmental expertise;

      8) normative legal acts and normative-technical documents in the field of environmental protection and use of natural resources;

      9) reports on the implementation of research and development activities related to the environmental protection and the use of natural resources;

      10) National Report on condition of environment and use of natural resources;

      11) National environmental atlas;

      12) reports on the results of control, inspection and enforcement activities in the field of environmental protection and use of natural resources;

      13) program of production environmental control and reports of environmental monitoring;

      14) data of state environmental monitoring;

      15) scientific-technical literature in the field of ecology;

      16) information on the state of the environment and the use of natural resources, environmental impact factors and measures taken for its protection;

      17) other materials and documents, containing environmental information.

      5. Terms and definitions, used in these Rules shall be applicable in accordance with the current legislation of the Republic of Kazakhstan.

2. Collection of environmental information

      6. Information to the SEIF shall be provided in written, electronic, audiovisual or other forms by:

      1) state bodies;

      2) legal entities.

      7. Information to the SEIF shall be provided by the following state bodies:

      1) authorized state body in the field of environmental protection;

      2) authorized state body in the field of forestry;

      3) authorized state body in the field of protection, reproduction and use of the animal world;

      4) authorized state body in the field of specially protected natural areas;

      5) authorized state body on land resource management;

      6) authorized state body in the field of civil protection;

      7) authorized state body on the study and use of subsoil;

      8) authorized state body in the field of nuclear energy use;

      9) authorized state body in the field of sanitary and epidemiological welfare of the population;

      10) authorized state body in the field of protection and quarantine of plants;

      11) authorized state body in the field of veterinary;

      12) authorized state body in the field of use and protection of water fund;

      13) authorized state body in the field of space activity;

      14) authorized state body in the field of industrial safety;

      15) authorized state body in the field of healthcare;

      16) local executive bodies of regions, cities of Republican significance, capitals.

      The subordinate organization shall annually send requests to the state bodies and legal entities on provision of information for the maintenance of the SEIF.

      8. State bodies within their competence and legal entities shall provide reliable and complete information for the previous year at the request of the subordinate organization.

      9. The subordinate organization shall organize collection, storage, processing and analysis of information, provided by state bodies and legal entities.

3. Storage and processing of environmental information

      10. Environmental information in paper, electronic, audiovisual or other forms shall be stored on metal racks in a closed room.

      11. Materials and documents in the SEIF shall be grouped by areas in accordance with paragraph 30 of the present Rules.

      12. Processing of environmental information in order to conduct the analysis, shall include its accounting and systematization.

      13. SEIF materials and documents shall be subject to registration. Accounting shall be carried out by entering data in the registration and registry books.

      Information provided by state bodies and legal entities shall be recorded in the registration book.

      The registration book shall indicate: date of registration, ordinal number, inventory number, name of material, state body (legal entity) provided the materials, number of copies and appendices.

      The registry book shall record information by areas in accordance with paragraph 4 of the present Rules.

      The registry book shall indicate: name of the material, state body (legal entity) that provided the material, registry number, inventory number, storage format (paper/electronic), number of copies and appendices, location of the material in the archive (rack, shelf).

      14. Systematization of environmental information shall be carried out in the following areas:

      1) global environmental problems (climate change, ozone depletion, biodiversity conservation, desertification and land degradation);

      2) national environmental problems (ecological disaster zones, problems associated with intensive development of the shelf resources of the Caspian Sea, depletion and pollution of water resources, historical pollution, the impact of military-space and test complexes, cross-border issues);

      3) local environmental problems (radioactive pollution, air pollution, bacteriological and chemical pollution, industrial and household waste, natural and man-made emergencies);

      4) other areas.

4. Analysis and environmental scientific researches

      15. Environmental information provided by state bodies and legal entities shall be analyzed by studying the current state of the environment, dynamics and possible causes of their changes.

      Analytical work consists of the following steps:

      1) information assessment;

      2) determining the results of analysis.

      At the stage of assessing information, the information sources shall be arranged depending on their reliability and accurateness.

      At the stage of determining the results of the analysis, the causes of the appearance of the environmental problem shall be clarified.

      Obtained results of the analysis shall be executed in the form of a report.

      16. The report shall be posted in the public domain on the Internet resource of the subordinate organization, and is also used for drawing up the National Report on condition of environment and use of natural resources of the Republic of Kazakhstan.

      17. Scientific researches shall be carried out in accordance with the Code and the Law of the Republic of Kazakhstan dated February 18,2011 "On Science".

      Scientific research shall be carried out in the following stages:

      1) determining the research topic;

      2) determining the goals and objectives;

      3) drawing up a research plan;

      4) collection of materials;

      5) conducting the research;

      6) processing of the results of research;

      7) execution of a scientific report.

      18. Environmental scientific research shall be carried out in order to scientifically ensure environmental protection, develop scientifically sound measures to improve, restore, ensure the sustainable functioning of natural ecosystems, rational use and reproduction of natural resources, ensure environmental safety and social, economic and environmentally balanced development of the Republic of Kazakhstan.

5. Provision and distribution of environmental information

      19. Provision of environmental information shall be carried out in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan on administrative procedures and access to information.

      20. Environmental information shall be distributed by the subordinate organization through:

      1) posting in open access on the Internet resources of a subordinate organization;

      2) distribution in mass media, periodicals, and other publicly available information and communication tools.

6. Education of the population and nature users on issues of environmental protection and use of natural resources

      21. The purpose of education of the population and natural resource users on environmental issues and the use of natural resources is to form an active life position of citizens and ecological culture in society, based on the principles of sustainable development.

      22. Education shall be provided by organizing and conducting by the subordinate organization the following activities:

      1) courses, trainings, and educational seminars for professional development in the field of environmental protection;

      2) advisory assistance to the population;

      3) conferences, exhibitions, seminars, scientific and practical forums;

      4) preparation of press releases, articles, organization of interviews.

      In the preparation and conduct of courses, trainings and educational seminars for professional development in the field of environmental protection, the following activities shall be carried out:

      1) preparing a program, selecting lecturers, determining the date and venue of courses, trainings and educational seminars;

      2) sending letters of invitation to nature users, non-governmental organizations, the media, universities, colleges by e-mail and fax;

      3) registration of students;

      4) conducting courses, trainings and educational seminars;

      5) assessment of the effectiveness of training;

      6) assessment of the lecturers’ work;

      7) assessment of the quality of training;

      8) feedback of students;

      9) issuance of certificates.