Об утверждении Типового регламента маслихата

Указ Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2013 года № 704.

      Подлежит опубликованию в

      Собрании актов Президента и

      Правительства Республики Казахстан

      и республиканской печати

      В соответствии со статьей 9 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" ПОСТАНОВЛЯЮ:

      1. Утвердить прилагаемый Типовой регламент маслихата.

      2. Настоящий Указ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.

     
      Президент
Республики Казахстан
Н. НАЗАРБАЕВ

  Утвержден
Указом Президента
Республики Казахстан
от 3 декабря 2013 года № 704

Типовой регламент маслихата

      Сноска. Типовой регламент – в редакции Указа Президента РК от 13.12.2021 № 715 (порядок введения в действие см. п.2).
      Сноска. По всему тексту слова "секретарем маслихата", "секретаря маслихата", "секретарь маслихата", "секретарю маслихата", "секретари маслихатов", "нового секретаря" заменены соответственно словами "председателем маслихата", "председателя маслихата", "председатель маслихата", "председателю маслихата", "председатели маслихатов", "нового председателя" Указом Президента РК от 10.04.2023 № 190 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящий Типовой регламент маслихата (далее – Регламент) разработан в соответствии со статьей 9 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" (далее – Закон) и устанавливает порядок проведения сессий маслихата, заседаний его органов, внесения и рассмотрения на них вопросов образования и избрания органов маслихата, заслушивания отчетов об их деятельности, отчетов о проделанной работе маслихата перед населением и деятельности его постоянных комиссий, рассмотрения депутатских запросов, полномочия, организацию деятельности депутатских объединений в маслихате, а также голосования, организацию работы аппарата и другие процедурные и организационные вопросы.

      2. Маслихат (местный представительный орган) является выборным органом, избираемым населением области, города республиканского значения и столицы или района (города областного значения), выражающим волю населения и в соответствии с законодательством Республики Казахстан определяющим меры, необходимые для ее реализации, контролирующим их осуществление. Маслихат не обладает правами юридического лица.

      3. Деятельность маслихата регулируется Конституцией Республики Казахстан, Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

Глава 2. Порядок проведения сессии маслихата

      4. Основной формой деятельности маслихата является сессия, на которой решаются вопросы, отнесенные к его ведению законами Республики Казахстан.

      Сессия маслихата правомочна, если на ней присутствует не менее двух третей от общего числа депутатов маслихата. Сессия проводится в форме пленарных заседаний с организацией онлайн-трансляции на интернет-ресурсах с учетом технических возможностей маслихата, за исключением случаев, указанных в части пятой настоящего пункта.

      В работе сессии по решению маслихата может быть сделан перерыв на срок, установленный маслихатом, но не превышающий пятнадцати календарных дней. Продолжительность сессии определяется маслихатом.

      Перед каждым заседанием маслихата проводится регистрация присутствующих депутатов, ее результаты оглашаются председателем маслихата перед началом заседаний.

      Сессия маслихата, как правило, носит открытый характер. Проведение закрытых сессий допускается по решению маслихата, принимаемому по предложению председателя маслихата или одной трети от числа депутатов, присутствующих на сессии маслихата, если за это проголосовало большинство от общего числа присутствующих депутатов.

      При объявлении режима чрезвычайного положения или ликвидации чрезвычайный ситуаций и их последствий на период введения ограничительных мер, в том числе карантина сессия может проводиться посредством видео-конференц-связи или иных средств связи.

      5. Первая сессия вновь избранного маслихата созывается председателем соответствующей территориальной избирательной комиссии не позднее чем в тридцатидневный срок со дня регистрации депутатов маслихата при наличии не менее трех четвертей от числа депутатов, определенного для данного маслихата.

      6. Председатель соответствующей территориальной избирательной комиссии открывает первую сессию маслихата и ведет еҰ до избрания председателя маслихата. Председатель соответствующей территориальной избирательной комиссии предлагает депутатам внести кандидатуру председателя маслихата из числа депутатов, по которой проводится открытое или тайное голосование. Избранным считается кандидат, набравший большинство голосов от общего числа депутатов.

      7. Маслихат принимает решения голосованием.

      Голосование осуществляется:

      1) с использованием электронной системы подсчета голосов, при ее наличии;

      2) поднятием руки;

      3) с использованием бюллетеней.

      При отсутствии необходимого числа депутатов для проведения голосования председатель маслихата либо лицо, его замещающее, принимают меры к обеспечению кворума. При невозможности обеспечения кворума председательствующий переносит голосование на следующее заседание маслихата.

      При выявлении ошибок в процедуре и технике проведенного голосования по решению маслихата проводится повторное голосование.

      Результаты голосования по всем вопросам оглашаются председателем маслихата или лицом, его заменяющим, с указанием количества принявших участие в голосовании, проголосовавших "за", "против", воздержавшихся и итога голосования. Данные вносятся в протокол заседания маслихата.

      Отмена, внесение изменений и дополнений в ранее принятые решения маслихата производятся путем такого же голосования, каким они были приняты.

      8. Очередная сессия маслихата созывается решением председателя маслихата не реже четырех раз в год и ведется председателем маслихата.

      Проведение очередных сессий планируется маслихатом на сессии.

      9. Внеочередная сессия маслихата созывается и ведется председателем маслихата по предложению не менее одной трети от числа депутатов, избранных в данный маслихат, а также по обращению акима соответствующей территорий.

      Внеочередная сессия созывается не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения о проведении внеочередной сессии. На внеочередной сессии рассматриваются исключительно вопросы, послужившие основанием для ее созыва.

      10. О времени созыва и месте проведения сессии маслихата, а также вопросах, вносимых на рассмотрение сессии, председатель маслихата оповещает депутатов, население, акима посредством размещения указанной информации на официальном интернет-ресурсе соответствующего маслихата.

      Информация должна быть размещена на интернет-ресурсе соответствующего маслихата не позднее чем за десять дней до сессии, а в случае созыва внеочередной сессии – не позднее чем за три дня.

      По вопросам, вносимым на рассмотрение сессии, председатель маслихата не позднее чем за пять дней до сессии, а в случае созыва внеочередной сессии, не позднее чем за три дня представляет депутатам и акиму необходимые материалы в бумажном или электронном виде.

      11. В период проведения сессий, заседаний постоянных комиссий и иных органов маслихата, на время осуществления депутатских полномочий и в период повышения квалификации депутатов маслихата, связанных с осуществлением депутатских полномочий в порядке, установленном регламентом, депутат освобождается от выполнения служебных обязанностей с возмещением ему за счет средств местного бюджета средней заработной платы по месту основной работы, но в размере, не превышающем заработную плату руководителя аппарата акима соответствующей административно-территориальной единицы со стажем работы в указанной должности до одного года, и командировочных расходов на срок проведения сессий, заседаний постоянных комиссий и иных органов маслихата, повышения квалификации с учетом времени в пути.

      12. Повестка дня сессии формируется председателем маслихата на основе плана работы маслихата, вопросов, вносимых постоянными комиссиями и иными органами маслихата, депутатской фракцией, депутатскими группами и депутатами, акимом соответствующей территории.

      Предложения к повестке дня сессии могут представляться председателю маслихата собраниями местного сообщества, общественными объединениями.

      Повестка дня сессии при ее обсуждении может быть дополнена и изменена. Маслихат принимает решение об утверждении повестки дня сессии.

      Голосование по повестке дня проводится раздельно по каждому вопросу. Вопрос считается внесенным в повестку дня, если за него проголосовало большинство депутатов маслихата.

      13. Для качественной подготовки вопросов, вносимых на сессию, председатель маслихата своевременно разрабатывает и утверждает план мероприятий по подготовке сессии по согласованию с акимом соответствующей территории.

      14. По вопросам, относящимся к ведению маслихата, на сессии маслихата областей, городов республиканского значения и столицы приглашаются председатели маслихатов районов (города областного значения), депутаты Парламента Республики Казахстан, акимы областей, городов республиканского значения и столицы, районов (города областного значения), соответствующей территории, руководители и иные должностные лица организаций, информация о работе которых рассматривается на сессии. Допускается присутствие на сессиях представителей средств массовой информации, государственных органов и общественных объединений по приглашению председателя маслихата.

      По вопросам, относящимся к ведению маслихата, на сессии районного (города областного значения) маслихата приглашаются акимы района (города областного значения), городов районного значения, сел, поселков и сельских округов, руководители и иные должностные лица организаций, работа которых рассматривается на сессии. Допускается присутствие на сессиях представителей средств массовой информации, государственных органов и общественных объединений по приглашению председателя маслихата.

      15. Для лиц, приглашенных на заседание маслихата, отводятся специальные места в зале заседаний. Не допускаются вмешательство приглашенных лиц в работу сессии маслихата, проявление одобрения или неодобрения решений сессии маслихата.

      Приглашенное лицо в случае грубого нарушения порядка может быть удалено из зала заседаний по решению председателя маслихата или требованию большинства присутствующих на сессии депутатов.

      16. Заседания маслихата проводятся в определенное маслихатом время.

      председатель маслихата может объявить перерыв по собственной инициативе или мотивированному предложению депутатов. В конце пленарного заседания отводится время для выступления депутатов с краткими заявлениями и сообщениями, прения по которым не открываются.

      17. Регламент выступлений на заседаниях маслихата для докладов, содокладов, выступлений в прениях и по порядку ведения заседания, обсуждения кандидатур, голосования, справок и вопросов определяется маслихатом. Докладчикам и содокладчикам отводится время для ответов на вопросы. В случае, если выступающий превысил отведенное время, председатель маслихата прерывает его выступление или с согласия большинства присутствующих на заседании депутатов продлевает время для выступления.

      Депутат маслихата может выступить по одному и тому же вопросу не более двух раз. Не считаются выступлениями в прениях депутатские запросы, выступления для дачи пояснений и ответов на вопросы. Передача права на выступление другому депутату не допускается.

      Прения прекращаются открытым голосованием большинством присутствующих на сессии депутатов. При постановке вопроса о прекращении прений председатель маслихата информирует о числе записавшихся и выступивших депутатов, выясняет, кто настаивает на предоставлении слова.

      18. Слово по порядку ведения заседания предоставляется депутату вне очереди после окончания предыдущего выступления. Председатель маслихата может предоставить вне очереди слово для справки, депутатского запроса, ответа на вопрос и дачи разъяснений по обсуждаемому вопросу.

      Вопросы докладчикам подаются в письменном или устном виде. Письменные вопросы подаются председателю маслихата и оглашаются на заседании маслихата.

Глава 3. Порядок принятия актов маслихата

      19. Маслихат по вопросам своей компетенции принимает решения большинством голосов от общего числа депутатов маслихата, если иное не установлено Законом.

      20. Проекты решений передаются руководителем аппарата маслихата председателю маслихата.

      Принятые к рассмотрению проекты решений с приложением всех необходимых материалов направляются председателем маслихата в постоянные комиссии для рассмотрения и подготовки предложений. Одновременно одной из постоянных комиссий на уровне маслихатов областей, городов республиканского значения и столицы могут быть поручены подготовка заключения по проекту акта маслихата, содоклада на сессию, проведение сбора и анализа дополнительной информации.

      Подготовка проекта решения о бюджете соответствующей территории осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 29 настоящего Регламента.

      Для работы над проектами решений и подготовки других вопросов постоянные комиссии могут создавать рабочие группы. При необходимости в состав рабочей группы могут привлекаться депутаты из другой постоянной комиссии. В работе рабочей группы может принимать участие любой депутат.

      В случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, по представлению соответствующего местного исполнительного органа маслихат принимает совместное с ним решение.

      21. Нормативные правовые решения маслихата подлежат государственной регистрации в органах юстиции и опубликованию в установленном законодательством Республики Казахстан порядке, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

      22. При наличии разногласий между постоянными комиссиями, принимающими участие в подготовке вопроса сессии, председателями комиссий и председателем маслихата принимаются меры по их преодолению, оставшиеся разногласия доводятся до сведения депутатов маслихата.

      23. При рассмотрении вопроса на сессии заслушиваются основной доклад комиссии (рабочей группы) или депутатской фракции, ответственной за проекты решений, а при необходимости и содоклад других комиссий (рабочих групп) или депутатских фракций, участвующих в рассмотрении вопроса.

      В докладе комиссии (рабочей группы) или депутатской фракции, ответственной за проекты решений, указываются вошедшие в проекты решений и отклоненные предложения, аргументируются причины принятия или отклонения поправок.

      Постоянные комиссии, отдельные члены комиссии и рабочих групп, несогласные с положениями содоклада или заключениями по проектам решений, могут изложить свои мнения до начала общих прений по рассматриваемому вопросу.

      24. Обсуждение проекта решения проводится по пунктам. Поправки к проектам решений подаются в письменном виде с четкими формулировками предлагаемых изменений или дополнений, указанием их места в тексте проекта решения. Не удовлетворяющие этим требованиям поправки к рассмотрению не принимаются.

      Решения маслихата по процедурным вопросам принимаются открытым голосованием большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании, протокольно, без принятия отдельного решения и фиксируются в протоколе заседания.

      Процедурными являются вопросы: о порядке ведения заседания, очередности обсуждения вопросов, прекращении прений, ограничении или продлении времени выступлений, способах голосования, удостоверении кворума и пересчете голосов, возврате к ранее принятым решениям и (или) к проведению повторного голосования по рассматриваемым вопросам.

      25. Сессия маслихата принимает решения по каждому вопросу повестки дня. При внесении по одному вопросу нескольких вариантов решений каждый из них вручается присутствующим на сессии депутатам.

      На голосование ставятся все внесенные проекты решений. После принятия одного из проектов за основу депутаты приступают к процедуре принятия поправок к нему.

      26. При наличии поправок к проекту решения маслихата голосование осуществляется в следующей последовательности:

      1) предложенный (доработанный) проект решения маслихата принимается за основу, а при его отклонении дальнейшее голосование по поправкам прекращается;

      2) на голосование поочередно ставятся поправки, не включенные в принятый за основу проект;

      3) решение сессии ставится на голосование в целом с учетом принятых поправок. Повторное голосование по отклоненным проектам решений и поправкам к ним на текущей сессии не допускается.

      27. Поправки вносятся на голосование раздельно, последовательность которого определяется председателем маслихата либо лицом, его замещающим. Перед голосованием по взаимоисключающим поправкам последнее зачитывается председательствующим. Допускается выступление авторов поправок с разъяснениями их сути или с предложением о снятии их с обсуждения.

      Изменения в решения маслихата вносятся в порядке, установленном для их принятия.

      Протоколы сессий отпечатываются не позднее чем через месяц после сессии и хранятся в установленном законодательством порядке.

      28. Проекты планов, программ социально-экономического развития территории, отчетов об их исполнении, схем управления территорией и другие выносимые на рассмотрение сессии маслихата вопросы, а также проекты решений по ним на казахском и русском языках с пояснительной запиской и визами согласования по принадлежности с приложением всех необходимых материалов вносятся в маслихат не позднее чем за три недели до очередной сессии.

      Проекты решений местных представительных органов, предусматривающие увеличение расходов или сокращение доходов местных бюджетов, могут быть внесены на рассмотрение маслихатов лишь при наличии положительного заключения акима.

      29. Проект бюджета соответствующей территории рассматривается в постоянных комиссиях маслихата. Маслихат либо председатель маслихата создают временную комиссию маслихата по рассмотрению проекта бюджета, в состав которой могут быть включены работники аппарата маслихата, представители местных исполнительных органов и аппаратов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов.

      Председатель маслихата в течение двух рабочих дней со дня поступления проекта бюджета направляет в адрес соответствующих комиссий поручение с указанием необходимых сроков для подготовки заключения по проекту бюджета.

      Постоянные комиссии с учетом мнения временной комиссии маслихата вырабатывают предложения по проекту бюджета соответствующей территории с соответствующими обоснованиями, расчетами и направляют их в профильную постоянную комиссию, которая осуществляет свод предложений и подготовку заключения по проекту бюджета соответствующей территории.

      Местный уполномоченный орган по бюджетному планированию не позднее чем за две недели до начала сессии представляет председателю маслихата окончательный вариант проекта решения о бюджете с приложением всех необходимых материалов.

      Областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы утверждается на сессии соответствующего маслихата не позднее двухнедельного срока после подписания Президентом Республики Казахстан закона о республиканском бюджете. Районный (города областного значения) бюджет утверждается соответствующим маслихатом не позднее двухнедельного срока после подписания решения областного маслихата об утверждении областного бюджета. Бюджеты городов районного значения, сел, поселков, сельских округов утверждаются маслихатом района (города областного значения) до конца финансового года со дня подписания решения маслихата района (города областного значения) об утверждении районного (города областного значения) бюджета.

      Допускается утверждение бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов отдельными решениями маслихата района (города областного значения).

      30. При внесении на очередную сессию маслихата внеплановых вопросов, касающихся уточнения местного бюджета на соответствующий год, представление материалов осуществляется в сроки, предусмотренные бюджетным законодательством.

      31. При уточнении бюджета соответствующей территории на внеочередной сессии маслихата в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о ее созыве проводится работа по рассмотрению проекта бюджета в постоянных (временных) комиссиях.

Глава 4. Порядок заслушивания отчетов

      32. Маслихат осуществляет контроль за исполнением местного бюджета, экономических и социальных программ развития территорий путем заслушивания отчетов акима соответствующей территории.

      33. Заслушивание ежегодного отчета акима соответствующей территории перед депутатами на заседании маслихата начинается с краткого вступительного слова председателя маслихата либо лица, его замещающего, по повестке дня.

      После выступления председателя маслихата либо лица, его замещающего, слово предоставляется акиму соответствующей территории.

      Доклад акима должен содержать сведения о социально-экономическом развитии соответствующей административно-территориальной единицы за истекший год, достижении ключевых показателей программ развития регионов, задачах и основных направлениях дальнейшего развития региона, процессе формирования проектов местных бюджетов в части определения приоритетов социально-экономического развития региона.

      После отчета депутаты вправе задавать вопросы и получать на них ответы, высказывать свое мнение.

      Отчет акима (лица, исполняющего его обязанности) о выполнении возложенных на него функций и задач и проект решения по нему вносятся на рассмотрение маслихата за три недели до соответствующей сессии.

      34. По окончании заседания председатель маслихата либо лицо, его замещающее, ставят на голосование вопрос:

      1) об утверждении отчета акима (лица, исполняющего его обязанности);

      2) об отклонении отчета и необходимости его повторного заслушивания.

      Повторное заслушивание отчета акима (лица, исполняющего его обязанности) осуществляется не позднее 10 рабочих дней со дня отклонения.

      Доработанный отчет акима (лица, исполняющего его обязанности) вносится в маслихат не позднее 5 рабочих дней со дня отклонения.

      35. Основаниями для рассмотрения маслихатом вопроса о выражении недоверия акиму являются:

      1) двукратное неутверждение маслихатом представленных акимом отчетов об исполнении планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета;

      2) инициирование собранием местного сообщества вопроса об освобождении от должности акима города районного значения, села, поселка, сельского округа.

      Инициирование вопроса об освобождении от должности акима города районного значения, села, поселка, сельского округа подтверждается протоколом собрания местного сообщества в соответствии со статьей 39-3 Закона.

      36. Маслихат заслушивает отчеты председателя маслихата, председателей постоянных комиссий и иных органов маслихата.

      Председатель маслихата не реже одного раза в год на очередных сессиях маслихата отчитывается о проделанной работе по организации деятельности маслихата, ходе рассмотрения депутатских запросов и депутатских обращений, обращениях избирателей и принятых по ним мерам, взаимодействии маслихата с иными органами местного самоуправления, деятельности аппарата маслихата.

      Председатели постоянных комиссий и иных органов маслихата не реже одного раза в год на очередных сессиях маслихата отчитываются о выполнении возложенных функций и полномочий.

      37. Отчеты ревизионных комиссий областей, городов республиканского значения, столицы об исполнении бюджета рассматриваются маслихатом ежегодно.

      38. Маслихат не реже одного раза в год отчитывается перед населением о проделанной работе маслихата, деятельности его постоянных комиссий.

      39. Отчет маслихата области, города республиканского значения, столицы представляется населению не реже одного раза в год на отчетных встречах группой депутатов, возглавляемой председателем маслихата либо лицом, его замещающим, либо председателями постоянных комиссий.

      Отчет маслихата района (города областного значения) представляется населению не реже одного раза в год на сходах местного сообщества группой депутатов, возглавляемой председателем маслихата либо лицом, его замещающим, либо председателями постоянных комиссий.

      Заслушивание председателя маслихата либо лица, его замещающего, либо председателя постоянных комиссий перед населением начинается кратким вступительным словом акима соответствующей территории по повестке дня.

      После акима соответствующей территории слово предоставляется председателю маслихата либо лицу, его замещающему, либо председателю постоянных комиссий.

      После отчета население вправе задавать вопросы и получать на них ответы, высказывать свое мнение, которые заносятся в протокол.

      Протоколы отчетных встреч подготавливаются руководителем аппарата маслихата и подписываются председателем маслихата либо лицом, его замещающим, либо председателем постоянной комиссии.

Глава 5. Порядок рассмотрения депутатских запросов

      40. Депутат маслихата по вопросам, отнесенным к компетенции маслихата, обращается с официальным письменным запросом к акиму, председателю и члену соответствующей территориальной избирательной комиссии, прокурору и должностным лицам территориальных подразделений центральных государственных органов, исполнительных органов, финансируемых из местных бюджетов.

      41. Депутатские запросы, вносимые до начала сессии, подаются председателю маслихата и рассматриваются на ее заседании при решении вопроса о включении их в повестку дня сессии. Копия депутатского запроса направляется председателем маслихата органу или должностному лицу, которым он адресован, не позднее двух рабочих дней после его получения. Депутатские запросы, вносимые в ходе проведения сессии, подаются председательствующему на заседании.

      42. Депутатский запрос, не связанный с другими вопросами, которые предстоит рассмотреть на сессии, включается в повестку дня самостоятельным вопросом либо рассматривается в конце работы сессии в специально отведенное для этого время. Маслихат определяет повестку дня сессии таким образом, чтобы в ней был предусмотрен резерв времени для обращения с депутатскими запросами и вопросами. Депутатские запросы, связанные с другими вопросами, которые предстоит решить на сессии, не включаются в повестку дня и оглашаются председательствующим на сессии до начала прений по соответствующему вопросу.

      43. Маслихат может перенести рассмотрение депутатского запроса на другую сессию. До утверждения повестки дня сессии депутатские запросы могут быть отозваны внесшими их депутатами. После утверждения повестки дня сессии снятие депутатского запроса с рассмотрения осуществляется по решению маслихата. Депутатские запросы прилагаются к протоколу сессии.

      44. Ответ на депутатский запрос представляется в письменной форме, подписывается лицами, указанными в пункте 40 настоящего Регламента, или первым руководителем государственного органа, в адрес которого был направлен депутатский запрос, либо его заместителем в срок не позднее одного месяца.

      Депутату предоставляется возможность выразить свое мнение по ответу на депутатский запрос. Депутатские запросы, адресованные прокурору, не могут быть связаны с осуществлением уголовного преследования.

Глава 6. Должностные лица, постоянные комиссии и иные органы маслихата, депутатские объединения маслихата

Параграф 1. Председатель маслихата

      45. На первой сессии маслихата депутатами выдвигаются кандидатуры на должность председателя маслихата, который является должностным лицом, работающим на постоянной основе и подотчетным маслихату.

      Количество выдвинутых кандидатур не ограничивается. Кандидаты выступают с примерными программами своей предстоящей деятельности. Кандидат считается избранным на должность председателя маслихата, если в результате открытого или тайного голосования он получил большинство голосов от общего числа депутатов маслихата.

      Если на должность председателя маслихата было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов.

      Если при повторном голосовании ни один из этих кандидатов не набрал более половины голосов от общего числа депутатов, проводится повторное избрание.

      Председатель маслихата избирается на срок полномочий маслихата.

      Председатель маслихата осуществляет полномочия в соответствии с Законом и настоящим Регламентом.

      46. При отсутствии председателя маслихата района (города областного значения) его полномочия временно осуществляются председателем одной из постоянных комиссий маслихата или депутатом маслихата, который определяется на сессии маслихата на весь срок очередного созыва.

      47. Председатель маслихата пользуется правом решающего голоса в случае, если при голосовании на сессии маслихата голоса депутатов разделяются поровну.

      48. Председатель маслихата не вправе состоять в постоянных комиссиях маслихата. При досрочном прекращении полномочий председателя маслихата избрание нового председателя проводится в порядке, установленном Законом и настоящим Регламентом.

Параграф 2. Постоянные и временные комиссии маслихата

      49. На срок своих полномочий маслихат образует на первой сессии из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению маслихата, содействия проведению в жизнь его решений, законов, осуществления функций в пределах своей компетенции. Члены постоянных комиссий избираются маслихатом открытым голосованием из числа депутатов.

      Перечень, количество и состав каждой постоянной комиссии ставятся на голосование отдельно. Их численный и персональный состав определяется маслихатом по предложению председателя маслихата.

      Количество постоянных комиссий не должно превышать семи.

      Постоянные комиссии могут образовывать рабочие группы.

      50. Организация деятельности, функции и полномочия постоянных комиссий определяются Законом и настоящим Регламентом.

      51. В целях подготовки к рассмотрению на сессиях отдельных вопросов, отнесенных к ведению маслихата, маслихат либо председатель маслихата могут образовывать временные комиссии. Состав, задачи, сроки полномочий и права временных комиссий определяются маслихатом при их образовании.

      52. Постоянные комиссии по собственной инициативе или решению маслихата могут проводить публичные слушания.

      Публичные слушания проводятся с целью обсуждения наиболее важных и общественно значимых вопросов, отнесенных к ведению постоянных комиссий, в форме расширенных заседаний этих комиссий с участием депутатов, представителей исполнительных органов, органов местного самоуправления, организаций, средств массовой информации, граждан.

      Для проведения публичных слушаний создается рабочая группа из числа депутатов. Для подготовки слушаний могут привлекаться специалисты иных государственных органов и организаций.

      Постоянная комиссия за месяц до проведения публичных слушаний через средства массовой информации доводит до сведения населения тему, дату и время проведения предстоящих публичных слушаний.

      На публичные слушания постоянная комиссия приглашает представителей заинтересованных государственных органов, общественности, средств массовой информации. На публичных слушаниях могут участвовать депутаты маслихата из других постоянных комиссий.

      На публичных слушаниях после выступления депутата постоянной комиссии отводится время для ответов на вопросы.

      Предложения и замечания, поступившие по итогам выступления к докладу депутата комиссии, заносятся в протокол публичных слушаний.

      Протокол публичных слушаний подготавливается сотрудником аппарата маслихата и подписывается депутатом, председательствовавшим на публичных слушаниях.

      53. Заседания постоянных комиссий, как правило, открытые, за исключением случаев, когда рассматриваемые вопросы в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственных секретах" отнесены к государственной или служебной тайне.

      Заседания постоянных комиссий созываются по мере необходимости и считаются правомочными при присутствии более половины от общего числа их членов.

      Постановление постоянной комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов комиссии.

      Постановление постоянной комиссии и протокол заседания подписывают ее председатель, а в случае проведения совместного заседания нескольких постоянных комиссий – председатели соответствующих комиссий.

Параграф 3. Председатель постоянной комиссии маслихата

      54. Председатель постоянной комиссии маслихата избирается из числа депутатов открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов и освобождается от должности маслихатом на сессии маслихата.

      Если на должность председателя постоянной комиссии маслихата было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов.

      Если при повторном голосовании ни один из этих кандидатов не набрал более половины голосов от общего числа депутатов, проводится повторное избрание.

      Председатель постоянной комиссии пользуется правом решающего голоса в случае, если при голосовании на заседании комиссии голоса депутатов разделятся поровну.

      55. При отсутствии председателя одной из постоянных комиссий маслихата по решению председателя маслихата его полномочия временно осуществляются председателем другой постоянной комиссии маслихата или депутатом, являющимся членом данной постоянной комиссии маслихата, если иное не предусмотрено пунктом 60 настоящего Регламента.

      56. Председатель постоянной комиссии маслихата осуществляет полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан, настоящим Регламентом и решением маслихата.

Параграф 4. Председатель постоянной комиссии маслихата области, города республиканского значения, столицы, осуществляющий свою деятельность на постоянной основе

      57. Председатель постоянной комиссии маслихата области, города республиканского значения, столицы (далее – председатель постоянной комиссии, работающий на постоянной основе) может являться должностным лицом, работающим на постоянной основе.

      Председатель постоянной комиссии, работающий на постоянной основе, избирается в соответствии с пунктом 54 настоящего Регламента.

      Маслихатом области, города республиканского значения, столицы на сессии определяется не более двух постоянных комиссий, возглавляемых председателями постоянной комиссии, работающими на постоянной основе.

      58. Председатель постоянной комиссии, работающий на постоянной основе, избирается на срок полномочия маслихата и не может быть избран более двух раз подряд.

      Председателями постоянных комиссий, работающими на постоянной основе, не могут быть депутаты, являющиеся членами одной политической партии.

      59. Председатель постоянной комиссии, работающий на постоянной основе:

      1) руководит работой постоянной комиссии маслихата;

      2) обеспечивает направление в заинтересованные органы и организации обращений граждан и организаций, поступивших в адрес постоянной комиссии между сессиями, и контролирует их рассмотрение;

      3) обеспечивает встречи с населением, неправительственными организациями, государственными органами и организациями, средствами массовой информации для поддержания взаимоотношений маслихата с избирателями, систематического информирования их о деятельности маслихата, реагирования на чрезвычайные и неотложные вопросы;

      4) участвует в заседаниях постоянных комиссий маслихата, в состав которых он не входит, с правом совещательного голоса;

      5) запрашивает мнения других постоянных комиссий маслихата, государственных органов и их должностных лиц, общественных объединений, научных учреждений, специалистов по вопросам, находящимся на его рассмотрении;

      6) рассматривает вопросы и предложения, внесенные депутатами маслихата, принимает по ним решения, организует исполнение принятых решений, а также контролирует их выполнение;

      7) организует подготовку заседания постоянной комиссии и вопросов, вносимых на ее рассмотрение, обеспечивает составление протокола и подписывает постановления, иные документы, принятые на заседании постоянной комиссии;

      8) содействует депутатам маслихата в осуществлении ими своих полномочий, обеспечивает их необходимой информацией по вопросам деятельности постоянной комиссии;

      9) контролирует рассмотрение депутатских запросов постоянной комиссии и депутатских обращений, поступивших в адрес постоянной комиссии;

      10) обеспечивает опубликование постановлений постоянной комиссии маслихата на интернет-ресурсе маслихата, определяет меры по контролю за их исполнением;

      11) осуществляет иные функции и полномочия в соответствии с Законом и настоящим Регламентом.

      60. При отсутствии председателя маслихата области, города республиканского значения и столицы его полномочия временно осуществляются председателем одной из постоянных комиссий, работающим на постоянной основе, который определяется на сессии маслихата на весь срок очередного созыва.

      Председатель постоянной комиссии, работающий на постоянной основе, при временном осуществлении полномочий председателя маслихата области, города республиканского значения и столицы не имеет права решающего голоса в случае, если ответственным за рассмотрение вопроса была постоянная комиссия, председателем которой он является.

      При отсутствии председателя одной из постоянных комиссий, работающего на постоянной основе, его полномочия временно осуществляются другим председателем постоянной комиссии, работающим на постоянной основе, или по решению председателя маслихата депутатом, являющимся членом данной постоянной комиссии маслихата.

Параграф 5. Счетная комиссия маслихата

      61. Маслихат либо председатель маслихата вправе образовывать временные комиссии, в том числе счетную. Состав, задачи и сроки полномочий счетной комиссии определяются маслихатом.

      Маслихат открытым голосованием из числа депутатов избирает в нечетном количестве состав счетной комиссии.

      Маслихат вправе включить в состав данной комиссии работников аппарата маслихата, государственных органов и других организаций.

      62. При проведении открытого голосования счетная комиссия организует процесс голосования и подведения его итогов.

      Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии, ее решения принимаются большинством голосов при открытом голосовании.

      Перед началом открытого голосования председатель маслихата указывает количество предложений, ставящихся на голосование, зачитывает их формулировки.

      63. Для избрания председателя маслихата может проводиться тайное голосование. По решению председателя маслихата тайное голосование может проводиться по иным вопросам.

      Время и место тайного голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией и объявляются председателем счетной комиссии.

      Выдача бюллетеней производится непосредственно перед голосованием, они изготавливаются под контролем счетной комиссии по установленной ею форме в количестве, равном числу присутствующих на заседании депутатов, и подписываются председателем счетной комиссии.

      Каждому депутату выдается один бюллетень, подписанный председателем счетной комиссии. Общее число бюллетеней не должно превышать численность списочного состава депутатов маслихата.

      Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам маслихата по предъявлении ими удостоверения депутата.

      Бюллетени неустановленной формы при подсчете не учитываются.

      Недействительными считаются бюллетени неустановленной формы, а при избрании должностных лиц – также бюллетени, в которых отмечено более одной кандидатуры на одну должность. Фамилии, дописанные в бюллетене, при подсчете голосов не учитываются. Бюллетени, в которых отмечено более одного проекта решения, считаются недействительными.

      Признаются действительными, но не учитываются при подсчете голосов незаполненные бюллетени и бюллетени, в которых не отмечены фамилии всех кандидатов.

      Урна для голосования должна вскрываться счетной комиссией после окончания голосования. До окончания голосования вскрытие урны запрещается.

      О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами счетной комиссии.

      При выявлении ошибок в процедуре и технике проведенного голосования по решению маслихата проводится повторное голосование.

      Депутат маслихата, который отсутствовал во время голосования, не вправе проголосовать позже.

Параграф 6. Депутатские объединения в маслихатах

      64. Депутаты маслихата могут создавать депутатские объединения в виде фракций политических партий и иных общественных объединений, депутатских групп. Председатель маслихата не может входить в депутатские объединения. Депутат имеет право состоять только в одной депутатской фракции.

      65. Регистрация депутатских фракций и групп осуществляется на сессии маслихата, производится явочным порядком и носит исключительно информационный характер.

      66. Члены депутатских объединений могут:

      1) вносить замечания и предложения по повестке дня маслихата, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;

      2) высказывать мнения по кандидатурам должностных лиц, которые избираются или назначаются маслихатом;

      3) предлагать поправки к проектам решений маслихата;

      4) запрашивать материалы и документы, необходимые для деятельности депутатского объединения.

      67. Фракция политической партии в своей деятельности взаимодействует с руководящими органами политической партии, участвует в работе общественной приемной политической партии, а также объединяет не менее трех депутатов маслихата. Состав депутатской группы состоит из не менее пяти депутатов маслихата.

Глава 7. Правила депутатской этики

      68. Депутаты маслихата:

      1) должны с уважением относиться друг к другу и ко всем другим лицам, участвующим в работе сессий маслихата, комиссий маслихата и его рабочих органов;

      2) не должны употреблять в своих выступлениях необоснованные обвинения, грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов маслихата и других лиц;

      3) не должны призывать к незаконным и насильственным действиям;

      4) не должны препятствовать нормальной работе маслихата, постоянных комиссий и иных органов маслихата;

      5) не должны прерывать выступающих.

      69. Выступая в средствах массовой информации при проведении публичных мероприятий, комментируя деятельность государственных органов, должностных лиц и граждан, депутат должен использовать только достоверные, проверенные факты.

      70. Депутат не должен использовать в личных целях преимущество своего депутатского статуса во взаимоотношениях с государственными органами и организациями, средствами массовой информации.

      71. Депутат маслихата не может разглашать сведения, которые стали ему известны при осуществлении депутатских полномочий, если эти сведения касаются вопросов, рассмотренных на закрытых заседаниях сессий, постоянных комиссий маслихата и иных органов маслихата.

      72. Депутат маслихата, не имеющий специальных полномочий на представительство маслихата, может вступать в отношения с государственными органами и организациями только от своего имени.

      73. На депутата маслихата за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 21 Закона, а также за нарушение правил депутатской этики, установленных регламентом маслихата, могут налагаться меры взыскания в виде порицания и(или) понуждения к принесению публичного извинения.

Глава 8. Повышение квалификации депутатов маслихата

      74. Депутаты маслихатов проходят повышение квалификации. Периодичность прохождения повышения квалификации депутатов маслихатов составляет один раз в пять лет в течение первых двух лет полномочий избранного депутата.

      75. Депутаты маслихата направляются на повышение квалификации в организации образования при Президенте Республики Казахстан и их филиалы.

      76. Продолжительность повышения квалификации маслихатов депутата составляет не менее 40 академических часов.

      77. Депутатам, успешно завершившим повышение квалификации, выдается сертификат, подтверждающий завершение повышения квалификации, в бумажном или электронном виде.

      78. Аппарат маслихата планирует расходы на повышение квалификации депутатов маслихата в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан.

Глава 9. Организация работы аппарата маслихата

      79. Для информационно-аналитического, организационно-правового и материально-технического обеспечения деятельности маслихата и его органов, оказания помощи депутатам в осуществлении их полномочий образуется аппарат маслихата.

      Аппарат маслихата является государственным учреждением, содержащимся за счет средств местного бюджета.

      Положение об аппарате маслихата утверждается маслихатом.

      80. Маслихат утверждает структуру аппарата маслихата, определяет расходы на его содержание и материально-техническое обеспечение в пределах установленного законодательством Республики Казахстан лимита численности и выделенных средств.

      81. Деятельность государственных служащих аппарата маслихата осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      С истечением срока полномочий маслихата, в случаях досрочного прекращения полномочий маслихата и выборов нового состава его депутатов деятельность государственных служащих аппарата маслихата не прекращается.


On the approval of Model regulations for a maslikhat

Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated December 3, 2013 No. 704.

      Unofficial translation

      In accordance with Article 9 of the Law of the Republic of Kazakhstan “On Local Government and Self-Government in the Republic of Kazakhstan” as of January 23, 2001, I hereby RESOLVE:

      1. To approve the appended Model regulations for a maslikhat.

      2. This Decree shall be enforced ten calendar days of its first official publication.

      President of the
      Republic of Kazakhstan N. NAZARBAYEV

  Approved
  by Decree of the President of the Republic of Kazakhstan № 704 as of December 3, 2013

Standard regulations of maslikhat

      Footnote. The standard regulation - in the wording of the Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated 13.12.2021 No. 715 (the procedure to enter into force see paragraph 2).
      Footnote. Throughout the text, the words “secretary of the maslikhat”, “secretaries of the maslikhat”, “new secretary” shall be replaced, respectively, with the words “maslikhat chairman”, “maslikhats’ chairmen”, “new chairman” by Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated 10.04.2023 No. 190 (shall be enforced from the date of its first official publication).

Chapter 1. General provisions

      1. This standard regulation of maslikhat (hereinafter referred to as the Regulation) have been developed in accordance with Article 9 of the Law of the Republic of Kazakhstan "On local state administration and self-government in the Republic of Kazakhstan" (hereinafter referred to as the Law) and shall establish the procedure for holding maslikhat sessions, meetings of its bodies, introduction and consideration of issues of education and election of maslikhat bodies at them, hearing reports on their activities, reports on the work done by the maslikhat before the population and the activities of its standing commissions, consideration of deputy requests, powers, organization of activities of deputy associations in maslikhat, as well as election, organization of the work of the apparatus and other procedural and organizational issues.

      2. Maslikhat (local representative body) shall be an elected body elected by the population of the region, city of republican significance and capital or district (city of regional significance), expressing the will of the population and, in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan, determining the measures necessary for its implementation, controlling their implementation. Maslikhat shall not have the rights of a legal entity.

      3. The activities of maslikhat shall be regulated by the Constitution of the Republic of Kazakhstan, the Law and other regulatory legal acts of the Republic of Kazakhstan.

Chapter 2. Procedure of maslikhat session

      4. The main form of activity of maslikhat shall be a session at which issues related to its jurisdiction by the Laws of the Republic of Kazakhstan shall be resolved.

      A maslikhat session shall be valid if at least two-thirds of the total number of maslikhat deputies shall be present. The session shall be held in the form of plenary sessions with the organization of online broadcasting on Internet resources, taking into account the technical capabilities of maslikhat, except for the cases indicated in part 5 of this paragraph.

      In the session, by decision of the maslikhat, a break may be made for the period established by the maslikhat, but not exceeding fifteen calendar days. The duration of the session shall be determined by maslikhat.

      Before each maslikhat session registration of the deputies present shall be conducted, its results shall be announced by the maslikhat chairman before the start of the sessions.

      The maslikhat session shall be generally open. Closed sessions shall be allowed by the decision of maslikhat, adopted on the proposal of the maslikhat chairman or one third of deputies present at the maslikhat session, if the majority of the total number of deputies present vote for it.

      When declaring a state of emergency or eliminating emergency situations and their consequences for the period of the introduction of restrictive measures, including quarantine, the session can be held through video conferencing or other means of communication.

      5. The first session of the newly elected maslikhat shall be convened by the chairman of the relevant territorial election commission no later than thirty days from the date of registration of maslikhat deputies, if there are at least three quarters of the number of deputies determined for this maslikhat.

      6. The chairman of the relevant territorial election commission shall open the first maslikhat session and conduct it until the election of the chairman of the maslikhat. The chairman of the relevant territorial election commission invites deputies to nominate a candidate for the maslikhat chairman from among the deputies, for which an open or secret vote shall be held. The candidate who receives the majority of votes from the total number of deputies shall be considered elected.

      7. Maslikhat shall make decisions by election.

      Election shall be carried out:

      1) using an electronic vote counting system, if any;

      2) by raising his hand;

      3) using ballots.

      In the absence of the required number of deputies for voting, the secretary of the maslikhat or the person replacing him shall take measures to ensure a quorum. If it is impossible to ensure a quorum, the presiding officer postpones the vote to the next meeting of the maslikhat.

      If errors in the procedure and technique of the voting carried out by the decision of the maslikhat are detected, repeated voting is carried out.

      The voting results on all issues shall be announced by the maslikhat chairman or the person replacing him, indicating the number of those who took part in the vote, those who voted for, against, abstained and the voting result. The data shall be entered into the minutes of the maslikhat session.

      Cancellation, amendments and additions to the previously adopted decisions of maslikhat shall be made by the same vote as they were adopted.

      8. Regular maslikhat session shall be convened by the decision of the maslikhat chairman at least four times a year and shall be conducted by the maslikhat chairman.

      Regular sessions shall be planned to be held by maslikhat at the session.

      9. An extraordinary session of the maslikhat shall be convened and chaired by the maslikhat chairman at the proposal of at least one third of the number of deputies elected to the given maslikhat, also at the request of the akim of the relevant territory.

      The extraordinary session shall be convened no later than five working days from the date of the decision to hold the extraordinary session. At the extraordinary session, only issues that served as the basis for its convening shall be considered.

      10. The secretary of the maslikhat shall notify the deputies, the population, the akim by posting the specified information on the official Internet resource of the corresponding maslikhat.

      The information should be posted on the Internet resource of the corresponding maslikhat no later than ten days before the session, and in the event of an extraordinary session - no later than three days.

      On the issues submitted for consideration of the session, the secretary of the maslikhat no later than five days before the session, and in the event of an extraordinary session, no later than three days, shall submit to the deputies and the akim the necessary materials in paper or electronic form.

      11. During sessions, meetings of standing commissions and other bodies of maslikhat, during the exercise of parliamentary powers and during the period of advanced training of maslikhat deputies, related to the exercise of parliamentary powers in accordance with the procedure established by the regulations, the deputy shall be exempted from official duties with reimbursement of the average salary at the place of main work at the expense of the local budget, but in an amount not exceeding the salary of the head of the akim's apparatus of the corresponding administrative-territorial unit with experience in this position up to one year, and travel expenses for the duration of sessions, meetings of standing commissions and other bodies of maslikhat, advanced training, taking into account travel time.

      12. The session agenda shall be formed by the maslikhat chairman basing on the action plan of the maslikhat, issues introduced by the standing committees and other maslikhat bodies, the deputy faction, deputy groups and deputies, and the akim of the relevant territory.

      Proposals for the agenda of the session may be submitted to the maslikhat chairman by local conventions and public associations.

      The agenda of the session during its discussion may be supplemented and changed. Maslikhat decides to approve the agenda of the session.

      Voting on the agenda shall be held separately on each issue. The issue shall be considered on the agenda if a majority of maslikhat MPs voted for it.

      13. For high-quality preparation of issues submitted to the session, the secretary of the maslikhat timely shall develops and approve an action plan for the preparation of the session in agreement with the akim of the relevant territory.

      14. Chairmen of maslikhats of oblasts, cities of republican status and the capital, deputies of the Parliament of the Republic of Kazakhstan, akims of oblasts, cities of republican status and the capital, districts (of cities of oblast subordinance), of the corresponding territory, heads and other officials of organizations, information on the work of which is considered at the session, shall be invited to the sessions of maslikhat of oblasts, cities of republican status and the capital. Presence at sessions of representatives of mass media, state bodies and public associations at the invitation of the maslikhat chairman shall be allowed.

      Akims of region (city of oblast significance), cities of regional significance, villages, settlements and rural districts, heads and other officials, the work of which is considered at the session, shall be invited to the sessions of the region (city of oblast significance) maslikhat. Presence at sessions of representatives of mass media, state bodies and public associations at the invitation of the maslikhat chairman shall be allowed.

      15. Special seats in the meeting room shall be allocated for persons invited to the maslikhat meeting. The invited individuals shall not be allowed to intervene in the work of the maslikhat session, to show approval or disapproval of the decisions of the maslikhat session.

      In the event of a gross violation of order, an invited person may be removed from the meeting room by decision of the maslikhat chairman or at the request of the majority of deputies present at the session.

      16. Maslikhat meetings shall be held at a time defined by maslikhat.

      The secretary of the maslikhat can declare a break on his own initiative or a motivated proposal of deputies. At the end of the plenary session, time shall be given for the deputies to speak with brief statements and messages, the debate on which does not open.

      17. The rules for statements at maslikhat meetings for reports, co-reports, statements in debates and on a point of order, discussion of candidates, voting, certificates and issues shall be determined by maslikhat. Speakers and co-speakers shall be given time to answer questions. If the speaker has exceeded the allotted time, the secretary of the maslikhat interrupts his speech or, with the consent of the majority of the deputies present at the meeting, extends the time for speech.

      A maslikhat deputy can speak on the same issue no more than twice. Parliamentary requests, speeches to give explanations and answers to questions shall not be considered speeches in the debate. The transfer of the right to speak to another deputy shall not be allowed.

      The debate shall be terminated by an open vote by a majority of the deputies present at the session. When raising the issue of terminating the debate, the secretary of the maslikhat shall inform about the number of registered and speaking deputies, finds out who insists on providing the word.

      18. A point of order shall be given to the deputies out of turn after the end of the previous speech. The secretary of the maslikhat can provide out of turn a word for reference, deputy request, answer a question and give explanations on the issue under discussion.

      Questions to the speakers shall be submitted in writing or orally. Written questions shall be submitted to the maslikhat chairman and announced at maslikhat session.

Chapter 3. Procedure for acceptance of maslikhat acts

      19. Maslikhat on issues of its competence shall make decisions by a majority of votes from the total number of maslikhat deputies, unless otherwise established by the Law.

      20. Draft resolutions shall be directed by the head of the maslikhat apparatus to the maslikhat chairman.

      Draft resolutions accepted for consideration with the attachment of all necessary materials shall be sent by the maslikhat chairman to the standing committees for consideration and preparation of proposals. At the same time, one of the standing committees at the level of maslikhats of oblasts, cities of republican status and the capital may be assigned to prepare a conclusion on the draft act of the maslikhat, a co-report for the session, and collect and analyze additional information.

      The preparation of the draft decision on the budget of the relevant territory shall be carried out in accordance with the procedure provided for by paragraph 29 of these Rules.

      To work on draft solutions and prepare other issues, permanent commissions can create working groups. If necessary, deputies from another standing committee may be involved in the working group. Any deputy can take part in the work of the working group.

      In cases stipulated by the legislation of the Republic of Kazakhstan, on the proposal of the relevant local executive body, maslikhat shall make a joint decision with it.

      21. Regulatory legal decisions of the maslikhat shall be subject to state registration with the justice bodies and publication in accordance with the procedure established by the legislation of the Republic of Kazakhstan, with the exception of cases provided for by the legislation.

      22. If there are disagreements between the standing committees taking part in preparing the issue of the session, the chairmen of the committees and the maslikhat chairman shall take measures to settle them; the remaining disagreements shall be brought to the maslikhat deputies’ notice.

      23. When considering the issue at the session, the main report of the commission (working group) or deputy faction responsible for draft decisions, and, if necessary, the co-report of other commissions (working groups) or deputy factions participating in the consideration of the issue, is heard.

      In the report of the commission (working group) or the deputy faction responsible for draft decisions, the proposals included in the draft decisions and rejected proposals shall be indicated, the reasons for the adoption or rejection of amendments shall be argued.

      Standing commissions, individual members of the commission and working groups disagreeing with the provisions of the co-salary or the conclusions on draft decisions may present their views before the general debate on the issue under consideration.

      24. Discussion of the draft decision shall be carried out on points. Amendments to draft decisions shall be submitted in writing with clear wording of proposed amendments or additions, indicating their place in the text of the draft decision. Amendments not meeting these requirements shall not be accepted for consideration.

      Decisions of the maslikhat on procedural issues shall be made by an open vote by a majority of votes of the deputies present at the meeting, in protocol, without making a separate decision and shall be recorded in the minutes of the meeting.

      Procedural issues shall be: the order of the meeting, the order of discussion of the issues, the termination of the debate, the limitation or extension of the time of speeches, the methods of voting, the certification of the quorum and the recount of votes, the return to the previously adopted decisions and (or) the re-voting on the issues under consideration.

      25. The maslikhat session shall make decisions on each agenda item. If several decisions are made on one issue, each of them is handed over to the deputies present at the session.

      All submitted draft decisions shall be put to a vote. After the adoption of one of the projects as a basis, the deputies shall begin the procedure for adopting amendments to it.

      26. If there are amendments to the draft decision of the maslikhat, voting is carried out in the following sequence:

      1) the proposed (revised) draft decision of the maslikhat shall be taken as a basis, and if it is rejected, further voting on the amendments is terminated;

      2) amendments not included in the draft adopted as a basis shall be put to the vote in turn;

      3) the decision of the session shall be put to a vote as a whole, taking into account the amendments adopted. Repeated voting on rejected draft decisions and amendments to them at the current session shall not be allowed.

      27. Amendments shall be put to a vote separately, the sequence of which shall be determined by the maslikhat chairman or the person replacing him. Before voting on mutually exclusive amendments, the latter shall be read out by the presiding officer. The authors of the amendments shall be allowed to speak with explanations of their essence or with a proposal to remove them from discussion.

      Amendments to the decisions of maslikhat shall be made in the procedure established for their adoption.

      Minutes of sessions shall be printed no later than a month after the session and stored in accordance with the procedure established by the Law.

      28. Draft plans, programs for socio-economic development of the territory, reports on their implementation, schemes for managing the territory and other issues submitted for consideration by the maslikhat session, as well as draft decisions on them in Kazakh and Russian with an explanatory note and visas of agreement on belonging with the application of all the necessary materials shall be entered into maslikhat no later than three weeks before the next session.

      Draft decisions of local representative bodies providing for an increase in expenses or a reduction in local budget revenues can be submitted for consideration by maslikhats only if there is a positive conclusion of the akim.

      29. The draft budget of the relevant territory shall be considered in the standing commissions of maslikhat. Maslikhat or the secretary of the maslikhat shall create a temporary commission of the maslikhat to consider the draft budget, which may include employees of the maslikhat apparatus, representatives of local executive bodies and apparatus of akims of cities of district significance, villages, towns, rural districts.

      Within two working days from the date of receipt of the draft budget, the secretary of the maslikhat sends an order to the relevant commissions indicating the necessary deadlines for preparing an opinion on the draft budget.

      The permanent commissions, taking into account the opinion of the Provisional Commission of Maslikhat, shall develop proposals for the draft budget of the relevant territory with appropriate justifications, calculations and shall send them to the relevant permanent commissions, which carries out a set of proposals and the preparation of an opinion on the draft budget of the relevant territory.

      At least two weeks before the start of the session the local authorized budget planning body shall submit to the maslikhat chairman the final version of the draft budget decision with all the necessary materials attached.

      The regional budget, the budget of the city of republican significance, the capital shall be approved at the session of the corresponding maslikhat no later than two weeks after the President of the Republic of Kazakhstan signs the Law on the republican budget. The district (city of regional significance) budget shall be approved by the relevant maslikhat no later than two weeks after the signing of the decision of the regional maslikhat on the approval of the regional budget. The budgets of cities of regional significance, villages, towns, rural districts shall be approved by the maslikhat of the district (city of regional significance) until the end of the financial year from the date of signing the decision of the maslikhat of the district (city of regional significance) on the approval of the district (city of regional significance) budget.

      It shall be allowed to approve the budgets of cities of regional significance, villages, towns, rural districts by separate decisions of the maslikhat of the district (city of regional significance).

      30. When submitting unscheduled issues related to the clarification of the local budget for the corresponding year to the regular session of the maslikhat, the materials shall be submitted within the deadlines provided for by the budget legislation.

      31. When clarifying the budget of the relevant territory at an extraordinary session of the maslikhat, work is carried out to consider the draft budget in permanent (temporary) commissions within two working days from the date of the decision on its convening.

Chapter 4. Procedure for hearing reports

      32. Maslikhat shall monitor the implementation of the local budget, economic and social programs for the development of territories by hearing the reports of the akim of the relevant territory.

      33. The hearing of the annual report of the akim of the relevant territory to deputies at a maslikhat session shall be started with a brief opening speech by the maslikhat chairman or the person replacing him, on the agenda.

      After the speech of the maslikhat chairman or the person replacing him, the akim of the corresponding territory shall take the floor.

      The akim's report should contain information on the socio-economic development of the relevant administrative-territorial unit over the past year, the achievement of key indicators of regional development programs, the tasks and main directions of further development of the region, the process of forming draft local budgets in terms of determining priorities for socio-economic development of the region.

      After the report, deputies have the right to ask questions and receive answers to them, to express their opinion.

      The report of the akim (person acting) on the fulfillment of the functions and tasks assigned to him and the draft decision on it shall be submitted for consideration by the maslikhat three weeks before the relevant session.

      34. At the end of the meeting, the secretary of the maslikhat or the individual replacing him puts the question to the vote:

      1) on approval of the report of the akim (person acting);

      2) on the rejection of the report and the need to re-hear it.

      Repeated hearing of the report of the akim (person acting) shall be carried out no later than 10 working days from the date of deviation.

      The revised report of the akim (person acting) shall be entered into the maslikhat no later than 5 working days from the date of deviation.

      35. The grounds for consideration by the maslikhat of the issue of expressing no confidence in the akim shall be:

      1) double non-approval by the maslikhat of reports submitted by the akim on the implementation of plans, economic and social programs for the development of the territory, the local budget;

      2) initiation by the meeting of the local community of the issue of dismissal from the post of akim of the city of district significance, village, village, rural district.

      The initiation of the issue of dismissal of the akim of the city of district significance, village, village, rural district shall be confirmed by the protocol of the meeting of the local community in accordance with Article 39-3 of the Law.

      36. The maslikhat shall hear reports from the chairman of the maslikhat, chairmen of the standing committees and other maslikhat bodies.

      The secretary of the maslikhat at least once a year at the next sessions of the maslikhat reports on the work done to organize the activities of the maslikhat, the consideration of deputy requests and deputy appeals, the appeals of voters and the measures taken on them, the interaction of the maslikhat with other local authorities, the activities of the maslikhat apparatus.

      Chairmen of permanent commissions and other bodies of maslikhat at least once a year at regular sessions of maslikhat report on the performance of assigned functions and powers.

      37. The reports of the audit commissions of the regions, cities of republican significance, the capital on budget execution shall be considered annually by the maslikhat.

      38. Maslikhat at least once a year shall report to the population on the work done by maslikhat, the activities of its permanent commissions.

      39. The report of the maslikhat of the oblast, the city of republican status, the capital shall be presented to the population at least once a year at reporting sessions by a deputy group headed by the maslikhat chairman or his deputy, or the chairmen of the standing committees.

      The report of the district maslikhat (city of oblast significance) shall be presented to the population at least once a year at local conventions by a deputy group headed by the maslikhat chairman or his deputy, or the chairmen of the standing committees.

      The hearing of the report by maslikhat chairman or the person replacing, or the chairman of the standing committee to the population begins with a brief opening speech by the akim of the relevant territory on to the agenda.

      After the akim of the relevant territory, the floor is given to the chairman of the maslikhat or the person replacing him, or the chairman of the standing committees.

      After the report, the population has the right to ask questions and receive answers to them, to express their opinion, which shall be recorded in the minute.

      Minutes of reporting sessions shall be prepared by the head of the maslikhat apparatus and signed by the maslikhat chairman or the person replacing him, or the chairman of the standing committee.

Chapter 5. Procedure for consideration of deputy requests

      40. The deputy of maslikhat on issues within the competence of maslikhat shall make an official written request to the akim, chairman and member of the relevant territorial election commission, prosecutor and officials of territorial divisions of central state bodies, executive bodies financed from local budgets.

      41. Deputy requests made before the start of the session shall be submitted to the maslikhat chairman and considered at its session when deciding on putting them on the session agenda. A copy of the deputy request shall be sent by the maslikhat chairman to the body or official to whom it is addressed at least two working days after its receipt. Deputy requests made during the session shall be submitted to the chairman of the session.

      42. A deputy request, not related to other issues to be considered at the session, shall be included in the agenda as an independent issue or be considered at the end of the session at a specially designated time. Maslikhat shall determine the agenda of the session in such a way that it provides for a reserve of time for handling deputy requests and questions. Parliamentary requests related to other issues to be resolved at the session shall not be included in the agenda and be announced by the presiding officer at the session before the debate on the relevant issue begins.

      43. Maslikhat may postpone the consideration of the deputy request to another session. Before the approval of the agenda of the session, deputy requests can be withdrawn by the deputies who submitted them. After the approval of the agenda of the session, the removal of the deputy request from consideration shall be carried out by decision of the maslikhat. Deputy requests shall be attached to the minutes of the session.

      44. The answer to the deputy's request shall be submitted in writing, signed by the individuals specified in paragraph 40 of these Regulations, or by the first head of the state body to which the deputy's request has been sent, or by his deputy no later than one month.

      The deputy shall be given the opportunity to express his opinion on the answer to the deputy's request.

      Deputy’s request addressed to the prosecutor cannot be related to the implementation of criminal prosecution.

Chapter 6. Officials, permanent commissions and other bodies of maslikhat, deputy associations of maslikhat Paragraph 1. Secretary of maslikhat

      45. At the first maslikhat session, the deputies shall nominate the candidate for the maslikhat chairman, who must be an official working on a permanent basis and accountable to the maslikhat.

      The number of nominated candidates is not limited. Candidates shall present their tentative action program. A candidate shall be considered elected to the maslikhat chairman position if in the open or secret voting he received a majority of votes from the total number of maslikhat deputies.

      If more than two candidates were nominated for the maslikhat chairman position and none of them received the required number of votes for election, a repeat vote shall be held on the two candidates who received the largest number of votes.

      If in a second vote none of these candidates won more than half of the votes of the total number of deputies, a second election is held.

      The secretary of the maslikhat shall be elected for the term of office of the maslikhat.

      The Secretary of the maslikhat shall exercise powers in accordance with the Law and these Regulations.

      46. In the absence of the secretary of the maslikhat of the district (city of regional significance), his powers shall be temporarily exercised by the chairman of one of the standing commissions of the maslikhat or a deputy of the maslikhat, which is determined at the session of the maslikhat for the entire term of the next convocation.

      47. The secretary of the maslikhat shall enjoy the right of a decisive vote if, when voting at the session of the maslikhat, the votes of the deputies are divided equally.

      48. The maslikhat chairman may not be a member of the standing committee of the maslikhat. In case of early termination of maslikhat chairman’s powers, the election of a new chairman shall be conducted in the procedure established by the Law and these Regulations.

Paragraph 2. Permanent and temporary commissions of maslikhat

      49. For the term of its term of office, maslikhat shall form at the first session from among the deputies permanent commissions for preliminary consideration and preparation of issues related to the management of maslikhat, assistance in the implementation of its decisions, Laws, and the implementation of functions within its competence. Members of standing commissions shall be elected by maslikhat by open voting from among the deputies.

      The list, number and composition of each standing committee shall be put to a vote separately. Their numerical and personal composition is determined by the maslikhat at the proposal of the maslikhat chairman.

      The number of standing commissions should not exceed seven.

      Standing commissions can form working groups.

      50. The organization of activities, functions and powers of standing commissions shall be determined by the Law and these Regulations.

      51. In order to prepare for consideration at sessions of certain issues related to maslikhat, the maslikhat or secretary of the maslikhat may form temporary commissions. The composition, tasks, terms of the office and rights of temporary commissions shall be determined by maslikhat during their formation.

      52. Standing commissions, on their own initiative or the decision of the maslikhat, may hold public hearings.

      Public hearings shall be held to discuss the most important and socially significant issues referred to the standing commissions in the form of expanded meetings of these commissions with the participation of deputies, representatives of executive bodies, local self-government bodies, organizations, the media, citizens.

      A working group of deputies is being created to hold public hearings. Specialists of other state bodies and organizations may be involved in the preparation of hearings.

      A permanent commission a month before the public hearings through the media shall bring to the attention of the population the topic, date and time of the upcoming public hearings.

      The permanent commission shall invite representatives of interested state bodies, the public, and the media to public hearings. Maslikhat deputies from other standing commissions may participate in public hearings.

      At public hearings after the speech of the deputy of the standing committee, time shall be given to answer questions.

      The proposals and comments received following the speech to the report of the deputy of the commission shall be entered in the minutes of public hearings.

      The minutes of public hearings shall be prepared by an employee of the maslikhat apparatus and signed by the deputy who chaired the public hearings.

      53. Meetings of standing commissions shall usually open, except when the issues under consideration in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan "On state secrets" shall be classified as state or official secrets.

      Meetings of Standing Commissions shall be convened as required and shall be deemed eligible in the presence of more than half of their total membership.

      The resolution of the standing committee shall be adopted by a majority of votes from the total number of members of the commission.

      The resolution of the standing committee and the minutes of the meeting shall be signed by its chairman, and in the case of a joint meeting of several standing commissions, the chairmen of the relevant commissions.

Paragraph 3. Chairman of the standing committee of Maslikhat

      54. The chairman of the standing committee of maslikhat shall be elected from among the deputies by open voting by a majority of votes from the total number of deputies and shall be dismissed from office by the maslikhat at the maslikhat session.

      If more than two candidates were nominated for the post of chairman of the standing committee of maslikhat and none of them received the number of votes required for the election, a second vote shall be held on the two candidates who received the largest number of votes.

      If in a second vote none of these candidates won more than half of the votes of the total number of deputies, a second election is held.

      The chairman of the standing committee enjoys the right of a decisive vote if, when voting at a meeting of the commission, the votes of the deputies are divided equally.

      55. In the absence of the chairman of one of the standing committees of the maslikhat, by decision of the maslikhat chairman, his powers shall be temporarily exercised by the chairman of another standing committee of the maslikhat or a deputy who is a member of this standing committee of the maslikhat, unless otherwise provided by paragraph 60 of these Regulations.

      56. The Chairman of the standing committee of maslikhat shall exercise powers in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan, these Regulations and the decision of maslikhat.

Paragraph 4. Chairman of the standing committee of the maslikhat of the region, the city of republican significance, the capital, which operates on a permanent basis

      57. The chairman of the standing committee of the maslikhat of the region, the city of republican significance, the capital (hereinafter referred to as the chairman of the standing committee working on a permanent basis) may be an official working on a permanent basis.

      The Chairman of the standing committee, on a permanent basis, shall be elected in accordance with paragraph 54 of these Rules.

      The maslikhat of the region, the city of republican significance, the capital at the session shall be determined by no more than two standing commissions headed by the chairmen of the standing commission, working on a permanent basis.

      58. The Chairman of the standing committee, working on a permanent basis, shall be elected for the term of the powers of the maslikhat and cannot be elected more than two times in a row.

      Chairmen of standing commissions working on a permanent basis cannot be MPs who are members of the same political party.

      59. Chairman of the standing committee, working on a permanent basis shall:

      1) supervise the work of the standing committee of maslikhat;

      2) ensure the sending to the interested bodies and organizations of appeals of citizens and organizations received by the standing committee between sessions, and monitors their consideration;

      3) ensure meetings with the population, non-governmental organizations, state bodies and organizations, the media to maintain relations between maslikhat and voters, systematically inform them about the activities of maslikhat, respond to emergency and urgent issues;

      4) participate in meetings of the standing commissions of maslikhat, which it is not a member of, with the right of advisory vote;

      5) requests the opinions of other standing commissions of maslikhat, state bodies and their officials, public associations, scientific institutions, specialists on issues under consideration;

      6) consider the issues and proposals made by the deputies of the maslikhat, make decisions on them, organize the implementation of the decisions made, and also monitor their implementation;

      7) organize the preparation of the meeting of the standing committee and the issues submitted for its consideration, ensure the preparation of a protocol and sign resolutions, other documents adopted at the meeting of the standing commission;

      8) assist the deputies of the maslikhat in the exercise of their powers, provide them with the necessary information on the activities of the standing committee;

      9) monitor the consideration of deputy requests of the standing committee and deputy appeals received by the standing committee;

      10) ensure the publication of the decisions of the standing committee of maslikhat on the Internet resource of maslikhat, determine measures to control their implementation;

      11) exercise other functions and powers in accordance with the Law and these Regulations.

      60. In the absence of the chairman of the maslikhat of the oblast, city of republican status and the capital, his powers shall be temporarily exercised by the chairman of one of the standing committees, working on a permanent basis, which is determined at the maslikhat session for the entire convocation term.

      The chairman of the standing committee, working on a permanent basis, while temporarily exercising the powers of the chairman of the maslikhat of the oblast, city of republican status and the capital, shall not have a casting vote if the permanent committee of which he is the chairman was responsible for considering the issue.

      In the absence of the chairman of one of the standing committees working on a permanent basis, his powers shall be temporarily exercised by another chairman of the standing committee working on a permanent basis, or on decision of the maslikhat chairman by a deputy who is a member of this standing committee of the maslikhat.

Paragraph 5. Counting commission of maslikhat

      61. Maslikhat or the secretary of maslikhat shall have the right to form temporary commissions, including counting. The composition, tasks and terms of office of the counting commission shall be determined by maslikhat.

      Maslikhat, by an open vote from among the deputies, shall elect in odd numbers the composition of the counting commission.

      Maslikhat shall have the right to include employees of the maslikhat apparatus, state bodies and other organizations in this commission.

      62. When holding an open vote, the counting commission organizes the voting process and summing up its results.

      The Counting commission shall elect the chairman and secretary of the commission from its composition, its decisions are made by a majority of votes in an open vote.

      Before the open voting starts, the maslikhat chairman shall indicate the number of motions to be put to a vote and read them out.

      63. To elect the maslikhat chairman, a secret ballot may be held. By decision of the maslikhat chairman, secret voting may be held on other issues.

      The time and place of secret voting, the procedure for its holding shall be established by the counting commission and announced by the chairman of the counting commission.

      Ballots shall be issued immediately before voting, they are made under the control of the counting commission according to the form established by it in an amount equal to the number of deputies present at the meeting, and shall be signed by the chairman of the counting commission.

      Each deputy shall be given one ballot, signed by the chairman of the counting commission. The total number of ballots should not exceed the number of the list of maslikhat deputies.

      Ballots for secret voting shall be issued to the deputies of the maslikhat upon presentation by them of the deputy's certificate.

      Unspecified ballots shall not be counted.

      Ballots of an unidentified form shall be recognized as invalid, and when elected officials - also ballots in which more than one candidate for one position is marked. Surnames added in the ballot shall not be taken into account when counting votes. Ballots in which more than one draft decision shall be recognized as invalid.

      They shall be recognized as valid, but shall not be taken into account when counting votes unfilled ballots and ballots in which the names of all candidates are not marked.

      The ballot box must be opened by the counting commission after the end of the voting. It is forbidden to open the ballot box until the end of voting.

      The counting commission shall draw up a minute on the results of secret voting, which is signed by all members of the counting commission.

      If errors in the procedure and technique of the voting carried out by the decision of the maslikhat are detected, repeated voting is carried out.

      A maslikhat MP who was absent at the time of voting is not entitled to vote later.

Paragraph 6. Deputy associations in maslikhats

      64. Maslikhat deputies can create deputy associations in the form of factions of political parties and other public associations, deputy groups. The maslikhat chairman may not be a member of deputy associations. A deputy has the right to be a member of only one parliamentary faction.

      65. Registration of deputy factions and groups shall be carried out at the maslikhat session, shall be carried out in an explicit manner and shall be exclusively informational in nature.

      66. Members of parliamentary associations can:

      1) make comments and proposals on the maslikhat agenda, the procedure for consideration and the substance of the issues under discussion;

      2) express opinions on the candidacies of officials who are elected or appointed by the maslikhat;

      3) propose amendments to the draft decisions of maslikhat;

      4) request materials and documents necessary for the activities of the deputy association.

      67. The faction of the political party in its activities interacts with the governing bodies of the political party, participates in the work of the public reception of the political party, and also unites at least three deputies of the maslikhat. The composition of the deputy group consists of at least five deputies of maslikhat.

Chapter 7. Rules of deputy ethics

      68. Maslikhat MPs must:

      1) respect each other and all other persons participating in the work of the maslikhat sessions, maslikhat commissions and its working bodies;

      2) not use unreasonable accusations, gross, offensive expressions that harm the honor and dignity of maslikhat deputies and other persons in their speeches;

      3) not call for illegal and violent actions;

      4) not interfere with the normal operation of maslikhat, permanent commissions and other bodies of maslikhat;

      5) not interrupt the speakers.

      69. Speaking in the media during public events, commenting on the activities of state bodies, officials and citizens, the deputy should use only reliable, verified facts.

      70. A deputy must not use for personal purposes the advantage of his deputy status in relations with state bodies and organizations, the media.

      71. A deputy of maslikhat cannot disclose information that has become known to him during the exercise of deputy powers, if this information concerns issues considered at closed meetings of sessions, standing commissions of maslikhat and other bodies of maslikhat.

      72. A deputy of maslikhat, who shall not have special powers to represent maslikhat, can enter into relations with state bodies and organizations only on his own behalf.

      73. A deputy of maslikhat for failure to perform and (or) improper performance of his duties provided for in paragraph 2 of Article 21 of the Law, as well as for violation of the rules of deputy ethics established by the regulations of maslikhat, may be subject to penalties in the form of censure and (or) coercion to make a public apology.

Chapter 8. Advanced training of maslikhat deputies

      74. Maslikhat deputies shall undergo advanced training. The frequency of advanced training of deputies of maslikhats shall be once every five years during the first two years of the elected deputy's powers.

      75. Maslikhat deputies shall be sent for advanced training in the organization of education under the President of the Republic of Kazakhstan and their branches.

      76. The duration of advanced training of maslikhats of the deputy shall be at least 40 academic hours.

      77. Deputies who have successfully completed advanced training shall be issued a certificate confirming the completion of advanced training in paper or electronic form.

      78. The maslikhat apparatus shall plan expenses for advanced training of maslikhat deputies in accordance with the budget legislation of the Republic of Kazakhstan.

Chapter 9. Organization of maslikhat apparatus operation

      79. For information and analytical, organizational, legal and material and technical support of the activities of the maslikhat and its bodies, assistance to deputies in the exercise of their powers, the maslikhat apparatus shall be formed.

      The maslikhat apparatus shall be a state institution maintained at the expense of the local budget.

      The regulation on the maslikhat apparatus shall be approved by the maslikhat.

      80. Maslikhat shall approve the structure of the maslikhat apparatus, determine the costs of its maintenance and material and technical support within the limit of the number and allocated funds established by the legislation of the Republic of Kazakhstan.

      81. The activities of civil servants of the maslikhat apparatus shall be carried out in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan.

      With the expiration of the term of office of the maslikhat, in cases of early termination of the powers of the maslikhat and the election of a new composition of its deputies, the activities of civil servants of the maslikhat apparatus shall not stop.