Об областной программе по охране окружающей среды на 2005-2007 годы.

Утративший силу

Решение Павлодарского областного Маслихата от 15 апреля 2005 года N 34/11. Зарегистрировано Департаментом юстиции Павлодарской области 6 мая 2005 года за N 3020. Утратило силу в связи с истечением срока действия (письмо Департамента юстиции Павлодарской области от 18 марта 2009 года N 4-06/1966).

      Сноска. Утратило силу в связи с истечением срока действия (письмо Департамента юстиции Павлодарской области от 18 марта 2009 года N 4-06/1966).

      В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении в Республике Казахстан", областной маслихат РЕШИЛ:
     1. Утвердить прилагаемую областную программу по охране окружающей среды на 2005 - 2007 годы (далее Программа).
     2. Департаменту финансов области обеспечить своевременное финансирование Программы.
     3. Департаменту природных ресурсов и регулирования природопользования области ежегодно к 20 января года представлять информацию по реализации Программы в постоянную комиссию областного маслихата по экологии и охраны окружающей среды.
     4. Контроль за реализацией Программы возложить на постоянную комиссию областного маслихата по экологии и охраны окружающей среды.

    Председатель сессии Г. Досжанова

     Секретарь
     областного маслихата Р. Гафуров

Приложение         
к постановлению акимата   
Павлодарской области    
от 15 апреля 2005 года N 34/11

Областная программа по охране
окружающей среды на 2005-2007 годы
 

1. Паспорт

Наименование

Областная программа по охране окружающей среды на 2005-2007 годы (далее - Программа)

Основание для разработки

Закон Республики Казахстан от 15 июля 1997 года "Об охране окружающей среды", Указ Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года N 1241 "О Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы"

Основные разработчики

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, Павлодарское областное территориальное управление охраны окружающей среды (по согласованию), центр охраны здоровья и экологического проектирования города Алматы (по согласованию)

Цель

Улучшение состояния и качества окружающей среды Павлодарской области

Задачи

Внедрение комплексной системы природоохранного управления
Улучшение состояния атмосферного воздуха, водных и земельных ресурсов
Обеспечение радиационной безопасности населения области
Обеспечение мониторинга окружающей среды
Снижение экологических рисков, влияющих на здоровье населения области
Внедрение научного обеспечения при проведении мероприятий по охране окружающей среды

Срок реализации

2005-2007 годы

Объемы и источники
финансирования

Средства областного бюджета - 542,2 млн. тенге, собственные средства предприятий - 8 015,7 млн. тенге, иные финансовые источники, не запрещенные законодательством Республики Казахстан - 330,0 млн. тенге

Ожидаемые результаты

Снижение негативного воздействия и антропогенной нагрузки на компоненты окружающей среды в ходе промышленной и хозяйственной деятельности, улучшение состояния и качества окружающей среды

   

2. Введение

     Областная программа по охране окружающей среды на 2005-2007 годы разработана в соответствии с Концепцией экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года N 1241 и протоколом расширенного заседания Правительства с участием Президента Республики Казахстан от 2 августа 2004 года N 01-7.5. Программа представляет собой совокупность взаимосвязанных организационных, экономических, социальных, финансовых и технических мер, направленных на достижение конкретных целей и решение определенных экологических проблем.
     В основу Программы положен целевой подход при оценке экологического состояния, ранжирование экологических проблем по приоритетности, определение путей и методов их решения.
     Программа содержит систему согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям мероприятий с указанием ожидаемых результатов, обеспечивающих достижение поставленной цели для создания высокоэффективной экономики в области.
     Реализация проекта имеет как социально-экологический (поступательное улучшение состояния окружающей среды региона в течение ближайших трех лет), так и экономический эффект (существенная оптимизация средств, расходуемых на экологические цели).
     По итогам выполнения Программы существенно стабилизируется и улучшится экологическая ситуация в городах и сельских районах, будет обеспечено устойчивое развитие Павлодарской области, создан действенный механизм управления оздоровлением окружающей среды с вовлечением всех заинтересованных сторон на основе лучшего отечественного и международного опыта.
 

3. Анализ современного состояния проблемы

     Павлодарская область является одним из наиболее развитых в экономическом и промышленном отношении регионов Республики Казахстан, имеющим стратегическое значение для всей страны. Вместе с тем, на территории области находится ряд особо ценных природных объектов, являющихся национальным достоянием республики, от экологической стабилизации которых (и в целом всей экосистемы) зависит не только благополучие жителей области и качество окружающей природной среды, унаследованной от предыдущих поколений, но и способность области к реализации высокого промышленно-экономического потенциала.
     Для улучшения экологической ситуации на территории Павлодарской области проводится определенная работа. В течение последних лет были разработаны, утверждены и реализованы различные природоохранные программы, среди которых можно выделить такие как: областная программа "Питьевая вода" на 2004 год, программа развития сельских территорий области на 2004-2006 годы. В то же время, экологическая обстановка в регионе остается напряженной, это означает, что еще не все резервы экологического оздоровления использованы в полной мере.
     На территории области функционируют крупнейшие в республике предприятия теплоэнергетики и металлургической промышленности. За последние 2 года наметился рост промышленного производства, в связи с чем объем валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу вырос по сравнению с 2002 годом (461,9 тыс. тонн) на 59,2 тыс. тонн и в 2003 году составил 521,1 тыс. тонн.
     В то же время, в течение последних четырех лет в регионе наблюдается поступательное снижение удельных выбросов загрязняющих веществ в расчете на один млн. долларов США валового регионального продукта, то есть на одинаковый объем выпускаемой продукции происходит уменьшение удельных выбросов загрязняющих веществ за счет проведения соответствующих природоохранных мероприятий.
     Основная масса загрязняющих веществ в атмосферный воздух области поступает от предприятий теплоэнергетики и металлургической промышленности. Структура выбросов следующая: зола Экибастузских углей, угольная и породная пыль (46 %), диоксид серы (35 %), оксиды азота (12 %) и оксид углерода (5 %).
     Сложность экологической обстановки связана с загрязнением природных сред больших городов постоянным возрастанием автотранспортной нагрузки, подтоплением городских территорий, агроэкологическими проблемами сельских районов.
     Во всем современном мире в связи с активной урбанизацией, проблема загрязнения атмосферы автотранспортом занимает приоритетные места. В Павлодарской области на 1 января 2004 года зарегистрировано более 95 тыс. единиц автотранспортных средств.
     Несмотря на то, что официальные данные по выбросам передвижных источников по Павлодарской области составляют менее 10% от общих выбросов автотранспортом загрязняющих веществ в атмосферу (по данным отчетности предприятий области в Павлодарское областное территориальное управление охраны окружающей среды), следует отметить, что в действительности объем выбросов автотранспорта гораздо выше за счет возрастающего количества не подотчетного индивидуального автотранспорта. По состоянию на 1 января 2004 года количество автотранспорта физических лиц более чем в 6 раз превышало численность транспорта юридических лиц. Можно предположить, что на эту величину возрастают соответственно и суммарные выбросы от автотранспорта.
     Рост таких выбросов происходит за счет низкого технического состояния автомобилей, применения некачественного моторного топлива (этилированный бензин), слабой оснащенности средствами для очистки отходящих газов (каталитические нейтрализаторы), недостаточной системы контроля за выбросами и других причин.
     Большое значение для Павлодарской области имеет состояние и потребление водных ресурсов. В настоящее время единственным источником питьевого водоснабжения областного центра является река Иртыш - международная трансграничная водная артерия. Индекс загрязнения воды реки Иртыш в пределах города Павлодара и Павлодарского района в 2003 году равен 1,4, что позволяет характеризовать данную реку как водоем 3 класса по качеству воды, умеренно загрязненную.
     Контроль состояния реки Иртыш в пределах области в 2003 году показал превышение среднего содержания в воде практически всех контролируемых параметров: медь - 1,3 ПДК, цинк - 1,7 ПДК, нефтепродукты - 3,2 ПДК, марганец - 5,6 ПДК, железо - 2,4 ПДК.
     Серьезную тревогу вызывает также состояние накопителей промышленных сточных вод (озера Туз, Атыгай, Сарыпан, Былкылдак), золошламоотвалов (озеро Карасор), а также техническое состояние канала Иртыш-Караганда.
     Из-за постоянного наращивания дамб золоотвалов, значительно увеличился дренаж воды, произошло заболачивание местности вокруг золоотвалов, грунтовые воды стали выходить на поверхность. Кроме того, продолжается значительное пыление зольных территорий. Отмечается необратимая трансформация рельефа и ландшафтов около разрезов, отвалов, коммуникаций, дренажных каналов. Получают развитие вторичные экзогенные процессы (затопление, засоление, запыление и другие). Установлено загрязнение грунтовых вод всевозможными элементами и соединениями на различной площади.
     Одной из региональных проблем загрязнения подземных вод является загрязнение фтором. В северной промышленной зоне города Павлодара площадь загрязнения подземных вод указанным элементом составляет около 33 км 2 . Концентрация фтора в сточных водах составляет от 2,4 до 14,4 мг/л, в подземных водах - до 1,5-3,0 мг/л (1-2 ПДК). Площадь загрязнения подземных вод в южной промышленной зоне за 2003 год составляет около 30 км 2 с содержанием фтора в подземных водах от 1,5 до 26,1 мг/л (1-17,4 ПДК).
     В настоящее время на территории, прилегающей к городу Аксу, вокруг золоотвалов Аксуской тепловой электростанции, площадь загрязнения подземных вод составляет 1,2 км 2 с концентрацией фтора в пределах 1,8-2 ПДК.
     Площадь загрязнения подземных вод на территории, прилегающей к Экибастузской тепловой электроцентрали, составляет 6,5 км 2 , содержание фтора в подземных водах изменяется до 3,28 мг/л (2,2 ПДК). В районе ТОО "АЕS Экибастуз", вокруг озера Карасор, также отмечено загрязнение подземных вод до 1,2-2,9 ПДК.
     Интенсивная производственно-хозяйственная деятельность за последние 25-30 лет привела к тому, что на территории городов Павлодара, Экибастуза и Аксу наблюдается постоянное повышение уровня грунтовых вод. Последствия подтопления селитебной территории носят острый, социально-экономический характер, а условия жизни населения в зоне подтопления характеризуются такими негативными явлениями, как высокая влажность в подвалах домов, ускоренное разрушение фундаментов и стен жилых помещений, интенсивное размножение кровососущих насекомых. Кроме того, подтопленные земли подвержены интенсивному засолению, что приводит к резкой деградации древесно-кустарниковой растительности.
     За последние годы в городе Павлодаре происходит подъем уровня грунтовых вод со средней многолетней интенсивностью 0,07-0,12 м в год.
     Основными причинами подтопления являются:
     аварийное состояние инженерных коммуникаций;
     отсутствие развитой и эффективно работающей системы ливневой канализации;
     недостаточная герметичность отстойников и накопителей промышленных предприятий (золоотвалов ТЭЦ-2, ТЭЦ-З, шламоотвала и золоотвала АО "Алюминий Казахстана");
     бетонирование естественных стоков грунтовых вод (строительство набережной).
     Подтоплено около 30 % селитебной зоны города Экибастуза. Уровень воды на территории жилой зоны продолжает подниматься и за 2003 год повысился на 0,1-0,4 м. На территории города Аксу подтопление наблюдается только вблизи поймы реки Иртыш на пониженных участках, в результате подпора грунтовых вод паводковыми водами.
     В условиях прогрессирующего подтопления эффективным методом понижения уровня грунтовых вод может быть только создание системы вертикального и горизонтального дренажа.
     Выполнение проектов водопонижения на селитебной территории городов, проведение русловых регулировочных, противопаводковых и берегоукрепительных работ отнесено к приоритетным природоохранным задачам области.
     Одним из наиболее острых вопросов остается обеспечение населения ряда сельских районов качественной питьевой водой, а также необходимость использования альтернативных источников водоснабжения основных населенных пунктов области.
     Так, от 20 до 70% сел, 8 из 12 районов Павлодарской области (сельские округа городов Экибастуза и Аксу, Актогайский, Баянаульский, Иртышский, Качирский, Майский и Павлодарский районы) потребляют воду, не отвечающую государственным стандартам качества.
     Альтернативой дорогостоящему водопроводу должно послужить строительство более чем в 60 сельских населенных пунктах комбинированных блок-модулей, предусматривающих обеззараживание воды и снижение в ней содержания солей и различных примесей.
     Остается острой проблема хранения и утилизации промышленных и бытовых отходов. Так, на территории Павлодарской области накоплено более 5 млрд. тонн отходов.
     Поскольку большие площади в Павлодарской области заняты под породные отвалы угледобывающих предприятий и золоотвалы теплоэлектростанций, одной из приоритетных проблем является их рекультивация. Захоронению на полигонах-свалках промышленных отходов должна предшествовать их переработка с целью обеспечения экологической безопасности.
     Необходим переход предприятий области на безотходные и малоотходные технологии, так как ежегодно используется и передается потребителям лишь порядка 2 % переработанных промышленных отходов.
     Поскольку в последние годы объем твердых бытовых отходов (далее - ТБО) увеличивается и включает в себя все большее количество экологически опасных компонентов (батарейки, лампы, краски, медикаменты и т.д.), традиционный метод их захоронения на свалках становится неприемлемым как по экологическим, так и по экономико-ресурсным причинам.
     В этой связи необходимо строительство предприятия по переработке твердых бытовых отходов, в результате чего область получит новое производство с использованием имеющегося ресурсного и кадрового потенциала, возможность создания новых рабочих мест, внедрения современных технологий сбора и утилизации ТБО. Будут также получены новые источники ценного, дешевого сырья и новые виды продукции.
     Причинами экологического неблагополучия городов являются также нарушение градостроительных нормативов, сокращение площадей зеленых насаждений, большое количество автотранспорта на автомобильных дорогах жилых районов.
     Большую тревогу вызывает состояние зеленного фонда в городах области в связи с массовым старением деревьев, проблемами содержания зеленного фонда, слабой приживаемостью высаженных насаждений, несанкционированными вырубкам.
     Общая площадь территории области по состоянию на 1 января 2004 года составляет 12 млн. 470,5 тысячи га. Одной из проблем Павлодарской области остается защита почвенного покрова и ландшафтов от истощения и загрязнения. Средний процент рекультивированных земель (от площади нарушенных земель) за последние 5 лет составляет в Павлодарской области 5,9-7,1%. Наиболее высок данный показатель за этот период в Щербактинском, Лебяжинском и Майском районах, низкие показатели наблюдаются в городах Экибастузе (1,4-1,9%), Павлодаре (3,9-10,3%) и Успенском районе (3,4-7,2%).
     Согласно проведенному (на основании натурных исследований) анализу территории загрязнения почвенного покрова Павлодарской области около 40-45 % ее площади - с допустимой степенью загрязнения, более 50 % - со слабой. Средняя степень загрязнения почвенного покрова отмечается в поселке Майкаин и связана с природными факторами (близким расположением месторождения "Майкаин"). Незначительные площади со средней степенью загрязнения почв отмечаются также в районе месторождения "Бощакуль" и города Аксу.
     В области имеется 8 действующих типовых и 19 приспособленных складов для хранения удобрений и пестицидов общей емкостью 1034 тонны. В связи с этим существует угроза загрязнения почв стойкими органическими загрязнителями.
     Общая площадь государственного лесного фонда области, закрепленная за пятью государственными учреждениями по охране лесов и животного мира, составляет 3,6% от площади области. За последние годы вследствие самовольной вырубки, лесных пожаров, недостаточного объема лесовосстановительных работ, болезней и вредителей ухудшилось состояние лесов, значительно снизились их площади, в том числе и в заказниках.
     Всего 3,9% от всей площади земель области занимают особо охраняемые территории, а поскольку общение с природой является для населения (особенно горожан), жизненно важной потребностью, усиливается рекреационная нагрузка на территории заповедных зон. Особое значение приобретают комплексное развитие и управление природоохранными зонами (Баянаульский Государственный Национальный природный парк, Государственный природный заказник "Пойма реки Иртыш"). При этом следует отметить, что река Иртыш и пойма являются единым природно-хозяйственным комплексом.
           В результате браконьерства, пожаров наблюдается сокращение численности животных и птиц. За последние пять лет вдвое сократилась численность лосей.
     В связи с передачей около 720 тыс. га площадей Семипалатинского испытательного полигона в государственный земельный запас Майского района необходимо изучение и обследование радиационной обстановки в районе полигона, а также постоянный мониторинг радиационной ситуации в данном регионе.
     С целью получения оперативной и достоверной информации, принятия управленческих и хозяйственных решений в вопросах охраны окружающей среды и использования природных ресурсов необходима единая система мониторинга окружающей среды.
     Следует отметить, что в области недостаточно развита сеть наблюдения (метеостанции, гидрологические посты, стационарные посты наблюдения) для проведения фонового мониторинга. Кроме того, отсутствует аналитическая база для контроля загрязнения реки Иртыш.
     Необходимо обеспечение надлежащего мониторинга со стороны контролирующих органов за ртутным загрязнением в районе ОАО "Павлодарский химический завод", а также проведение мониторинга загрязнения поверхностных, подземных вод и повышения уровня грунтовых вод на территории области.
     В целях снижения экологических рисков для здоровья населения области требуется проведение комплекса мероприятий, направленных на улучшение состояния природных сред, внедрение принципов здорового образа жизни, профилактику и лечение экологически зависимых заболеваний.
     Все эти проблемы обуславливают необходимость реализации областной программы по охране окружающей среды, которая не только будет способствовать решению существующих проблем, но и позволит создать надежный механизм, обеспечивающий эффективное природопользование в будущем.
     В соответствии с Орхусской Конвенцией, предполагающей доступность информации, участие общественности в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, необходимо более широкое привлечение общественности, общественных объединений для совместного решения экологических проблем.
     Мнение общественности будет браться во внимание при решении экологических проблем с целью минимизации возможных экологических рисков и уменьшения негативного влияния промышленной и хозяйственной деятельности на окружающую среду.
     Слабые стороны состояния окружающей среды:
     большой объем выбросов и стоков загрязняющих веществ предприятиями теплоэнергетики, металлургической промышленности и автотранспорта в атмосферный воздух, почву и воду;
     наличие земель, отнесенных к территории Семипалатинского испытательного ядерного полигона;
     высокое залегание грунтовых вод, угроза подтопления;
     снижение балла бонитета почвы за счет засоления, ветровой эрозии;
     недостаточное озеленение, несанкционированная вырубка, массовое старение зеленых насаждений;
     загрязненность реки Иртыш;
     наличие в области накопителей сточных вод промышленных предприятий, золошламоотвалов;
     отсутствие полигонов твердых бытовых отходов, отвечающих необходимым требованиям.
     Аспекты, позволяющие улучшать состояние окружающей среды:
     возможность модернизации и внедрения промышленными предприятиями оборудования, отвечающего современным требованиям, для снижения объема загрязняющих выбросов и стоков;
     высокий научно-исследовательский потенциал;
     плоскоравнинный рельеф;
     благоприятные условия для рассеивания вредных примесей в атмосфере за счет ветров;
     наличие в регионе необходимой техники, оборудования для проведения рекультивационных работ.
 

4. Цель и задачи Программы

     Цель Программы - улучшение состояния и качества окружающей среды Павлодарской области.
     Основными задачами Программы являются:
     внедрение комплексной системы природоохранного управления;
     улучшение состояния атмосферного воздуха, водных и земельных ресурсов;
     обеспечение радиационной безопасности населения области;
     обеспечение мониторинга окружающей среды;
     управление промышленными и твердыми бытовыми отходами;
     снижение экологических рисков, влияющих на здоровье населения области;
     внедрение научного обеспечения при проведении мероприятий по охране окружающей среды.
 

5. Основные направления и механизм реализации Программы

      Основными направлениями Программы являются:
     внедрение комплексной системы природоохранного управления;
     охрана атмосферного воздуха;
     охрана водных ресурсов и улучшение качества водоснабжения;
     сбор, транспортировка, хранение и утилизация промышленных и бытовых отходов;
     охрана биоресурсов;
     охрана и рациональное использование земельных ресурсов;
     обеспечение радиационной безопасности;
     совершенствование системы экологического мониторинга;
     улучшение экологической ситуации в сельских районах;
     снижение экологических рисков для здоровья населения.
     Внедрение комплексной системы природоохранного управления позволит разработать и использовать в государственных органах систему природоохранного управления в соответствии с международными стандартами ISO 14001 (ГОСТ РК), которая будет включать в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, анализа и поддержания экологической политики. На предприятиях области планируется внедрение международных стандартов ISO 9001, что обеспечит эффективное планирование и проведение мероприятий по охране окружающей среды, паритетную ответственность, информированность и вовлечение всех заинтересованных сторон в решение природоохранных проблем.
     Снижение выбросов предприятий теплоэнергетики, угледобычи и металлургии области будет достигаться с помощью модернизации и реконструкции оборудования, установки фильтров нового поколения, пылеподавления и внедрения новых технологий. Данные мероприятия являются приоритетными и занимают около 84,5 % объема всей Программы.
     Охрана водных ресурсов и улучшение качества водоснабжения включает в себя охрану водных ресурсов на промышленных предприятиях области. Планируется проводить мониторинг ртутного загрязнения после окончания демеркуризационных работ по локализации очага ртутного загрязнения и научно-исследовательские работы по изучению загрязнения ртутью водных источников, прилегающих к ОАО "Павлодарский химический завод". Предусматриваются также научные исследования по локализации очага ртутного загрязнения накопителя сточных вод "Былкылдак", использование грунтовых вод для технических нужд, карьерных вод для пылеподавления на промышленных предприятиях; ликвидация проблемы подтопления и заболачивания селитебных территорий, которая будет решена путем создания дренажной сети и строительства ливневой канализации в городе Павлодаре.
     При проведении русловых регулировочных, противопаводковых и берегоукрепительных работ будет построена противопаводковая дамба в восточной части города Аксу. В 2005 году будут продолжены берегоукрепительные работы на излучине реки Иртыш в районе Южного водозабора, расчистке протоки русла реки Иртыш в районе села Новоямышево, будет разработан и внедрен проект трансграничного управления водными ресурсами бассейна реки Иртыш, на который предполагаются направить средства в размере 165,0 млн. тенге.
     Проблема водопользования и обеспечения населения области качественной питьевой водой будет решаться путем усиления контроля за качеством питьевой воды в городах и районах области. Кроме этого, в 2005 году продолжатся работы по капитальному ремонту системы канализации в селе Успенка, будет разработана проектная документация на капитальный ремонт насосных канализационных сооружений в городах Экибастузе и Аксу, строительство очистных сооружений для вновь введенных объектов социальной сферы и реконструкцию существующих систем канализации в городах и районах области.
     Мероприятия по сбору, транспортировке, хранению и утилизации промышленных и бытовых отходов позволят снизить загрязнение атмосферного воздуха, подземных вод за счет рекультивации накопителя твердых отходов ЗАО "Павлодарский нефтехимический завод", пылящих зольных пляжей ТОО "АЕS Экибастуз", снижения пыления зольных пляжей ОАО "Станция Экибастузская ГРЭС-2", рекультивации отвалов "Северный" и "Западный", удлинения дамбы золоотвала ОАО "Станция Экибастузская ГРЭС-2", наращивания секции N 2 золоотвала N 2 Аксуской ТЭС ОАО "Евроазиатская энергетическая корпорация".
     В 2005-2007 годах будет обеспечиваться мониторинг и контроль мест захоронения токсичных промышленных отходов, продолжатся работы по сбору и утилизации ртутьсодержащих ламп в государственных учреждениях области, планируется провести исследования применения гуминовых препаратов, получаемых в процессе переработки отходов угольного производства, консервацию полигона для захоронения токсичных отходов I-II классов опасности.
     За три года планируется разработать и внедрить систему управления твердыми бытовыми отходами в городах области. Необходимо произвести реконструкцию действующих полигонов твердых бытовых отходов, повысить административную ответственность населения за свалку мусора, навоза и других отходов в неотведенных местах. Продолжатся работы по санитарной очистке населенных пунктов области.
     В целях рационального использования земель, повышения плодородия почв и охраны земельных ресурсов планируется разработка и внедрение оптимальной современной агроэкологической модели, проведение противодеградационных агромероприятий, то есть стимулирование использования экологичных принципов ведения сельского хозяйства с дальнейшим распространением по всей области, проведение залужения малопродуктивных и рекультивации нарушенных земель населенных пунктов области.
     Улучшения радиационной безопасности планируется достичь путем реализации пилотного проекта "Проведение радиационных исследований на землях бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона" за счет инвестиций в объеме 165,0 млн. тенге. Кроме того, продолжатся работы по радиологическому обследованию части территории Майского, Лебяжинского и Баянаульского районов, прилегающих к бывшему Семипалатинскому испытательному ядерному полигону, и радоновому картированию населенных пунктов данных территорий. На специальном полигоне будут захоронены источники ионизирующего излучения с истекшим сроком службы Павлодарского химического завода, являющиеся радиоактивными отходами.
     Планируется выполнение работ по осуществлению постоянного экологического мониторинга атмосферного воздуха в селитебной зоне городов Павлодара и Экибастуза.
     Снижение загрязнения атмосферного воздуха в сельских районах будет достигаться за счет установки пылеулавливающего оборудования на стационарных отопительных источниках государственных организаций. Планируется разработка проектной документации на строительство и капитальный ремонт очистных сооружений и канализационных систем сельских населенных пунктов, очистка русла реки Иртыш от иловых отложений в районе насосных станций.
     В целях снижения экологических рисков для здоровья населения области планируется проведение научно-исследовательских работ по уменьшению токсичного воздействия тяжелых металлов, находящихся в почве, с помощью обработки земель гуминовым сорбирующим реагентоми и проведение мероприятий по экологической пропаганде и просвещению.
 

6. Необходимые ресурсы и источники финансирования Программы

     Источниками финансирования Программы являются средства областного бюджета, собственные средства предприятий и иные финансовые источники, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
     Общие затраты на реализацию Программы предусматриваются в сумме 8 887,9 млн. тенге, в том числе: областной бюджет - 542,2 млн. тенге (2005 год - 185,2 млн. тенге, 2006 год - 174,3 млн. тенге, 2007 год - 182,7 млн. тенге), средства предприятий - 8 015,7 млн. тенге (2005 год - 4 102,7 млн. тенге, 2006 год - 1 711,3 млн. тенге, 2007 год - 2 201,7 млн. тенге), иные финансовые источники, не запрещенные законодательством Республики Казахстан - 330,0 млн. тенге (2005 год - 99,0 млн. тенге, 2006 год - 99,0 млн. тенге, 2007 год - 132,0 млн. тенге).
     Объемы финансирования на 2005-2007 годы будут уточняться после формирования проекта местных бюджетов на соответствующий год.
 

7. Ожидаемые результаты от реализации Программы

     В результате выполнения природоохранных мероприятий к 2008 году будет достигнуто улучшение экологической обстановки в регионе.
     В государственных органах области будет использоваться система природоохранного управления в соответствии с международными стандартами ISO 14001 (ГОСТ РК), что позволит определить экологическую политику для Павлодарской области, идентифицировать экологические аспекты, требования законодательных актов, приоритеты, установить соответствующие целевые и плановые экологические показатели.
     Улучшится качество атмосферного воздуха в городах Павлодаре, Экибастузе и Аксу, снизятся выбросы пыли (золы) до ПДК максимально разовой 0,5 мг/кв.м., ПДК среднесуточной 0,15 мг/кв.м., выбросы оксидов углерода - до ПДК максимально разовой 5,0 мг/ кв.м., ПДК среднесуточной 3,0 мг/кв.м., выбросы оксидов азота - до ПДК маскимально разовой 5,0 мг/ кв.м., ПДК среднесуточной 0,15 мг/кв.м.
     Выбросы в атмосферный воздух от автотранспорта в городах снизятся на 10 %.
     Снижение загрязнения реки Иртыш достигнет ПДК по всем створам: медь - 0,001 мг/л, цинк - 0,01 мг/л, нефтепродукты - 0,05 мг/л, марганец - 0,01 мг/л, железо - 0,1 мг/л.
     Проведение мероприятий по водоснабжению позволит улучшить качество питьевой воды в городах и сельских населенных пунктах области, что благоприятно отразится на здоровье населения области.
     Произойдет снижение на 10 % уровня загрязнения почвенного покрова за счет уменьшения количества органических загрязнений, что позволит повысить эффективность использования земель в районах и реабилитировать земли для возвращения их в хозяйственный оборот.
     Возрастет объем переработки и утилизации твердых бытовых отходов, будет обеспечиваться поддержание надлежащего экологического и санитарного состояния территорий городов и районов области. Объем переработки ферросплавов на промышленных предприятиях достигнет 100 %. Снизится воздействие накопителей промышленных отходов, золоотвалов и отвалов вскрышных пород промышленных предприятий области.
     Ужесточится контроль за захоронением токсичных отходов и применением пестицидов I и II групп опасности (сильно токсичные), что также позволит уменьшить загрязнение окружающей среды.
     В целом по области ожидается сохранение и увеличение на 10 % площади зеленых насаждений.
     В ходе выполнения Программы будет положена основа для достижения экологического благополучия в Павлодарской области.
 

8. План мероприятий по реализации областной программы
по охране окружающей среды на 2005-2007 годы

N п/п

Мероприятия

Форма завершения

Ответственные за исполнение

Срок исполнения

Предпола гаемые расходы (млн.тенге)

Источники финансирования

1

2

3

4

5

6

7

1. Внедрение комплексной системы природоохранного управления

1

Разработка и внедрение в государственных органах  области (по согласованию) системы природоохранного управления в соответствии с международными стандартами ISO 14001 (ГОСТ РК)

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, Павлодарское областное территориальное управление охраны окружающей среды     (по согласованию)

2005 год

5,0

Областной бюджет

2. Охрана атмосферного воздуха

2

Ремонт золоулавливающих установок котлов

Информация акиму области

АО "Павлодарэнерго" (ПТЭЦ-2, ПТЭЦ-3) (по согласованию)

2005 год
2006 год
2007 год

26,5
26,526,5

Средства предприятия

3

Ремонт аспирационных установок топливоподачи

Информация акиму области

АО "Павлодарэнерго" (ПТЭЦ-2, ПТЭЦ-3) (по согласованию)

2005 год
2006 год
2007 год

3,4
3,4
3,2

Средства предприятия

4

Реконструкция труб "Вентури"

Информация акиму области

АО "Павлодарэнерго" (ПТЭЦ-2, ПТЭЦ-3) (по согласованию)

2005 год
2007 год

8,5
1,7

Средства предприятия

5

Ремонт горелок котлов

Информация акиму области

АО "Павлодарэнерго" (ПТЭЦ-2, ПТЭЦ-3) (по согласованию)

2005 год
2006 год
2007 год

3,4
3,4
3,2

Средства предприятия

6

Реконструкция системы золоулавливания

Информация акиму области

ТОО  "АЕS Экибастуз" (по согласованию)

2005 год
2006 год
2007 год

5,0
100,0
250,0

Средства предприятия

7

Реконструкция и замена электрофильтров

Информация акиму области

Аксуская тепловая электростанция АО  "Евроазиатская энергетическая корпорация" (по согласованию)

2005 год
2006 год
2007 год

285,0
290,0255,6

Средства предприятия

8

Разработка и внедрение системы обеспыливания при добыче, погрузке и транспортировке угля

Информация акиму области

ДГП Казахский научно-исследовательский институт по безопасности работ в горной промышленности (по согласованию), разрез "Восточный" АО "Евроазиатская энергетическая корпорация" (по согласованию)

2005 год
2006 год
2007 год

2,4
2,5
1,0

Средства предприятия

9

Пылеподавление при добыче угля, обработка площадок и временных автодорог в карьере пылесвязывающими материалами

Информация акиму области

Разрезы "Богатырь", "Северный" ТОО "Богатырь Аксес Комир" (по согласованию)

2005 год
2006 год
2007 год

12,0
12,0

12,0

Средства предприятия

10

Поэтапный перевод железнодорожного транспорта  на электротягу

Информация акиму области

АО  "Евроазиатская энергетическая корпорация" (по согласованию)

2005 год

70,0

Средства предприятия

11

Санитарная обработка участков, тушение, локализация и профилактика эндогенных пожаров на отвалах

Информация акиму области

Разрезы "Богатырь", "Северный" ТОО "Богатырь Аксес Комир" (по согласованию)

2005 год
2006 год
2007 год

1750,0
22,0
22,0

Средства предприятий

12

Использование карьерных вод для пылеподавления

Информация акиму области

ЗАО "Майкубен-Вест" (по согласованию)

2005 год
2006 год
2007 год

2,5
2,5
2,5

Средства предприятия

13

Реконструкция золоулавливающих установок

Информация акиму области

АО "Алюминий Казахстана" (по согласованию)

2005 год
2007 год

73,0
73,0

Средства предприятия

14

Модернизация электрофильтра печей спекания

Информация акиму области

АО "Алюминий Казахстана" (по согласованию)

2006

140,0

Средства предприятия

15

Реконструкция электрофильтра печей кальцинации

Информация акиму области

АО "Алюминий Казахстана"
(по согласованию)

2005 год

235,0

Средства предприятия

16

Капремонт печей и их газоочистного оборудования

Информация акиму области

Аксуский завод ферросплавов, филиал АО  "ТНК "Казхром" (по согласованию)

2005 год
2006 год
2007 год

780,0
780,0
780,0

Средства предприятия

17

Проектирование и строительство газоочисток цеха N 4

Информация акиму области

Аксуский завод ферросплавов, филиал АО "ТНК "Казхром" (по согласованию)

2005 год
2006 год

195,0
91,0

Средства предприятия

18

Окончание строительства дополнительных сухих очисток печей N 15, 16

Информация акиму области

Аксуский завод ферросплавов, филиал АО "ТНК "Казхром" (по согласованию)

2005 год

390,0

Средства предприятия

3. Охрана водных ресурсов и улучшение качества водоснабжения

19

Проектирование и осуществление работ по использованию для технических нужд грунтовых вод, образующихся при разработке камня и откачиваемых поверхностным водоотливом

Информация акиму области

АО  "Евроазиатская энергетическая корпорация" (по согласованию)

2005 год

5,0

Средства предприятия

20

Разработка и внедрение проекта трансграничного управления водными ресурсами бассейна реки Иртыш

Информация акиму области

Павлодарское областное территориальное управление охраны окружающей среды (по согласованию)

2005 год
2006 год
2007 год

49,5
49,5
66,0

Иные источники, не запрещенные законодательством Республики Казахстан

21

Осуществление ртутного мониторинга в районе Северной промышленной зоны города Павлодара  после окончания демеркуризационых работ

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, аким города Павлодара, Павлодарское областное территориальное управление охраны окружающей среды (по согласованию)

2005 год
2006 год
2007 год

3,0
3,0
3,0

Областной бюджет

22

Проведение научно-исследовательских работ по изучению ртутного загрязнения накопителя сточных вод "Былкылдак" и состояния ограждающих дамб

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, аким города Павлодара, Павлодарское областное территориальное управление охраны окружающей среды (по согласованию)

2005 год

4,0

Областной бюджет

23

Осуществление проектных работ по строительству дренажной сети в городе Павлодаре

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, аким города Павлодара, Павлодарское областное территориальное управление охраны окружающей среды (по согласованию)

2-4 кварталы 2006,
2007 годов

20,0
10,0

Областной бюджет

24

Строительство дренажной сети в  городе Павлодаре

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, аким города Павлодара, Павлодарское областное территориальное управление охраны окружающей среды (по согласованию)

2007 год

40,0

Областной бюджет

25

Осуществление проектных работ по строительству ливневой канализации в городе Павлодаре

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, аким города Павлодара, Павлодарское областное территориальное управление охраны окружающей среды (по согласованию)

2006 год

10,0

Областной бюджет

26

Строительство ливневой канализации в городе Павлодаре

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, аким города Павлодара, Павлодарское областное территориальное управление охраны  окружающей среды (по согласованию)

2007 год

30,0

Областной бюджет

27

Продолжение русловых регулировочных и берегоукрепительных работ на излучине реки Иртыш в районе Южного водозабора города Павлодара

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, аким города Павлодара, Павлодарское областное территориальное управление охраны  окружающей среды (по согласованию)

2-4 кварталы 2005 года

12,8

Областной бюджет

28

Осуществление работ по ликвидации последствий русловых деформаций реки Иртыш в районе очистных сооружений города Павлодара

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, аким города Павлодара

2-4 кварталы 2005 года

28,0

Областной бюджет

29

Обеспечение надежности и технической безопасности нижнего оголовка Южного водозабора города Павлодара

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области

2-4 кварталы 2005 года

14,0

Областной бюджет

30

Осуществление проектных работ по расчистке русла протоки реки Иртыш в районе села Новоямышево Павлодарского района

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, аким Павлодарского района

2 квартал 2005 года

0,6

Областной бюджет

31

Проведение работ по расчистке русла протоки реки Иртыш в районе села Новоямышево Павлодарского района

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, аким Павлодарского района

3-4 кварталы 2005 года

7,0

Областной бюджет

32

Осуществление проектных и научно-исследовательских работ по расчистке русла протоки старый Иртыш в районе Айнакольского сельского округа города Аксу

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, аким города Аксу, Павлодарское областное территориальное управление охраны окружающей среды (по согласованию)

2-4 кварталы 2006 года

1,0

Областной бюджет

33

Осуществление проектных работ по реконструкции канализационных очистных сооружений города Экибастуза

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, аким города Экибастуза, Павлодарское областное территориальное управление охраны окружающей среды (по согласованию)

2-4 кварталы 2005 года

5,0

Областной бюджет

34

Реконструкция канализационных очистных сооружений города Экибастуза

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, аким города Экибастуза, Павлодарское областное территориальное управление охраны окружающей среды (по согласованию)

2-4 кварталы 2006,
2007 годов

20,0
30,0

Областной бюджет

35

Осуществление проектных работ на капитальный ремонт самотечного коллектора от камеры гашения до прудов-накопителей и системы канализации города Аксу

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, аким города Аксу

2-4 кварталы 2005 года

2,5

Областной бюджет

36

Проведение капитального ремонта самотечного коллектора (от камеры гашения до прудов-накопителей) и системы канализации  города Аксу

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, аким города Аксу

2-4 кварталы2005 года   2006 года

           30,0        20,0

Областной бюджет

4. Сбор, транспортировка, хранение и утилизация промышленных и бытовых отходов

37

Реконструкция золоотвала ТЭЦ-1

Информация акиму области

АО "Алюминий Казахстана" (по согласованию)

2007 год (окончание в 2008 году)

293,0

Средства предприятия

38

Снижение пыления золоотвала

Информация акиму области

ТОО "АЕS Экибастуз" (по согласованию)

2005 год

11,0

Средства предприятия

39

Проведение мероприятий по снижению пыления зольных пляжей

Информация акиму области

АО  "Станция Экибастузская ГРЭС-2" (по согласованию)

2005 год

7,0

Средства предприятия

40

Пылеподавление пылящих участков резервной карты

Информация акиму области

Аксуская тепловая электростанция АО "Евроазиатская энергетическая корпорация"
(по согласованию)

2005 год
2006 год
2007 год

8,0
8,0
8,0

Средства предприятия

41

Удлинение дамбы золоотвала

Информация акиму области

АО  "Станция Экибастузская ГРЭС-2" (по согласованию)

2005 год
2006 год

20,0
20,0

Средства предприятия

42

Наращивание секции золоотвала

Информация акиму области

Аксуская тепловая электростанция АО"Евроазиатская энергетическая корпорация"  (по согласованию)

2005 год
2006 год
2007 год

210,0
210,0
210,0

Средства предприятия

43

Применение предварительно восстановленных окатышей и пылегазоочисток

Информация акиму области

Аксуский завод ферросплавов, филиал АО  "ТНК "Казхром" (по согласованию)

2006 год
2007 год

91,0
169,0

Средства предприятия

44

Проведение в государственных учреждениях области работ по сбору и утилизации ртутьсодержащих ламп

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, акимы городов и районов, Павлодарское областное территориальное управление охраны окружающей среды (по согласованию)

2005 год
2006 год
2007 год

0,5
0,5
0,5

Областной бюджет

45

Проведение мониторинга и контроля мест захоронения токсичных промышленных отходов

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, Павлодарское областное территориальное управление охраны окружающей среды (по согласованию)

2005 год
2006 год
2007 год

0,6
0,6
0,6

Областной бюджет

46

Обеспечение проектных работ по консервации существующего полигона для захоронения токсичных отходов I-II классов опасности (Акжольский сельский округ, сельская зона  города Аксу)

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, аким города Аксу, Павлодарское областное территориальное управление охраны окружающей среды (по согласованию), департамент государственного санитарно- эпидемиологического надзора области

2-4 кварталы 2005 года

3,5

Областной бюджет

47

Обеспечение проектных работ по захоронению ядохимикатов 1 класса опасности на территории бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, Павлодарское областное территориальное управление охраны окружающей среды (по согласованию), департамент государственного санитарно- эпидемиологического надзора области

2-4 кварталы 2005 года

2,0

Областной бюджет

48

Принятие мер административной ответственности, установленной действующим законодательством Республики Казахстан, за свалку мусора, навоза и других отходов в неотведенных местах

Информация акиму области

Павлодарское областное территориальное управление охраны окружающей среды (по согласованию), акимы городов и районов, департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора области

2005-2007 годы

Финансирование не требуется


49

Проведение работ по санитарной очистке населенных пунктов области, ликвидация несанкционированных стихийных свалок, рекультивация нарушенных земель

Информация акиму области

Акимы городов и районов

2005-2007 годы

В пределах средств бюджетов городов и районов

Бюджеты городов и районов

5. Охрана биоресурсов

50

Проведение работ по весеннему попуску воды в пойму реки Иртыш и паводкотехнических работ в городе Павлодаре

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, аким города Павлодара

2 кварталы2005,
2006
2007 годов

1,0
1,0
1,0

Областной бюджет

51

Проведение мероприятий по рациональному распределению и использованию вод в низовье реки Щидерты

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, аким города Экибастуза

2005 год

15,0

Областной бюджет

52

Пополнение реки Усолка

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, аким города Павлодара

2-3 кварталы 2005 года

0,8

Областной бюджет

6. Рациональное использование земель, повышение плодородия почв и охрана земельных ресурсов

53

Залужение малопродуктивных и рекультивация нарушенных земель сельских населенных пунктов области

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, управление земельных отношений области, акимы городов и районов

2-4 кварталы 2005,
2006
2007 годов

17,0
23,2
8,6

Областной бюджет

54

Контроль за ограничением применения пестицидов 1 и 2 групп опасности (сильноэкотоксичные)

Информация акиму области

Павлодарское областное территориальное управление охраны окружающей среды (по согласованию), департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора  области

2005- 2007 годы

Финансирование не требуется


55

Контроль за ликвидацией беспорядочного захоронения ядохимикатов

Информация акиму области

Павлодарское областное территориальное управление охраны окружающей среды (по согласованию)

2005- 2007 годы

Финансирование не требуется


56

Усиление контроля за выполнением нормативных размеров санитарно-защитных зон при согласовании и предоставлении земельных участков

Информация акиму области

Павлодарское областное территориальное управление охраны окружающей среды (по согласованию), управление земельных отношений области, департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора области

2005- 2007 годы

Финансирование не требуется


7. Радиационная безопасность

57

Реализация пилотного  проекта "Проведение радиационных исследований на землях бывшего Семипалатинского ядерного испытательного полигона"

Информация акиму области

Павлодарское областное территориальное управление охраны окружающей среды (по согласованию), неправительственные организации (по согласованию)

2005 год
2006 год
2007 год

49,5
49,5
66,0

Иные источники, не запрещенные законодательством Республики Казахстан

58

Проведение радиологического обследования и радонового картирования части территории Майского, Лебяжинского и Баянаульского районов, прилегающей к бывшему Семипалатинскому испытательному ядерному полигону

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, акимы районов, Павлодарское областное территориальное управление охраны окружающей среды (по согласованию)

2005 год
2006 год
2007 год

12,5
15,0
15,0

Областной бюджет

8. Совершенствование системы экологического мониторинга природной среды

59

Проведение экологического мониторинга окружающей среды в малых городах промышленного направления

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, Павлодарское областное территориальное управление охраны окружающей среды (по согласованию)

2005 год

5,0

Областной бюджет

9. Улучшение экологической ситуации в сельских районах

60

Снижение загрязнения атмосферного воздуха в сельских районах за счет установки пылеулавливающего оборудования на стационарных отопительных источниках государственных организаций

Информация акиму области

Акимы районов, Павлодарское областное территориальное управление охраны окружающей среды (по согласованию)

2005-
2007 годы

В пределах средств, предусмотренных в бюджетах районов

Бюджеты районов

61

Продолжение работ (II этап) по капитальному ремонту системы канализации в селе Успенка

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, аким  Успенского района

2-4 кварталы 2005 года

9,1

Областной бюджет

62

Разработка технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации на строительство очистных сооружений для вновь введенных объектов  социальной сферы (школ в селах Ямышево, Шалдай, Набережное, Иртышск, больницы - в селе Баянаул)

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, акимы районов

2-4 кварталы 2005 года

6,3

Областной бюджет

63

Строительство очистных сооружений для вновь введенных объектов социальной сферы (школы, больницы)

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, акимы районов

2-4 кварталы 2006,
2007 годов

25,0
20,0

Областной бюджет

64

Осуществление проектных работ на капитальный ремонт систем канализации в сельских населенных пунктах области

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, акимы районов

2-4 кварталы 2006 года

10,0

Областной бюджет

65

Проведение капитального ремонта систем канализации в сельских населенных пунктах области

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, акимы районов

2-4 кварталы2006
2007 годов

20,0
20,0

Областной бюджет

10. Снижение экологических рисков для здоровья населения области

66

Проведение научно-исследовательских работ по уменьшению токсичного воздействия тяжелых металлов, находящихся в почве

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, Павлодарское областное территориальное управление охраны окружающей среды (по согласованию)

2006 год

1,0

Областной бюджет

67

Проведение мероприятий по экологической пропаганде и просвещению

Информация акиму области

Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования области, Павлодарское областное территориальное управление охраны окружающей среды (по согласованию)

2006 год
2007 год

4,0
4,0

Областной бюджет

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.