О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118 "Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы"

Утративший силу

Указ Президента Республики Казахстан от 12 августа 2014 года № 893. Утратил силу Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205

      Сноска. Утратил силу Указом Президента РК от 01.03.2016 № 205.

      ПОСТАНОВЛЯЮ:
      1. Внести в Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118 "Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы" (САПП Республики Казахстан, 2011 г., № 5, ст. 49) следующие изменения и дополнения:
      в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы, утвержденной вышеназванным Указом:
      в разделе "1. Паспорт Программы":
      в программных целях:
      абзац пятый изложить в следующей редакции:
      "удовлетворение потребности населения в качественных услугах организаций дошкольного воспитания и обучения;";
      в задачах:
      абзац шестой изложить в следующей редакции:
      "обеспечение до 2015 года полного охвата детей 5-6-летнего возраста предшкольной подготовкой;";
      абзац седьмой исключить;
      дополнить абзацами следующего содержания:
      "обеспечение равного доступа детей к различным программам дошкольного воспитания и обучения для их подготовки к школе;
      увеличение вариативной сети дошкольных организаций с учетом демографической ситуации в республике и образовательных потребностей населения;
      создание необходимых финансово-экономических условий для решения проблем дефицита дошкольных организаций;
      осуществление полного обеспечения дошкольных организаций квалифицированными кадрами и постоянное повышение их квалификации;
      развитие инклюзивного образования (оснащение дошкольных организаций пандусами, подъездами, подъемниками, лифтами и др.);
      обновление содержания воспитания и обучения за счет внедрения новых методик и технологий обучения;";
      в целевых индикаторах:
      абзац шестой "100 % детей в возрасте с 3 до 6 лет обеспечены дошкольным воспитанием и обучением;" изложить в следующей редакции:
      "в 2020 году будет обеспечен 100 % охват детей в возрасте от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением;";
      в разделе "3. Анализ текущей ситуации":
      параграф "Дошкольное воспитание и обучение" изложить в следующей редакции:
      "Дошкольное воспитание и обучение
      До обретения независимости Казахстан обладал самой лучшей в Центральной Азии системой образования, которая охватывала около 70 % детей до 7 лет.
      В 1991 году существовали 8 743 детских сада, более половины (4 868) которых были приватизированы в период "оптимизации", часть зданий детских садов была заброшена, претерпела разрушение. В целом, до 2000-го года количество детских садов в республике уменьшилось до 1 144.
      На 1 января 2013 года в республике функционируют 8 590 дошкольных организаций, их посещают 644,3 тыс. детей.
      С учетом международного опыта (Германия, Япония и др.), а также с целью обеспечения большего охвата детей дошкольным воспитанием и обучением активно открываются мини-центры (мини-центры - 63,5 %, детские сады - 36,4 %).
      Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривается принцип равных прав на образование для детей с ограниченными возможностями в развитии.
      В республике осуществляется инклюзивное образование в 166 детских садах для 2 375 детей, что составляет 14 % от общего количества выявленных детей с ограниченными возможностями.
      Кроме того, функционируют 39 специальных детских садов и 315 специальных групп в детских садах общего назначения для детей с ограниченными возможностями в развитии. Их контингент составляет в детских садах 4 945 детей, в спецгруппах - 5 879.
      Для детей с ограниченными возможностями, не имеющими возможности посещать специальные дошкольные организации, предусмотрено оказание коррекционно-педагогической поддержки в реабилитационных центрах, кабинетах психолого-педагогической коррекции (далее - КППК).
      В 129 действующих КППК республики обслуживаются дети, в основном, дошкольного возраста. Из 43 811 детей с ограниченными возможностями в развитии 15 244 ребенка охвачены дошкольным воспитанием.
      За три года с 2010-2014 годы число дошкольных организаций увеличилось более чем на 4 тыс. единицы (1 211 детских садов и 2 811 мини-центров) на 288,3 тыс. мест за счет строительства, открытия частных детских садов и других способов ввода, таких как возврат ранее приватизированных зданий детских садов, приспособление пустующих, открытие на 1-х этажах жилых комплексов.
      Охват детей дошкольными организациями с 2010 года вырос на 16,5 % и составил 71,5 %.
      Вместе с тем, остается актуальной проблема недостаточности дошкольных организаций в стране. Потребность в организованном дошкольном воспитании и обучении наблюдалась во всех регионах.
      С 2010 года число ожидающих места в детских садах выросло на 34,9 тыс. детей и в настоящее время составляет 406,6 тыс. детей, из них 196,6 тыс. в возрасте от 3-6 лет зарегистрированы на получение  места в дошкольной организации.
      Демографические процессы в стране - один из определяющих факторов роста очереди на получение мест в дошкольных организациях республики.
      Анализ рождаемости детей в Казахстане за последние 20 лет показывает: с 1990 по 1999 годы произошло снижение рождаемости, а с 2000 до 2013 года - рост рождаемости, в среднем, на 13 тыс. человек, что обусловит в последующем увеличение очередности на места в дошкольных организациях на 5-7 % в год.
      В 2013 году наибольшее число детей родилось в городе Астане (4 978), Алматинской (11 254) и Южно-Казахстанской областях (20 448). Естественный прирост населения в целом по республике за этот же период составляет 2 716 человек.
      В связи с чем возможно возникновение рисков, связанных с демографическими процессами, которые могут препятствовать достижению цели.
      При положительной динамике демографических процессов число населенных пунктов, в которых возникнет или возрастет потребность в дошкольных организациях, увеличится.
      Для снижения уровня риска при ежегодных уточнениях показателей роста охвата детей и финансирования открытия дошкольных организаций необходимо активизировать механизм размещения государственного образовательного заказа в дошкольных организациях и развитие государственно-частного партнерства.
      В целях обновления содержания дошкольного образования проведен анализ международного и лучшего отечественного опыта дошкольного образования.
      Это позволило выявить следующие проблемы: несоответствие используемых методов и форм работы с детьми требованиям современности, где не всегда учитывались познавательные интересы детей, их любознательность и самостоятельность. Кроме того, выявлено отсутствие системности во внедрении технологий в дошкольном образовании. В связи с чем, содержание действующих программ и учебно-методических комплексов требует обновления согласно Государственному общеобязательному стандарту образования (далее - ГОСО).
      С учетом значимости и актуальности развития дошкольного уровня в рамках проекта Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) ведутся исследования по раннему развитию детей.
      В настоящее время Министерством совместно с местными исполнительными органами проводятся мероприятия по развитию различных форм развития детей, в том числе раннего возраста:
      1) расширение сети всех видов и типов дошкольных организаций;
      2) обеспечение образовательными услугами родителей через расширение сети консультативных пунктов, создание телевещательных программ для родителей, обучающих сайтов, обеспечение семьям доступа к интернет-ресурсам;
      3) программно-методическое обновление содержания системы дошкольного образования, в том числе по раннему развитию детей;
      4) организация фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ по раннему развитию детей.
      В Казахстане в настоящее время основополагающей ролью дошкольного образования при переходе на 12-летнее образование является создание условий для безболезненного перехода ребенка-дошкольника из детского сада в начальную школу, т.е. преемственность и непрерывность образования детей дошкольного возраста.
      Мировая практика показывает, что наиболее благоприятным возрастом для подготовки к обучению в школе является период развития ребенка с 3 до 6 лет. Так, во Франции дошкольное образование не является обязательным, но практически все дети с 3 до 6 лет посещают детский сад. Аналогичная ситуация в Германии, Канаде, Венгрии, Англии. В Дании структура дошкольного воспитания и обучения схожа с казахстанской: ясли - для детей от полугода до 3 лет, детские сады - от 3 до 6-7 лет.
      Учитывая мировые тенденции и переход системы образования на 12-летнее обучение, необходимо обеспечить подготовку детей к обучению в школе с 3-х до 6 лет.
      Для обеспечения преемственности семейного и общественного воспитания в республике функционируют 1 046 консультационных пунктов для родителей.
      Послание Президента страны народу предусматривает воспитание человека нового формата с новой культурой и миссией, владеющего тремя языками (государственным, русским, как языком межнационального согласия и общения, иностранным языком).
      Воспитательно-образовательный процесс осуществляется на казахском языке в 1 867 (59,6 %) детских садах и 3 780 (69,2 %) мини-центрах с общим контингентом 340,4 тысяч детей.
      В 310 (9,9 %) детских садах и 1 682 (29,8 %) мини-центрах воспитываются 92,1 тысяч детей на русском языке, в 948 (30,3 %) детских садах - 211,5 тысяч детей на русском и казахском языках, 267 детей в 3 (0,1 %) детских садах - на узбекском языке.
      Возросший статус государственного языка способствует росту числа детей некоренной национальности в дошкольных организациях с казахским языком воспитания и обучения. Сегодня в них воспитывается более 93 тысяч детей русской и других национальностей.
      В современных условиях развитие системы дошкольного образования в значительной степени обусловлено тем, насколько эффективно осуществляется вопрос подготовки и переподготовки педагогических кадров.
      По состоянию на 1 января 2013 года в дошкольных организациях республики трудятся 60 422 педагога (12 957 - педагоги мини-центров), в том числе молодых – 18 387.
      Образовательный уровень: 58 % имеют высшее образование, при этом специальное дошкольное - 21,2 %, среднее специальное - 37,9 %, в том числе дошкольное – 53 %.
      Доля педагогов, в том числе заведующих дошкольными организациями, методистов, дефектологов, логопедов, психологов и др., прошедших курсы повышения квалификации, составила 26,1 %.
      Согласно Пошаговому плану ввода и открытия дошкольных организаций на 2014-2020 годы потребность в кадрах до 2020 года составит 25 607 человек (воспитателей – 14 952, психологов – 2 724, других специалистов – 4 894, руководителей – 3 037), которая будет обеспечена за счет выпускников колледжей (8 097 чел.) и вузов (37 200 чел.).
      Анализ обеспеченности действующих дошкольных организаций педагогами (с дошкольным образованием) показывает, что, в основном, педагоги имеют высшее педагогическое образование не по профилю. При этом, данные педагоги имеют стаж работы 5 лет и более.
      В акционерном обществе "Национальный центр повышения квалификации "Өрлеу" (далее - АО "НЦПК "Өрлеу") до 2020 года планово будут охвачены краткосрочными курсами повышения квалификации 56 795 педагогов дошкольных организаций.
      В дошкольных организациях предусмотрены 1,5 ставки медицинской сестры и 0,5 ставки диетической сестры на 8-9 групп и более. В организациях, выполняющих задачи по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, имеющих кабинеты физиотерапии, предусматриваются по одной штатной единице должности врача.
      Медицинское обслуживание детей дошкольного возраста в мини-центрах, группах кратковременного пребывания будет осуществляться в территориальных организациях первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП).
      С учетом изложенного можно выделить следующие сильные и слабые стороны.
      Сильные стороны: реализация государственной программы позволит обеспечить полный охват детей 3-6 лет дошкольным образованием. Размещение государственного образовательного заказа в дошкольных организациях независимо от формы собственности продолжит вовлечение частного сектора в образовательную среду. Значительно расширится инклюзивное образование в дошкольных организациях (с 5 % до 15 %). Кроме того, улучшится качество содержания дошкольного образования, в том числе и кадрового состава. Программа будет способствовать трудоустройству более 120 тысяч человек (2014 год - 17,8 тыс. чел., 2015 год - 14,8 тыс. чел., 2016 год - 15,2 тыс. чел., 2017 год - 11,8 тыс. чел., 2018 год - 13 тыс. чел., 2019 год - 18,2 тыс. чел., 2020 год - 37,9 тыс. чел.).
      Слабые стороны: увеличение сети дошкольных организаций, в основном, за счет альтернативной сети (мини-центры, приспособление пустующих зданий под открытие дошкольных организаций, открытие дошкольных организаций на 1-х этажах жилых комплексов и т.д.), а не за счет строительства типовых детских садов.";
      часть "Возможности" дополнить строками следующего содержания:
      "обеспечение доступа к дошкольному воспитанию и обучению;
      привлекательность профессии педагога;
      обучение на протяжении всей деятельности, в том числе за рубежом, и развитие профессиональной компетентности.";
      часть "Угрозы" дополнить строками следующего содержания:
      "низкая мотивация труда и непрестижность профессии педагога;
      рост очередности на получение мест в дошкольных организациях и дефицита мест в связи с демографическими процессами (рост рождаемости) и миграционной ситуацией.;
      в разделе "4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации программы":
      строку седьмую части "Целевые индикаторы":
      "

охват детей в возрасте с 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением

40 % на 1 июля

74 %

100 %

                                                             "
      изложить в следующей редакции:
      "

охват дошкольным воспитанием и обучением детей в возрасте от 3 до 6 лет

40 % на 1 июля

77,7 %

100 %

                                                             ";
      в части "Достижения задач будут измеряться следующими  показателями:";
      строки двенадцатую, тринадцатую, четырнадцатую:
      "

доля дошкольных мини-центров от общего числа дошкольных организаций

59,7 %

60 %

52,7 %

МИО,
МОН

доля детей 5-6 лет, охваченных предшкольной подготовкой

83 %

100 %

100 %

МИО,
МОН

доля частных детских садов от общего числа детских садов

10 %

не менее 12 %

не менее 15 %

МИО,
МОН

                                                             ";
      изложить в следующей редакции:
      "

доля дошкольных мини-центров от общего числа дошкольных организаций

59,7 %

60 %

52,7 %

МИО,
МОН

доля детей 5-6 лет, охваченных предшкольной подготовкой

83 %

100 %

100 %

МИО,
МОН

доля частных детских садов от общего числа детских садов

10 %

не менее 27 %

не менее 30 %

МИО,
МОН

                                                              ";
      дополнить строками следующего содержания:
      "

доля педагогических работников с высшей и первой квалификационными категориями

-

30,5 %

50 %

МИО,
МОН

доля дошкольных организаций с полиязычным обучением

-

15 %

50 %

МИО,
МОН

доля дошкольных организаций, создавших условия для инклюзивного образования

-

8,5 %

15 %

МИО,
МОН

доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации от общего количества педагогов

-

29 %

50 %

МИО,
МОН

доля дошкольных организаций, участвующих в конкурсе по защите детских инновационных проектов (проектная деятельность, шашки, шахматы, здоровьесберегающие технологии и т.д.)

-

15,5 %

50 %

МИО,
МОН

                                                              ";
      в разделе "5. Основные направления, пути достижения поставленных целей программы и соответствующие меры":
      в параграфе "Дошкольное воспитание и обучение":
      в части "Увеличение сети дошкольных организаций":
      абзац первый изложить в следующей редакции:
      "В 2020 году будет развита сеть государственных и частных детских садов, обеспечивающая 100 % охват детей 3-6 лет дошкольным воспитанием и обучением.";
      абзац второй исключить;
      в части "Обновление содержания, обеспечение кадрами":
      абзацы второй, третий изложить в следующей редакции:
      "обновлены основные общеобразовательные учебные программы "Алғашқы қадам", "Зерек бала", "Біз мектепке барамыз", а также ряд альтернативных программ, таких как "Балбөбек", "Қайнар" и др.;
      введено 480 408 мест, что обеспечит 100 % охват детей 3-6 лет дошкольным воспитанием и обучением;";
      в разделе "6. Этапы реализации программы":
      в части "В результате реализации Программы будут обеспечены следующие социально-экономические эффекты:":
      строку "к 2020 году:"
      дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:
      "1-1. Обеспечение 100 % охватом детей в возрасте от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением.”.
      2. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.

      Президент
      Республики Казахстан                    Н. НАЗАРБАЕВ

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.