Форма для обращений

Об официальном толковании пункта 5 статьи 50, пункта 5 статьи 51, пунктов 4 и 5 статьи 52 Конституции Республики Казахстан

Обновленный

Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 11 февраля 2003 года N 1.

      Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя Хитрина Ю.А., членов Совета Абишева X.А., Балтабаева К.Ж., Бычковой С.Ф., Есенжанова А., Котова А.К. и Омарханова К.А., с участием:

      представителя субъекта обращения - депутата Мажилиса Парламента Республики Абдрахманова С.,

      члена Центральной избирательной комиссии Республики Фооса В. К.,

      судьи Верховного Суда Республики Баишева Ж.Н.,

      заместителя Генерального прокурора Республики Даулбаева А.К., Вице-Министра юстиции Республики Шамсутдинова Р.Ш.,

      рассмотрел в открытом заседании обращение группы депутатов Парламента Республики Казахстан об официальном толковании пункта 5 статьи 50_ , пункта 5 статьи 51_ , пунктов 4 и 5 статьи 52_ Конституции Республики Казахстан.

      Изучив имеющиеся материалы, заслушав докладчика - члена Конституционного Совета Балтабаева К.Ж., выступления представителя субъекта обращения и участников заседания, Конституционный Совет Республики Казахстан установил:

      В Конституционный Совет Республики Казахстан обратилась группа депутатов Парламента Республики об официальном толковании пункта 5 статьи 50_ , пункта 5 статьи 51_ , пунктов 4 и 5 статьи 52_ Конституции Республики Казахстан. Субъект обращения просит разъяснить следующие вопросы:

      1) Следует ли исчислять срок полномочий депутата с момента, когда в соответствии с пунктом 5 статьи 51_ Конституции Республики кандидат в депутаты считается избранным, поскольку в Конституции не определены иные подходы к определению начала срока полномочий депутатов Парламента.

      2) Предполагает ли фраза "избранным считается кандидат" обязательность безотлагательной регистрации после подведения итогов выборов, кроме случая приостановления регистрации в соответствии с пунктом 1 статьи 73_ Конституции Республики.

      3) Означает ли закрепленный в пункте 5 статьи 50_ Конституции Республики срок полномочий депутатов Сената - шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет, размер срока полномочий только после проведения очередных выборов депутатов. Предполагает ли Конституция меньший срок полномочий для депутатов, избранных на внеочередных выборах. Как должен определяться срок полномочий депутатов Сената, назначенных Президентом Республики в начале и в ходе очередного созыва.

      4) Означает ли норма Конституции Республики, изложенная в пункте 4 статьи 52_ , что после окончания срока полномочий депутат Парламента может быть привлечен к соответствующей ответственности без согласия Палаты за деяния, совершенные им в период срока депутатских полномочий.

      5) Означает ли слово "мандат" в пункте 5 статьи 52_ Конституции Республики выражение итогов выборов и наделение депутата соответствующими полномочиями избирателями.

      При толковании пункта 5 статьи 50_ , пункта 5 статьи 51_ , пунктов 4 и 5 статьи 52_ Конституции Республики Казахстан Конституционный Совет Республики Казахстан, применительно к поставленным в обращении вопросам, исходит из следующего:

      1. Пункт 5 статьи 50_ Конституции Республики Казахстан, устанавливая срок полномочий для депутатов Сената - шесть лет, и Мажилиса - пять лет, не указывает начало срока полномочий депутата.

      При разрешении этой ситуации следует руководствоваться пунктом 4 статьи 49_ Конституции, согласно которой организация и деятельность Парламента, правовой статус его депутатов определяются конституционным законом.

      В соответствии с данной нормой Конституции законодателем в пункте 2 статьи 24_ Конституционного закона Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" закреплено, что полномочия депутата Парламента начинаются с момента его регистрации в качестве депутата Парламента Центральной избирательной комиссией Республики.

      В постановлении Конституционного Совета Республики "Об официальном толковании пункта 2 статьи 49 Конституции Республики Казахстан" от 14 июля 1999 года установлено, что полномочия Парламента как коллегиального государственного органа по своей продолжительности не полностью совпадают с полномочиями его депутатов. Советом отмечено, что полномочия депутата Парламента начинаются с момента его регистрации Центральной избирательной комиссией. Эта правовая позиция вытекает также из смысла пункта 1 статьи 73_ Конституции. Полномочия Парламента начинаются с момента открытия его первой сессии, которая созывается не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов.

      2. Конституционный закон "О выборах в Республике Казахстан" устанавливает срок опубликования сообщения об итогах выборов депутатов Парламента не позднее десяти дней со дня их проведения, но не указывает срок регистрации депутатов. Такой подход законодателя к этому вопросу в Конституционном законе "О выборах в Республике Казахстан" дает основание Центральной избирательной комиссии устанавливать время регистрации депутатов, которая в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты.

      Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 03.11.2017 № 3.

      3. Установленный статьей 50_ Конституции срок полномочий депутатов высшего представительного органа Республики является единым для депутатов, избранных как на очередных, так и внеочередных выборах.

      Основанием проведения внеочередных выборов может быть роспуск Парламента Президентом Республики, предусмотренный пунктом 1 статьи 63_ Конституции. Согласно пункту 5 статьи 52_ Конституции роспуск Парламента является одним из оснований досрочного прекращения полномочий депутатов.

      В случае роспуска Парламента, одна половина депутатов Сената на внеочередных выборах должна избираться сроком на три года, другая половина - сроком на шесть лет, что вытекает из норм пункта 5 статьи 50_ , а также пункта 2 статьи 51_ Конституции, предусматривающей периодическую ротацию половины избираемых депутатов Сената.

      При избрании депутата вместо выбывшего, вопрос решается следующим образом. Статья 50_ Конституции не определяет срок полномочий Парламента, а говорит о сроке полномочий депутатов каждой из Палат (пункт 5). Такое содержание Конституции Республики нельзя понимать так, что каждый депутат Парламента, независимо от того, когда он был избран - в период общих выборов в соответствующую Палату или вместо выбывшего депутата - может осуществлять свои полномочия в течение всего срока, предусмотренного статьей 50_ Конституции. Такая трактовка конституционной нормы о сроках полномочий депутатов не соответствовала бы организационной целостности и конституционному сроку полномочий Парламента, взаимоотношениям между Парламентом как двухпалатным законодательным органом и образующими его депутатами.

      Сноска. Пункт 3 с изменениями, внесенными нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 03.11.2017 № 3.

      4. В соответствии с пунктом 4 статьи 52_ Конституции Республики депутат Парламента обладает неприкосновенностью "в течение срока своих полномочий". Это означает, что после прекращения полномочий депутат может быть привлечен к соответствующей ответственности на общих основаниях. При этом время совершения правонарушений, - в период срока депутатских полномочий, до или после их прекращения, - значения не имеет.

      В период срока своих полномочий депутаты несут гражданско-правовую ответственность в полном объеме и на общих основаниях. Таким же образом решается вопрос об их административной ответственности, налагаемой во внесудебном порядке.

      5. В пункте 5 статьи 52_ Конституции говорится, что депутат Парламента "лишается своего мандата" при наступлении определенных обстоятельств.

      Мандат удостоверяет законность полномочий депутата Парламента как представителя народа, а не какого-либо региона или избирательного округа. Избиратели юридически не определяют позицию депутата.

      Таким образом, в пункте 5 статьи 52_ Конституции слово "мандат" следует понимать как предусмотренные Конституцией и конституционными законами полномочия депутата Парламента, которые юридически оформлены регистрацией Центральной избирательной комиссии. В контексте этой нормы Конституции слова "лишается мандата" по смыслу аналогичны словам "лишается полномочий".

      На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72_ Конституции Республики Казахстан, статьей 1 , подпунктом 1) пункта 3 статьи 17_ , статьями 31_ -33, статьей 37_ и подпунктом 2) пункта 1 статьи 41_ Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет Республики Казахстан постановляет:

      1. В соответствии с пунктом 4 статьи 49_ Конституции Республики Казахстан правовое положение депутатов, включая начало срока их полномочий, регламентируется конституционным законом.

      Согласно пункту 2 статьи 24_ Конституционного закона Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" полномочия депутата Парламента начинаются с момента его регистрации в качестве депутата Парламента Республики Казахстан Центральной избирательной комиссией.

      2. Исключен нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 03.11.2017 № 3.

      3. В пункте 5 статьи 50_ Конституции Республики Казахстан установлен срок полномочий депутатов Сената - шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет. Этот предельный срок полномочий депутатов Парламента Республики Казахстан устанавливается и для депутатов, избранных на внеочередных выборах.

      На внеочередных выборах после роспуска Парламента половина депутатов Сената, в соответствии с пунктом 2 статьи 51_ Конституции Республики Казахстан, избирается сроком на три года.

      Сноска. Пункт 3 с изменением, внесенным нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 03.11.2017 № 3.

      4. Согласно пункту 4 статьи 52_ Конституции Республики Казахстан депутат обладает неприкосновенностью только в течение срока своих полномочий, после прекращения которых он может быть привлечен к соответствующей ответственности на общих основаниях.

      5. В пункте 5 статьи 52_ Конституции Республики Казахстан слово "мандат" следует понимать как полномочия депутата, которые были юридически оформлены регистрацией Центральной избирательной комиссии. В контексте этой нормы Конституции слова "лишается мандата" по смыслу аналогичны словам "лишается полномочий".

      6. В соответствии с пунктом 3 статьи 74_ Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73_ Конституции Республики Казахстан.

      7. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.

Председатель


Конституционного Совета


Республики Казахстан



Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.