Об утверждении Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы и о внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 "Об утверждении Перечня государственных программ"

Обновленный

Указ Президента Республики Казахстан от 1 августа 2014 года № 874.

      ПОСТАНОВЛЯЮ:

      1. Утвердить Государственную программу индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015–2019 годы (далее – Программа).

      2. Правительству Республики Казахстан:

      1) в месячный срок разработать и утвердить План мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации Программы;

      2) представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан результаты мониторинга и оценки Программы в сроки и порядке, установленные Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года № 931 "О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан".

      3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.

      4. Утратил силу Указом Президента РК от 05.05.2018 № 681.

      5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.

      6. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.

     
      Президент
Республики Казахстан
Н. НАЗАРБАЕВ

  УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Казахстан
от 1 августа 2014 года № 874

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
индустриально-инновационного развития
Республики Казахстан на 2015-2019 годы

      Сноска. Государственная программа в редакции Указа Президента РК от 06.09.2016 № 315.

      Астана, 2016 год

Содержание

      1. Паспорт Программы

      2. Введение

      3. Анализ текущей ситуации

      4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы

      5. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры

      6. Необходимые ресурсы

1. Паспорт Программы

Наименование

Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы.

Основание для разработки

1. Послание Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства".

2. Послание Главы государства народу Казахстана от 17 января 2014 года "Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее".

3. Поручение Главы государства, данное на XXVI пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан.

Ответственный за разработку

Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

Цель

Акцентированное стимулирование конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, направленное на повышение производительности труда и увеличение объемов экспорта обработанных товаров.

Задачи

1) завершение создания эффективной базовой индустрии за счет модернизации предприятий в традиционных секторах;

2) создание новых точек индустриального роста через реализацию крупных отраслеобразующих проектов;

3) обеспечение условий для появления высокоэффективного индустриального предпринимательства, ориентированного на экспорт и (или) постоянное повышение производительности своего труда;

4) создание предпосылок для появления критической массы инновационно-активного бизнеса.

Срок реализации

2015-2019 годы.

Целевые индикаторы

Достижение к 2019 году следующих экономических показателей:

1) рост стоимостного объема экспорта продукции обрабатывающей промышленности на 19% к уровню 2015 года;

2) рост производительности труда в обрабатывающей промышленности на 22% в реальном выражении к уровню 2015 года;

3) объем инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности в сумме 4,5 трлн. тенге;

4) снижение энергоемкости в обрабатывающей промышленности не менее чем на 7% к уровню 2014 года.

Источники и объемы финансирования

Общие расходы, предусмотренные в республиканском бюджете на реализацию Программы в 2015-2019 годах, составят 878,3 млрд. тенге, в том числе:

2015 год - 134,98 млрд. тенге;

2016 год - 177,42 млрд. тенге*;

2017 год - 359,31 млрд. тенге*;

2018 год - 178,73 млрд. тенге*;

2019 год - 27,86 млрд. тенге*.


      Примечание: * - суммы будут уточняться в соответствии с государственным бюджетом на соответствующий финансовый год.

2. Введение

      Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с долгосрочными приоритетами Стратегии "Казахстан-2050", Концепцией по вхождению Казахстана в число тридцати развитых государств мира, а также во исполнение поручения Главы государства, данного на XXVI пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан, и в рамках реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 17 января 2014 года "Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее".

      Видением политики индустриализации является достижение среднего уровня конкурентоспособности самых развитых стран Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) в обрабатывающей промышленности к 2035 году путем увеличения доли Республики Казахстан в мировом экспорте обрабатывающей промышленности и сокращения разрыва от развитых стран в производительности всех факторов. В 2010-2014 годах был реализован первый этап в рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан (далее - ГПФИИР), где были заложены законодательные, инфраструктурные и институциональные основы для индустриального развития.

      Текущая Программа является логическим продолжением ГПФИИР и учитывает опыт ее реализации. Программа является частью экономической политики Казахстана и сфокусирована на создании условий для эффективного развития обрабатывающей промышленности.

      В рамках реализации Программы будет обеспечено совершенствование Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, будут внесены поправки в Кодекс Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", Налоговый кодекс Республики Казахстан, законы Республики Казахстан "О коммерциализации научной и (или) научно-технической деятельности", "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования специальных экономических зон", которыми обеспечиваются стабильность и гарантии сохранности преференций и налоговых льгот для участников специальных экономических зон (далее - СЭЗ) на весь период действия СЭЗ, а также усовершенствованы законодательные ограничения и нормативы по энергосбережению.

      Программа является чувствительной к аспектам государственной политики, влияющей на бизнес-климат. Успех Программы связан с достижением Республикой Казахстан поставленных задач по улучшению условий ведения бизнеса (Doing business), повышению конкурентоспособности страны (Global Competitiveness Index), снижению доли государственного участия в экономике через проведение запланированной приватизации с учетом "принципа желтых страниц" (Yellow Pages), вхождению Казахстана в Индекс доверия к прямым иностранным инвестициям (далее - ПИИ) (FDI Confidence Index by А.Т. Kearney) и Комитет по инвестициям ОЭСР, улучшению индикаторов человеческого капитала. Эффективность реализации Программы зависит от модели финансирования, полноты и своевременности выделения бюджетных средств на ее реализацию, а также от межведомственного взаимодействия.

      В целом для успешной реализации Программы необходимо, чтобы государственная политика (действующая и вновь принятая) в области развития сельского хозяйства, недропользования, инфокоммуникационной, космической, транспортной и иной инфраструктуры, услуг, включая образование, не противоречила ключевым ее принципам и были обеспечены меры макроэкономической стабильности.

3. Анализ текущей ситуации

      3.1. Анализ текущей ситуации индустриального развития в Республике Казахстан

      Под термином "индустриализация" применяется классическое понимание, связанное с переходом на развитие именно обрабатывающей промышленности, комплексом правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на повышение ее конкурентоспособности.

      Учитывая, что горнодобывающий сектор подвержен высокой волатильности, необходимо ускоренно развивать другие сектора экономики - сельское хозяйство, услуги, обрабатывающую промышленность.

      Обрабатывающая промышленность оказывает все большее влияние на формирование среднего класса. Так, по данным Фонда информационных технологий и инноваций (США)1, создание 1 рабочего места в обрабатывающей промышленности ведет к созданию от 2 до 5 дополнительных рабочих мест в других секторах, развитие технологий приводит к повышению знаний и навыков рабочих; в США уровень заработной платы в обрабатывающей промышленности в среднем на 9% больше, чем в других секторах экономики; сектора обрабатывающей промышленности - наиболее инновационные в экономике, в США на этот сектор приходится 70% научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР); состояние обрабатывающей промышленности и сектора услуг взаимозависимо (например, услуги, базирующиеся на информационно-коммуникационных технологиях (далее - ИКТ), сильно зависят от товаров обрабатывающей промышленности).

      ___________________

      1 http://www2.itif.org/201l-national-manufacturing-strategy.pdf.

      В 2015 году в структуре экономики Казахстана промышленность будет занимать порядка 25%, причем ее доля планомерно снижается вследствие опережающего роста сектора услуг: в 2012 году - 29,2%, в 2013 году - 27%, в 2014 году - 26,6%. Аналогичные процессы наблюдаются во многих странах как развитых, так и развивающихся. Вместе с тем доля услуг в экспорте незначительна и поэтому не сможет в ближайшем будущем оказывать большое влияние на общий рост экспорта. Поэтому наращивание ненефтяного экспорта в сегодняшних условиях возможно в основном за счет товаров обрабатывающего сектора. В 2015 году доля обрабатывающей промышленности в общем объеме экспорта составит около 30%.

      Горнодобывающий сектор обеспечивает 3,5% занятости (в 2012 году - 2,6%, в 2013 году - 2,9%) и 14,7% валовой добавленной стоимости в экономике (в 2012 году - 16,5%, в 2013 году - 14,7%), а обрабатывающий - 6,3% (в 2012 и 2013 годах - по 6,4%) и 10% (в 2012 году - 10,8%, в 2013 году - 10,4%), соответственно. Инвестиции в основной капитал в добывающей промышленности составляют 30% от общего объема (в 2012 и 2013 годах - по 29%), а в обрабатывающей промышленности - всего 11% (в 2012-2013 годах также по 11%").

      За годы реализации ГПФИИР обрабатывающая промышленность получила значительный импульс к развитию. Индекс физического объема производства по отношению к 2008 году вырос на 24,2%, опередив горнодобывающий сектор (20%). Производительность труда в реальном выражении увеличилась в 1,9 раза, а разрыв от среднего уровня стран ОЭСР сократился с 69% до 55%. Привлечено в обрабатывающую промышленность почти в 3 раза больше ПИИ, чем за предыдущие 5 лет, а их доля в общем объеме выросла в 1,5 раза - с 10% до 15,5% (в 2012 году - 12%, в 2013 году - 10,6%). Появилось более 20 новых значимых секторов, а дополнительно 50 товаров стали экспортироваться со сравнительным преимуществом (индекс RCA).

      Казахстан находится на этапе перехода от экономики, движимой факторами, к экономике, движимой инвестициями. В то же время в сложившейся макроэкономической ситуации Казахстан столкнулся с объективными ограничениями в процессах индустриализации и привлечения инвестиций. Согласно страновому отчету Международного валютного фонда (далее - МВФ) за сентябрь 2013 года2 в экономике наблюдались признаки "голландской болезни", в частности, формирование неблагоприятных условий торговли, рост уровня издержек в экономике и институциональные проблемы. Кроме того, Казахстан сталкивается с проблемой "ловушки среднего дохода" - неспособностью конкурировать как с развитыми экономиками с высокой квалификацией и инновациями, так и с экономиками с низкими доходами, низким уровнем заработной платы и дешевым производством промышленных товаров.

      ___________________

      2 Страновой отчет МВФ № 13/291, сентябрь 2013 года.

      В результате уровень инвестиций в основной капитал валового внутреннего продукта (далее - ВВП) упал с рекордных 32% в 2005 году до 16% в 2014 году. Аналогично снижается уровень денежной массы в экономике - с пиковых 40,5% в 2009 году до 32% в 2014 году, причем, по этому показателю Казахстан значительно отстает от большинства стран. Крайне низок уровень урбанизации, что рассредоточивает спрос по обширной территории и влияет на качество человеческого капитала, увеличивает издержки ведения бизнеса.

      Остается слабой частная инициатива, на которую влияет несколько факторов: высокое присутствие государства в экономике, высокая монополизация ряда отраслей, высокая доля неработающих залоговых активов, ограниченный доступ к финансированию, неразвитость фондового рынка и высокие валютные риски.

      Инфраструктурные ограничения и сложные таможенные процедуры снижают экспортные возможности. Недостаток транспортных каналов, неэффективность логистики, износ транспортной и неразвитость торговой инфраструктуры, высокие транспортные издержки существенно ограничивают конкурентные преимущества казахстанского бизнеса.

      Ограничивающими факторами для проведения индустриализации и развития бизнеса являются низкое качество трудовых ресурсов и сложность найма иностранных сотрудников.

      В таких отраслях, как металлургия и химическая промышленность, потребность в специальностях для Программы совпадает с ожидаемым выпуском высших учебных заведений на 96% и 89% соответственно. При этом в таких отраслях, как пищевая промышленность и машиностроение, планы по выпуску в 1,5-2 раза больше, чем потребности отраслей Программы.

      3.2. Глобальные тренды индустриального развития

      При разработке Программы были учтены и оценены около 100 глобальных тенденций: общемировые, экономические, технологические и метатенденции. В результате процесса отбора на основе оценки релевантности для Казахстана и соответствия целям и задачам Программы определены следующие ключевые мегатренды.

      1. Трансформация производственных цепочек с акцентом на цифровые технологии. Усиливаются специализация поставщиков, диверсификация по сегментам и расширяются поставки по всему миру за счет вхождения в цепочки создания стоимости транснациональных компаний (далее - ТНК) и крупных региональных производителей. При этом ТНК заинтересованы в наличии экосистемы местных поставщиков и их качестве. Даже в трудоемких секторах снижается значение стоимости трудовых ресурсов, их качество становится более важным фактором.

      2. Увеличение доли и значимости услуг и рост креативных секторов в промышленности. Удельный вес обрабатывающей промышленности больше не является показателем диверсификации и экономического роста, поскольку глобальным трендом стал опережающий рост сектора услуг. По мере возрастания технологической сложности продукции и перехода к модульным конструкциям в секторах современного производства все большую роль играют услуги. Экономическая активность смещается из производства в сферу услуг, емкую с точки зрения человеческого капитала.

      3. Отток капитала из развивающихся рынков. Приток капитала в быстроразвивающиеся страны вырос в 3 раза, с 378 млрд. долл. США в 2000 году до 1,2 трлн. долл. США, но с 2014 года наблюдаются резкие оттоки. В целях предотвращения данной тенденции эти страны концентрируются на привлечении инвестиций в части предоставления преференций и субсидий, защиты прав инвесторов, смягчения регуляторных ограничений и развития рынка капитала и альтернативных финансовых инструментов.

      4. Конкуренция стран для размещения и развития производства. Значимость производственных площадок в развивающихся странах в последние десятилетия постоянно увеличивается и усиливается конкуренция между ними. Развитые страны вступили в конкуренцию с развивающимися за возврат производств и разрабатывают программы реиндустриализации. Производство перемещается в страны с низкими издержками, развитой ресурсной базой или развитой экосистемой поставщиков и удобными с точки зрения участия в глобальных цепочках добавленной стоимости (далее - ЦДС).

      5. Акцент на производительность труда. Конкуренция в мире усиливается за счет роста производительности: за последние 20 лет мировой уровень производительности труда вырос в 2,6 раза. Производительность становится отражением конкурентоспособности стран и сопряжена с развитием технологий и инноваций, человеческих ресурсов и навыков, предпринимательства, конкуренции, проведением корпоративной реструктуризации компаний.

      6. Рост роли предпринимательства. Индустриальное развитие во всем мире опирается на предпринимательский потенциал. Во многих секторах интегрированные компании уступают место многоуровневым системам поставщиков, возрастает роль малого и среднего бизнеса. Страны, обладающие развитым малым и средним бизнесом, имеют наибольшие шансы успешно развивать на своей территории новые сегменты глобальных отраслевых цепочек.

      7. Мобильность населения. Во всем мире люди стали более мобильными для передвижения за счет глобализации, растущего интереса к другим культурам, доступа к транспорту, а также ухудшения ситуации в стране и регионе. Для нивелирования потенциальных рисков и эффективного реагирования необходимо упрощать миграционные процедуры с целью привлечения высококвалифицированных иностранных кадров, внедрять меры по сохранению талантов внутри страны и повышать компетенции HR-функций.

      8. Урбанизация и рост городов. Прогнозируется, что с 2000 по 2050 годы порядка 3,5 млрд. человек мигрируют в города, увеличивая процент урбанизации с 47% до 70%. Это требует ускоренного развития инфраструктуры крупных городов и концентрации производственных мощностей вокруг них.

      3.3. Глобальные тренды развития отдельных отраслей обрабатывающей промышленности

      Черная металлургия. На международных рынках ожидается рост потребления стали в 1,3 раза к 2030 году за счет таких глобальных трендов, как рост потребления в развивающихся странах (Индия, Иран, страны Ближнего Востока и Африки), урбанизация, возрастающее потребление в новых секторах экономики (возобновляемые источники энергии (далее - ВИЭ), новый транспорт), сложность замещения альтернативной продукцией.

      Ветровые и солнечные источники энергии требуют больше стали, чем любые другие источники энергетики. Так, например, типичная ветротурбина использует порядка 180 тонн стали, офшорная турбина использует порядка 450 тонн стали. По данным World Steel Association3, к 2050 году будут установлены порядка 1 млн. наземных турбин и 100 тыс. морских турбин.

      Суда и автомобили нового поколения потребуют новых видов стали, которые станут более прочными и легкими. В ближайшие 10 лет автомобильные корпорации будут активно внедрять новые марки стали AHSS4 (Advanced High-Strength Steels), которые характеризуются особой прочностью, снижением веса и экологичностью.

      ___________________

      3 Мировая ассоциация производителей стали https://www.worldsteel.org.

      4 Передовые высокопрочные стали.

      Вместе с тем развитие мировой черной металлургии будет происходить в условиях ужесточения требований по экологичности, энергоэффективности и производительности труда.

      С учетом глобальных трендов и растущих локальных рынков сбыта (Иран, Западный Китай, Восточная Россия) сектор черной металлургии в Казахстане имеет перспективы по расширению экспортного потенциала.

      Цветная металлургия. По цветной металлургии прогнозируется рост потребления в долгосрочном периоде. Так, потребность меди вырастет на 70% к 2030 году, алюминия - на 50%, цинка - на 70% соответственно. Этому способствуют рост потребления традиционных секторов (удовлетворение потребностей растущего населения и урбанизация), возрастающее потребление в новых секторах экономики (ВИЭ, новый транспорт), а также сложность замещения альтернативной продукцией (кроме свинца).

      В новых секторах экономики, таких, как новые виды транспорта (электромобили), ВИЭ (ветро- и солнечная энергетика), будут востребованы такие традиционные металлы, как медь, алюминий, цинк, титан. К примеру, в электромобиле расход меди и алюминия будет в 4 и 2 раза больше соответственно, чем в автомобилях с двигателями внутреннего сгорания. Усилится спрос на более усовершенствованные, качественные и экологически чистые металлы (комбинированные металлы). Также за счет истощения месторождений в мире будет увеличиваться доля вторичного производства металлов из отходов и лома (recycling - переработка).

      Изменение процессов производства также является одним из трендов, влияющих на отрасль цветной металлургии. Среди них: ужесточение требования по экологичности производства и повышение энергоэффективности и производительности труда; рост значения комплексной переработки сырья (извлечение попутного металла) и переработки отходов; переход на глубокую переработку сырья и готовые изделия.

      Международные тенденции окажут позитивное влияние на расширение объемов и диверсификации экспорта продукции цветной металлургии Казахстана.

      Производство автомобилей. На глобальном уровне согласно прогнозу KPMG5 к 2020 году продажи автомобилей вырастут на 23% по сравнению с текущим уровнем. При этом основным драйвером роста потребления станут развивающиеся страны. Это обусловлено низким уровнем автомобилизации на душу населения и высоким уровнем среднего возраста автопарка в развивающихся странах. Так, согласно прогнозам IHS Automotive6 к 2019 году 57% всех произведенных в мире автомобилей будет приходиться на развивающиеся рынки.

      ___________________

      5 Одна из аудиторских компаний "Большой четверки".

      6 Международная консалтинговая компания в автомобильной промышленности.

      В процессе производства: постепенный переход от крупных вертикально интегрированных заводов к компактным сборочным производственным площадкам, расположенным непосредственно в регионе сбыта.

      В продукте: смещение спроса на автомобили на альтернативном топливе (электричество, водород). При этом производство как традиционных автомобилей, так и автомобилей на альтернативном топливе сравнительно легко налаживается на сборочных площадках при наличии соответствующих компетенций.

      В способе потребления: переход от частного пользования к совместному пользованию автомобилем (car sharing, операционный лизинг и т.д.). Система совместного использования автомобилей распространена в странах с высокой автомобилизацией и уровнем индекса человеческого развития (более 500 автомобилей на 1000 человек).

      Мировые тренды будут способствовать развитию автомобильной промышленности Казахстана, которая потянет за собой развитие таких смежных отраслей, как металлургия, производство резиновых изделий, производство стекла, текстильная промышленность, производство электрического оборудования и приборов, НИОКР и т.д. В данном аспекте ключевым условием является партнерство со странами и ТНК, которые имеют сильную научную базу и технологии. В случае поддержки отечественной автомобильной промышленности методами, не противоречащими международным обязательствам Республики Казахстан, появляется возможность увеличения конкурентоспособности данной промышленности.

      Производство электрического оборудования. Согласно данным Electrical & Power Review7 мировой рынок электрооборудования увеличится с 3 трлн. долл. США до 6,8 трлн. долл. США к 2030 году. При этом рынок трансформаторов будет занимать более 30%. Данный рост будет обусловлен ростом спроса со стороны частных и государственных электроэнергетических компаний. Согласно данным The Business Research Company8 производство таких основных продуктов сектора, как электромоторы, осветительное оборудование, системы кондиционирования, будут генерировать спрос на такое сырье, как медь, алюминий и сталь. Рост потребителей электроэнергии постоянного тока был объявлен одним из 10 основных трендов рынка промышленной автоматизации.

      ___________________

      7 Источник http://www.eprmagazine.com/article.php.

      8 Международная консалтинговая компания, специализирующаяся на исследованиях потребительского рынка https://www.newswire.com/press-release/electronic-equipment-global- market.

      Все большую роль в развитии сектора будет играть растущий тренд урбанизации, а также увеличивающееся количество представителей среднего класса, особенно в Индии и Китае.

      Производство продуктов питания. Прогнозируемый рост объемов производства продуктов питания связан с увеличением мирового населения. Основной рост населения планеты придется на развивающиеся страны. Также основным драйвером потребления пищевой продукции станет урбанизация.

      По данным Продовольственной и сельскохозяйственной Организации при Организации Объединенных Наций (далее - ООН), к 2030 году около половины производимой пищевой продукции придется на азиатский регион. Данный тренд будет только усиливаться и к 2050 году две трети производимой продукции будет приходиться на Азию.

      Изменение климата может наложить негативный оттенок на использование земельных и водных ресурсов. По прогнозным данным Всемирного Банка, тренд потепления климата к 2030 году предполагается на уровне 2 градуса по Цельсию, что повлечет снижение посевных площадей на 10%.

      Вследствие этого предполагается увеличение производительности в аграрном секторе за счет внедрения практики качественного управления земельными ресурсами, внедрения "умных систем" управления водными ресурсами, улучшения инструментов управления рисками в сфере сельского хозяйства и другое.

      С учетом международных тенденций и внутренних факторов, а также принимая во внимание близость крупных рынков России и Китая, сектор производства продуктов питания в Казахстане имеет высокий экспортный потенциал.

      Агрохимия. Рост потребления минеральных удобрений в мире увеличится в 1,9 раза к 2050 году в связи с ростом населения Земли и потребления продуктов питания. По прогнозам Продовольственной и сельскохозяйственной Организации ООН, к 2050 году необходимость в продуктах питания удвоится, а рост доходов населения повлияет на изменение рациона (доклад ООН). При этом в структуре мирового потребления значительно увеличится доля калийных удобрений, что связано с ростом потребления в развивающихся странах Юго-Восточной Азии, Китае, Индии, Бразилии.

      Мировые тенденции позитивно повлияют на развитие конкурентоспособного агрохимического производства в Казахстане. Внутренний рынок Казахстана также имеет высокий потенциал развития: потребление минеральных удобрений при повышении уровня внесения удобрений до среднемирового вырастет в 3 раза.

      Нефтегазохимия. В мировой практике по мере углубления химической переработки первичных полупродуктов и получения из них синтетических мономеров, полимеров и других химических продуктов происходит стремительный рост их цены, примерно в 3-5 раза. В этой связи нефтегазохимия будет одним из приоритетов дальнейшего развития нефтегазовой отрасли в мире.

      Наблюдаемый рост населения и повышение доходов на душу населения в развивающихся странах приводит к более быстрому росту потребления товаров в них по сравнению с развитыми странами. По оценке McKinsey, к 2025 году средний класс увеличится почти в 2 раза до 4,2 млрд. человек, с 2,4 млрд. человек по сравнению с 2010 годом. Поэтому фокус мирового импорта базовых продуктов нефтегазохимической отрасли смещается в сторону развивающихся стран.

      Таким образом, можно ожидать удвоения потребления продуктов нефтегазохимии. Это даст возможность дальнейшему развитию нефтегазохимических производств, нацеленных на рынки Юго-Восточной Азии (Китай, Япония и др). Кроме того, будет расти спрос на других рынках макрорегиона (Турция, Россия).

      В долгосрочной перспективе наибольшим спросом на мировом рынке среди нефтегазохимической продукции будут пользоваться полиэтилен и полипропилен, а это 60% от общего потребления всех полимеров. При этом мировое производство данных полимеров будет отставать от спроса даже при условии реализации всех анонсированных проектов до 2025 года. Так, по данным международных маркетинговых компаний Platts9 и IHS10, спрос на полипропилен может составить более 90 млн. тонн в 2025 году, при предложении 90 млн. тонн соответственно. Также спрос на полиэтилен может увеличиться до 160 млн. тонн в 2025 году, при предложении порядка 120 млн. тонн соответственно.

      ___________________

      9 Информационное агентство (США), которое специализируется на публикации ценовых котировок на нефть, нефтепродукты, природный газ, продукты нефтехимии и промышленные металлы, торгуемые в различных регионах мира (котировальное агентство).

      10 Компания (США), предоставляющая информацию и анализ в таких сферах, как аэрокосмическая отрасль, оборона и безопасность; автомобилестроение; химическая промышленность; энергетика; морской транспорт и торговля; технологии.

      Драйвером роста мирового спроса будут выступать азиатские страны, такие, как Китай, Япония и др. При этом следует отметить, что, с точки зрения производства, наличие качественного и дешевого сырья останется основным конкурентным преимуществом нефтегазохимии.

      Данные тенденции на мировом рынке, включая процессы урбанизации и индустриализации Китая, окажут положительное влияние на развитие сектора нефтегазохимии Казахстана с точки зрения экспорта. Кроме того, без нефтегазохимии невозможно развитие альтернативной энергетики (солнечные панели, лопасти ветрогенераторов, биохимия), новых материалов (композиты).

      3.4. Текущий сценарий индустриального развития

      В Концепции индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы было предусмотрено 4 сценария индустриального развития на основе двух стратегических условий: конъюнктуры мирового рынка ресурсов и степени интеграции внутри макрорегиона.

      На время реализации Программы наиболее вероятно углубление интеграции в макрорегионе на фоне низких цен на сырье, что запускает в среднесрочной перспективе третий сценарий с указанными последствиями:

      1) снижение цен на ресурсы лишает экономику стабильного источника высокого дохода;

      2) за счет интеграции со странами макрорегиона Казахстан имеет возможность доступа к технологиям;

      3) растет возможность торговли со странами макрорегиона, что позволяет Казахстану улучшить рыночные позиции за счет доступа к рынкам и наращивать несырьевой экспорт;

      4) структура экономики постепенно меняется в сторону несырьевых отраслей.

      При реализации данного сценария повышение производительности и через нее - конкурентоспособности становится основной целью. Базовое регулирование должно быть направлено на:

      1) улучшение инвестиционного климата с предложением со стороны государства фискальных и нефискальных стимулов и преференций;

      2) привлечение ТНК в приоритетные сектора для развития новых и инновационных для Казахстана производств;

      3) поддержку экспорта методами, не запрещенными правилами Всемирной торговой организации (далее - ВТО) и Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС);

      4) стимулирование предпринимательства, малого и среднего бизнеса (далее - МСБ).

      При этом ожидания должны быть реалистичными. Даже при особых усилиях со стороны государства ожидаемые результаты в прогнозируемый период (с учетом проводимой макроэкономической политики), с высокой долей вероятности, рост обрабатывающего сектора, доли в нем МСБ, экспорта обработанной продукции будут сравнительно невысокими.

      Однако завершение формирования базовой индустрии с переходом к производству продукции верхних переделов в химии и нефтехимии, цветной И черной металлургии и созданию полноценного машиностроения с высокой долей локализации позволит перейти на новый уровень индустриального развития, решить первичную задачу снижения зависимости экономики от нефтяного сектора.

      В частности, к 2025 году ожидается достижение:

      1) доли экспорта обработанных товаров в общем объеме экспорта до 43%;

      2) производительности труда в обрабатывающей промышленности, включая продуктивные услуги, до 68% от среднего уровня по странам ОЭСР.

      Достижение этих показателей позволит перейти от точечного к массовому внедрению новых производственных технологий, созданию высокоэффективного индустриального предпринимательства на основе самой современной науки и инженерии.

      Таким образом, максимальные шансы на успех имеет постепенный ускоренно эволюционный путь. Это доказывает опыт Южной Кореи, Китая и других стран.

      В частности, индустриально-инновационное становление Южной Кореи было достигнуто за счет реализации последовательных и поэтапных пятилетних планов экономического развития с 1962 по 1991 годы11. При этом первый десятилетний этап (с 1962 по 1972 годы) был ориентирован на развитие промышленной инфраструктуры и базовых отраслей: текстильная промышленность, черная металлургия, тяжелое машиностроение, химическая промышленность. Второй десятилетний этап (с 1972 по 1981 годы) был направлен на дальнейшее развитие инфраструктуры, реструктуризацию базовых отраслей и создание основы для развития технологических способностей. Последующий десятилетний этап (с 1982 по 1991 годы) преследовал цель повышения конкурентоспособности отраслей, развития высокотехнологичных производств и создания основы для инновационного развития.

      В настоящее время долгосрочным приоритетом экономической политики Южной Кореи является создание экономики знаний.

      Разрабатываемая в Китае программа "China Manufacturing 2025"12 является лишь первым из 3 десятилетних планов по пути достижения мирового лидерства в обрабатывающей промышленности к 2050 году. При этом с момента обретения независимости в 1949 году китайская промышленность прошла 2 тридцатилетних этапа развития:

      1952-1978 годы - создание базовой индустрии с акцентом на тяжелую промышленность;

      1979-2014 годы - развитие масштабной (количественной) индустриализации.

      ___________________

      11 Источник: Корейский институт развития (Korea Development Institute) http://www.kdi.re.

      12 Источник: интернет-ресурс Китайской Инженерной Академии (Chinese Academy of Engineering) - основной идеолог "China Manufacturing 2025") http://en.cae.cn.

      "China Manufacturing 2025" нацелена на дальнейшее повышение конкурентоспособности обрабатывающей промышленности Китая. Она подчеркивает переход приоритетов китайской обрабатывающей промышленности от "Сделано в Китае" к "Создано Китаем", от скорости к качеству и от продуктов к брендам. Общим эффектом от реализации данной программы должны стать преодоление экономикой Китая угроз попадания в "ловушку среднего дохода", а также ее трансформация из статуса среднеразвитой к статусу высокоразвитой.

4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели
результатов реализации Программы

      Цель, задачи и общие целевые индикаторы индустриального развития Республики Казахстан до 2020 года

      Цель Программы: акцентированное стимулирование конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, направленное на повышение производительности труда и увеличение объемов экспорта обработанных товаров.

      Достижение цели Программы будет измеряться следующими целевыми индикаторами (таблица 1):

      1) рост стоимостного объема экспорта продукции обрабатывающей промышленности на 19% к уровню 2015 года;

      2) рост производительности труда в обрабатывающей промышленности на 22% в реальном выражении к уровню 2015 года;

      3) объем инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности в сумме 4,5 трлн. тенге;

      4) снижение энергоемкости в обрабатывающей промышленности не менее чем на 7% к уровню 2014 года.

      Таблица 1. Целевые индикаторы в обрабатывающей промышленности

п/п

Целевые индикаторы

Ед. изм.

Ист.

информации

2014 год

(факт)

Прогноз

Ответственные за исполнение

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Рост стоимостного объема экспорта продукции обрабатывающей промышленности

% к предыдущему году

КС МНЭ

94,3

106,3*

86

112,8

110,3

111,2

МИР, МСХ, МЭ

% к 2015 году

134

100

86

97

107

119

2.

Реальный рост производительности труда в обрабатывающей промышленности

% к предыдущему году

КС МНЭ

85,2

113,2*

101,3

104,2

106

109,1

МИР, МСХ, МЭ

% к 2015 году






-

100

101,3

105,6

111,9

122




3.

Объем инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности

млрд. тенге

КС МНЭ

729

774

750

828

1032

1149

МИР, МСХ, МЭ

4.

Энергоемкость в обрабатывающей промышленности

% к 2014 году

КС МНЭ

100

99

98

97

95

93

МИР


      Примечание: * - согласно приказу Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 4 февраля 2016 года № 58 прогноз 2015 года указан к уровню 2012 года в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1 августа 2014 года № 874.

      Таким образом, достижение данных индикаторов возможно при условии выделения бюджетных средств на реализацию Программы в размере 0,9 трлн. тенге и привлечения частных инвестиций на общую сумму порядка 3,6 трлн. тенге, в том числе заемных (сбалансированный вариант).

      Сохранение значений по производительности труда и экспорту в обрабатывающей промышленности на уровне 2015 года (на начало глобальных изменений) возможно при условии привлечения инвестиций в обрабатывающий сектор на общую сумму 3,7 трлн. тенге, в том числе бюджетных средств - в размере 0,8 трлн. тенге и частных инвестиций - в размере 2,9 трлн. тенге.

      Для обеспечения роста индикаторов в 1,4 раза к уровню 2012 года, как было запланировано в 2014 году (до глобальных изменений в мировой экономике), потребуются бюджетное финансирование в размере 1,7 трлн. тенге и вложение частных инвестиций на общую сумму порядка 6,6 трлн. тенге.

      Для решения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

      1) завершение создания эффективной базовой индустрии за счет модернизации предприятий в традиционных секторах.

      Достижение данной задачи будет измеряться следующими показателями результатов:

п/п

Показатели результатов

Ед.

изм.

2014 год

(факт)

Прогноз

Ответственные за исполнение

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Количество проектов по модернизации и расширению действующих производств

ед.

-

-

9

3

2

2

МИР, МСХ, МЭ


      2) создание новых точек индустриального роста через реализацию крупных отраслеобразующих проектов.

      Достижение данной задачи будет измеряться следующими показателями результатов:

п/п

Показатели результатов

Ед.

изм.

2014 год

(факт)

Прогноз

Ответственные за исполнение

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

1.

Количество новых крупных проектов

ед.

-

-

5

2

2

1

МИР и др.

2.

Количество реализованных пилотных территориальных кластеров

ед.

-

-

-

6

-

-

МИР

3.

Количество привлеченных инвесторов из списка компаний, включенных в Global-2000/THK

ед.

5

-

7

5

5

5

МИР


      Долгосрочная цель индустриальной политики - достижение уровня производительности труда, равного среднему уровню в странах ОЭСР. Однако, рост производительности сопровождается высвобождением работников. В 2008-2014 годы из всех стран ОЭСР лишь Германия и Израиль смогли увеличить количество работников в обрабатывающем секторе (порядка 50 и 16 тыс. человек соответственно).

      Поэтому в рамках Программы поставлена задача при повышении производительности труда сохранить количество работников в обрабатывающем секторе (в 2015 году - порядка 515 тыс. человек без учета самозанятых) за счет создания рабочих мест на новых предприятиях, запускаемых в рамках индустриализации. Всего в рамках Программы намечено реализовать порядка 400 проектов с созданием более 70 тыс. качественных рабочих мест в обрабатывающем секторе;

п/п

Показатели результатов

Ед. изм.

2014 год

(факт)

Прогноз

Ответственные за исполнение

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

1.

Численность занятых в обрабатывающей промышленности*

тыс. человек

495,4

515,3

515,3

515,3

515,3

515,3

МИР, МЗСР, МСХ, МЭ


      Примечание: * - без учета самостоятельно занятого населения.

      3) обеспечение условий для появления высокоэффективного индустриального предпринимательства, ориентированного на экспорт и (или) постоянное повышение производительности своего труда.

      Достижение данной задачи будет измеряться следующими показателями результатов:

п/п

Показатели результатов

Ед. изм.

2014 год

(факт)

Прогноз

Ответственные за исполнение

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

1.

Количество созданных экспортных казахстанских брендов

ед.

-

-

2

1

1

-

МИР, МСХ, МИД, МНЭ

2.

Количество предприятий, получивших государственную поддержку, направленную на повышение производительности труда субъектов индустриально-инновационной деятельности

ед.

77

34

29

26

26

26

МИР


      4) создание предпосылок для появления в будущем критической массы инновационно активного бизнеса.

      Достижение данной задачи будет измеряться следующими показателями результатов:

п/п

Показатели результатов

Ед. изм.

2014 год

(факт)

Прогноз

Ответственные за исполнение

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

1.

Количество внедренных технологий на производстве

ед.

2

-

2

6

6

6

МИР, АО "НАТР"

2.

Количество проектов, направленных на решение технологических задач отраслей

ед.

-

-

2

2

2

2

МИР, АО "НАТР"

3.

Количество созданных центров развития технологий

ед.

-

-

1

1

2

1

МИР, АКФ "ПИТ"

4.

Количество новых технологичных компаний, инкубированных в кластере для включения в участники СЭЗ "ПИТ"

ед.

-

-

7

11

14

18

МИР, АКФ "ПИТ"

5. Основные направления, пути достижения поставленных
целей Программы и соответствующие меры

      Государственная промышленная политика Казахстана проводится на принципах реалистичности (объективная оценка текущей ситуации у фактических возможностей экономики), последовательности (планомерное достижение поставленных долгосрочных целей), прагматичности (четкое видение достижения поставленных целей).

      С 2010 года было начато осуществление проактивной промышленной политики как элемента диверсификации экономики.

      При этом под диверсификацией понимается обеспечение большей устойчивости экономики путем снижения влияния горнодобывающего сектора через стимулирование секторов, наименее зависящих от волатильности на сырьевых рынках и других неконтролируемых факторов.

      К таким секторам отнесены обрабатывающий сектор и сектора продуктивных услуг.

      Продуктивные услуги - услуги, связанные с созданием реальной экономической ценности, а не с перераспределением добавленной стоимости (финансовые, торговые, посреднические услуги). К продуктивным можно отнести инжиниринг и сервис, транспортные, инфокоммуникационные, космические, социальные услуги в области образования и здравоохранения, исследования, сферу обслуживания и быта, туризм и т.п.

      Анализ стран со схожими условиями (территория, население, сырьевая направленность и др.) - Канады и Австралии - показал, что устойчивость экономик этих стран обеспечивается сохранением на протяжении длительного периода суммарной доли обрабатывающего сектора и продуктивных услуг на уровне 44-47% от ВВП (по итогам 2014 года обрабатывающий сектор - 11% и 6%, продуктивные услуги - 33% и 41% соответственно).

      По итогам 2014 года, по данным Комитета статистики Министерства национальной экономики Республики Казахстан и расчетам АО "Казахстанский институт развития индустрии" (далее - АО "КИРИ"), совокупная доля обрабатывающей промышленности и продуктивных услуг в Казахстане составила 39%. Для построения устойчивой сервисно-индустриальной экономики данный показатель должен быть доведен до 46% к 2035 году (с учетом реальных возможностей страны и глобальной тенденции по увеличению доли услуг в мировой экономике).

      При этом доля обрабатывающей промышленности продолжит оставаться на сравнительно низком уровне - порядка 11-12%. Однако, важность развития обрабатывающего сектора заключается в формировании спроса на высокотехнологические услуги, создании инженерных компетенций и качественных рабочих мест, без которых невозможно формирование так называемой "инновационной экономики".

      Таким образом, можно сказать, что в ближайшее время Казахстану предстоит продолжить процесс перехода от экономики, движимой фактором "сырьевой конкурентоспособности", к экономике, основанной на росте за счет "фактора инвестиций", с достижением в дальнейшем предпосылок для начала формирования экономики, движимой "фактором инноваций".

      Основным показателем перехода к эффективной инновационной экономике в обрабатывающем секторе станет достижение в нем уровня производительности труда, сравнимого со средним по странам ОЭСР. По расчетам, к 2035 году данный показатель составит 105,3 тыс. долл. США на одного работника.

      По итогам 2014 года производительность труда в казахстанской обрабатывающей промышленности составляла порядка 42,6 тыс. долл. США (порядка 45% от средней по ОЭСР13). Однако, по результатам 2015 года, с учетом влияния девальвации показатель может снизиться примерно до 30-33 тыс. долл. США на одного работника, увеличив раз