Об утверждении Экономической политики на среднесрочный период

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 апреля 2023 года № 275.

      В соответствии с подпунктом 1) статьи 9 Конституционного закона Республики Казахстан "О Правительстве Республики Казахстан" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемую Экономическую политику на среднесрочный период.

      2. Государственным органам принять необходимые меры, вытекающие из настоящего постановления.

      3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
А. Смаилов

  УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 5 апреля 2023 года № 275

Экономическая политика на среднесрочный период

Оглавление

      1. Введение

      2. Анализ текущей ситуации

      3. Цель и принципы

      4. Задачи и направления

      4.1. Верховенство закона

      4.2. Развитие частного сектора

      4.2.1. Развитие предпринимательства

      4.2.2. Антимонопольная политика и развитие конкуренции

      4.2.3. Квазигосударственный сектор

      4.3. Макроэкономическая стабильность

      4.3.1. Фискальная политика

      4.3.2. Денежно-кредитная политика

      4.3.3. Развитие финансового сектора

      4.4. Диверсификация экономики

      4.4.1. Проактивная инвестиционная политика

      4.4.2. Расширение географии экспорта

      4.4.3. Углубление производственного потенциала

      4.4.4. Развитие отраслей экономики

      Промышленность

      Горно-металлургический комплекс

      Обрабатывающая промышленность

      Транспорт

      Агропромышленный комплекс

      Внутренняя и электронная торговля

      Туризм

      Цифровизация и инновации

      4.5. Региональная политика

      4.6. Социальное благополучие и развитие человеческого капитала

      4.6.1. Образование

      4.6.2. Здравоохранение

      4.6.3. Социальное обеспечение и занятость

      4.7. Реформирование государственного управления

      5. Заключение

1. Введение

      Сегодня развитие Казахстана нацелено на выход на траекторию устойчивого роста в качестве государства с рыночной экономикой, полноправного члена мирового сообщества и общепризнанного лидера в Центрально-Азиатском регионе.

      Национальная экономика, базирующаяся на использовании сырьевого потенциала страны, сумела преодолеть ряд вызовов и пережить непростые годы глобальных кризисов.

      Вместе с тем ухудшение геополитической ситуации в мире, политические и военные конфликты, санкционные противостояния, последствия пандемии запустили процесс формирования новой политической и экономической географии мира.

      На этом фоне международные институты прогнозируют замедление мировой экономики и возникновение рисков глобальной рецессии.

      При этом в экономике Казахстана сохраняются системные проблемы, сдерживающие ее развитие и способные привести к росту социальной напряженности.

      Для придания нового импульса развитию требуются переосмысление принципов и механизмов экономической политики, обеспечение ее предсказуемости, определение роли государства и перенастройка "правил игры" в целях стимулирования предпринимательской деятельности.

      Государство сосредоточится на реализации стратегических функций по обеспечению национальной безопасности, верховенства закона и правопорядка, развитию человеческого капитала, расширению базовой инфраструктуры, региональному развитию, координации и регулированию экономических процессов.

      Главным постулатом Экономической политики на среднесрочный период (далее – Экономическая политика) станет построение инклюзивной экономики со справедливым распределением доходов и ростом уровня жизни граждан.

      Эффективная реализация политики приведет к повышению мотивации экономически активного населения и позволит внедрить новый формат "общественного договора".

2. Анализ текущей ситуации

      За последние десять лет экономика Казахстана выросла в реальном выражении на 36,4 %. Основным драйвером экономического роста стала сфера услуг, рост в которой составил 42,6 %, в то время как производство товаров выросло на 31,2 %. В структуре ВВП доля услуг увеличилась на 2,3 п.п. (53,8 %), доля производства товаров в ВВП снизилась на -0,1 п.п. (40,4 %).

      Вместе с тем, рассматривая динамику роста экономики Казахстана по уровню доходов согласно классификации Всемирного банка (с использованием Атлас-метода), необходимо отметить следующее.

      С середины 2000-х годов Казахстан относится к странам с уровнем доходов выше среднего. При этом ВВП на душу населения с 2012 года находится на нисходящей траектории, снизившись с 9,9 до 8,7 тыс. долларов США.

      В тоже время за последние десятилетия такие страны как Эстония, Латвия и Литва совершили качественный рывок, перейдя из категории стран с уровнем доходов вышесреднего в категорию стран с высокими доходами.

      Это свидетельствует о том, что для Казахстана все еще актуальна проблема "ловушки среднего дохода".

      Помимо этого с 2012 года вплоть до пандемийного 2020 года наблюдалось отставание реального роста доходов населения от темпов роста ВВП. Рост доходов населения был преимущественно поддержан за счет увеличения социальных трансфертов при снижении роста ВВП. После этого тренд сменился в сторону отставания темпов роста ВВП от темпа роста реальных денежных доходов населения – 24,7 % против 27 % в 2020 году и 30,1 % против 33,5 % в 2021 году соответственно.

      Учитывая данные тенденции, возникает необходимость обеспечения качества экономического роста.

      При этом действующая экономическая модель, ориентированная на добычу и экспорт углеводородов и минеральных ресурсов, не в состоянии генерировать дальнейшее устойчивое и инклюзивное экономическое развитие.

      Наблюдаются высокая концентрация в сырьевых секторах, низкие уровни "сложности" выпуска и экспорта продукции, а также конкурентоспособности по сравнению со странами региона. Подтверждением тому является 78 позиция Казахстана в рейтинге "Индекса экономической сложности" (для сравнения Беларусь – 31 место, Россия – 52 место, Грузия – 63 место, Кыргызстан – 66 место).

      В промышленных регионах происходит истощение сырьевых запасов, наблюдается высокий уровень физического и морального износа крупных производств. Увеличивается разрыв между фактическим потреблением и генерацией электроэнергии, вызванный значительной долей устаревшего основного оборудования электростанций (до 70 %).

      Стагнация и отсутствие качественного преобразования в экономике отрицательно влияют на бюджетные параметры.

      В структуре доходов бюджета наблюдается высокая зависимость от сырьевых отраслей. Динамика поступлений напрямую зависит от рынков, где ценовая волатильность является нормой. К примеру, за последние 5 лет расходная часть бюджета не подкреплялась достаточной доходной базой, способной полноценно обеспечить ее расходную часть. Так, в 2021 году налоговые поступления составили 10,7 трлн тенге при бюджетных расходах в размере 18,6 трлн тенге. При этом часть расходов была компенсирована трансфертами из Национального фонда (4,5 трлн тенге).

      Бюджетные расходы увеличились исключительно за счет повышения текущих расходов, которые не включают в себя инвестиционные проекты развития (доля бюджета развития за 11 лет снизилась с 23 % до 13 %).

      Ненефтяной дефицит республиканского бюджета составил 10,6 % от ВВП и увеличился с -883 млрд тенге в 2018 году до -8,2 трлн тенге в 2021 году.

      Вместе с тем в среднесрочной перспективе Казахстан может столкнуться с новыми демографическими вызовами. За последнее десятилетие в структуре населения происходит сокращение доли трудоспособного населения при увеличении доли населения старше и особенно моложе трудоспособного возраста.

      По оценкам ООН к 2050 году количество пожилого населения вырастет в 2,2 раза, и его доля составит 14 %, в то время как доля населения детского возраста уменьшится до 23 %. Это, в свою очередь, приведет к росту коэффициента демографической нагрузки.

      Изменение структуры населения в значительной степени повлияет на рынок труда, системы образования и здравоохранения, а также пенсионную систему.

      В этой связи, учитывая происходящие демографические тенденции, для адаптации страны и использования человеческого капитала необходимо создание благоприятных социально-экономических условий.

      Также в последнее время усилилось влияние высокого уровня неопределенности и волатильности внешнеэкономической ситуации на экономику Казахстана.

      Так, негативные изменения в глобальной макроэкономической конъюнктуре приводят к фрагментации экономических связей. В результате сегодня инфляция во всем мире достигла рекордных уровней, что является основным глобальным макроэкономическим трендом. Так, в США и Еврозоне инфляция достигла своих максимумов за последние 40 лет.

      В качестве ответной меры центральные банки развитых стран ужесточают денежно-кредитную политику. В ближайшем будущем это может негативно отразиться на экономическом росте в данных странах.

      По оценке Международного валютного фонда темпы мировой экономики снизятся с 3,2 % в 2022 году до 2,7 % в 2023 году (в 2021 году – 6 %). Согласно прогнозу Еврокомиссии экономический рост в Европе сократится с 3,3 % в 2022 году до 0,3 % в 2023 году. По оценке ОЭСР рост мировой экономики замедлится до 2,2 % в 2023 году, в странах ОЭСР – с 2,8 % в 2022 году до 0,8 % в 2023 году (в 2021 году – 5,6 %).

      Данные условия могут негативно сказаться на макроэкономической стабильности Казахстана, ввиду чего возникает необходимость пересмотра экономической политики на среднесрочный период.

3. Цель и принципы

      Целью Экономической политики является устойчивый, качественный и инклюзивный экономический рост, способный обеспечить реальное увеличение уровня национального дохода.

      Фундаментальным условием реализации Экономической политики будет всеобъемлющее гарантирование верховенства закона.

      Экономическая политика будет направлена на обеспечение справедливости и равенства возможностей для максимального раскрытия потенциала всех экономических агентов и граждан.

      Основными принципами Экономической политики станут:

      гарантирование неприкосновенности частной собственности;

      прозрачность принимаемых решений;

      честная конкуренция;

      предсказуемость государственной политики;

      налоговая честность бизнеса;

      социальная ответственность предпринимателей.

      Государство планомерно сократит свое присутствие в экономике и сосредоточится на создании благоприятной для предпринимательства регуляторной среды.

      Будет обеспечено полное практическое соблюдение положений антимонопольного законодательства, устранены практики, приводящие к искажению экономических стимулов и деформации рыночных условий.

      Это позволит выстроить экономическую систему, свободную от олигополий и олигархии, основанную, в первую очередь, на массовом предпринимательстве, ведущую роль в котором будет занимать частный сектор.

      Эффективность экономической политики будет оцениваться не только по росту валового внутреннего продукта, а в первую очередь, по созданию качественных рабочих мест и увеличению реальных доходов граждан.

4. Задачи и направления

      Базовым условием достижения цели Экономической политики является макроэкономическая устойчивость. Для этого будет обеспечена сбалансированность широкого спектра экономических политик. Повышение производительности труда и капитала приведут к соразмерному устойчивому росту доходов населения.

      Для формирования базовых условий государственная политика будет акцентирована на обеспечении:

      экономической свободы путем развития честной конкуренции, создания благоприятной предпринимательской и инвестиционной среды, четкого определения роли государства в экономике;

      перехода к рыночному ценообразованию;

      технологической модернизации, повышения экспортного потенциала и производительности труда;

      занятости, предоставляющей возможность гражданам реализовать свои производственные способности и получить доходы, которые позволят повысить качество жизни населения, его благосостояние и платежеспособность;

      финансовой стабильности через реализацию эффективных фискальной и монетарной политик, рационализации бюджетных расходов, устойчивости государственных финансов, укрепления банковского сектора, развития фондового рынка;

      социального благополучия за счет равного доступа всех граждан к услугам здравоохранения, образования и социальной защиты.

4.1. Верховенство закона

      Гарантия верховенства закона является критически важным фундаментальным условием для качественного инклюзивного экономического развития страны.

      Реформы по обеспечению верховенства закона будут охватывать все ветви государственной власти – законодательную, исполнительную и судебную.

      Будет искоренена дискриминационная политика по отношению к участникам экономической деятельности, проведена инвентаризация международно-договорной базы Республики Казахстан, а также изучена договорная база развитых стран.

      Это позволит определить степень внедрения норм международных соглашений в национальное законодательство. В результате будут приняты комплексные меры по модернизации казахстанского законодательства в целях создания наиболее благоприятных условий для экономического развития.

      Будет проведена ревизия Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов с исключением фактически не работающих или препятствующих правосудию норм.

      Будет принят комплекс мер по эффективному гражданскому судопроизводству с использованием современных технологий и медиации, усилению системы досудебных разбирательств, обеспечению реальной состязательности между сторонами обвинения и защиты.

      Судебная система продолжит свою деятельность, основываясь на принципах правосудия, установленных Конституцией и соответствующими ей процессуальными кодексами.

      Дальнейшее совершенствование судебной системы будет сосредоточено на обновлении и укреплении судейского корпуса. Для этого будет обеспечен равный статус всех судей через внедрение выборности кандидатур на должности председателей судов и председателей судебных коллегий, а также судей Верховного Суда.

      Также будет снижена зависимость судей от председателей судов, в том числе за счет преобразования части позиций председателей судов в судейские должности.

      Для повышения качества защиты интересов граждан, инвесторов и бизнесменов будут созданы условия и стимулы для привлечения в судебную систему наиболее квалифицированных специалистов в соответствующих отраслях права (налогообложения, недропользования, интеллектуальной собственности и других), в том числе из корпоративного сектора.

      Продолжится работа по содействию повышению правовой грамотности и культуры граждан.

      Укрепление статуса Высшего судебного совета как полноценного института с четкими кадровыми функциями позволит повысить независимость судебного корпуса.

      Будет внедрен механизма проверки Судебным жюри каждого отмененного судебного акта, при вынесении которого судьей допущены грубые нарушения законности.

      Частичная передача административных дел, гражданско-правовых споров и производств в плоскость административной юстиции повысит качество отправления отечественного правосудия.

      Полноценное внедрение интеллектуальной аналитической системы позволит обеспечить единообразие в отправлении правосудия. Кроме того, будет реформирован институт апелляции.

      Будет усилена роль институтов защиты прав и свобод граждан: Конституционного Суда, Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка.

      Реформы по соблюдению верховенства закона позволят обеспечить защиту фундаментальных прав и свобод, укрепить доверие населения и предпринимателей.

4.2. Развитие частного сектора

      Для расширения и развития частного сектора будут реализованы системные меры по улучшению условий для ведения бизнеса.

      Во многом это станет возможным благодаря развитию честной конкуренции, реализации проактивной антимонопольной политики, устранению административных барьеров и проведению реформ квазигосударственного сектора, в том числе за счет регламентированного и открытого процесса приватизации.

4.2.1. Развитие предпринимательства

      Дальнейшее развитие массового предпринимательства станет драйвером экономического роста и основным источником повышения благосостояния граждан.

      В целях формирования максимально благоприятных и стимулирующих условий для активизации предпринимательской деятельности и привлечения частного капитала будет внедрено полноценное регулирование "с чистого листа".

      Путем проведения ревизии всех нормативных правовых актов продолжится масштабное сокращение неактуальных и необоснованных регуляторных требований, которые будут заменены новыми компактными и понятными правилами для бизнеса.

      Это позволит сформировать новый принцип максимальной свободы предпринимательства.

      Меры финансовой поддержки будут приоритетно оказываться конкурентоспособным малым и средним предприятиям. При этом базовыми критериями станут рост фонда оплаты труда и увеличение налоговых отчислений.

      В целях укрупнения бизнеса будут реформированы налоговые режимы и введены единые критерии определения категорий малого и среднего бизнеса на основе применения среднегодового дохода и аффилированности учредителей юридических лиц.

      На основе оценки наличия незанятых или не используемых по назначению земель в каждом регионе и крупном населенном пункте будет обеспечено оперативное и прозрачное выделение земельных участков предпринимателям.

      Все процедуры взаимодействия государства с бизнесом, включая регуляторные требования, будут оцифрованы.

      Посредством автоматизации государственного контроля будет осуществлен переход от проверок и наказания к профилактике правонарушений.

      Доступ к инструментам государственной поддержки будет предоставляться через использование цифровых решений на основе прозрачных и объективных рейтингов и критериев. Это значительно снизит транзакционные издержки, повысит прозрачность принятия решений и сократит административные барьеры.

      В результате доля малых и средних предприятий к 2030 году будет доведена до 40 % к ВВП.

4.2.2. Антимонопольная политика и развитие конкуренции

      Основным приоритетом антимонопольного регулирования станет внедрение проактивной конкурентной политики с уходом от карательных подходов к более широкому применению инструментов "мягкого права".

      Политика в сфере защиты конкуренции будет осуществляться на основе приоритетности профилактических мер антимонопольного регулирования, ограничения участия государства в предпринимательской деятельности, повышения ответственности центральных и местных государственных органов, информационной открытости и прозрачности.

      Основной упор будет сделан на снижение и последующее устранение регуляторных барьеров, связанных с ценовым искажением, доступом к ключевым мощностям и обеспечением равенства субъектов предпринимательства.

      С учетом анализа соблюдения конкурентного законодательства и мониторинга его эффективности будут оптимизированы меры государственной поддержки.

      Будут поэтапно дерегулированы все законодательные и регуляторные акты, прямо или косвенно препятствующие рыночному ценообразованию.

      Исключением станут субъекты, подпадающие под регулирование тарифов на медицинские услуги, лекарственные средства и медицинские изделия, закупаемые в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования, а также субъекты сфер естественных монополий.

      В целях привлечения инвестиций в инфраструктуру на монопольных рынках будет осуществлен переход к новой тарифной политике – "Тариф в обмен на инвестиции". Данный подход подразумевает предоставление тарифов в обмен на инвестиции в инфраструктуру за счет собственных средств и участие в системе государственного мониторинга для обеспечения прозрачности.

      Будут применены стимулирующие меры для внедрения инновационных решений и модернизации оборудования с перераспределением части затрат внутри тарифной сметы и сохранением в распоряжении монополиста определенной доли дохода. Одновременно будет осуществляться постепенный отказ от перекрестного субсидирования тарифов в отраслях естественных монополий и на общественно значимых рынках.

      Стимулирование конкуренции на товарных рынках будет проводиться посредством развития биржевой торговли, сокращения административных и экономических барьеров для входа.

      Государство продолжит системную работу по демонополизации экономики.

      На законодательном уровне будет определено понятие "конгломерат". Экономическая концентрация связанных друг с другом субъектов рынка будет возможна лишь в случае наличия обязательного разрешения.

      Будет регламентирован институт "единых операторов", в том числе на региональном уровне, путем их передачи в конкурентную среду либо признания их монополистами с внедрением соответствующего антимонопольного регулирования.

      В целях недопущения необоснованных и чрезмерных бюджетных расходов будет выстроена качественно новая система государственных закупок с переносом приоритета с низкой цены на качество закупаемых товаров и услуг, а также приоритезацией местного содержания.

      Продолжится совершенствование механизмов государственных закупок путем обновления законодательства о государственных закупках, а также перевода на единую платформу закупок государственных и квазигосударственных организаций.

4.2.3. Квазигосударственный сектор

      Субъектам квазигосударственного сектора для эффективного достижения их целей будет предоставлена операционная независимость.

      Продолжится политика постепенного снижения доли государства в экономике.

      За счет систематизации и классификации субъектов квазигосударственного сектора повысится качество принятия решений по дальнейшей приватизации, оптимизации и ликвидации.

      С учетом обеспечения прозрачности процедур и определения справедливой рыночной стоимости активов будут пересмотрены механизмы передачи объектов в конкурентную среду.

      Это позволит упорядочить деятельность субъектов квазигосударственного сектора, сфокусировать их на целях и задачах, изначально сформулированных при их создании, сократить бюрократические, управленческие и бюджетные издержки, а также увеличить долю частного сектора в экономике с учетом принципа "Yellow Pages".

      Будет внедрен институт юридических лиц публичного права, который станет альтернативным вариантом для высвобождения государственного аппарата от отдельных реализационных функций.

      В области корпоративного управления с учетом передовой международной практики продолжится работа по укреплению независимости и профессиональному развитию советов директоров и наблюдательных советов.

      Будет определена новая модель работы АО "ФНБ "Самрук-Казына" (далее – Фонд) с повышением прозрачности управления.

      Фонд трансформируется в инвестиционную компанию, которая будет владеть только мажоритарным пакетом акций компаний в стратегически важных секторах экономики. Другие активы и акции Фонда, а также принадлежащих ему компаний (дочерних компаний) будут приватизированы в рамках демонополизации и разгосударствления экономики, в том числе через механизм "Народное IPO".

      В качестве соинвестора Фонд будет участвовать только в критически значимых проектах, определяемых Президентом, реализация которых не может быть осуществлена только средствами частных инвесторов.

      АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" (далее – холдинг), следуя принципам ESG (ответственное отношение к окружающей среде, высокая социальная сознательность, высокое качество корпоративного управления) и лучшим стандартам корпоративного управления, продолжит повышать свою роль в качестве ключевого института развития по реализации государственной политики в сферах привлечения инвестиций, промышленно-инновационного развития, продвижения экспорта национальной продукции, поддержки малого и среднего предпринимательства, расширения агропромышленного комплекса и жилищно-строительного сектора.

      Будет увеличена доля частного фондирования проектов, оборачиваемость привлеченных средств из государственных и частных источников, обеспечено развитие производства среднего и верхнего переделов с расширением рынка инфраструктурных проектов и венчурного финансирования.

      Для обеспечения населения жильем холдинг продолжит совершенствование инструментов по повышению доступности жилья, в том числе развитию рынка коммерческой ипотеки и арендного жилья, фондированию строительства нового и реновации ветхого жилья.

4.3. Макроэкономическая стабильность

      Достижение качественного и устойчивого роста экономики, ведущего к повышению благосостояния населения, требует слаженной координации налогово-бюджетной, денежно-кредитной и отраслевых политик, а также политики развития финансового сектора.

4.3.1. Фискальная политика

      Налогово-бюджетная политика будет направлена на формирование макроэкономической и бюджетной устойчивости с учетом исполнения всех социально-экономических обязательств государства.

      В рамках налоговой политики будут обеспечены стабильность и прозрачность условий налогообложения, простота исполнения налоговых обязательств с широким использованием цифровых технологий.

      Продолжится совершенствование налоговой политики, направленной на стимулирование, расширение налоговой базы и укрепление доходной части бюджета.

      С учетом необходимости более справедливого распределения налоговой нагрузки будут усовершенствованы подходы косвенного налогообложения на основе международного опыта (налог на добавленную стоимость, акцизы).

      В целях стимулирования бизнеса будет применяться механизм дифференцированных налоговых ставок в зависимости от отрасли экономики.

      Будет расширено применение розничного налога.

      Будут внедрены механизмы снижения или освобождения от корпоративного подоходного налога с прибыли, направленные на технологическую модернизацию и научные разработки.

      Для стимулирования повышения зарплат работников будут установлены встречные обязательства бизнеса при получении мер государственной поддержки.

      Специальные налоговые режимы будут упрощены и оптимизированы.

      Будет повышена эффективность налогообложения твердых полезных ископаемых.

      Основой налогового администрирования станет клиентоориентированность органов налоговой службы с целью создания сервисно-ориентированной модели налогообложения с учетом лучших международных практик.

      Будет продолжена работа по упрощению и максимально возможной цифровизации налогового администрирования, а также недопущению уклонения от уплаты налогов и намеренного дробления организаций с целью снижения налоговой нагрузки.

      Особое внимание будет уделяться снижению теневой экономики до уровня стран ОЭСР и недопущению незаконного вывоза капитала из страны.

      Будет внедрен интегрированный таможенный контроль с проведением фитосанитарного, ветеринарного, санитарно-эпидемиологического, радиационного контроля и технического регулирования по принципу "одного окна".

      Модель бюджетной политики будет реформирована путем перехода от "освоения средств" к "управлению результатами" и направлена на повышение экономической отдачи каждого потраченного тенге бюджетных средств. Для этого будут предусмотрены гибкость управления бюджетными средствами в течение финансового года и их перенос на следующий год.

      В бюджетном процессе будут соблюдаться обязательные предельные финансовые нормативы по дефициту и долгу при планировании и исполнении.

      Покрытие расходов будет обеспечиваться только в рамках возможностей доходной части бюджета. При этом будет применяться контрцикличное бюджетное правило, устанавливающее прямое ограничение на темпы роста государственных расходов на уровне целевого долгосрочного экономического роста, увеличенного на долгосрочную цель по инфляции.

      Для повышения эффективности расходования ресурсов Национального фонда целевые трансферты будут направляться исключительно на развитие критической инфраструктуры и реализацию проектов общестранового значения. При этом будет применяться контрцикличное правило по гарантированному трансферту. Это обеспечит сохранность и дальнейшее накопление активов Национального фонда.

      Управление государственным долгом будет осуществляться в пределах обязательных финансовых ограничений с определением оптимальной структуры и источников его финансирования.

      Для обеспечения сбалансированности и устойчивости государственных финансов будет активно применяться система управления бюджетными рисками.

      Будут поддерживаться оптимальный уровень и структура расходов, в том числе за счет внутренних резервов. Одновременно на регулярной основе будут проводиться ревизия и оптимизация бюджетных расходов с их максимальной приоритизацией.

      Политика межбюджетных отношений будет направлена на стимулирование самодостаточности регионов и дальнейшую децентрализацию финансово-экономических функций в пользу регионов.

      Для обеспечения развития местного самоуправления продолжится передача на местный уровень дополнительных статей доходов и расходов с усилением ответственности за их реализацию.

      Будет масштабирована практика "бюджета народного участия" на местном уровне для широкого вовлечения граждан в решение приоритетных вопросов.

4.3.2. Денежно-кредитная политика

      Основной целью денежно-кредитной политики будет оставаться обеспечение стабильности цен.

      Совместные усилия Национального Банка и Правительства будут направлены на достижение целевых показателей инфляции, что позволит создать условия для долгосрочного устойчивого экономического роста.

      Для обеспечения вхождения инфляции в установленный целевой коридор Национальный Банк продолжит следовать принципам инфляционного таргетирования.

      Будет проведена работа по укреплению институциональных и операционных основ денежно-кредитной политики, а также режима плавающего обменного курса.

      Для повышения эффективности денежно-кредитной политики будет полностью прекращено финансирование экономики за счет средств Национального Банка.

      В рамках валютной политики Национальный Банк будет придерживаться гибкого курсообразования, абсорбирующего внешние шоки, исключающего накопление дисбалансов и одновременно позволяющего разумно использовать и сохранить золотовалютные резервы страны.

      Правительством и Национальным Банком продолжится реализация мер по повышению координации фискальной и монетарной политик, в том числе путем внедрения и неукоснительного исполнения контрцикличных бюджетных правил.

      Расширению и повышению эффективности каналов трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики будет способствовать диверсификация финансирования экономики путем развития фондового и страхового рынков, активного внедрения финансовых технологий, повышения эффективности рынка государственных ценных бумаг, а также снижения кредитных рисков при кредитовании.

4.3.3. Развитие финансового сектора

      Развитие финансового рынка будет служить интересам общества и росту их благосостояния, содействуя экономическому росту страны.

      Риск-ориентированный надзор будет реализован в соответствии с принципами Базельского комитета по банковскому надзору, Международной ассоциации страховых надзоров (IAIS) и Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO).

      В рамках макропруденциальной политики будет продолжена работа по оценке системных рисков и институтов, влияющих на устойчивость всей финансовой системы, с учетом вероятных стрессовых сценариев развития экономики.

      Для расширения инвестиционных и сберегательных возможностей населения будут задействованы накопительные и инвестиционные страховые продукты, а также инструменты фондового рынка, в том числе в рамках реализации программы "Народное IPO".

      С целью повышения роли финансового сектора в кредитовании экономики будет обеспечено замещение государственных средств в крупных и капиталоемких инвестиционных проектах ресурсами финансового рынка.

      Для вовлечения банков в кредитование реального сектора экономики будут выработаны дополнительные стимулы.

      Будут проработаны вопросы прекращения государственной поддержки нежизнеспособных предприятий, усовершенствованы процедуры реабилитации и банкротства несостоятельных должников, а также приняты меры по повышению качества и прозрачности корпоративного управления частных компаний.

      В рамках расширения механизмов финансирования экономики будут приняты меры по развитию альтернативных инструментов, таких как факторинг, лизинг, синдицированное кредитование и государственно-частное партнерство (далее – ГЧП). Для увеличения потенциала фондового рынка в финансировании экономики будут реализованы меры по стимулированию частных компаний крупной и средней капитализации к проведению IPO.

      Для более активного вовлечения финансового сектора к процессам перехода Казахстана к "зеленой" экономике будут поэтапно интегрированы принципы устойчивого развития ESG.

4.4. Диверсификация экономики

      Целями политики диверсификации являются расширение и увеличение количества источников доходов в экономике.

      Данные цели будут достигнуты через формирование технологической прогрессивной промышленности, ориентированной на создание продукции средних и верхних переделов, усложнение структуры экспорта, повышение производительности труда, увеличение доли качественных рабочих мест и сокращение несырьевого дефицита.

      Обеспечение специализированными факторами снизит издержки и будет стимулировать предприятия к встраиванию в глобальные и региональные цепочки добавленной стоимости с последующим трансфертом инвестиций, технологий и компетенций. Активную роль в повышении производительности займут цифровые решения и автоматизация процессов.

4.4.1. Проактивная инвестиционная политика

      Государственная инвестиционная политика будет направлена на содействие устойчивому развитию экономики страны путем привлечения качественных иностранных и внутренних инвестиций.

      Государственные органы на всех уровнях будут ориентированы на проактивное взаимодействие. Ключевыми ориентирами останутся привлечение инвестиций в несырьевой сектор и отход от сырьевой модели развития.

      Акцент будет сделан на реализации инвестиционных проектов, направленных на обеспечение технологической модернизации, структурных преобразований, расширении и развитии внутреннего рынка и устойчивых темпов роста экономики.

      Будет поэтапно минимизировано привлечение бюджетных средств в реализацию инвестиционных проектов. Государственные инвестиции в исключительных случаях будут направляться на реализацию высокотехнологичных капиталоемких проектов с недостатком частного финансирования.

      Дальнейшее совершенствование инвестиционной политики будет направлено на повышение качества привлекаемых иностранных и внутренних инвестиций, улучшение инфраструктуры для инвесторов с задействованием потенциала отечественного фондового рынка.

      В целях привлечения дополнительных объемов инвестиций в экономику будут приняты меры по развитию альтернативных источников, в том числе усилению роли банковского сектора в финансировании экономики, сокращению теневой экономики.

      В рамках закона Республики Казахстан "О государственно-частном партнерстве" будет осуществлен переход на новую модель ГЧП, которая обеспечит прозрачность заключения контрактов на конкурсной основе.

      Будут расширены меры по таргетированному привлечению стратегических "якорных" инвесторов и формированию новых экосистем в отраслях экономики, в частности, в обрабатывающей промышленности. Это будет способствовать увеличению номенклатуры отечественных экспортных товаров и их эффективному продвижению на мировые рынки.

      При заключении соглашений об инвестициях будут учитываться социально-экономические эффекты от их реализации.

      Повышение инвестиционной привлекательности в сферах с государственным регулированием цен будет осуществляться путем поэтапного перехода на рыночное ценообразование с сопутствующей широкой коммуникационной кампанией.

      Применение указанных методов тарифного регулирования будет стимулировать привлечение инвестиций, что позволит обеспечить необходимое финансирование для комплексной модернизации, реконструкции и обновления инфраструктуры электро-, тепло-, водоснабжения, а также их основных фондов.

      Возможное влияние либерализации тарифов на население будет нивелировано посредством внедрения адресных мер социальной поддержки.

      Также политика привлечения инвестиций будет пересмотрена с учҰтом требований ESG, глобального энергетического и технологического перехода.

      При выборе и внедрении новых технологий приоритетными станут энергоэффективные и "умные" технологии, климатическая пригодность и экономическая эффективность которых возможна в условиях Казахстана.

      Ключевыми факторами внедрения "зеленых технологий" станут применение современных стандартов и снижение эксплуатационных затрат энергогенерирующих станций.

      Продолжатся стимулирование и поощрение инвестиций в экологически чистое производство товаров и услуг, снижение выбросов парниковых газов с учетом достижения долгосрочной цели углеродной нейтральности.

      Эффективная реализация инвестиционной политики позволит достичь уровня инвестиций в основной капитал в объеме более чем 25 % от ВВП к 2030 году.

4.4.2. Расширение географии экспорта

      Акцент в торговой политике будет сделан на росте несырьевого экспорта, а также встраивании регионов страны в глобальные цепочки добавленной стоимости. Для этого, в том числе будет внедрен институт торговых советников при заграничных учреждениях Республики Казахстан с фокусом на конкретные показатели экспорта.

      С учетом логистических и географических возможностей будет развернута сеть приграничных торгово-экономических центров с Россией, Китаем, странами Центральной Азии и прикаспийского региона.

      В свою очередь, Транскаспийский международный транспортный маршрут станет основным связующим звеном для диверсификации транзитных и экспортных возможностей.

      Также будет создан единый цифровой зеленый коридор для транзитных перевозок без ограничения доступа отечественным производителям и экспортерам.

      Будет проводиться работа по развитию новых и альтернативных маршрутов доставки отечественного экспорта. Ключевым аспектом на пути к гарантированному доступу к новым рынкам станет эффективная экономическая дипломатия. Реализация межгосударственных договоренностей позволит расширить инфраструктуру новых маршрутов.

      Особое внимание будет уделено продвижению экспорта финансовых, образовательных, медицинских и консалтинговых услуг.

      По мере роста добычи нефти будут диверсифицированы коридоры для экспорта углеводородного сырья.

      Важным механизмом развития внешней торговли станет заключение соглашений о зонах свободной торговли с перспективными рынками сбыта. Расширение перечня данных соглашений станет эффективным инструментом либерализации торговли, обеспечивающим доступ на рынки путем взаимного устранения тарифных и нетарифных барьеров.

4.4.3. Углубление производственного потенциала

      Построение диверсифицированной экономики с упором на обрабатывающую промышленность и агропромышленный комплекс, с мультипликативным эффектом на сектор услуг остается приоритетом экономической политики.

      Ключевой задачей принимаемых мер станет обеспечение международной конкурентоспособности предприятий обрабатывающей промышленности, в том числе с учетом принципов и целей перехода к углеродной нейтральности.

      Выпускаемая продукция будет обладать высокой добавленной стоимостью. Будут стимулироваться встраивание субъектов бизнеса в глобальные цепочки добавленной стоимости и расширение их рынков сбыта за пределами страны.

      Будет повышена эффективность специальных экономических и индустриальных зон в целях превращения их в точки развития и углубления производственного потенциала. Для повышения инвестиционной привлекательности индустриального сектора будет осуществлен переход к новой политике по развитию специальных экономических зон на основе дифференцированного подхода к предоставлению инвестиционных льгот.

      Инвесторам, реализующим важные индустриальные проекты в не приоритетных направлениях, будут выдаваться земельные участки без применения налоговых и таможенных преференций.

      Также будет определено право земельной собственности на территории специальных экономических зон для предприятий, добросовестно выполнивших все инвестиционные обязательства.

4.4.4. Развитие отраслей экономики

Промышленность

      В индустриальной политике будет осуществлена переориентация с поддержки спроса на поддержку технологической модернизации и трансформации предприятий. Государственная поддержка будет направлена на цели углубления и расширения продуктовой линейки или предоставляемых услуг, повышения производительности предприятий и освоения ими новых рынков.

      Будут пересмотрены подходы к реализации индустриальной политики в сторону отказа от практики концентрации в крупном предпринимательстве и переориентации на эффективное стимулирование массового промышленного предпринимательства.

      Это подразумевает развитие транспортной, электро-, теплоэнергетической, водоснабжающей, цифровой инфраструктуры, а также применение новых подходов в развитии индустриальной инфраструктуры через лизинг готовых производственных помещений и оборудования.

      Стабильный энергетический сектор станет основой индустриального роста. Будет создана независимая энергетическая система, способная полностью обеспечивать бытовые нужды людей и запросы промышленности.

      Продолжится модернизация энергетической инфраструктуры путем завершения строительства линии электропередачи, объединяющей энергосистему страны.

      Совместно с зарубежными партнерами будет разработан комплексный план развития крупнейших нефтегазовых проектов.

      Внутренний рынок будет обеспечен основными видами нефтепродуктов путем наращивания объемов переработки.

      Будут построены новые газоперерабатывающие мощности для увеличения ресурсов товарного газа и обеспечения не менее 60-процентного уровня газификации в стране.

      Будет проведена комплексная работа по реализации норм экологического законодательства о переходе на наилучшие доступные технологии с учетом международной передовой практики. Также будут увеличены объемы производства возобновляемой энергии.

      За счет усиления экологического контроля снизится эмиссия вредных веществ на промышленных предприятиях страны.

      Будут приняты меры по поддержке развития креативной индустрии.

Горно-металлургический комплекс

      Горно-металлургический комплекс является одним из доминирующих секторов экономики с 20 % долей в ВВП.

      Дальнейшее развитие отрасли будет ориентировано на глубокую переработку сырья и расширение номенклатуры выпускаемой продукции.

      С целью повышения геологической изученности недр будут приняты меры по вовлечению крупных геологоразведочных компаний, отечественных и зарубежных компаний-юниоров, в том числе за счет упрощения соответствующих законодательств и процедур, а также максимального открытия территории Казахстана для разведки.

      Будет проведена цифровизация единого кадастра государственного фонда недр.

      Важными факторами привлечения инвесторов в геологоразведку станут проведение передовых методов исследований на всей территории страны и обеспечение открытости данной информации. Для этого будет внедрен единый банк данных геологической информации.

      Будет продолжена системная работа по развитию минерально-сырьевой базы для перерабатывающих производств.

      В целях исключения барьеров при оформлении прав недропользования, а также повышения цифровизации сферы недропользования будут автоматизированы процессы получения лицензий и связанных процессов.

      Для дальнейшего развития передовых отраслей науки и техники основными приоритетами в металлургии станут сохранение и наращивание отечественного научно-технического потенциала, трансфер передовых зарубежных технологий и инноваций, разработка совместных проектов с привлечением местных и глобальных игроков в такие направления, как добыча, переработка, обогащение, селекция, получение чистых редких и редкоземельных металлов, соединений и материалов.

Обрабатывающая промышленность

      С целью повышения экономической конкурентоспособности и развития производства обрабатывающей промышленности будет расширен доступ отечественных переработчиков к сырью, в том числе путем обеспечения поставки базовых материалов, добываемых и производимых на территории страны.

      Будут реализованы механизмы заключения трехсторонних соглашений между сырьевиками, переработчиками и отраслевыми государственными органами.

      Продолжится стимулирование развития отечественных производств путем масштабирования механизмов регулирования процесса заключения офтейк-контрактов и офсетных сделок.

      Действующая система современной науки адаптируется к потребностям бизнеса с целью обеспечения диверсификации технологического уклада основных активов промышленности.

      Для повышения уровня производительности труда и сложности экспортной корзины будут внедрены прогрессивные технологические решения отечественной науки в промышленный сектор экономики.

      Баланс науки, кадровой политики и нового технологического уклада в обрабатывающей промышленности останется повышенной зоной внимания государства.

      Одной из действенных мер станет принятие закона о науке и технологической политике.

      Совокупность принятых экономически обоснованных решений, обеспечивающих единство промышленной, инновационной, инвестиционной, экспортной, образовательной, фискальной политик будет способствовать устойчивому развитию обрабатывающей промышленности.

Транспорт

      В целях расширения транспортной отрасли будут введены новые альтернативные маршруты коммуникации и доставки грузов.

      Реализуется комплекс мер по обеспечению безопасного и бесперебойного экспорта отечественной продукции с сохранением лидерства Казахстана в Центрально-Азиатском регионе и укреплением его позиций как надежного транзитного хаба.

      Продолжится работа по развитию мультимодальной связанности как основы для тесного согласования операционных кластеров Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (далее – ЦАРЭС) с особым вниманием к инвестиционным проектам и транспортным инициативам вдоль сети экономических коридоров ЦАРЭС, проходящих по территории Казахстана.

      Национальный железнодорожный перевозчик "Қазақстан темір жолы" будет трансформирован в национальную транспортно-логистическую компанию путем расширения ее мандата и задач, что позволит компании более комплексно проводить работу по развитию транспортно-транзитного потенциала страны.

      Будет обеспечен запуск железнодорожных линий "Достык – Мойынты", "Дарбаза – Мактарал", обходной ветки вокруг Алматы, железнодорожного перехода "Бахты" на границе с Китаем.

      В морских перевозках приоритетной стратегической задачей является трансформация казахстанских портов в один из ведущих хабов Каспийского моря с увеличением отечественного торгового флота путем строительства собственных паромов и "контейнерного хаба" в порту Актау.

      Для развития автодорожной инфраструктуры, в первую очередь, будут своевременно и качественно реконструированы начатые магистральные маршруты "Актобе-Кандыагаш-Макат", "Атырау-Астрахань", "Алматы-Караганда" и "Талдыкорган-Усть-Каменогорск".

      Будет проведена реформа автодорожной отрасли с внедрением принципов Международной федерации инженеров-консультантов FIDIC.

      В рамках указанных принципов будут внедрены типовые контракты для регулирования отношений участников международной инвестиционно-строительной деятельности. Условия контрактов будут понятными и прозрачными, что обеспечит доверие к их использованию как у заказчика, так и у подрядчика.

      Типовые условия будут применимы при государственном финансировании и финансировании международными банками в целях справедливого распределения рисков, снижения коррупционных рисков и рационального использования бюджетных средств.

      Особое внимание также будет уделено реабилитации дорожно-транспортной инфраструктуры местного значения с обеспечением их качественной связанности, а также строительству и реконструкции автодорог республиканского значения.

Агропромышленный комплекс

      Политика развития агропромышленного комплекса (далее – АПК) будет направлена на повышение конкурентоспособности отрасли через увеличение производительности труда, сбалансированное развитие сельских территорий и сельского хозяйства, обеспечение продовольственными товарами отечественного производства и увеличение экспорта продукции АПК.

      Система субсидирования в отрасли будет реформирована посредством оптимизации видов и количества субсидий, в том числе полной отмены всех видов товарно-специфических субсидий.


      Будут пересмотрены объемы субсидирования, направляемые на удешевление продукции, с их заменой на льготное кредитование с низкой процентной ставкой.

      Новая политика субсидирования будет направлена на повышение производительности труда за счет технологической модернизации и ускорения темпов обновления технического парка сельского хозяйства с увеличением доли локализации отечественного производства сельхозтехники. При этом будут обеспечены льготные условия для получения сельхозтехники в лизинг и доступ к рынкам сбыта.

      Контроль за эффективным использованием субсидий будет качественно усилен за счет цифровизации и обеспечения "открытости" процессов.

      Повышению производительности труда в отрасли будут способствовать развитие аграрной науки в целях удовлетворения потребностей предпринимательства, а также активное стимулирование трансферта современных технологий.

      В целях стимулирования производства и экспорта переработанной сельскохозяйственной продукции продолжится реализация комплексных мер, направленных на дозагрузку, строительство и модернизацию новых и действующих предприятий переработки сельскохозяйственного сырья.

      Будут приняты конкретные решения по вводу в сельскохозяйственный оборот изъятых неиспользуемых или выданных с нарушением законодательства сельскохозяйственных земель.

      Разрозненная информация о земельных участках сельскохозяйственного назначения, состоянии почв, ландшафте, источниках водных ресурсов, ирригационных системах, транспортной доступности будет интегрирована в виде интерактивной карты на единой цифровой платформе.

      Доступность кредитных ресурсов повысится за счет разработки и внедрения механизма использования права аренды земель сельскохозяйственного назначения в качестве залогового обеспечения.

      Будет реализован масштабный проект по организации сельскохозяйственной кооперации.

      Будут созданы условия для формирования крупных продовольственных экосистем по производству и переработке мяса, фруктов, овощей, сахара, зерновых, масличных культур, молочной продукции.

      При этом якорные предприятия будут расположены в соответствии со специализацией регионов исходя из природно-климатических и экономических факторов.

      Увеличению производства будут способствовать оптимизация площадей моно-, водоемких культур и расширение альтернативных высокорентабельных культур.

      В целях развития семеноводства будет реализован комплекс мер по обеспечению семенами сельскохозяйственных культур отечественной селекции и снижению импортозависимости с объединением в единую цепочку "селекция-семеноводство-производство" и улучшением материально-технической базы ведения семеноводства на всех уровнях.

      Кроме того, будет внедрена новая информационная система, позволяющая в цифровом формате отслеживать продвижение семян высоких репродукций от оригинаторов до товарных хозяйств.

      В сфере животноводства будет акцентировано внимание на увеличении производительности сельскохозяйственных животных и продвижении экспорта животноводческой продукции.

      Для увеличения объемов экспорта животноводческой продукции будут приняты меры по повышению эффективности государственного контроля и надзора за счет совершенствования информационной системы прослеживаемости и идентификации сельскохозяйственных животных.

      Учитывая особую уязвимость сельского хозяйства к изменению климата, связанную с нехваткой воды для орошения, увеличением засоления и эрозии почв, продолжится реализация системных мер по их адаптации к изменению климата.

      Государство обеспечит расширение общей площади орошения сельскохозяйственных земель, строительство и реконструкцию оросительных каналов и водохранилищ.

      В целях повышения эффективности использования природных ресурсов будет постепенно увеличена доля государственных расходов на поддержку инвестиций, ориентированных на сохранение водных биоресурсов.

Внутренняя и электронная торговля

      Совершенствование торговой политики будет направлено на увеличение доступности торговых площадей, земельных участков, создание условий для развития современной инфраструктуры торговли и поддержки МСБ путем модернизации торговых рынков, создания национальной товаропроводящей системы и оптимизации цепочек реализации товаров.

      Для упрощения доступа производителей социально значимых продовольственных товаров на рынки сбыта будут устранены барьеры, возникающие при их взаимодействии с торговыми объектами. Будет проводиться комплексная работа по выстраиванию оптово-распределительной системы, объединяющей производителей, торгово-логистические компании, ритейлеров, торговые рынки и магазины шаговой доступности.

      В целях обеспечения безопасности, качества продукции и защиты прав потребителей при реализации товаров будут установлены требования к продукции и процедуры ее оценки соответствия с усилением ответственности за надлежащее проведение государственных контрольно-надзорных функций в области технического регулирования.

      С учетом складывающихся в мире трендов будут активизированы меры по обеспечению, гарантированию и защите прав потребителей, а также обеспечению безопасности реализуемых товаров в электронной торговле.


      Одним из ключевых направлений будет развитие модели бондовых складов, которая позволит увеличить транзитные потоки, эффективно использовать транзитный потенциал страны и оптимальные логистические маршруты, придать новый импульс развитию электронной коммерции.

      Вместе с тем будет разработан комплекс эффективных мер по активному развитию национальной электронной торговли, регионального ритейла, взаимоотношений между поставщиками продукции и торговыми сетями, внедрению формата дискаунтеров, в том числе по формированию высокой потребительской культуры.

Туризм

      Одной из основных задач является становление туристской отрасли как нового источника роста экономики и прибыльного вида бизнеса, которая окажет мультипликативный эффект на развитие смежных отраслей экономики.

      С целью масштабного развития туризма и максимального вовлечения населения будут приняты меры по стандартизации и сертификации качества туристической деятельности.

      Особое внимание будет уделено повышению качества туристского продукта и обеспечению его конкурентоспособности, дальнейшему развитию туристской инфраструктуры.

      Для привлечения иностранных туристов продолжится работа по формированию новых комбинированных туристских продуктов, расширению безвизового режима, а также продвижению страны на основных целевых рынках.

      Особое внимание будет уделено повышению качества туристических услуг на всех этапах.

      Будут разработаны соответствующие стандарты, направленные на удовлетворение требований по определению потребностей клиентов и качеству оказания услуг.

      Будет проведена комплексная работа по предоставлению туристических продуктов, предусматривающих в том числе обеспечение безопасности туристов и развитие "мягкой" инфраструктуры к объектам экотуризма.

      Будет внедрен комплексный подход к развитию инфраструктуры туристических объектов через обеспечение качественного и безопасного проезда до объектов туризма, скоростного и комфортного транспортного сообщения, современной придорожной инфраструктуры.

      Импульс туризму придаст развитие инфраструктуры (освещение, энергообеспечение, вывоз ТБО, пункты туристической полиции, службы скорой помощи и по чрезвычайным ситуациям) близ расположенных населенных пунктов с формированием резервов для функционирования в пик сезонных нагрузок.

      Реализация данных мер будет способствовать созданию благоприятных условий для повышения туристического потенциала Казахстана как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Цифровизация и инновации

      Будет принят комплекс мер по становлению Казахстана цифровым региональным хабом, в том числе путем строительства центров обработки данных, прокладки трансграничных оптоволоконных магистралей, актуализации законодательства для привлечения крупнейших международных IT-компаний.

      Для повышения индекса экономической сложности в отраслях будут реализованы программы трансферта технологий, предусматривающие передачу знаний, производственных и управленческих методов, моделей маркетинга и другое.

      Повсеместной цифровизацией будут охвачены сферы образования, здравоохранения, сельского хозяйства, социальной защиты, строительства, торговли, технического регулирования, промышленности, транспорта и связи.

      В городах и районных центрах будет обеспечен доступ к широкополосному интернету.

      Республиканские и основные областные автодороги будут охвачены качественной сотовой и интернет-связью.

      Будут активно развиваться региональные инновационные хабы, бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные фонды, институты бизнес-ангелов, технологических брокеров, краудфандинговых платформ, новых поколений финансовых инструментов путем использования блокчейн технологий.

      Ключевым направлением для трансформации подходов оказания услуг и взаимодействия государства с гражданами и бизнесом станет переход к принципам открытой архитектуры (Open API).

      Будет проведена работа по развитию технологий для "экономики будущего", таких как, аддитивные технологии, биотехнологии, электронные элементы и платы, робототехника, новая энергетика, в том числе альтернативные источники энергии, космическая техника и технологии.

      Основными параметрами оценки развития "экономики будущего" станут наличие отечественной интеллектуальной составляющей (IP), привлечение инвестиций мировых технологических лидеров, организация высокотехнологичных производств, способных стать базой для новых отраслей и секторов экономики.

4.5. Региональная политика

      Региональная политика страны будет направлена на формирование благоприятных условий и факторов для наращивания внутренней и внешней конкурентоспособности регионов, повышения качества жизни населения независимо от места их проживания.

      В целях преодоления региональных диспропорций будет проводиться конвергенция экономической и региональной политик.

      Региональная политика реализуется в соответствии с принципом "люди к инфраструктуре" и будет увязана с внутренними миграционными процессами и демографическим прогнозом.

      Будут разработаны новые механизмы внутренней экономической мобильности с актуализацией программы переселения трудоспособных граждан в другие регионы.

      В рамках устойчивой тенденции на урбанизацию развитие агломераций позволит городам-миллионникам стать опорой глобальной конкурентоспособности страны. Внутри регионов будут создаваться новые "центры роста" регионального уровня.

      В индустриально развитых регионах страны государственное стимулирование будет ориентировано на строительство необходимой инфраструктуры в специальных экономических и индустриальных зонах, развитие и усиление трансграничных центров торговли.

      Для обеспечения конкурентных преимуществ будет усилена инфраструктурная связанность между макрорегионами и осуществлена модернизация внутрирегиональной инфраструктуры.

      Продолжится внедрение цифровых технологий в сферы жизнедеятельности городов в целях реализации концепции "Умные города" для удобства жителей.

      С целью стимулирования развития строительного сектора в стране будет принят кодифицированный акт в сфере строительства, который обеспечит комплексный и системный подход в его регулировании.

      По каждому городу будут созданы функциональные интерактивные карты земельных участков и схем коммунальных сетей. Карты земельных участков промышленного назначения земельного кадастра будут дополнены актуальными схемами транспортной и коммунальной инфраструктуры.

4.6. Социальное благополучие и развитие человеческого капитала

      Развитие человеческого капитала через углубление знаний, навыков и умений, а также укрепление здоровья человека являются ключевыми элементами экономического прогресса и преобразований.

      Степень развития науки и инноваций обеспечит качественный рост производительности труда и рабочих мест, а также диверсификацию доходов населения. Продолжится взаимоувязка научной и практической деятельности, коммерциализации знаний и развития инновационной экосистемы.

      В целях обеспечения роста благосостояния нации и повышения конкурентоспособности экономики усилия государства будут сфокусированы на раскрытии интеллектуального потенциала граждан, содействии генерации новых знаний и создании условий для быстрого и эффективного их внедрения в экономику.

      Политика в области здравоохранения будет направлена на увеличение общей продолжительности жизни и укрепление здоровья населения.

4.6.1. Образование

      В сфере образования особый акцент будет сделан на равный доступ к качественному образованию.

      Новая модель дошкольного воспитания и обучения будет сфокусирована на развитии у ребенка базовых жизненных навыков, внедрении системы независимой национальной оценки качества дошкольного воспитания и обучения по шкале комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS (Early Childhood Environment Rating Scale).

      Будет усилен кадровый потенциал системы дошкольного образования путем совершенствования системы подготовки, повышения квалификации, аттестации и социального статуса воспитателей.

      Справедливость распределения очередности и выдачи направлений в государственные дошкольные организации будет обеспечена путем повсеместного использования автоматизированной информационной системы, которая позволит реализовать принцип "деньги за ребенком".

      Политика школьного образования будет направлена на укрепление навыков функциональной грамотности казахстанской молодежи, улучшение подготовки учителей и образовательного контента.

      В целях обеспечения каждого казахстанского школьника достойными условиями для обучения и всестороннего развития продолжится работа по созданию новых ученических мест, отвечающих современным требованиям.

      Расширится доступ к качественному образованию в сельских населенных пунктах с учетом приоритетов пространственного развития страны и перехода на "экономику знаний".

      Особое внимание будет уделяться разработке специализированных образовательных программ для подготовки учителей малокомплектных школ.

      Будет создан единый образовательный комплекс "Опорная школа – магнитная школа" с объединением нескольких малокомплектных школ. Широкое развитие получит использование в учебном процессе онлайн-платформ и цифровых образовательных ресурсов.

      Будут открыты современные школьные кабинеты робототехники, химии, биологии, физики, STEM.

      Будут внедрены инновационные способы преподавания дисциплин, необходимые учебные материалы будут переведены в цифровой формат.

      Также будут внедрены персональные образовательные ваучеры. Все средства, предоставляемые государством на обучение ребенка, в том числе внеклассное, будут аккумулироваться на единых образовательных счетах.

      Система технического и профессионального образования (далее – ТиПО) будет решать задачи по гарантированному получению навыков первой профессии, адаптации рабочей силы к новым требованиям при полном охвате всех желающих получить бесплатное профессиональное образование. Для обеспечения гибкости в подготовке кадров с ТиПО колледжам будет предоставлена академическая самостоятельность в определении содержания образования и сроков обучения совместно с работодателями.

      Учебные заведения технического и профессионального образования будут ориентироваться на реальные потребности рынка труда.

      Будет расширено шефство предприятий над учебными заведениями и внедрены международные стандарты WorldSkills.

      При ведущих ВУЗах и крупных предприятиях будут сформироваться специализированные инжиниринговые центры, научно-технологические парки.

      Система образовательных грантов будет усовершенствована путем дифференциации размера грантов в зависимости от результатов единого национального тестирования и иных показателей. Также будет предоставлена возможность получения долгосрочных льготных кредитов на оплату обучения в вузах.

      Содержание образовательных программ в высших учебных заведениях будет обновлено на основе профессиональных стандартов и форсайт-исследований рынка труда с применением подхода междисциплинарности и вовлечением представителей бизнеса и работодателей.

      Ключевым звеном развития образовательной экосистемы станет развитие эндаумент-фондов при ВУЗах.

      В целях быстрой интеграции специалистов на рынок труда продолжится подготовка прикладных бакалавров.

      Поэтапно увеличится финансирование прикладной науки, в том числе за счет софинансирования научных исследований бизнесом, а также будут созданы условия для коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности.

      Для обеспечения регионов квалифицированными кадрами будут приняты меры по развитию региональных ВУЗов, которые станут драйверами развития региональной экономики, корпоративного управления, повышения эффективности менеджмента, усиления потенциала профессорско-преподавательского состава ВУЗов.

4.6.2. Здравоохранение

      Политика в области здравоохранения будет направлена на продвижение здорового образа жизни и предоставление качественной, доступной медицинской помощи.

      Продолжится внедрение современных высокотехнологичных медицинских услуг и эффективных подходов в реабилитации и оздоровлении.

      Для усиления принципа человекоцентричности системы здравоохранения будут масштабированы медико-социальные проекты развития первичной медико-санитарной помощи, позволяющие оказывать биомедицинскую и психосоциальную помощь населению.

      Система оказания телемедицинских услуг будет приведена в соответствие с международными стандартами, включая расширение спектра диагностических услуг и использование современных цифровых решений.

      Деятельность перинатальной службы и состояние родильных домов будут приближены к международным стандартам стран ОЭСР.

      Будет построена сеть современных перинатальных центров, оснащенных современным оборудованием и укомплектованных квалифицированным медицинским персоналом.

      Деятельность онкологической службы будет комплексно модернизирована.

      Будет продолжена модернизация сельского здравоохранения с обеспечением доступности первичной медико-санитарной помощи сельским жителям и развитием сети многопрофильных центральных больниц с необходимой медицинской инфраструктурой.

      Для повышения качества подготовки медицинских кадров продолжится развитие интегрированной модели высшего медицинского образования на основе триединства науки, образования и клинической практики.

      При медицинских ВУЗах будут созданы многопрофильные университетские больницы и клиники.

      Для обеспечения конкурентоспособности отечественной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения особый акцент будет сделан на развитии отечественной фармацевтической и медицинской промышленности. Стимулирование медицинского туризма придаст импульс развитию системы здравоохранения.

      Развитие единого цифрового пространства здравоохранения обеспечит консолидацию медицинской информации вокруг конкретного пациента посредством интеграции медицинских информационных систем, что повысит качество оказания услуг в сфере здравоохранения.

      Будут пересмотрены подходы к финансированию здравоохранения и социальной сферы с усилением роли добровольного медицинского страхования. Также будет повышено качество системы обязательного социального медицинского страхования.

4.6.3. Социальное обеспечение и занятость

      Социальные обязательства государства будут реализовываться в соответствии с конституционным принципом стремления к их исполнению исходя из реальных возможностей бюджета.

      Для усиления адресности мер социальной поддержки населения будут внедрены системы цифровой карты семьи и социального кошелька. В рамках этих инициатив будут интегрированы различные меры государственной поддержки.

      Модернизация системы социального обеспечения будет проводиться через расширение доступности государственных социальных услуг, механизмов ГЧП и масштабной цифровизации.

      Функциональные задачи социальной политики будут консолидированы в Социальном кодексе.

      В целях обеспечения гарантии защиты прав и свобод будет введена должность омбудсмена по поддержке социально уязвимых категорий населения.

      Для повышения реальных доходов граждан в политике занятости будет осуществлен переход от содействия занятости отдельных категорий граждан к созданию равных стартовых условий для продуктивной занятости всех категорий трудоспособных граждан.

      Также будет внедрена новая методика определения минимальной заработной платы, учитывающая основные экономические показатели, в том числе уровень инфляции.

      Будут приняты меры по координации государственных и частных инициатив по обеспечению массовой занятости, либерализации рынка труда и трудового законодательства, усилению навыков рабочей силы, развитию трудового посредничества.

      Будет усилен государственный надзор над соблюдением прав наемных работников.

      Для поддержки молодежного предпринимательства будет запущен отдельный механизм льготного микрокредитования.

      Молодые предприниматели с особыми потребностями будут обеспечены дополнительной грантовой помощью.

      Для обеспечения подрастающему поколению возможности приобретения жилья или получения образования будет реализовываться проект "Нацфонд – детям".

      Будут выработаны дополнительные меры по усилению защиты внутреннего рынка труда, направленные на обеспечение интересов граждан страны.

      Продолжится реализация мер по стимулированию притока в страну квалифицированных кадров и лучших специалистов по дефицитным профессиям, а также по повышению эффективности механизмов устранения демографических дисбалансов между регионами.

      В целях повышения уровня пенсионного обеспечения предусматривается поэтапное повышение размера минимальной базовой пенсии до 70 % от величины прожиточного минимума и максимальной – до 120 % соответственно.

      Будет разработана эффективная инвестиционная стратегия Единого накопительного пенсионного фонда, предусматривающая возможность привлечения к управлению пенсионными активами частных компаний.

4.7. Реформирование государственного управления

      Показателем качества работы государственного аппарата станет максимальная удовлетворенность граждан. На смену имиджевым проектам и ситуативным решениям придет системная работа. Широкий общественный контроль, открытый диалог, обязательный учет мнения граждан станут неотъемлемой частью государственного управления и процесса принятия решений.

      Для этого акцент будет сделан на децентрализации системы государственного управления при одновременном повышении персональной ответственности политических служащих.

      Будет реализована административная реформа по децентрализации полномочий между уровнями государственного управления, в том числе путем оптимизации вертикали центральных ведомств с акцентом на повышение результативности и персональной ответственности политических служащих.

      Продолжится реализация мер по созданию гибкой, адаптивной, высокотехнологичной системы управления, основанной на данных, оптимизации структуры государственного аппарата, процессов взаимодействия с потребителями государственных услуг по принципу "государство для человека".

      В целях реализации концепции "Data-driven government" и проведения политики, основанной на фактах (evidence-based policy making), будет осуществлена полномасштабная цифровая трансформация государственного управления. В рамках данной работы будет создана цифровая инфраструктура для дистанционного взаимодействия государства с гражданами и бизнесом с использованием государственных баз данных для проактивного оказания услуг на протяжении всего жизненного цикла человека (проект "Invisible Government").

      Будет внедрена оценка реализации политик (программ, проектов) через призму их влияния на реальные изменения для населения.

      Для обеспечения максимальной открытости государственной службы для профессионалов из частного сектора будет пересмотрена система отбора и увольнения государственных служащих, а также предоставлена возможность поступления на государственную службу всем профессиональным и патриотичным гражданам страны.

      Продолжится практика формирования Президентского молодежного кадрового резерва.

      Будет обеспечен переход от индивидуальной открытости должностных лиц к полной открытости принятия управленческих решений.

5. Заключение

      Экономическая политика на среднесрочный период направлена на построение открытой и предсказуемой модели экономического развития, базирующейся на честной конкуренции, проактивном привлечении качественных инвестиций, технологическом трансферте и высоком уровне человеческого капитала.

      Развитый и самодостаточный предпринимательский сектор станет драйвером устойчивого роста производительности труда, что позволит диверсифицировать источники доходов граждан и станет основой для их реального роста.


      Государственный сектор в экономике будет ограничен в рамках стратегических отраслей.

      Будет выстроена модель экономического развития, инвестирующая в граждан через системы образования и здравоохранения и обеспечивающая равные возможности для всех, с оказанием поддержки наиболее уязвимым социальным группам.

      При этом государство будет создавать все условия для развития частных инициатив, повышения знаний и навыков, в том числе профессиональных, с возможностью их трансформации в благосостояние вне зависимости от места проживания.

      Экономическая политика будет проводиться посредством координации государственных политик, обеспечения баланса экономической свободы и безопасности, а также укрепления экономических связей. Это позволит нарастить запас прочности для нивелирования последствий от внешних шоков в условиях высокой глобальной неопределенности и станет основой для обеспечения устойчивости экономического роста.

      Многовекторная политика внешнеэкономического развития будет способствовать созданию эффективной и оперативной системы продвижения и защиты экономических интересов страны в международной торговле.

      В совокупности реализация Экономической политики обеспечит процветание нации и реальный рост повышения благосостояния граждан.

Обозначения и сокращения

АО

акционерное общество

АПК

агропромышленный комплекс

ВВП

валовый внутренний продукт

ГЧП

государственно-частное партнерство

МСБ

малый и средний бизнес

ОЭСР

Организация экономического сотрудничества и развития

ООН

Организация Объединенных Наций

ТиПО

техническое и профессиональное образование

ТБО

твҰрдые бытовые отходы

ФНБ

фонд национального благосостояния

ЦАРЭС

Центральноазиатское региональное экономическое сотрудничество

ЧС

чрезвычайная ситуация

ECERS

шкала комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (Early Childhood Environment Rating Scale)

ESG

экологическое, социальное и корпоративное управление (Enviromental, Social, Governance)

FIDIC

Международная федерация инженеров-консультантов (International Federaton of Consulting Engineers)

IAIS

Международная ассоциация страховых надзоров (International Association of Insurance Supervisors)

IOSCO

Международная организация комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions)

IPO

первичное публичное предложение (Initial Public Offering)


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.