Об утверждении Правил предоставления жилищной помощи

Утративший силу

Решение XXI сессии IV созыва Шахтинского городского маслихата Карагандинской области от 9 июля 2010 года N 581/21. Зарегистрировано Управлением юстиции города Шахтинск Карагандинской области 13 августа 2010 года N 8-8-82. Утратило силу - решением XXXVIII сессии IV созыва Шахтинского городского маслихата Карагандинской области от 10 ноября 2011 года N 754/38

      Сноска. Утратило силу - решением XXXVIII сессии IV созыва Шахтинского городского маслихата Карагандинской области от 10.11.2011 N 754/38 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования).

      В соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года "О жилищных отношениях", Законом Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", Законом Республики Казахстан от 5 июля 2004 года "О связи" городской Маслихат РЕШИЛ:
      1. Утвердить Правила предоставления жилищной помощи.
      2. Признать утратившим силу некоторые решения согласно приложению к настоящему решению.
      3. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования.

      Председатель сессии,
      секретарь городского маслихата             А. Сатова

Приложение
к решению XXI сессии
Шахтинского городского маслихата
от 9 июля 2010 года

Перечень решений, признанных утратившими силу

      1. Решение XXVII сессии городского Маслихата от 10 октября 2006 года N 240/27 "Об утверждении Правил предоставления гражданам жилищных пособий на содержание жилья, коммунальных услуг и компенсацию повышения тарифов абонентской платы за оказание услуг телекоммуникаций" (регистрационный номер в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов 8-8-28, опубликовано 3 ноября 2006 года в газете "Шахтинский вестник" N 43 (842), опубликовано 10 ноября 2006 года в газете "Шахтинский вестник" N 44 (843).
      2. Решение XXXIV сессии городского Маслихата от 12 июля 2007 года N 312/34 "О внесении изменений и дополнений в решение ХХVII сессии городского Маслихата от 10.10.2006 года N 240/27 "Об утверждении Правил предоставления гражданам жилищных пособий на содержание жилья, оплату коммунальных услуг и компенсацию повышения тарифов абонентской платы за телефон абонентам городских сетей телекоммуникаций" (регистрационный номер в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов 8-8-42, опубликовано 7 сентября 2007 года в газете "Шахтинский вестник" N 36 (886).
      3. Решение V сессии городского Маслихата от 3 апреля 2008 года N 390/5 "О внесении изменений в решение ХХVII сессии городского Маслихата от 10 октября 2006 года N 240/27 "Об утверждении Правил предоставления гражданам жилищных пособий на содержание жилья, коммунальных услуг и компенсацию повышения тарифов абонентской платы за телефон абонентам городских сетей телекоммуникаций" (регистрационный номер в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов 8-8-52, опубликовано 16 мая 2008 года в газете "Шахтинский вестник" N 19 (921).
      4. Решение XII сессии городского Маслихата от 22 апреля 2009 года N 468/12 "О внесении изменения в решение XXVII сессии Шахтинского городского Маслихата от 10 октября 2006 года N 240/27 "Об утверждении Правил предоставления гражданам жилищных пособий на содержание жилья, коммунальных услуг и компенсацию повышения тарифов абонентской платы за телефон абонентам городских сетей телекоммуникаций" (регистрационный номер в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов 8-8-66, опубликовано 22 мая 2009 года в газете "Шахтинский вестник" N 21 (974).
      5. Решение XIII сессии городского Маслихата от 03 июля 2009 года N 488/13 "О внесении изменений в решение XXVII сессии городского Маслихата от 10 октября 2006 года N 240/27 "Об утверждении Правил предоставления гражданам жилищных пособий на содержание жилья, коммунальных услуг и компенсацию повышения тарифов абонентской платы за телефон абонентам городских сетей телекоммуникаций" (регистрационный номер в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов 8-8-71, опубликовано 16 октября 2009 года в газете "Шахтинский вестник" N 42 (995).

Утверждены
решением Шахтинского
городского маслихата
от 9 июля 2010 года N 581/21

Правила предоставления жилищной помощи

      Настоящие правила предоставления жилищной помощи (далее - Правила), разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года "О жилищных отношениях", Законом Республики Казахстан от 5 июля 2004 года "О связи", постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2009 года N 2314 "Об утверждении Правил предоставления жилищной помощи", постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2009 года N 512 "О некоторых вопросах компенсации повышения тарифов абонентской платы за оказание услуг телекоммуникаций социально защищаемым гражданам", постановлением Правительства Республики Казахстан N 1092 от 2 ноября 2005 года "О некоторых мерах по реализации Закона Республики Казахстан "О государственных пособиях семьям, имеющим детей" и определяют механизм назначения и выплаты жилищной помощи малообеспеченным семьям (гражданам).

1. Общие положения

      1. В Правилах используются следующие основные понятия:
      банки второго уровня – все банки нижнего (второго) уровня банковской системы, имеющие лицензию Национального Банка Республики Казахстан на осуществление отдельных видов банковских операций, за исключением Банка развития Казахстана;
      капитальный ремонт - простое воспроизводство активной и пассивной частей основных фондов, израсходовавших свой нормативный ресурс, и восстановление еще не изношенных элементов основных фондов с целью использования их эксплуатационных ресурсов путем крупного всеобъемлющего ремонта, при котором заменяются целиком изношенные детали, узлы, части машин, зданий, сооружений;
      орган управления объектом кондоминиума – физическое или юридическое лицо, осуществляющее функции по содержанию объекта кондоминиума;
      совокупный доход семьи – общая сумма доходов, полученных семьей за квартал, предшествующий кварталу обращения за назначением жилищной помощи;
      заявитель – лицо, обращающееся лично или от имени семьи за назначением жилищной помощи;
      жилищная помощь – помощь, предоставляемая государством малообеспеченным семьям (гражданам) на возмещение затрат на потребление коммунальных услуг и услуг связи в части увеличения абонентской платы за телефон, подключенный к сети телекоммуникаций, арендной платы за пользование жилищем, арендованным местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, а также на капитальный ремонт и (или) взнос на накопление средств на капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума семьям (гражданам), проживающим в приватизированных жилых помещениях (квартирах) или являющимся нанимателями (поднанимателями) жилых помещений (квартир) в государственном жилищном фонде;
      жилищная инспекция - структурное подразделение местного исполнительного органа, осуществляющее государственный контроль за соблюдением жилищного законодательства Республики Казахстан;
      уполномоченный орган – исполнительный орган города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), финансируемый за счет средств местного бюджета, осуществляющий назначение жилищной помощи;
      доля предельно-допустимых расходов – отношение предельно-допустимого уровня расходов семьи в месяц на капитальный ремонт и(или) взносы на накопление средств на капитальный ремонт общего имущества объектов кондоминиума, потребление коммунальных услуг и услуг связи в части увеличения абонентской платы за телефон, подключенный к сети телекоммуникаций, арендной платы за пользование жилищем к совокупному доходу семьи в процентах;
      счет - товарный документ, выписываемый продавцом (поставщиком) на имя покупателя (потребителя) и удостоверяющий поставку товара или оказание услуг и их стоимость.
      2. Жилищная помощь предоставляется малообеспеченным семьям (гражданам) на оплату:
      капитального ремонта и (или) взносов на накопление средств на капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума семьям (гражданам), проживающим в приватизированных жилых помещениях (квартирах) или являющимся нанимателями (поднанимателями) жилых помещений (квартир) в государственном жилищном фонде;
      потребления коммунальных услуг, приобретение газа и твердого топлива (для домов с печным отоплением);
      услуг связи в части увеличения абонентской платы за телефон, подключенный к сети телекоммуникаций семьям (гражданам), являющимся собственниками или нанимателями (поднанимателями) жилища;
      арендной платы за пользование жилищем, арендованным местным исполнительным органом в частном жилищном фонде.
      Расходы малообеспеченных семей (граждан), принимаемые к исчислению жилищной помощи, определяются как сумма расходов по каждому из вышеуказанных направлений.
      3. Жилищная помощь предоставляется семьям (гражданам), постоянно проживающим на территории Шахтинского региона, в том случае, если расходы на оплату капитального ремонта и (или) взносов на накопление средств на капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума семьям (гражданам), проживающим в приватизированных жилых помещениях (квартирах) или являющимся нанимателями (поднанимателями) жилых помещений (квартир) в государственном жилищном фонде, потребления коммунальных услуг, приобретение газа и твердого топлива (для домов с печным отоплением), услуг связи в части увеличения абонентской платы за телефон, подключенный к сети телекоммуникаций семьям (гражданам), являющимся собственниками или нанимателями (поднанимателями) жилища, арендной платы за пользование жилищем, арендованным местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, в пределах норм, обеспечиваемых компенсационными мерами, но не более фактических расходов на оплату капитального ремонта и (или) взносов на накопление средств на капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума семьям (гражданам), проживающим в приватизированных жилых помещениях (квартирах) или являющимся нанимателями (поднанимателями) жилых помещений (квартир) в государственном жилищном фонде, потребления коммунальных услуг, приобретение газа и твердого топлива (для домов с печным отоплением), услуг связи в части увеличения абонентской платы за телефон, подключенный к сети телекоммуникаций семьям (гражданам), являющимся собственниками или нанимателями (поднанимателями) жилища, арендной платы за пользование жилищем, арендованным местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, в бюджете семьи превышают долю предельно допустимых расходов на эти цели.
      Доля предельно допустимых расходов на оплату капитального ремонта и (или) взносов на накопление средств на капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума семьям (гражданам), проживающим в приватизированных жилых помещениях (квартирах) или являющимся нанимателями (поднанимателями) жилых помещений (квартир) в государственном жилищном фонде, потребления коммунальных услуг, приобретение газа и твердого топлива (для домов с печным отоплением), услуг связи в части увеличения абонентской платы за телефон, подключенный к сети телекоммуникаций семьям (гражданам), являющимся собственниками или нанимателями (поднанимателями) жилища, арендной платы за пользование жилищем, арендованным местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, устанавливается к совокупному доходу семьи в размере 10 %.
      4. Размер жилищной помощи определяется, как разница между суммой оплаты капитального ремонта и (или) взносов на накопление средств на капитальный ремонт общего имущества объектов кондоминиума, потребления коммунальных услуг, приобретение газа и твердого топлива (для домов с печным отоплением), арендной платы за пользование жилищем в пределах норм, обеспечиваемых компенсационными мерами, услуг связи в части увеличения абонентской платы за телефон, подключенный к сети телекоммуникаций, и долей предельно допустимым уровнем расходов семьи на эти цели.

2. Определение нормативов, обеспечиваемых компенсационными мерами

      5. Жилищная помощь предоставляется уполномоченным государственным органом по месту жительства заявителя по следующим нормам:
      1) нормы площади жилья, обеспечиваемые компенсационными мерами, эквивалентны нормам предоставления жилья на каждого члена семьи, установленным жилищным законодательством (18 квадратных метров), социальная норма площади для одиноких граждан, проживающих в многокомнатных квартирах - 30 квадратных метров (далее кв.м.);
      2) норма потребления газа:
      при наличии центрального горячего водоснабжения – 8 килограмм в месяц на 1 человека;
      при отсутствии центрального горячего водоснабжения – 10 килограмм в месяц на 1 человека;
      3) норма потребления электроэнергии:
      в домах, оборудованных газовыми плитами - 150 киловатт в месяц на жилище;
      в домах, оборудованных электрическими плитами - 250 киловатт в месяц на жилище;
      4) потребление холодной воды, канализации, горячей воды, мусороудаления и эксплуатационных расходов независимо от формы управления (кооператив собственников квартир, комитет самоуправления, домовые комитеты) учитывается по нормам, предусмотренным услугодателем при утверждении тарифа на соответствующий вид услуг;
      5) норма потребления твердого топлива:
      на отопление 1 квадратного метра площади для жилых зданий постройки до 1985 года - 161 килограмм для домов 1-2 этажной постройки, 98 килограмм для домов 3-4 этажной постройки, в расчете на отопительный сезон 7 месяцев;
      на отопление 1 квадратного метра площади для жилых зданий постройки после 1985 года – 125 килограмм для домов 1-2 этажной постройки, 72 килограмм для домов 3-4 этажной постройки, в расчете на отопительный сезон 7 месяцев.
      При расчете жилищной помощи применяются цены на уголь, сложившиеся на территории Шахтинского региона за истекший квартал по данным органов статистики.
      6. Оплата капитального ремонта и (или) взносов на накопление средств на капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума семьям (гражданам), проживающим в приватизированных жилых помещениях (квартирах) или являющимся нанимателями (поднанимателями) жилых помещений (квартир) в государственном жилищном фонде, потребления коммунальных услуг, приобретения газа и твердого топлива (для домов с печным отоплением), арендной платы за пользование жилищем, арендованным местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, сверх установленных норм производится на общих основаниях.

3. Назначения и выплата жилищной помощи

      7. Жилищная помощь назначается физическим лицам, постоянно проживающим на территории Шахтинского региона и являющимся собственниками или пользователями (нанимателями, арендаторами) жилища.
      8. Семьи, имеющие в частной собственности более одной единицы жилья (квартиры, дома) или сдающие жилые помещения в наем (аренду) или поднаем, утрачивают право на получение жилищной помощи.
      9. Не имеют право на получение жилищной помощи семьи, если в них имеются лица трудоспособного возраста, которые не работают, не учатся по дневной форме обучения, не служат в армии и не зарегистрированы в качестве безработного в органах занятости, за исключением лиц, признанных инвалидами по заключению медико-санитарной экспертизы, осуществляющих уход за инвалидами и лицами старше восьмидесяти лет, признанными нуждающимися в уходе, или занятых воспитанием ребенка (одного и более) в возрасте до трех лет, а также воспитанием четырех и более детей до окончания младшим ребенком первого класса (но не старше 9 лет).
      10. В случае возникновения конфликтных, спорных или нестандартных ситуаций решение вопроса о назначении жилищной помощи претендент на жилищную помощь имеет право обжаловать в судебном порядке.
      11. Размер жилищной помощи не может превышать суммы фактически начисленной платы за капитальный ремонт и (или) взносов на накопление средств на капитальный ремонт общего имущества объектов кондоминиума, потребления коммунальных услуг, приобретение газа и твердого топлива (для домов с печным отоплением), услуг связи в части увеличения абонентской платы за телефон, подключенный к сети телекоммуникаций, арендной платы за пользование жилищем.
      12. Жилищная помощь предоставляется в наличной, безналичной и смешанной форме.
      Наличная форма устанавливается в виде денежных выплат. Выплата жилищной помощи осуществляется уполномоченной организацией по выдаче пособий путем зачисления на счета по вкладам граждан за счет средств местного бюджета.
      Безналичная форма устанавливается в виде уменьшения платежа за каждый вид коммунальных услуг на сумму, равную сумме жилищной помощи, приходящейся на данный вид услуг. Суммы жилищной помощи по каждому виду услуг при этом перечисляется уполномоченным органом по назначению жилищной помощи поставщикам услуг для последующего зачисления на лицевой счет получателя жилищной помощи.
      Смешанная форма устанавливается в виде уменьшения платежа за отдельный вид услуг (один или несколько - по выбору получателя пособия) на сумму, равную сумме жилищной помощи, приходящейся на данный вид услуг. Сумма жилищной помощи по выбранному виду услуг при этом перечисляется уполномоченным органом по назначению помощи поставщику услуги для последующего зачисления на лицевой счет получателя жилищной помощи. Оставшаяся сумма жилищной помощи выплачивается в наличной форме уполномоченной организацией по выдаче жилищной помощи путем зачисления на счета по вкладам граждан.
      Право выбора формы оплаты жилищной помощи (наличная, безналичная, смешанная) предоставляется получателю.
      Суммы жилищной помощи, приходящиеся на целевой взнос на капитальный ремонт и (или) взносы на накопление средств на капитальный ремонт общего имущества объектов кондоминиума перечисляются уполномоченным органом по назначению жилищной помощи на специальный накопительный счет объекта кондоминиума. Ответственность за целевое использование средств со сберегательных счетов возлагается на орган управления объектом кондоминиума.
      13. Уполномоченный орган имеет право приостанавливать и отменять назначение жилищной помощи гражданам без уважительной причины (болезнь, временное отсутствие и другие) не оплатившим фактические расходы на капитальный ремонт и (или) взносы на накопление средств на капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума семьям (гражданам), проживающим в приватизированных жилых помещениях (квартирах) или являющимся нанимателями (поднанимателями) жилых помещений (квартир) в государственном жилищном фонде, потребление коммунальных услуг, услуг связи в части увеличения абонентской платы за телефон, подключенный к сети телекоммуникаций семьям (гражданам), являющимся собственниками или нанимателями (поднанимателями) жилища, арендную плату за пользование жилищем, арендованным местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, в течение месяца после получения жилищной помощи. Вопрос о приостановлении и отмене пособий рассматривается специальной комиссией с приглашением получателя жилищной помощи. Копия решения комиссии вручается заявителю.
      14. Финансирование выплат жилищной помощи осуществляется за счет бюджетных средств.
      15. Для назначения жилищной помощи заявитель обращается по месту жительства в уполномоченный орган и получает бесплатно бланк заявления, согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
      16. К заявлению прилагаются следующие документы:
      1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
      2) копия правоустанавливающего документа на жилье;
      3) копия книги регистрации граждан;
      4) сведения о доходах членов семьи установленного образца (приложение 2) и подтверждающие документы к ним (справки о заработной плате, пенсии, социальных пособиях, квитанции почтовых переводов и так далее), сведения о наличии личного подсобного хозяйства установленного образца; безработные предоставляют справку уполномоченного органа по вопросам занятости;
      5) счета о расходах на оплату капитального ремонта и (или) взносов на накопление средств на капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума семьям (гражданам), проживающим в приватизированных жилых помещениях (квартирах) или являющимся нанимателями (поднанимателями) жилых помещений (квартир) в государственном жилищном фонде; потребления коммунальных услуг, приобретение газа и твердого топлива (для домов с печным отоплением); услуг связи в части увеличения абонентской платы за телефон, подключенный к сети телекоммуникаций семьям (гражданам), являющимся собственниками или нанимателями (поднанимателями) жилища; арендной платы за пользование жилищем, арендованным местным исполнительным органом в частном жилищном фонде.
      17. При возмещении затрат на капитальный ремонт и (или) взносов на накопление средств на капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума, предоставляется счет о размере целевого взноса на капитальный ремонт и (или) размере ежемесячных взносов на накопление средств на капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума.
      18. Счет, заверенный печатью и подписью руководителя объекта кондоминиума, выставляется органом управления объекта кондоминиума на основании сметы расходов на проведение отдельных видов капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума, согласованной с местным исполнительным органом (жилищной инспекцией) и утвержденной на общем собрании собственников и нанимателей (поднанимателей) квартир.
      19. При возмещении затрат на потребление коммунальных услуг, приобретение газа и твердого топлива (для домов с печным отоплением), услуг связи в части увеличения абонентской платы за телефон, подключенный к сети телекоммуникаций, предоставляются следующие документы:
      счета, предъявленные поставщиками к оплате за потребление коммунальных услуг;
      в случаях отсутствия централизованного отопления в жилом многоквартирном доме (здании) или в индивидуальном жилом доме, представляется документ, подтверждающий приобретение газа (квитанция) и топлива (счет или накладная на отпуск угля с указанием полных реквизитов поставщика и покупателя: наименование организации-поставщика, ее местонахождение, банковские и налоговые реквизиты, фамилию, имя, отчество покупателя, ИИН, домашний адрес, количество приобретенного угля и его стоимость, заверенные подписью должностного лица и печатью организации-поставщика);
      копия документа, подтверждающего, что заявитель является абонентом телекоммуникаций (договор на оказание услуг связи либо квитанция-счет за услуги телекоммуникаций).
      20. При возмещении затрат на арендную плату за пользование жилищем представляется счет о размере арендной платы, предъявленный местным исполнительным органом.
      В случае, если поставщик услуги не предъявляет счета получателям, и действует на основании публичного договора, заявитель предоставляет заполненные поставщиком сведения о предоставлении услуг согласно приложению 3.
      21. Специалистом уполномоченного органа сверяются копии и подлинники документов, после чего подлинники документов возвращаются заявителю, а заявление с приложением необходимых копий, сведений установленного образца и других документов регистрируется в журнале заявлений по назначению жилищной помощи. При определении права на жилищную помощь в семье не учитываются лица, временно проживающие в других городах, что подтверждается соответствующим документом.
      22. При необходимости уполномоченный орган имеет право обследовать материально-бытовое положения семьи, обратившейся за назначением жилищной помощи. Акт обследования приобщается в личное дело получателя жилищной помощи.
      23. По результатам рассмотрения представленных документов уполномоченным органом в течение 10 дней с момента обращения производится расчет и составляется договор о предоставлении семье жилищной помощи (приложение 4). Договор составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у получателя жилищной помощи. Указанный договор является основанием для предоставления жилищной помощи.
      Жилищная помощь назначается с месяца подачи заявления со всеми необходимыми документами сроком на 6 месяцев с ежеквартальным предоставлением сведений о доходах и составе семьи. Семьям, не представившим сведения о доходах и составе семьи в течение текущего квартала, независимо от причин, начисление жилищной помощи приостанавливается и возобновляется только после представления документов. Семьям, не представившим сведения о доходах и составе семьи до конца срока действия договора, начисление жилищной помощи за оставшиеся месяцы не производится.
      Уполномоченным государственным органом ежемесячно производится расчет начисления жилищной помощи по фактически произведенным расходам, предоставленным услугодателями или самим заявителем, корешок которого выдается заявителю по мере обращения. Учет расходов на приобретение твердого топлива производится на основании документа, подтверждающего факт приобретения твердого топлива, путем равномерного помесячного распределения суммы расходов на срок действия договора.
      24. Заявитель несет ответственность за предоставление недостоверных сведений и подлинность предъявляемых документов согласно действующему законодательству.
      25. Получателям жилищной помощи в течение 15 дней необходимо информировать уполномоченный государственный орган об обстоятельствах, влияющих на право получения или на размер жилищной помощи.
      26. Семьи, в которых имеются безработные граждане, отказавшиеся от предложенной подходящей работы или самовольно прекратившие обучение или участие в общественно-оплачиваемых работах, лишаются права на получение жилищной помощи с месяца, в котором произошло указанное событие, а излишне выплаченные суммы подлежат возврату в добровольном или установленном законодательством порядке.
      27. При изменении доли предельно допустимых расходов семьи на оплату содержания жилья и коммунальных услуг, ставок и тарифов на коммунальные услуги, производится перерасчет ранее назначенной помощи с момента наступления соответствующих изменений.
      28. В случае предоставления недостоверных сведений, повлекших за собой необоснованное заключение договора на предоставление жилищной помощи либо начисление и выплату жилищной помощи в завышенном размере, заявитель на основании заключения специальной комиссии лишается права на получение жилищной помощи в течение одного года, а незаконно полученные в виде жилищной помощи суммы подлежат возврату в добровольном или установленном законодательством порядке.

4. Исчисление совокупного дохода

      29. Совокупный доход семьи, претендующей на получение жилищной помощи (далее - совокупный доход), исчисляется уполномоченным органом, осуществляющим назначение жилищной помощи (далее уполномоченный орган).
      30. При исчислении совокупного дохода в составе семьи учитываются все члены семьи, совместно проживающие, ведущие общее хозяйство и зарегистрированные по одному месту жительства.
      При исчислении совокупного дохода семьи, в составе которой в расчетном периоде произошли изменения, учитываются (не учитываются) доходы прибывшего (выбывшего) члена семьи с первого месяца следующего квартала.
      31. При исчислении совокупного дохода учитываются все виды доходов, полученные в Республике Казахстан и за ее пределами в денежной или натуральной форме за квартал, предшествовавший кварталу обращения за жилищной помощью (далее – расчетный период).
      32. Если один из членов семьи проработал менее квартала, за который исчисляется доход, в совокупном доходе семьи учитывается его доход за проработанное время в этом квартале.
      33. При единовременном получении дохода (в том числе задолженности по заработной плате, алиментам, пенсии, пособиям), причитающегося к выплате более чем за один квартал, в совокупном доходе учитывается вся сумма дохода полученного в расчетном периоде.
      34. Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в национальную валюту по рыночному курсу обмена валют в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
      35. Среднемесячный доход рассчитывается путем деления совокупного дохода семьи за предыдущий квартал на 3 месяца.

5. Виды доходов, учитываемых при исчислении совокупного дохода семьи

      36. При исчислении совокупного дохода семьи учитываются все виды доходов, полученные в Республике Казахстан и за ее пределами за расчетный период:
      1) доходы, получаемые в виде оплаты труда, социальных выплат;
      2) доходы от предпринимательской и других видов деятельности;
      3) доходы в виде алиментов на детей и других иждивенцев;
      4) доходы от личного подсобного хозяйства - приусадебного хозяйства, включающего содержание скота и птицы, садоводство, огородничество;
      5) иные доходы, заявленные добровольно.
      37. В совокупном доходе семьи не учитываются:
      1) государственная адресная социальная помощь;
      2) жилищная помощь;
      3) единовременное пособие на погребение;
      4) единовременное государственное пособие в связи с рождением  ребенка;
      5) материальная помощь на открытие собственного дела и (или) развитие личного подсобного хозяйства.
      В случае, если материальная помощь на открытие собственного дела и (или) развитие личного подсобного хозяйства использована не по назначению, совокупный доход исчисляется с учетом суммы оказанной помощи;
      6) алименты, выплачиваемые одним из членов семьи на лиц, не проживающих в данной семье;
      7) оплата поездки граждан на бесплатное или льготное протезирование;
      8) содержание граждан на время протезирования;
      9) стоимость льготного проезда граждан за пределы населенного пункта на лечение;
      10) натуральные виды помощи, оказанные в соответствии с законодательством Республики Казахстан в виде:
      лекарственных препаратов;
      санаторно-курортного лечения;
      протезно-ортопедических изделий (изготовление и ремонт);
      средств передвижения (кресло-коляски) и других средств реабилитации, выделенных инвалидам;
      бесплатного питания учащихся в период получения образования;
      11) благотворительная помощь в денежном и натуральном выражении (в стоимостной оценке);
      12) помощь, оказанная семье в целях возмещения ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
      13) финансовая и материальная помощь обучающимся из числа малообеспеченных семей, оказываемая в организациях образования в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области образования;
      14) помощь в денежном или натуральном выражении, оказанная малообеспеченным гражданам в связи с ростом цен на продукты питания из государственного бюджета и иных источников в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      38. При исчислении совокупного дохода семьи учитываются доходы, полученные в виде:
      1) начисленных работодателем сумм в качестве оплаты труда, а именно:
      все виды заработной платы, в том числе сдельная, повременная, а также премии, доплаты, надбавки в денежной и натуральной формах (независимо от источника финансирования, включая денежные суммы, выплачиваемые работникам в соответствии с законодательством Республики Казахстан за период, когда за ними в соответствии с законодательством Республики Казахстан сохраняется заработная плата);
      заработная плата, сохраняемая на время отпуска, а также денежная компенсация за неиспользованный трудовой отпуск;
      компенсации, выплачиваемые при расторжении индивидуального трудового договора в случаях ликвидации организации (юридического лица) или прекращения деятельности работодателя (физического лица), сокращения численности или штата работников в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан;
      заработная плата за период выполнения временных, сезонных и общественных работ. Заработная плата работников, занятых на сезонных работах, учитывается в совокупном доходе семьи на момент ее получения. В период отсутствия заработной платы совокупный доход исчисляется без ее учета;
      комиссионное вознаграждение, выплачиваемое страховым агентам и брокерам;
      другие виды выплат, не учитываемые при исчислении заработной платы и выплачиваемые за счет средств организаций, кроме пособий на рождение ребенка и погребение;
      денежное довольствие военнослужащих, в том числе, проходящих службу по контракту, и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а также приравненных к ним категорий граждан с учетом надбавок и доплат, за исключением денежного довольствия военнослужащих срочной службы;
      оплаты труда по найму;
      суммы кредита, выплаченные работодателем. Указанные выплаты распределяются на установленный срок погашения кредита;
      2) социальных выплат, а именно:
      все виды пенсий, компенсационные выплаты к ним, назначаемые в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан;
      государственные социальные пособия по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту;
      специальные государственные пособия;
      государственные специальные пособия лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, а также работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда;
      социальные выплаты из государственного фонда социального страхования;
      государственные пособия по уходу за ребенком до достижения им одного года;
      государственные пособия на детей до 18 лет;
      материальное обеспечение детей-инвалидов, воспитывающихся и обучающихся на дому;
      стипендия, выплачиваемая учащимся, студентам, аспирантам, докторантам, слушателям других учебных заведений независимо от источника финансирования;
      пособия по социальному обеспечению за счет средств работодателя;
      дополнительные надбавки на уход к государственным социальным пособиям одиноким инвалидам 1, 2 группы, нуждающимся в посторонней помощи, и другие регулярные выплаты из бюджета по решению органов местного государственного управления;
      материальная (социальная) помощь на проезд на внутригородском общественном транспорте, оказываемая за счет средств местных бюджетов;
      стоимость натуральных видов помощи, кроме указанных в подпункте 10 пункта 37 настоящих Правил, предоставляемой в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, а также сумма, выплачиваемая взамен этой помощи;
      иные надбавки и доплаты ко всем видам выплат, указанным в настоящем разделе, установленных законодательными актами Республики Казахстан, органами местного государственного управления, учреждениями и другими организациями.
      39. В состав совокупного дохода включаются единовременные выплаты и ежемесячные суммы, выплачиваемые работодателем в соответствии с законодательством о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью работников во время исполнения ими трудовых и служебных обязанностей.
      40. Доход лиц, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (подряд и другие), суммируется за весь период действия договора. Полученный доход делится на количество месяцев, предусмотренных договором для выполнения работы, и учитывается в совокупном доходе за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
      41. Вознаграждения, полученные по гражданско-правовым договорам, в том числе на создание, издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства и так далее, выплачиваемые в счет этого договора авансом, учитываются за весь период авансирования (равными долями помесячно), а оставшаяся сумма учитывается на период действия договора после авансирования (равными долями помесячно).
      42. Авторские вознаграждения (при отсутствии договоров), а также вознаграждения за открытия, изобретения и рационализаторские предложения включаются в совокупный доход в размере доли, полученной от деления суммы вознаграждения на количество месяцев, за которые он получен, и умножается на количество месяцев, которые приходятся на расчетный период.
      43. Доходы, полученные в виде оплаты труда, социальных выплат, подтверждаются справками об их размерах.
      44. При исчислении совокупного дохода от предпринимательской и других видов деятельности учитываются доходы:
      1) от реализации продукции (работ, услуг);
      2) от прироста стоимости при реализации товарно-материальных ценностей, имущества;
      3) полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и от условной земельной доли и имущественного пая. Исчисление совокупного дохода членов крестьянского хозяйства производится с учетом фактически полученного дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, указанной в декларации о полученных доходах, представляемой в налоговые органы. При этом годовой доход делится на двенадцать месяцев и соответствующая его часть включается в общий совокупный доход за определяемый период;
      4) от самостоятельной занятости.
      45. Лица, занятые работой у отдельных граждан, подтверждают заработок копией договора, справкой нанимателя или на основании заявления. Совокупный доход лиц, занятых работой у отдельных граждан без заключения договоров, подтверждается на основании их заявления. При этом натуральная часть заработной платы включается в совокупный доход в денежном эквиваленте по рыночным ценам.
      46. Доходы самостоятельно занятого населения подтверждаются письменным заявлением.
      47. Доходы лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью на условиях специального налогового режима, подтверждаются на основании разового талона, патента, упрощенной декларации.
      48. В составе совокупного дохода учитываются алименты на детей и других иждивенцев. Алименты, а также дополнительные суммы алиментов, полученные в связи с перерасчетом заработка плательщика алиментов, учитываются в совокупном доходе по времени их получения.
      49. В случае, когда лица не имеют возможности взыскать алименты по причине отсутствия сведений о местонахождении лица, обязанного содержать иждивенцев, совокупный доход семьи исчисляется на основании письменного заявления с приложением документов от соответствующих органов о нахождении указанного лица в розыске.
      50. В случае, когда плательщик уклоняется от уплаты алиментов, совокупный доход исчисляется без учета алиментов на основании исполнительного листа и личного заявления либо справки о задолженности по алиментам, выданной судебным исполнителем.
      51. Если брак между родителями не расторгнут, но взысканы алименты с одного из супругов, при совместном проживании с семьей данного супруга в совокупный доход учитываются его доходы полностью. В случае раздельного проживания супругов, в совокупном доходе семьи учитываются алименты.
      52. Если мать ребенка не состоит в зарегистрированном браке с отцом ребенка, совместно с ним не проживает и не имеет решения суда о взыскании алиментов, совокупный доход исчисляется без учета алиментов.
      53. Полученные алименты на детей и других иждивенцев, подтверждаются справками организаций о перечисленных алиментах либо квитанцией почтовых переводов о полученных алиментах, а также на основании письменного заявления с приложением решения судебных органов о взыскании алиментов.
      54. В состав совокупного дохода включаются доходы от личного подсобного хозяйства (от разведения домашнего скота, птицы, выращивания сельскохозяйственной (цветочной) продукции).
      55. Доход от личного подсобного хозяйства, полученный от выращивания сельскохозяйственной (цветочной) продукции, содержания и разведения скота и птицы, учитываемый в совокупном доходе, рассчитывается по каждой семье на основании добровольно заявленных сведений.
      56. Доход от личного подсобного хозяйства рассчитывается уполномоченным органом на основе приложений 5678 к настоящим Правилам.
      Доход, полученный от реализации выращенной в личном подсобном хозяйстве цветочной продукции, а также от разведения пушных зверей, пчел, птицы (кроме кур, гусей, уток), включается в совокупный доход на основании письменного заявления.
      57. Стоимость произведенной продукции с одной сотки земли (одной головы) определяется путем умножения средней урожайности выращиваемых культур (средней продуктивности скота и птицы, содержащихся в личном подсобном хозяйстве) на среднюю цену 1 килограмма продукции (согласно приложению 6, к настоящим Правилам), и вычитается средний уровень расходов.
      58. Для расчета дохода используются среднегодовые цены предыдущего календарного года, сложившиеся в области на продукцию растениеводства и животноводства, представляемые областными органами по статистике в областной уполномоченный орган.
      При реализации скота (птицы) в расчетном периоде в совокупный доход включается единовременный доход по ценам, сложившимся на рынках живого скота, по данным областных органов по статистике.
      Совокупный доход исчисляется без учета дохода от рабочего скота (лошадь, верблюд и другие) и скота, не принесшего потомства (например, яловая корова) в течение одного года. При содержании в личном подсобном хозяйстве указанного скота более года доход учитывается как от скота мясного направления.
      59. Доход от домашнего скота, птицы, непродуктивного возраста (молодняк), согласно приложению 7 к настоящим Правилам, учитывается лишь в случае его дарения или реализации (продажа, убой и так далее). В совокупный доход семьи включается стоимость молодняка по ценам, сложившимся на рынках живого скота, представленным областными органами по статистике.
      60. При наличии домашнего скота, птицы, кроме указанных в  пункте 53 настоящих Правил, совокупный доход определяется путем деления годовой суммы дохода на двенадцать месяцев. Полученная величина умножается на число месяцев в расчетном периоде.
      61. Индивидуальная нормативная карточка расчета доходов от личного подсобного хозяйства, согласно приложению 8 к настоящим Правилам, заполняется уполномоченным органом по назначению и выплате пособий на детей на основе данных заявителя.
      62. При исчислении совокупного дохода семьи учитываются следующие иные доходы:
      1) от сдачи в аренду недвижимого имущества и транспортных средств;
      2) от ценных бумаг (дивиденды);
      3) от реализации иностранной валюты;
      4) от продажи драгоценных камней и драгоценных металлов, ювелирных изделий, изготовленных из них, и других предметов, содержащих драгоценные камни и драгоценные металлы, а также произведений искусства и антиквариата;
      5) от продажи недвижимого имущества и транспортных средств;
      6) в виде авторского вознаграждения;
      7) полученные в виде дарения, наследования недвижимого имущества, транспортных средств и другого имущества;
      8) от использования кредита (микрокредита);
      9) безвозмездно полученные деньги;
      10) вознаграждение (интерес) по денежным вкладам;
      11) денежные переводы;
      12) выигрыши в натуральном и (или) денежном выражении, полученные на конкурсах, соревнованиях (олимпиадах), фестивалях, по лотереям, розыгрышам, включая по вкладам и долговым ценным бумагам;
      13) прочие заявленные доходы, включая денежную и натуральную помощь (в стоимостном выражении) родственников и других лиц.
Указанные доходы учитываются по времени получения и подтверждаются письменным заявлением.
      Студентам, обучающимся в системе среднего образования, а также на платной основе очной формы обучения высшего и среднего специального образования без получения стипендии в совокупный доход учитывается добровольно заявленный доход.
      63. Официально не подтвержденные доходы от сдачи в аренду недвижимости и транспортных средств учитываются в размере не ниже минимальной заработной платы в месяц.
      64. В совокупном доходе не учитываются суммы полученных кредитов (микрокредитов), использованных по назначению.
      65. Доход, полученный от продажи недвижимого имущества и транспортных средств, включается в общий совокупный доход единовременно по дате получения.
      В случае приобретения другого недвижимого имущества или транспортного средства в совокупном доходе семьи учитывается разница между суммой, вырученной от продажи недвижимости (транспортного средства) и стоимостью приобретенного недвижимого имущества (транспортного средства).

Приложение 1
к Правилам предоставления
жилищной помощи

Заявление

      Прошу начислить моей семье, состоящей из _____ человек, включая
заявителя, жилищную помощь.
      Я и члены моей семьи даем разрешение на раскрытие информации о доходах, которое может быть предъявлено юридическим и физическим лицам, как подтверждение нашего согласия на выдачу уполномоченному государственному органу по назначению жилищной помощи сведений о доходах членов нашей семьи.
      Я осознаю, что за предоставление в уполномоченный государственный орган по назначению жилищной помощи заведомо недостоверных сведений, повлекших за собой назначение завышенной или незаконной жилищной помощи, лишаюсь права на получение жилищной помощи в течение одного года, а незаконно полученные в виде жилищной помощи суммы подлежат возврату в установленном законодательством порядке, и обязуюсь в течении 15 дней сообщать о любых изменениях формы собственности жилья, состава семьи или совокупного дохода.
      Обязуюсь своевременно перечислять полученные суммы жилищной помощи на счета услугодателей согласно расчетам.
      Предупрежден (а) об ответственности за предоставление недостоверных сведений и поддельных документов.

Данные заявителя

Ф.И.О. заявителя ____________________________________________________
Данные документа, удостоверяющего личность __________________________
Дата рождения _____________ N и дата выдачи удостоверения ___________
ИИН __________________ РНН ________________ СИК _____________________
Счет в банке второго уровня _______________ N _______________________
Тип дохода __________________________________________________________
                      пенсия, зарплата, стипендия и т.д.
Других доходов, кроме указанных в заявлении, не имею
Район проживания ___________________, улица _________________________
Дом N ______, квартира N ____________ телефон _______________________
Принадлежность __________________ Тип _______________________________
                КСУ, КСК, и т.д.          частное, государственное
Общая площадь __________ кв.м. Доп. площадь __ кв.м. Кол-во комнат __

      "____"__________ 20__ г.       Подпись заявителя _____________

      Документы приняты:
"___"________ 20 __ г.________  _________________________________
                      подпись   (Ф.И.О. должн. лица, приняв. докум)

_____________________________________________________________________
                             линия отреза
Заявление гр, _____ с прилагаемыми документами в количестве ____ штук
Регистрационный номер семьи __________
_________ ___________________________________________________________
подпись        (Ф.И.О., должность лица принявшего документы)
Принято "___" _____________ 20 ___ г

Приложение 2
к Правилам предоставления
жилищной помощи

СВЕДЕНИЯ
о полученных доходах членов семьи заявителя
в ______ квартале 20 __ г.

        __________________________ _______________________________  (Ф.И.О.)                            (домашний адрес, телефон)


Ф.И.О.
членов семьи

Место работы, учебы

Документально подтвержденные суммы доходов

Прочие заявленные доходы

Вид дохода

Сумма, тенге

Вид дохода

Сумма, тенге


















































"____"__________ 20 ___ г. Подпись заявителя ________________________

Приложение 3
к Правилам предоставления
жилищной помощи

СВЕДЕНИЯ
о расходах по оплате коммунальных услуг

Плательщик __________________________________________________________
Адрес _______________________________________________________________
Общая площадь _______________ кв.м. количество комнат _______________

Общая характеристика дома ___________________________________________
                                (газ, лифт, горячая вода)
N счета ___________________________ филиала Народного банка _________

Вид платежа

Тариф

Начислено

Печать организации

1. Отопление




2. Холодная вода




3. Канализация




4. Эл. снабжение




5. Газ




6. Вывоз мусора




7. Телефон




      Подпись специалиста ________________________
      Дата принятия ______________________________

Приложение 4
к Правилам предоставления
жилищной помощи

ДОГОВОР N
на предоставление жилищной помощи

      "____________"                                    г. Шахтинск

      ГУ "Отдел занятости и социальных программ города Шахтинска", именуемый в дальнейшем "Горотдел", в лице _______________________,
                                             (наниматель)
с одной стороны и собственник                                 жилища ____________________________________________________________________
с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

      1. На основании предоставленных собственником (нанимателем) жилья документов, Горотдел предоставляет жилищную помощь
______________________________________________________ имеющему семью из _____ человек в сумме ______________ тенге _______ тиын (____________________________________ тенге ________ тиын) в наличной (безналичной, смешанной) форме сроком на шесть месяцев со дня подписания данного договора.
Сумма жилищной помощи может быть изменена при изменении фактических расходов на коммунальные услуги, абонентской платы на услуги телекоммуникаций, арендной платы за жилище и размеров совокупного семейного дохода.
      2. Получатель жилищной помощи обязуется при получении жилищной помощи производить перечисление ее на оплату за коммунальные услуги, абонентскую плату за услуги телекоммуникаций, арендную плату в соответствии с ежемесячным расчетом.
      3. Получатель жилищной помощи обязуется в течение 15 дней информировать Горотдел о любых изменениях формы собственности жилья, состава семьи и ее совокупного дохода.
      4. Собственник (наниматель) жилья за предоставление в Горотдел заведомо недостоверных сведений, повлекших за собой назначение завышенной или незаконной выплаты жилищной помощи, лишается права на получение жилищной помощи в течение одного года, а незаконно полученные в виде жилищной помощи суммы подлежат возврату в установленном законодательством порядке.
      5. Договор составлен в 2-х экземплярах, один из которых хранится у собственника (нанимателя) жилья.
      6. Расчет жилищной помощи прилагается.
      7. Настоящий договор является основанием для предоставления жилищной помощи.
      8. Все возникающие по настоящему договору споры решаются в соответствии с действующим законодательством.

ГУ "Отдел занятости и                       Собственник (наниматель)
социальных программ                         жилища
города Шахтинска"

_____________________                       ________________________
_____________________                       ________________________

Приложение 5
к Правилам предоставления
жилищной помощи

Перечень
административно-территориальных районов
по природным условиям Карагандинской области (сухостепная зона)

1. Нуринский
2. Каркаралинский
3. Осакаровский
4. Абайский
5. Бухар Жырауский
г. Караганда
г. Сарань
г. Шахтинск
г. Темиртау

Приложение 6
к Правилам предоставления
жилищной помощи

Нормативная карточка
расчета дохода от личного подсобного хозяйства в сухостепной зоне

Продукция растениеводства

Продукция

Средняя урожайность с 1 сотки земли, кг

Средний уровень расходов с 1 сотки земли, тенге

Средняя цена 1 кг продукции, тенге

Стоимость произведенной продукции с 1 сотки, тенге (гр.2 х гр.4)

Доход (+) убыток (-) с 1 сотки земли, тенге (гр.5 - гр.3)

1

2

3

4

5

6

Пшеница

20

268




Ячмень

25

188




Гречиха

5

150




Кукуруза (зеленая масса)

100

128




Многолетние травы

15

91




Однолетние травы

10

83




Картофель

70

1164




Овощи

80

1245




Бахчи

115

518




Сады семечковые (яблоки, груши и др.)

30

583




Сады косточковые (урюк, слива и др.)

22

514




Ягодные культуры

23

819




Виноград

22

595




Продукция животноводства

Продукция

Средняя продуктивность с 1 головы, кг (л)

Средний уровень расходов на 1 голову, тенге

Средняя цена 1 кг продукции, (1 л, 1 десятка яиц), тенге

Стоимость продукции с 1 головы, тенге (гр.2 х гр.4)

Доход (+), убыток (-) с 1 головы, тенге (гр.5 - гр.3)

1

2

3

4

5

6

КРС молочного направления (молоко)

1900

21034




КРС мясного направления (говядина)

179

16435




Свиньи (свинина)

110

9107




Овцы, козы (мясо/шерсть)

22/2,5

3042




Лошадь (конина)

124

7446




Верблюд (мясо)

126

2979




Птица яичного направления (яйца)

200 яиц

728




Птица мясного
направления (мясо)

2,5

489




Приложение 7
к Правилам предоставления
жилищной помощи

Возраст домашнего скота и птицы для продуктивного использования

Вид животных

Единица измерения

Возраст молодняка животных и птицы, достигших продуктивного состояния

Крупный рогатый скот

месяц

25

Овцы и козы

месяц

12

Свиньи

месяц

10

Лошади

месяц

16

Верблюды

месяц

18

Птица яичного направления

день

195

Птица мясного направления

день

125

Приложение 8
к Правилам предоставления
жилищной помощи

Типовая индивидуальная нормативная карточка
расчета доходов от личного подсобного хозяйства

Ф.И.О. заявителя ___________________________________________________
Домашний адрес ______________________________________________________

Виды сельскохозяйственных культур, домашних животных, птицы

Земля, соток, голов, кол-во

Норматив дохода в год, тенге

Всего дохода в год, тенге

Всего дохода в квартал, тенге

Пшеница





Ячмень





Кукуруза на зерно





Рис





Гречиха





Картофель





Овощи





Бахчи





Подсолнечник





Сахарная свекла





Табак





Сады семечковые





Сады косточковые





Ягодники





Виноград





Многолетние травы





Однолетние травы





Кукуруза на зеленый корм





Крупный рогатый скот молочного направления





Крупный рогатый скот мясного направления





Свиньи





Овцы и козы





Лошади





Верблюды





Птица яичного направления





Птица мясного направления





Итого: доход

X

X

Х


"__"___________ 20 __ г. __________________________
                            (подпись заявителя)

(Ф.И.О. и подпись лица, осуществившего расчет) _____________________

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.