Об утверждении Правил оказания социальной помощи, установления размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан

Утративший силу

Решение Кармакшинского районного маслихата Кызылординской области от 26 июля 2013 года N 111. Зарегистрировано Департаментом юстиции Кызылординской области 16 августа 2013 года N 4501. Утратило силу решением Кармакшинского районного маслихата Кызылординской области от 30 июня 2014 года N 188

     Сноска. Утратило силу решением Кармакшинского районного маслихата Кызылординской области от 30.06.2014 N 188 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня первого официального опубликования).
      В соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года "Бюджетный кодекс Республики Казахстан", Законом Республики Казахстан от 28 апреля 1995 года "О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним", Законом Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан", Законом Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" и Постановлением Правительства Республики Казахстан N 504 от 21 мая 2013 года "Об утверждении Типовых правил оказания социальной помощи, установления размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан" Кармакшинский районный маслихат РЕШИЛ:
      1. Утвердить Правила оказания социальной помощи, установления размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан согласно приложению.
      2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
 
 

      Председатель внеочередной 18-сессии
      Кармакшинского районного маслихата
      Секретарь Кармакшинского районного
      маслихата

Ж. Жаппасбаев
 
М. Наятулы


Утверждены решением
Кармакшинского районного маслихата
от 26 июля 2013 года N 111

Правила оказания социальной помощи, установления размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан

      1. Настоящие правила оказания социальной помощи, установления размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан Кармакшинского района (далее – Правила) разработаны в соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года "Бюджетный кодекс Республики Казахстан", Законом Республики Казахстан от 28 апреля 1995 года "О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним", Законом Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" и Постановлением Правительства Республики Казахстан N 504 от 21 мая 2013 года "Об утверждении Типовых правил оказания социальной помощи, установления размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан" и определяют порядок оказания социальной помощи, установления размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан.
      2. Государственное учреждение "Кармакшинский районный отдел занятости и социальных программ" (далее – уполномоченный орган) осуществляет социальную помощь отдельным категориям нуждающихся граждан на основании бюджетного планирования и финансирования с районного бюджета.
 

1. Общие положения

      3. Основные термины и понятия, которые используется в настоящих Правилах:
      1) памятные даты – события, имеющие общенародное историческое, духовное, культурное значение и оказавшие влияние на ход истории Республики Казахстан;
      2) специальная комиссия – комиссия, создаваемая решением акима района по рассмотрению заявления лица (семьи), претендующего на оказание социальной помощи в связи с наступлением трудной жизненной ситуации;
      3) прожиточный минимум – необходимый минимальный денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины, рассчитываемой государственным учреждением "Департамент статистики Кызылординской области";
      4) праздничные дни – дни национальных и государственных праздников Республики Казахстан;
      5) среднедушевой доход семьи (гражданина) – доля совокупного дохода семьи, приходящаяся на каждого члена семьи в месяц;
      6) местный исполнительный орган – акимат Кармакшинского района, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения (далее-МИО);
      7) трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно;
      8) уполномоченный орган – Государственное учреждение "Кармакшинский районный отдел занятости и социальных программ", финансируемый за счет местного бюджета, осуществляющий оказание социальной помощи;
      9) уполномоченная организация – Кармакшинский районный и Байконырский городской отделения Кызылординского областного филиала Республиканского Государственного казенного предприятия "Государственный центр по выплате пенсий" Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан";
      10) участковая комиссия – комиссия, создаваемая решением акима поселка, аульного округа для проведения обследования материального положения лиц (семей), обратившихся за социальной помощью, и подготовки заключений;
      11) предельный размер – утвержденный максимальный размер социальной помощи.
      4. Для целей настоящих правил под социальной помощью понимается помощь, предоставляемая МИО в денежной или натуральной форме отдельным категориям нуждающихся граждан (далее – получатели) в случае наступления трудной жизненной ситуации, а также к памятным датам и праздничным дням.
      5. Лицам, указанным в статье 20 Закона Республики Казахстан от
      28 апреля 1995 года "О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним" и статье 16 Закона Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан", социальная помощь оказывается в порядке, предусмотренном настоящим правилам.
      6. Социальная помощь предоставляется единовременно и (или) периодически (ежемесячно, ежеквартально, 1 раз в полугодие).
 

2. Порядок определения перечня категорий получателей социальной помощи и установления размеров социальной помощи

      7. Перечень категорий получателей социальной помощи:
      1) участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
      2) лицами, приравненными по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны, признаются:
      не вступившие в повторный брак вдовы воинов, погибших (умерших, пропавших без вести) в Великой Отечественной войне;
      бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны;
      участники боевых действий на территории других государств, а именно:
      военнослужащие Советской Армии, Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности, лица рядового и начальствующего состава Министерства внутренних дел бывшего Союза ССР (включая военных специалистов и советников), которые в соответствии с решениями правительственных органов бывшего Союза ССР принимали участие в боевых действиях на территории других государств; военнообязанные, призывавшиеся на учебные сборы и направлявшиеся в Афганистан в период ведения боевых действий; военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан для доставки грузов в эту страну в период ведения боевых действий; военнослужащие летного состава, совершавшие вылеты на боевые задания в Афганистан с территории бывшего Союза ССР; рабочие и служащие, обслуживавшие советский воинский контингент в Афганистане, получившие ранения, контузии или увечья, либо награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за участие в обеспечении боевых действий;
      лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах, других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения, а также участвовавшие непосредственно в ядерных испытаниях и учениях.
      3) Лицами, приравненными по льготам и категориям к инвалидам Великой Отечественной войны, признаются:
      военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР, при исполнении иных обязанностей воинской службы в другие периоды или вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также при прохождении воинской службы в Афганистане или других государствах, в которых велись боевые действия;
      лица, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения, испытания ядерного оружия;
      4) Другими категориями лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны, признаются:
      лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, а также лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны;
      5) лица, достигшие пенсионного возраста, а именно:
      награжденные орденами "Отан", "Даңқ", удостоенным высшей степени отличия - звания "Халық каһарманы", почетные звания республики;
      6) инвалиды, в том числе лица, воспитывающие ребенка-инвалида, дети-инвалиды, обучающиеся и воспитывающиеся на дому;
      7) жертвы политических репрессий, лица, пострадавшие от политических репрессий, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами;
      8) многодетные семьи, а именно:
      многодетные матери, награжденные подвесками "Алтын алқа", "Күміс алқа" или получившие ранее звание "Мать-героиня", а также награжденные орденами "Материнская слава" I и II степени;
      многодетные семьи, имеющие четырех и более совместно проживающих несовершеннолетних детей, в том числе детей, обучающихся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, после среднего образования, высших учебных заведениях, после достижения ими совершеннолетия до времени окончания ими учебных заведений (но не более чем до достижения двадцати трехлетнего возраста);
      9) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники интернатных организаций;
      10) семьи, в которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума;
      11) граждане, находящиеся на поддерживающей фазе лечения туберкулеза, выписанные из специализированной противотуберкулезной медицинской организации;
      12) студенты из числа социально-уязвимых слоев населения, а именно:
      инвалиды с детства, инвалиды, дети с ограниченными возможностями в развитии;
      дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей;
      воспитанники интернатных организаций;
      дети из многодетных семей;
      дети, оба родителя которых являются пенсионерами;
      дети, оба или один из родителей которых являются инвалидами;
      дети из семей, имеющих право на получение государственной адресной социальной помощи, а также из семей, не получающих государственную адресную социальную помощь, в которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума;
      семьи оралманов;
      13) специалисты государственных организаций здравоохранения, социального обеспечения, культуры, спорта и ветеринарии, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, педагогические работники образования, работающие в сельской местности.
      Для определения материально-бытовых условий семьи (личности):
      1) основания, предусмотренные законодательством Республики Казахстан;
      2) причинение ущерба гражданину (семье) либо его имуществу вследствие стихийного бедствия или пожара либо наличие социально значимого заболевания;
      3) сиротство;
      4) отсутствие родительского попечения;
      5) стойкие нарушения функций организма, обусловленные физическими и (или) умственными возможностями;
      6) ограничение жизнедеятельности вследствие социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
      7) инвалидность;
      8) наличие среднедушевого дохода, не превышающего порога, установленного местными представительными органами в кратном отношении к прожиточному минимуму.
      Специальная комиссия при вынесении заключения о необходимости оказания социальной помощи руководствуются утвержденным местным представительным органам перечнем оснований для отнесения граждан к категории нуждающихся.
      8. К памятным датам и праздничным дням размер социальной помощи для отдельно взятой категории получателей устанавливается в едином размере по согласованию с МИО области.
      9. Размер оказываемой социальной помощи в каждом отдельном случае определяет специальная комиссия и указывает его в заключении о необходимости оказания социальной помощи.
      10. Размер оказываемой социальной помощи в каждом отдельном случае определяет специальная комиссия и указывает его в заключении о необходимости оказания социальной помощи.
      Социальная помощь к памятным датам и праздничным дням предоставляется без учета доходов, единовременно, в следующих размерах:
      1) к Дню Победы - 9 мая:
      участникам и инвалидам Великой Отечественной войны; не вступившим в повторный брак вдовам воинов, погибших (умерших, пропавших без вести) в Великой Отечественной войне; бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны – 40 месячного расчетного показателя;
      лицам, награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны – 20 месячного расчетного показателя;
      2) к Дню памяти жертв политических репрессий и голода – 31 мая:
      жертвам политических репрессий, лицам, пострадавшим от политических репрессий, имеющим инвалидность или являющимися пенсионерами – 3 месячного расчетного показателя.
      11. Социальная помощь отдельным категориям граждан на коммунальные услуги предоставляется без учета доходов, единовременно, в следующих размерах:
      1) участникам и инвалидам Великой Отечественной войны; не вступившим в повторный брак вдовам воинов, погибших (умерших, пропавших без вести) в Великой Отечественной войне; бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны – 40 месячного расчетного показателя;
      2) участникам боевых действий на территории других государств, а именно:
      военнослужащим Советской Армии, Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности, лицам рядового и начальствующего состава Министерства внутренних дел бывшего Союза ССР (включая военных специалистов и советников), которые в соответствии с решениями правительственных органов бывшего Союза ССР принимали участие в боевых действиях на территории других государств; военнообязанным, призывавшимся на учебные сборы и направлявшимся в Афганистан в период ведения боевых действий; военнослужащим автомобильных батальонов, направлявшихся в Афганистан для доставки грузов в эту страну в период ведения боевых действий; военнослужащим летного состава, совершавшим вылеты на боевые задания в Афганистан с территории бывшего Союза ССР; рабочим и служащим, обслуживавшим советский воинский контингент в Афганистане, получившим ранения, контузии или увечья, либо награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР за участие в обеспечении боевых действий; лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах, других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения, а также участвовавшим непосредственно в ядерных испытаниях и учениях - 25 месячного расчетного показателя;
      3) лицам, приравненным по льготам и гарантиям к инвалидам Великой Отечественной войны, а именно:
      военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР, при исполнении иных обязанностей воинской службы в другие периоды или вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также при прохождении воинской службы в Афганистане или других государствах, в которых велись боевые действия и лицам, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения, испытания ядерного оружия – 30 месячного расчетного показателя;
      4) другим категориям лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны:
      лицам, награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, а также лицам, проработавшим (прослужившим) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны – 30 месячного расчетного показателя;
      12. Социальная помощь отдельным категориям граждан для оплаты проезда на общественном транспорте предоставляется без учета доходов, ежемесячно, в следующих размерах:
      1) лицам, награжденным орденами "Отан", "Даңқ", удостоенным высшей степени отличия - звания "Халық қаһарманы", почетными званиями Республики Казахстан - 1,9 месячного расчетного показателя;
      13. Социальная помощь детям-инвалидам, обучающимся на дому, предоставляется без учета доходов, ежеквартально на период обучения, в размере 9 месячного расчетного показателя.
      14. Социальная помощь лицам из семей, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума по Кызылординской области за квартал, предшествующий кварталу обращения, на бытовые нужды, единовременно в размере 10 месячного расчетного показателя.
      15. Социальная помощь лицам, находящимся на поддерживающей стадии лечения туберкулеза, выписанным из специализированной противотуберкулезной медицинской организации, на дополнительное питание, предоставляется ежемесячно в течение шести месяцев, без учета доходов, в размере 3 месячного расчетного показателя.
      16. Социальная помощь студентам для оплаты образовательных услуг для получения академической степени бакалавра в учебных заведениях Республики Казахстан предоставляется за счет средств местного бюджета, единовременно, без учета доходов, по фактическим затратам на оплату обучения в организации образования.
      17. Социальная помощь специалистам государственных организаций здравоохранения, социального обеспечения, культуры, спорта и ветеринарии, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, педагогическим работникам образования, работающим в сельской местности, на приобретение топлива для отопления жилых помещений, предоставляется без учета доходов, единовременно, в размере 4 месячного расчетного показателя.
      18. Причинение ущерба гражданину (семье) либо его имуществу вследствие стихийного бедствия или пожара, либо наличие социально значимого заболевания, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума по Кызылординской области за квартал, предшествующий кварталу обращения, единовременно, в размере 40 месячного расчетного показателя на каждого члена семьи, но не более предельного размера помощи, установленного в размере 150 месячного расчетного показателя.
      19. Социальная помощь студентам, обучающимся по востребованным в регионе специальностям, для оплаты образовательных услуг для получения академической степени бакалавра в учебных заведениях Республики Казахстан, назначается молодежи Кармакшинского района, обучающейся по очной форме.
      Решение о назначении социальной помощи принимается на основании критериев оценки квалификационных характеристик студентов.
      Критериями оценки квалификационных характеристик являются социальный статус, наличие спроса на специальность, по которой осуществляется обучение, выражение готовности по завершению обучения и получения степени бакалавра отработать не менее 5 (пяти) лет по полученной специальности в организациях, расположенных в сельской местности.
      Социальная помощь состоит из ежегодных платежей в пределах стоимости образовательных услуг, предоставляемых учебным заведением, а также ежемесячных социальных выплат, частично покрывающих затраты на питание и проживание.
      Ежегодные платежи в пределах стоимости образовательных услуг перечисляются государственным учреждением "Кармакшинский районный отдел занятости и социальных программ" на лицевые счета образовательных учреждений, открытых в банках второго уровня, а ежемесячные социальные выплаты, частично покрывающие затраты на питание и проживание, на лицевые счета студентов, открытых в банках второго уровня.
 

3. Порядок оказания социальной помощи

      20. Социальная помощь к памятным датам и праздничным дням оказывается по списку, утверждаемым районным акиматом по представлению уполномоченной организации либо иных организаций без истребования заявлений от получателей.
      21. Для получения социальной помощи при наступлении трудной жизненной ситуации заявитель от себя или от имени семьи в уполномоченный орган или акиму поселка, села, сельского округа представляет заявление с приложением следующих документов:
      1) документ, удостоверяющий личность;
      2) документ, подтверждающий регистрацию по постоянному месту жительства;
      3) сведения о составе лица (семьи) согласно приложению 1 Постановления Правительства Республики Казахстан N 504 от 21 мая
      2013 года "Об утверждении Типовых правил оказания социальной помощи, установления размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан;
      4) сведения о доходах лица (членов семьи);
      5) акт и/или документ, подтверждающий наступление трудной жизненной ситуации.
      22. Документы представляются в подлинниках и копиях для сверки, после чего подлинники документов возвращаются заявителю.
      23. При поступлении заявления на оказание социальной помощи при наступлении трудной жизненной ситуации, уполномоченный орган или аким поселка, села, сельского округа в течение одного рабочего дня направляют документы заявителя в участковую комиссию для проведения обследования материального положения лица (семьи).
      24. Участковая комиссия в течение двух рабочих дней со дня получения документов проводит обследование заявителя, по результатам которого составляет акт о материальном положении лица (семьи), подготавливает заключение о нуждаемости лица (семьи) в социальной помощи по формам согласно приложениям 23 Постановления Правительства Республики Казахстан N 504 от 21 мая 2013 года "Об утверждении Типовых правил оказания социальной помощи, установления размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан" и направляет их в уполномоченный орган или акиму поселка, села, сельского округа аким поселка, села, сельского округа в течение двух рабочих дней со дня получения акта и заключения участковой комиссии направляет их с приложенными документами в уполномоченный орган.
      25. В случае недостаточности документов для оказания социальной помощи, уполномоченный орган запрашивает в соответствующих органах сведения, необходимые для рассмотрения представленных для оказания социальной помощи документов.
      26. В случае невозможности представления заявителем необходимых документов в связи с их порчей, утерей, уполномоченный орган принимает решение об оказании социальной помощи на основании данных иных уполномоченных органов и организаций, имеющих соответствующие сведения.
      27. Уполномоченный орган в течение одного рабочего дня со дня поступления документов от участковой комиссии или акима поселка, села, сельского округа производит расчет среднедушевого дохода лица (семьи) в соответствии с законодательством Республики Казахстан и представляет полный пакет документов на рассмотрение специальной комиссии.
      28. Специальная комиссия в течение двух рабочих дней со дня поступления документов выносит заключение о необходимости оказания социальной помощи, при положительном заключении указывает размер социальной помощи.
      29. Уполномоченный орган в течение восьми рабочих дней со дня регистрации документов заявителя на оказание социальной помощи принимает решение об оказании либо отказе в оказании социальной помощи на основании принятых документов и заключения специальной комиссии о необходимости оказания социальной помощи.
      в пунктах 25 и 26 настоящих Правил, уполномоченный орган принимает решение об оказании либо отказе в оказании социальной помощи в течение двадцати рабочих дней со дня принятия документов от заявителя или акима поселка, села, сельского округа.
      30. Уполномоченный орган письменно уведомляет заявителя о принятом решении (в случае отказа - с указанием основания) в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.
      31. По одному из установленных оснований социальная помощь в течение одного календарного года повторно не оказывается.
      32. Отказ в оказании социальной помощи осуществляется в случаях:
      1) выявления недостоверных сведений, представленных заявителями;
      2) отказа, уклонения заявителя от проведения обследования материального положения лица (семьи);
      3) превышения размера среднедушевого дохода лица (семьи) установленного местными представительными органами порога для оказания социальной помощи.
      33. Расчет среднедушевого дохода лица (семьи) производится уполномоченным органом в соответствии с Правилами исчисления совокупного дохода лица (семьи), претендующей на получение адресной социальной помощи, утвержденной приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 28 июля 2009 года N 237-п.
 

4. Основания для прекращения и возврата предоставляемой социальной помощи

      34. Социальная помощь прекращается в случаях:
      1) смерти получателя;
      2) выезда получателя на постоянное проживание за пределы соответствующей административно-территориальной единицы;
      3) направления получателя на проживание в государственные медико-социальные учреждения;
      4) выявления недостоверных сведений, представленных заявителем.
      Выплата социальной помощи прекращается с месяца наступления указанных обстоятельств.
      35. Излишне выплаченные суммы подлежат возврату в добровольном или ином установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
 

5. Финансирование и выплата социальной помощи

      36. Социальная помощь предоставляется в денежной форме через банки второго уровня путем перечисления на банковские счета получателей, открытые в организациях, имеющих лицензии на соответствующие виды банковских операций.
      37. Социальная помощь выплачивается с учетом изменения размера месячного расчетного показателя, утверждаемого в законе о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
      38. Финансирование расходов на предоставление социальной помощи осуществляется в пределах средств, предусмотренных бюджетом района на текущий финансовый год.
 

6. Заключительное положение

      39. Мониторинг и учет предоставления социальной помощи проводит уполномоченный орган с использованием базы данных автоматизированной информационной системы "Е-Собес".
 

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.