1.1. Типовая программа разработана в соответствии с Конституционным
законом
Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан",
Положением
о прохождении стажировки кандидатами в судьи и направлена на изучение стажером-кандидатом специфики работы в районном и приравненном к нему суде, приобретение необходимых практических и организаторских навыков для работы в должности судьи.
1.2. Прохождение стажировки осуществляется по индивидуальному плану, разрабатываемому на базе данной типовой программы, с учетом уровня профессиональной подготовленности стажера-кандидата для занятия должности судьи, с указанием времени прохождения стажировки в каждом подразделении, который утверждается председателем районного или приравненного к нему суда.
1.3. К прохождению стажировки допускаются все без исключения лица, отвечающие требованиям пункта 6
Положения
о прохождении стажировки кандидатом в судьи. Лицу не может быть отказано в прохождении стажировки по мотиву произведенного к этому времени набора большого количества стажеров-кандидатов.
1.4. Пленарное заседание в исключительных случаях вправе давать положительное заключение до истечения установленного срока стажировки кандидатам в судьи районных и вышестоящих судов, имевшим ранее опыт работы в должности судьи более одного года или свыше трех лет в государственных органах, непосредственно связанных с деятельностью судов, а также имеющим ученые степени и звания в отрасли права.
Для получения соответствующего заключения эти лица обращаются непосредственно к председателю областного и приравненного к нему суда, который не позднее 10 дней вносит их материалы на рассмотрение пленарного заседания.
II. Приобретение необходимых практических навыков
в ведении делопроизводства в районном суде
2.1. В период прохождения стажировки стажер-кандидат изучает в канцелярии суда следующие вопросы:
- распределение основных обязанностей между работниками канцелярии суда;
- организацию приема граждан;
- порядок приема, регистрации и учета заявлений и жалоб граждан;
- регистрацию и дальнейшее движение поступающих уголовных и гражданских дел, административных материалов;
- разрешение жалоб и обращений;
- составление номенклатуры дел;
- порядок ведения книг, журналов учета и нарядов;
- составление первичной статистической отчетности и справок;
- порядок подготовки оконченных дел к сдаче в архив.
2.2. При ознакомлении с работой секретаря судебного заседания:
- подготовку дел к судебному разбирательству;
- ведение протокола судебного заседания;
- оформление уголовных дел после предварительного слушания и главного судебного разбирательства, а также оформление гражданских и административных дел после их рассмотрения;
- подготовку судебных дел для направления в апелляционную инстанцию;
- подготовку и направление документов на исполнение по вступившим в законную силу судебных решений и по решениям, подлежащим немедленному исполнению.
2.3. При ознакомлении с организацией архивной работы:
- формирование дел и подготовка их к последующему хранению;
- отбор документов постоянного и временного хранения.
III. Освоение методики изучения и подготовки
к судебному рассмотрению различных категорий дел
3.1. При ознакомлении с работой судьи по рассмотрению судебных дел и материалов стажер-кандидат изучает:
1) По гражданским делам:
- подготовку гражданских дел к судебному разбирательству;
- требования, предъявляемые к оформлению заявлений;
- методику определения перечня документов, необходимых для разрешения отдельных категорий гражданских дел (семейных, жилищных, трудовых, хозяйственных споров и др.), порядок их истребования;
- нормативные акты о государственной пошлине;
- организацию действий судьи по подготовке дела к судебному разбирательству, их процессуальное оформление.
2) По уголовным делам:
- вопросы, по которым назначается предварительное слушание дела;
- организацию проведения предварительного слушания дела;
- правильное определение круга лиц, подлежащих вызову в судебное заседание;
- назначение главного судебного разбирательства, порядок проведения главного судебного разбирательства;
- приобретение навыков в подготовке плана судебного следствия по сложным многоэпизодным делам;
- вопросы, подлежащие обсуждению при принятии решения по делу;
- особенности рассмотрения дел по вновь открывшимся обстоятельствам и по применению принудительных мер медицинского характера.
3) По административным делам:
- рассмотрение и оформление административных материалов, порядок исполнения постановлений по административным делам;
- порядок пересмотра вступивших и не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях.
IV. Участие в рассмотрении дел и подготовка
проектов процессуальных документов
4.1. Стажер должен присутствовать по указанию руководителя стажировки при рассмотрении уголовных, гражданских и административных дел и подготовить проекты судебных актов:
1) По уголовным делам:
а) проекты постановлений:
- о приостановлении производства по делу;
- о назначении предварительного слушания дела;
- по результатам предварительного слушания дела;
- об отложении разбирательства дела;
- о направлении дела для дополнительного расследования;
- о назначении экспертиз и др.;
- о прекращении дела;
б) приговоров:
- обвинительного;
- оправдательного;
- обвинительного приговора с назначением наказания и освобождения от его отбывания;
- по делам о хищении;
- обвинительного приговора без назначения наказания;
- по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними;
- по делам о грабеже;
- по делам о причинении телесных повреждений и др.
2) По гражданским делам:
а) проекты постановлений:
- об отказе в принятии заявления в связи с неподсудностью дела данному суду;
- об оставлении искового заявления без движения;
- о подготовке дела к судебному разбирательству;
- об оставлении заявления без рассмотрения в стадии подготовки дела к судебному разбирательству;
- о направлении судебного поручения;
- об обеспечении доказательств;
- о восстановлении срока на подачу кассационной жалобы;
- о рассмотрении замечаний на протокол судебного заседания и др.;
б) решений:
- об удовлетворении иска о восстановлении на работе, о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда;
- о возмещении материального ущерба, причиненного работниками предприятию, учреждению, организации;
- о расторжении брака;
- о выселении без предоставления другого жилого помещения;
- о признании гражданина недееспособным;
- об удовлетворении жалобы на отказ в совершении нотариальных действий и др.
3) Постановлений по административным делам:
- о наложении административного взыскания;
- о прекращении производства по делу;
- о принудительном исполнении постановления о наложении штрафа и др.
4) Частных постановлений по уголовным и гражданским делам.
5) Протокола судебного заседания по уголовным и гражданским делам.
V. Самостоятельная теоретическая подготовка
5.1 Стажер-кандидат должен изучить:
- нормы материального и процессуального законодательств;
- причины отмены и изменения приговоров, решений и постановлений суда;
- подготовку проектов постановлений об отмене и изменении решений и приговоров по рассмотренным делам;
- методику ведения систематизации нормативных правовых актов Республики Казахстан;
- практику вынесения частных постановлений и контроль за их исполнением;
- методику обобщения и анализа судебной практики и обобщение отдельных вопросов судебной практики;
- планы работы суда, методику их составления и контроля за выполнением плановых заданий;
- организацию работы в вышестоящем суде, с подготовкой судебных дел к рассмотрению в апелляционном и надзорном порядке;
-
Закон
Республики Казахстан "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" от 30.06.98.;
- уметь пользоваться оргтехникой;
- освоить Кодекс судейской этики и основы профессиональных взаимоотношений судьи в коллективе и с гражданами.
5.2. Стажер-кандидат представляет проекты документов на рассмотрение руководителя стажировки, который совместно с ним их анализирует, решает, правильно ли в них сделаны выводы и вытекают ли они из материалов дела, обращая внимание стажера-кандидата на стиль изложения документов и существенные обстоятельства, касающиеся создания документов.
6.1. Во время стажировки стажером ведется Дневник стажировки.
6.2. Стажер-кандидат регулярно заслушивается о ходе стажировки на оперативном совещании суда.
6.3. По окончании стажировки стажером представляется итоговый отчет, который должен содержать:
- общие сведения о месте прохождения стажировки, сроках и последовательности ее прохождения;
- характер выполненных работ по плану стажировки;
- приобретенные навыки практической самостоятельной работы;
- замечания и предложения по совершенствованию работы районного суда;
- предложения по организации и проведению стажировки.
6.4. К отчету должны быть приложены образцы процессуальных и иных документов, лично составленных кандидатом за время стажировки, подписанные стажером и руководителем стажировки и дневник стажировки.
6.5. Внесение председателем районного суда на рассмотрение пленарного заседания отчета стажера-кандидата осуществляется в течение 10 дней после окончания стажировки.
6.6. Положительное заключение пленарного заседания областного суда действительно в течение 1,5 лет, после которого кандидату, не назначенному на должность судьи, необходимо вновь пройти стажировку в течение месяца по сокращенной программе.
Дневник стажировки
Ф.И.О. стажера ___________________________________________________________
Должность ________________________________________________________________
Место работы _____________________________________________________________
Место прохождения стажировки _____________________________________________
Время прохождения стажировки _____________________________________________
Руководитель стажировки __________________________________________________
__________________________________________________________________________
Дата| Краткое содержание | Предложения и замечания | Подпись руководителя|
| выполненных работ | | |
____|____________________|_________________________|_____________________|
| | | |
____|____________________|_________________________|_____________________|
| | | |
____|____________________|_________________________|_____________________|